Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широкое использование заданий творческого типа необходимо в процессе формирования образно-пластического мышления, так как творческий процесс и создание образа в искусстве — вещи неразделимые. К тому же, процесс формирования творчески активной личности есть основная задача методики преподавания изобразительного искусства. Так же необходимо отметить, что такое сочетание как постановка творческих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Художественный образ в скульптуре
    • 1. Художественный образ как понятие
    • 2. Образно-пластический язык скульптуры
    • 3. Роль материала в формировании художественного образа в скульптуре
    • 4. Краткий анализ взаимодействия и единства содержания, формы и материала на примере произведений мастеров различных эпох и направлений
    • 5. Выводы по материалам первой главы
  • ГЛАВА 2. Основные пути развития образно-пластического способа мышления у студентов
    • 1. Основные принципы развития художественно-творческих способностей
    • 2. Обзор пластических и конструктивных возможностей и особенностей материалов скульптуры
    • 3. Выводы по материалам второй главы
  • ГЛАВА 3. Методика формирования образно-пластического способа мышления
    • 1. Проверка уровня сформированности образно-пластического способа мышления (констатирующий эксперимент)
    • 2. Пути формирования образно-пластического способа мышления средствами скульптуры (формирующий эксперимент)
    • 3. Выводы по материалам третьей главы

Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Наиболее трудным и важным в процессе освоения изобразительного искусства является развитие образно-пластического мышления. Владение именно этой формой мышления создает невидимую линию, разделяющую художника и ремесленникахудожника, как законодателя идей, вкусов, направлений, а ремесленника, как исполнителя, обладающего большим или меньшим пр о ф есси он, а л из м о м.

Важнейшим условием профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства является необходимость формирования такого специалиста, который с одной стороны должен быть высококвалифицированным педагогом, а с другой художником профессионалом. Подготовка его, как специалиста высокого уровня предполагает решение целого ряда тесно связанных между собой задач.

Учитель изобразительного искусства призван, прежде всего, развивать творческие способности учащихся, формировать интерес к художественному наследию, учить пониманию сущности изобразительного творчества. Уже в силу только этих причин есть острая необходимость в подготовке такого специалиста-художника, педагога, который бы обладал знаниями не только по теории и истории искусства, владел бы ремесленными навыками, умениями и знаниями, но и глубоко понимал и ясно представлял себе процесс формирования образа в изобразительном искусстве — образа пластического.

В этой связи становится актуальной проблема нашего исследования, заключающаяся в определении путей формирования образно-пластического мышления студентов художественно-графического факультета.

Особое место в подготовке творчески мыслящих специалистов, будущих художников-педагогов занимает скульптура. Трудно переоценить ее роль в процессе формирования образно-пластического мышления и проникновения в сущность образа. Все элементы других видов изобразительного искусства, как бы, присутствуют в объемной пластике.

Художник выражает ту или иную идею посредством художественных образов, и здесь стоит обратить внимание на то, что образный ряд и способ его построения для каждого вида искусства свой (музыка, литература, кино, изобразительное искусство).

Изобразительное искусство, и особенно скульптура, использует свой язык выражения темы — образно-пластический. И немаловажной задачей, в процессе обучения, является освоение особенностями изобразительного, образно-пластического языка. Скульптура же наилучшим образом способствует его развитию.

Пластика, в отличие от живописи и графики, более реальное изображение в связи со своей трехмерностью, но значительно более условно по способу выражения идеи. В живописи и графике значительно проще перейти от чисто изобразительного языка к описательности, иллюстрированию, в этом случае произведение становится не самостоятельным, а является лишь иллюстрацией некоего логического последовательного изложения фактов.

По этому поводу В. И. Мухина писала :" Искусство зрительное говорит пластическим языком. Даже книжная иллюстрация высокого класса работает яркими образами, а не литературным рассказомпредоставим это букве." (90).

Скульптура наиболее требовательна к большому решению темы, «так как она ютится не в музеях, а стоит на площадях, взывая к каждому обитателю города.» (90). Поэтому и воздействие ее должно быть рассчитано не на длительное поэтапное рассмотрение. Оно должно быть моментальным и непременно сильным.

Одной из особенностей скульптуры, как вида изобразительного искусства, является ее ограниченность в средствах выражения, что также вынуждает ее работать «большим» образом. По словам В. И. Мухиной «Если мы начинаем иллюстрировать жизнь в наших произведениях, то мы будем делать небольшие вещи. Скульптура — это не искусство рассказа, это искусство большого образа.» (90). Образы Микеланджело, (созданные им в скульптуре,) нельзя забыть, и это есть причина их бессмертия. В них столько силы, что мы вынуждены с ними считаться. Микеланджело работает не «рассказом» события, а «образом» события. В способе мышления он настоящий скупец." (90).

