Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена: 1887-1950

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На гуманистической основе мыслитель подходит к решению вопроса содержания образования на начальной ступени обучения. Выдвигая главную цель научного образования, — овладение методом научного мышления, которое начинается с познания эпизода, разрешения заключенной в нем проблемы, подводящей к сознанию системы. Эта цель может быть решена в период начального обучения только через активную творческую… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С.И. ГЕССЕНА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ «ПЕДАГОГИКИ КУЛЬТУРЫ»
    • 1. 1. Методологические основы педагогики С. И. Гессена и проблемы начального образования
    • 1. 2. Цели, задачи и принципы начального образования
    • 1. 3. Учитель начальных классов как организатор процесса познания и учения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ «НОВОЙ ДИДАКТИКИ» С.И. ГЕССЕНА
    • 2. 1. Дидактические основания образовательного процесса в начальной школе
    • 2. 2. Отбор и структурирование содержания начального образования как основа развития личности младшего школьника
    • 2. 3. Формы и методы активизации образовательного процесса в начальной школе
  • Выводы по второй главе

Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена: 1887-1950 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Успешное развитие педагогического знания невозможно без глубокого анализа его исторических предпосылок. Для понимания состояния, проблем и перспектив развития педагогики важно современное прочтение многих ее страниц с точки зрения многообразия методологических парадигм, введение в контекст забытых имен и крупных работ. К числу возрождаемых сегодня имен принадлежат имя и труды видного русского педагога и историка образования, философа, правоведа, литературоведа и лингвиста, деятеля общественно-педагогического движения Российского Зарубежья Сергея Иосифовича Гессена (1887 — 1950), научное наследие которого представляет собой неотъемлемую часть истории как российской, так и мировой педагогической мысли. Долгое время остававшийся неизвестным для своего отечества, он, наконец, начинает возвращаться в культурное и образовательное пространство России. В педагогической мысли Российского Зарубежья он являет собой наиболее яркого и известного представителя гуманистического направления. Актуализация научного наследия С. И. Гессена в области начального образования способна обогатить современные гуманистические стратегии образовательного процесса.

Доминирующим принципом современной государственной политики в области образования провозглашается, как говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании» (2002г.), «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» (1, с.4). Соответственно, стратегической целью образовательного процесса выступает формирование личности, принимающей общечеловеческие ценности, способной к созиданию, продуктивному диалогу с природой и социумом, отличающуюся мобильностью и динамизмом. Особенно значимыми эти положения являются для становящейся личности младшего школьника, для современной начальной школы, одной из первых вступающей на путь модернизации и гуманизации образования. Эти идеи восходят к русским педагогам-гуманистам начала XX в., в число которых входит и С. И. Гессен.

В личностно-ориентированной системе С. И. Гессена значительное место занимают вопросы начального образования, которое рассматривается им как важнейший этап в формирования индивидуальности, раскрытии творческого потенциала личности, развития духовности. Большое влияние на процесс модернизации начального образования и его перестройку на гуманистических основаниях может оказать концепция начального образования С. И. Гессена.

Историографический анализ свидетельствует, что, несмотря на наличие целого ряда работ, анализирующих философско-педагогическое наследие С. И. Гессена, его конкретный вклад в педагогику и методику начального образования целостно не рассмотрен. Краткий анализ педагогического наследия С. И. Гессена впервые дан в работе В. В. Зеньковского «Русская педагогика в XX веке», опубликованной в 1933 г. в Праге (116). В связи с усилением внимания к проблемам дошкольного и начального образования в начале XX века в европейской педагогике появляется пристальный интерес к педагогическому наследию мыслителя, особенно с выходом его публикаций о Дж. Джентиле (76, 81), Дж. Ломбардо-Радиче (67, 83), М. Монтессори (58, 59, 84, 94), Ф. Фребеле (58, 59).

Позднее, с выходом его произведений в Польше («Studia z filozofii kultury») («Образование и философия культуры» (1968) (92) и («Filozofiakultura — wychowanie») («Философия — культура — образование» (1973) (78) и работы «Struktura i tresc szkoly wspolczesnej (Zarys dydaktyki ogolnej)» («Структура и содержание современной школы (Очерк общей дидактики)»).

90) к творчеству С. И. Гессена обращаются ученые Польши (А. Валицкий (99, 136), Т. Новацкий (133, 134) и др.), Германии (О. Айнвайлер (126), Л. Лигле (130) и др.), Италии (Р. Нери (132) и др.). В основном они рассматривали его педагогическую концепцию в целом.

Таким образом, как показывает анализ, зарубежный пласт исследований касался преимущественно философско-педагогического наследия С. И. Гессена в целом.

Второй пласт исследований — российский. Издание в Германии на русском языке «Основ педагогики» (1923) не прошло незамеченным в России, однако это были короткие заметки или ссылки. Можно назвать рецензию русского педагога Г. Зоргенфрея (118), ссылки Л. С. Выготского в работе «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926) (100). Позднее труды С. И. Гессена оказались под запретом.

Последнее десятилетие XX века явилось новым этапом в исследовании философско-педагогического наследия мыслителя. В 1995 г. переиздаются «Основы педагогики.

Введение

в прикладную философию", в 1998 г. выходит в свет сборник трудов «С. И. Гессен. Избранные сочинения» с предисловием А. Валицкого, а в 2001 году «С. И. Гессен. Педагогические сочинения» со вступительной статьей Е. Г. Осовского.

