Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование умений студентов в ознакомительном чтении с использованием компьютерной обучающей программы: На материале немецкого языка в неязыковом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что разработанная компьютерная обучающая программа способствует повышению эффективности обучения чтению, а) если в ее основу положены возможности и особенности компьютера, б) если она разработана с учетом особенностей данного вида речевой деятельности, в) если ее содержательную основу составляет гипертекст. Исходя из гипотезы, были… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Психолого-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов по чтению
    • 1. 2. Использование компьютера как средства организации и реализации самостоятельной работы по чтению
    • 1. 3. Теоретико-практические основы обучения чтению с использованием компьютерной обучающей программы
      • 1. 3. 1. Обучение чтению как виду речевой деятельности
      • 1. 3. 2. Содержательные компоненты компьютерной обучающей программы
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ
    • 2. 1. Методические основы постановки задачи для разработки компьютерной обучающей программы
    • 2. 2. Работа с компьютерной обучающей программой
    • 2. 3. Опытное обучение и анализ его результатов
      • 2. 3. 1. Разведывательный этап опытного обучения
      • 2. 3. 2. Ход второго этапа опытного обучения и анализ результатов опытного обучения, выводы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование умений студентов в ознакомительном чтении с использованием компьютерной обучающей программы: На материале немецкого языка в неязыковом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективная организация самостоятельной работы по иностранному языку рассматривается в настоящее время как одна из наиболее актуальных проблем в профессиональной подготовке студентов. Самостоятельная работа, являясь обязательным компонентом учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов (Е.Я. Голант, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, П. И. Пидкасистый, И. Д. Салистра, Г. Н. Сериков, М. Н. Скаткин и др.)" в значительной степени определяет качество их профессиональной подготовки.

Быстрый прирост знаний ведет к тому, что недавно приобретенные знания устаревают за короткий промежуток времени. Поэтому задача высшей школы состоит в том, чтобы подготовить специалиста, который обладал бы не только определённой суммой знаний, но и смог бы в дальнейшем самостоятельно пополнять их, совершенствуя свое профессиональное мастерство.

В возрастающем потоке информации, особенно в связи с распространением глобальной компьютерной сети «Интернет» большое значение приобретает умение самостоятельно извлекать информацию из иноязычного текста.

Длительное увлечение обучением студентов иноязычной устной речи привело к тому, что преподаватели иностранного языка ослабили внимание к одной из важных сторон практического владения языком — обучению чтению.

Несмотря на то, что обучение чтению получило наиболее полное освещение в методике преподавания иностранного языка (И.Л. Бим, В. А. Бухбиндер, M.JI. Вайсбурд, А. А. Вейзе, С. И. Гиндин, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, Н. С. Креленштейн, А. А. Леонтьев, М. В. Ляховицкий, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Т. С. Серова, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов и др.), до сих пор остается ряд * вопросов, побуждающих поиск путей дальнейшего повышения его эффективности. Необходимость дальнейшего совершенствования методики обучения чтению обусловлена недостаточным уровнем развития этого коммуникативного умения у все еще значительной части выпускников неязыковых вузов.

Частотно-временная характеристика аудиторных занятий не позволяет обучить студентов технического вуза чтению на иностранном языке в соответствии с требованиями, предусмотренными программой. Вопрос о построении курса чтения ^ - как целостного, законченного курса — ставить необходимо, поскольку курс обучения чтению должен обеспечить развитие у студентов необходимых коммуникативных умений.

В настоящее время решение этой задачи приобретает особый смысл в связи с внедрением в учебный процесс современных компьютерных технологий. Компьютер и связанные с ним технологии как нельзя лучше отвечают задачам, поставленным перед системой образования. Исследования О. И. Агапова, В. А. Андреева, ф Л. Н. Бабанина, Т. В. Букреевой, А. А. Вербицкого, Е. Г. Гализиной,.

В.И. Гинецинского, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, Б. Ф. Ломова, Е. И. Мащбица, Н. Ф. Талызиной, O.K. Тихомирова, Т. В. Чепрасовой, С. А. Фомина показывают, что компьютер позволит осуществить новые качественные изменения в системе образования, включая и обучение иностранным языкам. Однако эффективность обучения с помощью компьютера определяется качеством обучающих программ. Одно из направлений, обусловленных применением компьютерных технологий в обучении иностранным языкам, связано с созданием компьютерной поддержки для новых отечественных и зарубежных учебников и пособий. Представляется целесообразным разработать систематическую компьютерную поддержку для используемых в обучении учебников. Компьютерная программа станет своеобразной компьютерной рабочей тетрадью к учебнику.