Большое значение в процессе постижения образно-пластического языка в скульптуре принадлежит процессу освоения всей гаммой пластических материалов, используемых при создании скульптурного произведения. Каждый скульптурный материал имеет свои качества и обладает только ему присущими возможностями. Поэтому образное решение в скульптуре во многом связано с избранным материалом, который раскрывает собственные свойства, свою природную красоту.

Художественная идея, замысел в сочетании с правильным ненасильственным применением материала рождает произведение. Между тем, вопросу развития образно-пластического мышления будущих художников-педагогов на художественно-графическом факультете, к сожалению, не отводится должного места. В частности, огромные возможности скульптуры в деле формирования образно-пластического мышления не используются в полной мере. Недостаточно обширно и глубоко рассматривается область образной значимости материалов скульптуры. Их изучение, как правило, сводится исключительно к лепке. Между тем, ограничивать скульптуру лепкой — все равно, что ограничивать живопись одним рисунком, поскольку материал скульптуры играет ту же роль, что и колорит в живописи. До сих пор нет научно обоснованной системы методов преподавания скульптуры с переводом ее в пластические материалы.

Существующие пособия по технике перевода лепных изделий в пластические материалы Н. В. Одноралова, Н. В. Крестовского, И. М. Чайкова и др. касаются только вопросов технологии обработки материалов скульптуры. В исследованиях Н. С. Боголюбова хотя и затрагиваются многие рассматриваемые нами вопросы, но только применительно к кружковой работе и с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Рассматривая проблему формирования образно-пластического мышления будущих художников-педагогов, как важнейшее условие профессиональной подготовки, мы считаем, что: акцентируя внимание на творческих разработках (например, на занятиях по скульптурекомпозиции на заданные и свободные темы по представлению, с натуры) и используя в процессе их создания широкий спектр пластических материалов с учетом личной фантазии, индивидуальности и самостоятельности, мы сможем приблизиться к решению задачи формирования образно-пластического способа мышления средствами скульптуры.

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры (с использованием различных материалов скульптуры). Основной задачей работы является выявление педагогических условий и разработка методического обеспечения зешятий по скульптуре, при которых развитие образно-пластических способностей студентов происходит наиболее эффективно.

Существенным является также то, что решая эту важнейшую задачу в рамках одной специальной области изобразительного искусстваскульптуры, мы имеем возможность использовать, методом переноса, сформированное качество — образное мышление во всех областях изобразительной деятельности (как то: живописи, графики и т. д.).

Цель исследования: на основании результатов анализа методической, искусствоведческой, педагогической и психологической литературы, экспериментального поиска сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы, способствующие формированию образно-пластического мышления на занятиях по скульптуре.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность студентов художественно-графического факультета в процессе создания ск у л ь п ту р н ы х п р о и з в еден и й.

Предмет исследования теоретические основы, педагогические условия и методика обучения, способствующие активизации формирования образно-пластическоо мышления у студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре.

Гипотеза исследования: развитие образно-пластического мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре будет осуществляться успешнее и плодотворнее, если:

— в процессе обучения будет использоваться широкий спектр пластических материалов — дерево, керамика, гипс, камень, металл и т. д., а также будет создано научно-методическое обеспечение процесса перевода скульптурного произведения в различные материалы с учетом их образно-пластических свойств;

— в процессе обучения будут широко использоваться задания творческого типа (композиции на заданные и свободные темы по представлению и с натуры), а также активно и целенаправленно будут ставиться перед студентами конкретные задачи, направленные на создание художественного образа в скульптуре.

Расширение спектра используемых материалов на занятиях по скульптуре значительно повышает интерес к освоению профессиональных навыковрасширяет круг композиционных, пластических решений в создании скульптурного произведениярасширяет круг ассоциативных связейспособствует формированию «чувства материала», столь необходимого в освоении скульптурой. Применение широкого спектра скульптурных материалов в процессе обучения также способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности студентов, дает возможность найти индивидуальные подходы и способы к решению образно-пластических задач и, соответственно, способствует освоению образно-пластического языка скульптуры и формированию у студентов образно-пластического мышления.

Широкое использование заданий творческого типа необходимо в процессе формирования образно-пластического мышления, так как творческий процесс и создание образа в искусстве — вещи неразделимые. К тому же, процесс формирования творчески активной личности есть основная задача методики преподавания изобразительного искусства. Так же необходимо отметить, что такое сочетание как постановка творческих образных задач и использование материалов скульптуры в процессе реализации замыслов является наиболее эффективным в деле формирования образно-пластического мышления, так как процесс формирования происходит на всех этапах создания скульптурного произведения (от возникновения замысла до его реализации в материале) и выстроен в единую связанную систему.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи;

1. Рассмотреть понятие «художественный образ» в изобразительном искусстве.

