Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 1917 года музыкальное воспитание детей в семье претерпевает значительные изменения. Школа, как носитель и проводник новых воспитательных идеалов, стала оказывать решительное влияние и на семейное воспитание. Однако, в первые годы существования советской педагогики учеными и руководителями образования отстаивалась идея о незаменимости семейного воспитания /Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Л. Социальные основы музыкальных традиций русского народа
      • 1. 2. Музыка как фактор социализации в семье до 1917 года
      • 1. 3. Музыкальное воспитание в советское время
  • ГЛАВА II. ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 2. 1. Сущностная характеристика взаимосвязи нравственного и музыкального воспитания детей
    • 2. 2. Педагогический потенциал музыки в условиях семейного воспитания

Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Потребность рассмотреть проблему музыкального воспитания в семье возникла в результате процессов демократизации и гуманизации современного общества, которые имеют глубинные связи с содержанием воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время актуализируется важнейший социальный институт общества — семья. Однако воспитательная сфера семьи, ее социальный статус долгое время находились в зоне влияния государственной системы школьного воспитания. Это привело к возникновению подчиненной позиции родителей в воспитании ребенка, развитию их потребительской психологии.

Семейное воспитание сегодня — это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры приобщения к духовным ценностям общества.

Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное. Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Поэтом} музыкальное воспитание оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. Это объясняется тем, что влияние музыки на нравственность молодого человека обусловлено взаимосвязью искусства и морали как форм общественного сознания и духовно-практической деятельности личности.

Однако музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и школьного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной художественности и ценности.

Поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер, и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия, разрешимость которых возможна путем построения определенной воспитательной системы. Можно выделить основные противоречия между:

— демократическими процессами в обществе, создавшими условия для проявления творческой инициативы семьи в воспитании детей и внутренней неготовностью к этому родителей;

— существующими богатейшими традициями музыкального воспитания в русских семьях, и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;

— встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов и др.

Разрешение данных противоречий возможно на принципиально новых методологических позициях современной социальной педагогики.

Музыкальное воспитание в семье целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного процесса создания и реализации оптимальных условий для гуманной адаптации индивида в музыкальной среде, музыкального самодвижения личности.

Развитие теории и практики музыкального воспитания в дореволюционной русской семье представляло собой процесс, сочетавший в себе многоас-пектность направлений:

— историко-фольклорное, составной частью которого были музыкальные традиции календаря духовной и практической жизни народа /А. И. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Н. И. Костомаров и др./. общественной и профессионально-педагогической мысли, представители которой считали семью естественной средой воспитания, а музыку и искусство рассматривали в качестве средства личностного развития ребенка /В. Г. Белинский, А. И. Герцен, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский/. практической педагогики, цель которой состояла в разумной организации внешней, в том числе музыкальной среды, стимулирующей развитие ребенка /Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, А. И. Пузыревский/. педагогизацию музыкальной среды, внесение педагогического ингредиента в микросреду детей путем формирования их музыкальных интересов, потребностей /С. Т. и В. Н. Шацкие/.

С 1917 года музыкальное воспитание детей в семье претерпевает значительные изменения. Школа, как носитель и проводник новых воспитательных идеалов, стала оказывать решительное влияние и на семейное воспитание. Однако, в первые годы существования советской педагогики учеными и руководителями образования отстаивалась идея о незаменимости семейного воспитания /Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий/. Советская педагогическая наука в ряде своих направлений продолжает традиции русской дореволюционной педагогики взаимодействия природно-биологического и культурно-средового факторов развития ребенка: деятельность С. Т. и В. Н. Шацких, направленная на изучение и формирование музыкально-эстетических интересов ребенка в среде его жизниработы Н. А. Ветлугиной о художественном развитиии дошкольниковисторико-педагогические исследования О. А. Апраксиной о целях музыкального воспитания в русской и советской школахтруды Б. Т. Лихачева о формировании личности школьника под воздействием окружающей природы, искусства и трудакниги В. А. Сухомлинского о роли искусства, окружающей природы, родителей в формировании личности растущего человека: музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского, связавшего формирование музыкальной культуры школьника с окружающей жизнью и др.

Педагогическая теория, выделяющая образование в качестве регулятора взаимосвязи окружающей среды и личности, опирается на фундаментальные философско-социологические и психологические положения В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского и др.

Тенденция изменения школьного музыкального воспитания связана с развитием таких социальных направлений как музыкальный фольклор /Н. М. Владыкина-Бачинская, И. И. Земцовских, Л. В. Кулаковский и др./- народно-инструментальное исполнительство /В. В. Андреев, К. В. Квитка, А. С. Широков/- инструментальное музицирование ребенка /С. Бонди, Н. А. Ветлугина и др./- внеклассная музыкальная работа /Н. В. Карташев, Л. П. Аладова и др./- организация клубной деятельности в школе /М. П. Ахме-дова, А. Е. Капто и др./- социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье /Н. В. Карташев/.

В исследованиях последних лет начинают использоваться возможности окружающей среды в музыкальном воспитании ребенка. Это говорит о более высоком уровне изучения данной проблемы, взаимодействия различных институтов воспитания. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности выбранного направления исследования и необходимости его методологической, теоретической и методической разработки.

Ориентир на младший школьный возраст ребенка объясняется тем, что в этот период происходит углубление и систематизация представлений о музыкальном искусстве, музыкальном звуке и его практическом воплощении в образах окружающей жизни.

Направляя восприятие ребенка на доступные проявления красоты и доброты в музыкальных образах,-воспитывающий формирует интерес воспитанника к музыке, музыкальному образу, окружающей жизни в целом. Развитие личности ребенка приобретает социальную направленность и значимость, а его эстетические и нравственные чувства близки между собой и часто совпадают. В эти годы индивида может происходить активное формирование музыкальных потребностей.

Вышеперечисленное является основанием для выбора темы исследования: «Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей».

ОБЪЕКТ исследования представляет собой музыкальная среда ребенка. ПРЕДМЕТ — процесс музыкального воспитания ребенка в семье.

ЦЕЛЬ исследования состоит в раскрытии содержания и способов музыкального воспитания ребенка в семье.

В ходе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Провести ретроспективный анализ исследуемой проблемы и показать преемственную связь становления и развития современного музыкального воспитания в семье с педагогическими идеями прошлого.

2. Выявить тенденции развития музыкального воспитания в семье.

3. Разработать модель музыкального воспитания детей в семье.

