Формирование культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика
В процессе перестройки нашего общества на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания гражданина, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих людей и собственную судьбу. И путь к этой цели — не в борьбе с учениками (т.е. против них, когда не проявляется собственная активность воспитуемого, навязывается ему чужая воля), а в побуждении стремления каждого…
ДиссертацияИнтеллектуальные игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста социально-культурной сферы
Как своеобразный аналог реального объекта модель может воспроизводить наиболее существенные характеристики личности и развития ее профессиональных качеств. Поскольку приведенная модель представляет собой модель развития, то есть процесса развития профессионально значимых качеств специалиста в интеллектуальной игре, то она является, по сути, моделью деятельности, хотя в ней заложены и актуальные…
ДиссертацияИспользование информационно-коммуникационных технологий в обучении грамматике английского языка: На примере 5-9 классов школ с углубленным изучением английского языка
Специфика способов организации языкового материала, последовательность и формы его предъявления определяется особенностями и принципами обучения с применением ИКТ, а именно: активность учащихся, личная коммуникативно-познавательная направленность, а также адекватность компьютерных обучающих, тренировочных и контролирующе-диагностирующих программ, ресурсов Интернет характеру формируемого навыка…
ДиссертацияМетодическая система дифференциации обучения математике с учетом особенностей темперамента школьников подросткового возраста
Эта проблема особенно актуальна для подросткового возраста, когда быстрый темп происходящих в этом периоде изменений делает организм школьника более уязвимым, повышается тревожность — состояние, характеризующееся субъективным ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий (Л. Анн). Одна из важных особенностей подросткового возраста — его сензитивность для формирования новых, зрелых форм…
ДиссертацияМетодическая служба как условие развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения
Актуальность проблемы и темы исследования. Процесс длительного реформирования отечественной системы образования, обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране. В обществе возникли иные по сравнению с предыдущим этапом образовательные потребности: внимание к запросам субъектов образовательного процесса, возможность вариативности…
ДиссертацияМодель использования педагогических возможностей коммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов педвузов и университетов
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были доложены и обсуждены на научно-методических семинарах кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом Ставропольского государственного университета, на региональных XLIII и XLIV научно-методических конференциях «Университетская наукарегиону» (Ставрополь, 1998;1999 гг.), Всероссийском…
ДиссертацияМетодика формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении курса технологии в средней школе: На примере раздела «Кулинария»
Авторы вкладывают разный смысл в содержание понятия «познавательная самостоятельность» — это либо интеллектуальная способность ученика и его умение самостоятельно учиться (М.И. Махмутов), либо способность и стремление школьников продвигаться в овладении знаниями (Н.А.Половникова), либо свойство личности, проявляющееся в стремлении * овладеть знаниями и способами деятельности (И.Я. Лернер, Е. Б…
ДиссертацияМетодика обучения письменной научной речи в условиях интенсивных курсов (французский язык)
Целью настоящего исследования является разработка методики обучения письменной научной речи, которая призвана интенсифицировать педпроцесс, а также повысить эффективность обучения письменной научной речи в условиях краткосрочных курсов. Предлагаемая методика направлена на обучение логико-смысловой структуре письменных научных высказываний и ее языковой реализации средствами французского языка…
ДиссертацияМетодика развития социокультурных умений студентов посредством современных Интернет-технологий
Апробация и внедрение результатов. Экспериментальное обучение по предложенной методике развития социокультурных умений студентов направления подготовки (специальности) «Перевод и переводоведение» посредством современных Интернет-технологий проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в 2011;2012 учебном году. Основные теоретические…
ДиссертацияНаучно-педагогические основы организации учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами в общеобразовательной школе Германии и России
В классах, принявших участие в анкетировании, число учашихся-ушгрантов составляет 24% от общего количества детей. Большинство из них прибыло из Армении, Азербайджана, Грузии и Чечни. 35% опрошенных обучаются в начальной школе и 55% в средней. Уровень владения русским языком детьУ1и-У1игрантами учителя оценили следующим образом: говорение и чтение — «3» (48%), письмо — «2» (44%). Сами же у ченики…
