Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение современных тенденций любительского хорового движения в России выявило несоответствие содержания вокально-хорового обучения в любительском хоре, его основным функциям: учебной, воспитательной, развивающей, творческой и просветительской. Уровень художественной и технической сложности репертуара, формы и методы работы над ним во многих любительских хорах не коррелируют с уровнем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора
    • 1. 1. Сущность и содержание основных понятий исследования
    • 1. 2. Вокально-слуховое развитие певцов любительского хора как педагогическая проблема
    • 1. 3. Специфика организации обучения пению в любительском. хоре
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора
    • 2. 1. Взаимосвязь вокально-слухового восприятия и вокально-хорового развития певцов хора
    • 2. 2. Методическая модель формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора
      • 2. 2. 1. Метод самостоятельной работы певцов с аудиозаписью хоровых произведений
      • 2. 2. 2. Метод «хорового ядра». '
      • 2. 2. 3. Методы творческих заданий
    • 2. 3. Этапы работы с певцами любительского хора
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Экспериментальное исследование эффективности разработанной методической модели формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора
    • 3. 1. Методы научного исследования и критерии диагностики уровня вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора
    • 3. 2. Констатирующий этап экспериментального исследования
    • 3. 3. Поисковый этап экспериментального исследования
    • 3. 4. Формирующий этап экспериментального исследования. Л
    • 3. 5. Проверочный этап экспериментального исследования
  • Выводы по третьей главе

Формирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Изучение особенностей развития музыкальной культуры последних десятилетий позволяет говорить о больших изменениях в музыкальном мировом пространстве. Изменилась сама музыка, ее статус в обществе и сфера ее применения. Одна из главных особенностей современного мира состоит в том, что самой доступной для слушателя является музыкальная продукция низкого качества, не имеющая высокохудожественного содержания. Она не только оказывает негативное влияние на психику слушателей и развитие их эстетических, нравственных и художественных взглядов и интересов, но также формирует искаженные представления о качественных характеристиках певческого голоса. Это является причиной серьезного раскола между потребностями современной слушательской аудитории и ценностями мировой музыкальной культуры. Отсутствие основ музыкального воспитания, непонимание традиций музыкального исполнительства, навязывание шаблонов вокального и инструментального исполнения средствами массовой информации, — на сегодняшний день являются причиной низкого уровня музыкальной культурымолодежи в нашей стране.

Одним из средств музыкального воспитания в России традиционно являлось хоровое пение. За последнее десятилетие, среди студентов немузыкальных специальностей возрос интерес к хоровому пению. Об этом свидетельствуют результаты изучения практики работы с любительскими хорами и данные' о возникновении и развитии новых любительских хоров. Однако уровень вокально-хорового исполнения во многих из этих коллективов достаточно низкий. Это объясняется рядом причин, среди них:

— непонимание руководителями хоровых коллективов зависимости между психолого-педагогическими особенностями функционирования любительского хора и методами вокально-хоровой работы;

— неадекватная оценка хормейстерами уровня вокально-хоровой подготовки певцов любительского хора;

— низкий уровень культурного и эстетического развития современных студентов;

— стереотипное навязывание некачественных эталонов вокального исполнения средствами массовой информации.

Таким образом, в современном социокультурном пространстве необходимы поиски новых путей для оптимизации вокально-хорового развития певцов любительского хора. Это определяет актуальность нашего исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопросам развития музыкального и вокально-слухового восприятия посвящены труды О. А. Апраксиной, А. Н. Малюкова, Е. В. Назайкинского, М. С. Старчеус, Г. П. Стуловой, А. В. Тороповой и др.

Методам вокального и вокально-хорового развития посвящены труды В. П. Багрунова, С. И. Бержинской, Н. Т. Гатауллиной, Л. Б. Дмитриева, Д. И. Зарина, Ю. М. Кузнецова, В. П. Морозова, О. П. Пиксаевой. О. И. Поляковой и др.

Проблему организации досуговой и внеурочной деятельности рассматривали в своих трудах многие исследователи (О.М.Доронина,.

B.И.Дряпика, Т. Н. Каптан, О. П. Кеериг, Н. А. Кобин, О. В. Крючек, С. В. Попова,.

C.В.Ренне, Е. Н. Таллин и др.).

Разные аспекты работы с любительским хором выявлены в работах Е. В. Аликиной, В. Л. Живова, Н. В. Калугиной, Л. П. Мингазовой, В. В. Назарова, Е. В. Николаевой, П. А. Попова, А. В. Свешникова, В. Ф. Чабанного, Л. В. Шаминой и др.

Проблемы обучения освещались в работах Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, А. В. Занкова, М. М. Поташника, Д. Б. Эльконина и др.

Вопросы оптимизации как массового, так и профессионального музыкального образования рассматривались в исследованиях Э. Б. Абдуллина,.

