Экономическая подготовка как средство социализации младших школьников
Мы предположили, что процесс экономической подготовки как средства социализации младших школьников должен строиться с учетом закономерностей возрастных этапов социализации ребенка, учитывать его субъектный опыт социально-экономических отношений. Анализ материалов возрастной психологии и имеющегося педагогического опыта позволил утверждать, что своеобразие процесса социализации на рассматриваемом…
ДиссертацияФормирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник
Апробация исследования. Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы. Результаты исследования, его отдельные положения, теоретические выводы обсуждались на конференциях, семинарах, заседаниях «круглого стола», педагогических советах в ДОУ: Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А. В. Кенеман, Москва, 1996 (тезисы…
ДиссертацияДидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ
Использование методики аутентичного оценивания компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ в форме «портфолио» открывает перспективы для прикладных работ в области измерения и оценки уровней физкультурной деятельности как процесса и результата образованияметодические рекомендации по совершенствованию процесса формирования компетентности в области физической…
ДиссертацияФормирование потребности студентов педагогического вуза в творческом саморазвитии
Одно из ранних упоминаний о проявлении саморазвития принадлежит Гераклиту, затем можно найти его у Сократа, Марка Аврелия. У Декарта основой индивидуального бытия провозглашается рефлексирующая мысль. Эта мысль поддерживалась в исследованиях Дж. Локка. Решающий шаг в активном изучении и реализации идеи саморазвития был сделан в эпоху Просвещения, деятели которого (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердер, К. А…
ДиссертацияФормирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования
Проведенный нами опрос учителей начальных классов школ г. Челябинска, в котором принимало участие около 120 человек, показал, что вопросам экономического воспитания младшего школьника уделяется недостаточно внимания. Большинство учителей начальных классов, примерно 76%, высказало мнение о том, что экономические знания о видах труда, бюджете, заработной плате, доходах и расходах, о богатстве…
ДиссертацияФормирование профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений
В современной науке накоплен значительный опыт исследования проблем профессиональной деятельности и развития компетентности. Фундаментальные труды Д. Бодди и Р. Пэйтона, Р. Л. Дафта, М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, У. Д. Дункана, Дж. Равена раскрывают общетеоретические аспекты менеджмента как философии, теории и практики управления, рассматривают различные виды компетентностей, в том числе…
ДиссертацияГрафическое моделирование процессов и явлений средствами анимации в профессиональной подготовке учителей-предметников
Однако анализ литературы и информационных источников по этой проблеме показал, что в настоящее время незначительный процент учителей-предметников использует при обучении самостоятельно созданные анимационные графические модели. Во-первых, это связано с незнанием педагогических возможностей средств создания графических моделей, во-вторых, — с отсутствием методик обучения созданию анимационных…
ДиссертацияМодульное обучение как фактор повышения эффективности учебной деятельности учащихся общеобразовательной школы
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (Воронеж 2009, Барнаул 2010,2012), всероссийских (Горной-Алгайск 2005, 2007,2009, Барнаул 2009) и региональных (Бийск 2004, Горно-Алтайск 2006,2011, Томск 2008, Челябинск 2009) тучно-практических конференциях, а также при выступлениях на заеданиях кафедры педагогики…
ДиссертацияНаучно-методическое наследие последней трети XX века и его потенциал в системе профессиональной подготовки учителей-словесников
Представим с помощью репрезентации, позволяющей выявить и описать существенные характеристики научной работы, докторское диссертационное исследование М. М. Разумовской «Теоретические основы обучения орфографии в средней школе» (1984). Проиллюстрируем цитатой обстоятельность исторического обзора в области методики орфографии, представленного М. М. Разумовской: «В 60-е, 70-е годы возникло учение…
ДиссертацияПроблемы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в школах России 1920-30-х годов
Огромный, не учтенный современной педагогикой опыт по проблеме исследования накоплен историей художественно-педагогического образования. Вопросы создания и развития системы подготовки учителей начальных классов и проблемы личности учителя изучались, начиная с 1950х годов, в трудах авторов советского периода К. И. Васильева, Н. А. Константинова, Ф. Ф. Королева, Т. Д. Корнейчика, Е. Н. Медынского…
ДиссертацияПрофессиональное образование в области экологического менеджмента и аудита: теория, методология, технологии