Первым исследователем педагогических воззрений С. И. Гессена в России стал Е. Г. Осовский, который в публикациях 90-х гт. проанализировал основные этапы, жизнь и философско-педагогическую деятельность ученого на широком фоне жизни российской эмиграции. Наследие мыслителя привлекало внимание и других современных философов и педагогов (М. В. Богуславский (161, 162, 163, 164), В. И. Додонов (191) и др.). В рамках исследования проблем школы и педагогики Российского Зарубежья, осуществляемых в лаборатории Ml ПИ им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск), опубликованы работы, посвященные различным аспектам философскопедагогического наследия С. И. Гессена [В.Е. Дерюга, Е. В. Кирдяшова, Т. Г. Пискарева, В. А. Сухачева (184, 185, 186, 187, 296, 297- 204- 256- 276, 298) и др.]. Философско-педагогическая концепция ученого подвергалась анализу на конференциях по проблемам школы и педагогики Российского Зарубежья.

Таким образом, российский пласт исследований также затрагивает в основном философско-педагогическое наследие С. И. Гессена в целом. В дидактическом плане значимым является диссертационное исследование «Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С. И. Гессена (1887−1950)» В. Е. Дерюги, в котором затронуты вопросы дидактики начального обучения.

Историографический анализ свидетельствует о наличии противоречия между значительным вкладом С. И. Гессена в отечественную и мировую педагогику начального образования, с одной стороны, и недостаточной изученностью его концепции начального образования, с другой стороны, что определило выбор темы диссертационного исследования — «Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С. И. Гессена (1887 -1950)».

Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каков научный вклад С. И. Гессена в развитие теории и методики начального образования?

Разрешение данного противоречия и воссоздание целостной концепции начального образования С. И. Гессена является целью диссертационного исследования.

Объектом исследования является научное наследие С. И. Гессена — философа-гуманиста, педагога, психолога как составная часть философско-педагогического и гуманитарного знания конца XIX — начала 20-х гг. XX века.

Предмет исследования: педагогические воззрения С. И. Гессена на сущность, цели, задачи, содержание, формы и методы начального образования.

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования: проанализировать методологические основания педагогики начального образования С. И. Гессена;

— изучить и целостно представить педагогическую концепцию начального образования С. И. Гессена;

— исследовать проблемы отбора и структурирования содержания начального образования по С. И. Гессену;

— рассмотреть формы и методы активизации начального обучения и воспитания (по С.И.Гессену) в их целостном единстве.

Методологическую основу исследования составили философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая, цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования. Важной явилась опора на современные концепции начального образования и их сравнительно-исторический анализ, сопоставление идей начального образования, сформировавшихся в разных странах и культурах.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовало изучение литературы по вопросам педагогической антропологии и философии образования (Б.М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров и др.) (155, 156, 157, 158- 180, 181- 222, 223), дидактики (В.В. Краевский, Ч. Куписевич, И .Я. Лернер, В. Оконь, М. Н. Скаткин и др.) (274- 208- 210, 211, 212- 135, 226, 227- 272, 273, 274), истории педагогической мысли и образования в России и Российском Зарубежье (М.В. Богуславский,.

А. Н. Джуринский, С. Ф. Егоров, Е. Г. Осовский, А. И. Пискунов, З. И. Равкин и др.) (161, 162, 163, 164- 188, 189, 190- 193, 194- 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249- 200, 201- 260, 261), теории начального образования (Н.Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин) (174, 175, 176- 183- 197- 293, 294), что позволило создать целостное представление о научных взглядах С. И. Гессена, месте его концепции начального образования в истории мировой и отечественной педагогической мысли.

Методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической, психолого-педагогической литературы, архивных материалов, периодикисравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ и систематизация воззрений С. И. Гессенатеоретические методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения, сравнения, классификации, типологии, актуализации историко-педагогического материала.

Понятийно-терминологический аппарат исследования. В данном исследовании используются некоторые понятия и термины, требующие специальных пояснений.

Новая русская педагогика" - направление русской реформаторской педагогической мысли конца XIX — начала XX вв., отражающее новую трактовку проблем педагогики и образования с позиций антропологизма, гуманизма, целостности образовательного процесса, ценностного подхода к образованию и личности. Оно подразделяется на несколько течений: антропологическое, естественнонаучное, социологическое, философское, религиозное и др. Данное понятие сформулировано на основе историко-педагогических работ Б.М. Бим-Бада, З. И. Васильевой, С. И. Гессена, С. Ф. Егорова, В. В. Зеньковского, П. Ф. Каптерева, Е. Г. Осовского и др.

Педагогика культуры" — понятие, введенное С. И. Гессеном, трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И. Канта и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям и содержанию культурной жизни родного народа и человечества.

Критическая дидактика" - термин, введенный С. И. Гессеном, отражавший идеи «новой дидактики», дидактики творческой и личностно-ориентированной, в противовес «старой дидактике», развивавшей гербартианские педагогические идеи.

Гетерологический подход" представляет собой методологический подход, сформулированный Г. Риккертом и используемый С. И. Гессеном при разработке философско-педагогической концепции и в ее рамках концепции начального образования, позволивший ему диалектически рассматривать явления и процессы педагогической действительности, когда «одно» постигается и сохраняет себя лишь через обнаружение в нем «другого» (40, с. 21).