2. Раскрыть специфические особенности «языка» скульптуры, через сравнительный анализ с другими видами изобразительного искусства, выявить особенно характерные черты, присущие только этому виду искусства.

3. Рассмотреть принципы развития трехмерной формы в пространстве, раскрыть особенности видов скульптуры.

4. Определить роль и значение материала в процессе формирования образа в скульптуре, подтвердить выводы на примере произведений различных эпох.

5. Проанализировать основные пути развития образно-пластического мышления в соответствии с фазами творческого процесса и через приобретение знаний о пластических и технических особенностях и возможностях скульптурных материалов.

6. Разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающую формирование образно-пластического мышления у студентов в процессе создания скульптурных произведений.

7. Экспериментально проверить, проанализировать и уточнить эффективность предложенной методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1). Изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.

2). Выделение скульптуры, как узкоспецифической области искусства, и изучение образных возможностей этого вида деятельности через постижение образно-пластических особенностей различных материалов скульптуры.

3). Изучение состояния преподавания скульптуры на художественно-гр аф и ч е ск и х ф, а к ул ь тета х.

4). Анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы.

5). Анкетирование, направленное на выявление основных психологопедагогических условий формирования образно-пластического мышления у студентов.

6). Разработка методических указаний в виде системы заданий и упражнений, направленных на формирование образно-пластического мышления.

7). Экспериментальная работа со студентами.

8). Обработка и обобщение результатов экспериментального исследования.

Научная новизна:

— установлено, что процесс формирования образно-пластического мышления наиболее эффективен в том случае, когда процесс обучения ведется с учетом всех этапов создания художественного произведения — от возникновения замысла до его реализации в материале;

— установлена связь между процессом формирования образно-пластического мышления студентов на занятиях по скульптуре и использованием в их учебно-творческой деятельности различных скульптурных материалов;

— определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию образно-пластических способностей у студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий скульптурой;

— разработана и экспериментально проверена обоснованная методика формирования обрано-пластического у студентов на занятиях по скульптуре в процессе создания скульптурных композиций с использованием широкого круга применяемых материалов (дерево, глина, камень, гипс, металл, керамика и т. д.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данное в нем обоснование нового подхода к решению проблемы развития образно-пластического мышления студентов на занятиях скульптурой с учетом специфики различных свойств используемых материалов может быть применено в последующих теоретических исследованиях по теме «Формирование образного мышления и креативных способностей» .

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в области формирования образно-пластического мышления средствами скульптуры при обучении студентов различных художественных заведений, материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по скульптуре в педагогических учебных заведениях, а также могут послужить основой для организации факультативных занятий со студентами для расширения форм образования на художественно-графических факультетах, также могут быть учтены при подготовке методических пособий по скульптуре для студентов художественно-графических факультетов.

Достоверность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психологической литературы о художественном образе как процессе познания действительности, об образных особенностях скульптуры как специфичного вида изобразительного искусства. Подтверждается экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения.

Апробация исследования.

Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в МП ГУ им. Ленина (г.Москва), на заседаниях кафедры декоративного искусства МП ГУ.

Экспериментальная работа проводилась со студентами ХГФ по теме исследования «Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры» в 3 этапа в период с 1996 по 1999 г. г., в работе было задействовано более 300 студентов.

§ 3. Выводы по материалам третьей главы.

Экспериментальные исследования по формированию образно-пластического способа мышления у студентов позволили нам практически подтвердить сделанные в первых главах теоретические выводы.

Первоначально, в целях получения объективных результатов нашего исследования, мы определили показатели и критерии оценки уровня сформированности образно-пластического мышления.

Были определены следующие критерии:

1. Умение выбирать темы и способы их воплощения в соответствии со спецификой вида искусства (в данном случае скульптуры).

2. Новизна и оригинальность в комбинациях и сочетаниях, используемых для выражения тем.

3. Умение видеть и передавать в типичном индивидуальное и в индивидуальном типичное.

4. Осознанность в выборе скульптурного материала в соответствии с образными задачами.

Также, на наш взгляд, необходимо было отдельно выделить группу критериев, позволяющих определить уровень сформированности профессиональных навыков, знаний и умений, а также способность использовать их в решении образных задач.

1. Понимание принципа академической последовательности ведения работы.

2. На основе знаний, умений и навыков, правильное построение трехмерной композиции в связи с той художественной идеей, которая раскрывается.

3. Чувство пропорций, движения, а также умение использовать его в решении образных задач.

4. Владение знаниями по пластической анатомии и умение применять их в решении образных задач.

5. Понимание основных принципов построения трехмерного объема и умение применять их в решении образных задач: а) владение понятием плановб) чувство гармонии весовых отношений в скульптурев) понимание и чувство принципа «форма изнутри на себя» ;

6. Умение работать с различными скульптурными материалами.

