Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На научно-методическом уровне актуальность определяется несоответствием между построением образовательного процесса в рамках реализации требований образовательной программы дошкольного образовательного учреждения по нравственному воспитанию и недостаточной методической разработанностью проблемы формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, выявлении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Осмысление проблемы формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста
    • 1. 2. Осмысление проблемы формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Методика формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Задачи и содержание экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Образование — это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Образование — это и специальная сфера социальной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры. Образование представляет единство обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Отмечая особую роль образования в формировании личности, мы подчеркиваем, что в соответствии с преобладающим естественно-научным подходом современное образование утратило свою, основную составляющую — деятельность по-развитию духовных способностей человека. Наибольшее развитие получилаего материальная сторона. Практически вся система образования занята созданием образа материального мира в ущерб созданию* образа духовного человека, живущего в материальном мире.

Молодое поколение постепенно утрачивает духовно-нравственные ценности, в большинстве своем оно стремится к тенденциям развития, диктуемым «модой». Жизненными ориентирами выступают материальные ценности, духовные ценности растворяются и перестают быть стремлением к идеалу. В настоящее время формирование духовно-нравственной личностицель светского воспитания: Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формированияу растущего человека нравственных ценностей, связанных с такими понятиями, как совесть, доброжелательность,.доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т. д. Начинать данную работу необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок вооружается способами познания и взаимодействия с миром, усваивает нормы и правила поведения в обществе.

Актуальность на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между общественной потребностью в обогащении духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста за счет осознания и принятия духовно-нравственных ценностей и неподготовленностью педагогических работников дошкольного образовательного учреждения и родителей к реализации данной потребности. В связи с этим социально-педагогическую значимость приобретает поиск путей развития духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста, эффективных педагогических условий формирования духовно-нравственных основ с опорой на духовно-нравственные ценности.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по вопросам формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что проблема духовно-нравственного воспитания находится в центре научных интересов отечественных и зарубежных ученых. Имеющиеся работы преимущественно' ориентированы на нравственное воспитание (А.В. Булатова, A.M. Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, В. И. Логинова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, Л. Пеньевская, Т. И. Пониманская, В. Г. Фокина,), содержательные подходы в области нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О. С. Богданова, Т. А. Ильин, И. А. Каиров, А. П. Кондратюк, Б. Т. Лихачев, А. И. Мищенко, И. И. Подласый, В. А. Сластенин, Е. И. Шиянов, Н. Л. Худякова и др.), духовно-нравственного воспитания (М.Н1 Орлова, М. А. Скребцова, Л. В. Кокуева, А. Лопатина, Н. П. Шитякова, В. Д. Ширшов и др.). Однако, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных формированию духовно-нравственных основ личности ребенка, недостаточно, имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание и немногие из них выделяют взаимосвязь двух составляющих — «духовности» и «нравственности». В связи с этим возникает потребность изучения, теоретического обоснования возможности и необходимости формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста.

На научно-методическом уровне актуальность определяется несоответствием между построением образовательного процесса в рамках реализации требований образовательной программы дошкольного образовательного учреждения по нравственному воспитанию и недостаточной методической разработанностью проблемы формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, выявлении эффективных педагогических условий. Педагогами разработаны программы и педагогические технологии духовно-нравственного воспитания (М.Н. Орлова, М. А. Скребцова, JI.B. Кокуева, А. Лопатина, Н. П. Шитякова и др.), предназначенные для разных возрастов. До настоящего времени возможности построения процесса формирования духовно-нравственных основличности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях использовались недостаточно. Причиной этого является отсутствие в существующих исследованиях содержательной характеристики духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, а также неразработанность содержательного аспекта формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, адаптации содержания имеющихся программ и технологий к детям старшего дошкольного возраста.'.

Обозначенные противоречия помогли выявить проблему исследования которая заключается в формировании духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия-определили тему нашего исследования: «Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста».

Цель исследования — выявить и экспериментальным путем определить эффективность влияния педагогических условий на формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования — процесс духовно-нравственного воспитания личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования — педагогические условия формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: возможно, процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективен при использовании следующих педагогических условий: активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность, (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;

— формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста;

— разработке и внедрении методики формирования духовно-нравственных основ • личности ребенка старшего дошкольного возраста, направленной на развитие следующих компонентов. духовно-нравственной сферы старшего дошкольника: когнитивногопредусматривающего формирование представлений о душе, духовно-нравственных ценностях, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведенияэмоционально-ценностного, направленного на развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенкомповеденческого, предусматривающего формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной? направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы исследования в философской, психолого-педагогической литературе, уточнить понятие «формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста», конкретизировать понятия «духовно-нравственная сфера личности ребенка старшего дошкольного возраста» и «духовно-нравственные основы личности ребенка старшего дошкольного возраста».

2. Разработать диагностический инструментарий по изучению духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста и определить уровень развитияее основных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого — в условиях дошкольного образовательного учреждения.

3. Разработать методику организации работы поформированию духовно-нравственных основ-, личности ребенка старшего дошкольного возраста для дошкольных образовательных учреждений с учетом выделенных компонентов.