ГИПОТЕЗА исследования содержит в себе следующее предположение. Процесс музыкального воспитания в семье станет эффективным, если:

— он будет сфокусирован на ребенке и протекать во взаимодействии природно-биологического и культурно-средового факторов;

— организуемая музыкальная деятельность будет носить творческий характер, оказывать нравственно-эстетическое влияние, будет направлена на удовлетворение музыкальных потребностей ребенка;

— показатели музыкальных потребностей ребенка будут состоять из таких компонентов, как музыкальный интерес, отношение к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкального слуха;

МЕТОДОЛОГИЮ исследования составили основополагающие научные идеи о человеке и его воспитании, о природе и сущности человеческой деятельности. ее целесообразном-и творческом характерероли традиций в народной педагогикекультурологическом подходе, в рамках которого музыкальное воспитание выступает как процесс, создающий музыкальную среду и педагоги-зирующий жизнедеятельность ребенка в условиях семьи.

Теоретическая база исследования представляла собой положения культурологических концепций А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Д. С. Лихачева и др.- принципы, сформулировавшие концепции идейно-эстетического воспитания /П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, М. Ф. Овсянников и др./- музыкального воспитания /В. Н. Шацкая, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, О. А. Апраксина, Ю. Б. Алиев, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский и др./- нравственного воспитания /О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, Д. И. Водзинский, Д. М. Гришин, А. В. Зосимовский, И. С. Марьенко, В. И. Петрова, Ю. П. Сокольников, И. Ф. Харламов и др./- концепции культурно-психологического развития ребенка /П. П. Блонский, Л. С. Выготский/- о потребностях и закономерностях их формирования /Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Ильин, А. Г. Ковалев, Д. А. Кикнадзе, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Ю. В. Шаров и др./- интонационную теорию Б. В. Асафьева, В. В. Медушевскоготеорию деятельности личности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьевапсихолого-педагогические идеи о влиянии возраста и социокультурной среды на развитие личности и особенности организации творческой деятельности индивида /Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Г. Ф. Суворова, Г. И. Щукина и др./- теоретические положения о социальной детерминации развития личности /В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин, Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина и др./.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в осуществлении культурологического подхода к музыкально-средовому развитию личности, как методологического принципа развития, на основе которого создана концепция музыкального воспитания ребенка в семье. Разработана модель организации и проведения семейных занятий в качестве фактора музыкального воспитания ребенка.

В диссертации изучаются традиции музыкального воспитания в среде русского народа и определены пути их развития в современных условияхобосновывается содержание семейной музыкально-педагогической среды, которая реализует воспитательные возможности музыкивыделяются педагогические функции родителей, необходимые для повышения их субъектного участия в семейных музыкальных занятияхразработаны механизмы взаимодействия родителей и детей в музыкально-развивающем пространстве.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в коррекции содержания методики музыкального, социального воспитания детей, повышении статуса семейного воспитания. Реализация гуманистического направления в процессе социального музыкального.

Х&ЛтшПъ воспитания связана с факторами, способными принципиально изменить взаимоотношения семьи и музыкального социума, сделать их субъектнымипедагогизировать музыкальную среду. Сонаправленность движущих сил воспитательного процесса способна оказать реальную поддержку родителям в организации музыкального воспитания детей в семье, помочь им активизировать процесс развития музыкальных интересов ребенка.

Разработка семейных музыкальных занятий может быть реализована педагогами различных типов образовательных учреждений. Практический интерес может представлять как методика для психически здоровых детей, так и имеющих задержку психического развития.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Направленность исследования предопределила совокупность методов исследования, сочетавших изучение и анализ теории и практики музыкального воспитания детейосмысление опыта семейного воспитания прошлых и настоящих поколенийретроспективный анализ традиций, состояния истории практики музыкального воспитания в семье и их сопоставление с современной практикой и традициями семейного воспитанияанализ творческой музыкальной деятельности детейобработка полученных результатовлитературное оформление диссертации.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1997;2001 годов и включало следующие этапы:

На ПЕРВОМ из них /1997;1998 гг./ изучалась философская, психолого-педагогическая литература, труды по музыкальному воспитанию детей, определялись теоретические, историко-педагоги :гские основы разрешения проблемы исследования. Кроме того, анализировалось состояние семейного музыкального воспитания в разные периоды отечественной истории, что позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования. Проводился констатирующий эксперимент.

На ВТОРОМ этапе /1999;2000 гг./ изучалось практическое состояние музыкального воспитания в семьях учащихся музыкальных школ Калуги и Калужской области, разрабатывались критерии и показатели музыкального воспитания детей в семье, анализировались учебные планы подготовки будущих преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств /Калужское музыкальное училище им. С. И. Танеева/, будущих руководителей творческих самодеятельных коллективов /Калужский колледж культуры, Московский государственный университет культуры и искусств/- апробировались на практике разнообразные формы семейных музыкальных занятий с детьми, уточнялись и углублялись содержание и формы семейных музыкальных занятий с детьми и их родителями. Проводился формирующий эксперимент.

На ТРЕТЬЕМ этапе /2001 г./ осуществлялся анализ полученных результатовуточнялись теоретические позиции, автораформулировались выводы по итогам исследования, литературно оформлялась диссертация, составлялись методические рекомендации по руководству и проведению семейных музыкальных занятий с детьми.

На защиту выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Музыкальное воспитание в семье представляет собой один из видов социальной групповой деятельности людей, объединенных узами родства, создающих музыкальную среду своего общения, построенную на комбинированном сочетании факторов социализации, способных создать условия для свободного развития и сохранения духовного мира как основы личностного формирования ребенка, культуры его приобщения к музыкальным ценностям общества.

Процесс семейного воспитания обусловлен необходимостью педагогиза-ции музыкальной среды, выступающей в качестве результата интеграции воепитательных взаимодействий, непосредственно влияющих на развитие индивида и создающих механизмы своего опосредованного влияния на него, реализующих принцип дополнительности, как возможности выхода за пределы ведомственного подхода к музыкальному воспитаниюактуализирующих дидактическую систему музыкальной среды, создающей условия для самовыражения личностиобеспечивающих управление ходом социализации, способного создать оптимальную среду музыкального развития ребенка.

2. Генезис проблемы музыкального воспитания ребенка в семье свидетельствует о том, что традиции русской семьи в данном виде воспитания появлялись и развивались, их роль в системе социального воспитания возрастала, содержание, формы и методы их организации обогащались, становились социально ценными по мере социальнокультурного развития общества, что позволяет сделать вывод о детерминированности организации музыкального воспитания процессом современного социально-культурного развития общества.

В современных социокультурных условиях России изменился статус семьи, ставшей важнейшим институтом воспитания, музыкальной социализации ребенка, что придало семейному воспитанию теоретическую значимость и практическую актуальность, привело к необходимости переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, повысить уровень психолого-педагогической компетентности и музыкальной образованности, активизировать их гражданскую позицию, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями, гуманизировать стиль общения детей и взрослых, сблизить их музыкальные интересы.

