Формирование интереса к педагогической науке у будущих учителей в процессе освоения педагогической афористики: На материале педагогической афористики К. Д. Ушинского
При этом анализ реального положения дел свидетельствует о том, что современный учитель недостаточно удовлетворяет требованиям, предъявляемым в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога. В большинстве случаев уровень эффективности профессиональной деятельности учителя низок, так как базируется на остаточных теоретических знаниях…
ДиссертацияФормирование социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка
Актуальность данного исследования обусловлена и тем, что в условиях формирования единого образовательного пространства и единого рынка труда перед системой профессионального образования поставлены новые задачи, решение которых видится в её глубоких преобразованиях и реструктуризации. В настоящее время существует определенное несоответствие между потребностями в специалистах, умеющих…
ДиссертацияФормирование ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности
На первом этапе (1997 — 1999 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике. Для этого проводился анализ: подготовки офицерских кадровсоответствия выпускников военных вузов предъявляемым требованиям к офицерам-командирам воинских подразделенийсоответствия образовательного процесса военных вузов современным требованиямпсихолого-педагогических подходов к проблеме формирования…
ДиссертацияФормирование учебной деятельности младших школьников на основе системообразующего понятия величины
О прочности знаний мы судили по результатам выполнения контрольных заданий, требующих применения основных отношений между величинами — отношения равенства и неравенства, уменьшения и увеличения величины, отношения между частями и целым при решении текстовых задач и уравнений непосредственно после изучения этих отношений и спустя некоторое время. При проверке выполнения этих заданий применялся…
ДиссертацияФормирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе: на примере преподавания геометрии в 7-9 классах средней школы
В условиях демократизации общества и динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и малоквалифицированного труда происходит становление новой парадигмы образования, которая должна соответствовать современным требованиям экономической системы в целом. На смену технократической парадигме образования приходит гуманистическая личностно ориентированная парадигма…
ДиссертацияФормирование умения организации учебной работы с учащимися в малых группах в развивающем обучении у будущих учителей начальных классов
На первом этапе (1994;1995 гг.) — поисково-диагностическом — было изучено состояние проблемы в теории и практике высшей и средней школы, изучалась философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования, опыт учителей школ Челябинской области и преподавателей ЧГПУ по исследуемой проблеме. Была определена рабочая гипотеза и проведен констатирующий этап эксперимента. Ведущими…
ДиссертацияФормирование личности студента как субъекта диалога культур в образовательной деятельности
Эффективность эксперимента зависит от четкости сформулированпости его задач в соответствии с целыо и гипотезой диссертационного исследованияопределения дидактических условий, способствующих улучшению и повышению качества образовательного процесса, направленного па освоение содержания НРКразработанности критериев изучения сформированное&tradeличностных качеств испытуемыхвыбора комплекса методов…
ДиссертацияФормирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания: На примере Японии
В качестве основы нравственного воспитания выступают синто, конфуцианство, дзэн, бусидопричем бусидо образует поведенческий элемент. Синто учит японцев поклонению предкам и природе, но вместе с тем воспитывает у них национальный дух. Из буддизма японские педагоги перенесли в школы идеи о самодисциплине, настойчивости, целеустремленности, ограничении желаний. Конфуцианство послужило основой…
ДиссертацияФормирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта
Низкий уровень отмечался у детей, которые имели неполные представления о себе. При выполнении заданий этим детям постоянно требовалась помощь экспериментатора, однако, в большинстве случаев, это не приводило к положительному результату. Дошкольники проявляли заинтересованность к взрослому, говорили о себе в первом лице — «я». Тем не менее, дети не дифференцировали имя и фамилию, неправильно…
ДиссертацияЛичностная и профессиональная социализация школьников в условиях межшкольных учебных комбинатов
Актуальность исследования. Новые требования современного рынка труда и тенденции изменения социально-профессиональных отношений в мировом сообществе диктуют необходимость поиска иных путей подготовки и переподготовки различных слоев населения. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры…
ДиссертацияМетодические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна
Образовательная область технологии обширна и внедрение дизайн-элементов в различные ее направления — это поле деятельности для преподавателей многих направлений. Мы же, преподаватели графики, остановились на первом модуле -«начертательной геометрии». Почему? а) начертательная геометрия изучается на первом курсе. Введя элементы дизайна в начертательную геометрию, мы приобщаем студентов к дизайну…
ДиссертацияМетодика развития речи учащихся начальных классов многонациональных школ: На материале произведений живописи художников Кабардино-Балкарии
В контексте нашей работы мы анализируем результаты использования на уроках развития речи произведений живописи, которые, неся в себе определенный замысел, дают учащимся тему, подсказывают содержание и тем самым намного облегчают составление связного высказывания. Произведение живописи здесь может рассматриваться как определенный «научный текст», требующий понимания его содержания, смысла. Это…
ДиссертацияНаучные основы творческого развития и саморазвития педагога в системе дополнительного профессионального образования
Творческость является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая Среда. Однако, как показало наше исследование, в повседневной профессионально-педагогической деятельности нередко происходит подавление креативных свойств личности. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независмое поведение, сотворение единичного, в то время как социум…
ДиссертацияСоциально-педагогические условия формирования исторического сознания сотрудников ОВД России в процессе профессиональной подготовки
Современная ситуация в России позволяет говорить о дезориентации исторического сознания молодого поколения, в том числе и сотрудников органов внутренних дел. В то же время государственные служащие являются носителем и проводником общественного сознания, которое они реализуют через свою профессиональную деятельность. В связи с этим в процессе профессиональной подготовки МВД стоит задача…
ДиссертацияРазвитие иноязычной речевой деятельности студентов
Апробация и внедрение результатов исследования, выводов и рекомендаций, изложенных в работе осуществлялась на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, кафедры педагогики и психологии и кафедры иностранных языков Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова (2002;2006гг.) — ежегодных научно-методических…
ДиссертацияРазвитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных ценностей
Особое значение для нашей работы имеют идеи организации педагогического процесса с позиции следующих подходов: личностно ориентированного (И.П.Волков, Е. Н. Ильин, В. А. Петровский Б.Ф.Шаталов и др.), акмеологического (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина и др.), дея-тельностного (А.С.Белкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.А. Сласте-нин и др.), компетентностного (И.А.Зимняя, Э. Ф…
ДиссертацияРазвитие контрольно-оценочных умений учащихся в процессе обучения физике
В работах В. А. Кальней и С. Е. Шишова разрабатывались методические основы мониторинга качества образования в системе «учитель — ученик». Исследования, проведенные Г. Ю. Ксензовой, были посвящены раскрытию структуры и содержания оценочной деятельности субъектов образовательного процесса, функций и процедур оценки, а также самооценки учебной деятельности. Г. Ю. Ксензова установила, что самооценка…
ДиссертацияРазвитие профессионально-деловых качеств личности студентов экономических специальностей в процессе изучения иностранного языка
Для экономических специальностей такими универсальными образованиями, развитию которых может служить иностранный язык, выступает совокупность профессионально-деловых качеств личности. Направленность на дело, на решение реальных задач, на продуктивное и конструктивное взаимодействие, целеустремленность, практичность, нестандартность мышления, творческий подход и пр. — это те качества, которые…
ДиссертацияРазвитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников
В основу выделения уровней развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями положены следующие критерии: наличие потребности в совершенствовании в вышеозначенной сферепонимание социальной роли педагогов и родителей в воспитании детейналичие мотивации у педагогов в организации компетентного общения с родителямисформированность…
ДиссертацияПедагогические условия экономического образования учащихся колледжа
В исследованиях А. Ф. Аменда, Ю. К. Васильева, И. Б. Иткина рассматриваются категории экономического образования, имеющие философско-социологическое значение. В них предпринята попытка определить место и роль экономического образования в общей системе воспитания молодежи. Изучались общие вопросы экономического образования учащихся с первого по одиннадцатый классы (Г.А. Аксакалова, Н. А. Барило…
ДиссертацияРазвитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения: На материале изучения иностр. яз