4. Выявить педагогические условия, направленные на формирование духовно-нравственных основличности ребенка старшего дошкольного возраста^ экспериментальнопроверить эффективность их воздействия на. личность ребенка-. «.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили: философская? ценностная концепции духовности- (Р.ГЛ Апресян), энергетическая: концепция духовности (П.И. Госьков) — работы, посвященные пониманию сущности духовности, как утверждения высших нравственных ценностей (концепцияJI.A. Байкова, Г. В. Осипов и др.), этическая концепция духовности (Л.К. Гребенкина, Э. Ильенков, А. К. Уледов и др.) — работы, посвященные закономерностям и движущим силам психического развития ребенка дошкольного возраста, развитию личности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Н. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — психологические концепции, раскрывающие ведущую роль общения в развитии личности ребенка дошкольника (М.И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др.) — теории в области ведущей деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — теории в области нравственного воспитания (Н.Ф.Виноградова, Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, A.M. Шемшурина и др.) — теории в области духовно-нравственного воспитания: (Т.П. Грибоедова, П. Д. Дженкинс, Т. Н. Петракова, Л. В. Кокуева, А. Лопатина, М. Орлова, Н. Султанова, М. Скребцова, Н. П. Шитякова, В. Д. Ширшов и др.) — личностно-деятельностный подход (Э.В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — личностно ориентированный (Н.А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, BtB. Сериков и др.) — аксиологический подход (Т.И. Бабаева, С. А. Смирнов, Н: Л. Худякова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, систематизация, моделирование) — эмпирические (изучение педагогического опыта дошкольных образовательных* учрежденийбеседа, тестирование, педагогическое наблюдение):

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе негосударственных дошкольных образовательных учреждений открытого акционерного общества «Российские железные дороги» — «Детский сад № 254, 255, 256» г. Комсомольска-на-Амуре. Вэксперименте принимали участие 106 детей старшего дошкольного возраста, из них 53 ребенка (23 девочки, 30 мальчиков) — - воспитанники «Детского сада № 254», опытная' группа- 18 детей (10 девочек, 8 мальчиков) — воспитанники «Детского сада № 255», контрольная группа- 35 детей (19 девочек, 16 мальчиков) — воспитанники «Детского сада № 256», контрольная группа.

Исследование осуществлялось в 3 этапа.

Первый этап (2004;2006 гг.) — поисково-теоретический. Осуществлялось теоретическое осмысление проблемы формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Были определены цель, объект, предмет исследования, выдвигалась рабочая гипотеза. На основании изучения существующих теорий формулировались исходные позиции исследования, разрабатывался понятийный аппарат исследования. Создавалось теоретическое обеспечение исследования проблемы (обосновывался выбор методологических подходов, формулировались их ключевые позиции). Проводился констатирующий этап эксперимента по изучению развития духовно-нравственной сферы личности ребенка старшегодошкольноговозраста в условиях дошкольного образовательного-учреждения. На основании изученных подходов к духовно-нравственному воспитанию, формированию духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольника была разработана методика формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Второй этап (2006;2007 гг.) — опытно-экспериментальный. Включал проверку гипотезы, уточнение этапов, проведение формирующего эксперимента, в процессе которого > была адаптирована методика формирования духовно-нравственных основ, личности ребенка старшего дошкольного возраста, проверены педагогические условия, способствующие эффективному формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. Осуществлена проверка и уточнение полученных в ходе исследования выводов.

Третий этап (2007 — 2008 гг.) — заключительно-оценочный. Осуществлялось обобщение и описание полученных в ходе экспериментальной работы результатов, были проанализированы результаты формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, сформулированы выводы по работе, оформлены результаты диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Определена возможность и необходимость формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений на основе анализа различных подходов: личностно ориентированный, личностно-деятельностный, аксиологический.

2. Определена взаимосвязь и взаимообусловленность понятий «духовность» и «нравственность» относительно ребенка старшего дошкольного возраста. В духовности мы усматриваем все то, что относится к душе человека1, это понимание и* принятие ребенком на элементарном" уровне еесущностидуховно-нравственных ценностей. Под нравственностьюмы понимаем утверждение в личности-определенного набора качеств, которые находят свое выражение в. практической деятельности ребенка, при его взаимодействии с окружающим миром с опорой на духовно-нравственные ценности.

3. Доказано позитивное влияние педагогических условийна формирование духовно-нравственных основ, личности ребенка старшего дошкольного возраста:

— активное включение личности ребенка старшего дошкольного5 возраста в деятельность (игру, познание, общение) способствует принятию ребенком духовно-нравственных ценностей-,.

— формирование представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка^ старшего дошкольного возрастаи.

— разработка и внедрение методики организации работы по формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, содержащей следующие формы: фронтальную (со всей группой), подгрупповую (8−12 детей), индивидуальную (с каждым ребенком в отдельности по мере необходимости) — методы: организации практического опыта, формирования нравственного сознания (метод организации деятельности, коллективная игра, разъяснение, беседа), доверительного взаимодействия (уважение, обсуждение), пример, упражнение, чтение и просмотр сказок, участие в русских народных праздниках, приучение, руководство деятельностью, пример взрослого и детей, идеального героя, поощрениепедагогические средства: тематические занятия в форме игр-экспериментов, игры-эксперименты, игровые ситуации, поручения коллективного характера, средства художественного искусства (сказки, поговорки, высказывания-мудрецов, философов), практические* занятияпри совместном участии детей и родителей в форме игр-тренингов1 «Открой1 мне свой мир», русские народные праздники.

4. Разработан диагностический инструментарий по изучению духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста: беседавыделены, критерии, показатели, уровни духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Конкретизировано понятие «формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольноговозраста», под которым понимается целенаправленный процесс развития и становления личности ребенка старшего дошкольного возраста под влиянием воспитания, обучения и социальной среды, направленный на развитие духовно-нравственной сферы, а именно ее основных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого, — выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

2. Конкретизировано понятие «духовно-нравственная сфера личности ребенка старшего дошкольного возраста», под которой понимается область развития личности, представляющая собой совокупность содержательных характеристик: становление сознания на основе понимания и приятия своего внутреннего мира — души, духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качествразвитие нравственных переживаний и чувствформирование нравственного поведения, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром.