Источниковую базу диссертационного исследования составили труды С. И. Гессена, опубликованные как на русском, так и на польском, английском, немецком и итальянском языках, архивные материалы (Государственный архив Российской Федерации, «Пражский архив»), философские и педагогические труды его сподвижников и учеников [А.Л. Бем (96, 97, 98), А. Валицкий (99, 136), Н. А. Ганц (101, 102, 103, 104), В. В. Зеньковский (109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117), В. Оконь (135, 226, 227) и др.], педагогическая журналистика и научная литература Российского Зарубежья, труды зарубежных философов и педагогов первой половины XX века — современников С. И. Гессена (Дж. Дьюи, М. Монтессори и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые целостно представлена концепция начального образования С. И. Гессена, выявлены обоснованные им дидактико-методические основания отбора и конструирования содержания начального образования, показана предложенная С. И. Гессеном система активных дидактических форм и методоввведены в научный оборот неизвестные ранее в России произведения С. И. Гессена.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет восполнить пробел в истории педагогической мысли России конца XIX — начала XX века и целостно представить дидактическую систему и принципы начального образования С. И. Гессена, дает возможность более адекватно представить состояние отечественной педагогики начальной школы на рубеже XIX — XX веков и ввести его идеи в контекст современной теории и методики начального образованияактуализировать аксиологически направленный гуманистический потенциал педагогических воззрений ученого на начальную школу как часть единой трудовой школы, создавая условия для более углубленной разработки проблем гуманизации начального образования в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что гуманистические идеи критической дидактики С. И. Гессена могут быть творчески использованы при модернизации современного начального образованияего результаты дают возможность дополнить соответствующие разделы курсов теории и истории педагогики начального образования, использовать их при создании научной и учебной литературы по истории школы и педагогики, спецкурсов по образованию и педагогике Российского Зарубежья в высших педагогических учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров. Идеи С. И. Гессена могут быть использованы при построении авторских моделей современной начальной школы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на ведущие современные методологические позиции, введением в научный оборот обширной источниковой базы, в том числе раннее неизвестных в России работ С. И. Гессена, раскрывающих взгляды ученого на теорию и методику начального образования, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты и выводы исследования докладывались на региональной научно-практической конференции «Философия и история образования — учебный предмет в системе подготовки будущего учителя» (г. Н. Новгород, 1999), на ежегодных научных конференциях («Евсевьевских чтениях») Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, на Всероссийской научно-практической конференции «В. П. Вахтеров — педагог и просветитель «серебряного века» (г. Арзамас, 2003) — на 8-ой Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки) «Голубая Ока» (октябрь, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «С чего начинается Родина?» (г. Арзамас, 2004) — на заседаниях кафедры общей педагогики Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара и кафедры педагогики НГПУ. Материалы исследования использовались при чтении курса лекций по истории образования для студентов высшей педагогической школы, при проектировании курсов по выбору.

Диссертационное исследование выполнено при содействии Межвузовской научной лаборатории «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья» при Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева (рук. — член-корр. РАО, доктор пед. наук, проф. Е.Г. Осовский). Тема входила в план исследований РАО как часть общей темы, получившей грант РГНФ (проект 97−06−8 017а).

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Концепция начального образования С. И. Гессена, продолжающая традиции русской педагогики и соединяющая их с инновационными процессами в образовании стран Европы и Америки, являет собой новый гуманистический подход к решению проблем начального образования, центром которого выступает находящаяся в процессе становления, творческая и свободная по духу личность человека. Являясь неотъемлемой частью «педагогики культуры», базирующейся на гуманистическом типе ценностно-мировоззренческой системы, концепция начального образова-ния предстает, по С. И. Гессену, как личностно-, так и ценностно-ориентированной, решающей задачу гармонического развития личности в процессе приобщения к культурным ценностям. Определив начальное образование в опоре на синтез аксиологического и антропологического подходов в качестве одного из важнейших этапов, с одной стороны, интенсивного психофизиологического развития, с другой, духовно-нравственного созревания личности ребенка, русский ученый видит его целью раскрытие потенциальных возможностей учащихся, полное и гармоническое развитие сил и способностей, воспитание в духе общечеловеческих ценностей. Дав новое понимание единой школы, как школы творческого саморазвития и развития активной позиции личности и поставив в центр ее активно-деятельностный подход к развивающейся личности во всех компонентах образовательного процесса, С. И. Гессен видит начальное образование ее частью. Начальное образование призвано обеспечить возможность дальнейшего движения личности в образовательном пространстве, через имманентно заложенную в нем антиномическую связь между преемственшстью с другими ступенями и своей самостоятельностью.

2. Идеи демократизма, гуманизма, целостности, всеобщности, с одной стороны, антропологическая, аксиологическая, культурологическая, этнопедагогическая составляющие мировоззренческой системы ученого, с другой, предопределили необходимость пересмотра принципов построения начального образования в рамках единой школы на качественно новом уровне. С. И. Гессен выделяет две группы принципов его структурирования. Во-первых, это общепедагогические принципы, ставшие базой единой трудовой школы: равенство на старте, обеспечивающее раскрытие потенциальных возможностей каждогодифференциация, как условие ценностной направленности начального образования и учета динамики возрастных особенностей- «конкретная целостность», как концентрация образовательного процесса вокруг ребенка через материал из недифференцированного жизненно-практического окружения и развитие потребностно-мотивационной сферы личности. Во-вторых, это такие принципы начального образования, как родиноведческий, обеспечивающий вхождение личности в мир культурных ценностей через обращение при организации образовательного процесса к педагогически обработанному культурно-образовательному пространству, окружающему ее, и эпизодический, открывающий путь к системе знаний, к научному познанию через приобщение к исследовательской деятельности на основе решения проблем, скрытых в эпизоде, как фрагменте окружающей действительности.

