Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В настоящее время" в образовании утверждаются идеи ориентации на личность учащегося. Развитие школьника признано наиболее актуальной задачей современной-школы. Bs дидактических" моделях, ориентированных на развитие личности учащегося, таких как: г личностно-ориентированная" (Сериков В.В., 1992; Якиманская И. С., 2001), «личностно-деятельностная» (Зимняя И.А., 1996), «педагогика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы учебного диалога как ведущего фактора смыслообразования
    • 1. Философские основы диалога
    • 2. Психологические механизмы смыслообразования в педагогических исследованиях
    • 3. Специфика учебного диалога
    • 4. Типы учебных диалогов
    • 5. Коммуникативно-речевые стратегии ведения диалога
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Разработка и реализация технологии учебного диалога, ориентированного на смыслообразование
    • 1. Построение процесса обучения на основе технологии учебного диалога, ориентированного на смыслообразование
    • 2. Реализация технологии учебного диалога, ориентированного на смыслообразование
    • 3. Диагностика эффективности реализации технологии учебного диалога, ориентированного на смыслообразование
  • Выводы по второй главе

Учебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время" в образовании утверждаются идеи ориентации на личность учащегося. Развитие школьника признано наиболее актуальной задачей современной-школы. Bs дидактических" моделях, ориентированных на развитие личности учащегося, таких как: г личностно-ориентированная" (Сериков В.В., 1992; Якиманская И. С., 2001), «личностно-деятельностная» (Зимняя И.А., 1996), «педагогика сотрудничества» (Амонашвили Ш. А., Волков И. П., Лысенкова' С.Н., Шаталов В. Ф., 1988), «креативная педагогика» (Башмаков А.И., Башмаков И. А., Владимиров’А.И., 2002; Савина H.H., 2010), «педагогика понимания» (Александрова Е.А., Крылова Н. Б., Сенько Ю. В., 2007), «школа диалога культур» (Библер В! С., 1989; Курганов С. Ю., 1988), «смысловая дидактика» (Абакумова И.В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т., 2001), отчетливо проявляется тенденция к поиску новых подходов, технологий, направленных на совершенствование процесса педагогического общения, в основе которого — эффективный учебный диалог.

Необходимость организации учебного диалога как способа развития и активизации ценностно-смысловой сферы поставила перед педагогикой ряд проблем. Переориентация образования на личность ребенка выводит процесс обучения на личностно-ценностный уровень, перестраивает содержание и формы обучения с авторитарных на демократические. Учебный диалог представляется одним из важнейших механизмов, позволяющих оптимизировать процесс восприятия, усвоения, понимания, творческой переработки учебного материала и последующего смыслообразования.

Процесс смыслообразования в обучении является весьма емким и многофакторным, поэтому для его организации необходимо учитывать особенности и закономерности этого процесса. Педагогу важно понимать, что порождение личностных смыслов, обогащение ценностно-мотивационной сферы учащихся является результатом их собственных размышлений и переживаний. Поэтому необходимо применение учителем особых форм педагогического взаимодействия, способствующих процессу смыслообразования.

Неразработанность технологии диалога в педагогических исследованиях либо экстраполяция бытового диалога в образовательное пространство урока приводят к снижению его эффективности. Необходимость поискам новых способов построения диалога, способствующих рождению личностных I смыслов, обусловливают и особенности педагогического процесса, предполагающие определенное неравенство его субъектов.

В* философской литературе (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий) раскрывается роль диалога как «универсального всеохватывающего* способа существования культуры и человека в культуре» (М.С. Каган), как формы выражения личности, постигающей свое место в мире (М.М. Бахтин).

В психологических исследованиях (A.B. Брушлинский, А. Б. Добрович, В. П. Зинченко, C.JI. Рубинштейн, В.И. Слободчиков) раскрываются специфические особенности диалога, затрагиваются вопросы влияния диалога на формирование ценностной позиции личности.

В современной психолого-педагогической литературе и диссертационных исследованиях изучены сущность, специфика, особенности и функции учебного диалога (C.B. Белова, E.JI. Богданова, Е. О. Галицких, В. В. Горшкова, JI.B. Загрекова, И. А. Колесникова, Е. А. Крюкова, Ю. Н. Кулюткин, М. Ф. Серант, B.C. Шубинский). В работах Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова учебный диалог рассматривается как неотъемлемая составляющая личностно ориентированного образования. Исследования И. А. Колесниковой, Ю. В. Сенько раскрывают роль диалога в гуманитаризации педагогического процесса.

Учебный диалог можно трактовать как социально мотивированную дидактическую деятельность, при которой в соответствии с усвоением содержания образования вступают в коммуникативные взаимоотношения — как вербальные, так и невербальные — субъекты образовательного процесса (учитель, ученики). Учебный диалог осуществляется в рамках образовательной среды, где совершается процесс дидактического взаимодействия, в. котором принимают участие субъекты образовательного процесса для достижения развивающей цели.

Изучение развертывания диалога' как дидактического феномена в дискурсивном процессе предполагает раскрытие его смысловой сущности.