3.Педагогическая организация процесса музыкального воспитания детей не должна входить в противоречие с законами природного развития, а обогащать и коррелировать его, поскольку детство является не только фазой становления, но и полноценным, активным периодом социализациивовлечением детей в музыкальную среду и музыкальную деятельностьвременем насыщения интонационно-слухорого и жизненно-художественного опыта ребенка, когда его музыкальные потребности проходят несколько этапов своего развития /от эмоционально-неосознанной привлекательности музыки к желанию заниматься музыкальной деятельностью до осознания музыкальных потребностей/- освоением способов самовыражения в музыкальной деятельности, выполняющих функцию диагностики музыкального развития, позволяющих активизировать позитивные качества возраста /открытость общения, восприимчивость музыкальных образов, музыкальную познавательность и др./- приостанавливать, замедлять негативные качества /эмоциональную замкнутость, неразвитость отдельных музыкальных способностей и др./- влиять на развитие интеллекта и т. д.

Педагогически организованное формирование музыкальных потребностей ребенка должна обеспечить ориентировка на комплексную форму построения занятий, при которой осуществляется гармонически сбалансированное чередование или сочетание различных видов музыкальной деятельности, конструкция которых основывается на равновесии между видами музыкальной деятельности при отсутствии преобладающего звена, что позволяет объективно равномерно развивать музыкальные потребности ребенкавариантности, побуждающей человека искать как можно больше вариантов исполнения произведения и позволяющей извлечь максимум музыкальных впечатлений, вариантов восприятияхудожественности, когда на каждом занятии акцентируется внимание ребенка на красоте музыкальных образов, окружающей нас жизни, что позволяет научить индивида эмоционально сосредоточиваться, наслаждаясь красотой.

4. Предложенная модель музыкального воспитания детей понимается не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в музыкальной сфере, проживание детьми своей индивидуальной жизни среди людей в своем времени, что предопределяет наличие и развитие у руководителей определенных личностных свойств и профессиональных качеств: наличия музыкального интереса и его направленностьдостаточной степени дифференцированного проявления эмоциональной отзывчивости во время музыкальной деятельности и после неесубъектного участия в совместной музыкальной деятельности с ребенкомстремления к более полному изучению музыкального материала, способствующего успешной музыкальной деятельностикачества знаний, умений, навыков и способности их применять в музыкальной практикенеобходимого уровня развития музыкального слухапозитивного отношения к различным по характеру и жанровым направлениям музыкальных произведений и вцдам музыкальной деятельностипозитивной мотивации домашнего музыкального воспитания детейдиагностирования музыкального развития ребенка. Повышению музыкально-педагогической культуры родителей способствует социальная направленность системы подготовки и переподготовки музыкально-педагогических кадров.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ И ВЫВОДОВ обеспечиваются теоретико-методологической базой исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, последовательной апробацией положений диссертации в реальных условиях педагогической деятельности, репрезентативностью выборки, использованием социально-педагогических, исто-рико-педагогических методов анализа, временной протяженностью исследования. позволяющей корректировать и проверить получаемые результаты.

АПРОБАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялась в выступлениях автора на заседаниях кафедры социальных технологий и истории социальной работы КГПУ им. К. Э. Циолковского, кафедры музыкального образования и искусства Калужского филиала Московского государственного университета культуры и искусств, на научно-практических конференциях «Проблемы и перспективы развития социального образования и благотворительности в России» /Калуга, 2001 г./, «Музыкальное краеведение» /Калуга, 2000;2001 гг./, на семинарах для работников культуры Калужской области/1997;2001 гг./.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ определяются логикой исследования, его задачами и включают введение, две главы, библиографический список.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

В основу экспериментального исследования семейного музыкального воспитания младших школьников был положен философский принцип внутреннего единства этического и эстетического, взаимопроникновения двух относительно самостоятельных процессов. Музыка, как вид искусства, помогает человеку познать окружающую действительность, сформировать нравственное отношение к окружающему миру, поскольку эмоционально-эстетическое воздействие музыки несет значительную этическую нагрузку.

Музыка, обладающая интонационной основой и свойством оказывать значительное влияние на ребенка, определенным образом «заражает» его эмоциональными переживаниями. В процессе восприятия музыки осуществляется ассоциативная связь между музыкальными и жизненными явлениями, музыкальным и жизненным опытом человека, его моральными и музыкальными знаниями.

Одним из социально важных институтов музыкального воспитания человека является семья. Однако музыкальное домашнее воспитание, столь характерное для русской семьи до 1917 года, постепенно «уходит» из практики взаимоотношений родителей с ребенком. Именно от родителей зависит стиль их взаимодействия с ребенком, их воспитательная тактика. Последняя детерминирована общей и музыкальной культурой человека. Получившая в последнее время в быту музыка развлечения не могла не сказаться на музыкальном домашнем фоне, который все более приобретает черты развлекательности. Напротив, обращение родителей к классической музыке как фактору воспитания ребенка, говорит о высоком уровне музыкальной культуры. Именно опора в домашнем музыкальном воспитании на классическую музыку помогает родителям гуманизировать систему межпоколенных взаимоотношений, сформировать высокий музыкальный вкус ребенка, способность последнего осуществлять нравственно-направленный отбор музыкального материала, развивать интерес молодых людей к домашним музыкальным занятиям.

Однако, далеко не все современные родители способны без посторонней помощи осуществлять музыкальное домашнее воспитание своих детей. И на помощь им должны прийти специалисты, имеющие музыкальную и социально-педагогическую подготовку. К сожалению, следует признать, что на сегодняшний день таких специалистов явно недостаточно, хотя потребность в них общества чрезвычайно высока.

Поэтому нами была разработана и проверена на практике модель домашнего музыкального воспитания детей, когда в музыкально-воспитательном поле субъектами выступают родители, получившие необходимые музыкальные психолого-педагогические знания, умения организовать интересующие детей младшего школьного возраста музыкальные занятия, диагностическую методику, определяющую успешность формирования детских интересов в домашних музыкальных занятиях.

Другими субъектами выступают преподаватели детских музыкальных школ. В результате психолого-педагогической, социально-педагогической подготовки они овладели необходимыми функциями, позволяющими им оказывать реальную поддержку родителям в организации, отборе материала, консультирования по вопросам домашнего музыкального воспитание детей.