Поэтому в целях повышения качества подготовки специалиста с высшим образованием необходимо рассматривать задачу формирования умений по чтению с использованием компьютерных обучающих программ как составную часть практической цели обучения иностранному языку в техническом вузе.

Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования определяется теоретическими и практическими потребностями обучения чтению при неблагоприятной частотно-временной характеристике учебного процесса в неязыковом вузе, а также необходимостью разработки оптимальных параметров организации самостоятельной работы по чтению на иностранном языке с использованием компьютерной обучающей программы. На основании всего вышесказанного была определена тема данного исследования: Формирование умений студентов в ознакомительном чтении с использованием компьютерной обучающей программы.

Объектом исследования является процесс обучения студентов неязыкового вуза ознакомительному чтению в условиях использования компьютерной обучающей программы.

Предметом исследования является разработанная на основе гипертекстовой технологии компьютерная обучающая программа по чтению.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что разработанная компьютерная обучающая программа способствует повышению эффективности обучения чтению, а) если в ее основу положены возможности и особенности компьютера, б) если она разработана с учетом особенностей данного вида речевой деятельности, в) если ее содержательную основу составляет гипертекст. Исходя из гипотезы, были сформулированы цель и задачи: цель диссертационного исследования: разработать теоретические положения использования компьютерных программ для обучения иноязычному чтению и создать на их основе компьютерную обучающую программу для формирования умений в ознакомительном чтениизадачи:

1. изучить теоретические и практические исследования, связанные с проблемой самостоятельной работы в условиях использования компьютера;

2. определить психолого-дидактические предпосылки использования компьютерных программ для обучения иноязычному чтению и на основе анализа процесса чтения выявить его особенности для составления компьютерной программы;

3. разработать методику обучения чтению на иностранном языке с использованием компьютерной обучающей программы;

4. апробировать предложенную методику в учебном процессе, описать ее и выявить эффективность ее использования для самостоятельной работы студентов по чтению.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературысопоставительный анализ отечественных и зарубежных учебных пособий для выявления типов заданий, направленных на обучение чтению как виду речевой деятельности с использованием компьютерных обучающих программнаблюдение за деятельностью студентовбеседы с преподавателями и студентамианкетирование студентовхронометраж, проведение опытного обучениястатистическая обработка полученных данных и анализ результатов опытного обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются.

• в разработке и обосновании теоретических основ использования компьютерных программ для организации самостоятельной работы студентов по иноязычному чтению;

• в уточнении компонентного состава обучения чтению как виду речевой деятельности с использованием компьютера.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем.

• разработана методика обучения чтению с использованием компьютерной обучающей программы для самостоятельной работы;

• разработана компьютерная обучающая программа для формирования умений студентов в ознакомительном чтении на иностранном языке, которая может быть использована в разных формах системы образования.

На защиту выносятся следующие положения:

• психологически обоснованное, педагогически целесообразное и личностно ориентированное обучение чтению создает предпосылки для разработки компьютерной обучающей программы по чтению;

• разработанная структура компьютерной обучающей программы * по чтению может быть использована для организации самостоятельной работы студентов как неязыковых, так и языковых вузов.

Апробация результатов исследования проводилась в экспериментальных группах студентов базового курса Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ). Основные теоретические и практические положения диссертации были представлены на заседаниях кафедры лингвистического to образования ТРТУ, на II межрегиональной научно-практической конференции «Дистанционное обучение. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России» (Санкт-Петербург, 1999), на международной конференции «Deutsch als Fremdsprache an der Schwelle des XXI. Jahrhunderts» (Ростов/Дон,.

1999), на Всероссийской научно-методической конференции «Иностранные языки в системе дистанционного обучения» (Москва,.

2000), на Всероссийской научно-технической конференции ф «Компьютерные технологии в инженерной и управленческой деятельности» (Таганрог, 2000) и отражены в 6 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объем работы — 170 машинописных страниц (основной текст — 133 страницы).

Выводы.

1. В соответствии с предложенными в первой главе теоретическими основами организации компьютеризированной самостоятельной работы по иноязычному чтению были выявлены и сформулированы методические основы постановки задачи для разработки компьютерной обучающей программы по ознакомительному чтению.

2. Организация процесса обучения чтению предполагает наличие следующих структурных компонентов компьютерной обучающей программы: 1) блок текстов и заданий к ним, 2) блок помощи, 3) блок статистики, 4) блок редактирования, 5) блок игр/муз.пауза.