ДиссертацияСоциально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения
В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такие важные теоретические подходы, как эффективные способы социально-педагогической адаптации подростков в лечебно-образовательном учреждении. Для получения объективной информации об эффективности процесса социально-педагогической адаптации нами выявлена система показателей, элементами которой являются: диагностико-аналитичсский…
ДиссертацияСоциально-педагогические условия интеграции профессионального обучения и дополнительного образования студентов
Теоретическое обоснование условий и методики их реализации в образовательном процессе колледжа, апробация их в ходе опытно-экспериментальной работы доказали необходимость интеграции профессионального обучения и дополнительного образования, так как это способствует обеспечению многообразия и востребованности постоянно обновленных знаний человека, компенсировать односторонность и узконаправленность…
ДиссертацияРазвитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией: На материале натюрморт
Для нашего времени характерна изменчивость, сложность, хаотичность жизненных явлений, что определяет необходимость воспитывать в современном человеке такие качества личности, как умение обобщать (это ускоряет процессы поиска оптимальных путей в решение проблемных ситуаций) — умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую. Всё это требует хорошо развитого образного…
ДиссертацияПроектирование педагогических технологий в системе повышения квалификации специалистов профессиональной школы
Методологические аспекты проблемы подготовки педагогов к проектированию педагогических технологий определяют необходимость обращения к работам по теории деятельности и принципу единства профессиональной деятельности и профессионального сознания (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков и др…
ДиссертацияПрофессионально-личностное развитие специалиста в системе непрерывного туристского образования
Теоретическая база исследования сложилась из теории личности и мотивации (Б. Г. Ананьев, JI. И. Божович, А. К. Маркова, С. J1. Рубинштейн, Б. А. Со-сновский и др.) — теории индивидуальности личности, ее персонализации в деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыфирова, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.), теории деятельности и ее субъекта (А. Г. Ас-молов, Л. С…
ДиссертацияПедагогическая концепция социального сопровождения осужденных в исправительном учреждении
Социально-педагогическую модель модернизации исправительного учреждения можно представить из двух блоков: концептуального и средово-го. Концептуальный блок включает в себя все компоненты педагогической концепции социального сопровождения осуждённых. Средовой блок включает в себя социально-педагогические условия сопровождения осужденных (социально-педагогическое проектирование и на его основе…
ДиссертацияПедагогические условия формирования социально-психологической готовности к школе воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Обобщая исследования ученых по проблеме готовности ребенка к школьному обучению, мы пришли к выводам, о том, что: в качестве центрального возрастного новообразования у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития которого рассматривается как показатель готовности (неготовности) к обучению в школе, выделяются: произвольность в управлении деятельностью и поведением, произвольность…
ДиссертацияПедагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений
В качестве экспериментальных групп нами были избраны группы студентов индустриально-педагогического факультета специализации «Культура дома» и «Технический сервис и дизайн», а в качестве контрольных групп студенты индустриально-педагогического факультета специализации «Машиноведение». Опытно-экспериментальная работа проводилась с 1995 по 2000 гг. и предполагала две составные части. Первая…
ДиссертацияРазвитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования
Имеются исследования, близкие по тематике, которые посвящены разработке психолого-педагогической технологии формирования и развития творческих способностей, например, средствами декоративно-прикладного искусства (И.В.Марченко, Л. С. Мазикина, И.В.Козлов), средствами фотографии (А.В.Рузаев), на занятиях по изготовлению мягкой игрушки (А.В.Игнатьева), средствами телефильма (Л.Л.Сикорук). Во всех…
ДиссертацияПедагогическое сопровождение формирования личностно профессиональной устойчивости курсанта военного вуза
Теоретическую основу исследования составляют положения теории системного (В.П.Беспалько, В. С. Безрукова, Н. В. Кузьмина, А. И. Субетто и др.), личностно-деятельностного подходов (А.Н.Леонтьев, В. С. Мерлин, Н. Ф. Талызина и др.) — общей теории социализации (Г.М. Андреева, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов), а также…
ДиссертацияОбщественно-педагогическая деятельность Т.Д. Юрковой как фактор развития сферы просвещения Калмыкии