A.Н.Малюкова, А. И. Николаевой, Е. В. Николаевой, Т. Г. Мариупольской,.

B.Г.Ражникова, Г. М. Цыпина, Л. В. Школяр, Б. П. Юсова и др.

Несмотря на большое количество работ, посвященных организации досуговой деятельности, с одной стороны, и вопросам формирования музыкального восприятия — с другой, проблема формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора является недостаточно разработанной, как в теории, так и в практике. Преодоление этого противоречия составляет основную проблему диссертационного исследования.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка методической модели формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора.

Объект исследования — вокально-слуховое восприятие певцов любительского хора.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора.

Задачи исследования:

1. На основе изучения специальной литературы раскрыть сущность содержания основных категорий исследования.

2. Выявить психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов на основе специфики деятельности любительского хора.

3. Разработать методическую модель формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора.

4. Проверить эффективность методической модели в ходе опытно-экспериментального исследования.

Гипотеза исследования:

Формирование вокально-слухового восприятия у певцов любительскогохора возможно при следующих психолого-педагогических условиях:

1) разработки методической модели, основанной на принципе активизации слухового внимания;

2) использования комплекса методов, включающего: самостоятельную работу певцов с аудиозаписями учебного репертуара, метод «хорового ядра» и творческих заданий, которые предполагают:

— активизацию музыкально-слухового восприятия, внутрислуховых представлений и — как следствие — улучшение качества вокального исполнения;

— саморегуляцию голосовой функции певцов по законам акустического резонанса в процессе эмоционального восприятия эталонного звучания и звуковысотного интонирования, формирование соответствующих вокальных и слуховых умений и навыков.

3) использования методов организации учебного процесса, соответствующих' особенностям функционирования любительского хора, проявляющихся в: добровольности посещения хоровых занятий его участникамиразном уровне музыкальной подготовки начинающих хористовпостоянном обновлении хорового составаадминистративном положении любительского хорароли традиций и стиля общения в любительском хоре.

Методологическую основу исследования составили:

— дидактические идеи о взаимосвязи категорий «развитие» и «обучение» (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, К. Коффка, И. Я. Лернер, Ж. Пиаже, М. А. Сластенин, Э. Торндайк, Д. Б. Эльконин и др.);

— теоретические труды по проблеме оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, М. М. Поташник, В. А. Сластенин и др.);

— исследования отечественных психологов и музыковедов по проблеме музыкального восприятия (А.Г.Костюк, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, М. С. Старчеус, А. В. Торопова и др.);

— теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др:);

— моторная теория восприятия речи (А.Либерман, Ф. Купер, К. Гаррис, П. Мак-Нэлидж и др.);

— труды отечественных педагогов в области музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, А. Н. Малюков, А. И. Николаева, Е. В. Николаева, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая и др.);

— теоретические труды по вокальной педагогике (Л.Б.Дмитриев, Д. И. Зарин, В. П. Морозов, Г. П. Стулова, А.С.Яковлева);

— труды по вопросам теории и практики вокально-хорового исполнительства (К.К.Пигров, А. В. Свешников, В. Г. Соколов, П. Г. Чесноков и ДР-).

Методы научного исследования:

1. Теоретические (анализ научной литературы по философии, дидактике, психологии, акустике, методике и методологии музыкального образования, вокальной педагогике);

2. Обобщение эмпирического опыта руководителей любительских хоров;

3. Педагогические (педагогический экспериментметод рейтингаинтервьюирование, тестирование, анкетирование) — а также математические методы статистической обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования:

Раскрыты психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора.

Обобщен опыт учебно-воспитательной, организационной и вокально-хоровой работы руководителей современных любительских хоров.

В процессе экспериментальной работы с любительским хором найдены основные виды, формы и методы занятий с хористами на начальном этапе обучения и намечены главные целевые ориентиры этих занятий. Определена стратегическая линия деятельности педагога, направленная на решение воспитательных и художественно-исполнительских задач вокально-хоровой работы с певцами — любителями и разработку содержания и методов обучения.

Теоретическая значимость исследования:

Конкретизированы' основные понятия. данного исследования: «формирование вокально-слухового восприятия», «любительский (самодеятельный) хор», «вокально-хоровое развитие певцов любительского хора» и др. Выявлены основные психолого-педагогические условия формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора. Теоретически обоснована эффективность комплекса методов для активизации слухового внимания учащихся. Разработана и апробирована методическая модель формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора, основанная на зависимости качества вокально-хорового воспроизведения от уровня развития их слухового восприятия. Определены критерии и методы диагностики уровня вокально-слухового развития певцов любительского хора.

Практическая значимость исследованиях.