Процесс семейного музыкального воспитания приобрел обучающие, развивающие, воспитывающие черты, стал сонаправленным деятельности музыкальной школы. Педагогический потенциал музыки превратился в реальный механизм создания семейной воспитывающей среды, в которой сама система отношений между родителями и детьми начинает носить гуманистический характер, строится на основе интереса ребенка к занятиям музыкой, потому что содержание музыкальных произведений в полной мере отвечает потребностям возраста ребенка.

Музыкальная школа стала приобретать черта открытого социального института, ориентированного на социальное семейное воспитание ребенка. Родители стали приобретать естественного педагога-организатора, диагноста. Большинство младших школьников стали показывать высокий и средний уровни потребностей, интересов: у них появлялись любимые музыкальные произведения и стремление их исполнятьони принимали личное участие в музыкальных концертахпосещали музыкальные спектакли, концертыслушали музыку по радио, телевидениюсамостоятельно занимались музыкой в домашних условияхучаствовали в домашнем музицировании, подборе на музыкальном инструменте любимых мелодий.

Значительно изменилась мотивация всех субъектов домашнего музыкального воспитания. Это стало возможно благодаря их системному взаимодействию. Данное обстоятельство позволяет нам рассматривать музыкальное воспитание ребенка в семье в качестве единой социально-культурной реальности, составляющие векторы которой динамично взаимодействуют, сонаправле-ны, созидательны, создают ситуацию воспитательного успеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации констатируется неблагоприятная социальная ситуация в сфере духовного формирования подрастающего поколения, нарушения традиций музыкального воспитания детей в семье. В этом случае методологически продуктивным стал системный подход, отвечающий идее развития личности и ее социального становления и требующий взаимодействия в едином процессе совокупности различных воспитательных сил.

Проведенное нами исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что процесс музыкального воспитания в семье, обусловленный влиянием музыкальной среды, современной ролью родителей в воспитании ребенка, поддерживающей деятельностью музыкальных педагогов, станет эффективным. При этом музыкальные занятия, организуемые в быту, становятся социально-культурным фактором развития интересов, потребностей ребенка и создают благоприятную среду для приобщения его к музыкальным ценностям, становления социально значимых качеств его личности.

В диссертации выявлена сущность и специфика музыкальных традиций русского народа. Анализ изучаемой проблемы позволил выявить, что устойчивыми традициями простого народа были исполнение в быту вокальной и инструментальной музыки, передача из поколения в поколение культуры музыкально-исполнительских приемов. Музыкальные традиции имущих слоев русского общества значительно отличались наличием музыкальных педагогов, обучавших детей вокальным и инструментальным навыкам музицирования, а также содержанием репертуара, состоявшем преимущественно из произведений русской и западно-европейской классики.

Музыкальное воспитание в советской семье динамично коррелировало с революционным изменением общественной музыкальной среды: были утрачены, насильно прерваны многие музыкальные традиции, носившие социально-ценный характербыл упразднен институт домашних учителейна школу были возложены функции музыкального воспитания подрастающего поколениястремительно развивалось музыкально-педагогическое иждивенчество родителей.

Исследование показало, что возникновение дефицита семейного музыкального воспитания в отечественной семье связано с такими факторами, как неподготовленность значительной части родителей к данному виду воспитаниянарушению органичного психофизиологического развития детейзамена естественной семейной, общей для детей и взрослых, социально-культурной среды искусственной, делимой на детскую и взрослуюпреобладание опосредованных музыкальных контактов родителей с детьми над непосредственным, живым общением и др.

Вышеизложенное позволило рассматривать музыкальное воспитание детей в семье в качестве педагогического фактора развития и саморазвития личности ребенка в музыкальной среде. Целью предложенной модели семейного музыкального воспитания становится создание и использование совокупности оптимальных условий развития музыкальных интересов, потребностей ребенка, имеющих личностный нравственно-эстетический и социальный смысл и выступающих способом музыкальной социализации человека. Восприятие специально подобранной музыки в домашних условиях является не только основой музыкального, но и составной частью нравственного воспитания детей. Проблема взаимосвязи музыкального и нравственного воспитания является актуальной в свете тенденций современного воспитания, в основе которых лежит философский принцип единства эмоционального и сознательного, этического и эстетического, взаимопроникновения двух относительно самостоятельных категорий — добра и красоты.

Рассмотренные в работе условия и факторы организации процесса музыкального воспитания детей в семье являются источником гуманистической взаимосвязи родителей и детей, в которой признается самоценность и самобытность человека, его уникальность и неповторимость. Это достигается путем осуществления субъект — субъектных отношений. Отсюда включение ребенка в процедуру семейных музыкальных занятий в качестве субъекта, а не объектацели, а не средстваактивно, а не пассивно, формально.

В диссертации показано, что на успешность организации семейных музыкальных занятий влияют отбор доступного музыкального материала, тематическое его объединение в социально значимые блоки, близкие и интересные ребенку, формирующие его музыкальные интересы, потребности, а в содержании воспитательного процесса осуществлялось единство формирования нравственного сознания, чувств и музыкальной деятельности.

В рамках исследования была предложена также модель подготовки социального музыкального педагога, который, будучи преподавателем музыки музыкальной школы, через систему лекций, семинаров, практических занятий овладевает принципами социально-педагогической деятельности и становится педагогом-консультантом, посредником при организации домашних музыкальных занятий.

В работе также показана модель музыкально-педагогического просвещения родителей: на базовой экспериментальной площадке диссертанта была открыта «Музыкальная школа для родителей», в рамках которой родители знакомились с психолого-педагогическими, физиологическими знаниями, принципами музыкальной педагогики, отбора музыкального материала, организации семейных музыкальных занятий.

Не могла не измениться и модель деятельности образовательного учреждения: от узконаправленного музыкально — обучающего учреждения до социально-педагогической открытой системы, в рамках которой осуществляется интеграция всех субъектов воспитательного процесса: родителей, детей, музыкантов-педагогов, институтов музыкальной социализации человека: концертного зала, филармонии, театра, нотно-музыкальной библиотеки, дворцов культуры и ДР.

Сравнительная характеристика констатирующего и формирующего экспериментов позволила создать достаточно полную картину, при которой большинство младших школьников стали показывать высокий и средний уровни музыкальных интересов, потребностей: у них появились любимые музыкальные произведения, и ярко проявлялось стремление их исполнятьдети принимали личное участие в концертах, музыкальных спектакляхактивно посещали музыкальные спектакли, концертыс желанием слушали музыку по радио, телевидениюсамостоятельно занимались музыкой в домашних условияхучаствовали в домашнем музицировании, подборе на музыкальном инструменте любимых мелодий.

С учетом данных, полученных на различных этапах исследования, необходимы общие выводы по проблеме исследования:

1. Семья является важнейшим фактором музыкальной социализации и обусловливает уровень музыкального развития ребенка.

