Нетрадиционные формы обучения в школе
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровой замысел — первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той…
КурсоваяФормирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе вуза
Говоря о личностно-профессиональном росте молодого человека, раскрытии его потенциала, мы пришли к выводу о необходимости его перехода из «Я-потенциальное» в «Я-актуальное». Таким образом, личностный рост молодых людей предполагает процесс постижения самого себя, раскрытия своих возможностей, как в личностном, так и в профессиональном плане. Поэтому, актуализация собственных возможностей…
ДиссертацияФормирование готовности учащихся старших классов к природоохранной деятельности в экологическом образовании
В многочисленных публикациях отмечается отсутствие у населения экологически ориентированных форм поведения и даже стремление к активному природной среды. Антиэкологические формы поведения человека связываются с преобладанием технологической цивилизации, базирующейся на императиве прогресса и исходящей из парадигмы антропоцентризма. Осознание перспектив мрачного развития человеческого сообщества…
ДиссертацияАдыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования: На примере Кабардино-Балкарской Республики
Этап (1994;1999 гг.) — изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ имеющегося в республике комплекса проблем по изучаемой темеучастие в работе различных районных и республиканских семинаров, совещаний и конференций по актуальным проблемам использования этнопедагогики и двуязычного образования в обучении и воспитании школьниковорганизация опытно-экспериментальной работыучастие…
ДиссертацияДеловая игра как средство профессиональной подготовки будущих переводчиков к корпоративной коммуникации
Разрабатывая педагогическую модель использования деловой игры в профессиональной подготовке будущих переводчиков к корпоративной коммуникации, мы изучили работы по проблемам педагогического общения (Э.А. Гришин, А. Б. Добрович, И. А. Зимняя, Е.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, Н.Д. Никанд-ров и др.) — исследования, посвященные структуре педагогической деятельности и месту коммуникативных способностей…
ДиссертацияФормирование стратегической компетенции в процессе обучения чтению: Немецкий язык в лицеях и гимназиях
Использование компенсационной стратегии вывода значения слов или словосочетаний при помощи контекста, как показало экспериментальное обучение, является критерием для определения уровня развития коммуникативной компетенции учащихся в чтении на иностранном языке. Итогом эффективного применения компенсационных и метакогнитивных стратегий в чтении является увеличение скорости чтения и уровня…
ДиссертацияФормирование толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в поликультурной образовательной среде
Необходимым условием эффективной организации процесса формирования толерантности у учащихся является профессиональная готовность учителя к реализации толерантно ориентированного подхода в образовании, включающая в себя мотивационный компонент (наличие профессионального интереса к практическому решению проблемы формирования толерантных взаимоотношений учащихся в условиях поликультурной…
ДиссертацияФормирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города
В качестве основного направления опытно-экспериментальной работы стала разработка Социально-профилактической программы «Воспитание культуры безопасного поведения на дорогах как условие предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в городе». Задачей данной программы является разработка и осуществление комплекса практических мероприятий, направленных на снижение уровня детского…
ДиссертацияДидактические основы интеграции учебных предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе
В педагогической науке сделана попытка разработать дидактический и методический аспекты проблемы интеграции в образовании и обучении. В исследованиях Атутова П. Р., Гершунского B.C., Мальковой З. А., Никандрова Н. Д., Полякова В. А. и др. отмечается, что развитие педагогической теории предполагает содержательную интеграцию научных знаний о мире и человеке, указывается на необходимость интеграции…
ДиссертацияКомфортная образовательная среда района как условие развития профессионализма педагогов
Комфортная образовательная среда района — это среда взаимодействия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием личностно ориентированного подхода к деятельности участников образовательного процесса и влияющая на эмоционально-личностные и коммуникативные проявления ее субъектов. Особенностью комфортной образовательной среды является способность…
ДиссертацияИнтеграция образовательного процесса высших учебных заведений физической культуры России в общеевропейскую систему высшего образования в контексте Болонского процесса