Разработанная методическая модель может быть внедрена в практику работы с молодежными самодеятельными хоровыми коллективами разных направлений., Материалы данного исследования могут привлечь внимание молодых ученых и практикующих хормейстеров к актуальным проблемам любительского хора и оказать реальную помощь при организации учебного процесса в любительском хоре любого типа, вида и направления, а также могут быть использованы в экспериментальной деятельности для разработки новых авторских методик, лекционных курсов, в подготовке студенческих и аспирантских исследовательских работ. Данные, полученные диссертантом, могут быть частично экстраполированы в смежные области художественно-творческой практики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ современной социокультурной ситуации в нашей стране свидетельствует о том, что в современном обществе возрастает роль любительских хоровых коллективов в воспитании молодежи. Пополняя музыкальные знания учащихся, обогащая их эмоционально-образную сферу, коллектив художественной самодеятельности приобщает своих участников к исполнению высокохудожественных образцов хоровой музыки и, тем самым, развивает их эстетический вкус, музыкальные интересы и жизненные установки.

2. Основными функциями любительских хоров являются: учебная, воспитательная, развивающая, творческая и просветительская, которые сориентированы на музыкально-эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

3. Организация процесса вокально-хоровой работы в любительском хоре должна опираться на особенности его деятельности, которые экстраполируются на: определение цели и задач функционирования хораразработку принципов, методов и форм обучениявыбор учебного репертуара.

4. Одной из основных задач успешного функционирования самодеятельного хора является необходимость получения наилучшего результата в процессе освоения концертного репертуара в кратчайшие сроки. Для решения этой задачи целесообразно использовать различные методы активизации слухового восприятия хористов. Среди них такие, как: самостоятельная работа певцов с аудиозаписями учебного репертуара, метод «хорового ядра» и творческие задания, направленные на развитие вокальных и слуховых навыков, музыкальных потребностей, интересов, творческого и исполнительского опыта хористов.

Гибкое" и вариативное сочетание методов самостоятельной работы с аудиторными занятиями в условиях разных форм обучения (коллективной, групповой, индивидуальной) позволяет оптимизировать процесс вокально-хорового развития учащихся, осваивать необходимые теоретические знания и грамотно сочетать теорию с практикой.

5. Освоение высокохудожественных образцов хоровых сочинений способствует актуализации интеллектуальных резервов учащихся, обогащению их эмоционально-образной сферы, пополнению теоретических знаний, активизации их вокально-слухового восприятия. Все это создает необходимые психолого-педагогические условия для эффективного музыкального и вокально-хорового развития певцов любительского хора.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикаций материалов по теме исследования, в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы с певцами академического хора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а также в ходе обсуждений работы на кафедре пения и хорового дирижирования музыкального факультета МПГУ.

Достоверность результатов исследования обеспечена: рассмотрением и анализом широкого круга трудов авторитетных авторов, освещающих различные аспекты изучаемой проблемыадекватностью методологической основы исследования его проблематике-, теоретическим обоснованием разработанной методической моделипроверкой выдвинутых теоретических положений в практической опытно-экспериментальной работевнедрением нашей методической модели в учебный процесс коллективов художественной самодеятельности.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на примере работы с народным коллективом академическим хором Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно с 2007 г. по 2010 г. На всех этапах исследования было задействовано 110 учащихся.

Выводы по третьей главе.

1. Результаты констатирующего эксперимента выявили:

— достаточно высокий уровень мотивации к вокально-хоровой деятельности у певцов любительского хора с одной стороны и отсутствие необходимых знаний, умений и навыков — с другой;

— во многих любительских хорах преподавание ведется исключительно традиционными методами, без использования технических средств обучения, что является причиной малой эффективности процесса вокально-хорового обучения.

2. В ходе поискового эксперимента была разработана методическая модель формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора, включающая в себя цель, задачи, педагогические принципы, комплекс методов активизации слухового внимания, этапы работы.

3. Результаты формирующего и проверочного этапов опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная методическая модель улучшает процесс формирования вокально-слухового восприятия и — как следствие — способствует оптимизации вокально-хорового развития певцов любительского хора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение современных тенденций любительского хорового движения в России выявило несоответствие содержания вокально-хорового обучения в любительском хоре, его основным функциям: учебной, воспитательной, развивающей, творческой и просветительской. Уровень художественной и технической сложности репертуара, формы и методы работы над ним во многих любительских хорах не коррелируют с уровнем сформированности вокально-слухового восприятия участников этих хоров. Это свидетельствует о необходимости модернизации психолого-педагогических условий учебного процесса в любительском хоре.

Согласно мнению известных психологов, педагогов и музыкантов, качество вокально-хорового воспроизведения напрямую зависит от уровня музыкально-слухового восприятия. Имея в своей основе фундаментальные закономерности психических процессов, вокальное воспроизведение базируется на вокально-слуховых представлениях, которые, в свою очередь, формируются благодаря активизации слухового внимания. Таким образом, в процессе вокально-хорового обучения необходимо уделять особое внимание активизации слухового внимания.

