Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами
С целью подтверждения теоретической части исследования, нами было проведено экспериментальное исследование процесса активизации творческих способностей старших дошкольников и младших школьников при использовании различных художественных материалов на занятиях изобразительным искусством. Первым этапом нашего экспериментального исследования явилось выявление уровня сформированности представлений…
ДиссертацияФормирование культуры смыслотворческой деятельности старшеклассников в условиях блочно-модульного обучения
Модель деятельности педагога по формированию культуры смыслотворческой деятельности старшеклассников в условиях блочно-модульного обучения предполагает определённую логику деятельности, совокупность педагогических условий и принципов. Логика деятельности предполагает включение старшеклассников в педагогические ситуации, направленные на проявление всё большей компетентности: на мотива-ционном…
ДиссертацияФормирование личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки
При этом проведенное исследование не претендует на полную разработку избранной проблемы и исчерпывающее научное описание всех аспектов сложного и многогранного процесса, которым является формирование личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза. Специального самостоятельного рассмотрения требует проблема обретения личностного смысла жизни в процессе личностного…
ДиссертацияФормирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе на основе использования личностной ситуации
Выявлена система педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников, которая включает: 1) организационно-системное обеспечение экологического образования (наличие учебно-методических комплексов и материально-технической базы) — 2) научно организованную деятельность учителя по формированию экологической культуры младших школьников (субъект-субъектное взаимодействие…
ДиссертацияКомпьютерные инструменты выявления и анализа феноменологии развития представлений о мире у детей дошкольного возраста
Методологическую основу исследования составляют: культурно-историческая теория Л. С. Выготского: положение об общих закономерностях и специфических особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — положение о первичной и вторичной природе нарушений развитияположение о ведущей роли обучения в развитии ребенкаидеи проектирования виртуальных представительств обучающих…
ДиссертацияМетодология контроля учебной деятельности при дистанционном обучении иностранному языку в процессе профессиональной подготовки в неязыковом вузе
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений в работе был использован комплекс научных методов исследования, включающий теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, нормативно-законодательных документов РФ о высшем и общем среднем образованииинформационно-энтропийный анализ распределения интеллектуальных ресурсов Россиидиалектический анализ…
ДиссертацияМногоуровневый подход к регионализации музыкального образования в сельской начальной школе
При построении учебной программы предмета, дающего систематические знания основ региональной музыкальной культуры (третий уровень), необходимо учитывать ряд факторов. Сельскохозяйственный фактор — определяет подбор таких фольклорных произведений, которые отражают своеобразие хозяйственной (трудовой) практики и быта сельского населения в том или ином регионе. Учет природного фактора заставляет…
ДиссертацияМодель предельно-ориентированной компьютерной среды развивающего обучения детей дошкольного возраста
Теоретические методы: анализ научной литературы по методике, педагогике, психологииизучение материалов конференцийанализ статей журналов «Информатика образования», «Дошкольное воспитание», «Вопросы психологии» — изучение и обобщение опыта использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Эмпирические методы: анкетирование, исследовательские беседы…
ДиссертацияНаучно-педагогическое наследие химической школы Г. Х. Камая и его роль в профессиональной подготовке инженеров-химиков
В диссертации проанализирована деятельность Г. Х. Камая на поприще организации химико-технологического образования с использованием прогрессивных педагогических идей. В разные периоды свой творческой жизни он был ректором Казанского государственного университета, ректором Казанского химико-технологического института, заведующим кафедрой технологии основного органического синтеза, ученым…
ДиссертацияПроблема совершенствования методики обучения игре на духовых инструментах
В процессе многолетней научно-исследовательской, практической концертно-исполнительской и педагогической деятельности нами была разработана методика начального обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки. Бесприжимная постановка предполагает свободное нахождение трости во рту играющего музыканта и не прижимается в той её части, где она вибрирует. Сам же мундштук крепко…