3. Теоретически обосновано использование при формировании духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста совокупности выявленных педагогических условий, которые позволяют переосмыслить: педагогическимработникам ДОУ и родителям воспитание личности.1 ребенкадошкольного" возрастас опорой на*- духовно-нравственные ценности российского общества:

4. Втеорию дошкольного воспитания" предложены обоснованные. теоретические положения методики, направленной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы старшего дошкольника: когнитивного, направленного на формирование представлений о душе, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведенияэмоционально-ценностного.- представляющего собой развитие эмоционального отношения? к нравственным нормам и принятию' их ребенкомповеденческогопредусматривающего «формирование: нравственного5 поведенияв ситуации: морального выбора-, нравственно» направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

Практическая значимость «исследования:

1. Внедрены педагогические условия, способствующие эффективному формированию духовно-нравственных основ личности ребенка, старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения: активное включение ребенка в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию им духовно-нравственных ценностейиспользование средств художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка за счет приобщения детей к миру духовно-нравственных ценностей, норм поведенияпостроение и внедрение методики формирования духовно-нравственных основ с опорой на основные компоненты духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Апробирована методика организации, работы по формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения с опорой на развитие следующих компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого.

3. Материалы исследования могут применяться в практике дошкольного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения со стороны педагогических работников, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, при обучении студентов педагогических колледжей и вузов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и выводов подтверждается методологической обоснованностью поставленной в диссертации проблемы с опорой на данные гуманитарных наукприменением взаимосвязанного1 комплекса теоретических иэмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованиясистематически проводимыми диагностическими срезами в экспериментальной и контрольных группахиспользованием сравнительного анализа на всех этапах исследованиявысокой востребованностью результатов исследования в практике дошкольного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством:

— публикации результатов исследования в научных журналах и сборниках. Основные теоретические положения работы и результаты исследования отражены в научных сборниках по результатам: трёх Международных научно — практических конференциях (Комсомольск-на-Амуре, 2004; Челябинск, 2006; Белгород, 2007), пяти Всероссийских научно-практических конференциях (Челябинск, 2005; Красноярск, 2005; Екатеринбург, 2006; Уссурийск, 2008; Тобольск, 2008), четырех региональных научно-практических конференциях (Комсомольск-на-Амуре, 2007; 2009; Тобольск, 2009). Две работы представлены в издании, рекомендованном ВАК для публикации основных диссертационных исследований (Москва, 2008; 2009).

— отчетов на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.

Идеи и практические результаты опытно-поисковой деятельности легли в основу разработки «Программы развития НДОУ «Детский сад № 254 ОАО «РЖД» на 2007;2010 год». По результатам проделанной работы в 2006 году детский сад стал лауреатом конкурса «Образовательное учреждение года», в 2009 году в краевом конкурсе «Образовательное учреждение ОАО «РЖД» стал победителем. В этом детском саду приоритетным направлением работы выступало духовно-нравственное воспитание.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В настоящее время, российское общество нуждаетсяв формированиидуховно-нравственных основ личности ребенка, начиная с дошкольного возраста, за счет принятия им духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качеств для последующего перехода в практику собственного поведения. При этом под духовно-нравственными основами мы понимаем совокупность приобретенных базовых компонентов личности ребенка в рамках развития его духовно-нравственной сферы, обеспечивающих дальнейшее познание самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

2. Конкретизируем, что духовно-нравственная сфера личности ребенка старшего дошкольного возраста — это область развития личности, предусматривающая собой совокупность ее содержательных характеристик: становление сознания на основе понимания и приятия своего внутреннего мира — души, духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качествразвитие нравственных переживаний и чувствформирование нравственного поведения, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром.

3. Конкретизируем, что формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста — это целенаправленный процесс развития и становления личности" ребенка старшего дошкольного возраста под влиянием воспитанияобучения и социальной среды, направленный на развитие духовно-нравственной сферы, а именно^ ее основных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

4. Считаем, что позитивное формирование духовно-нравственных основ личности ребенка-старшего дошкольного возраста обеспечивается за счет внедрения выявленных педагогических условий:

— активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую' принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;

— формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста;

— внедрении методики формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, ориентированного на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы старшего дошкольника: когнитивного, направленного на формирование представлений о душе, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведенияэмоционально-ценностного, развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенкомповеденческого, предусматривающего формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками. Эти компоненты обеспечивают эффективное формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (190 наименований), приложений. Текст иллюстрирован таблицами, отражающими основные положения и результаты исследования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Экспериментальная работа, представленная во второй главе, была направлена на проверку выдвинутой гипотезы о целесообразности использования педагогических условий для эффективного формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста.

1. Экспериментальная работа включала три основных этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Результаты констатирующего этапа показали невысокий уровень сформированности духовно-нравственной основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, представленных совокупностью компонентов духовно-нравственной сферы: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого, что обусловлено в значительной степени неэффективностью построения^ работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Это* свидетельствует о необходимости использования эффективных педагогических условий при формировании духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, одним из которых является разработка методики формирования духовно-нравственных основ.