3. Неотъемлемой частью педагогической системы С. И. Гессена явилась дидактическая система начального образования. Основой ее он определил критическую дидактику, главная задача которой воспитать критически мыслящую личность, и задающей направление организации образовательного процесса от объект-субъектных к субъект-субъектным отношениям. Дидактическая система начального образования призвана исследовать проблемы создания на ступени начального образования с учетом ее специфики таких условий организации образовательного процесса, которые обеспечивают возможности самостоятельной и творческой содеятельности учеников, развития в них мотивационно-потребностного ядра, исследовательского потенциала и интереса к изучению окружающего мира. Такой подход предопределил взгляд исследователя на принципы начального образования. Органически изменяемые в силу динамики возрастных особенностей и взаимосвязанные между собой, они, по С. И. Гессену, действуя совместно, направляют организацию образовательного процесса, определяя выбор учителем соответствующих технологий и придавая одновременно приемлемую для этой ступени форму. С. И. Гессен рассмотрел вопрос содержания начального образования, которое видел неотъемлемым компонентом дидактической системы начального образования. Оно является основой интеллектуального и духовно-нравственного развития личности. Структурирование его осуществляется по принципу родиноведения, требующего интегрирования содержания образования вокруг «родины» как центра, расположения материала по концентрическим кругам, расширяющимся по мере познания ребенком окружающей действительности до границ всего мира, благодаря чему один и тот же факт, явление может быть представлено с разных сторон и с позиций разных наук. Такая концентрация обеспечивает, в опоре на особенности развивающейся личности, целостность культурно-образовательного пространства, окружающего ребенка, и его направленность на дальнейшую предметную дифференциацию.

4. С. И. Гессен, рассматривая образование как единство обучения и воспитания, выдвинул диалектическую триаду форм образования: «играурок — творчество», переходящих друг в друга в соответствии с психофизиологическими этапами развития личности, с одной стороны, и философско-педагогическими задачами каждой из этих форм — с другой. Урок, как основная форма в рамках начального образования, представляет переход от игры к творчеству, что обусловило сохранение игры на первых этапах как средства активизации, и в дальнейшем — все большее продвижение к творчеству через постепенное предоставление учащимся большей самостоятельности. Метод рассматривается им как фактор и условие актуализации творческого и личностного потенциала учащегося в процессе образования и, тем самым, воспитания личности. Он отмечает роль метода как средства активизации потребностно-мотивационной и познавательной сферы ученика на основе проблемности и противоречивости образовательного процесса. Ведущим методом является «метод заразы», под которым подразумевается создание учителем проблемных ситуаций, способствующих пробуждению познавательного интереса, желания вместе добиться необходимого результата. Новое звучание получает у С. И. Гессена проблема методов обучения чтению. Определяя обучение чтению в качестве аномной деятельности, овладение которой должно происходить в дошкольный период, он видит организацию его усвоения, во-первых, через интеграцию культурно-образовательной среды, окружающей ребенка, во-вторых, предлагает рассматривать не отдельно метод обучения чтению, а технологический комплекс, включающий в себя все разнообразие уже существующих методов и гибкое их использование в зависимости от поставленных задач.

Выводы по второй главе.

1. Выдвинув главной задачей образования приобщение личности к ценностям культуры, С. И. Гессен видит дидактическую систему начального образования, призванной в опоре на эти ценности, сконструировать их так, чтобы они органично вливались в образовательный процесс, решая задачи, отражающие свое аксиологически направленное содержание. Акцентируя внимание на развивающейся личности ребенка, занимающей активную позицию в этом приобщении, он затрагивает проблему дидактических принципов, динамически развертывающихся вместе с ней («живая метода»). С одной стороны, они, по С. И. Гессену, выступают в качестве императивов, которым необходимо следовать в образовательном процессе, а с другой, помогают учителю организовать этот процесс так, чтобы он способствовал в направлении дальнейшего развития личности.

2. На гуманистической основе мыслитель подходит к решению вопроса содержания образования на начальной ступени обучения. Выдвигая главную цель научного образования, — овладение методом научного мышления, которое начинается с познания эпизода, разрешения заключенной в нем проблемы, подводящей к сознанию системы. Эта цель может быть решена в период начального обучения только через активную творческую содеятельность. Таким образом, он снимает проблему формального и материального содержания образования. Наиболее приемлемым принципом отбора содержания начального образования С. И. Гессен считает родиноведение, так как, на его взгляд, он придает культурно-образовательному пространству, окружающему ребенка, дидактически обработанный вид, способствует формированию его личности. Он учитывает особенности личности ребенка младшего школьного возраста, концентрируя вокруг него самого содержание образования, расширяющееся по мере расширения поля его активности. Вместе с тем, такой подход позволяет рассматривать одно и тоже явление, факт с разных сторон, способствуя осознанию системы знаний. Структурными элементами содержания начального образования С. И. Гессен определяет эпизоды, как компоненты системы научного знания, позволяющие, не зная системы, усваивать ее интуитивно, «предчувствовать», стимулируя познавательную активность учащихся образовательном процессе заключенной в них проблемностью.