ДиссертацияПакет дифференцированных самостоятельных работ как средство совершенствования обучения алгебре в средней школе
В решении этой задачи значительное место отводится школьному курсу % математики, включающему арифметику, геометрию, алгебру, элементы математического анализа, комбинаторики, стохастики. С курсом алгебры традиционно связывают развитие вычислительной и графической культуры учащихся, алгоритмического и эвристического мышления, способности к абстрагированию и обобщению. Специфической ее особенностью…
ДиссертацияРазвитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе
Методологической основой исследования явились философское учение о единстве человека и общества, о ведущей роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев, JI.C. Выготский) — учение о закономерности формирования двигательных навыков (И.М. Сеченов, И.П. Павлов), теоретические основы уровневой организации движений (Н.А. Бернштейн) — системный подход к анализу речевых нарушений и принципы…
ДиссертацияНравственно-правовое воспитание учащихся 5-8 классов в процессе преподавания курса «Права ребенка» и во внеклассной работе
Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научных конференциях, семинарах (в рамках программы Tacis (1995г.) — Проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО (1994г., 1995 г., 1996 г., 1997 г., 1998 г., 2000 г., 2001 г.), на международных семинарах под эгидой Министерства образования РФ, Национальной Комиссии по делам ЮНЕСКО, Московского Международного Фонда содействия ЮНЕСКО…
ДиссертацияРазвитие взаимосвязи школы и профтехучилища в подготовке учащейся молодежи к труду в сфере материального производства (на материале УзССР)
Как правило, профориентационная работа в них активизируется в период приема учащихся в ПТУ и носит в основном информационно-пропагандистский и консультативный характер. Основная работа по профориентации учащихся сводится к эпизодическим встречам выпускников с представителями предприятий и училищ (86, с. 42). Школа слабо влияет на учащихся при выборе ими профессий, не осуществляет в этсмделе…
ДиссертацияПропедевтический контроль знаний в вузах МЧС России на основе личностно-ориентированного подхода
Процедура пропедевтического контроля знаний на базе компьютерных технологий может стать универсальным инструментом для определения степени готовности обучающихся курсантов и студентов к продуктивной познавательной работе по изучению нового материала на всех стадиях организации процесса образования в вузах МЧС России. Компьютерное тестирование как инструмент пропедевтического контроля знаний может…
ДиссертацияПедагогические взгляды славянофилов в контексте развития общественной мысли России первой половины XIX века
Ещё один аспект актуальности темы нашей диссертации: отсутствие сбалансированной стратегии образования во многом вызвано некритическим заимствованием опыта зарубежных стран, против чего категорически 2 возражали славянофилы. Сегодня всем стало понятно, что Россия может опираться, прежде всего, на собственные силы в экономике, политике, духовной сфере. То же самое можно сказать и об отечественной…
ДиссертацияРеализация принципа наглядности в современном педагогическом образовании
В педагогической науке уделяется большое внимание реализации принципа наглядности при обучении различным дисциплинам. Такими исследователями, как М. И. Башмаков, В. А. Далингер, Н. М. Ежова, Д. Д. Ефремова, Н. В. Иванчук, Т. Н. Карпова, О. О. Князева, H.A. Резник, Е. И. Смирнов, Л. М. Фридман, А. Я. Цукарь, И. Г. Шамсутдинова, Н. В. Щукина и др. изучались отдельные аспекты реализации наглядности…
ДиссертацияОбучение профессионально ориентированному чтению студентов неязыковых вузов на основе извлечения концепта текста
Структура диссертационного исследованшь Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и 9 приложений. Во введении кратко обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет исследования, описываются цель, задачи и гипотеза исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, перечисляются методы исследования, определяются…
ДиссертацияОбучение родной грамоте на основе деятельностного подхода учащихся школ Республики Саха (Якутия)
Вместе с тем анализ состояния преподавания родной грамоты и качества знаний, умений и навыков младших школьников, наблюдения за процессом обучения письменной речи учащихся начальных классов якутской школы показывают, что овладение родной грамотой остается на недостаточном уровне. При чтении учащиеся допускают много ошибок в ^ произношении слогов и слов. В письменных работах учащихся первых…
ДиссертацияОрганизация коммуникации школьников в проектной деятельности визуальными средствами информационных технологий
Проблему наглядности в обучении с психологических позиций поднимают А. В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, JI.C. Рубинштейн, П. Я. Гальперин и т. д. J1.M. Фридман рассматривает наглядность как средство моделирования в обучении, З. С. Белова исследует возможности наглядности в формировании реалистического мышления учащихся. JI.B. Занков определяет роль наглядности…