3. При создании гипертекста целесообразно выполнять определенную последовательность действий: выделение базового текстаразработка внутренней иерархииподбор необходимых для понимания этого текста материалов (других текстов, аудио-, видеоматериалов) — апробация созданного гипертекста и определение его эффективности.

4. Работа с компьютерной программой включает в себя прохождение максимально 5-ти этапов: 1. Вход в программу, регистрация- 2. выполнение диагностического теста- 3. Выбор дальнейшего пути работы с программой- 4. Работа с гипертекстом- 5. Завершение работы с программой.

5. Анализ проведенного опытного обучения и положительные результаты, достигнутые студентами ЭГ доказывает, что использование КОП способствует формированию умений студентов в ознакомительном чтении. Содержание и структура разработанной компьютерной обучающей программы по чтению для самостоятельной работы студентов соответствует требованиям учебного процесса в вузе и отвечает интересам и запросам студентов на базовом курсе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование направлено на изучение возможности методической организации обучения чтению с использованием компьютерной обучающей программы в неязыковом вузе. Результаты данной работы могут быть использованы для формирования умений студентов в ознакомительном чтении на немецком языке в неязыковом вузе.

Заявленная цель исследования обусловлена необходимостью формирования умений в иноязычном чтении с использованием компьютера и заключалась в разработке теоретических положений использования компьютерных программ для обучения иноязычному чтению и созданию на их основе компьютерной обучающей программы для формирования умений в ознакомительном чтении.

Результаты теоретических исследований и опытного обучения подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что разработанная компьютерная обучающая программа способствует повышению эффективности обучения чтению, а) если в ее основу положены возможности и особенности компьютера, б) если она разработана с учетом особенностей данного вида речевой деятельности, в) если ее содержательную основу составляет гипертекст.

Для решения поставленных задач были изучены связанные с разрабатываемой проблематикой теоретико-практические исследования в области психологии, педагогики, методики преподавания И Я, информатики. На основе проведенного анализа были определены психолого-дидактические предпосылки использования компьютерных программ для обучения иноязычному чтению и выявлены его особенности для составления компьютерной программы.

Использование компьютера открывает широкие возможности для развития принципиально новой формы самостоятельного познания, которое становится в этих условиях организованным, контролируемым и адаптируемым к индивидуальным особенностям студента. Предлагаемая в данном исследовании компьютеризированная форма самостоятельной работы по чтению, призвана прежде всего создать психологически комфортные условия для эффективного усвоения учебного материала.

Работая с компьютером, студент выступает в роли субъекта, получая возможность управлять компьютером, задавая ему желаемые режимы обучения, необходимый материал, предпочтительные формы, темп и способ изложения материала. Это индивидуализирует процесс обучения, делает его избирательным и личностно ориентированным.

В процессе исследования описана методика постановки задачи для разработки компьютерной обучающей программы и работа с ней.

При постановке задачи для разработки компьютерной обучающей программы необходимо соблюдать требования, предъявляемые к самостоятельной работе, учитывать возможности компьютера как технического средства обучения, особенности чтения как вида речевой деятельности, возможности и потребности студентов, а также особенности их познавательной сферы, связанные со всеми другими подструктурами и личностью в целом.

Качество КОП по чтению обуславливается триединством содержательных компонентов, адекватных ознакомительному чтению: 1) задания перед чтением- 2) текст, реализованный в виде ГТ- 3) контроль и интерпретация понимания прочитанного. Для студентов базового курса была разработана компьютерная обучающая программа по чтению, включающая в себя пять блоков: блок текстов и заданий к ним, блок помощи, блок статистики, блок редактирования и блок лингвистических игр.

Работа с компьютерной программой предполагает прохождение студентом пяти этапов: регистрация и ознакомление с программой, выполнение диагностического теста, выбор дальнейшего пути работы с программой, работа с гипертекстом, завершение работы с программой.

На основе разработанной методики обучения чтению с использованием компьютерных технологий было проведено опытное обучение, целью которого была проверка выдвинутой гипотезы.

Результаты опытного обучения дают основание утверждать, что предложенная методическая организации обучения ознакомительному чтению студентов неязыкового вуза с использованием компьютерной обучающей программы способствует формированию умений в ознакомительном чтении.

