Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов инженерно-педагогического вуза в условиях инновационного обучения
Педагогические инновации чрезвычайно разнообразны по целям, масштабам, направленности, содержанию, поэтому в практике работы конкретных вузов они представлены по-разному, что во многом определяется субъективными факторами, такими как отношение руководства вуза к инновационной деятельности, творческий потенциал и настроенность профессорско-преподавательского состава, ресурсные возможности…
ДиссертацияФормирование профессионально значимых убеждений студентов исторических факультетов педагогических вузов
Гуманитарное образование формирует личность студента, готовит его к жизни в меняющемся обществе, учит современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать действенные решения (Барг М.А., 1987; Бацин В.К.- 1996; Стефановская Т. А., 1998; Смирнов С. Д., 1995 и др.). Из гуманитарных дисциплин история выделяется как наука, способствующая выполнению данного социального…
ДиссертацияФормирование экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их влияние на экономическую безопасность личности
Так, например, не более 13% учащихся осознают взаимосвязь собственной экономической безопасности и национальной безопасности страны и могут объяснить, в чем она состоит. Невысоки и фактические знания и умения у выпускников колледжей: удовлетворительный уровень знаний в сфере потребительского законодательства показали только около 20% учащихся, о вопросах управления собственными денежными…
ДиссертацияКомплексное исследование контроля усвоения учебной информации: на материале преподавания курса высшей математики в техническом вузе
Постановлением ЦК КШС и Совета Министров СССР «О мерах, но дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране*1 (1972) перед высшей школой поставлен род научных, педагогических, методических и организационных задач, которые до этого либо не ставились, либо не считались первоочередными. К таким задачам относится «Разработка рациональных путей контроля за качеством усвоения и умением…
ДиссертацияЛингводидактические основы обучения виду русского глагола арабских студентов-филологов на начальном этапе
На основе анализа литературы и опыта обучения студентов-филологов мы пришли к выводу, что уже на начальном этапе обучения в алжирском языковом вузе возможно сформировать некоторый объем профессионально-педагогических знаний и умений преподавателя РКИ, образующих его профессионально-педагогическую (в частности, лингвистическую) компетенцию и формирующих лингвистическое мышление и профессиональное…
ДиссертацияМетод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников в процессе обучения иностранному языку
Тематическое единство учебных проектов последовательно разворачивается по этапам, интегрирующим в учебном процессе содержание учебного материала и коммуникативную деятельность учащихся. Процесс обучения включает следующие учебные этапы: побудительно-мотивационный, исследовательский, продуктивно-творческий. Каждый этап готовит соответствующую психоинтеллектуальную базу для перехода на следующий…
ДиссертацияМетод проектов в обучении иностранному языку студентов вузов юридических специальностей: На материале немецкого языка
Разработать научно-методическое пособие на немецком языке на основе метода проектов для студентов юридических специальностей. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ научной и методической литературыанализ научной литературы в области психологии, философии, педагогики и методики обучения…
ДиссертацияМоделирование в методике изучения кристаллооптических явлений
Опыт практической работы показывает, что, изучение кристаллооптических явлений без современных учебных демонстраций и технических средств обучения малоэффективно. Применение только одного оптического диапазона в качестве демонстрационного и лабораторного эксперимента является по мнению многих методистов недостаточным. Следовательно, для более качественного усвоения этого раздела необходимо…
ДиссертацияМодернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий
В работе также учитывались научные теории обучения, образования и воспитания средствами физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Вилен-ский, Ю. Д. Железняк, В. В. Кузин, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев, B.C. Родиченко) — концептуальные идеи формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, Л. И. Лубышева, Г. М. Соловьев и др.) — идеи…
ДиссертацияМетодика обучения компьютерной графике будущих учителей информатики на основе компетентностного подхода
Работа выполнена в рамках общеуниверситетской темы РГПУ имени А. И. Герцена «Интегративная система непрерывного педагогического образования», направление — «Методология проектирования педагогических систем и их информационное обеспечение» по Государственному заказу министерства образования РФ. «Исследование проводилось по программе научно-педагогической школы в области «Методологии и технологии…