На основе изучения научной литературы по теме исследования, а также обобщения опыта руководителей любительских хоров и собственного педагогического опыта была предложена методическая модель, направленная нах оптимизацию процесса формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора. Модель включает в себя цель, задачи, принципы и содержание обучения, этапы работы и соответствующие им методы активизации слухового внимания, внутри-слухового представления и вокально-хорового воспроизведения. Эффективность методической модели проверена в процессе опытно-экспериментальной работы. По результатам апробации нами были сделаны следующие выводы:

1. Проведенное исследование, посвященное формированию вокально-слухового восприятия у певцов-любителей, как социального и культурного фактора в их досуговой деятельности выявило актуальность и значимость данной проблемы в воспитании личности, стремящейся* к постоянному совершенствованию, обретению новых знаний в процессе творческого общения в певческом коллективе. Также была выявлена зависимость между уровнем сформированности вокально-слухового восприятия у певцов и качеством их вокально-хорового развития.

2. Деятельность любительского хора имеет свои психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса:

— добровольность посещения певцами хоровых занятий;

— разный уровень музыкальной подготовки начинающих хористов;

— постоянное обновление хорового состава;

— административное положение любительского хора;

— роль традиций и стиля общения с любительским хором.

3. Базовым психолого-педагогическим условием оптимизации процесса формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора является разработка методической модели, основанной на принципе активизации их слухового внимания.

В процессе экспериментального исследования было доказано, что комплекс методов, предложенный для реализации данного принципа, оказался весьма эффективным. Самостоятельная работа певцов со звукозаписями хоровых произведений, опора на феномен пения в резонанс с ведущими певцами и творческие задания, создающие проблемные ситуации для учащихся, безусловно, активизируют их слуховое внимание, внутри-слуховые представления и, как следствие, повышают качество ¦ вокального исполнения.

4'. Вектор формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора зависит от направляющей и организующей роли педагога и уровня его профессионализма.

5. Разработка, реализация и проверка эффективности теоретико-методической модели формирования вокально-слухового восприятия у певцов любительского хора позволили доказать, что хоровое пение создает условия для творческого развития личности, формирования музыкальной культуры слушателя классической музыки.

6. Вокально-хоровая работа педагога в процессе освоения высокохудожественных образцов хорового искусства — это многоступенчатый процесс, целенаправленный на эстетически-ценностное и духовно-нравственное становление личности учащихся, обретающих в этом процессе ориентиры, необходимые для самореализации в дальнейшей жизни, музыкальной и трудовой деятельности.

7. Основным условием достижения успеха в организации учебно-воспитательного процесса является, реализация теоретико-методической модели, основанной на ряде принципов (самостоятельности, постепенности и последовательности, слуховой и зрительной наглядности, сознательности и творческой активности, комплексного и индивидуально-деятельнстного подходов), обеспечивающих, достижение цели ирешение задач, поставленных в работе.

8. Вышеизложенное позволяет утверждать, что все задачи исследования решены, гипотеза и положения, выдвинутые на защиту, доказаны.