На констатирующем этапе эксперимента проведен анализ нормативно-правовой документации и опыта профессионального образования российских вузов, определен начальный уровень профессиональной компетентности студентов в области экологического менеджмента и аудита. Установлено, что владение студентами профессиональной компетентностью в области экологического менеджмента и аудита определено требованиями…
ДиссертацияПедагогические условия индивидуализации обучения в начальной школе: На материале изучения иностранного языка
Констатирующий эксперимент показал низкий уровень творческой активности младших школьников при низком уровне духовной и интеллектуальной активности и среднем уровне эмоциональной активности. Для повышения уровня творческой активности была внедрена технология осуществления процесса индивидуализации обучения, состоящая их следующих направлений: ориентационно-адаптивного, содержательно-вариативного…
ДиссертацияПедагогические условия оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя на основе применения информационно-педагогических технологий в планировании учебного процесса
Кроме метода матриц для планирования учебного процесса мы использовали аналитические методы, методы теории оптимизации и математического программирования. Использование аналитической модели для сравнительного анализа учебного плана специальности позволило описать соотношение времени, отводимого на фундаментальную и специальную подготовку будущего учителя. Однако аналитический подход планирования…
ДиссертацияРазвитие у руководителей сельских школ управленческих знаний и умений по проектированию адаптивной образовательной среды
Теоретической базой решения этих противоречий служат научные исследования отечественных и зарубежных ученых. Первую группу составляют исследования, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы социального управления (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. К. Бочаров, A.M. Омаров, В. И. Садовский, В. А. Штофф, Э.Г. Юдин). К второй группе относятся исследования по проблемам управления…
ДиссертацияПедагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников
Реформы общеобразовательных учреждений ориентируют учителя на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективность в обучении иностранному языку. Все большее число школ переходят па новый базисный учебный план, согласно которому обучение иностранному языку ведется со второго класса. Основным аргументом в пользу раннего обучения иностранному языку является положение, что такое…
ДиссертацияОбучение грамматике на начальном этапе средней школы на коммуникативно-когнитивной основе: На материале английского языка
Апробация исследования. Разработанная в диссертации технология обучения грамматике проходила экспериментальную проверку в течение учебного года в школе № 12 г. Пскова. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков и Герценовских чтениях в РГПУ им. А. И. Герцена (1996 — 1999), на заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков…
ДиссертацияОбучение математике студентов исторических факультетов педагогических вузов в контексте деятельностного подхода
Разработан факультатив «Математико-статистические методы в исторических и педагогических исследованиях». Цели обучения математике на факультативе: научить студентов квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения математических методов в исторических и педагогических исследованияхнаучить применять математико-статистические методы анализа данных исторических…
ДиссертацияПодготовка студентов педвузов к оценочной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий
Широкое внедрение тестов и тестовых испытаний как средства осуществления оценочной деятельности и наличие некоторых положительных результатов не привели к радикальному улучшению качества образования. В практике внедрения педагогического тестирования существует ряд проблем, мешающих качественному скачку в развитии образовательной системы в целом. Так, невозможность или неумение использовать…
ДиссертацияРабота с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников
У младших школьников необходимо развивать двигательные способности в результате оперирования разными графическими материалами, формирующими устойчивые умения и навыки, особенно часто проявляющиеся в индивидуальном подходе к графическому виду деятельности, что закономерно проявляется в разных видах изображения, обеспечивающих высокий уровень рисования. Поэтому, в графической деятельности ребенок…
ДиссертацияОптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик»: на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью
Влияет на комплекс взаимоотношений также позиция, которую занимает педагог в связи с когнитивно-поисковыми действиями учащегося. Поддерживая их как факт, как необходимый компонент профессионально-личностного становления учащегося, поддерживая даже при определённом скепсисе и сомнениях в продуктивности самих этих поисков, опытный и современно мыслящий педагог исходит из того, что творческий рост…
ДиссертацияСамостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов
Качество подготовки любого специалиста в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и умением самостоятельно ставить и решать новые профессиональные и социальные задачи. В связи с этим возникает необходимость перевести процесс обучения с экстенсивной на интенсивную основу. Необходимо добиться качественного скачка в подготовке специалиста, чтобы к моменту выпуска из вуза…
ДиссертацияСодержание и методика обучения студентов туристского высшего учебного заведения бизнес-планированию в процессе профессиональной подготовки
Теоретической основой работы послужили труды ведущих российских и зарубежных ученых по управлению в индустрии гостеприимства и туризма, а также в области бизнес-планирования: Розановой Т. П., Попова JI.A., Деркач A.A., Платонов К. К., Квартальнова В. А., Philipp Kotler., Tom Piters ., Чудновского А. Д., Папиряна Г. А., Бургуновой Г. Н., Каморджановой H.A., Волкова О. И., Скляренко В. К…
ДиссертацияПрименение компьютерного моделирования в процессе обучения: На примере изучения молекулярной физики в средней общеобразовательной школе
Одним из важнейших направлений развития общества является образование. Образование «работает» на будущее, оно определяет личные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, культуру поведения, мировоззрение, тем самым создавая экономический, нравственный и духовный потенциал общества. Информационные технологии являются одним из главных инструментов в образовании, поэтому разработка…
ДиссертацияТеоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза: На материале физико-математических дисциплин
В наше время различные аспекты этой проблемы нашли отражение в трудах ученых 70−80 годов: Л. П. Аристовой, Л. Г. Вяткина, Е. Я. Голанта. Н. Г. Дайри, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, М. И. Махмутова, И. П. Огородникова, Н. А. Половниковой, Н. И. Скаткина, Т. И. Шамовой и др. В контексте рассматриваемой проблемы существенный интерес представляют работы, в которых содержатся идеи психологической…
ДиссертацияТрадиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов
Проблема формирования разносторонне развитых специалистов для сферы народного декоративно-прикладного искусства является чрезвычайно актуальной еще и по той причине, что судьба этой важной отрасли национальной художественной культуры полностью зависит от подрастающего поколения художников и мастеров — исполнителей на предприятиях народных художественных промыслов. Основная масса работающих там…
ДиссертацияПрофессиональное становление курсантов военно-экономического вуза в процессе обучения
Совокупность вышеперечисленных организационно-педагогических условий, предложенных в ходе проведения исследования, позволила обосновать и подтвердить гипотезу экспериментального исследования о том, что эффективность профессионального становления курсанта военно-экономического вуза в процессе обучения повышается, если процесс его совершенствования будет осуществляться систематически…
ДиссертацияУправление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования
Стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста сегодня выступает профессиональная конкурентоспособность. Требования, предъявляемые к квалификации выпускников профессиональной школы, постоянно меняются. Особенно это стало очевидным в последнее десятилетие, когда специалисты все в большей мере нуждаются в междисциплинарных знаниях и умениях, которые дают им возможность анализировать…
ДиссертацияВоспитательная система на основе потребностей школьника как фактор гуманизации образовательного процесса школы
Содержательную особенность реализованной в ходе эксперимент модели воспитательной системы выявляет определение: воспитательная среда на основе потребностей школьника есть педагогический феномен, включающий в себя два воспитывающих механизма, механизм воспитания — целенаправленную деятельность педагогического коллектива и механизм самовоспитанияпсихическую самоуправляемую деятельность субъектов…
ДиссертацияФормирование методической компетенции бакалавра педагогики в области иностранных языков на основе интегративного подхода
Между масштабностью охвата российского образования сложными инновационными процессами и необходимостью теоретического осмысления и обоснования практических действий в системе непрерывного педагогического образованиямежду необходимостью перехода высшего педагогического образования на двухуровневую систему подготовки кадров в связи с современными требованиями и слабой теоретической и методической…
ДиссертацияНаучно-практические основы оптимизации социально-педагогической деятельности куратора в условиях модернизации образования
Проектирование кураторской деятельности предполагает создание рационального алгоритма реализации последовательных этапов: этап вхождения в проблему, определения важнейших сфер, цели деятельности как стратегии, воспитательных задач, тактики перевода их в практическую плоскостьэтап определения комплекса констант — компонентов социально-педагогической деятельности куратора, обладающего максимальной…
Диссертация