ДиссертацияОрганизация познавательной деятельности студентов колледжа на занятиях по органической химии
В России создалась ситуация, благоприятная для существенных изменений во всех сферах жизни общества, для перестройки педагогического процесса в свете системного видения мира и места человека в немрезко возросло значение личности в судьбе общества, следовательно, образовательная система должна сыграть важную роль в раскрытии творческого потенциала человека. К сожалению, следует признать, что…
ДиссертацияОсобенности нарушений высших психических функций и их восстановление у лиц с правополушарными очаговыми поражениями мозга
Практическая значимость заключается в том, что разработан и апробирован комплекс диагностических программ, направленных на выявление нарушений ВПФ у лиц с правополушарными очаговыми поражениями мозга. Определены направления комплексной психолого-педагогической работы по восстановлению ВПФ (в условиях Севера) у лиц с правополушарными очаговыми поражениями мозга. Предложенные приемы работы…
ДиссертацияТеория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей: Ценностно-синергетический подход
Принципиальное значение для нашего исследования имеют работы: по проблемам личностно-ориентированного подхода (А.А.Алексеев, Л. И. Анциферова, В. А. Беликов, А. С. Белкин, Д. А. Белухин, Э. Ф. Зеер. Ю. НДСулюткин, Л. М. Кустов, С. Г. Сухобская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — о ценностных ориентациях (Т.К.Ахаян, А. В. Кирьякова, О. В. Лешер, и др.) — об организации обучения на основе…
Диссертация«Задачный подход» в педагогической практике будущих учителей иностранного языка как условие формирования их профессиональной направленности
На втором этапе (2005;2007 гг.) — опытно-поисковом — определялся уровень выраженности профессионально-ориентированных ценностных ори-ентаций, мотивов, языковых и методических знаний, умений и навыков студентов перед прохождением педагогической практикипроектировалась деятельность студентов на практике с учётом «заданного подхода» — определялись педагогические условия и разрабатывалась методика…
ДиссертацияДидактическая система активизации познавательной деятельности школьников средствами игры: На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан
Методы исследования. В процессе исследования в соответствии с его целью, задачей и гипотезой использованы как теоретические методы (логический анализ проблемы, системно-структурный анализ, дидактический анализ средств обучения, учебных материалов и обобщение результатов исследования), так и эмпирические (прямые и косвенные наблюдения, педагогический эксперимент, собеседование, анкетирование и т…
ДиссертацияПедагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи
Вместе с тем на практике добровольческая деятельность еще не получила широкого распространения в молодежной среде. Она носит, как правило, локальный, краткосрочный, стихийный характер, строится часто по заимствованным зарубежным (волонтерским) проектам, не всегда отвечающим российской ментальности, укладу жизни и воспитания. Зачастую сам опыт добровольческих инициатив слабо тиражируем в силу…
ДиссертацияСтановление ценностного отношения студентов социально-педагогического колледжа к профессиональной деятельности
Анализ показал, что Республика Карелия по ряду показателей социального благополучия населения (показатели экономического благополучия, показатели ресурсов человека, показатели демографических изменений) отстаёт в Северном экономическом регионе России. Современные требования в организации социально-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии вступают в противоречия со сложившейся…
ДиссертацияАктуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов
Актуализация и развитие жизнестойких качеств осуществляется в таком процессе, когда личность начинает формировать свои конкретные, непротиворечивые жизненные приоритеты, устанавливает их в порядке очередности и начинает реализацию целей через средства достижения. Гуманистическая направленность образования означает научить будущих специалистов мыслить по-новому, в широкой представленности это…
ДиссертацияУправление качеством профессиональной подготовки будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России» (Киров, 2001), «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2007), «Качество и метрология» (Пенза, 2008) — Всероссийских научно-теоретических…
ДиссертацияУправление учебной деятельностью студентов по овладению диалогической речью (1 курс языкового педагогического вуза)
Проблемы управления учебной деятельностью студентов (УУДС) по овладению иноязычной речевой деятельностью не получили достаточного внимания учёных. В методике обучения иностранным языкам исследовались в основном проблемы программированного обучения (23- 47- 82- 95- 97- 160). Методисты также подробно изучают узкие вопросы управления учебной деятельностью студентов. Бурденюк Г. М. (24) успешно…
Диссертация