3. С. И. Гессен предложил оригинальный подход к проблеме форм и методов обучения, обратившись к выявлению их резервов для активизации, стимулирования познавательной деятельности личности учащихся в образовательном процессе. Отрицая возможность универсализации методов обучения, а также, подчеркивая взаимосвязь и противоположность методов преподавания и учения, С. И. Гессен придерживался точки зрения, что любой метод должен использоваться учителем так, чтобы он стимулировал потребностно-мотивационную сферу, активность и творчество ученика. В качестве метода, отвечающего этим требованиям, он выдвигает «метод заразы» или «устного предания», суть которого в предоставлении учителем возможности осмысления учащимися тех приемов и способов научной работы, которые привели ученых к их открытиям.

Опираясь на гетерологический подход, он по-новому определил такую форму обучения как урок. Педагог выдвигает диалектическую триаду форм образования (игра-урок-творчество), отражающую расширение границ свободы личности. Урок, выступая в ее рамках переходной от игры к творчеству формой, сохраняя на первых парах элемент игры, готовит к творчеству, через предоставление все большей свободы учащемуся, открывая возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, и в конечном итоге, переходит в него. Таким образом, в гессеновской интерпретации, урок представляет собой переходную форму: от образовательной в самообразовательную.

4. Новаторски подходит С. И. Гессен к осмыслению проблемы обучения чтению. Основой его позиции этом вопросе явилось оригинальное понимание им чтения. Оно выступает, по замыслу исследователя, как часть языкового образования. Чтению ученым придается огромное значение, так как оно является также средством приобщения личности культурным ценностям, средством дальнейшего самообразования личности. Он выступает против универсализации того или иного метода обучения чтению, считая их комплексом приемов, которые должны применяться в соответствии со складывающейся ситуацией. Обучение чтению проходит ряд этапов (подготовка, истинно обучение чтению). Учащийся в результате подготовки (применения письменного слова в жизни, «разговаривание» и т. д.), заключающейся в соответствующей организации окружения ребенка, постепенно переходит к чтению, естественным путем. Причем, этап подготовки, по мнению ученого, является привилегией «предшколы», в то время как на ступени начального образования начинается непосредственно обучение чтению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами диссертационное исследование, позволяет сделать следующие выводы.

С.И. Гессеном создана оригинальная концепция начального образования, опирающаяся на «педагогику культуры». В условиях, когда основной тенденцией педагогической науки выступает обращение к гуманистическим ориентирам, общечеловеческим ценностям как к логическому центру ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа, концепция начального образования, пронизанная идеями гуманизма, духовности, педагогического сотворчества, органично входящая в контекст европейской и российской истории образования, науки, культуры, несомненно, является особенно актуальной. Обращение к ней в настоящее время позволяет осмыслить тот огромный вклад, который внес ученый в развитие теории и методики начального образования.

Выдвинув одним из первых в. русской педагогике аксиологический подход и, тем самым, обозначив свою педагогику как «педагогику культуры», стратегической целью которой явилось приобщение личности к системе ценностей культуры, он определил начальное образование как неотъемлемую её часть. В этой связи оно предстает ориентированным на личность учащегося, её развитие, раскрытие её потенциальных возможностей, требующим её активности в осмыслении, признании, а в дальнейшем актуализации и создании новых материальных и духовных ценностей.

Базирующееся на приоритете аксиологических и антропологических принципов в мировоззренческой системе С. И. Гессена иерархическое понимание многоуровневой структуры личности, учет данных современной ему психологии, позволило ученому определить рамки младшего школьного возраста, особенности становления личности в данный возрастной период, и, в конечном итоге, место начального образования в системе школы в целом и обосновать необходимость уже на этом этапе образовательного процесса как процесса сотрудничества, сотворчества учителя и учащегося, находящегося в позиции активного познающего субъекта. При таком подходе ступень начального образования отличается от других способами и задачами преподавания, главнейшими из которых являются актуализация мотивов и потребностей учащихся, раскрытие их личностного потенциала, возбуждение любви к знанию, жажды познания, стремление к дальнейшему образованию, вооружение необходимыми умениями и навыками, и, тем самым, открытие пути к дальнейшему самоопределению и самореализации. Установив, таким образом, требование реализации культурно-гуманистических функций образования, педагог и исследователь выдвинул, по сути, проблему разработки личностно-развивающих технологий и предложил свой вариант её решения.

Исходя из этого, в дидактике начальной школы субъектом (а не объектом, как это было ранее) образовательного процесса является активная, творческая, свободная по духу личность. Главнейшей её характеристикой выступает проблемность, «заражающая» ученика желанием поиска решения, формирующая ее исследовательский потенциал. Сущностная специфика предлагаемой С. И. Гессеном дидактики начального образования заключается в связи с этим не столько в передаче знаний учащимся, сколько в развитии творческой индивидуально нравственной свободы личности, в совместном росте учителя и обучаемых. Такой, по сути, новаторский подход исследователя предопределил его взгляд, во-первых, на содержание образования в период начального обучения как средство трансляции культуры, в процессе приобщения к которой осуществляется развитие личности ребенкаво-вторых, на урок, основную форму образовательного процесса, связанную с ведущим видом деятельности на этом этапе — трудом, динамически изменяющимся с развитием ребенка от пронизанного игрой к пронизанному творчеством, в направлении предоставления все большей свободы учащемусяв-третьих, на методы, которые предстают как средство активизации личности, способы развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Исследование позволило определить источники, питавшие концепцию начального образования С. И. Гессена. Одним из источников его концепции явилась западная философская мысль (И. Кант, Э. Кассирер, П. Наторп, В. Рейн, Г. Риккерт и др.). Будучи сторонником кантианской школы, он с этих позиций обратился к рассмотрению европейской философской мысли (Платон и Аристотель, А. Августин и Т. Гоббс, Ф. В. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Лассаль и другие).

