Формирование и развитие социальных компетентностей студентов в воспитательной системе технического вуза
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы, а также практическая реализация модели формирования и развития социальных компетентностей студентов в воспитательной системе технического вуза способствуют совершенствованию воспитательной работы в системе технического образования. Многократно проведённые в ходе исследования…
ДиссертацияФормирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии
Формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном про’странстве гимназии будет эффективным при создании и реализации следующих педагогических условий: включение в образовательное пространство гимназии совокупности целенаправленно организованных видов созидательной деятельности, обеспечивающих его творчески-ориентированную направленностьорганизация…
ДиссертацияФормирование коммуникативной культуры социологов в процессе профессиональной подготовки
Философию и методологию образования (Б.З. Вульфов, Б. С. Гершунский, В. В. Лебединский, Б. Г. Лихачев, Т.И. Шамова) — концепция формирования личности профессионалов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин) — общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки заложен в трудах Е. П. Белозерцева, Е. А. Левановой, М. М. Левиной, А. В. Мудрика, Н. Е. Щурковой. ь Поставленные цели…
ДиссертацияФормирование культуры коммуникативного поведения у подростков в процессе изучения иностранного языка
Методологическую основу исследования составляют: концепция личности (А.В. Петровский) — культурологический подход (А.И. Арнольдов, Н. А. Бердяев, Г. Н. Волков, А. Дистервег, Н.Е. Щуркова), деятельностный подход (J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина) — системный подход к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабан-ский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В…
ДиссертацияДидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования: На материале курса «Природоведение» в начальной школе
В то же время рядом ученых дидактов сделаны попытки к реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования. Так проблема включения ценностей в содержание образования была поставлена И. К. Журавлевым, Л. Я. Зориной, В. В. Краевским, И. Я. Лернером, В. Оконь, И. М. Осмоловской, Т. В. Равгиной, И. Я. Скворцовой и другими исследователями. Авторы отмечают, что в содержании образования…
ДиссертацияФормирование основ профориентационных умений у будущих учителей по привитию учащимся интереса к химическим профессиям
Проследив реальные возможности закладки основ профессионально-педагогической подготовки с целевой установкой на вооружение студентов определённым комплексом знаний, умений и навыков профориентационной работы, представляется необходимым разработать примерную программу формирования основ профориентационных умений по годам обучения. На наш взгляд, это может придать определённую целенаправленность…
ДиссертацияФормирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы
Анализ результатов констатирующей части исследования показал различные уровни сформированности предметных действий у детей раннего возраста: высокий, средний, низкий, очень низкий. Выявленные уровни у нормально развивающихся детей и детей с органическим поражением ЦНС заметно отличались. Все нормально развивающиеся дети проявили интерес к предложенным заданиям, выполнили их (большая часть — 80…
ДиссертацияФормирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников
Для получения объективной информации об уровне сформированности у будущих учителей профессиональной готовности к осуществлению гражданского воспитания выделены критерии и показатели: субъектность (положительное отношение и интерес, осознанность необходимости и социальной значимости осуществления гражданского воспитания младших школьников в сельской школегражданственность, гражданская позиция…
ДиссертацияИнтегративно-дифференцированный подход в системе непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы
Разработка теоретико-методологического инструментария осуществлялась с опорой на положения общей теории систем (Л. Берталанфи, И. В. Блауберг, Д. П. Горский, М. С. Каган, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.) — моделирования как одного из наиболее продуктивных методов изучения и преобразования систем (М. Вартофский, В. А. Веников, Б. А. Глинский, В. А. Штоф и др.) — системного подхода…
ДиссертацияЛингвометодические основы освоения студентами-иностранцами функций глагольного вида в тексте при изучении русского языка
Исследование аспектуальных отношений на материале целостных фрагментов текста проводилось в русле функциональной грамматики, основной принцип которой «от функции к средствам» реализовался в процессе аспектологического анализа, выделения и типизации аспектуальных макроситуаций. Такой подход сохраняет преемственность по отношению к выделению и описанию типов видового контекста, дает возможность…