2. В процессе формирующего этапа эксперимента были использованы следующие педагогические условия, направленные на формирование духовно-нравственных основ и обеспечивающие: активное включение ребенка в деятельность (игру, познание, общение), способствующее принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;

— формирование представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющие на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста;

— реализацию методики формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, ориентированной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной сферы старшего дошкольника: когнитивного, направленного на формирование представлений о душе, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведенияэмоционально-ценностного, развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенкомповеденческого, предусматривающего формирование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

3. Сравнительный анализ нулевого и контрольного срезов показал, что в экспериментальной группе, где были использованы выше перечисленные педагогические условия, большинство детей достигло желаемого уровня сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого компонентов духовно-нравственной сферы личности старшего дошкольника.

4. Полученные результаты формирующего эксперимента были подвергнуты сравнению и анализу, имеющаяся динамика результатов позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе был проведен анализ проблемы формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста. На теоретическом и эмпирическом уровнях нами был рассмотрен вопрос формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, а также экспериментальным путем проведена проверка отдельных положений и аспектов. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и определили следующие выводы.

1. Теоретическое изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста, позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической, теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы конкретизировали понятие «духовно-нравственная сфера личности ребенка старшего дошкольного возраста», под которым понимаем область развития личности, предусматривающая совокупность ее содержательных характеристик: становление сознания на основе понимания и принятия своего внутреннего мира — души, духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качествразвитие нравственных переживаний и чувствформирование нравственного поведения, выступающих мотивацией к дальнейшему познаниюсамого себя, отношений с окружающим миром. Уточнено понятие «формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста», под которым понимаем целенаправленный процесс развития и становления личности ребенка старшего дошкольного возраста под влиянием воспитания, обучения' и социальной среды, направленный на развитие духовноО-нравственнйо сферы, а именно ее основных компонентов: когнитивного, эмоциональноценностного, поведенческого, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

2. Доказано, что выявленные и используемые педагогические условия способствовали эффективному формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста:

— активное включение личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей;

— формирование представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста;

— разработка и внедрение методики формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного^ возраста, ориентированной на развитие следующих компонентов духовно-нравственной. сферы старшего дошкольника: когнитивного, направленного на формирование представлений о душе, духовно-нравственных ценностях, нравственных качествах, осознании нравственных нормах поведенияэмоционально-ценностного, направленного на развитие эмоционального отношения к нравственным нормам и принятию их ребенкомповеденческого, предусматривающего формирование нравственного поведенияв ситуации морального. выбора, нравственной* направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

3. Разработан диагностический инструментарий-по изучению духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста и определен уровень" развития ее основных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого — в условиях дошкольного образовательного учреждения.