В то же время наблюдение реального педагогического процесса показывает, что большинство учителей традиционно отдают предпочтение монологовым способам обучениянедостаточно разработаны педагогические технологии, которые обеспечивали бы смыслопоисковую деятельность каждой личностив процессе как индивидуальной, так и коллективной (групповой) работы.

Анализ современного процесса обучения и теоретических исследований учебного диалога позволяет выделить следующие противоречия: между повышающимися требованиями общества к духовно-нравственному развитию выпускников школы и сохраняющейся установкой образования на когнитивные способы обучения, освоение программного материала;

— между организацией образовательного процесса учителем и саморегулированием учения школьником, основанном на личностностных интересах и предпочтениях;

— между потенциальными смыслообразующими возможностями учебного диалога и его ограниченным использованием в практике образовательного процесса.

Эти противоречия порождают проблему, состоящую в раскрытии возможностей учебного диалога, использование которых позволило бы организовать образовательный процесс на уровне смыслообразования.

Исходя из выделенных противоречий, была определена тема исследования: Учебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников.

Объектом исследования является образовательный процесс смысловой направленности.

Предмет исследования — сущность, типы, технология учебного диалога, развивающее влияние механизмов смыслообразования в учебном диалоге.

Цель исследования: выявление смыслообразующего влияния учебного-диалога как фактора миропонимания и смыслообразования.

Гипотеза исследования: учебный диалог будет способствовать успешному смыслообразованию при условии:

1) использования педагогом технологии учебного диалога, построенной на основе:

— выбора стратегии и тактики ведения диалога в соответствии с механизмами смыслообразования:

• при подготовке к восприятию учебного материала — экспрессивно-риторической стратегии, которая реализуется в тактиках: контактоустанавливающая, формирование эмоционального настроя, самопрезентация;

• при восприятии информации — регулятивно-контролирующей стратегии, осуществляемой в тактике выявления общих пресуппозиций',.

• при интерпретации учебного материала — информационно-смысловой стратегии, которая практически воплощается в тактике первичная интерпретация учебного материала;

• при процедуре объединения, слияния разрозненных смыслов — информационно-смысловой стратегии, реализуемой в тактике погружение в учебный материал с привлечением культурного опыта субъектов;

• при механизме «порождения» смыслов — информационно-смысловой стратегии, осуществляемой в тактиках «вживание» в учебный материал и экстраполяция пройденного на свой личный опыт;

• при реинтерпретации смыслов — оценочной стратегии, которая воплощается в одной из следующих тактик: выявление ошибочных толкований, утверждение и уточнение правильных толкований, эмотивная оценка;

• при преобразовании, качественном видоизменении смыслов — регулятивно-контролирующей стратегии, реализуемой в тактиках контроль над пониманием, коррекция модели мира;

— выбора соответствующего методической тактике типа диалога (эмпатийно-личностный, эвристический, диалог-толкование, диспут, аргументирующий, реинтерпретирующий);

— выбора лексических средств, отвечающих содержанию учебного материала;

2) опоры на индивидуальную аксиологическую систему учащихся для извлечения и использования субъективного ценностного опыта.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы учебного диалога, разработать его типологию.

2. Проанализировать концепции и выяснить психологические механизмы смыслообразования.

3. Разработать и обосновать технологию учебного диалога, ориентированного на смыслообразование.

4. Экспериментально проверить эффективность технологии учебногоj диалога, ориентированного на смыслообразование.

Теоретико-методологическуюоснову исследования составляют:

— концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская);

— подходы в области методологии педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, BJ№. Загвязинский, В. В. Краевский, М.Н. Скаткин);

— теория смыслообразования в учебном процессе (А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, А. Ф. Закирова, E.F. Белякова, И.А. Рудакова);

— теории, рассматривающие диалог как основу педагогического общения (Б.С. Ананьев, A.A. Бодалев, С. Л. Братченко, В.А. Кан-Калик);

— идеи понимания как гуманитарного процесса (М.М. Бахтин, Ю. М. Лотман, B.C. Библер, В.П. Зинченко) и педагогические исследования процесса понимания (Е.Г. Белякова, А. Ф. Закирова, Ю.В. Сенько);

— идеи организации смыслопоисковой активности человека как условия осмысления жизненного опыта (Р.Р: Каракозов);

— идея множественности знаний об одном объекте (Г.П. Щедровицкий). Исследование опиралось на использование комплекса методов: теоретических — анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, обобщение, педагогическое моделирование и проектированиеэмпирических — опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ и обобщение массового, передового и инновационного педагогического опыта, анкетирование, тестирование, ранжирование, метод семантического дифференциала, оценка и самооценка, беседа, изучение продуктов деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2006 по 2010 гг. на базе 8−11 классов средних общеобразовательных школ № 61, 95 города Нижний-Тагил.

Организация и основные этапы исследования.

