Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование методики преподавания раздела «линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» в системе профессиональной подготовки специалистов для вооруженных сил

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: изменив традиционное содержание раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» путем выделения новых теоретических элементов: теорем, следствий из них, определений, алгоритмов, опирающихся на базовые знания обучаемых и приводящих к единому алгоритму решения указанных уравнений, можно существенно сократить учебное время на изучение теоретических… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. «Анализ традиционной структуры и содержания учебной информации раздела „линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами“ и обоснование необходимости их изменения в курсе высшей математики военно-учебных заведений».

1.1. Основные требования, предъявляемые к структуре и содержанию учебной информации в процессе профессиональной подготовки.

1.2. Обоснование необходимости изменения математического аппарата раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» в курсе высшей математики военноучебных заведений.

Выводы по главе 1.

Глава 2. «Теоретические обоснования раздела „ДДУПК“ в курсе высшей математике военно-учебных заведений, приводящие к обобщенному алгоритму решения указанных уравнений».

2.1. Теоретические обоснования обобщенного алгоритма решения ЛНДУПК.

2.2. Обоснование традиционных методов решения ЛНДУПК с использованием обобщенного алгоритма.

2.2.1. Решение ЛОДУПК на основании использования корней характеристического уравнения.

2.2.2. Определение вида частного решения ЛНДУПК со специальной правой частью.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Методические возможности разработанного математического аппарата «ЛДУПК» в плане интенсификации процесса обучения в военно-учебных заведениях.

3.1. Возможности структурирования учебной информации на основе разработанного математического аппарата раздела «ЛДУПК» в зависимости от требований уровня подготовки специалистов.

3.2.Возможности интенсификации процесса обучения на основе разработанного математического аппарата раздела «ЛДУПК».

3.2.1. Доступность обучения.

3.2.2. Наглядность обучения.

3.2.3. Проблемность обучения.

3.2.4. Дифференцированность обучения.

3.3. Методические возможности разработанного математического аппарата раздела «ЛДУПК» в курсе высшей математики военно-учебных заведений.

3.4. Апробация эффективности предлагаемой методики преподавания раздела «ЛДУПК».

Выводы по главе 3.

Совершенствование методики преподавания раздела «линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» в системе профессиональной подготовки специалистов для вооруженных сил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материальной основой любой современной армии, в том числе и Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации (РФ) являются системы вооружений — продукты самых передовых промышленных технологий. Это определяет ряд профессиональных требований к выпускникам военно-учебных заведений. Они должны быть готовы не только осуществлять командование подчиненными, иметь навык в управлении боевой техникой, но и обладать инженерными знаниями, позволяющими принимать правильные решения в экстремальных ситуациях и осваивать новые виды вооружения в процессе несения службы. Бурное развитие науки и техники, принятие на вооружение современных видов оружия требует от выпускников военно-учебных заведений глубоких и прочных знаний по математике, физике и информатике, понимания перспективных направлений этих наук. Математике отводится значительное место в системе подготовки специалистов для ВС РФ, поскольку математические знания являются основой для изучения других, как общеобразовательных, так и специальных дисциплин.

В педагогике высшей школы большинство исследований посвящено методике преподавания математики в гражданских вузах. Преподавание математики в военном вузе имеет ряд специфических особенностей, обусловленных тем, что военное образование является, с одной стороны, неотъемлемой составной частью системы образования России, а, с другой стороны, — Вооруженных Сил РФ.

Государственными образовательными стандартами (ГОС) для инженерных специальностей в военно-учебных заведениях [53−59] определено, что специалист должен знать:

— основные понятия, теоремы, правила математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений математической физики, теории вероятностей и математической статистики;

— доказательства теорем, лежащих в основе математических методов.

Он должен уметь:

— создавать математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;

— применять методы высшей математики при изучении специальных дисциплин.

Кроме того, одной из целей курса высшей математики в военно-учебном заведении является формирование личности курсанта как военного специалиста, развитие его интеллекта и способностей к логическому и алгоритмическому мышлению.

