Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в вузе
Различные виды, специфика, методика формирования компетентности нашли отражение в работах: Н. А. Аминова, JI.H. Боголюбова — социальная компетентностьЛ.Г. Антропова, С. М. Рогожкиной, О. В. Фадейкинойкоммуникативная компетентностьА.С. Белкина,' АЛ. Бусыгиной, Н. Н. Лобановой, В. В. Нестерова — педагогическая компетентностьН.Г. Витков-ской — информационная компетентностьА.Н. Кузьмицкой, Н. В…
ДиссертацияФормирование информационной культуры будущих инженеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
Однако оценки субъектно-деятельностной значимости обновлённой компьютерной среды, использования её информационно-педагогического потенциала в формировании информационной культуры студентов не до конца взято на вооружение педагогическими коллективами. Проведенное пилотажное исследование выявило низкую мотивацию студентов в овладении новыми информационными технологиями: познавательный интерес…
ДиссертацияФормирование специальной информационно-коммуникационной компетенции будущих педагогов-психологов
Профессиональная деятельность в определении Н. В. Кузьминойкачественная характеристика субъекта деятельности — представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Профессиональная деятельность педагога-психолога характеризуется недостаточной…
ДиссертацияФормирование лингвокультурологического мышления старшеклассников общеобразовательной школы
Методологическую основу исследования составили научные концепции культуры и ее определение как процесса и результата прогрессивного развития человека и общества, теории лингвокультурологии как подсистемы культурысовременная культурологическая концепция образованияконцепции о взаимосвязи культуры и личности, о развитии личности в процессе ее активной деятельности по освоению общечеловеческих…
ДиссертацияФормирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя
Вторая задача нашей диссертационной работы состояла в том, чтобы выявить структурные компоненты ППМ, уровни и критерии его сформированности. Поставленная задача решалась путем исследования отражения данных вопросов в работах философов, психологов и педагогов, что позволило нам, учитывая целостную личность педагога, определить ППМ в динамическом единстве когнитивного, эмоционально-ценностного…
ДиссертацияИнформационно-категориальный подход к обучению математике в 5 классе в условиях реализации принципа преемственности
Распространение идей развивающего обучения и переход к информационному обществу вызывают необходимость в совершенствовании предметной подготовки учащихся, в том числе математической. Она должна быть направлена на овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельностисоздавать условия для интеллектуального развития обучаемыхформировать…
ДиссертацияМультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку
Система российского высшего профессионального образования, находясь сегодня в поиске оптимальной и эффективной интеграции в европейское образовательное пространство, реализует задачу гармоничного межцивили-зационного развития на основе идеалов справедливости и равноправия и обеспечения толерантного сосуществования больших и малых этносов, представляющих различные культуры. Потребность…
ДиссертацияМетодика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе
В процессе обобщения экспериментальных материалов выяснилось, что изложенные основные методические положения требуют дополнений и пояснений. В связи с этим, возникла необходимость разработки методических рекомендаций, отражающих нюансы организационной работы в колледже искусств в области музыкального просветительства. В них мы сформулировали практические советы, касающиеся вариантов опроса…
ДиссертацияМетодика обучения профессиональному общению на русском языке в социокультурных условиях Латвии: Юридический профиль
Фактическая роль русского языка в современном латвийском обществе принципиально отличается от положения «иностранного языка» в точном смысле этого термина /Глухов, Щукин, 1993, с. 268/. Особое значение такая языковая ситуация имеет для работников, ориентированных на публичную деятельность. Это служащие учреждений публичного управления, самоупрвлений, судебной системы, структур охраны…
ДиссертацияМетодика отбора и организации культуроведческого материала с целью развития индивидуальной иноязычной культуры: На примере серии учебно-методических комплектов по немецкому языку «В мире немецкого языка»
Методологическую базу исследования составляют: теоретические положения философских и культурологических концепций (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А. А. Брудный, М. С. Каган, В.М. Межуев) — «Концепция развития индивидуальности в диалоге культур» (Е.И. Пассов) — теория речевой деятельности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн…