9. Дальнейшие исследования в области оптимизации формирования вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению могут быть связаны с использованием новых достижений технического прогресса в учебномпроцессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. — М., 2006. — 336с.
  2. Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М., 2004. -336с.
  3. P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. М., 2007. — 27с.
  4. Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф.дисс.док. пед. наук. М., 1987. — 32с.
  5. Е.В. Формирование познавательного интереса к музыкальному исполнительству (в процессе работы студенческого любительского хора): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2009. — 27с.
  6. Е.В. Формирование познавательного интереса к музыкальному исполнительству (в процессе работы студенческого любительского хора): Дисс. канд. пед. наук. — М., 2009. — 175с.
  7. Г. С. С чего начать приобщение молодежи к музыкальной культуре. // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию
  8. Московского городского педагогического университета. М., 2006. -141с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. М., 2000. — 351с.
  10. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв./Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М., 1985.-363с.
  11. П.Апраксина O.A. Избранное / Ответственные редакторы: Э. Б. Абдуллин, П. Г. Буганов, предисл. Е. В. Николаевой. М.-Липецк, 2006. — 263с.
  12. O.A. Методика развития музыкального восприятия:t
  13. Учебное пособие. М., 1985. — 61с.
  14. Е.Ю. Психология субъективной семантики / Предисл. А. Ш. Тхостова. Изд. 2-е. -М., 2007. 136с.
  15. Н.Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: сборник статей. / Сост. и коммент. А. Павлова- Арбенина. Л., 1980. — 216с.
  16. З.П. Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде: Дисс.капд.пед.наук. Карачаевск, 2006. — 174с.
  17. JI.A. Дирижирование. Учебн. пособие для пед. ин-тов по спец. Музыка. М., 1990. — 159с
  18. A.B. Коммуникативная компетентность как компонент подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — М., 2007.-20с.
  19. С.И. Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца: Дисс.канд. искусствовед. Нижний Новгород, 2005. — 182с.
  20. Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни/Н.П.Бхтерева. — доп. изд. — Mv, Cn6., 2007. 383с.
  21. Большая советская энциклопедия. Том 5. М., 1971. — 639с.
  22. Большая советская энциклопедия. Том 12. -М., 1973. 623с.
  23. Болыпая советская энциклопедия. Том 13. — М., 1973. 608с.
  24. Болыиая советская энциклопедия. Том 18. М., 1974. — 631с.
  25. Болыпая советская энциклопедия. Том 20. -М., 1975. 607с.
  26. Большая советская энциклопедия. Том 21.- М., 1975. 639с.
  27. Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. -М., 1981. — 399с.
  28. Л.Г. Научные основы постановки голоса. Учеб. пособие для студентов вокальных и дирижерско-хоровых отделений музыкальных вузов. Челябинск, 1998. — 88с.
  29. О.О. Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников: Дисс.канд. пед. наук. — Елец, 2004.- 170с.
  30. Л., Алберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить Вашего ребенка учиться. М., 1997. — 256с.
  31. И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера: Монография. Екатеринбург, 1997. — 312с.
  32. Т.В. Фольклоризм в нанайском селе. — Л., 1982. — 163с.
  33. М.Л. Язык тела: Природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М., 2004. — 440с.
  34. М.Г. Евгений Мравинский. Творческий портрет. М., 1977. — 24с.
  35. А.Н. Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв.: 'Дисс.канд. пед. наук. -Казань, 2005.- 173с.
  36. В.А. Элементарная теория музыки. М., 1998. — 254с.
  37. В.К. Психология развития мотивации.- СПб., 2006. 319с.
  38. О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. М., 2007.-352с.
  39. В.И. Художественная потребность и пути ее воспитания. Монография. Астрахань, 2000. — 267с.
  40. Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б. В. Асафьева: Сб. науч. трудов. Л., 1985. — 109с.
  41. Вопросы культуры и формирования духовных ценностей: Сб.науч.ст. -Волгоград, 2000 148с.
  42. Л.С. Педагогическая психология / под редакцией Давыдова В. В., М., 2005.-671с.
  43. Н.Т. Совершенствование вокально-хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности (в условиях православных учебных заведений): Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — 189с.
  44. C.B. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб., 2008. -377с.
  45. .В. Сферодинамическая постановка голоса: Методическое пособие. СПб., 2002. — 16с.
  46. Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1991. 160с.
  47. P.M. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920−1985). Новосибирск, 1994. — 113с.
  48. H.A. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М., 2006. 144с.
  49. О.С. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. — Калининград, 2000. — 572с.
  50. Э. Курс физики: для студентов, преподавателей и самообразования. Часть третья: учение о волнах, акустика, оптика / перевед под ред. проф. А.Бачинского. 2-е изд., испр. и значительно доп. по шестому немецкому изданию. -М.-Л., 1930. 606с.
  51. Г. Л. Статистика. М., 1981. — 408с.5Г.Дальская В. А. О принципах невербальной коммуникации в вокальной педагогике//Первый международный междисциплинарный конгресс «Голос». Сборник научных трудов. М., 2007. — с. 141−146.
  52. Дмитриева Л-Г., Ройтерштейн М. И. Школьная музыка. — М., 1984. — 83с.
  53. H.A. Гармония: Методические разработки для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов. Часть III. -М., 1979.- 118с.