4. Разработана методика по формированию духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, содержащей следующие формы: фронтальную (со всей группой), подгрупповую (8−12 детей), индивидуальную (с каждым ребенком в отдельности по мере необходимости) — методы: организации практического опыта, формирования нравственного сознания (метод организации деятельности, коллективная игра, разъяснение, беседа), доверительного взаимодействия (уважение, обсуждение), пример, упражнение, чтение и просмотр сказок, участие в русских народных праздниках, приучение, руководство деятельностью, пример взрослого и детей, идеального героя, поощрениепедагогические средства: тематические занятия в форме игр-экспериментов, игры-эксперименты, игровые ситуации, поручения коллективного характера, средства художественного искусства (сказки, поговорки, высказывания мудрецов, философов), практические занятия при совместном участии детей и родителей в форме игр-тренингов «Открой мне свой мир», русские народные праздники.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира Текст./В.В. Абраменкова. — М.: Эко, 1999. — 224с.
  2. , Ф., Селесник, Ш. Человек и его душа: познание и вречевание от древности и до наших дней Текст./Ф. Александер. М., 1995 — 263с.
  3. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учебник для вызов. Текст./А.Г. Асмолов — 2-е изд., перераб. М.: Смысл. 2001.-415с.
  4. , Б.Г. Психология чувственного познания. Текст./Б.Г. Ананьев -М.: АПН, 1960.-488с.
  5. , В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс Текст./В.И. Андреев Кн. 2. — Казань: Изд-во КПУ, 1998. — 318с.
  6. , В.И. Педагогика: учебн. для высш. учебн. учр-ий. Текст./В.И. Андреев М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 578с.
  7. С.Ф. Духовные ценности: Производство и потребление Текст./С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988 — 253с.
  8. , Т.М. Душа и тело: (О самовоспитании личности). Текст./Т.М. Афанасьева М.: Мол. гвардия, 1990. — 240с.
  9. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект)'. Текст./ Ю. К. Бабанский М.: Педагогика, 1982. — 192с:
  10. , Ю.К. Оптимизация^ учебно-воспитательного процесса: Метод, основы Текст. /Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 376с.
  11. , В.А. Теория и практика духовно-нравственного, становления развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Дис.. д-ра пед. наук. Текст./ В. А. Беляева М., 1999.
  12. , Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды/Ред. Д. И. Фельдштейн. Текст./ Л. И. Божович М.: Ин-т практ. психологии. 2001. -532с.
  13. , Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды/Ред. Д. И. Фельдштейн. Текст./ Л. И. Божович М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЭК. 1995. — (Психологи отечества). — 349с.
  14. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. Исследование. Текст./ Л. И. Божович — М.: Просвещение. 1968. — 464с.
  15. , Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для вузов / ред. В. А. Сластенина, И. К. Колесникова. м.: Академия. 2006. -285с.
  16. Л. Концепция воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения Текст./Л. Болотова // Школа духовности. -1997. № 2.
  17. .П. Структура процесса воспитания. Текст./Б.П. Битинас -Каунас :Гивиеса, 1984. 190с.
  18. , Е.А. О психическом развитии ребенка. Текст./Е.А. Бондаренко. М.: Просвещение, 1974 г. — 471с.
  19. , Р.С., Година, Г.Н., Шатова, А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Текст./Р.С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова М., 1989. — 344с.
  20. , Г. Э., Кемеров, В.Е. Духовность и рациональность. Текст./Г.Э. Бурбулис, В. Е. Кемеров М.: Знание, 1986. — 94с.
  21. , Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры Текст./Л.П. Буева // Вопросы философии. 1996. № 2.
  22. , Л., Мишлин, С.Ж. Большая энциклопедия Сущности / Перев. С фр. Текст./ Л. Бурбо, С. Мышлин М.: ООО Издательский дом «София», 2005.-416с.
  23. Большой-толковый психологический словарь/ Робер Артур. Том. 1.
  24. А-О): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 592с.
  25. , Н.Ф. Философия: Учебное пособие для вузов Текст./Н.Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 428с.
  26. , Р. Развитие Я — концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-420с.
  27. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. Текст./Г.М. Бреслав М.: Педагогика, 1990. -140с.
  28. , Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Текст./Е.Н. Водовозова 7-е изд. — СПб., 1913. —241с.
  29. Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Проколиенко, JI.H. -К.: Рад. шк., 1990.-368с.
  30. , JI.C. Собрание сочинений. Текст./Л.С. Выготский. В б.т. -М.: Педагогика. Т.4. Детская психология, 1984. 432с.30.* Вишев, И. В. Проблемы личного бессмертия Текст./И.В. Вишев -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 246с.
  31. Всемирная энциклопедия. Философия XX век. Сост. Грицанов, А.А. М.- 2002. — 976с.
  32. Всемирная энциклопедия: Философия /Главный научный редактор и составитель Грицанов, А.А. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312с.
  33. , А. Психическое развитие ребенка Текст./А. Валлон. М., 1967. — 444с.
  34. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада Текст./Буре, Р.С., Виноградова, А. М'., Година, Г. Н. и др.- Под ред. Виноградовой, A.M. М.: Просвещение, 1980. — 233с.
  35. , Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду. Текст./Н.А. Ветлугина М., 1989. — 370с.
  36. , JI.C. Избранные психологические труды: В 2 т. Текст./Л.С. Выготский, М., 1986. — Т. 2.
  37. , В. Мораль и социальная психика. Текст./В. Вичев М., 1978. -299с.
  38. , Л.С. Собрание сочинений. Детская психология. Т.4, Текст./Л.С. Выготский, М., 1984. — 745с.
  39. , Л.К. Духовность — позиция ценностного сознания Текст./ Л. К. Гребенкина М., 2003. — 264с.
  40. , Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Текст. / Н.К. гончаров: М., «Педагогика», 1974. — 272с.
  41. , П.И. Информационно-энергетические основы духовности современного человека. Ч.2./Алт. гос. техн. унгт. И. И. Ползунова. Текст./ П. И. Госьков Барнаул: АлтГТУ, 2001. — 50с.