На теоретико-поисковом этапе (2006.г.) осуществлялся анализ-научной литературы по проблеме исследованияизучался опыт использования-учебного диалогав- практике школьного обучения гуманитарным дисциплинам, анализировались затруднения в его применении, определялся понятийный-аппарат. Анализировались концепции смыслообразования, типологии учебных диалогов.' Была обоснована^ актуальность проблемы исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы. Осуществлялись разработка технологии учебного диалогаориентированного на смыслообразование, иее опробование в образовательном процессе общеобразовательной школы.

На преобразующем этапе (2007;2009 гг.) была проведенаопытно-экспериментальная работа. Проверялась эффективность технологии учебного диалога, ориентированного на смыслообразование.

На заключительном этапе (2010 г.) обрабатывались, обобщались и систематизировались полученные данные, формулировались окончательные выводы, оформлялись результаты исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана и обоснована типология учебного* диалога на основе смыслоцелевой направленности, включающая:

— эмпатийно-личностный диалог (создание эмоционального фона коммуникации, адекватного уровня взаимоотношений, обмен эмоциями);

— репрезентирующий. (выявление «культурного фонда» учащихся, который необходим для понимания нового учебного материала и осознания учащимися знания о незнании);

— эвристический диалог (формирование нового знания посредством «подведения» ученика к самостоятельному «открытию» и осознанию им значимости этого процесса);

— диалог — толкование (ориентированна интерпретацию, усвоение: значенийтех или иных понятий наг познавательном уровне в результате объяснения и вопросов учителя);

— диалог — включенность (с использованием уже имеющихся знаний и представленийучащихся, а также опыта, аналогичного реальным жизненнымситуациям, характернымдля4 данной? возрастной группы, трансформация1 смыслов в совместной деятельности) — •.

— диалог — диспут (организация диалогана-высоком смысловомуровне,-, попытка созданиянапряженного: — смыслового: пространства, формирование более сложных смысловых образованийкак, компонентов' смысложизненных направленностей личности);

— аргументирующий диалог (убеждение: в корректной форме ученика (учеников) в ошибочностивзглядов^ установок, мировоззрений, сформировавшихся на основе изученного учебного материала);

— реинтерпретирующий диалог (качественное, видоизменение смысла и значения);

— диалог-одобрение (цель — подтверждение правильности. взглядов, установок, высказанных ученикома. также закрепление действий, поступков, осуществленных, учащимися).

21- Разработана последовательность, учебного диалога, ориентированного на смыслообразование: постановка: целивыбор стратегии и тактики ведения^ диалога в соответствиис механизмами смыслообразованиявыбор типа диалога, соответствующего выбранной тактикеотбор лексических средств, отвечающих содержанию учебного материалаосуществление диалогарефлексия, анализ результатовкоррекция.

Показана роль психологических механизмов смыслообразования (восприятие знания, понимание, «порождение», «присвоение» смыслов) в технологии учебного диалога.

4. Выявлен смыслообразующий потенциал диалога: наибольшим' смыслообразующимпотенциалом обладают диалог-толкование, диалог-включенностъ, диалог-диспут, аргументирующий, реинтерпретирующий диалоги, — поскольку они позволяют интерпретировать: творчески— переосмысливать учебный материал. и способствуют порождению смыслов. Эмпатийно-личностный, диалог-одобрение, репрезентирующий диалоги играют вспомогательную, но весьма значительную' роль в реализации механизмов смыслообразованияпоскольку создают, необходимый? эмоциональныйфон щ предпосылки дляжонсолидации совместных действийшедагогаи учащихся.;

Теоретическая значимость исследования.

Теория* учебного диалога дополнена типологией учебного диалога, осуществленной на основе смыслоцелевой направленностиклассификацией стратегий и тактик веденияучебного — диалога в соответствии: с механизмамисмыслообразования:

Методический арсенал дидактики— обогащен приемами и средствами проведения учебного диалога.

Созданы предпосылки для решения проблемы извлечениясмысловиз объективированного содержания образования с помощью учебного диалога.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

— технологии учебного диалога, ориентированного на смыслообразование, которая может быть использована учителями, преподающими дисциплины гуманитарного цикла;

— комплекса диагностических методик по выявлению эффективностивлияниятехнологии учебного диалога на процесс смыслообразования;

— методического пособия «Организация учебного диалога по предметам гуманитарного цикла», адресованного учителям-предметникам.

Достоверность результатов исследования определяется адекватностью использованные Мётбдологических подходов (личностно-ориентированного, диалогового) характеру предмета и цели исследованиязначительным объемом экспериментального материала и его качественным и количественным анализомсоблюдением условий организации и проведения опытно-экспериментальной работы, сравнением' результатов обучения в экспериментальной и контрольной группахавтор разработал программу опытно-экспериментальной работы, руководил и лично участвовал во всех ее этапах.

На защиту* выносятся следующие положения.

1. Принимая во внимание значение учебного диалога в образовательном' процессе, считаем, что эта форма должна совершенствоватьсячто подразумевает поиск возможностей новой организации диалога, в которой роль центрального ядра отводится стратегическому подходу в его проведении.