Как известно, процесс обучения складывается из четырех составляющих:

•учебной информации;

• преподавания, т. е. деятельности обучающих;

•учения, т. е. деятельности обучаемых;

• материальных средств передачи учебной информации и контроля результатов обучения.

Разработкой образовательных процессов и их интенсификации в отечественной психолого-педагогической науке занимались: Л.Д. Аресто-ва [3], С. И. Архангельский [5, 9, 10], Ю. К. Бабанский [12, 13, 14], М. П. Барболин [18], В. М. Блинов [21], Д. Н. Богоявленский [24, 25],.

A.В. Брушлинский [28, 29], В. В. Буркин [33], А. А. Вербицкий [37], Л. С. Выгодский [42, 43], П. Я. Гальперин [45−47], Л. А. Гурова [61],.

B.В. Давыдов [64], Е.Н. Кабанова-Меллер [76, 77], В. А Крутецкий [99],.

JI.A. Левшин [106], B.C. Леднев [107, 108], А. Н. Леоньтев [109], И .Я. Лер-нер [110−114], С. Л. Рубинштейн [154, 155], М. Н. Скаткин [158, 159], Н. Ф. Талызина [170, 172], O.K. Тихомиров [174] и другие. Преподавание математики в высшей школе изучалось: P.M. Аслановым [11], Б.В. Гне-денко [49, 50], И. П. Калошиной [79], Л. Н. Косаревой [95], Т. В. Кудрявцевым [100−102], А. В. Насыровым [126], В. Т. Петровой [143], В. И. Смирновым [161], Л. Ф. Угловой [177], Г. Г. Хамовым [183] и другими.

Несмотря на некоторые различия точек зрения специалистов в указанных областях, есть определенная согласованность в отношении факторов, рассматриваемых в качестве решающих, для успешного овладения новыми знаниями и умениями. Правильный учет этих факторов повышает эффективность обучения. Игнорирование их или неправильное использование, наоборот, тормозит обучение или снижает эффективность.

Рассмотрим один из вариантов унифицированной модели взаимодействия основных составляющих процесса обучения.

Рис. 1.

Модель (рис.1) состоит из шести основных стадий приобретения знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности. К числу этих стадий относятся: мотивация, организация, понимание, контроль и оценка, повторение, обобщение. Седьмая компонента модели — порция учебного материала, подлежащая изучению, с нашей точки зрения, является определяющей для всех остальных.

Структура и содержание учебного материала каждой из дисциплин, в том числе и математики, складывались в процессе исторического развития общества. Первоначально возникшие как отвлеченные от жизненных потребностей человека теории в дальнейшем стали находить свое применение в его практической жизни. Однако научные обоснования этих теорий с течением времени не изменялись и почти полностью переносились в учебные дисциплины, обеспечивающие подготовку специалистов различных профессий. В свою очередь, практическая деятельность человека послужила толчком к развитию старых и возникновению новых научных теорий. Для того чтобы в современных условиях передавать обучаемым все необходимые знания имеется два пути:

• увеличить продолжительность обучения, что явно неприемлемо;

• изменить структуру и содержание учебного материала так, чтобы, с одной стороны обеспечить достаточный уровень теоретической подготовки специалистов, с другой стороны сократить время его усвоения.

Действительно, «строгое» изложение классических разделов курса высшей математики сопряжено с введением большого числа основных и вспомогательных понятий высокого уровня абстракции, доказательство теорем, чаще всего, имеет специальный подход к каждой из них, а семиотическая форма передаваемой информации требует дополнительных усилий в ее усвоении. Все это приводит к большим интеллектуальным и психологическим перегрузкам обучаемых и, как следствие, возникает реальная опасность снижения познавательного интереса, а значит и качества обучения, уже на первом курсе.

М.В. Остроградский отмечал, что глубокие, сухие теории и непонятные определения формулируются, повторяются и пережевываются, давая только тот результат, что их усваивает очень небольшое число учеников [Н2].