Использование предложенной методики способствует повышению эффективности обучения чтению, формированию у студентов умений извлечения информации из иноязычного текста в условиях использования компьютера, формированию интереса и положительного отношения к иноязычному чтению. Перспективность данного исследования заключается в том, что компьютерная обучающая программа, разработанная и опробованная автором в учебном процессе, может быть использована для формирования и развития умений в ознакомительном чтении не только студентов неязыковых, но и гуманитарных вузов. Исследование также способствует совершенствованию методики разработки компьютерных обучающих программ по иностранному языку, помогает решению задач, связанных с использованием компьютерных обучающих программ для формирования и дальнейшего совершенствования навыков и умений во всех видах речевой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236 с.
  2. В.А. Психология обучения иностранным языкам: учеб. пособие для пед. ин-тов и фак. иностр. якыков. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и выводы. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  4. А.К., Ахлебина Т. В., Горбач М. Г. Подсказка как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Информатика и образование. 2000. — № 3. — С .53−57.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:1982. — 192 с.
  6. Э.М. Чтение средство, цель, удовольствие//Ин. яз. в шк. — 1998. — № 2. — С.43−46.
  7. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.:Высш. шк., 1970. 300 с.
  8. B.C. Школа диалога культур//Сов. педагогика. -1988. № 6. — С.31−43.
  9. Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. // Ин. яз. в шк. 1989. — № 1. — С.19−26.
  10. Бим И. Л. Некоторые особенности обучения немецкому языку как второму иностранному языку на базе английского. // Ин. яз. в шк. 1997. — № 4. — С.5−11.1 1. Бодалёв А. А. Психология о личности. Изд. МГУ, 1988. -187с.
  11. Е.В. Тексты для чтения на начальном этапе обучения // Ин. яз. в шк. 1990. — № 4. — С.28−30.
  12. М.Е. О контроле базового уровня обученности // Ин. яз. в шк. -1991. № 2. — С.22−32.
  13. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  14. Т.В., Лукаш Е. Н. Принципы построения электронного учебного словаря французского языка // Ин. яз. в шк. -1990. № 3. — С. 23−28.
  15. В.А., Бессонова И. В. Об учете структурных особенностей текстового материала при обучении чтению и аудированию // Ин. яз. в высш. шк. 1980. — Вып.15. — С.15−24.
  16. М.Г. Задание как мотив-стимул при обучении чтению на иностранном языке.//Ин. яз. в высш. шк. 1980. -Вып.15. — С.39−43.
  17. А.А., Оперенко А. А. Основы подхода к тексту как нерасчлененному целому/Методика обучения иностранным языкам. Минск: Вышэйшая школа, 1987.- Вып. 2. — С. 56−60.
  18. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  19. Е.А., Юдина Т. Ф., Авраменко О. Г. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. М.: Русский язык, 1990. — 77 с.
  20. Н.В. К методике составления тестов // Ин. яз. в шк. 1972. — № 1.
  21. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод пособие / А. А. Миролюбов, И. Л. Бим и др.- под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 1999. — 112 с.
  22. Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам/Под ред. В. А. Артемова. М., 1947. — 247 с.
  23. Вопросы теории и практики языковых тестов/Сост. Р. П. Сельг, И. И. Соттер. Таллин, 1980. — 234 с.
  24. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  25. Е.Г. Лингводидактические особенности формирования профессионально-ориентированного чтения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 16 с.
  26. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач//Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С.31- 38.
  27. Г. М. Самостоятельная работа студентов/Организация самостоятельной работы студентов. -Воронеж, 1969. С. 3−5.
  28. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. — 34 с.
  29. С.И. Внутренняя организация текста. АКД. М., 1972.
  30. И.А. Самостоятельная работа по практическому курсу иностранного языка//Ин. яз. в шк. 1990. — № 1. — С.74−79.
  31. И.Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы. М.: Наука, 1987. -257 с.
  32. А.Ю. О методике тестового контроля навыков устной речи//Ин. яз. в шк. 1976. — № 6. — С.40−47.
  33. Т.В. Компьютеры в преподавании иностранных языков//Ин. яз. в шк. 1991. — № 3. — С.99−103.
  34. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  35. Дидактика средней школы/Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975. — С. 116−130.
  36. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