При проведении констатирующего эксперимента нами были выявлены недостатки, заключающиеся в традиционной программе и методике, используемых на художественно-графическом факультете.

Результаты анализа студенческих работ, этюдов позволили нам отметить, что вопросу создания образа и, следовательно, творческому отношению к вопросу обучения, студентами уделяется очень мало сил и времени.

К сожалению, освоение разнообразными материалами и понимание их роли в формировании образно-пластического мышления не находит широкого применения в процессе обучения скульптуре на художественно-гр аф и ч еск о м ф, а к у л ьтете.

С целью определения уровня владения скульптурными материалами и степени понимания роли материала в формировании пластического образа, мы провели анкетирование студентов 4-х групп — А, Б, В и Г при завершении 1-ого курса.

Из анализа проведенного анкетирования наглядно видно, что большая часть скульптурных материалов (в особенности твердых скульптурных материалов), а, следовательно, и принципиально отличных принципов построения формы, образа, круга решаемых тем, остаются незнакомыми практически 97% студентов в течении всего срока обучения.

А исходя из того, что существует тесная связь между выбором изобразительного материала и индивидуальными особенностями личности студента, это незнание ведет к невозможности выбрать обучаемыми из многообразия существующих скульптурных материалов что-то свое, созвучное своему внутреннему миру, темпераменту, мировоззрению.

Руководствуясь результатами наблюдений за индивидуальными особенностями студентов, за процессом их изобразительной деятельности и анализом готовых работ (академических и домашних), мы разделили студентов на 3 основные группы по уровню профессиональной подготовленности:

— первый соответствует высокому уровню;

— второй — среднему уровню;

— третий — низкому уровню.

Для установления уровня сформированное&tradeобразно-пластического мышления у студентов, было дано задание творческого типа. Мы предложили им создать портрет с натуры, при этом, выбор натуры было предложено осуществить самостоятельно (натура, выбиралась из самих студентов). К тому же, студентам было предложено лепить портрет с учетом того материала, в котором он должен существовать в конечном варианте (предполагаемый материал каждый выбирал самостоятельно).

Неумение представить образ в материале является одним из существенных недостатков, который обедняет образную сторону работы и не позволяет в полной мере использовать изобразительные возможности самих студентов, а им раскрыть возможности скульптуры, как вида искусств. Разговор о создании образа (через ощущение модели), несущего какое-либо обобщение и содержание, не идет. С позиции творчества, оригинальности, индивидуального отношения, также было мало сделано. Как мы уже отмечали, работы однообразны и не несут в себе никаких оригинальных сочетаний, сопоставлений, комбинаций, как в содержательном «внутреннем», так и в техническом «внешнем» аспектах произведения.

Результатом констатирующего эксперимента, помимо определения недостатков действующей программы преподавания, выявления уровней владения особенностями скульптуры, как вида искусства, определения уровневой системы и методов, направленных на преодоление выше перечисленных недостатков, был определен исходный уровень будущей контрольной и экспериментальной групп, прошедших обучение на 1-ом курсе по установленной общей программе. Исходный уровень на период проведения контрольного и формирующего этапов исследования у всех 4-х групп — А, Б, В и Г — оценивался нами в процентном соотношении идентичным.

В экспериментальной части исследования мы определяли пути формирования образно-пластического способа мышления в процессе создания скульптурных композиций, апробировали методы, приемы и упражнения, использование которых, на наш взгляд, может поднять уровень образно-пластического мышления и повысить уровень знаний, умений и навыков для грамотной передачи художественного образа.

Это и являлось целью нашего формирующего эксперимента. В процессе эксперимента мы искали и опробировали разные формы работы, которые помогали бы добиться желаемых результатов в формировании образно-пластического способа мышления у студентов, а именно: использовали различные виды педагогических установок, направленных на формирование навыков;

— сообщали наиболее важные теоретические сведения по созданию скульптуры, предваряющие практическую работу студентов.

— применяли групповые и индивидуальные формы работы;

— использовали упражнения, активизирующие процесс формирования чувства материала;

— использовали упражнения, активизирующие процессы образного восприятия и формирования образной памяти;

— использовали упражнения на активизацию воображения и на развитие творческого потенциала.

Методика экспериментального исследования основывалась на активном применении педагогических установок на «внутреннее» восприятие через внешнюю форму. Такая установка «действует» прежде всего на уровне визуального восприятия, являясь своего рода фильтром, через который студент получает и перерабатывает информацию. Поскольку студенту сложно осуществлять обоснованный отбор действительно нужной зрительной информации, то установку студенту на восприятие должен дать педагог. Установка на осознание образно-тематических, пластических, композиционных, эмоциональных и.т.д. задач помогает организовать программу действий учащихся.