  54. H.H. Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства: Дисс.канд. пед. наук. — Краснодар, 2001. — 182с.
  55. М.И. Упражнения для развития вокальной техники. — Киев, 1980. 115с. -
  56. Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре. Методическое пособие. М., 2006. — 96с.
  57. B.JI. Хоровое исполнительство : теория, методика, практика. — М., 2003.- 272с.
  58. И.В., Никитина Е. С., Сорокин Ю. А., Реут Д. В., Тхостов А. Ш. Психосемиотика телесности / Под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлева, Е. С. Никитиной. М., 2005. — 152с.
  59. Д.И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом. Год 1-й. -М, 1907. 152с.62.3ахаров Р. В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М., 1983. -224с. -
  60. В.Ф. Методика поточного пения. -М., 2005. 16с.
  61. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 7. М., 2005. — 256с.
  62. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 10. М., 2005. — 256с.
  63. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 12. М., 2005. — 256с.
  64. P.P. Формирование исполнительских умений у будущих учителей музыки в процессе освоения башкирских народных вокальных произведений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2009. 22с.
  65. Д.Б.Кабалевский и ИСМЕ / Составители: Э. Б. Абдуллин, Б. С. Динентман. М., 2004. — 144с.
  66. С.Б. Психология потребностей. Учебно-методическое пособие. — Тамбов, 1996. — 79с.
  67. И.С. Педагогические условия развития интереса, к классической музыке у современной молодежи (на материале работы в педагогическом колледже): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2008.-23с.
  68. И.С. Педагогические условия развития интереса к классической музыке у современной молодежи (на материале работы в педагогическом колледже): Дисс. канд. пед.'наук. -М., 2008. -225с.
  69. Н.Г. Пассивные и активные резонаторы для локальных систем гашения звука: Автореф. дисс. .канд. ф.-м. наук. — М., 2006. — 31с.
  70. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. Зинченко В. П. и Жукова Ю. М., М., 1989. -720с.
  71. А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. М., 2006. — 201с. ч i
  72. О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях самодеятельности: Дисс.канд. пед. наук. Л., 1985.-237с.
  73. М.О. Поэзия педагогики / Под ред. Н. А. Крымова: Предисл. Г. Товстоногова. 2-е изд. — М., 1984. — 526с.
  74. М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец.№ 2101. М., 1983. — 223с.
  75. Г. В. Воспитание актера школы Станиславского / ред. и предисл. В. Прокофьева: Учебное пособие для театр, ин-тов и училищ. Изд. 2-е. -М., 1978.-430с.
  76. Л.Л. Евгений Светланов: Популярная монография. М., 1986. -207с.
  77. А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХУП-ХХ вв.: Учебное пособие. — СПб., 2006. -432с.
  78. Ю.М. Новый метод комплексного развития экспрессивных и вокально-технических способностей обучающихся сольному пению//Первый международный междисциплинарный конгресс «Голос». Сборник научных трудов. М., 2007, — с. 150−156.
  79. Ю.М. Экспериментальные исследования эмоциональной выразительности хора. -М., 2007. 198с.
  80. Ю.М. Эмоции в хоровом исполнительстве. Учебно-методическое пособие факультатива-практикума музыкального факультета МПГУ. М., 2008. — 225с.
  81. В.А. Психология экспериментального поведения. М., 1989. -62с.
  82. В.И. Социализация личности в условиях культурно-образовательного пространства школы искусств: Дисс.канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2005. — 195с.
  83. E.B. Формирование творческой активности студентов-хормейстеров народного профиля при изучении музыкально-теоретических дисциплин: Дисс.канд. пед. наук. Краснодар, 2006. -17с.
  84. Г. Д. Балет: семантика и архитектоника. СПб., 2007. — 160с.
  85. Т.В. Культурный потенциал речевого диалога: Автореф. дисс. канд. культурол. Нижний Новгород, 2000. — 28с.
  86. И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. — Л., М., 1939.-256с.
  87. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д, 1998.-416с.
  88. A.C. Психофизиология. Конспект лекций. Ростов н/Д, 2004. — 320с.
  89. Т.В. Русская школа хорового исполнительства: традиции и современность: Дисс.канд.пед.наук. Ростов н/Д, 2006. — 206с.
  90. Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами: Методическое пособие. -М., 1988. 134с.
  91. А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Дисс.док.пед.наук. М., 1996. -440с.
  92. Место встречи социальная работа (5 лет Программы имени А. Герцена). — Вологда, 2003. — 336с.
  93. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Э. Б. Абдуллина.- М., 2002.- 272 с.
  94. JI.A. Философия науки: Учебное пособие. — 2-е изд, перераб. и доп. М., 2006. — 440с.
  95. Е.А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства: Автореф. дисс. док. искусств. -М., 2000.-51с.
  96. P.M. Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации. На материалах Республики Татарстан: Дисс.канд. социол. наук. — Казань, 2006. 180с.
  97. Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции. — Таганрог, 2009. -364с.
  98. Ю.В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ: Дисс. канд. соц. наук. Екатеринбург, 2006. — 172с.
  99. Е.Г. Управление карьерой менеджера. СПб., 2003. — 352с.
  100. В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002. — 494с.
  101. З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1979. 146с.
  102. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / Сост. Г. М. Цыпин. -Белгород, 2007. 412с.
  103. Музыкально-педагогическое образование на пороге XX и XXI веков: Материалы VIII международной научно-практическойконференции, проходящей в рамках III Международного фестиваля «Учитель музыки XXI века» им. Д. Б. Кабалевского. — М., 2004. 220с.