2. Воспитательная направленность семейных музыкальных занятий обусловлена нравственно-эстетической направленностью восприятия музыки, целенаправленным отбором музыкального материала и формы занятий, адекватных возрасту, интересам, возможностям ребенка.

3. Развитие музыкально-педагогической культуры родителей становится одной из составляющих процесса семейного воспитания, инициирует их заинтересованное отношение и готовность к музыкальному воспитанию ребенка в семье.

4. Музыкальная среда, включающая в себя всю систему подготовки и переподготовки социальных музыкальных педагогов, выступает условием динамичного совершенствования модели семейного воспитания детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителей музыки в системе высшего педагогического образования. Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.
  2. Актуальные проблемы социального воспитания. М. — Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. — 168 с.
  3. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  4. Ш. А. Педагогика сотрудничества. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1989. 257 с.
  5. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  6. . Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  7. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КУ, 1998. — Кн. 1. — 568 е.- Кн. 2. — 320 с.
  8. В. П. Русский фольклор. М.: Выс. шк., 1987. — 285 с.
  9. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-252 с.
  10. П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.
  11. М. В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб. и доп. -M.: Медицина, 1982. — 335 с.
  12. Е. А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 1971. — 150 с.
  13. О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  14. О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М., 1977. — С. 3−14.
  15. О. А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1977. — С. 66−76.
  16. А. И. Введение в культурологию. Учеб. пособие. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993 — 352 с.
  17. А. И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  18. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. -284 с.
  19. . В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. — Л.: Музыка, 1965. — 151 с.
  20. . В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1971. -376с.
  21. А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  22. М. Н. Структура эстетической потребности человека // Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. М., 1975.
  23. Ю. К. Об управлении процессом воспитательного воздействия // Сов. педагогика. 1971. — № 8. — С. 31−37.
  24. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 180 с.
  25. И. М. Социальные функции досуга и проектирование учреждений культуры. Дис. канд. филос. наук. М., 1985.
  26. Э. А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294 с.
  27. Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-334 с.
  28. Л. А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. — Л.: Сов. композитор, 1979. -352 с.
  29. М. В. Знаете ли вы музыку?: Занимательные задачи-головоломки, ребусы, кроссворды для школьников. М., 1982.
  30. В. Г. Избранные эстетические работы: В 2-х т. / Сост. и ком-мент. Н. К. Гея. М.: Искусство, 1986.
  31. В. Г. Соч. в 4-х т. Т. 1. Спб., 1900.
  32. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации. М.: Наука, 1987.- 212 с.
  33. В. С. Нравственность. Культура. Современность / филосовские размышления о жизненных проблемах. М.: Мысль, 1990. — 287 с.
  34. . П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  35. . М. Заметки композитора о музыкальном воспитании детей // Педагогика, 1992, № 9−10. С. 46−50.
  36. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
  37. М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Музыка, 1974. — 144 с.
  38. Е. А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие. М., 1989.
  39. Л. И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы /7 Вопросы психологии, 1977, № 2. С. 29−39.
  40. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 — 463 с.
  41. М. Ш. Музыка как речь и мышление. Дис. д-ра искусствоведческих наук. М., 1993.
  42. В. С. Социальные механизмы взаимодействия интересов и политической активности советской молодежи. Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
  43. В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. I.-М.-Тула, 1993.-С. 34−48.
  44. В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.
  45. Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  46. Л. П. Личность и среда. М., 1972.
  47. Буш Г. Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Дис. д-ра филос. наук. Минск, 1989.
  48. Ю. К. Педагогическое управление: методология, теория, практика. М.: Педагогика. 1990. — 230 с.
  49. Ю. А., Широков А. С. Рассказы о русских народных инструментах. М.: Сов. композитор, 1976. — 95 с.
  50. Л. Ц. Развитие взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся (1917−1945 гг.). Дис. канд. пед. наук. М., 1987.
  51. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. — 391 с.
  52. Н. А. Детский оркестр. М.: Музыка, 1976.
  53. Н. А. Индивидуальное и типичное в музыкальном творчестве детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. -С. 185−208.
  54. Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415 с.
  55. С. Г. Воспитание активной позиции личности. Л.: Лениздат, 1981. — 143 с.
  56. Г. С. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 183 с.
  57. М. Я. Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. М.: Прометей, 1993. -117 с.
  58. Т. Музыкальное воспитание дошкольников в Ленинграде (1917−1960) // Дошкольное музыкальное воспитание детей. Л., 1962.
  59. Н. Ф. Развитие творческой активности младших школьников / на материале внеклассных музыкальных занятий в условиях школ полного дня. Дне. канд. пед. наук. М., 1980.
  60. Владыкина-Бачинская Н. М. П. И. Чайковский. Монография. 4-е изд. — М.: Музыка, 1975.-208 с.
  61. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  62. Возрождение народной культуры и художественное воспитание подрастающего поколения в социальной среде. Вып. 7. М. — Новосибирск, 1991. -220 с.
  63. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334 с.
  64. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
  65. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.- 135 с.
  66. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка. 1975. -128 с.
  67. Вопросы социологии искусства. М.: Наука, 1979. — 351 с.
  68. Воспитывающий город. Модель социальной работы в малом городе России / Из опыта работы /. Боровск, 1994. — 143 с.
  69. Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. -256 с.
  70. . 3., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-94 с.
  71. Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  72. Л. С. Основы педологии. М., 1934.
  73. Л. С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  74. Jl. А. Вопросы формирования музыкальных способностей у детей раннего возраста // Сов. педагогика, 1965, № 3. С. 83−90.
  75. Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977.-471 с.
  76. Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. М.: Искусство, 1973.
  77. В. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. — 200 с.
  78. К. В. Детское музыкальное творчество как метод музыкального воспитания // Известия АНН РСФСР. Вып. II. М., 1947. — С. 43−53.
  79. И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
  80. Л. В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 7. -М.: Музыка, 1971.-С. 16−26.
  81. Л. В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника. Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.
  82. И. В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1971.
  83. . Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. -319с.
  84. Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989. — 318 с.
  85. Д. М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Дис. д-ра пед. наук. Калуга, 1978.