Важнейшим моментом, на котором базируется формирующий эксперимент в нашем исследовании, является введение в систему обучения заданий и упражнений, направленных на освоение различных материалов скульптуры, их образно-пластических и конструктивных особенностей.

Для повышения уровня образно-пластического способа мышления, мы выдвинули следующие задачи:

1. Развить у студентов способность самостоятельно ставить перед собой образно-пластические (скульптурные) задачи.

2. Развить образное восприятие и образную память.

3. Ознакомить с методом физиогномических наблюдений и научить использовать его в решении образных задач.

4. Развить чувство.материала.

5. Ознакомить с произведениями великих мастеров и обосновать на их примере ставящиеся задачи.

При проведении экспериментальной педагогической работы, мы так же ориентировались на учет индивидуальных особенностей личности студентов. Студенческие работы, выполненные в ходе эксперимента, оценивались по установленным ранее критериям. После проведения поисково-формирующего эксперимента мы провели контрольные срезы в экспериментальной и контрольной группах.

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп подтвердил наши предположения о том, что введение в процесс обучения скульптуре студентов художественно-графического факультета широкого спектра скульптурных материалов, научно-методической системы перевода скульптурного произведения в материал с учетом его образно-пластических свойств, а также широкое применение заданий творческого типа и установок, направленных на создание художественного образа в скульптуре, будет способствовать формированию образно-пластического мышления студентов.

Студенты экспериментальной группы, несмотря на отдельные изобразительные погрешности, показали в своих работах достаточно высокую степень сформированности образно-пластического способа мышления. Обучаемые в экспериментальной группе, по сравнению с обучаемыми в контрольной, лучше генерируют оригинальные творческие идеи, создают значительно более яркие и выразительные образы, значительно более глубоко понимают возможности и особенности скульптуры, как вида изобразительного искусства. Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности и целесообразности использования предлагаемых нами методов и приемов в процессе обучения скульптуре на художественно-графическом факультете.

Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания форм и методов организации обучения, связанного с проблемой формирования образно-пластического мышления, эстетического воспитания и творческого развития личности.

Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по скульптуре в педагогических художественных учебных заведениях, а также могут послужить основой для организации факультативных занятий со студентами для расширения форм образования на художественно-графических факультетах, могут быть учтены при подготовке методических пособий по скульптуре для студентов художественно-графических факультетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенной экспериментальной работы, сравнительная характеристика достижений экспериментальной и контрольной групп свидетельствуют о том, что проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы и показало, что для успешного формирования образно-пластического мышления у студентов художественно-графического факультета средствами скульптуры, необходимо в процессе обучения широко использовать задания творческого типа, а также активно и целенаправленно ставить перед обучаемыми конкретные задачи, направленные на выражение пространственного художественного образа, также необходимо научно-методическое обеспечение процесса перевода скульптурного произведения в различные материалы с учетом их образно-пластических свойств, a. также использование в процессе обучения широкого спектра различных материалов — дерево, камень, металл, керамику, гипс и т. д.

Сформированные нами, на основе анализа методической, искусствоведческой, философской литературы, а также собственного творческого и педагогического опыта, научно-теоретические выводы послужили базой для проведения педагогического эксперимента.

Нами была определена система заданий и упражнений, последовательность ведения работы, способствующая активизации формирования образно-пластического мышления в процессе создания скульптурной композиции у студентов художественно-графического факультета.

Для успешного решения поставленных задач мы использовали в экспериментальной группе систему заданий и упражнений, способствующую пониманию путей и средств создания образа в скульптуре.

1 этап. Задание. Копирование работ мастеров (классические образцы).

2 этап. 3 ада н и е. Создание скульптурной композиции по представлению.

Упражнение 1. Передача различных эмоциональных состояний человека через изображение его фигуры в статике.

Упражнение 2. Передача в скульптуре эмоционального состояния средствами мимики.

Упражнение 3. Отображение в скульптуре социального положения человека в обществе, род его деятельности через изображение его фигуры в статике.

3 этап. Задание. Образ человека через движение.

Упражнение 1. Создание этюда с натуры с целью отобразить характер движения для тех или иных действий.

Упражнение 2. Создание анималистической композиции.

4 этап. Упражнения на изображение образа литературного героя в скульптурном материале.

5 этап. Задания с установкой на конкретный скульптурный материал.

6 этап. Задание. Создание композиции с несколькими и более фигурами на заданную тему.

В процессе выполнения заданий были рассмотрены возможности создания образа средствами статики — мимика, мускульные напряжения, соотношения объемов (микро движения), также были рассмотрены возможности движения в процессе формирования пространственного образа. Анализировались как способы создания характерных индивидуальных образов, так и образов носящих типичные, общие черты.

В процессе выполнения заданий исследовались образные возможности материалов скульптуры. Расширению представлений о образно-пластических и конструктивных возможностях материалов скульптуры было посвящено ряд специальных упражнений.