  104. И.А. Язык дирижерского жеста. — М., 2006. 232с.
  105. В.В. Любительский академический хор: учебно-методическое пособие. Тюмень, 2007. — 216с.
  106. Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. М., 2007.-536с.
  107. Е.В. Методика работы над произведениями современной музыки в самодеятельном академическом хоре. М., 1980.-75с.
  108. Новые образовательные технологии. Сборник методических материалов. Калининград, 2006. — 191с.
  109. Ню Яцянь Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 2009. -21с.
  110. Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник Российского психологического общества: Т.8, вып. 3: Материалы I Международной конференции. Самара — М., 2000. — 204с.
  111. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры-- 2-е изд., испр. и под. -М., 1995. 928с.
  112. Ю.Э. Музыка живого слова: Основы русского художественного чтения. Пособие для чтецов, певцов, драматических и оперных артистов, ораторов, педагогов / Предисл. С. П. Серовой. Изд. 2-е, доп. М., 2009.-336с.
  113. О’Коннор Дж. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Джозеф О’Коннор. Пер. с англ. Т. Новиковой .- М., 2007.-448с.
  114. А.И. Эконометрика. М., 2004. — 574с.
  115. Г. А. Древо музыки. 2-е изд., испр. — СПб., 2005. — 440с.
  116. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История, становление, сущность.- М., 1984. 301с.
  117. Основы инженерной психологии / Учебное пособие под редакцией Б. Ф. Ломова. М., 1977. — 335с.
  118. В.М. Песни «крылатых». История хора КУАИ СГАУ народного академического лауреата Всероссийских, Всесоюзных и международных конкурсов. — Самара, 2001. — 168с.
  119. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / сост. С. С. Калинин. -М., 1998. 328с.
  120. В.Н. Искусство управлять людьми: практические рекомендации. М., 1999. — 144с.
  121. В.Н. Психология управления людьми: практическое руководство. М., 2002. — 336с.
  122. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. 527с.
  123. А. Сценическая речь Учебное пособие. М., 1982. -191с.
  124. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М., 2006. — 400с.
  125. О.В. Освоение школьниками национального песенного фольклора (на материале среднерусского региона). Дисс. канд. пед. наук. М., 2008. — 213с.
  126. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М., 2003. — 288с.
  127. О.Н. Компьютерные технологии в процессе обучения музыке (на примере вокальной подготовки студентов педагогического факультета): Дисс.канд. пед. наук. М, 2008. — 193с.
  128. И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2: Теория и технологии обучения: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениямподгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И. П. Подласый. 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. — 575с.
  129. И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И. П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. 463с.
  130. Поль JL Сопер. Основы искусства речи. Ростов н/Д,. 1998. -448с.
  131. О.И. Язык дирижерских движений. Методические рекомендации к проекту программы экспериментального курса «Семиотика дирижирования». Киев, 1980. — 57с.
  132. О.И. Теоретико-методические аспекты использования ТСО в процессе обучения пению подростков: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2003.-213с.
  133. П. А. Психолого-педагогические основы подготовки самодеятельного певца. Учебное пособие. Тамбов, 1998. — 251с.
  134. P.JI. Западная нотация XI—XIV вв.еков. Основные реформы, на материале трактатов. Исследование. М., 2003. — 416с.
  135. Психология и педагогика. Учебное пособие. /. Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сласенина. М., 1998.-320с.
  136. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарсткая, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. Под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003. — 368с.
  137. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В.Зинченко. — СПб., 2007. — 896с.
  138. Психология эмоций. Тексты // Под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. — 287с.
  139. Работа с хором. Методика, опыт. / Сост. и ред. Б. Г. Тевлина. М., 1972.-208с.
  140. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. — 141с.
  141. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1991 — 193с.
  142. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Дисс.док. пед. наук.-М., 1991.-450с.
  143. Н.В. Хоровой словарь. М., 2005. — 230с.
  144. Е.А. Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетических потребностей у будущих учителей музыки: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Тверь, 2004. — 22с.
  145. A.M. Социокультурный потенциал спонтанного танца: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2002. — 27с.
  146. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М., 1999.- 224с.
  147. Н.В. Развивающая функция межпредметных связей математики и музыки в начальном образовании: Дисс.канд. пед. наук.- Махачкала, 2003. 244с.
  148. Се Тин Художественный образ как ведущий компонент музыкально-исполнительской деятельности (К проблеме инициирования внутреннеслуховой активности учащегося-музыканта): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2009. — 24с.
  149. П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. — М., 1998. — 94с.
  150. Словари и песнопения православной и католической служб с переводом их на русский язык: Тексты. / Сост. Л.Жукова. — Новополоцк, 1995. 100с.
  151. Н.Г. Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм: Автореф. дисс.канд. искусствов. — Новосибирск, 2007.- 30с.
  152. А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. — М., 2006. — 73с.