  42. Гуманистические* традиции и проблемы", духовного развития ребенка: Материальт Всерос.. науч.-практ. конф. / Башк. гос. пед. ун-т- Под ред. Ардашировой- А. Т. Уфа, 2000- .- 117с.
  43. , Ф.А., Попов, В.Д. Духовность сущность человека: Текст./Ф.А. Гайсин, В. Д. Попов — Уфа: Центр культуры Мн-ва нар. образования РБ- Гос. респ. из-во «Башкортостан», 1995. — 119с.
  44. , И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Текст./И.Ф. Гербарт. Т.1. М-: Учпедгиз Наркомпроса РСФСР, 19 401 — 292с.
  45. , А.И. О воспитании и образовании / Герцен Л. И., Огарев Н. П. СПб. М-: Педагогика- 1990. — 363с.
  46. Грибоедова, Т. П. Педагогические условия-подготовки учителя к духовно-нравственному развитию учащихся: Дне.. канн. Пед. наук. Текст. /Т.П. Грибоедова. Томск, 2000-
  47. , П.С. Философский словарь. Текст./П.С. Гуревич М.: Олимп, 1997.-320с.
  48. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. с-во. России, 1998. — 336с.
  49. , Л.П. Резервы человеческой психики Текст./Л.П. Гримак. М.: Издательский центр Академия, 1998. — 365с.
  50. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. /В.В. Давыдов. -М.гИНТОР, 1996.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения. Текст./В.В. Давыдов -М., 1989.
  52. Дженкинс, Пегги Дж. Воспитание духовности у детей / Перев. С англ. -М.: ООО Издательский дом «София», 2004. — 244с.
  53. , О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. Текст./О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева-М.: Педагогика, 1984. — 127с.
  54. Дошкольная педагогика / Ядешко, В.И., Сохин, Ф.А., Ильина, Т.А. и др.- Под ред. Дцешко, В.И., Сохина, Ф.А. М.: Просвещение, 1978. — 416с.
  55. , А.Н. История педагогики : Учебное пособие для вузов. Текст./А.Н. Джуринский М.: Владос, 2000. — 432с.
  56. , А.Н. Развитие образования в современном мире : Учебное пособие: Текст./А.Н. Джуринский М.: Владос, 1999. — 200с. — (Учебное пособие для вузов).
  57. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе: Из опыта работы православной педагогики/Институт повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2001. — 95с.
  58. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сб. практ. материалов. — М.: Изд-во «Практика 2000», 2002. 59с.
  59. Диагностика в детском саду. М., Просвещение, 2000. 340с.
  60. , И. Духовность как ответственность/ Игумен Евмений: «Свет православия» Макариев-Решемский мужской монастырь. Родник, изд. Макариев-Решемской Обители, 2000. — 153с.
  61. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Текст. / В. В. Зенковский, Отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1996.-272с.
  62. Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Текст./Е.И. Зейлигер-Рубинштейн JL: Изд-во ЛГУ, 1978с.-108с.
  63. , P.M. Доверие души. Текст./Р.М. Загайнов. М., 1986. — 74с.
  64. , К.Э. Психология эмоций Текст./ К.Э. Изард- СПб.:Питер. 1999. (мастера писхологии). — 460с.
  65. История педагогики: учебное пособие педагогического института. — М.: Просвещение, 1981. —367с.
  66. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для педагогических учебных заведений/ под общ. ред. Пискунова, А.И. 3-е изд.-М: Сфера, 2006.-496с.
  67. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Мчедлидзе, И.Б. и др.- Под ред. Колмаковой, М.Н., Логиновой, В: И. 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 446с.
  68. , Э.В. Философия и культура: Сборник. Текст./Э.В. Ильенков — М.: Политиздат, 1991.- 462с.
  69. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Лыков, С.В., Волобуева, Л. М-- Под ред. Егорова, С.Ф. М-: Издательский центр «Академия», 1999.- 520с. • .
  70. , А.В. Психология. Текст./А. В. Ильин: М.: Просвещение, 1999. -280с:
  71. , В. Нравственная? культура: человечность и гражданственность Текст./В. Иванов // Нравственная культура: сущность, содержание, специфика. Вильнюс, 1981. С. 63.
  72. , Г. М., Кождаспирова, А.Ю. Педагогический словарь. Текст./Г.М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176с.
  73. , Ю.С. Общество и личность в православной философии. Текст./Ю.С. Комаров — Казань: Изд-во ун-та, 1991. 192с.
  74. , H.JI. Мир детских эмоций. Дети 5−7 лет. Текст./Н.Л. Кряжева — Ярославль: Академия развития, 2000. 160с.
  75. , F.F., Шевцов, Е.В. Философский словарь: Справочник. Текст./Г.Г. Кириленко, Е. В. Шевцов — М.: Аст- Слово, 2002. 704с.
  76. Краткий словарь по философии / Под ред. Блауберга, И.В., Пантина, И.К. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. — 431с.
  77. , П.А. История педагогики: Учебник / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева 5-е изд., доп. и перераб. — М: Просвещение, 1982. — 447с.
  78. , М.С. О духовном Текст./М.С. Каган // Вопросы философии. 1989. № 9.С.93.
  79. , С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Текст./С.А. Козлова М., 1988.-482с.
  80. , A.F. Психология личности. Текст. /А.Г. Ковалев. М., 1970. -293с.. '. -.-у
  81. , И.А. Азбука нравственного воспитания Текст./И-А. Каиров -. М., 1975.- 170с.
  82. , Д.И. История педагогики: История образования и пед. мысли: Учебн. пособие для вузов. Текст. /Д.И. Латышина. М.: Гердарики, 2002. -604с.
  83. , Д.Н. Детская и педагогическая психология Текст./Д.Н. Левитов -М, 1964.-540с.
  84. Д.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: Комплексное решение проблемы. М.: Планета 2000, 2003. — 63с.
  85. A.M. Морально-этические традиции: Общее и национально-региональное // Педагогика. 1994. — № 5. — с. 101−104.
  86. , А.Н. Избранные психологические произведения, в 2-х т. Текст. /А.Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. Т.2. С. 318.
  87. , К. О предопределенности. Текст. /К.О. Лейбниц М.: Просвещение, 1992.
  88. , Р.Л. Духовность и бездуховность личности Текст./Р.Л. Лившиц -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 152с.
  89. , А., Скребцова, М. 600 творческих игр для^ больших и маленьких Текст./А. Лопатина, М. Скребцова М: Амрита — Русь, 2004. -320с.
  90. , А., Скребцова, М. «Азбука мудрости» Текст./А. Лопатина- М. Скребцова М.: Сфера, 1999. — 576с. — (Серия «Книга для занятий по духовному воспитанию», Книга V).