Выполнение заданий способствовало значительному расширению и разнообразию композиционных решений, а следовательно, и способствовало пониманию особенностей «языка» скульптуры. В результате используемых нами методов были сведены до минимума существующие недостатки в работах большинства студентов обучаемых скульптуре на художественно-графических факультетах.

Подавляющее большинство студентов не имело ясного представления о том, что такое художественный образ, какими средствами он создается и как он решается в скульптурном материале. Пройдя же обучение по предложенной экспериментальной программе они создали значительно более выразительные и убедительные работы. Круг используемых средств в решении художественных задач (как содержательных, так и формальных) существ ен н о ра сш ирил ся.

В результате выполнения предложенных нами заданий уровень академических работ по скульптуре (освоение чисто профессиональными ремесленными навыками) проходит также значительно эффективнее, что наглядно продемонстрировали результаты экспериментальной группы.

Подводя итог проведенному исследованию, мы пришли к заключению, что действительно скульптура является обязательным и действенным средством в процессе формирования образно-пластического мышления.

Ее предельная сжатость, конкретная наглядность и выразительность содержания, формы и материала способствуют пониманию принципа построения художественного произведения в любом виде изобразительной деятельности.

Обращенность скульптуры к человеку (как основному объекту ее изображения), определенная ограниченность в средствах вынуждают тончайшим образом исследовать его (человека) природу, обращает к изучению жестов, движений в соответствии с их внутренними побудителями, а исследования человека в свою очередь, является основополагающей темой искусства вообще. Прямое, непосредственное соприкосновение с веществом (материалами скульптуры), его конкретность и наглядность позволяют осмыслить в художественном и философском аспекте такие качества как плотность, вес, прозрачность, фактуру, прочность, долговечность, структуру самого материала и его природную (естественную) форму, что безусловно расширяет круг содержательных и исполнительских возможностей художников-педагогов.