2. Учебный диалог в широком смысле может рассматриваться как внешний, организованный в специальных условиях педагогом, и внутренний, в ходе которого и происходит смыслообразование. Внешний диалог, выстраиваемый педагогом при помощи стратегического подхода, инициирует процесс образования смыслов, так как выступает стимулом внутреннего диалога, происходящего в сознании учащихся, и является фактором смыслообразования, определяющим переход от объективированных смыслов к смыслам личностным.

3. Подтверждая тезис о том, что практическое обеспечение гуманизации образовательного процесса возможно при условии его ориентации на ценностно-смысловую сферу учащихся, утверждаем, что для выведения учебного процесса на личностно-смысловой уровень необходимы ценностный отбор содержания образования, проектирование учебного диалога в соответствии с механизмами смыслообразования (восприятие, процедуры понимания, «порождение» личностного смысла, его ценностная интерпретация), опора на индивидуальную аксиологическую систему учащихся.

4. В отличие от организации диалога в традиционном обучении, учебный диалог, ориентированный на смыслообразование, основывается на психологических механизмах смыслообразования, стимулируемых выбираемыми педагогом стратегиями и тактиками его ведения.

5. Наряду с широко используемыми в практике обучения типами диалогов (обобщающий, эвристический, контролирующий диалоги) считаем необходимым рекомендовать учителю активнее использовать в обучении типы учебных диалогов, выделенные на основе их смыслоцелевой направленности: диалог-толкование, диспут, репрезентирующий диалог, аргументирующий диалог, реинтерпретирующий диалог, эмпатийно-личностный диалог.

Выводы по второй главе.

1. Для выведения процесса обучения на личностно-смысловой уровень нужна такаясистема организации учебного диалога, которая бы наряду с другими факторами оказывала влияние на процесс смыслообразования, учащихся, на развитие мотивационно-смысловой сферы личности. Содержание учебного материала и технология учебного диалога взаимосвязаны: содержание учебного материала питает смысловую1 сферу личности, а учебный диалог при условии его правильной организации служит механизмом, который-способствует этому развитию.

2. Организованный учебный диалог предполагает обращение учителя к ценностно-значимому для учащихся опыту, к жизненному миру учащегося через актуализацию личностного смысла, мотивов, в результате чего происходит изменение смыслов учащихся в диалоге, происходит процесс смыслового взаимодействия.

3. Периодическое использование педагогом технологии учебного диалога, ориентированного на смыслообразование, способствует обогащению ценностно-смысловой сферы учащихся по интерперсональным критериям: смысловая эмпатия, смысловая идентификация, смысловая презентация, а также влияет на формирование толерантного отношения учащихся к иному пониманию культурных текстов другими, субъектами взаимодействия.

4. Тип учебного диалога и его структура должны быть наполнены личностным содержанием субъектов педагогического взаимодействия. Это определяется способностью педагога к направлению обучаемых к умению рефлексивно поместить себя в перспективу другого, обращать их внимание не на факты литературы, истории как таковые, а на содержание и формы переживаний и оценки (субъективные причины), отношение к изучаемым событиям и фактам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Приоритетным направлением в современном школьном образовании является развитие личности ученика и, прежде всего, его духовно-нравственных качеств. Поэтому, необходима такая организация процесса обучения, которая позволяла бы обогащать и расширять личностно-смысловую сферу личности.

2. Одним из наиболее эффективных способов обогащения ценностно-смысловой сферы учащихся является учебный диалог, используемый на предметах гуманитарного цикла, в силу высокой насыщенности этих дисциплин культурными, художественными текстами, содержащими в себе большой воспитательный потенциал. >

3. Учебный диалог — это особый способ организации межличностного взаимодействия педагога и обучающихся на материале изучаемых школьных предметов с целью достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей. В ходе диалога происходят совместный поиск истины, осмысление учебного материала, нахождения в нем личностных смыслов, ценностная интерпретация смыслов. Однако в настоящее время смыслообразующий потенциал диалога в образовании не реализуется в полной мере. Активное введение различных типов диалога и использование их в учебном процессе может стать альтернативой «знаниево-ориентированным» дидактическим средствам.

4. Смыслообразующий потенциал учебного диалога при его адекватной организации заключается в возможности интерпретации, творческого осмысления учебного материала, порождения личностных смыслов, создания необходимого эмоционального фона, консолидации совместных действий педагога и учащихся. Знание, поступающее в сознание школьника в ходе учебного диалога, непрерывно взаимодействует с уже имеющимися смыслами, сопоставляется со смыслами других субъектов взаимодействия, анализируется, творчески интерпретируется.

5. Технология учебного диалога, ориентированного на смыслообразование, опирается на значимое содержание учебного материала и организуется на основе выбора стратегий и адекватных им тактик ведения диалогаона учитывает психологические механизмы смыслообразования, аксиологическую систему учащихся, их культурный и жизненный опыт. Предложенная технология позволяет обогатить методический арсенал педагогапо-новому оценить процесс организации коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся на занятиях предметов гуманитарного цикласкорректировать направленность смыслообразования, что подразумевает формирование ценностных установок, мотивов не только для самого ученика, но и ценностную направленность на других индивидов.