ДиссертацияМежкультурная коммуникация как методологическая основа построения учебного процесса в университетах Великобритании и Российской Федерации
Методологическую основу исследования составляют следующие теоретические источники: теория межкультурной коммуникации (М. Беннет, B.C. Библер, В. П. Кузовлев, С.Г. Тер-Минасова, М. Хупс и др.) — теория культурно-исторического наследия (Л.С. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин и др.) — технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (И.Л. Бим, Е. М…
ДиссертацияПроблемы содержания и контроля качества гуманитарного образования в современных общеобразовательных учебных заведениях
С другой стороны, нынешнее состояние содержания и контроля качества гуманитарного образования не всегда удовлетворяет требованиям современного этапа развития российского общества. Например, в преподавании истории, особенно XX века, и обществознания несмотря на то, что содержание этих учебных курсов подверглись деформации, не преодолены догматизм, начетничество, искажение правды, расхождение…
ДиссертацияПедагогические основы краеведческой подготовки студентов туристского вуза
В процессе исследования выявлены критерии отбора краеведческого материала и условия его включения в процесс обучения студентов туристского вуза. Под краеведческим материалом мы понимаем разнообразные по форме и содержанию источники информации, содержащие знания об окружающей действительности конкретной территории Отбор, переработка, систематизация и включение краеведческого материала в учебный…
ДиссертацияПедагогические условия освоения самостоятельных форм игры с правилами детьми старшего дошкольного возраста
Методологической основой исследования сшли принятые в отечественной психологии и педагогике положения о том, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (А.В.Запорожец, А. Н. Леонтьев, АЛ. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) — положения Г. П. Щедровицкого по поводу раскрытия термина «руководство» и «управление» — положения об объективном анализе деятельности (Г.П.Щедровицкий, Н. С…
ДиссертацияРазвитие высшего педагогического образования в России, вторая половина ХVIII — начало ХХ вв
П. Ф. Каптерев дал научный историко-педагогический анализ общественно-педагогического движения, указал его источники и причины, а также его влияние на ускоренное развитие образования в начале XX в. Именно в нем Каптерев обнаружил «основной источник современного педагогического движения». Важнейший вклад в осмысление развития высшего педагогического образования в России внесла концепция Каптерева…
ДиссертацияПодготовка будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования
Сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группе, позволяет судить об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы. Студенты, прошедшие формирующий этап, проявили более высокие показатели в стремлении к организации диалогического, творческого, личностного и индивидуализированного взаимодействия с дошкольниками в учреждениях дополнительного…
ДиссертацияПодготовка будущего учителя к обучению школьников основам аграрной технологии
Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана целостная научная концепция процесса агротехнологической подготовки будущего учителя биологии, реализуемая посредством интеграции психолого-педагогических, биологических и сельскохозяйственных дисциплинсконструирована модель процесса его подготовки на этапе специализации, включающая содержательно-целевой, процессуальный…
ДиссертацияПодготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий
Однако, развитие процесса информатизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и образования, становится причиной возникновения новой проблемы — информационной безопасности человека и общества. Очевидно, что различные виды использования информационно-коммуникативных технологий влияют на поведение, процесс формирования моральных норм, на психику и жизнь будущих поколений. Педагоги…
ДиссертацияОбучение иноязычной коммуникативной компетенции как лингвистической специальности в условиях ингушско-русского двуязычия
При обучении иностранным языкам студентов-билингвов родной язык и культура являются важнейшими ориентирами в обучении иноязычной коммуникативной компетенции и формировании коммуникативного поведения. Этнические правила коммуникативного поведения ингушей «Эздел» должны стать неотъемлемым компонентом процесса овладения студентами ингушско-русскими билингвами иноязычной коммуникативной компетенцией…
ДиссертацияПодготовка студентов в педагогическом вузе к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки
Культурологический подход выражен в направленности формирования учителя как человека культуры, проживающего в контексте культуры благодаря созданию музыкальной (культурной) среды на факультете, организуемому участию студентов в музыкальном и педагогическом творчествесодержание искусствотерапевтической деятельности адекватно социальному заказу (потребностям здоровой самоактуализирующейся личности…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия преодоления пассивности в трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Пргшеры: «какой у тебя порядок в комнате!», «у тебя все прекрасно получается», «смотри-ка, сегодня ты оделся без посторонней помощи», «ты сделал, как я сказала, хорошая работа». Отмечая позитивное в ребенке и в его поведении, вы помогаете ему видеть в себе успешного и хорошего человека. Побуждением ребенка к сотрудничеству будет обещание, 1гго в награду вы уделите ему дополнительное время…
ДиссертацияПути совершенствования исследовательской деятельности учителя в условиях инновационной работы учебного заведения
Исходя из этого, в ходе исследования нами была разработана программа семинара по подготовке учителя к исследовательской инновационной работе. Ее проведение, в сочетании с необходимой поддержкой (научно-методической, материально-технической, экономической и др.), дало реальную возможность учителям и преподавателям экспериментальной группы г. Серпухова включиться в исследовательскую инновационную…
ДиссертацияОрганизация процесса военно-профессиональной подготовки в системе военного образования
Воспитательное воздействие на личный состав осуществляется с использованием следующих форм информационно-пропагандистской работы: плановое и оперативное информирование (военно-политическое, боевое, правовое, военно-техническое, медицинское и иное), единый день информирования, единый день правовых знаний, прослушивание и просмотр тематических кинои видеофильмов, видеои аудиоматериалов, собрание…
ДиссертацияОсновы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений
В современном обществе социальное становление подростка проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной и нравственной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности подростка, позволяющих ему ощутить себя полезным, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Социальные институты, прежде всего…
ДиссертацияОсобенности становления российской профессиональной педагогической культуры
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют произведения мировой классической философии (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс и др.), интеллектуальное наследие русских философов, историков (Н.А. Бердяев, А. О. Богданов, С. Н. Булгаков, С. И. Гессен, В.В. Зень-ковский, В. Ильинский, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский, Н. О. Лосский, С. П. Мильгунов, П. Н. Милюков, В. С…
ДиссертацияОбучение студентов выразительности речи при создании деловых писем на немецком языке: языковой вуз
Целью информационно-мотивирующего этапа явилось формирование необходимых для продуцирования выразительных деловых писем знаний, а также положительного отношения к осуществляемой деятельности. Прогностически-ориентировочный этап был нацелен на формирование навыков и умений анализировать существующий в немецком языке арсенал экстралингвистичёских факторов и лингвистических средств достижения…
ДиссертацияПроектное исследование по русскому языку как способ формирования культурно-языковой компетенции молдавских старшеклассников
Взгляды на связь языка и мышления, на роль сознания в познавательной деятельности человека (Дж. Брунер, А. Р. Лурйя, Ж. Пиаже, Ф. Ле Дантек и др.) — ': •. '¦''¦¦' ¦¦'.¦•. ' '. теории восприятия и изучения текста в исследованиях классиков (ЮМ: Лотмана, А. А. Потебнщ ЛВ. Щёрбы идр.) — современных лингвистов (Л. Н. Мурзина, Н. А. Николиной, В. И. Шаховского, Ю. А. Сорокина и др.) — философов: (М…
ДиссертацияОбучение чтению как способу переработки информации с целью создания учащимися вторичных текстов
Актуальность обусловлена также отсутствием специальных исследований, где бы излагалась методика обучения школьников девятых классов аналитическому чтению текста с последующей его письменной переработкой в форме тезисов, конспектов и др. Необходимость специального диссертационного исследования с изучением эффективных методов развития связной письменной речи учащихся на основе аналитического чтения…
ДиссертацияПроектирование воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот
Гипотеза исследования: проектирование воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот будет эффективным, если базируется на совокупности целевого, организационного, содержательного, результативного компонентов проектирования соответственно этапам (предпроектиро-вочный, аналитико-диагностический, описательный, концептуальный, технологический, рефлексивно-оценочный…
ДиссертацияВнутришкольные формы образования учителя в условиях социодинамики педагогического коллектива
Научная новизна исследования заключается в том, что определена взаимозависимость развития школы, ее педагогического коллектива и образовательной функции руководителей школ и образования учителей, построена и функционально апробирована система внутришкольных форм обучения учителя (выявлен системообразующий компонент — педагогический совет школы), на основе системно-функционального подхода…
Диссертация