  91. , А., Скребцова, М. «Счастье семьи» Текст./А. Лопатина, М. Скребцова М.: Сфера, 1999. — 32с.
  92. А.А. Детская психология Текст.: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ А.А. Люблинская- М.: Просвещение, 1971.-415с.
  93. , Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. Текст./Е.М. Махаров- М.: Знание, 1986. 63с.
  94. , B.C. Психология дошкольника Текст./ B.C. Мухина М.: Просвещение, 1975 — 239с.
  95. , А.Г. Общая психология. Текст./ А. Г. Маклаков М.: Просвещение, 2004 г. — 562с.
  96. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников Текст./И.С. Марьенко. -М.: Просвещение, 1980. 183с.
  97. , В.Г. Нравственное воспитание в детском саду Текст. /В.Г. Нечаева М., 1975. — 287с.
  98. , Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. Текст./ Н.И. непомнящая М., 1992. — 354с.
  99. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Текст./Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И. и др.- Под ред. Нечаевой, В.Г., Марковой, Т.А. — 3-е изд. М.: Просвещение, 1984. — 272с.
  100. Нравственное воспитание в детском саду. Текст./ Нечаевой, В.Г., Марковой, Т.А. М., «Просвещение», 1975. 256с.
  101. Нравственное воспитание детей в семье. Под ред. Дрозда, JI.H., Щирякова, Н. Н. Мн., «Нар. асвета», 1976. 192с.
  102. Нравственно-этическое воспитание ребенка в детском саду Текст./ Ветлугина- Н.А., Казакова- Т.Г., Пантелеева- Г. Н. и др.- Под ред. Ветлугиной, Н.А. М.: Просвещение, 1989: — 79с.
  103. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Текст./ Козлова, С.А., Дедовский, Н.К., Калишенко, В.Д.- Под ред. Козловой, С.А. М.: Академия, 2002. — 188с. — (Высшее образование).
  104. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М., 1979. — 234с.108: Нелетов, И. З. Философия / И. З. Нелетов. М.: ИНФРА — М, 2007. -400с.
  105. , Р.С. Психология. Учеб. для студентов, высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. Текст./ Р. С. Немов М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496с.
  106. Новая философская энциклопедия в 4 т. Т.1.: А-Д Мысль, 2000. — 721с.
  107. , Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. М.: Владос, 2002. — 256с.
  108. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека Текст./Н.Д. Никандров// Педагогика. 1998. — № 9−10. — с. 3−8
  109. Н.Д. Нравственные уроки православия Текст./Н.Д. Никандров // Педагогика. 1997. — № 3. — с. 3−9
  110. , Г. В. Россия: новый курс Текст. / Г. В. Осипов // Завтра. 1996. № 1 (109).
  111. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / По ред. Эльконина, Д.Б., Венгера, A.JI. М.: Педагогика, 1988. 135с.
  112. Основы философии: учебник / под общ. ред. Ерынена, А.Е. М.- Ростов-на-Дону, Наука — Пресс, 2007. — 448с.
  113. , Э.В. История и философия науки: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / Э. В. Островский. М.: ЮНИТИ, 2007. — 160с.
  114. В. Введение в общую дидактику /Пер. с польск. Текст. / В. Оконь М.: Высшая школа, 1990. — 382с.
  115. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи/ Под ред. Конаникина, П.В. — М.- Серпухов: Моск. обл. пед. колледж, 1996. 118с.
  116. , А.П., Этштейн, М.З. Томская семья особенности развития и формирования нравственной культуры личности Текст./ А. П. Ошепкова /Из-воТом. ун-та, 1995. 112с.
  117. , Д. Размышляя о духовном Текст./ Д. Оуэн: СПб.:Мирт, 2000. -59с. (Христианские мыслители). ISBN 5−88 869−064−3.
  118. Островская, Л. Ф: Беседы с- родителями о нравственном воспитании дошкольников. Текст./ Л. Ф. Островская М., 1987. — 402с.
  119. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: Метод, рекомендации по изучению спецкурса/Авт.-сост. Л. В. Сибилева: М-вообразования Рос. Федерации. Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ. 2003. -54с.
  120. , А.В. Быть личностью Текст. / А. В. Петровский. М.: Педагогика. 1990. — 110с.
  121. , К.К. Структура и развитие личности. Текст./ К. К. Платонов М., 1986. 542с.
  122. Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа. /Под ред. Фадеева, В. А. Рязан. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 1996. — 144с.
  123. Простые беседы о нравственности. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2000. 317с.
  124. Простые беседы о нравственности. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин жен. монастырь, 1996. 560с.
  125. Проблема сущности человека и типа личности: Материалы 1 регион. Межвуз. научн-практ. конф., 20 дек. 2000 г. / Челяб. гос. пед. ун-т: Ред.: В. Я. Рушанин, Н. А. Фомин, В. И. Липский, В. А. Черкасов, Ш. Ш: Хайрулин. -Челябинск: ЧГПУ, 2001. 228с.
  126. Полная популярная-иллюстративная библейская энциклопедия. М.: ООО «Издательство Артель»: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. 720с.
  127. Психологический словарь /Под ред. Давыдова, В.В., Запорожца, А.В., Ломова, Б.Ф. и др.- Научные исследования института общей и педагогической психологии Академия педагогических наук СССР. — М.: Педагогика, 1983.-448с.
  128. Педагогический^энциклопедический словарь / Гл. ред. Бим-Бад, Б.М.- Педкол.: Безруких, М.М., Болотов, В.А., Глебова, Л.С. и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528с.
  129. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. — 80с.
  130. , А.В. Психология: учеб. для вузов Текст. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 7-е изд., стер. — М.: Академия. 2007. — 501с.
  131. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — (Над чем работают и спорят, философы). — 255с.
  132. , Г. И. Избранные педагогические произведения: В 3 т. / Г. И. Песталоцци- Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1961−1965. Т.2. -560с.
  133. Программа: «Рудуга» / Под ред. Дороновой, Т.Н. (старшая группа, подготовительная группа), М.: Просвещение, 1994. 408с.
  134. , Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дис. д-ра. пед. наук. Текст./ Т. И. Петракова М., 1999. — 168с.
  135. Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. — М.: Импэто, 1997.-96с.
  136. Психология личности в трудах отечественных психологов /сост. Л. В. Куликов. Текст./ Л. В. Куликов СПб.: Питер. 2000. — (Хрестоматия по психологии). — 476с. .