  37. С.Ю. Развитие самостоятельности мышления учащихся в условиях лицейского образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 18с.
  38. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. -Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та им. В. И. Ленина, 1981. 383 с.
  39. Т.М. Семиотический уровень как существенная харатеристика реципиента/Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — С. 200−204.
  40. Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления/Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе/под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, В. С. Цетлин. М.: Просвещение, 1967. — С. 226−237.
  41. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  42. Н.И., Механизмы речи. М., 1958.
  43. А.П. Языковые игры на компьютере. М.: Просвещение, 1988. — 142 с.
  44. В.В. Модель гипертекста в среде ЛОГО для класса УКНЦ // Информатика и образование. 2000. — № 4. — С.59−68.
  45. Л.С. Организация самостоятельной работы студентов. М.: Русский язык, 1990. — С. 57−66.
  46. И.А. О слуховой и зрительной наглядности в обучении иностранному языку/Проблемы зрительной и слуховой наглядности. М., 1970. — С.11−15.
  47. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  48. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  49. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  50. Е.П. Мотивация и мотивы. С.- Петербург: Питер, 2000. — 508 с.
  51. М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М.: Педагогика, 1975. — 151с.
  52. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — Вып.1. — 72 с. — Вып. 2. — 88 с.
  53. И.И., Усачева И. В. Формирование учебной исследовательской деятельности. М.: МГУ, 1986. — 122 стр.
  54. E.JI. Технические средства в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Минск, 1984. — 106 с.
  55. В.К., Лобко С. И., Чикова Т. С. Математическая обработка результатов эксперимента. Минск: Вышэйшая школа, 1982. — 103 с.
  56. К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. М., 1971. — 96 с.
  57. С.Ш. Использование ЭВМ для осуществления индивидуального обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991. 16 с.
  58. Г. Е., Дедова О. В. Мультимедийный гипертекстовый курс русской фонетики в Интернете: принципы создания и перспективы использования//Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ Братислава. М., 1999. — С. 200−207.
  59. В.Г. Формирование и развитие методов знаний в системе самостоятельной работы студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. С. Петербург, 1999. — 19с.
  60. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Русский язык, 1992. — 242 с.
  61. А.Д. Контроль в обучении иностранным языкам/Психология и методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1967.
  62. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973. — 223 с.
  63. М.К. Обучение контекстуальной догадке о значении слова при чтении иноязычных текстов в неязыковом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1973. — 19 с.
  64. Э.П. Обучение самостоятельному преодолению лексических трудностей при чтении: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 18с.
  65. Кон И. С. Социализация и воспитание молодёжи/Новое педагогическое мышление/Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. — С. 191 — 205.
  66. В.А. Алгоритм формирования лексических гнёзд в текстах для самостоятельного чтения на немецком языке (отбор словообразовательного минимума)/Методика преподавания иностранных языков в вузе. М., 1972. — С.89−120.
  67. Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. -№ 2. С. 46−50.
  68. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 40−47.
  69. Н.Ф. Самостоятельная работа студентов с печатными материалами по дисциплинам филологического цикла //Ин. яз в высш. шк. М.: Высш. шк., 1987. — Вып. 19. — С. 38−47.
  70. И.М., Ляховицкий М. В. Вероятностный подход к проблеме контроля в обучении иностранным языкам // Ин. яз. в шк. 1978. — № 6.
  71. Н.С. Интенсивное обучение чтению на немецком языке. М., 1979. — С. 16−48.
  72. М.А. «Домашнее чтение» в овладении чтением как видом речевой деятельности//Ин. яз. в высш. шк. 1980. -Вып.15. — С.33−39.
  73. М.А. Как подготовить гипертекст//Информатика и образование. 1995. — № 3. — С.51−55.
  74. О.Д. Стратегия и тактики чтения и категории чтецов/Смысловое восприятие. М., 1976. — С. 204−210.
  75. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Изд-во ЛТУ, 1970. — 114 с.
  76. .А. К теории упражнений по иностранному языку //Ин. яз. в высш. шк. 1975. — Вып. 10
  77. Н.Д. Проблема характера в современной психологии/Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982. — С. 69−73.