  86. Д. М., Карташев Н. В. Учитель-исследователь. Программа спецкурса-практикума. Калуга, 1994. — 22 с.
  87. Д. М., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании. Калуга, 1992. — 108 с.
  88. Н. Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77 с.
  89. С. М. Теоретические основы совместной деятельности школы, семьи, общественности и трудового коллектива по нравственному воспитанию школьников. Дис. д-ра пед. наук Тбилиси, 1988.
  90. Гуманистическая воспитательная система: Вопросы теории / Под ред. Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика. М., 1993. — 121 с.
  91. В. Н. К вопросу о повышении роли семьи в социальном воспитании детей и учащихся // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. I. М., 1993. — С. 310−320.
  92. Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 170 с.
  93. М. П. Социальная педагогика села: Вопросы теории и истории. -М., 1994. 88 с.
  94. А. А. Воспитательный потенциал народного искусства // Сов. педагогика, 1989, № 3. С. 33−37.
  95. И. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 191 с.
  96. Диагностика профессиональных способностей, системы профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников М., 1994. — 127 с.
  97. Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопр. философии, 1977, № 2, С. 48−59.
  98. Динамика культуры: методологические проблемы. М., 1989.
  99. Л. Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М.: Музыка, 1974. — С. 71−86.
  100. Л. Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников. М., 1982.
  101. Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М., 1982. — С. 96−111.
  102. Г. В. Проблема свободы художественного творчества в истории общественной мысли и е социальной практике современного демократического общества. Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
  103. Е. Я. Средства массовой информации как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
  104. Н. Г. Московские меценаты. М.: Мол. гвардия, 1992. — 333 с.
  105. А. Г. Проблемы эстетики. М.: Сов. писатель, 1977. — 464 с.
  106. В. Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993. — 70 с.
  107. Н. Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова. Воронеж, 1984. — 159 с.
  108. Т. А. Совместная деятельность школы и семьи в музыкально-художественном воспитании младших школьников на народных традициях (На материале республики Кыргызстан). Дис. канд. пед. наук. М., 1993.
  109. В. И. Педагогическое предвидение. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  110. А. Б. Педология в СССР. М., 1929. — 61с.
  111. Н. О Рихтере // Юность, 1984, № I. С. 66−79.
  112. Н. Н., Заводилкина О. В. Дети в приемной семье. М.: Дом, 1993. -31 с.
  113. Из музыкального прошлого. Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. -М., 1960. -Вып. 1.-519 е.- 1965. Вып. 2, — 342 с.
  114. Изучение духовных потребностей школьников: Научные труды НГПИ. Вып. 48. -Новосибирск, 1970. 303 с.
  115. Изучение профессиональной компетентности педагогов. Методические рекомендации. Калуга: ИУУ, 1994. — 40 с.
  116. С. Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989. — 61 с.
  117. Э. В. Вопросы эстетики. Вып. 6. М.: Искусство, 1964.
  118. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. -240 с.
  119. Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы. -Орел: ОГПУ, 1995.- 240 с.
  120. Исследование художественных интересов школьников / Под ред. Ж. В. Квятковского и Ю. У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
  121. Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. JI. В. Бадя. -М., 1994. -255 с.
  122. Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1982. — 213 с.
  123. Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Просвещение, 1976.
  124. Д. Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе // Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973.
  125. В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопр. психологии, 1992, № 1−2. С. 14−21.
  126. Н. В. Взаимосвязь нравственного и музыкального воспитания младших школьников на внеклассных занятиях в группах продленного дня. Дис. канд. пед. наук. Калуга, 1991.
  127. Н. В. Народное творчество во внеурочной работе с детьми / Под ред. А. Ф. Иванова. Калуга: КГПИ, 1991. — 36 с.
  128. Н. В. Музыкальное воспитание ребенка в семье. Учебн. пособие. Калуга: КГПУ, 1996.
  129. Н. В. Организация музыкальных занятий в семье. Методические рекомендации. Калуга: КГПУ, 1996.
  130. А. И., Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей в семье // Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1994. — С. 177−182.
  131. Д. К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экзаменах // Вопр. психологии, 1992, № 1−2.
  132. Д. И. Индивидуальность и теоретическое мышление. М., 1992. -174 с.
  133. Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГИК, 1993. — 164 с.
  134. В. О. Сочинения: В 9 т. / Под ред. В. Л. Янина. Т. 9. — М.: Мысль, 1987.
  135. А. Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. — 94 с.
  136. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психологии, 1993, № 1. С. 13−23.
  137. Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  138. И. А., Нагавкина Л. С., Барышников Е. Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. Спб., 1994. — 55 с.
  139. Н. П. Песни и люди. Л.: Наука, 1977. — 135 с.
  140. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987.- 63 с.
  141. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 269 с.
  142. Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  143. Я. Как любить детей М.: Знание, 1991. — 190 с.
  144. Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Под ред. Н. И. Павленко. М.: Республика, 1992. -303 с.
  145. Ю. Г. Русские обрядовые песни. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1989.-319 с.
  146. Н. К. Семья и школа//Свободное воспитание. 1913−1914. — № 1.
  147. Культурная жизнь в СССР. 1917−1927. Хроника. М.: Наука, 1975. — 768 с.
  148. Культурная среда и ее освоение. М., 1988. — 142 с.
  149. В. И. Социальная задача как категория исторического материализма. Киев, 1972. — 371 с.
  150. Г. Ф. Новые города. М.: Мысль, 1982. — 269 с.
  151. И. К. Культурное наследие- современные проблемы. М.: Наука, 1987. — 173 с.
  152. Г. Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Тбилиси: ТГУ, 1987. — 167 с.
  153. А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  154. . Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. -167 с.
  155. . Т. Педагогика. Курс лекций. Уч. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  156. . Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. пособие. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  157. . Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебн. пособие.- М.: Прометей, 1995. 282 с.
  158. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  159. А. В. В мире музыки: Статьи и речи. 2-е изд., доп. — М.: Сов. композитор, 1971. — 540 с.
  160. Л. Р. Музыка начинается в семье. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  161. Л. А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов. композитор, 1978. — 352 с.
  162. Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1983. — 72 с.
  163. Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Ч. 1. -М.: Музыка, 1967. 752 с.
  164. И. Н. Первые шаги в мире звуков. М.: Знание, 1977. — 96 с.
  165. Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. -М.: Прометей, 1993.- 176 с.
  166. Т. Н. Формирование социально-активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов. -М., 1984.
  167. Г. Ю. Природа творчества и пути его активизации. М.: Прометей, 1991. — 68 с.
  168. В. С. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. 2-е изд. — М., 1951. — 116 с.
  169. В. П. Музыка в системе эстетического воспитания. Дис. д-ра фи-лос. наук. М., 1990.
  170. В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки // Восприятие музыки. 1980. — С. 178−194.