Государственными образовательными стандартами для инженерных специальностей высших военно-учебных заведений предусмотрено, что в случае черезмерной громоздкости и логической сложности строгих доказательств, допустимо предлагать курсантам, так называемые, правдоподобные рассуждения, если они превосходят строгое доказательство своей наглядностью и формируют у курсантов правильные интуитивные представления [53−59, 187]. Однако на практике, чаще всего, адаптация теоретической) материала к учебному процессу сводится к его сокращению во времени путем полного исключения рассмотрения доказательств и обоснований. Теоретический курс представляется в виде набора различных формулировок, что тормозит развитие интеллектуальных способностей обучаемых.

Наиболее сложной для восприятия в теоретическом и практическом планах из учебного материала первого года обучения является тема: «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами (ЛДУПК)». Она же является наиболее практически значимой в процессе подготовки специалистов для ВС. Проведенный анализ учебной и научно-педагогической литературы показал, что большинство исследований и публикаций посвящено либо общим вопросам обучения, в том числе и математике, без учета специфики военно-учебных заведений (С.И. Архангельский [5−10], В. В. Буркин [33], К. И. Васильев [35], В. М. Вергасов [38], Т. П. Воронина [41], П. Я. Гальперин [46, 47], М. Г. Гарунов [48], Б. В. Гнеденко [49, 50], А. В. Горшков [52], В. А. Гусев [62], О. В. Долженко [65], В. К. Дьяченко [66], В. И. Завгвязинский [70, 71], А. А. Золотарев [72], Т. А. Ильина [73, 74], И. П. Калошина [79], В. И. Кочан [85], Ю. М. Колягин [89−91], И. Я. Конфедаров [93], В. А. Крутецкий [99], Т. В. Кудрявцев [100 102], С. Г. Манвелов [116], А. В Насыров [126], И. П. Непорожнев [127], Н. Д. Никандров [129], О. П. Околелов [136], В. Т. Петрова [143],.

A.M. Пышкало [151], А. А. Столяр [166, 167], А .Я. Хинчин [185], Д.В. Чер-нилевский [186] и др.), либо методике обучения дифференциальным уравнениям на основе традиционных структуры и содержания учебной информации (Р.Н, Асланов [11], И. И. Баврин [16], Ю. Н. Бибиков [23], К. А. Бохан [27], Я. С. Бугров [31, 32], Н. И. Гаврилов [44], А. П. Картышев [80], Н. М. Матвеев [118], И. С. Пискунов [146], К. К. Пономарев [148], Л. С. Портнягин [149], П. И. Романовский [153], A.M. Самойленко [157],.

B.И. Смирнов [160], Г. П. Толстов [175,176] и др.).

Таким образом, выделяются следующие обстоятельства, которые характеризуют актуальность настоящего исследования:

• соответствие направления исследования одной из основных задач, стоящих перед военным образованием в условиях реформы Вооруженных Сил России — задаче интенсификации обучения курсантов основным математическим методам, необходимым для анализа и моделирования устройств, процессов и явлений;

• выбор наилучших способов решения поставленных задач за счет изменения структуры и содержания учебной информации;

• отсутствие достаточно подробных разработок этого направления в педагогической литературе.

Проблема исследования вытекает из противоречий, присущих современному процессу обучения в военно-учебном заведении, а именно:

• при конкурсном отборе в военно-учебное заведение совокупно учитывается общеобразовательный уровень подготовки абитуриентов, их психофизические показатели, профессиональная пригодность. Поэтому не все из зачисленных обладают высокими математическими способностями и достаточным уровнем базовой подготовки, позволяющими им легко и прочно усвоить материал курса высшей математики, в частности раздел «ЛДУПК». Возникает противоречие между необходимостью выполнения требований, предъявляемых к математическому образованию в военно-учебных заведениях и интеллектуальными, психологическими возможностями обучаемых;

• в процессе развития науки возникают новые технологии, опирающиеся на разделы математики, которые совсем недавно считались абстрактными, а теперь е необходимостью должны быть включены в процесс образования военного инженера. Это приводит к сокращению учебного времени на изучение традиционных разделов. В тоже время, строгие теоретические обоснования, в частности методов решения ЛДУПК, требуют достаточно больших временных затрат, что сокращает учебное время на приобретение навыков их практического применения. Возникает противоречие между необходимостью теоретических обоснований данной темы («ЛДУПК») при заданной сложившимися традициями структуре и содержании учебной информации и возможностью отработки навыков ее практического применения в условиях четких временных ограничений;

• существующие алгоритмы решения ЛДУПК ставят перед обучаемыми задачу выбора нужного алгоритма при решении каждого конкретного уравнения. Возникает противоречие между единством видовой принадлежности рассматриваемых уравнений и необходимостью применения различных алгоритмов их решения.

