Элективный курс «Английский язык и основы экономических знаний» в системе профильного обучения на старшей ступени гимназии
Актуальность исследования. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательных учреждений. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является ориентация образования…
ДиссертацияФормирование профессиональных качеств специалиста на начальной ступени непрерывного педагогического образования
Современная ситуация развития страны характеризуется обострением социально-экономических, политических и культурологических проблем. В этих условиях закономерно возрастают роль образования как сферы духовного производства, социальный статус учителя как субъекта педагогической деятельности. Жизнь властно диктует необходимость принципиального обновления сложившейся системы образования, что…
ДиссертацияФормирование риторической компетенции студентов-нефилологов в системе профессиональной подготовки в педагогическом вузе
Обоснование концепции исследования было представлено в докладах на научных конференциях в РГПУ им. А. И. Герцена (1993, 1995, 1997, 1998, 2001, 2004, 2005, 2006, 2007), в НИИ общего образования РГПУ им. А. И. Герцена (2002, 2005, 2006, 2007), МПГУ (2002, 2004, 2008), Армавирском государственном педагогическом университете (1994, 1995, 1997, 1998, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007), Сочинском…
ДиссертацияФормирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования
Методологической основой нашего исследования являются положения теории ценностей (Д.М.Архангельский, О. Г. Дробницкий, Э. Фромм и др.) — философские и теоретические концепции искусства и его роли в формировании ценностных ориентаций личности (Ю.Б.Борев, М. С. Каган, Д. Б. Лихачев и др.) — исследования, анализирующие с позиции педагогической аксиологии изменения, происходящие в отечественной…
ДиссертацияФормирование умений студентов в ознакомительном чтении с использованием компьютерной обучающей программы: На материале немецкого языка в неязыковом вузе
Несмотря на то, что обучение чтению получило наиболее полное освещение в методике преподавания иностранного языка (И.Л. Бим, В. А. Бухбиндер, M.JI. Вайсбурд, А. А. Вейзе, С. И. Гиндин, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, Н. С. Креленштейн, А. А. Леонтьев, М. В. Ляховицкий, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Т. С. Серова, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов и др.), до сих пор остается ряд * вопросов, побуждающих…
ДиссертацияФормирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения
Методы эмпирического уровня — изучение опыта, анкетирование, беседы, интервьюирование, изучение результатов деятельности, документации, наблюдение, педагогические измерения и статистическая обработка. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня — обобщения педагогического опыта, опытная работа, эксперимент. В исследовании выявлен ряд эмпирических…
ДиссертацияФормирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению
Изучение современных тенденций любительского хорового движения в России выявило несоответствие содержания вокально-хорового обучения в любительском хоре, его основным функциям: учебной, воспитательной, развивающей, творческой и просветительской. Уровень художественной и технической сложности репертуара, формы и методы работы над ним во многих любительских хорах не коррелируют с уровнем…
ДиссертацияФормирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры
Обращенность скульптуры к человеку (как основному объекту ее изображения), определенная ограниченность в средствах вынуждают тончайшим образом исследовать его (человека) природу, обращает к изучению жестов, движений в соответствии с их внутренними побудителями, а исследования человека в свою очередь, является основополагающей темой искусства вообще. Прямое, непосредственное соприкосновение…
ДиссертацияФормирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста
Теоретическое изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической, теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы конкретизировали…
ДиссертацияФормирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования
Во исполнение Декларации Конференции ООН по окружающей среде, Указа Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития общества» формирование экологической культуры подрастающего поколения следует признать одной из первоочередных задач. Разрешение экологического кризиса лежит не только в области…
ДиссертацияКомпьютеризация обучения как средство развития познавательной активности учащихся
Возможности компьютера как средства учебной деятельности еще до конца не раскрыты. Социально-экономическим проблемам компьютеризации в последнее время уделяется большое внимание. Несмотря на то, что указанные проблемы рассматриваются главным образом применительно к решению глобальных задач научно-технического прогресса, общая концептуальная основа подобных исследований имеет значение и для…