  171. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  172. М. Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. -240 с.
  173. Методика исследования взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании учащихся: Методическое пособие / Сост. А. М. Низова., 1976. -73 с.
  174. Методические рекомендации по использованию фольклора в музыкальном воспитании младших школьников для студентов факультета начальных классов / Сост. Л. И. Боровиков. Новосибирск, 1987. — 28 с.
  175. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях. Тамбов, 1994. — 85 с.
  176. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. — 402 с.
  177. А. К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания. Дис. д-ра пед. наук. Ташкент, 1989.
  178. H. М. Музыка и дети. М.: Сов. композитор, 1977. — 260 с.
  179. Мир Человека. Спб., 1994. — № I.
  180. Молодежь и культура. Проблемы досуга художественного творчества, становления личности. М.: НИИК, 1985. — 144 с.
  181. Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика / Опыт экспериментального исследования /. М.: Педагогика, 1981.- 144 с.
  182. М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / Пер. с итальянского. 2-е изд. — М., 1915. — 375 с.
  183. Г. М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993. — 260 с.
  184. Морозова 3. П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1979.
  185. С. Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б. JI. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М.: Музыка. 1977.-С. 75−85 с.
  186. Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия / Общ. ред., предисл. и прим. Ю. Н. Александрова. М.: Правда, 1989. — 544 с.
  187. Московский музыковед. Сб. научных трудов. Вып. 1. М., 1990.
  188. А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПК и ПРО, 1994. — 172 с.
  189. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5−6 лет: Из опыта работы муз. руководителей дет. садов. М.: Просвещение, 1983. -280 с.
  190. Музыка и телевидение / Сост. Г. Я. Троицкая, Н. С. Афонина. М.: Сов. композитор, 1978. — 256 с.
  191. Музыка созидающая и разрушающая / Сост. А. В. Лисенков. М.: Сов. Россия, 1989, — 128 с.
  192. Музыкальное воспитание в системе эстетического развития личности // Система эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1985. -С. 214−240.
  193. Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1977. -488 е.- Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1988. — 272 с.
  194. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей / Сост. А. Р. Костюк. Киев: Муз. Украина, 1986. — 126 с.
  195. Ф. Г. Духовная потребность и художественная культура. Дис. д-ра филос. наук. Баку, 1992.
  196. В. С. Детская психология. Спб.: Просвещение, 1992. — 302 с.
  197. В. Н. Психологические функции и отношения // Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — С. 120−136.
  198. Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980. — С. 91−111.
  199. Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.- 382 с.
  200. Народ и интеллигенция. М.: Тв-кое объединение СОБОР, 1990. — 116 с.
  201. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917—1973 гг. М.: Педагогика, 1974.-560 с.
  202. П. Социальная педагогика. Спб., 1911.
  203. П. Философия как основа педагогики. М., 1910.
  204. Наука и ценности / Под ред. М. С. Кагана, Б. В. Маркова. Л., 1990. — 184 с.
  205. С. И. Формирование музыкальности у младших школьников процессе индивидуального обучения // Вопр. психологии, 1987, № 4. С. 71−76.
  206. Н. И. О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия. Прибавление к «Московским ведомостям», 1783, № 2.
  207. Л. И. Теория и практика воспитательных систем. Кн 2. М., 1993.
  208. В. Н. Психологические основы взаимодействия человека и акустической среды. Дис. д-ра психол. наук. М., 1989.
  209. И. О музыке и музыкантах. М., 1952. — 247 с.
  210. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства Сб. научных трудов. М.: НИИ школ, 1981. — 89 с.
  211. Общие основы методики социальной работы / Под ред. Г. Н. Филонова. -М., 1996, — 102 с.
  212. Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. Дис. канд. пед. наук. М., 1985.
  213. В. Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей // Отечественные записки, 1845. Т. 43.
  214. В. Б. Личность и социальные ценности // Социология СССР. -Т. 1. М.: Мысль, 1966. — С. 470−529.
  215. Опыт исследования аудитории концертов популярной музыки. Научно-практические рекомендации. М., 1988.
  216. В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. -Киев: Муз, Украина, 1975. 197 с.
  217. В. Д. Формирование музыкального познания. Кишинев: Штиинца, 1988. — 157 с.
  218. Н. А., Коновалова В. Ф. Межполушарные различия и взаимодействие полушарий // Успехи физиологических наук, 1988. Т. 19. — № I.
  219. А. И. Формирование музыкального интереса у младших школьников в условиях внеклассной музыкальной работы. Дис. канд. пед. наук. -М., 1981.
  220. Г. И. Искусство музыки. М.: Знание, 1987. — 112 с.
  221. Педагогика среды и методы ее изучения / Под ред. М. В. Крупениной. М., 1930.
  222. Д. И. Влияние искусства на воспитание (Рецензия на статью Э. М. А.) // Полн. собр. соч. Т. 1. — Спб., 1894.
  223. К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  224. А. Г. Социальные тенденции как детерминанты развития художественной культуры. Дис. д-ра филос. наук. М., 1990.
  225. В. В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся. Дис. д-ра пед. наук. М., 1994.
  226. Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  227. Проблемы духовного возрождения России и задачи учреждений образования и социокультурной сферы. Орел: ОГИК, 1993. — 151 с.
  228. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе / Под ред. В. С. Мухиной. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 151 с.
  229. А. И. Пение в семейном воспитании // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. М., 1901, № 1. — С. 1−64.
  230. А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1949.
  231. В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  232. Развитие личности ребенка / Общ. ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.-269 с.
  233. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкальных творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. М., 1982. -272 с.
  234. В. А. Клуб и эстетическое воспитание в семье: Пособие для клубных работников. М.: ВНМЦНТИКПР, 1988. — 100 с.
  235. Рикк Брэй. Как жить в ладу с собой и миром? М.: Школа-Пресс, 1992. -128 с.
  236. Ф. Я. Ваши дети, вы и музыка. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  237. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Под ред. А. Л. Готсдинера. Л.: Музыка, 1980. — 104 с.
  238. О. В. Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодежи. Дис. д-ра пед. наук. Спб., 1992.
  239. С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохо-ва. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  240. М. А. О детском музыкальном творчестве / из истории вопроса // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14. М.: Музыка, 1979. — С. 89−94.
  241. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забелиным /. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: Книга Принтшоп, 1990. — 616 с.
  242. Русская школа. Вып. 1. М.: МП «Роман-газета», 1993. — 110 с.
  243. И. П. Сказания русского народа: Народный календарь. М.: Сов. Россия, 1990. — 176 с.
  244. Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. — 237 с.
  245. В. Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. Свердловск, 1990.
  246. В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
  247. Е. И. Воспитание детей в семье // Сов. педагогика, 1988, № 2. -С. 11−116.
  248. В. М. На вершинах. М.: Сов. писатель, 1988. — 410 с.
  249. И. А. Семья как воспитательная среда // Педагогическая хрестоматия. Спб., 1905.
  250. П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М.: Наука, 1987. — 266 с.
  251. П. В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: поди сверхсознании // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т. 4. Тбилиси, 1985.