Значительную роль в формировании концепции начального образования С. И. Гессена сыграла русская философская мысль (В.В. Зеньковский, Вл. Соловьев, И. О. Лосский, С. Л. Франк и другие). Философские проблемы человека, его бытия, социологические проблемы соотношения человека и общества, анализируемые этими исследователями, также рассматривались С. И. Гессеном с позиций кантианства. Философский гуманизм, с одной стороны, и социальная философия, а с другой, обратили внимание С. И. Гессена на аксиологические аспекты бытия личности и народа. Эти взгляды послужили основой формирования педагогических взглядов ученого.

Большое значение имела в становлении концепции начального образования русская гуманистическая педагогическая мысль: П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, М. М. Рубинштейн, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. Он подчеркивал значительный потенциал их гуманистических идей, личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, созданию условий для стимулирования активного отношения личности к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности.

Именно они повлияли на рассмотрение им структуры начального образования, подхода к определению его содержания, выбору методов и форм как средств организации культурно-образовательного пространства, образовательно-воспитательной среды как основы становления личности учащегося.

Источником концепции начального образования С. И. Гессена история, теория и практика образования за рубежом. Сравнительно-сопоставительный и сравнительно-исторический анализ (идеи Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстого, Dalton Plan и трудовая школа, монтессоризм и фребелизм, систему Дж. Дьюи и Г. Кершенштейнера и другие) позволили исследователю проследить становление школьных систем в разных странах и рассмотреть место и роль в них начального образования, основы его организации, принципы его построения. Анализ дидактических систем О. Декроли, Д. Джентиле, Д. Дьюи, Д. Ломбардо-Радиче, М. Монтессори и других позволил исследователю предвосхитить современную структуру начального образования, представить свой взгляд на период обучения грамоте.

Оказала влияние, явившись одним из источников воззрений исследователя на начальное образование, русская классическая литература: А. Блок, В .Я. Брюсов, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев и других, их философское, психологическое, воспитательное, религиозное восприятие ими проблем человека, жизни.