6. Использование технологии учебного диалога предполагает профессиональную компетентность и высокий общекультурный уровень учителя, владение им коммуникативными, гностическими, волевыми и др. качествами, а также стиля педагогического общения, который свойственен педагогу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. В. Базовые понятия классической дидактики в контексте теории смысла//Вестник ОГУ. 2002. № 8. С. 14−19.
  2. , И. В. Личностные смыслы в образовательном процессе // Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества. Ростов н/Д, 1997. Т. 3. Вып. 1. С. 3−5.
  3. , И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2003. 480 с.
  4. , И. В., Ермаков, П. Н., Рудакова, И. А. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов. Ростов-н /Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2006. — 256 с.
  5. , Е. К. Слушающий как активный участник диалогического общения. // Вестник ОГУ № 9/сентябрь, 2006, часть 1. С. 174−179
  6. , С. Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. Английский язык Текст.: учебное пособие для вузов/С. Г. Агапова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-282, 1. с.-(Высшее образование)
  7. , Ш. А. Школа Жизни / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 144 с.
  8. , Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. Т.П. — 287с.
  9. Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1978. — Т .II. -687 с .
  10. , Н. Д. Жанры общения / Н. Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. -М., 1992. С.52−53.
  11. И. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. -М.- Смысл, 2002. 480 с.
  12. , А. Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов. -М. :Изд-воМГУ, 1986.-329 с.
  13. , А. Г. Психология личности: Принципыобщепсихологического «анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл- Академия, 2002.1−416 с.
  14. , А. Р. К проблеме функционально-лингвистического изучения диалога / А. Р. Балаян // ИАН СЛЯ. 1971. — Т.ЗО. — Вып. 4.
  15. , А. Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Р. Балаян. -М., 1971.
  16. , А. Н., Крейдлин, Г. Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // Вопросы языкознания. 1992. — № 2. — С.84−99.
  17. , С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 27−33
  18. , М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 333с.
  19. , М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1991. — № 1. — С.59−64.
  20. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-423с.
  21. , А.И., Башмаков, И.А., Владимиров, А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю. Г. Круглова. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, изд. центр „Альфа“, 2002. С. 240.
  22. , Е. С. Развитие диалога в процессе решения мыслительных задач / / Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 14−16.
  23. , С. В. Диалог основа профессии педагога: Учеб.-метод. пособие / С. В. Белова. — М.: Академия, 2002. — 146с.
  24. , С. В. Профессионализм учителя — способность к нескончаемому диалогу / С. В. Белова // Народное образование. 2001. — № 7. — С.103−111.
  25. , А. • К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности: Автореф. дис. докт. психол. наук. Ростов н/Д, 2003. 49 с.
  26. , Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: монография / Е. Г. Белякова. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. -209 с.
  27. , В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399с.
  28. , B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1990. — 412 с.
  29. , Е. JI. Педагогическая толерантность как основа реализации педагогического партнёрства Электронный ресурс. Режим доступа: http://psY.tsu.ru/data/pdfyi07.pdf. свободный. — Загл. с экрана (171 Кбайт).
  30. , Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.-96 с.
  31. , А. А. Личность и общение: Избр. психол. труды / A.A. Бодалев. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 324 с.
  32. , Е. В. Гуманистическая парадигма образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  33. , Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е. В .Бондаревская // Педагогика. — 2001. № 1. — С. 17−24.
  34. , И. H. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // И. Н. Борисова //Русская разговорная речь как явление городской культуры / Под ред. Т. В. Матвеевой. Екатеринбург, 1996. — С.21−48.
  35. , Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 6−13.
  36. , С. Л. Верим ли мы в ребенка?! Личностный рост с позиции гуманистической психологии / С. Л. Братченко // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1998. № 1. — С. 19−31.
  37. , С. Л. Проблема выбора критерия нравственного развития личности и пути ее решения / С. Л. Братченко // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.- М., 1988.-С. 482−491.
  38. , А. В. Мышление и общение (анализ через синтез в процессе диалогическогорешения задач) / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. Самара: Самарский дом печати, 1999. — 124 с.
  39. , М. Два образа веры / М. Бубер. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  40. , М. Я и Ты / М. Бубер // Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Политиздат, 1992. — С. 294−370.
  41. , Г. В. Типология научных дискуссий / Г. В. Быков // Вопросы философии. 1978. — № 3. — С.110−113.
  42. , Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978. — Т.Н. — 575с.
  43. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.- Под ред. А. С. Роботовой. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр „Академия“, 2006. — 208 с.
  44. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, I990.-228 с.
  45. , И. В. Несоотносимость пространства диалога с пространством коммуникации в образовательном процессе Электронный ресурс. — Режим доступа: http://anthropologv.rii/ru/texts/gathered/educdial/index.htmU свободный. — Загл. с экрана (51 Кбайт).