  252. П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. — 141 с.
  253. П. В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 93 с.
  254. Е. С., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопр. психологии, 1991. № 6. С. 30−37.
  255. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Ч. 1. М., 1993. — 145 е.- Ч. 2. — М., 1993. — 147 с.
  256. Р. В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. Учебно-методическое пособие для участников общественно-педагогического движения. М., 1992. — 190 с.
  257. Э. В. Свободное время и культура досуга. Дис. д-ра филос. наук. -Л., 1981.
  258. Н. Д. Социально-педагогические основы гуманизации воспитания младших школьников. Дис. д-ра пед. наук. М., 1993.
  259. Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  260. Социальная педагогика: Вопросы теории и практики: Методические материалы. М., 1994, — 109 с.
  261. Социальная поддержка в России, благотворительность: история, традиции и современность / Под ред. Л. А. Темниковой. Калуга: КГПУ, 1995. — 106 с.
  262. Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М.: Наука, 1987. -351 с.
  263. Социальные функции искусства и его видов. М.: Наука, 1980. — 269 с.
  264. Социальный педагог и семья. Боровск, 1994. -31 с.
  265. А. Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., допол. — Л.: Музыка, 1975.-64 с.
  266. А. Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.-202 с.
  267. А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  268. Сравнительный анализ организации культурной жизни в различных типах поселений. М.: НИИ культуры, 1990. — 33 с.
  269. Среда — Система — Управление в педагогике / Ред. Ю. С. Мануйлов. -Кустанай: ГУ О, 1994. 106 с.
  270. М. И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедаго-гики украинского народа. Дис. д-ра пед. наук. Киев, 1989.
  271. Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М.: МГИК, 1991.- 116 с.
  272. В. А. Как воспитать настоящего человека / Этика коммунистического воспитания /. М.: Педагогика, 1989. — 286 с.
  273. В. А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 1. -С. 267−538.
  274. В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 1. — С. 25−266.
  275. Ю. В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
  276. М. Е. Психология процессов художественного творчества. М., 1980.
  277. Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. В 2-х ч. М.: Союз, 1994. -Ч. 1. -339 с.- Ч. 2, — 199 с.
  278. Теория и методология социальной работы. М.: Наука, 1994.
  279. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт
  280. Под. ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной. В 2 т. М. — Тула, 1993. — Т. 1. -460 с.
  281. . М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. -536 с.
  282. . М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. Вып. II. М., 1947. — С. 7−26.
  283. . М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т.- Т. 1. М.: Педагогика, 1985. — С. 42−222.
  284. В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 351 с.
  285. . А. Досуговые объединения как фактор социализации детей, подростков и юношества. Дис. д-ра пед. наук. М., 1994.
  286. К. Д. Избр. соч., Т. 1. М.: Педагогика, 1974.
  287. К. Д. Соч., Т. II. М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.
  288. К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М. — Л., 1950. — Т. 8. — С. 11−679.
  289. А. С. Скоморохи на Руси. Спб., 1889.
  290. Д. И. Психология личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1990. -206 с.
  291. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -223 с.
  292. Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М., 1995. — 23 с.
  293. Формирование коммунистической нравственности школьников / Под ред. О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1983. — 105 с.
  294. И. Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. — 558 с.
  295. А. Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. — 220 с.
  296. Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. — 186 с.
  297. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб. трудов / Сост. и ред. М. М. Берлянчик. Новосибирск, 1989. -Вып. 13.- 245 с.
  298. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Д. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
  299. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин. М.: Просвещение, 1993. — 112 с.
  300. В. С. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. — 204 с.
  301. П. Я. Философские письма // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. Спб., 1991.
  302. Человек в современном мире: Сб. научных работ / Под ред. Т. Н. Малярен-ко. Тамбов: ТГПУ, 1994. — 45 с.
  303. Человек в современном мире. Межвузовский сб. научных тр. Вып. 2 / Под ред. Т. Н. Маляренко. Тамбов: ТГПУ, 1995. — 33 с.
  304. Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений. Пермь: ПГИК, 1989.-280 с.
  305. М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. — 174 с.
  306. Н. М. Н. Г. Чернышевский и Саратов. Саратов: Привол. кн. изд-во, 1978. — 191 с.
  307. А. Л. Я молнию у неба взял. Автобиографические очерки. -Калуга, 1994.
  308. Р. М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Дис. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995.
  309. С. А. Социальная сфера и мотивация творческой активности. Дис. д-ра филос. наук. Минск, 1990.
  310. В. Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. М.: Работник просвещения, 1923.
  311. В. Н. Бодрая жизнь / Из опыта детской трудовой колонии. М., 1924.
  312. В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  313. С. Т. Бодрая жизнь, // Пед. соч.: В 4 т. Т. 1. — С. 295−450.
  314. С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1 — 304 е., Т. 2.-414 с.
  315. С. Т. Что такое клуб? // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. — С. 258−266.
  316. С. Т. Школа и строительство жизни // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. -С. 122−151.
  317. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  318. В. Ф. Музыкально-просветительская деятельность С. И. Танеева в первой Народной консерватории в России // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1978. — С. 19−28.
  319. Г. X. Социальная природа эстетических чувств. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  320. Школа — центр образования, воспитания и социальной, педагогики. Обнинск, 1995. -94 с.
  321. Л. Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации. Дис. д-ра филос. наук. М., 1992.
  322. В. Н. Основные вопросы социального воспитания. 2-е изд. — М.: Работник просвещения, 1924. — 127 с.
  323. И. В. Воспитание познавательных интересов младших учащихся сельской малокомплектной школы в условиях учебного и свободного времени. Дис. канд. пед. наук. Брянск, 1994.
  324. Т. А. Музыка быта и русская профессиональная музыкальная культура XIX века. Дис. д-ра искусствоведения. М., 1989.
  325. Экспериментальная программа по музыке для 1-х классов. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1974.
  326. . Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психологии, 1992, № 3−4. С. 3−13.
  327. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии, 1971, № 4. С. 6−20.
  328. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  329. Энциклопедический музыкальный словарь / Отв. ред. Г. В. Келдыш. М., 1959. — 327 с.
  330. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Издатели: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг) и И. А. Эфрон (Спб.). Репринт изд. М.: «Терра», 1992.-Т. 12.-С. 842.
  331. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Издате ли: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг) и И. А. Эфрон (Спб.). Репринт изд. М. «Терра», 1992. — Т. 20. — С. 941−942.
  332. П. М. Психология чувств. 2-е изд., доп. — М.: АПН РСФСР, 1958 — 348 с.
  333. П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966 -291 с.
Заполнить форму текущей работой