ДиссертацияМоделирование индивидуальных образовательных маршрутов как фактор повышения эффективности подготовки учителя технологии
Практическая значимость исследования состоит в определении методик диагностики готовности студентов к моделированию индивидуального образовательного маршрутасоздании методического обеспечения реализации технологии моделирования индивидуально-образовательного маршрута, включающего в себя а) разработку индивидуальных образовательных маршрутов по дисциплине «Графика» для студентов ФТиП 1 курса…
ДиссертацияМетодическая система формирования и развития общеучебных умений учащихся при изучении химии в общеобразовательной школе
В ходе исследования уточнены понятия «общеучебные умения», «познавательные умения», «информационно-коммуникативные умения», «рефлексивные умения» в контексте нашего исследованиясопоставлены предложенные к настоящему времени классификации общеучебных умений учащихсявыделены виды познавательных, информационно-коммуникативных, рефлексивных умений и соотнесены с соответствующими видами учебной…
ДиссертацияРазвитие диалогического мышления старшеклассников на уроках литературы (на материале произведений современной прозы)
Глубинные социально-экономические и культурно-исторические сдвиги, сопровождающие Россию в XXI веке, не могут не затрагивать сферу отечественного образования. Углубляющиеся перемены в сфере социума, науки и культуры ставят перед теорией и практикой образования такие важнейшие задачи, как расширение возможностей гуманизации и гуманитаризации содержания образования, придания ему деятельностного…
ДиссертацияРазвитие коммуникативной компетенции студентов средствами риторики в процессе изучения гуманитарных дисциплин в технических вузах
Практически любая педагогическая технология в вузе связана с формированием профессиональной компетенции будущего специалиста. Коммуникативная компетенция будущего специалиста предполагает достаточный для его успешной профессиональной деятельности уровень владения языком и речью. Проблема коммуникативной компетенции связана с общими проблемами культуры и культуры профессиональной речи в частности…
ДиссертацияСовершенствование методики преподавания раздела «линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» в системе профессиональной подготовки специалистов для вооруженных сил
Структура и содержание учебного материала каждой из дисциплин, в том числе и математики, складывались в процессе исторического развития общества. Первоначально возникшие как отвлеченные от жизненных потребностей человека теории в дальнейшем стали находить свое применение в его практической жизни. Однако научные обоснования этих теорий с течением времени не изменялись и почти полностью…
ДиссертацияПедагогические основы обучения электронике в системе непрерывной общетехнической подготовки учащихся Республики Польша
Актуальность исследования. Проблема общетехнической подготовки учащихся всегда находилась в центре внимания исследователей, однако не была приоритетной, поскольку основные усилия были направлены на решение вопросов кадровых потребностей производства, а не индивидуальных запросов личности. Общественно-экономические изменения, рост темпов научно-технического прогресса выдвинули новые требования…
ДиссертацияПедагогические основы совершенствования содержания школьного образования: На примере школьного математического образования
Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на заседаниях кафедры педагогики СОГУ, в институте усовершенствования учителей г. Владикавказа, в материалах: первой республиканской научно-методической конференции «Пути целенаправленной компьютеризации учебного процесса» (Владикавказ, 1996) — региональной научно-практической конференции «Инновационные образовательные технологии…
ДиссертацияПедагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей
Вышеизложенное позволило рассматривать музыкальное воспитание детей в семье в качестве педагогического фактора развития и саморазвития личности ребенка в музыкальной среде. Целью предложенной модели семейного музыкального воспитания становится создание и использование совокупности оптимальных условий развития музыкальных интересов, потребностей ребенка, имеющих личностный нравственно-эстетический…
ДиссертацияПедагогические технологии развития коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка: В условиях педагогического колледжа
Актуальность разрабатываемой проблемы обусловлена рядом объективных причин: неразрывная связь концепций образования и культуры, проецирование общей культуры в педагогическую сферу, пристальное внимание к коммуникативным качествам современного учителя иностранного языка в связи с утверждением коммуникативного, личностно-ориентированного, и культурологического подхода и изучению иностранных языков…
ДиссертацияОбучение школьников структурированию знаний по математике на основе использования программных средств образовательного назначения