  46. , Т. Г. Монологическая речь / Т. Г. Винокур // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 683 с. — С.310.
  47. , Т. Г. Полилог / Т. Г. Винокур // Лингвистическийэнциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 683 с. — С.381.t
  48. , И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1982.-86 с.
  49. Выготский,* Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-352 с.
  50. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  51. , Г. Диалог о двух главнейших системах мира: птолемеевой и коперниковой / Г. Галилей. -М.-Л.: Гостехиздат, 1948. — 378с.
  52. , Г. Избранные произведения / Г. Галилей. М.: Наука, 1964. -Т. I — 640с.
  53. Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности / Е. О. Галицких. — М.: Академический Проект, 2004. — 240 с.
  54. Гард Цитируем по работе: Диалог: теоретические проблемы и методы исследования: Сб. научно-аналитических обзоров. -М., 1991. С. 23.
  55. Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. -М.: Изд-во Московсного университета, 1987. 175 с.
  56. , Т. Греческие мыслители: В 2 т. / Т. Гомперц. СПб.: Алетейа, 1999. — T.I. — 605с.- Т.Н. -269 с.
  57. , О. И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе: Курсы повышения, квалификации Электронный ресурс. Режим доступа: http://rus. 1 september.ru/view article. php?ID=200 902 201
  58. , В. В. Проблема субъекта-в педагогике: Учеб. пособие / В. В. Горшкова. Л.: ЛГПИ, 1991. — 102с.
  59. Гузеев, В: В. Образовательная технология: от приема до философии / В.
  60. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  61. , О. В., Ильевич, Т. П. Инновационные технологии: проектирование учебных задач в контексте. личностно-ориентированного целеполагания: Учебно-методическое пособие. Тирасполь, 2001. 96 с.
  62. , В. В. Психическое развитие и воспитание // Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. С. 146−169.
  63. , А. А., Кузьмина,"Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: ЛУЧ, 1993. 49 с.
  64. Добиаш-Рождественская, О. А. Культура западноевропейского Средневековья / О. А. Добиаш-Рождественская. М.: Наука, 1987. — 350 с.
  65. , А. Б. Общение: наука и искусство / А. Добрович. М.: Знание, 1980.-159 с.
  66. , И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. Н. Психология. М.: Академия, 2003. — 464 с.
  67. , Т. В. Субъект-субъектное диалогическое взаимодействие студента и преподавателя как педагогическое условие построения гуманитарного педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Инновации в образовании. 2008. — № 11. — С. 16−25.
  68. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский. М.: Изд-во „Академия“, 2001. — 192с.
  69. , Л. В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студ. вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. М.: Высш. шк., 2004. — 157 с.
  70. , А. Ф. Педагогическая герменевтика / А. Ф. Закирова. — М:: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.
  71. , В. К., Холмогорова, А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач / В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 62−101.
  72. , Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие / Н. М. Зверева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  73. , Е. А Политематичность как характерное свойство непринужденного диалога / Е. А. Земская // Разновидности городской устной речи. М., 1988. — С. 234−240.
  74. , И. А. Педагогическая психология. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001.-383с.
  75. , В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций / В. П. Зинченко. — Самара: Самарский дом печати, 1998.-295 с.
  76. , О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. Изд. 5-е. М.: ЛКИ, 2008. — 288 с.
  77. , М. С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отнощений / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1988. 319с.
  78. , М. С. О педагогическом аспекте теории диалога Электронный ресурс. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/educdial26.html, свободный. — Загл. с экрана (51 Кбайт).
  79. , М. С. Человек как проблема современной философии. Тексты философской антропологии. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html, свободный. — Загл. с экрана (51 Кбайт),
  80. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  81. , И. Сочинения / И. Кант. М.: Мысль, 1964. — T.III. — 799с.
  82. , М. В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игр, дискуссии М. В. Кларин / М. В. Кларин. Рига: Пед. центр „Эксперимент“, 1998. — 103 с.
  83. , Б. Д. О критериях гуманизации образования / Б. Д. Колесникова // Гуманизация образования. Теория и практика. СПб., 1994. — С. 37−45.
  84. , Т. Н. Современная диалогическая коммуникация и проблемы ее изучения / Т. Н. Колокольцева // Речевое общение: специализированный вестник / Под ред. А. П. Сковородникова. Вып. 8−9 (1617). Красноярск, 2006. — С. 56−66.
  85. , М. Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации / М. Ю. Кондратьев // Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского.-М., 1987.-С. 191−211.
  86. , С. В. Понимание учителем личности учащегося / С. В. Кондратьева // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С.135−147.
  87. , Е. В. Творчество в системе ценностей педагога / Е. В. Коточигова // Ярославский психологический вестник. М., 2005. Вып. 15. -162 с.
  88. , В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. -244 с.
  89. , Я. Б. Социокультурный контекст образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. — М., 1995. № 2. — С. 67−103.г с
  90. , Е. А. К вопросу о создании личностно-развивающих образовательных технологий / Е. А. Крюкова // Проблемы социально-гуманитарного знания: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Н. И.» Першин. — Волгоград, ВГТУ, 1997. С. 62−65.