ДиссертацияНаучно-методические основы использования компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов института физической культуры
Разработанные в диссертации педагогические основы использования технологии компьютерного обучения для формирования профессиональных знаний и умений студентов раскрываются с помощью понятия информационно-педагогической компетентности будущего учителя как части его профессионально-педагогической культуры, которая определяется как совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных качеств…
ДиссертацияСоциально-педагогическая работа с детьми-иммигрантами в системе поликультурного образования Великобритании
В процессе анализа проблемы исследования необходимо подчеркнуть, что становлению и развитию социально-педагогической работы с детьми-иммигрантами в Великобритании способствовал комплекс взаимозависимых факторов — социально-демографических, экономических, политических, идеологических: обострение экономической ситуации после Второй мировой войнырезкие социально-демографические изменения, вызванные…
ДиссертацияРазвитие критического мышления учащихся в процессе обучения философии
Значимость проблемы критического мышления выражается и в проникновении идей критицизма в современную науку. Известно, что рационалистическая парадигма позитивистской науки в течение 20 века «размывается» критикой принципов, для неё основополагающих. Рационализм, как метод позитивной науки приобретает характер критического рационализма. Отсюда, признаётся методологическое значение критической…
ДиссертацияРазвитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Развитие социальной активности…
ДиссертацияПрофессиональное самоопределение будущих учителей музыки в условиях среднего профессионального образования
Научная новизна исследования. Уточнена и конкретизирована специфика профессионального самоопределения учащихся средних профессиональных учебных учреждений, его связь с ценностно-смысловой сферой будущего учителя в процессе самореализации в профессиивыделены основные компоненты структуры профессионального самоопределения будущих учителей музыки (когнитивный, мошвационно-ценностный, деятельностный…
ДиссертацияРазвитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры в условиях поствузовского образования
На основании анализа теоретических материалов, нами профессиональная компетентность понимается как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств преподавателя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. В качестве критериев профессиональной компетентности преподавателя физической культуры…
ДиссертацияПедагогическая практика в педвузе как средство профессиональной адаптации будущих учителей начальной школы
Этот общий процесс охватывает все ступени общего образования, включая и начальную школу, где появились такие образовательные структуры как прогимназии и комплексы «детский сад — начальная школа», начальное образование по-разному осуществляется в гимназиях, лицеях и традиционных средних школах. Многообразие проявляется и в системах начального образования: наряду с традиционной системой…
ДиссертацияПедагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников
Актуальность исследования. Масштабность и глубина преобразований российского общества в последнее десятилетие в полной мере затронули среду его духовной жизни, изменив общественное сознание. Трансформация нравственных норм, депатриотизация общественного сознания являются наиболее тревожным проявлением безнравственности и духовной опустошенности, влекущим за собой смещение нравственности…
ДиссертацияПедагогические основы подготовки учителей начальной школы в вузе к воспитательной работе с семьей: Социально-педагогический аспект
Практическое значение исследования заключается в том, что в нём теоретически разработана, экспериментально апробирована и внедрена в практику работы педагогического факультета Северного международного университета (г. Магадан) модель подготовки будущих учителей начальной школы к воспитательной работе с семьями трудновоспитуемых детей (социально — педагогический аспект). Разработан и апробирован…
ДиссертацияПодготовка учителей начальных классов к воспитательной работе с девиантными детьми средствами игровых технологий
Опытная работа подтверждает, что формированию педагогического профессионализма в работе с девиантными детьми способствует изучение таких курсов как «Основы специальной педагогики и психологии», «Основы профилактики и коррекции детей с девиантным поведением», «Теория и технология игры». Содержательный компонент этих курсов включает в себя изучение методов воспитания наработанных как в общей, так…
ДиссертацияПодготовка учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника
Определение готовности учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению ИОТ сельского школьника, как ожидаемого результата совместной деятельности учителя и методиста в системе повышения квалификации, осуществляется на основе следующих критериев и показателей: мотивационный (принятие деятельности как личностно значимой, выраженное стремление к активному решению возникающих задач…
ДиссертацияСовместная деятельность школы и родителей как условие становления государственно-общественного управления образованием
Системное исследование проблемы позволило предложить новые технологии повышения эффективности управления школой на основе активного участия родителей в процессе управления. Определены и обоснованы критерии результативности включения родителей в управление школой. Систематизированы и исследованы различные формы такого управления, определены пути и средства, позволяющие сделать родительскую…
ДиссертацияСтановление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике: На основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука
На третьем этапе (2000 — 2004 гг.) были поставлены следующие задачи: сформулировать и обосновать основные требования к гармоническому построению процесса обучения и методологические принципы обучения, теоретически обосновать систему методов обучающей деятельности педагога и экспериментально доказать необходимость их комплексного применения, разработать модель процесса обучения и модель обучающей…
ДиссертацияСтановление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России
Актуальность исследования. В текущий исторический момент российское образование переживает этап реформирования, обусловленный переходом общества на новые экономические основы и интеграцией отечественного образования в международную систему. В 2003 году Россия подписала Болонское соглашение и взяла обязательства унифицировать высшее образование в соответствии с едиными европейскими требованиями…
ДиссертацияОсетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников
Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г. Н. Волкова. Ценными для данной исследовательской работы…
ДиссертацияПредупреждение трудностей письма и чтения у учащихся первых классов с функциональными расстройствами зрения в букварный период обучения грамоте
Между тем в современной тифлопедагогике объектом изучения выступают и дети с функциональными расстройствами зрения в виде амблиопии разной степени, косоглазия разных видов, нарушения рефракции слабой и средней степени, астигматизма. По данным офтальмологической литературы эта довольно большая группа детей (Э.С. Аветисов) составляет 1,5−3% от общего количества нормально видящих детей. Дети данной…
ДиссертацияТехнологизация процесса обучения математике на факультетах с непрофилирующей математикой: На примере технолого-экономического факультета
B.М.Мындыкану), устанавливаются дидактические условия проектирования учебного процесса на основе технологического подхода (С .К. Исламгулова). В ряде научных исследований применяется технологический подход к проектированию отдельных дисциплин. В исследованиях М. А. Меркуловой и Л. М. Нуриевой осуществляется технологический подход к проектированию курса математического анализа и теории чисел для…
ДиссертацияУправление общеобразовательным лицеем на основе программно-целевого подхода
Ведущим методологическим принципом исследования является культурологический подход, вскрывающий единство аксиологического, деятель-ностного, личностно-творческого аспектов и рассматривающей человека высшей ценностью всего общественного развитиятеории системного подхода к исследованию человеческих ресурсов, социальных и педагогических явленийтеория личности как субъекта собственной…
ДиссертацияЛингвокультуроведческий аспект изучения курса истории русского литературного языка на филологических факультетах университетов
Рассмотрение материала учебников и сборников упражнений показывает, что лингвокультуроведческий аспект, который обеспечивает адекватное восприятие текста и его анализ в курсе истории русского литературного языка, в учебниках слабо выражен, а задания в этой области пока неразработаны. Поэтому курс истории русского литературного языка требует определенной реорганизации, что прежде всего должно…
ДиссертацияФормирование готовности студентов педагогического вуза к конструктивному разрешению конфликтов
Одной из самых социально значимых профессий в обществе является профессия учителя общеобразовательной школы. Именно от профессионализма педагогов средней школы зависит успешность дальнейшей социализации юношей и девушек, вступающих в сложную и многогранную самостоятельную жизнь. Успешность социальной адаптации и социальной самореализации выпускников общеобразовательных школ во многом зависит…
Диссертация