Так, большинство авторов не выделяют структурирование в качестве самостоятельного умения и не уделяют специального внимания его целенаправленному формированию. В основном предлагается использование готовых схем для определения программы деятельности на данный этап учебного процесса, организации текущего и обобщающего повторения, определения обязательного объема учебного материала. Но как…
ДиссертацияПоэтический текст как средство развития индивидуальной культуры подростка: На материале обучения французскому языку в средней школе
Упражнения для формирования' и развития навыков. устнойи письменной речи, построенные на материале аутентичного поэтического текста, носят характер учебных или собственно коммуникативных задач, служат ознакомлению школьников подросткового возраста, с языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) материалом, побуждая их к наблюдениям, умозаключениям и выводам, давая тем самым ориентировку…
ДиссертацияПоиск национального образовательного идеала в педагогической науке и практике России XIX — начала XX вв
С другой стороны, вопросы русской национальной идентичности и идеала человека как никогда остро стоят перед нашим современным обществом. Прежние идеалы разрушились вместе с прежним государственным строем, но их разрушение не привело к идее, консолидирующей современное российское общество. Произошел отрыв значительной части нашего общества от духовно-нравственных ценностей, традиций народа. В. П…
ДиссертацияСемантическая организация лексикона младших школьников с задержкой психического развития и пути ее формирования
Наличие лексемы как таковой не означает присутствия в ее структуре всех семантических компонентов (или сем), составляющих объем понятия того или иного антонима. Это выражается в продуцировании реально существующих лексических единиц, понимание которых расходится как с языковыми нормами в целом, так и с пониманием этих лексем нормально развивающимися детьми того же возрастаотсутствие в лексиконе…
ДиссертацияТехнология обучения иностранных студентов экономической терминологии на занятиях по русскому языку
Экономическая терминология презентуется студентам главным образом на занятиях по чтению с использованием материалов по специальности. Лингводидактическую подготовку преподаватель должен начинать с осознания особенностей чтения как аспекта обучения и философских, психологических, педагогических основ для того, чтобы рассматривать умение чтения как показатель образованности и развитости человека…
ДиссертацияОрганизация учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в профильной школе
Проблема психологической, содержательной и речевой специфики детского учебного исследования по литературе. Известно, что детское ученическое мышление отличается от мышления взрослого ученого. Вместе с тем предлагаемая в изученных диссертантом документах структура детской учебно-исследовательской деятельности не отличается от ее классического научного аналога, например, от программ…
ДиссертацияПроблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена: 1887-1950
С. И. Гессен, рассматривая образование как единство обучения и воспитания, выдвинул диалектическую триаду форм образования: «играурок — творчество», переходящих друг в друга в соответствии с психофизиологическими этапами развития личности, с одной стороны, и философско-педагогическими задачами каждой из этих форм — с другой. Урок, как основная форма в рамках начального образования, представляет…
ДиссертацияУчебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников
Идея множественности знаний об одном объекте (Г.П. Щедровицкий). Исследование опиралось на использование комплекса методов: теоретических — анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, обобщение, педагогическое моделирование и проектированиеэмпирических — опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ и обобщение массового…
ДиссертацияВоспитание нравственных личностных качеств у учащихся в образовательном процессе школы
Исследованием экспериментально подтверждено единство предметного взаимодействия и нравственных поступков в деятельности. Каждое действие и предметное взаимодействие, каждого из субъектов урока одновременно является и поступком, в совершении которого формируется личность. Каждое действие-поступок направлено не только вовне, но и «внутрь» личности учащегося. В предметном взаимодействии учащийся…
ДиссертацияСтановление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия
IV. Конституирование различных секторов целостного теоретического мира, выступающих в форме его родственных, но все-таки различных ответвлений, имеющих свое конкретное предметное содержание и свою, порождающую их природу: целостная теория космического воспитания выделяется посредством диалектического отрицания положений русских космистов и космической педагогики К. Н. Вентцеля и К. Э…
Диссертация