  91. , Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография / Е. А. Крюкова. -Волгоград: Перемена, 1999. 196 с.
  92. , В. Ж., Наводнов, В. Г. О сравнении педагогических технологий / В. Ж. Куклин, В. Г. Наводнов // Высшее образование в России. — 1994.-№ 2.-С. 29−37.
  93. , С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практ. пособие: Для учителей, кл. руководителей, студ., магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В .Кульневич. Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.-159 с.
  94. , Ю. Н., Сухобская, Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — М.: Педагогика, 1971. 112 с.
  95. , Ю. Н., Сухобская, Г. С. Мышление учителя / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  96. , С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
  97. , Т. А. Устная речь как средство и предмет общения / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта Наука, 1998. — 136 с.
  98. , А. Н. О некоторых, психологических вопросах сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Советская педагогика. 1946. — № 12. — С. 65−72.
  99. , А. Н. О психологической функции искусства (гипотеза) / А. Н. Леонтьев // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. С. 184−187.
  100. , А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1971.-40 с.
  101. , А. Н., Розанова, Т. В. Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия / А. Н. Леонтьев, Т. В. Розанова // Советская педагогика. 1951. — № 10. — С. 60−77.
  102. , А. А. Педагогическое общение. / A.A. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-47 с.
  103. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  104. , Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 11−21.
  105. , Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993.-43 с.
  106. , Д. А. Психология смысла природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  107. , Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-С. 156−177.
  108. , Д. А. Тест смысложизненных ориентации / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
  109. , Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. -№ 4.-С. 15−26.
  110. , Т. П. Философия диалога Мартина Бубера / Т. П. Лифинцева. М.: Институт философии РАН, 1999. — 133 с.
  111. , А. А. Основы профессионально-педагогического общения / А. А. Лобанов. М. *. Академия, 2002. — 192 с.
  112. , А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982. — 623с.
  113. , Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. С.-Пб: «Искусство-СПБ», 2000. — 704 с.
  114. , С. Н. Когда легко учиться / С. Н. Лысенкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985. — 175 с.
  115. , М. Л. Отражение межличностных отношений во взаимодействии коммуникативных стратегий в диалогическом дискурсе / М. Л. Макаров // Прагматика и логика дискурса. Ижевск, 1991. — 67 с.
  116. , М. Л. Языковое общение в малой группе: опыт интерпретативного анализа дискурса: Автореф. дис.. д ра филол. наук / М. Л. Макаров. Саратов, 1998.
  117. , Н. В. О коммуникативных стратегиях в учебном диалоге / Н. В. Максимова // Русская словесность. 2006. — № 1. — С. 74−77.
  118. Малькова, 3. А. Джон Дьюи философ и педагог-реформатор / 3. А. Малькова // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 95−104.
  119. , М. К. Как я изучаю философию / М. К. Мамардашвили. М.: МГУ, 1977. — 247 с.
  120. , А. К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л. С. Выготского // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.'- 190 с.
  121. , Н. Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия / Н. Ф. Маслова // Руководство и лидерство. С. 45−53.
  122. , А. Психология бытия / Пер. с англ. О. О. Чистякова. М.: Рефл-бук- К.: Ваклер, 1997. Сер. Актуальная психология. 304 с.
  123. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
  124. , А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин. Вопросы психологии, 1982. -№ 4.-С. 5−17.
  125. , Г. Планирование последствий непланируемой деятельности в области научной коммуникации / Г. Мензел // Коммуникация в современной науке: Сб. переводов / Сост. и общ. ред. Э. М. Мирский, В. Н. Садовский. М.: Прогресс, 1976.-С. 110−130.
  126. , А. К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и институтов / А. К. Михальская. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-340 с.
  127. , А. В. Общение в процессе воспитания / A.B. Мудрик. М.: Пед. общ. России, 2001. — 320с.
  128. , В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989.-288 с.
  129. , Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М.: ВЛАДОС, 1997. — 598 с.
  130. , В. В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии: Учеб. пособие / В. В. Николина. Н. Новгород: НГПУ, 1999. — 89 с.
  131. , А. П. Исторические типы дискуссий и становление классической науки / А. П. Огурцов // Роль дискуссий в развитии естествознания: Сб. науч. трудов / Отв. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1986.-С. 53−77.
  132. , М. Ю. Вопрос в дидактическом диалоге /М. Ю. Олешков // Русская словесность. 2005. — № 8. — С.60−68.
  133. , М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса: монография / М. Ю. Олешков. Нижний Тагил: РИО НТГСПА, 2006. — 336 с.
  134. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: Вопросы психологии, 2001. С. 162−177.
  135. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: «Просвещение», 1983. -129 с.
  136. , В. Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие / В. Ф. Петренко. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — С. 269−314.
  137. Платон. Протагор / Платон // Избранные диалоги. М.: Худ. лит-ра, 1965.-442 с.
  138. Платон. Федр / Платон // Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1970. — Т.П. -611 с.