  78. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 4 е изд.
  79. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1982.- 185 с.
  80. И.Я. Внимание: технологии обучения//Сов. педагогика. 1990. — № 3. — С.139−141.
  81. Лингвистические вопросы теории и практики программированного обучения: Сб. науч. тр./Отв. ред. О. Г. Воронкова. Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. — 88 с.
  82. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. -1985. № 6.
  83. Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983. — 124 с.
  84. А.Л. О специфике обучения говорению и чтению как видам речевой деятельности в курсе иностранного языка//Ин. яз. в высш. шк. 1980. — Вып.15. — С.15−24.
  85. М.В. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие для студ. филолог, спец. в вузе.- М.: Высш. шк., 1981, 159 с.
  86. М.В., Кошман И. М. Технические средства в обучении иностранным языкам. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
  87. О.Г. Самостоятельная работа студентов как способ совершенствования профессиональной подготовки учителя // Ин. яз. в шк. 1990. — № 4. — С.100−104.
  88. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 190 с.
  89. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. М.: Высш. шк., 1982, — 373 с.
  90. Методологические правила конструирования компьютерных педагогических тестов/В.И. Васильев, А. Н. Демидов и др. М., 2000. — 64 с.
  91. Мильруд Р.11. Формы педагогического воздействия на познавательную деятельность учащихся // Ин. яз. в шк. 1991. -№ 2. — С.13−17.
  92. Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе / Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1992. 541 с.
  93. А.С. Языковая догадка в процессе обучения чтению /Обучение чтению в языковом педагогическом вузе: Сб. науч. тр./ Отв. ред. С. Ф. Шатилов. Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. — С.31−35.
  94. Р.С. Психология. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 512 с.
  95. Новейшие методы преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей вуза/Под ред. С.Г. Тер-Минасовой. М.: МГУ, 1991, — 208 с.
  96. Носонович Е. В, Методическая аутентичность учебного текста. Автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 1999. — 20 с.
  97. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе/Под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, В. С. Цетлин.- М.: Просвещение, 1967, 500 с.
  98. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского М., 1986.- 431 с.
  99. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей /Отв. ред. В. И. Андреев. Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 144 с.
  100. Основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова.- М.: Педагогика, 1981. 454 с.
  101. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред.
  102. A.В. Петровского. М.: Московского ун-та, 1986. — 303 с.
  103. Основы теории речевой деятельности. / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  104. Открытое образование объективная парадигма XXI века/Ж.Н. Зайцева, Ю. Б. Рубин, В. П. Тихомиров и др.- под ред.
  105. B.П. Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 2000. — 288с.
  106. Очерки методики обучения чтению/В.А.Бухбиндер- под ред. И. М. Бермана. Киев: Вища школа- 1977. — 174 с.
  107. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991, -223 с.
  108. С.В. Специфика чтения как вида речевой деятельности//Ин. яз. в шк. 1998. — № 2. — С. 4−8.
  109. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  110. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. — 223 с.
  111. Р.Г. Компьютеризация преподавания языков. Л.: ЛГПИ, 1988. — 214 с.
  112. Е.К. О самостоятельном чтении учащихся на иностранном языке // Ин. яз. в шк. 1990. — № 2. — С.22−24.
  113. Е.С. Дистанционное обучение. Учебное пособие для вузов.- М.:Владос.-1998. 226 с.
  114. Т.А., Пономарева В. В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // Ин. яз. в шк. 1997. № 6. — С. 2−7.
  115. О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обученности школьников по иностранному языку // Ин. яз. в шк. 1996. — № 3. — С.13−19.
  116. Е.П., Штеменко Е. С. Компьютерное обучение: за и против. // Ин. яз. в шк. 1997. — № 3. — С. 10−13.
  117. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. — 288 с.
  118. Ф.М., Розенкранц М. В. О составлении тестов для контроля понимания в процессе чтенияя // Ин. яз. в шк. -1977. № 3.
  119. И.А., Сельг Р. П., Соттер И. И. Тесты в обучении иностранным языкам: итоги двадцатилетнего эксперимента. // Ин. яз. в шк. 1989. — № 6. — С. 19−24.