Понимая под педагогическим наследием то ценное в трудах педагога, что не утратило своего значения до наших дней (М.Р. Львов), мы обратились к анализу наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой, ориентируясь не только на актуализацию проблем воспитывающего и развивающего обучения под влиянием запросов современной педагогической теории и практики, но и на задачи нового…
ДиссертацияПодготовка умственно отсталых старшеклассников к будущей семейной жизни
Таким образом, в деле подготовки умственно отсталых подростков к выполнению функций будущего семьянина были объединены и скоординированы усилия учителей СБО, воспитателей и родителей. Педагогическая пропаганда среди родителей побудила последних не только к упорядочению домашней жизни, но помогла им лучше осознать задачи семейного воспитания, овладеть конкретными приемами вовлечения подростков…
ДиссертацияСовместная работа школы и семьи в формировании у младших подростков культуры межличностного общения
В условиях сложного и противоречивого процесса движения нашего общества на путях к демократии возрастают требования к его гражданам, их взаимоотношениям. Среди множества задач, встающих перед воспитательной системой современного общества, её главнейшими звеньями — школой и семьей — одной из важнейших является формирование у детей, подростков и молодежи культуры межличностного общения, культуры…
ДиссертацияРусская народная музыкальная педагогика в современной системе образования
К сожалению, по сей день значение уникальной, отшлифованной и ¦ проверенной веками народной педагогической мудрости осознается явно недостаточно. Пилотажное исследование, проведенное с воспитателями дошкольных учреждений, учителями общеобразовательных школ и студентами Мурманского государственного педагогического института, показало следующее. 75% опрошенных признали, что не имеют полного…
ДиссертацияСравнительный педагогический анализ тенденций развития общего музыкального образования в Республике Беларусь и Республике Польша: Вторая половина XX — начало XXI века
Несмотря на значительные достижения белорусской музыкальной педагогики, существующая на сегодняшний день система музыкально-эстетического воспитания в Республике Беларусь не лишена определённых недостатков. Приоритет творческой активности учащихся и внимание к развитию их творческих способностей относятся к неоспоримым достоинствам существующей системы музыкального воспитания. В тоже время широко…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия устойчивого развития профессионального образовательного учреждения в малом городе
К настоящему времени исследователями затронуты различные стороны деятельности профессионального образовательного учреждения, направленные на его устойчивое развитие. В том числе исследовались вопросы организации непрерывного образования (С.Ю.Алферов, А. П. Владиславлев, М. В. Кларин, В. С. Леднев, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин, П. С. Хейфец), прогнозирования спроса на рынке образовательных услуг…
ДиссертацияОрганизация совместной деятельности коллективов школы и учреждений социума по профессиональной ориентации учащихся
Основной базой исследования явился опытно-экспериментальный комплекс, в состав которого вошли муниципальное образовательное учреждение — школа № 49 г. Тольятти и окружающие ее учреждения: Детский Дом Культуры, Народный Литературный театр им. А. С. Пушкина Дворца культуры и техники Волжского автомобильного завода, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детейцентр…
ДиссертацияСистемный подход к организационно-педагогическим условиям формирования профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея информационно-технологического профиля
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены: применением современной методологии системного, комплексного, инте-гративного подходов с использованием философских, социологических, педагогических, психологических, профессиологических источников, рациональным их сочетаниемиспользованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованияпроведением широкого…
ДиссертацияТенденции развития государственной системы образования в России 1 половины XIX века
К основным тенденциям в развитии отечественной педагогической мысли I половины XIX века относятся: постепенное пробуждение в общественном сознании интереса к вопросам просвещения и воспитания, причем ведущая роль в этом процессе принадлежит представителям дворянской интеллигенциитесная связь между литературой и развитием педагогической мыслиначало становления и развития отечественной…
ДиссертацияТрудовое воспитание учащихся школы продленного дня
Педагогический коллектив в условиях продленного дня острее ощущает потребность в активизации помощи семье, общественности и трудового коллектива в воспитании детей, в превращении этой помощи в организационную составную часть воспитательного процесса. Вместе с тем, как показало наше исследование, имеется ряд обстоятельств, препятствующих решению вопроса. К ним мы относим: разное понимание важности…
Диссертация