  139. , М. Этика и герменевтика у Шлеермахера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.antliropology.ru/ru/texts/potepa/potepa.html (51 Кбайт).
  140. Психология личности: Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. М.: Эксимо, 2007. — 653 с.
  141. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  142. , Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Технология и творчество / Н. Ф. Радионова. Л.: JJ1'ПИ, 1989. — 83 с.
  143. , Г. Понятие сознания / Г. Райл. -М.: Идея-Пресс. 2000. 312 с.
  144. , Б. Исторшьзападной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. М.: Академический проект, 2004. — 1008 с.
  145. , Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери / Пер. с итал. С. Мальцевой- Науч. ред. Ю. А. Кимелев. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. T.IV. — 880 с.
  146. , A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. / СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  147. , Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. М.: Добросвет, 1997. — 597 е.
  148. Роттердамский, Эразм. Похвала глупости / Эразм Роттердамский. М.: Худож. лит., 1960. — 468с.
  149. , С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1999. 741 с.
  150. , И. А. Методы обучения в педагогической теории и практике / И. А. Рудакова. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2001. — 228 с.
  151. , H. Н. Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тюмень, 2010
  152. , В. Н. Сознание как понятие и феномен / В. Н. Самченко. // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2010. № 1 — С.184−190.
  153. , Г. К. Дискуссия как эффективный метод познания / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 106−114.
  154. , Ю. В. Образование всегда накануне себя / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2004. — № 5 — С.22−29.
  155. , В. В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 1621.
  156. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Логос, 1999. 272 с.160j Сидоров, Е. В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. -140 с.
  157. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. М!: Просвещение, 1986.- 152 с.
  158. , В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, Н. А, Исаева // Вопросы психологии. -1996. № 4. — С.72−92.
  159. Современные образовательные технологии и проблема становления личности специалиста: Материалы научно-методической' конференции. Ч. 2. Ростов н/Д: РГУ, 2000. 80 с.
  160. , Е.Т., Столин, В. В. Проективный метод в контексте концепции личностного смысла / Е. Т. Соколова // Проективные методы исследования личности. -М.: МГУ, 1980. С. 58−79.
  161. , А. К. О некоторых общих вопросах диалога / А. К. Соловьева // Вопросы языкознания. 1965. — № 6. — С. 103−110.
  162. , А. Б., Алексеев, Н. Г. Проблемно-диалоговая форма «вопрос-ответ» / А. Б. Сорокин, Н. Г. Алексеев // Педагогика 2001. — № 2. — С. 37−43.
  163. , В. А. Диалог как форма рефлексивной деятельности педагога / В. А. Степихова Электронный ресурс. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/stepikhovava/educdial42.html
  164. , В. В. Диалог как педагогическая технология в смыслообразующем учебном контексте : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Суфиянов. Ростов н/Д, 2007. — 24 с.
  165. , Е. Ю. Технология интегрированного урока: Практическое пособ. для учителей «начальной школы, студентов пед. учеб. заведений. -Ростов н/Д: Учитель, 2003. 128 с.
  166. , С. А. Прагмалингвистическое измерение коммуникативного процесса: автореф. дис.. д-ра филол. наук / С. А. Сухих. Краснодар, 1998. — 29 с.
  167. , О. К. Структура-мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 115 с.
  168. , А. А. Избранные труды / A.A. Ухтомский. М.: Наука, 1978.-356 с.
  169. , JI. JI. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / JI. JI. Федорова // Вопросы языкознания. 1991. — № 6. — С. 46−50
  170. , В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. / Под. общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  171. , М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. -160 с.
  172. , В. Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Дрнецка / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1980. — 94 с.
  173. , В. С. Философское образование в средней школе: Диалектико-материалистический подход / B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1991.-165 с.
  174. , Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследование речемыслительной деятельности / Г. П. Щедровицкий. Алма-Ата, 1974.-167 с.
  175. , Н. Е. Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. — М.: Пед. общество России, 2000. 112 с.
  176. , В. В. Образовательный результат: от компетенций до личности / В. В. Юдин // «Образование и наука»: Известия уральского отделения Российской академии образования. 2008. — № 4 (52). — С. 13 — 24.
  177. , С. М., Александрова, Е. А., Михайлова, Н. Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М.: Акэдемия/Academia, 2005. 288 с.
  178. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  179. Buber, М. I and Thou / М. Buber. New York: Charles Scribner’s Sons, 1972.-185pp.
  180. Buber, M. Between Man and Man / M. Buber. New York: Macmillan, 1972.-224 pp.
  181. Dewey, J. Creative Democracy / J. Dewey // The Later Works. New York, 1991.-Vol.14.-pp.224−230.
  182. Dewey, J. How We Think / J. Dewey. New York, D.C. Heath and Company, 1910. — 228 pp.
  183. Friedman, M. The Human Way: A Dialogic Approach To Religion And Human Experience / M. Friedman. Chambersburg, Penn., Anima Books, 1982. -195 pp.
  184. Rogers K. Toward a More Humanistic Science of the Person // Journal of Humanistic Psychology. 1978. № 9. P. 145−152.
Заполнить форму текущей работой