  120. И.А. Чтение вслух как прагматический тест // Ин. яз в шк. 1990. — № 4. — С. 22−27.
  121. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  122. К. Эмпатия/ Психология эмоций. Тексты // Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. — С. 235−237.
  123. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 485 с.
  124. Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в старших классах средней школы (на материале французского языка). Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 147с.
  125. И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1966. 249 с.
  126. И.Л. Обучение пониманию при чтении текста по специальности с помощью диалоговых обучающих программ в неязыковом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  127. Сериков Г'.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1991. — 232 с.
  128. Т.С. Учебник немецкого языка для электронно-технических и энергетических специальностей вузов. М., 1982.
  129. М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971. 208 с.
  130. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  131. Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973. 120 с.
  132. Е.Е. Основные проблемы психологии восприятия учебного фильма.//Советская педагогика. 1966.-№ 5.
  133. Н.Ф. Управление усвоения знаний. Изд-во МГУ, 1975. — 343с.
  134. O.K. Психологическая структура диалога «человек ЭВМ» // Вестник Московского университета: Серия 14: Психология. — 1984. — № 2.
  135. Г. Д. Реалии в языке и культуре. // Ин. яз. в шк. -1997. № 6.- С.13−18.
  136. К.Д. Собр. соч., т. 2. М.-Л., 1948. — С.225−226.
  137. К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи: учебн. пособие. Л., 1989. — 97 с.
  138. С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе: Автореф. дисс. докт. наук-М., 1974. 63 с.
  139. С.К. О работе над компонентами чтения // Ин. яз. в высш. шк. 1979. — Вып.14. — С.4−15.
  140. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высш. шк., 1987. — 207 с.
  141. С.А. Обучение студентов инженерно-экономического профиля ознакомительному чтению на материале английских профессиональных текстов с использованием обучающих программ для PC: Автореф. дис. канд. пед. наук. Томск, 2000. — 13с.
  142. Формирование учебной деятельности студентов/Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989. — 240 с.
  143. Д.Э. Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы при обучении русскому языкуиностранцев. Дис.. канд. пед. наук. С. Петербург, 1994. -162с.
  144. П. Изучение иностранных языков. М.: Учпедгиз, 1963. — 1 58 с.
  145. И. А. Многоуровневая система языкового образования в высшей школе: Дисс. в виде науч. доклада на соиск. уч. степ. докт. пед. наук, 1995. 49 с.
  146. Т.В. Дидактические основы формирования читательского лексикона-тезауруса в профессиональной подготовке студентов (компьютеризация обучения иностранным языкам). Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. — 17с.
  147. Е.В., Кривошеее А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы//Информатика и образование. 1995. — № 3.- С.15−23.
  148. С.Ф. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке при несовершенном владении им/Обучение чтению в языковом педагогическом вузе/Отв. ред. С. Ф. Шатилов. Л., 1980. — С.3−7.
  149. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
  150. Л.Ф. Обучение чтению на английском языке с использованием компьютера: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989. 17 с.
  151. В.В. Личностный подход в обучении: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов/н/Д, 1998. — 22 с.
  152. Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Изд-во Воронежского ун-та. Воронеж, 1971.- 144 с.
  153. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  154. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С. 34−42.
  155. В.А. Педагогическая психология. С.- Петербург, 1998. — 639 с.
  156. Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 255с.
  157. Abel В., Gruner М. Alles Gute Materialpaket fur den Lehrer. Munchen, Berlin: Langenscheidt Verlag KG, 1993. — S. 224.
  158. Albers H.-G., Bolton S. Testen und Prufen in der Grundstufe: Einstufungstests und Sprachstandspriifungen. Berlin, Munchen: Langenscheidt, 1995. — S. 200.
  159. Andreadou, J. Software fur den Fremdsprachenunterricht. -Hildesheim, Ziirich, New York: Georg Olms Verlag, 1987. S. 201.
  160. Bardwell R. Feedback: How does it function? // Journal of Experimental Educatoin. 1981. V.50
  161. Bernstein W. Z. Leseverstandnis als Unterrichtsziel. Julias Groos Verlag, 1990. — S. 260.
  162. Bolton S. Probleme der Leistungsmessung: Lernfortschrittstests in der Grundstufe. Munchen: Langenscheidt KG, 1996. — S. 200.