Объект исследования: процесс обучения ЛДУПК в курсе высшей математики военно-учебного заведения.

Предмет исследования: структура и содержание учебной информации раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» .

Цель исследования: изменение структуры и содержания учебного материала раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» и на их основе разработка более совершенной методики преподавания, в интересах повышения качества подготовки специалистов в военно-учебных заведениях.

Гипотеза исследования: изменив традиционное содержание раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» путем выделения новых теоретических элементов: теорем, следствий из них, определений, алгоритмов, опирающихся на базовые знания обучаемых и приводящих к единому алгоритму решения указанных уравнений, можно существенно сократить учебное время на изучение теоретических положений данного раздела и интенсифицировать процесс приобретения прочных навыков их практического применения, сохранив при этом соответствие уровня получаемых знаний требованиям обучения математике в военно-учебном заведении.

Цель и гипотеза исследования позволили определить его задачи:

• провести анализ понятия «учебная информация», выявить основные требования предъявляемые к нему с целью обеспечения высокого уровня усвояемости изучаемого материала;

• установить основные недостатки традиционной структуры и содержания учебной информации раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» в применении к процессу обучения в военно-учебном заведении;

• разработать математический аппарат раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами», отвечающий требованиям, предъявляемым к математическому образованию специалистов для ВС и обеспечивающий интенсификацию усвоения теоретического материала, а также упрощающий применение полученных знаний на практике;

• разработать методику преподавания указанного раздела на основе упрощенного математического аппарата;

• провести анализ результатов апробации применения на практике разработанной методики преподавания раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами».

Методологической основой диссертации являются философские, методологические, психолого-педагогические и методические теории, на которые опирается данное исследование: системный подход к анализу учебного процесса в вузе (С.И. Архангельский [5−10], И. В. Биочинский [22], А. А. Вербицкий [37], М. Г. Гарунов [48], Б. В. Гнеденко [50], А. В .Горшков [52], И. К. Журавлев [69], В. И. Загвязинский [70], И .Я. Кон-федаров [93], В. Л. Куровский [105], Л. П. Леонтьев [109], Р. А. Низамов [128] и другие) — деятельный подход к учению субъекта обучения (Л.С.Выгодский [43], П. Я. Гальперин [46, 47], И. И. Ильясов [75], Л. А. Левшин [106], М. И. Махмудов [121], З. А. Решетова [152], М. Н. Скаткин [159], Н. Ф. Талызина [170,172] и др.).

Выбор методов исследования определяется характером поставленных задач:

• теоретический анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы по названной теме, а также дидактических материалов;

• изучение и обобщение педагогического опыта военных и гражданских инженерных вузов;

• индивидуальные беседы с курсантами и преподавателями специальных дисциплин;

• наблюдение за результатами учебной деятельности курсантов;

• проведение опытно-экспериментальной работы в условиях военно-учебного заведения, анализ и обобщение ее результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• теоретически обоснована целесообразность изменения структуры и содержания учебного материала раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» в курсе высшей математики военно-учебного заведения;

• разработаны новые элементы содержания учебного материала указанного раздела, приводящие к обобщенному алгоритму решения ЛДУПК, проведено их структурирование и на этой основе создана новая методика преподавания;

• экспериментально исследована разработанная методика преподавания раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» в условиях военно-учебного заведения.