Апробация работы. Теоретические и практические положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Основные выводы диссертационного исследования докладывались на научных конференциях: профессорско-преподавательского состава СГАФКСТ (20 032 009…
ДиссертацияМетодика преподавания испанских местоимений студентам английского отделения педагогических вузов
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по лингвистике, психологии, сравнительной лингвистике, методике преподавания иностранных языковб) наблюдение за ответами студентов, изучающих испанский язык как второй при первом английскомв) проведение экспериментальных срезов с целью выявления типичных…
ДиссертацияСоциально-педагогические основы управления воспитанием в системе постпенитенциарной адаптации бывших осужденных
Модель непрерывной многоуровневой системы управления процессом воспитания инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы, в специальных социально-педагогических учреждениях и подготовка специалистов для специнтернатов базируется на специфическом (в том числе и региональном) компоненте, содержание которого строится с учетом особенностей деятельности и общения…
ДиссертацияРазвитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов педагогических вузов
В диссертационных исследованиях последних лет заметно возросло внимание художников-педагогов к вопросам композиции. Так, Н. Г. Назарова изучила вопросы формирования способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку. Автор делает акцент на целостность композиционной организации, что достигается сочетанием изобразительно-выразительных средств с содержанием постановки…
ДиссертацияРазвитие персональной ответственности будущего специалиста: На материале воспитательной работы с курсантами военного вуза
В воспитательной системе вуза позитивная мотивация ответственного поведения будущего специалиста при выполнении нормативных обязательств обусловлена педагогически организованной деятельностью в первичном учебном коллективе. Она стимулируется и средствами систематического предъявления усложняющихся требований, и дифференцированной педагогической поддержкой у обучающихся способов и привычек…
ДиссертацияРазвитие познавательного интереса и творческих способностей у детей в авторских начальных школах России второй половины XIX века
Авторские школы H.A. Корфа, Н. Ф. Бунакова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского базировались на продуктивной организации подсистем учебной, трудовой, духовно-религиозной и художественно-эстетической деятельности. Им было свойственно установление личностно-открытых форм коммуникаций и общения между взрослыми и детьми. Специфика решения проблем обучения и воспитания в авторских школах определялась…
ДиссертацияПедагогические условия формирования профессионально значимых свойств личности студентов (курсантов) инженерных специальностей в дидактических информационных средах
Актуальность и постановка проблемы исследования. Социально-экономические преобразования в обществе ставят перед высшей школой задачи, связанные с усилением развивающего характера образования. Смещение приоритетов с усвоения знаний на развитие личности требует новых подходов к решению проблемы подготовки самостоятельного, грамотного и творчески мыслящего специалиста. При этом одним из условий…
ДиссертацияПедагогические условия правового воспитания учащихся начального профессионального образования в исправительных учреждениях
Методологической и теоретической основой исследования являются: системный подход в образовании (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.) — современные философские, психолого-педагогические, юридические концепции о сущности и природе человека, его становлении как личности, взаимодействии с обществом, о личности преступника (Б.Н. Алмазов, Ю. М. Антонян, А. С. Белкин, Л. И. Божович, И. С…
ДиссертацияОбщественно полезная деятельность учащихся во внеклассной работе по географии
В документах ЦК КПСС о реформе школы четко определена цель, обучения и воспитания — формирование всесторонне развитых людей. «Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суме знаний, но прежде всегокак гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия управления развитием профессионального лицея
Но проведенное исследование не исчерпывает всех сторон управления развивающимся учреждением профессионального образования на основе организационно-педагогических условий. В частности, нуждаются в дальнейшем теоретическом и экспериментальном исследовании следующие вопросы: модернизацие и реструктуризацие учреждений профессионального образования на основе прогнозирования, интеграции и кооперации…
ДиссертацияОсобенности адаптации китайских студентов в учебном процессе технического университета
Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость поиска дополнительных педагогических ресурсов в отечественном образовании, используя которые можно было бы повысить качество общей и профессиональной подготовки студентов-иностранцев. Ряд исследований по проектированию образовательного процесса, ориентированного на особенности компенсации недостатков зарубежных национальных систем образования…
ДиссертацияТехнология формирования профессионально значимых качеств специалиста в системе непрерывного образования: На примере технического лицея
Коренные изменения в сфере производства и переход хозяйства страны к рыночным отношениям обусловили необходимость поиска новых форм организации и функционирования системы образования. Существенным шагом в этом направлении явились разработка концепции непрерывного образования и создание на основе ее принципов образовательных учреждений нового типа. Именно с системами непрерывного профессионального…
ДиссертацияВзаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет
В соответствии с целью и задачами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, литературоведческой, психолого — педагогической и научно — методической литературы по проблеме исследованиятестирование, использование различных методик исследования (специально разработанных тестов для выявления уровня развитости эстетического восприятия…
ДиссертацияЖизнетворческая среда как фактор развития студентов экономического колледжа
Эффективность организации жизнетворческой среды развития студентов обеспечивается при условиях: обогащения их учебной и внеучебной деятельности жизнетворческим содержанием, проектированием и реализацией самомоделей как результата самореализации, событийной общности субъектов педагогического процесса. Жизнетворческое содержание обеспечивается за счёт авторского курса «Мой жизненный проект…
ДиссертацияЦенностное педагогическое взаимодействие как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста
Теоретическая значимость исследования заключается в реализации аксиологического подхода к педагогическому взаимодействию в процессе формирования профессиональной компетентности будущего специалиставыявлении особенностей ценностного педагогического взаимодействия, что обогащает научно-педагогические представления о формировании профессиональной компетентности будущего специалистасоздании…
ДиссертацияВоспитательная деятельность сотрудников органов внутренних дел МВД России в процессе лицензионно-разрешительной работы
Проведенный анализ истории, развития и современного состояния воспитательной деятельности сотрудников органов внутренних дел показал, что на протяжении всей истории функционирования отечественных органов внутренних дел в их деятельности в определенной степени присутствовал воспитательный аспект, однако вопросы воспитания рассматривались и решались в основном применительно к самим сотрудникам…
ДиссертацияМетодика проведения экскурсий в природу при изучении курса естествознания
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации (тезисы докладов, статьи, учебник, методические пособия для учителей и учащихся, книга для чтения учащихся), участие в конференциях: «Глобализм и глобалистика: проблемы ноосферы, экологии и молодежи» (СПбГУ, 2003), «День Балтийского моря» (Международный экологический форум, секция Экологическое образование, СПб, 2003), конференция…
ДиссертацияИзучение вопросов биофизики в курсе физики средней школы как одно из средств ориентации учащихся на медицинские профессии
Однако, как показал анализ школьных программ и учебников по физике, взаимосвязь современной медицины и физики в них отражена слабо, имеющиеся в учебниках и учебных пособиях сведения о роли и применении физических закономерностей в диагностике, лечении и профилактике болезней человека носят бессистемный характер, отсутствуют методические пособия и рекомендации по этим вопросам, знания и умения…
ДиссертацияВариативная система контроля как условие повышения качества подготовки будущих учителей
Методологической основой исследования являются философские положения о социальной сущности человека, его деятельности как специфического для субъекта способа отношения к внешнему миру. Теоретической основой выступают: философская концепция гуманизма и диалектическая теория познания (А. Адлер, Ю. П. Азаров, М. Н. Берулава, З. Г. Нигматов, К. Роджерс и др.) — принципы личностного и деятельностного…
ДиссертацияФормирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей специальных дисциплин в среднем профессиональном учебном заведении
Экспериментально подтвержден факт эффективности разработанной модели процесса формирования ИКТ-компетенции преподавателей специальных дисциплин. По результатам тестирования, анкетирования, собеседования и оценки продуктов образовательной деятельности преподавателей и студентов констатирована положительная динамика уровней сформированности когнитивного, моделирующего и управленческого компонентов…
Диссертация