Результаты нашего исследования могут быть использованы не только в процессе обучения скульптуре на художественно-графических факультетах, но и в системе художественного образования вообще: художественных школах, студиях, училищах. Мы также надеемся, что полученные в диссертационном исследовании результаты послужат ориентиром для дальнейших исследований в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. — М., «Высшая школа», 1984.
  2. М.К., Козлова В. Т. И н д и в иду, а л ь н о сть учащегося и индивидуальный подход. -М.: Знание, 1992. 77с.
  3. Л.Ф., Приблуда С. З. Материаловедение и технология художественных керамических изделий. М.: Высшая школа, 1979.-216с.
  4. М.В., Антонова Л. В. Чудесные превращения. Глина. Камень. Песок. Л.: Аврора, 1973. — 495с.
  5. Алан Пиз Язык телодвижений (как читать мысли других по жестам). М., Издательский дом Гитенбург, 1997. — 248с.
  6. Ю.Г. Образ и материал. М., Сов.Рос., 1977. — 111с.
  7. А.Г. Деятельность и установка. -М., Изд-во МГУ, 1979. 152с.
  8. М.В. Всеобщая история искусств. -М. Л., Искусство, -286с.
  9. Е.В. Язычество и древняя Русь. «Спб», 1914.
  10. Ю.А. Народное декоративное искусство. М., 1963.
  11. Ю.А. Золотые руки народа, Журн. «Дружба народов» № 1, Москва, 1965.
  12. В.Ф. Образ как отражение действительности и проблема типичного // Новый мир. 1953. -№ 8.
  13. С. Игрушки народного творчества. «Советская игрушка.» № 6, 1955.
  14. А.И. Александр Терентьевич Матвеев. М., Советский художник. 1960.
  15. С. О природе идейности в искусстве. «Искусство», -М., 1960.
  16. В.М., Короленко П. Эмоции и воображение,-Новосибирск, 1975.-123с.
  17. А.В. Воображение и познание // Вопросы философии.-М., Наука, 1970,-157с.
  18. Н.М. Скульптура малых форм.-М.: Советский художник. 1982.-241с.
  19. Г. С. Творчество с собственно философской точки зрения. // Наука и творчество: Сб.наун. трудов // под ред. Г. М. Нажмутдинова,-Ярославль- ЯГУ, 1986.-С.20−27.
  20. Бенедетто Варки. Диспуты //Эстетика ренессанса., составитель Шестаков В. П. М., «Искусство^. 1981., том II 390с.-407с.
  21. Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. М., Просвещение, 1979.
  22. Н.С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей // Творчество юных М., Просвещение, 1973.
  23. Н.С. Различные материалы скульптуры применительно к художественным образам //Ученые записки. М., 1968.
  24. Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. М., Просвещение,
  25. А.И. Эстетическая сущность искусства, М., 1956.
  26. С. Опять о камне. «Декоративное искусство СССР» № 10, 1962.
  27. И. Русская глиняная игрушка.-Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975.-128с.
  28. Дж. Психология познания. (За пределами непосредственной информации).-М., Прогресс, 1977.-142с.
  29. В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи / составитель Ватагина И. В. М., «Советский художник», 1980.
  30. Н.Н. Мысли об искусстве. М., «Советсткий художник», 1973. -140с.
  31. И.П. Учим творчеству. М. Педагогика, 1982. — 86с.
  32. .Р. Введение в историческое изучение искусства.-«-изд., М., 1985.
  33. II.В. Тенденции развития современной керамики. // Искусство керамики. // Под ред. Н. С. Степанян.-М., 1970. -С.7−55.
  34. В. Фантазия как основа искусства. // Под ред. Проф. А. П. Нечаева.М.-Спб.: Издание М. О. Вольф, 1914.-146с.
  35. Выготский J1.C. Психика, сознание и бессознательное // Элементы общей психологии (основные механизмы человеческого поведения) М., изд. БЗЗо. При педфаке 2-го МГУ, 1930.
  36. JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -М., «Лабиринт». 1997.
  37. А. Гоголь. -М., 1964.
  38. Э.Ф. Искусство и мировоззрение.-М., МГУ, 1982.-173с.
  39. А.С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., Советский художник. 1983.
  40. К. Художественный образ и его историческая жизнь. -М., Искусство, 1970- 517с.
  41. А.А. О структуре художественно-образного мышления // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. -М., Прометей, 1996 171с., Вып. 1. 73с.-75с.
  42. С.Р. К проблеме формирования графического художественного образа в процессе изображения фигуры человека // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М., Прометей, 1996. — 171с., Вып. 1., 48с.-50с.
  43. ГромовЕ.С. Природа художественного творчества. -М.:Просвещение, 1986.-249с.
  44. Гикам. Эстетика пропорций в природе и искусстве.-М.,
  45. Академия архитектуры, 1936.
  46. В.Н. Теоретические работы, исследования, статьи, письма художника. М., Советский художник. — М. 1984.
  47. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчеств а.-Смоленск: С ГП И, 1974.-158 с.
  48. А.Ф. Границы искусства. М., Искусство, 1987.
  49. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема блокады и развития творческой индивидуальности // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция III. Креативные исследования и педагогика. М., 1988. 202с.-205с.
  50. Ермолаева-Томина Л. Б. Принципы диагностики и развития творческих способностей // Творчество и педагогика. Секция 4: Психолого-педагогический аспект развития творчества и рефлексии. М., АПН РСФСР, 1 988. — 167с.-173с.
  51. В.В. Основы понимания скульптуры. М., Искусство, 1964. — 144с.
  52. В.В. Матвей Генрихович Манцер.- М., 1961.
  53. Л.В. Обучение и развитие. М., Просвещение, 1975. -440с.
  54. Е.И. Психологические исследования представлений воображения. М., АПН РСФСР, 1956. — 248с.
  55. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.-М., Знание. 1968.-32с.
  56. М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. М., «Экология». — 1996.