Развитие педагогической мысли в Советской России, инновационные процессы в сфере образования были предметом пристального внимания С. И. Гессена и также повлияли на концепцию начального образования исследователя. Анализ реформ советской школы, работы П. П. Блонского, А. Г. Калашникова, Н. К. Крупской, А. П. Пинкевича, М. М. Пистрака, С. Т. Шацкого и других способствовали осмыслению им основ начального образования, воззрениям на характер и назначение начального образования, использование средств и методов на первой ступени школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Инфра-М, 2002. 54с.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4 — 19.
  3. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 22−30.
  4. С.И. А.П. Пинкевич «Педагогика» (рецензия) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В.А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1925−26. -Кн. 13−14. — С.159−164.
  5. С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и В. Соловьева // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. — 1931. — Т. 45. — С.271−306.
  6. С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и В. Соловьева // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union.-1931.- Т. 46.- С. 321−352.
  7. С.И. Вильгельм Рейн // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. Прага:
  8. Изд. Земгора. 1929. — Кн.32. — С.218−220.
  9. С.И. Глобальная «метода», или глобальное обучение грамоте // Русская школа. Под ред. А. Павлова, С. И. Гессена, Н. А. Ганца и др. Прага: Изд. Земгора. — 1935. — № 2−3. — С. 19 -41.
  10. С.И. Государство и школа во Франции и Англии. Рига, 1934.- 32с.
  11. С.И. Десять лет советской школы // Русская школа. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. -Прага: Изд. Земгора. 1928. — Кн. 28. — С. 473−520.
  12. Гессен С.И. E.JI. Зубашев // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. Прага: Изд. Земгора. — 1929. — Кн.32. — С.222−224.
  13. С.И. Евразийство // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. — 1925. — Т. 25. — С.494−508.
  14. С.И. Иоганн Генрих Песталоцци // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. Прага: Изд. Земгора. — 1926−27. — Кн. 24. — С. 611−630.
  15. С.И. Идея нации // Вопросы мировой войны. Сборник статей под ред. М.И.Туган-Барановского. Петроград: Изд. Юридического книжного склада «Право». — 1915. — С.562−589.
  16. С.И. Идея социального права // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. — 1932. — Т. 49. — С.421−435.
  17. С.И. Идея трудовой школы и лабораторный план (Dalton Plan) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1923. — Кн. 5−6. — С. 33−57.
  18. С.И. Избранные сочинения / Сост. А. Валицкий, Н.Чистякова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. 814с.
  19. С.И. Иностранцы-очевидцы о советской школе // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова.- Прага: Изд. Земгора. 1929. — Кн. 31.- С.1−34.
  20. С.И. Итоги культурной пятилетки // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. — 1933. — Т. 51−52. — С.402−417.
  21. С.И. К открытию Русского Педагогического института в Праге // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1923. — Кн. 2−3. — С.92−102.
  22. С.И. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем // Сборник статей, посвященных П. Н. Милюкову. 18 531 929. Прага. — 1929. — С.57−86.
  23. С.И. Крушение утопизма // Современные записки. Подред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. -1924. — Т. 19. — С.227−296.
  24. С.И. Лев Толстой как мыслитель // Sbornik stati, а bibliografickych. Usporadadali Jiri Norak a Evgenij Ljackij. (Wyd. Slovansky Seminar University Karlovy). Прага. — 1929. — C.9−33.
  25. С.И. Лев Толстой как педагог // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. Прага: Изд. Земгора. — 1927−28. — Кн. 29−30. -С. 631−653.
  26. С.И. Мировоззрение и идеология // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. — 1935. — Т. 57. — С.316−330.
  27. С.И. Мировоззрение и образование // Русская школа. Под ред. проф. А. Павлова, С. И. Гессена, Н. А. Ганца и др. Прага: Изд. Земгора. — 1934. — кн. 1. — С.3−23.
  28. С.И. Мистика и метафизика // Логос. Под ред. С. И. Гессена, Ф. А. Степуна, Б. В. Яковенко. ~М.: Изд. «Мусагет». 1910. — Кн.1. — С.118−156.
  29. С.И. Мое жизнеописание: Публикация автобиографии философа, 1947 (Подготовлено к печати, предисл. и послесловие А. Валицкого). // Вопросы философии. 1994. — № 7−8. — С. 150 187.
  30. С.И. Науки философские и общественные // Русские в Праге. 1918−1928. Ред.-изд. С. П. Постников. Прага: Изд. Земгора. — 1928. — С. 271−275.
  31. С.И. Немецкое издание неопубликованных рукописей Ф.М. Достоевского // Современные Записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. — 1929.- Т.39.- С.502−515.
  32. С.И. О понятии и цели нравственного образования If Жизнь и смерть. Сборник памяти д-ра Н. Е. Осипова. Под ред. A.JI. Бема, Ф. Н. Досужкова и Н. О. Лосского. Т.2. — Прага. -1936.- С. 60−78.
  33. С.И. Органы управления народным просвещением в СССР // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1926. — Кн. 18. — С.557−572.
  34. Гессен С. И. Органы управления народным просвещением в
  35. СССР // Педагогическое бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Прага: Изд. Пед.Бюро. — 1926. -№ 15. — С.17−32.
  36. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин: «Слово», 1923. — 418с.
  37. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448с.
  38. С.И. Пауль Наторп // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. -Прага: Изд. Земгора. 1924. — Кн. 10−11. — С. 1−8.
  39. С.И. Педагогика Канта // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и
  40. B.А.Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1924. — Кн.8. — С. 1−17.
  41. С.И. Педагогические сочинения /Сост. Е. Г. Осовский (вступ.ст. и общ. ред.), М. В. Богуславский, О. Е. Осовский. -Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2001. 564с.
  42. С.И. Политическая свобода и социализм. Петроград: Изд. «Библиотека свободного гражданина». Под. ред.
  43. C.В.Вознесенского, 1917. 48с.
  44. С.И. Последняя фаза советской педагогики // Русская школа. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1925. — № 4. — С. 27−32.