  153. К.С. Работа актера над собой., Чехов М. А. О технике актера. М., 2008. — 487с.
  154. М.С. Слух музыканта. М., 2003. — 640с.
  155. Ю.В. Управление учебно-образовательными структурами в сфере культуры и искусства. М., 2004. — 245с.
  156. Г. А. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. — М., 1988. — 71с.
  157. И.Х. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу обучения хоровому пению (на материале работы со студентами музыкальных факультетов педагогических вузов): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2009. — 30с.
  158. Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005. — 152с.
  159. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.-270с.
  160. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: Дисс.док. пед. наук. -М., 1988. -416с.
  161. Г. П. Хоровое пение в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2010. — 176с.
  162. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972. — 243с.
  163. Ю.Н. Математико-статистические модели в социологии. Математическая статистика в социологии. Учебное пособие. 2-е изд. М., 2008. — 243с.
  164. A.B. Очерки по музыкальной психологии и психологии музыкального образования. М., 2007. — 108с.
  165. Традиции и инновации в системе среднего профессионального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. — Смоленск, 2006. 276с.
  166. С.Ш. Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов (на материале вокально-хоровой работы): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2008. — 25с.
  167. И.Н. Выразительность как принцип музыкального бытийствования. Тюмень, 2006. — 141с.
  168. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / Ответственный редактор-составитель Л. А. Микешина, научный редактор Т. Г. Щедрина. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2006. — 1000с.
  169. Философский энциклопедический словарь. — М., 2007. — 576с.
  170. Фрейд 3. Психология бессознательного / Под. ред. А. М. Боковикова и С. И. Дубинской. Пер. на русский язык А. М. Боковикова. М., 2006. — 447с.
  171. Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учеб. пособие. М., 2007. — 296с.
  172. С.Э. Механика. M.-JL, 1940. — 371с.
  173. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: Учебное пособие для вузов: в Зч. — М., 2001. 4.2 — 672с.
  174. Хрестоматия по истории философии. Русская философия: Учебное пособие для вузов: в Зч. -М., 2001. Ч. З 672с.
  175. С.Ю. Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры: Дисс.канд. пед. наук. Саратов, 1997. — 171с.
  176. И.А. Ассоциативный подход в процессе обучения дирижированию (на материале учебной работы в дирижерско-хоровом классе): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2009. — 26с.
  177. Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля): монография. Тамбов- М.- Баку- Вена, 2008. — 246с.
  178. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Дисс. док. пед. наук. -М., 1977.-361с.
  179. В.Ф. Самодеятельный хоровой коллектив. Организация творческого процесса. Учебное пособие для студентов факультетов КПР институтов культуры. JL, 1980. — 73с.
  180. П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. Издание третье М., 1961. — 240с.
  181. А.Г. Мозг и физика резонансных взаимодействий. Мантра, молитва, медитация (по материалам лекций). М., 2008.- - 59с.
  182. Т.Г. Метод музыкального моделирования в преподавании музыкально-теоретических дисциплин (на материале курса гармонии в музыкально-педагогическом училище /колледже). Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2008. — 24с.
  183. Ф.И., Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Сост., вступит, ст. М.Б.Иванова- Примеч. и указ. имен В. И. Гармаша. М., 1989.-384с.
  184. JI. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.— М., 1981.— 174с.
  185. Р.Н. Музыкальная культура как система: Автореф. дисс.канд. филос. наук. Казань, 2007. — 20с.
  186. В.Н. Идейное воспитание средствами музыкального искусства и воспитание художественного вкуса в советской школе-М., 1949. -56с.
  187. И.В. Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки (на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2008. — 20с.
  188. .А. Потребности как фактор развития целеполагания личности: Дисс. канд. псих. наук. Новосибирск, 2005. — 167с.
  189. А.И. Философия музыки и музыкального образования. Часть I. Учебное пособие. М., 2008. — 256с.
  190. А.И. Философия музыки и музыкального образования. Часть II. Учебное пособие. -М., 2008. — 320с.
  191. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. / Под ред. А.Карелина. — М., 1997. 300с.
  192. Т. А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1981.- 16 с.
  193. Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. — М., 1974.-263с.
  194. Язык дирижерских движений. Методич. рекомендации к проекту программы экспериментального курса «семиотика дирижирования». / Сост. О. И. Поляков, ред. Л. В. Московченко. Киев, 1980. — 57с.
  195. С.Б. Надежда Казанцева в искусстве и в жизни. -М., 2004.- 174с.
  196. Ю.Ф. Формирование музыкальной потребности у учащихся начальных классов сельской малокомплектной школы: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1990. 172с.
  197. Jones L. Voices Video Teacher’s Book — Cambridge, 1997. 48 p.
  198. Kwalwasser J. Exploring the musical mind New-York, 1955.
  199. Lundin R. An objective Psychology of Music New-York, 1957.
  200. Miller R. Solutions for singers. Oxford, 2004. — 286 p.
  201. Mursell J.L. The Psychology of Music New-York, 1937.
  202. Pozzoli E. Corso facile di solfeggio. Milano, 2008. — 89 p.
  203. Walker R. Music education- cultural values- social change and innovation. Illinois, 2007. — 321 p.
Заполнить форму текущей работой