  137. Подласый И: П. Педагогика: в 3-х кн, кн. 1: Общие основы: учеб. Для студентов вызову обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И. П. Подласый. -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 527с.
  138. , И.П. Педагогика: Учебник для вузов. Текст. /И.П. Подласый -М.: Высшее образование, 2006: — 540с.
  139. , К.К. Структура и развитие личности. Текст. /К.К. Платонов -М.: Наука, 1986.-254с.
  140. Рахимов- А. З: Словарь. справочник по нравологии Текст., / А.З. Рахимов- Уфа: Изд-во «Творчество», 2000.
  141. Русские обычаи и обряды / Н. А. Юдина. М Вече, 2006. — 320с.
  142. , С.Л. Основы общей психологии. В 2.т. Т.1. Текст. /С.Л. Рубинштейн — М.: Педагогика, 1989. — 448с.
  143. , А.А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. Текст./ А.А. Радугин- 6-е изд. М.: Центр, 2001. — 272с.
  144. , А.В. Философия: учебное пособие для студентов вузов Текст./
  145. A.В. Разин. М.: Гардарики, 2006. — 464с.
  146. , О.В., Сисинова, И.В. Нравственное воспитание дошкольника. Текст./ О. В. Регель, И. В. Сисинова М., 1970. — 146с.
  147. , К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию /пер. с англ. М. Злотник. Текст. / К. Р. Роджерс М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416с.
  148. , З.И. Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии: Дис.. канд. пед. наук.. Текст. / З. И. Саласкина Саратов, 1998.
  149. , JI.A., Стрельникова, JI.JI. Словарь космической философии. Текст./ JI.A. Секлитова, JI.JI. Стрельникова М.: Амрита — Русь, 2004. — 208с.
  150. , И.Ф. Нравственное воспитание Текст./ И. Ф. Сладковский -М., 1977.-288с.
  151. Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы /Московский пед. гос. ун-т. фак. дошк. педагогики и психологии: Сост.: JI.B. Поздняк, В. И. Яшина, Т. И. Ерофеева, JI.H. Комиссарова. — М.: МПГУ. 2001. -396с.
  152. В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений Текст. /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, под ред.
  153. B.А. Сластенина 3-е изд., М.: Изд. Центр «Академия». 2004. — 576с
  154. В.И. Реальность субъективного* духа- // Начала христианской писхологии// Под ред. Б. С. Братуся и C.JI. Воробьева.- М.: Наука, 1995. с. 122−138.
  155. , П.В. и др. Происхождение духовности Текст./ П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский. М.: Наука, 1989. — 350с.
  156. , А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. Текст./ А. Г. Спиркин -М.: Политиздат, 1988. 591с.
  157. , Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. Текст./ Е. В. Субботский М.: Просвещение, 1991. — 207с.
  158. , В.А. О воспитании Текст./ В. А. Сухомлинский. Изд. 2-е. М., Подлитиздат, 1975. 272с.
  159. , Г. И. Словарь православно-церковной культуры, Текст./ Г. И. Скляревская Новосибирск — монастырь, 1998. — 788с.
  160. , В.Ю., Тихоплав, Т.С., Лапис, Г. А. Наше духовное исцеление. О чем предупреждают новые болезни. Текст./ В. Ю. Тихоплав СПб.: ИГ «ВЕСЬ», 2005. — 128с.
  161. , В. Время Бога: голос из далека Текст./ Виталий и Татьяна Тихоплав. М.: ACT: Артель, 2006. — 255с.
  162. , Л.Н. Педагогические сочинения Текст./Л.Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989. — 544с.
  163. , Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен:. Монография Текст., /Л.В. Трубайчук. — Челябинск, 2009. 153с.
  164. , К.Д. Собрание сочинений. Т.9. Человек как предмет воспитания. Текст./ К. Д. Ушинский М., АПН РСФСР, 1950. — 627с.
  165. , Э. Душа человека. Текст./ Э. Фром М.: Республика, 1992. -429с. (Мыслители XX века).
  166. , С.Л. Духовные основы общества. Текст./ С. Л. Франк М.: Республика, 1992.
  167. Харламов, И. Ф: Педагогика: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп: -Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Гардарика, 2000. — 519с.
  168. Худякова Н. Л- Философия и развитие образования Текст.: учебное пособие /Н.Л. Худякова. Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. -230с.
  169. Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие Текст./Н.Л. Худякова. Челябинск: Изд-во «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004.
  170. , Д.Б., Венгер, А.П. Особенности психического развития детей 5−6 лет. Текст. /Д.Б. Эльконин. М., 1988. — 563с.
  171. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада Текст./ Запорожец, А.В., Неверович, ЯЗ., Кошелева, А.Д. / Под ред. Кошелевой, А.Д. — М.: Просвещение, 1985. — 175с.
  172. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1985. — 175с.
  173. , Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. Текст. /Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960. — 327с.
  174. , Н.Р. Воспитание ребенка в семье Текст./ Н. Р. Эйгес М., 1963. -68с.
  175. , Ю.А. Этика Текст./ Ю. А. Шрейдер М., «Текст», 1998. -271с.
  176. , В.Н. Духовность, деятельность, культура Текст./ В. Н. Шевченко // Свободная мысль. 1993. № 5.
  177. , А.А., Соколов, К.Н., Сивков, К. В. Структура духовности-Текст./ А. А. Шабанов, К. В. Сивков, К.Н. Соколов// Школа духовности, 1998, № 3, с.25−28.
  178. Н.П. Современное состояние духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Текст./Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2006.-№ 1. — с. 62−70
  179. , Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: Моногр. Текст./ Н. П. Шитякова Челябинск: ЧГПУ, 2004. -172с.
  180. , Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования. Текст./ Н. П. Шитякова Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. — 158с.
  181. Г. А. Цукерман Введение в школьную жизнь Текст./ Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова. Томск: ПЕЛЕНГ, 1996. — 160с.
  182. В.Д. Происхождение духовности. Текст./ В. Д. Шадриков, М.: Логос, 1999.-200с.
  183. В.Д. Психология деятельности и способности человека. Текст./ В. Д. Шадриков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. — 112с.
  184. А.И. Основы этической культуры: Кн. Для учителя. Текст./А.И. Шемшурина-М.: ВЛАДОС, 1999. 112с.
  185. , С.Г. Последняя победа Буратино: формирование морального сознания у дошкольников. Текст./ С. Г. Якобсон М., 1983. — 368с.
  186. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. Текст./ С. Г. Якобсон М.: Педагогика, 1984.
Заполнить форму текущей работой