  57. Изобразительное искусство Литовской ССР / авт.-сост. Ясюлис Л. П. М., Советский художник. 1978.
  58. Искусство Древнего Египта. Серия «Искусство стран инародов мира» (альбом), автор Шуринова Р. -.М., Искусство. 1972.
  59. В. О духовном в искусстве. М., «Архимед». 1992.
  60. И.П. Структура и механизм творческой деятельности. -М., МГУ, 1 983. 168с.
  61. Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся. -Якутск., ИСКРО, 1995. 94.
  62. С. Мои прогулки с А.Францем.-М., 1928.
  63. М.С. Искусство и действительность. -М., Просвещение, 1963.
  64. М.С. О путях исследования специфики искусства // Вопросы эстетики., 1960. № 3.
  65. М.С. Художественный вкус. -М., «Мысль»., 1966.
  66. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., Просвещение, 1971.
  67. B.C. Психология. М., Высшая школа. 1982.
  68. B.C. Вопросы изобразительного творчества. -М., Просвещение, 1971. 143с.
  69. С.Г. В мире прекрасного. -М., «Правда». 1964.
  70. В.II. Лекции по психологии индивидуальности. -М., Издательство «Институт психологии», 1996.
  71. Э. Строение тела и характер . -М., Государственное издательство. 1930.
  72. О.Я. Мир Гогена М., «Искусство». -1991.
  73. В.П. Идея как форма мышления. Киев, 1963.
  74. JIибман М. Я. Донателло, — М., «Искусство». 1962.
  75. П., Норман Д., Переработка информации у человека: Введение в психологию.- М.: Мир, 1974, -350с.
  76. II.Л. Образность в искусстве. М., Наука. 1974.
  77. Леонардо да Винчи. Книга о живописи // Эстетика ренессанса. Сост. Шестаков В. П. М., «Искусство», 1981, том II, 355с. — 373с.
  78. Н.Н. Роль образного мышления в творческой деятельности художника // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М., Прометей, 1996.-171с., Вып. 1., 91с.-93с.
  79. Ю.М. Лекции по структурной поэтике / труды по знаковым системам. -М., т. 1, 1964.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-2-е изд.,-М.: Политиздат, 1977.- 304с.
  81. Лепилов А. П. Керамика, плиточные изделия и их применение. Изд. Моссовета, 1938, 1 938.
  82. Лук II.А. Учить мыслить. М., Знание, 1985.-88с.
  83. Маргинальное искусство / ред. Мигунов А. С. -М., изд. Московского ун-та., 1999.
  84. Ю.П. Эрнст Барлах. Пластические произведения. М. «Искусство». 1976.
  85. Мелик-Пашаев А. А. Чувство и образ // Семья и школа. 1983. -№ 5.
  86. B.C. Психология индивидуальности. / избр. Псих. Труды под ред. Е. А. Климова.- Воронеж, инст. прак. Псих. НПО «Модэк», 1996.-448с.
  87. А.С. Гносеологическая сущность художественного образа. М., 1 980.
  88. А.С. Художественный образ. Эстетический анализ. -М., МГУ, 1980. -96с.
  89. А.С. Образы Италии.- М., изд. «Республика», 1994
  90. А.А. Художественный образ как динамическая целостность. М., 1976.
  91. А.И. Мифы и Легенды Древнего Востока. М., «Просвещение». 1994.
  92. О.И. Исследования по психологии художественного творчества.-М.: МГУ, 1972.-155с.
  93. Н.В. Материалы скульптуры. Дерево. (В помощь художнику любителю). Журн. «Художник» № 5, 1965.
  94. Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М., «Изобразительное искусство»., 1982.
  95. В.В. Образы прекрасного. -М., «Советский художник». 1979.
  96. К.К. Структура и развитие личности.- М, Наука, 1986.-254с.
  97. С.Х. О природе художественного мышления / в кн. «Эстетические очерки». Вып. 2.- М., 1967.
  98. С.Х. От художника к зрителю. М., Сов. Художник, 1978. — 235с.
  99. Ю.И. Образ знак в искусстве. М.,
  100. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.-т. 1−486с., т2−323с.
  101. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М., «Наука». 1979.
  102. С.А. Производство художественных керамических изделий. -М., КОИЗ. 1952. 46с.
  103. Н.Г. Знак и Символ. М., Изд. Моск. Ун-та, 1988. -288с.
  104. Советская скульптура наших дней / Под ред. С. С. Валериуса. -М., «Советский художник». 1973.
  105. Скульптура Древней Эллады / ред. Н. Ф. Шанина. М., изд. Академии художеств СССР. — 1963.
  106. С.Д. Психология образа. -М., МГУ, 1985. 231с.
  107. Н.Н. Пути создания художественного образа: роль воображения в художественном творчестве. -М., Знание, 1984. -63с.
  108. Скульптор Эрзя. Биографические заметки и воспоминания / сост. Баранова М. Н., Иоиова B.C., Саранск. Мордовское ин. Издательство, 1995. — 288с.
  109. Советская скульптура 76 / Редакционная коллегия В. Е. Цигаль, А. Н. Бургаиов, И. Н. Дубовицкая, В. А. Лебедев, И. Е. Светлов. Ю. Л. Уернов.-М., «Советский художник». 1978.
  110. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки, Изд-во. АН Груз. ССР, 1961.
  111. В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М., Мол. Гвардия, 1966. / Творчество, № 3, 1963.
  112. З.С. Основные этапы развития художественной керамики и современная практика. -Дисерт. На соиск. Учен. Степени кандидата искусствоведения. -М., МВХПУ, 1966.
  113. Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. -М., АСТ-ПРЕСС, 1997, -144с.
  114. П.А. Анализ пространственности и времени вхудожественно-изобразительных произведениях. М., «Прогресс». 1993. 55с. -87с.
  115. Франческо Петрарка. Об изваяниях // сост. Шеста ко в В. П. Эстетика ренессанса. М., «Искусство»., 1981. Том I, 35с. -37с.
  116. Художники XX века. По страницам журнала «Творчество"/ сост. И. Г. Акимова изд-во «Советский художник», -1974.
  117. Е.В. Художественный образ и искусство // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М., Прометей, 1996. — 171с., Вып.1, Зс. -9с.
  118. Е.В. Композиция: уч.пос. для студентов пед институтов.- М.: Просвещение, 1986, — 176с., ил.
  119. А.К. Структура образа в русской деревянной скульптуре. Искусство, 1965.
Заполнить форму текущей работой