Сформулированное противоречие трансформируется в следующую научную проблему: какова модель дидактической системы, детерминирующая высокоуровневое развитие творческой активности студентов? Актуальность проблемы развития творческой активности студентов в условиях ком-пьютероопосредованного обучения определяется социальным заказом общества на личность выпускника вуза, способного к созидательной…
ДиссертацияПедагогические условия развития сферы общения у старших дошкольников средствами народного искусства: На материале дошкольных образовательных учреждений Республики Коми
Результаты анализа научной литературы дают нам основание для вывода о многоплановости изучения проблемы влияния искусства на развитие дошкольников. При этом следует отметить, что в исследованиях вышеперечисленных авторов искусство используется в качестве средства нравственного воспитания, развития монологической речи дошкольника, тогда как процесс художественного восприятия имеет структуру…
ДиссертацияПедагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе
Актуальность исследования обусловлена теми существенными изменениями, которые в последние десятилетия произошли в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах и характере социального заказа системе отечественного образования. Все вместе взятое потребовало от школы готовить выпускников к жизни в условиях нестабильности, многокритериальное&tradeвыборов, к необходимости видеть…
ДиссертацияПедагогическое содействие развитию личностной картины мира учащегося как средства самопознания
Педагогическое понимание этих структурных единиц как психолого-педагогических феноменов содействует развитию самомотивации учащегося на преобразование им себя из ведомого в ведущего и самоактуализации им своего личностного опыта посредством индивидуальной интерпретации своих возможностей, позволяющих постигать новый смысл как центр новой целостности. Педагогическая поддержка, направленная…
ДиссертацияСтановление и развитие высшего негосударственного образования в России, вторая половина XIX — начало XX вв
Причины возникновения в стране во второй половине XIX в. негосударственных высших учебных заведений и значительного роста их численности в начале XX вв. были различными. Сюда можно отнести и резко возросшую потребность в квалифицированных специалистах различных профессий, с удовлетворением которой не могла справиться государственная высшая школаи создание условий для получения высшего образования…
ДиссертацияРазработка и реализация национально-регионального компонента поликультурного образования в старших классах средней общеобразовательной школы
Выявлены организационно-педагогические условия разработки и реализации национально-регионального компонента поликультурного образования в старших классах средней общеобразовательной школы: интеграция национально-регионального компонента с другими уровнями и включение его во все элементы содержания поликультурного образованияпостроение учебного процесса в соответствии с целью подготовки…
ДиссертацияПредупреждение и преодоление лексической интерференции в русской речи учащихся 4-6 классов казахской школы (на материале глаголов движения)
В последнее время ЛСГ уделяется все бошьшее внимание в лингвистических и методических исследованиях, поскольку группир ровка лексики по ЛСГ максимально отвечает задачам обогащения словарного запаса учащихся, усвоения синтаксических связей слов для построения речи. Исследования ЛСГ глаголов движения / ГД / в учебных целях представляется методически целесообразным и актуальным в силу общеизвестного…
ДиссертацияПреподавание курса делового английского языка в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка
Проблемой данного исследования является определение возможности преодоления противоречия между необходимостью адаптации учебного процесса к современным требованиям и факторами, препятствующими этому процессу, к которым следует отнести перегруженность школьников, нежелательность включения дополнительных предметов и учебных часов в сетку учебных часов, а также недостаточное количество разработанных…
ДиссертацияИнформационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза
Материалы и выводы исследования отражены в докладах и тезисах научно-практического семинара «Качество современного образования и целостное восприятие мира: естественнонаучный и социальный контекст» (Барнаул, 1997), III Международной электронной научной конференции «Современные проблемы информатизации» (Воронеж, 1998), Первой краевой конференции по математике, посвященной 25-летию Алтайского…
ДиссертацияАкмеологические аспекты подготовки будущего учителя двойной компетенции в системе высшего педагогического образования: На примере иностранного языка как второй специальности
В настоящее время активно развивается новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке — акмеология (с древнегреч. -акте — высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора). Её основными проблемами являются закономерности развития и саморазвития зрелого человекасамореализация творческого потенциала и развития готовности к предстоящей творческой деятельностисубъективные…
Диссертация