  45. С.И. Пятилетка и школьная политика советской власти // Новый Град. Под ред. И. Бунакова, Ф. Степуна и Г. Федотова. — Париж. 1931. — № 1. — С.68−78.
  46. С.И. Русский учитель в эмиграции // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. «Объединения русских учительских организаций за границей». — 1925−26. — Кн. 23. -С.521−524.
  47. С.И. Свобода и дисциплина. Петроград: Редакция газеты «Единство», 1917. — 32с.
  48. С.И. Судьба коммунистического идеала образования // Новый Град. Под ред. И. Бунакова, Ф. Степуна и Г. Федотова. -Париж. 1933. — № 6. — С. 42−60.
  49. С.И. Судьба коммунистического идеала образования // Педагогика. 1993.- № 6. — С. 59−64.
  50. С.И. Теория нравственного воспитания // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1919. № 8. — С. 123−136.
  51. Гессен С. И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых»
  52. Достоевского // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. — 1928. — Т. 35. -С.308−338.
  53. С.И. Трагедия зла: философский образ Ставрогина // Путь. Под ред. Н. А. Бердяева. Париж. — 1932. — № 36. — С.44−74.
  54. С.И. Философия наказания // Логос. Под ред. С. И. Гессена, Ф. А. Степуна, Б. В. Яковенко. М.: «Мусагет». — 19 121 913. — Кн. 1−2. — С.183−232.
  55. С.И. Фребель и Монтессори (Очерк философской теории игры) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1923−1924. — Кн.1. — С. 8−42.
  56. С.И. Фребель и Монтессори // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. Прага: Изд. Земгора. — 1927. — Кн. 27. — С. 345−363.
  57. С.И. Что такое трудовая школа // Свободная трудовая школа. Томск. — 1920. — сб.2. — С. 143−163.
  58. С.И. Школа в России и революция // Современные записки. Под ред. М. В. Вишняка, И. И. Фондаминского. Париж: Imp. Union. — 1935. — Т. 59. — С.445−458.
  59. С.И. Школа и хозяйство// Русская школа. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. Прага: Изд. Земгора. — 1938. — № 10. — С.18−23.
  60. С.И. Школьная система в Чехословакии // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, проф. С. И. Карцевского, Н. Ф. Новожилова, Ю. Д. Новоселова, В. В. Руднева и проф. Д. М. Сокольцова. Прага: Изд. Земгора. — 1928. — Кн. 29−30. — С. 702−731.
  61. С.И. Эволюция единой трудовой школы в Советской России // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана.- Прага: Изд. Земгора. 1925. — Кн. 15−16. — С.226−242.
  62. Гессен С.И. I. L. Kandel «The reform of secondary education in France» // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага:
  63. Изд. Земгора. 1925−26. — Кн.15−16. — С.364−366.
  64. С.И. «Rocenka pedagogicka a skolska» // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1925−1926. — Кн. 19−20. — С.179−180.
  65. Гессен С.И. William F. Russel «Schools in Bulgaria» // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1925−26. -Кн.15−16. — С.362−364.
  66. Hans N. and Hessen S. Educational Policy in Soviet Russia. -London, 1930. 236p.
  67. Hans N. and Hessen S. Funfzehn Jahre Sowietschulwesen: Die Entwicklung des Sowjetsch hulwesens und die Wandlungen der kommun Bildungspolitik seit der Oktober. Berlin: Lipsk, 1933. -XII. — 260s.
  68. Hessen S. Autobibografia: La pedagogia russa del XXsecololo / I problemi della pedagogia. Roma: Avio. — 1956. — 117c.
  69. Hessen S. Die Methode der M. Montessory und ihr Schicksal. -Halle: «Akademischer Verlag», 1936. 30c.
  70. Hessen S. Die Pedagogik Giovanni Gantiles // Die Erziehung. -Lipsk: Heft. 1934.- № 9. — C.401−422- № 10. — C.479−490.
  71. Hessen S. Education and Economic Life // The Year Book of Education. London. — 1929. — C.47−86.
  72. Hessen S. Filozofia Kultura — Wychowanie. — Wroclaw -Warszawa — Krakow — Gdansk: Ossolineum, 1973. — 471s.
  73. Hessen S. Filosoficke zaklady pedagogiky. Praha, 1936. — 379s.
  74. Hessen S. Fondamch filosofia della pedagogia (sara pronto in giugno) // I problemi della pedagogia. Roma: Avio. — 1956. — T.l. — 245s., T.2.- 289s.
  75. Hessen S. La pedagogia di G. Gentile // I problemi della pedagogia. -Roma: Avio. 1952. — 48s.
  76. Hessen S. La pedagogia di G. Dewey // I problemi della pedagogia. -Roma: Avio. 1954. — 45s.
  77. Hessen S. La «Scuola serena» di G. Lombardo Radice e la «Scuola del lavoro» di G. Kerschensteiner // I problemi della pedagogia. -Roma: Avio. 1954. — S. 8−31.
  78. Hessen S. Leone Tolstoy. Maria Montessory // I problemi della pedagogia. Roma: Avio. — 1954. — Ills.
  79. S. О sprzecznosciach i jednosci wichowania. Zagadnienia pedagogiki personalistycznej. Lwow — Warszawa, 1939. — 375s.
  80. Hessen S. Pedagogia e mondo economico // I problemi della pedagogia. Roma: Avio. — 1954. — 96s.
  81. Hessen S. Podstawy pedagogiki. Warszawa: «Nasza Ksiegarnia», 1931.-418s.
  82. Hessen S. Podstawy pedagogiki. Wyd.2. Warszawa: «Nasza Ksiegarnia», 1935. — 418s.
  83. Hessen S. Ruska pedagogika u XX veku // Ucitel. Belgrad. — № 910, Maj-Jun, 1939. — S.556−584.
  84. Hessen S. Struktura i tresc szkoly wspolczesnei (Zarys didaktyki ogolne). Warszawa: «Nasza Ksiegarnia», 1947. — 288 s.
  85. Hessen S. Struttura e contenuto della schola moderna // I problemi della pedagogia. Roma: Avio. — 1950. — 282s.
  86. Hessen S. Studia z fllozofli kultury / Wybory dokonal, wstepem i przypisami opatrzyl Andrzej Walicki. Warszawa, 1968. — 367s. Hessen S. Szkola i demokracja na przelomie.- Warszawa, 1938. -30s.
  87. Hessen S. Tolstoj e M. Montessori / I problemi della pedagogia. -Roma: Avio. 1954. — S. 7−108.
  88. Hessen S., Hans N. Funfzehn Janre Sowietschulwesen. Berlin: Lipsk, 1933.-XII. — 260s.
  89. Бем А. Л. Новый этап советской педагогики (Программно-методическая работа ГУСа) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1926. — Кн.23. — С.471−492.
  90. Бем А. Л. План новой реформы советской школы второй ступени. Доклад пленуму педагогического бюро // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. — Прага: Изд. Земгора. 1924. -Кн.9. — С.37−50.
  91. Бем А. Л. Школа в России // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С. И. Гессена, прив. доц. С. И. Карцевского и В. А. Ригана. Прага: Изд. Земгора. — 1926. — Кн. 19−20. — С.207−220.
  92. А. Сергей Гессен: философ в изгнании (предисловие). // Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. — С.3−28.92.
Заполнить форму текущей работой