  163. Borbein V. Menschen in Deutschland Ein Lesebuch ftir Deutsch als Fremdsprache. Berliin, Miinchen: Langenscheidt Verlag KG, 1995. — S. 136.
  164. Cohen V.B. A reexsemination of feedback in computer-based instruction: Implications for instructional design // Educational Technology. 1985. N 1.
  165. Computer in education: Proceedings of the IFIP // 3-rd World Conference «Computer in Education». Amsterdam, 1981.
  166. R., Ladiges D., Laveau I. «Huckepack»: Gemeisam lernen macht SpaB. Materialienbuch. Miinchen: Klett Edition Deutsch, 1994. — S. 150.
  167. Eastridge G., Price U. Reading dictionary. London: Smith print., 1969. ~ 231стр.
  168. Edelhoff, C. Authentische Texte im Deutschunterricht. -Miinchen: Max Hueber Verlag, 1985. S. 201.
  169. Elemente. DQrr und Kessler, Herausg. H. Hunfeld, H.-E. Piepho, 1995. S. 250.
  170. Ehlers, S. Lesen als Verstehen. Langenscheidt Verlag, 1992. — S. 1 12.
  171. Ehlers, S. Lesetheorie und fremdsprachliche Lesepraxis aus der Perspektive des Deutschen als Fremdsprache. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 1998. — S. 320.
  172. Gaynor P. Effect of feedback delay on retention of computer-based mathematical material//Journal of Computer-Based Instruktion. 1981. V.8.
  173. Griesbach, H. Deutsch fur Fortgeschrittene. Humor und Satire. Max Hueber Verlag, 1972. — S. 112.
  174. , G. «Leselandschaft» fiir die Mittelstufe. Verlag fur Deutsch, 1995. — S. 160.
  175. Heringer, H.J. Wege zum verstehenden Lesen Lesegruppe Russisch fur Deutsch als Fremdsprache. Max Hueber Verlag, 1987. — S. 140.
  176. Hirasawa L. Markstein L., Developing reading skills. Advanced. Rowley: Newburg House, 1975/ - VIII, 169 p.
  177. Klaus D.J. The Art of Auto-Instructional Programming//W.J. Smith, W. Moore (eds.) Programmed Learning: Thery and Reserch. N. Y., 1962.
  178. Lodewick, K. DSH-Training, Texte aus Wissenschaft und Gesellschaft yur Vorbereitung auf die DSH. G6ttingen: Fabouda Verlag, 1997. — S. 171.
  179. Lodewick, K. Vorschlage fur die Arbeit mit «Gegensatze». -Gottingen: Fabouda Verlag, 1995. S. 105.
  180. Maier, Wolfgang. Grundkurs Medienpaedagogik Mediendidaktik. Ein Studien- und Arbeitsbuch. Beltz Verlag, 1998. — S. 147−175.
  181. Moch, Angelika. Der Kontext im Dienste des Worterkennens: Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Phil osophie in der Fakultat fur Psychologie und Sportwissenschaft der Uni Bielefeld, 1985. S.4−21
  182. Moreau J., van Eunen K. u. a. Lesebogen. Berlin, Miinchen: Langenscheidt, 1990. — S. 182.
  183. Neuner G. Computergestiitzter Fremdsprachenunterricht. -Langenscheidt Verlag, 1985. S. 128.
  184. Neuner G., Hunfeld H. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Langenscheid, 1996. — S. 169.
  185. O’Shea Т., Bornat R., Eisenstadt M. Tools for creating intelligent computer tutors // A. Elithorm, R. Banerij (eds.). Artificial and Human Intelligence. Washington, D.C., 1984.
  186. Paafi D., Murschall C., Neunburg U. Zertifikatstraining Deutsch: Lesen, Horen, Schreiben. Max Hueber Verlag, 1993. — S. 80.
  187. Papp I., Rug W. Arbeit mit Texten. Miinchen: Klett Edition Deutsch, 1976. — S. 128.
  188. Quast U. Music connects minds and hearts. Reflexionen zur Rolle und Verwendung von Musik im Fremdsprachenunterricht // Fsu 38/47 (1994) 3. S. 167−175.
  189. Rail M. SprachbrUcke. Handbuch fur den Unterricht. Klett Edition Deutsch, 1993. S. 294.
  190. Rost Detlef H. Hat Leseverstandnis eine Struktur? // Berichte und Arbeiten aus dem Institut fur Grundschulforschung der Uni Erlangen- Niirnberg, 1985. S.33−45.
  191. Resag K. Wende im didaktischen Denken / / Asmus W. (Hrsg.). Die Ganzheit in Wissenschaft und Schule. Johannes Wittman zum 70. Geburtstag. Dortmund: Gruewelle, 1956. — S. 227 — 242)
  192. Scherling Т., Schukall H.F., Wilms H. Deutsch hier Ein Unterrichtswerk fur auslandische Arbeitnehmer, Erwachsene und Jugendliche. Langenscheidt Verlag, 1992, — S. 176.
  193. Wazel, G. Aufgabensammlung zur Entwichklung? Ermittlung und Bewertung des Sprechens. Jena, 1977. — S. 275
  194. Werner E., Ertl O. Deutsche Impressionen 40 Obungstexte fur die Mittel- und Oberstufe. — Miinchen: indicium Verlag GmbH, 1997. — S. 176.
  195. Westhoff G. Fertigkeit Lesen. Miinchen: Langenscheidt, 1997. — S. 167.
  196. Wirbelauer H. Lesekurs Deutsch Eine Einfuhrung in die TexterschlieBung Textbuch. Berlin, Munchen: Langenscheidt KG, 1983. — S. 109.
  197. Wirbelauer H. Lesekurs Deutsch Eine Einfuhrung in die TexterschlieBung Arbeitsbuch. Berlin, Munchen: Langenscheidt KG, 1983. — S. 140.
Заполнить форму текущей работой