ДиссертацияСоциально-педагогические условия практического обучения студента колледжа
Содержательный компонент модели направлен на решение задач профессиограммы выпускника автотранспортного колледжа — документа, регламентирующего технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Этот документ обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях…
ДиссертацияПроектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода
Результаты исследования подтвердили гипотетическое предположение, выдвинутое в начале экспериментальной работы: проектировочная деятельность педагога ДОД в процессе разработки ИОП на основе акмеологического подхода действительно выступает как фактор целостного и творческого развития детей и педагогов. Проектирование осуществляется как инновационная проектировочно-технологическая деятельность…
ДиссертацияПроектирование комплекса организационно-педагогических условий управления развитием системы среднего педагогического образования
На третьем этапе (2006;2007 гг.) завершен формирующий эксперимент, определены критерии и показатели результатов экспериментальной деятельности, разработана и внедрена модель образовательного учрежI дения нового типаапробированы новые спецкурсы/ учебные дисциплины, введенные за счет вариативного компонента учебного плана профессиональной подготовки педагоговорганизовано параллельное обучение…
ДиссертацияРазвитие пространственного воображения учащихся 9-10 классов средней школы в процессе обучения геометрии
Задача формирования у учащихся средней школы пространственных представлений и пространственного воображения справедливо считается одной из важнейших учебно-воспитательных задач в преподавании математики, черчения и трудового обучения. Развитие пространственных представлений и пространственного воображения школьников непосредственно связано с их подготовкой к трудовой деятельности, формированием…
ДиссертацияПедагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении
Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей 4−7 лет содействует формированию у ребенка представлений об эмоциях и экспрессии как средствах выражения эмоций, осознанию эмоционально-экспрессивных проявлений своих и другого человека, усвоению социально приемлемых способов эмоционально-экспрессивного проявления, творческому эмоционально-экспрессивному самовыражению. Реализация…
ДиссертацияПедагогическая технология процесса воспитания офицеров воинской части
Ухудшение социально-экономического и правового положения офицеров и членов их семей вследствие отмены ряда льгот и неадекватно низкой (и неиндексируемой) их компенсации. В результате 93% офицеров не удовлетворены заботой государства и решением их социально-экономических проблем1. Отсутствие достаточных финансовых средств заставляет 25% молодых офицеров постоянно или эпизодически подрабатывать. А…
ДиссертацияПедагогические особенности освоения учащимися хакасской музыкальной культуры в среднем профессиональном образовании
Актуальность исследования. Музыкальная культура любого народа, как неотъемлемая часть его духовной культуры является конкретно-историческим выражением времени и опыта народа, от изучения и сохранения которого зависит ее дальнейшее развитие. В современных условиях тесных межкультурных взаимодействий, под которыми мы понимаем различные процессы взаимовлияния и взаимообогащения культур…
ДиссертацияПедагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста: на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)
В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема формирования личностных качеств ребенка, в частности, формирование таких качеств, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность, которая впоследствии даст возможность становление ребенка как субъекта деятельности. Творческая активность ребенка формируется на всех этапах его психического…
ДиссертацияПедагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов
Существует взаимосвязь между повышением педагогического потенциала интерактивных технологий и развитием коммуникативной компетенции студентов. Для повышения педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, применяемых с целью развития коммуникативной компетенции студентов и предотвращения возможных непродуктивных результатов их применения, необходимо, чтобы в учебном процессе…
ДиссертацияРеализация гуманизации образования в обучении иностранному языку студентов технического вуза
Диссертационное исследование показало, что несмотря на высокий гуманистический потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» обучение студентов иностранному языку в техническом вузе носит проблемный кризисный характер. Проблемы обучения иностранному языку сложны, специфичны и недостаточно исследованы. Их нерешенность делает процесс изучения иностранного языка конфликтным, безрадостным…
ДиссертацияПедагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза
Коммуникативную компетентность учителя рассматривают как систему, включающую ряд других компетентностей: языковую, лингвистическую и речевую (Д. И. Изаренков). Профессиональная речь учителя в учебном процессе является показателем важнейших сторон его деятельности: эрудиции и методического мастерства, характера и стиля общения с учащимися, понимания и желания видеть в них активных, самостоятельных…
ДиссертацияПодготовка будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в условиях педколледжа
Первая задача исследования требовала анализа сущности и структуры категории «культура здоровья младшего школьника». Культура здоровья младшего школьника — это личностное качество, сформированное на основе знаний, умений, системы ценностных ориентиров и характеризующееся здоровьесбере-гающим поведением. Как целостное личностное образование в структуре личности культура здоровья выполняет следующие…
ДиссертацияПодготовка будущих учителей к организации экологического воспитания школьников
На завершающем этапе нашей опытно-экспериментальной работы было проведено дополнительное, не входящее в задачи нашего исследования экспресс-исследование на предмет выявления у выпускников экспериментальных факультетов самооценки по качествам «реального» педагога современной школы. Полученные результаты такого экспресс-исследования самооценки выпускниками качеств (у них присутствующих) «реального…
ДиссертацияПодготовка будущих учителей начальных классов к экологическому воспитанию: На материале Республики Таджикистан
В исследовании показано, что в общей системе непрерывного экологического воспитания учителю принадлежит приоритет в воспитании экологической культуры учащихся в непроизводственной сфере. Составными компонентами экологического воспитания являются: семейно-бытовая сфера, сфера досуга и общественно-полезного труда. В этих сферах реализуется жизнь людей, независимо от их профессиональной…
ДиссертацияПсихолого-педагогические основы юмора как средства обучения и воспитания
Результаты исследований показали, что интерес ученых к познанию воспитательной сущности юмора берет свое начало с античных времен. Древнегреческие и древнеримские философе, политики, ораторы, поэты единодушно отмечали жизнеутвервдающее начало в юморе, его способность придавать людям бодрость и оптимизм, а также становиться грозным, сокрушающим оружием против недостатков и пороков общества…
ДиссертацияСовременная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства
Методологическая основа исследования: теория о деятельностной сущности человека (А.Н. Леонтьев, А.В. Бакушинский) — культурно-историческая концепция психологического развития личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) — совокупность научных знаний о психологии^ саморазвития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн)-' современные подходы к проблеме профессионального образования (Б.С…
ДиссертацияСтановление будущего специалиста в учебном процессе высшего учебного заведения: креативно-квалитативный подход: на примере изучения иностранного языка на коммерческом факультете
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на 1−2 курсах Хабаровской государственной академии экономики и права. Корректировка опытно-экспериментальной работы осуществлялась в студенческих группах, где работает автор исследования. Результаты исследования были использованы автором при написании научных статей, опубликованных автором по теме исследованияв виде выступлений…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия эффективности управления научно-методическим обеспечением учителей общеобразовательных школ в современных условиях: На материалах г. Москвы
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования в работе использовались различные методы: аналитический, для анализа научно-методической литературы по проблеме исследования, содержательно-исследовательский:, направленный на изучение сущности управления научно-методическим I обеспечением учителей, моделирования, для построения модели управления научно-методическим обеспечением…
ДиссертацияСвободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов
Обучение в педагогическом вузе сегодня представляет собой хорошо отлаженный, регламентированный процесс, способствующий накоплению студентами большого объема информации и овладению профессиональными умениями и навыками. Однако, реальное положение дел пока еще не позволяет добиться действительно массового профессионально-творческого саморазвития студентов. Находясь в рамках учебных требований…
ДиссертацияПреподаватель русского языка как иностранного в системе курсового обучения
Во-первых, все российские учебные заведения, осуществляющие обучение русскому языку иностранцев, работают на внебюджетной основе, выполняя очень важную государственную миссию. Во-вторых, до 1990 года (в течение всего советского периода) на Дальнем Востоке не существовало системы обучения русскому языку как иностранному, а значит, не было и компетентных кадровых специалистов. В-третьих, пришлось…
Диссертация