Практическая значимость исследования определяется повышением познавательного интереса курсантов в процессе обучения, глубиной и целостностью получаемых знаний в области решения ЛДУПК и их применении при решении практических задач.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций (опубликовано 11 учебных и учебно-методических пособий, 3 научные статьи и тезисы докладов на трех научных конференциях).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее полно выполнить требования, предъявляемые к математическому образованию в военно-учебных заведениях при изучении раздела «ЛДУПК» можно изменив математический аппарат данного раздела. Эти изменения должны: учитывать реальный уровень базовой подготовки курсантов, их интеллектуальные возможностиособенности обучения в военно-учебных заведенияхне противоречить соответствующей научной информации и обеспечивать возможность достаточно простого перехода к ее основным положениям.

2. Ускорение формирования прочных навыков решения ЛДУПК достигается на основе использования обобщенного алгоритма решения применяемого в независимости от вида правой части уравнения и позволяющего существенно упростить процесс его решения.

3. Методика преподавания раздела «ЛДУПК» на основе предлагаемого математического аппарата позволяет широко использовать положения концепции интенсификации обучения математике, такие как: доступность, опирающаяся на базовые знания обучаемыхнаглядность, реализуемая через содержание и логику построения учебного материалапроблемность, обусловленная возможностью создания ситуаций, стимулирующих поисково-познавательную деятельностьдифференцированность, обеспечиваемая возможностью реализации параллельно-многоуровневого обучения без ущерба задачам профессиональной подготовки.

Структура диссертации определена логикой исследования, постановкой задач и их решением. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по главе 3.

1. Предлагаемый математический аппарат раздела «ЛДУПК» позволяет регулировать объем и содержание составляющих его информационных блоков в зависимости от задач обучения и уровня общематематической подготовки обучаемых, без нарушения логики его построения, что соответствует одному из основных требований, предъявляемых к учебной информации.

2. Преподавание раздела «ЛДУПК» на основе разработанного математического аппарата позволяет широко использовать положение концепции интенсификации обучения математике, реализуемые через принципы обучения такие, как: доступность, наглядность, проблемность и диффе-ренцируемость.

3. Разработанный математический аппарат дает возможность создания на его основе вариантов методики преподавания, в зависимости от задач профессиональной подготовки, способствующих приобретению курсантами прочных навыков решения ЛДУПК и развитию их мыслительных способностей.

4. Анализ результатов апробации применения методики преподавания раздела «ЛДУПК», на основе разработанного математического аппарата, подтвердил эффективность ее использования в условиях военно-учебного заведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое исследование и результаты экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы. В ходе решения поставленных задач получены следующие результаты и выводы:

1. На основании анализа научно-педагогической литературы выявлены основные требования, предъявляемые к понятию «учебная информация» .

2. На основе анализа учебной литературы и опыта преподавания выявлены основные недостатки традиционной структуры и содержания учебной информации раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» в применении к процессу обучения в военно-инженерном вузе.

3. Разработан упрощенный математический аппарат раздела «Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами» свободный от выявленных недостатков и не противоречащий традиционной структуре и содержанию учебной информации.

4. Созданы варианты методики преподавания на основе разработанного упрощенного математического аппарата указанного раздела, соответствующие задачам подготовки военных инженеров и позволяющие применять продуктивные методы обучения с целью формирования субъективно новых знаний у курсантов.

5. Проведена апробация предлагаемой методики, результаты которой на основе разработанных критериев позволяют сделать вывод о том, что её применение значительно повышает уровень усвоения учебной информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Н. Сущность процесса обучения//Сов. Педагогика, 1965, № 1. -с. 37−47.
  2. В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях. -М.: Наука, 1987. 160 с.
  3. Л.Д. Дидактический анализ формирования научных понятий в высшей школе.: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук М., 1993.-159 с.
  4. В.И. Обыкновенные дифференциальные уравнения.: Учебное пособие для мех.-мат. специальностей вузов. М.: Наука, 1971. -239 с.
  5. С.И. Дидактический эксперимент в оценке эффективности учебного процесса//Интенсификация процесса обучения в вузе на основе педагогических новаций и прогрессивных образовательных технологий. Липецк: ЛИГИ, 1994., ч.1. с. 33 — 41.
  6. С.И. Лекции по научной организации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1974. — 382 с.
  8. С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М.: Высш. шк., 1990. — 84 с.
  9. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому материалу. М.: Знание, 1976. — 40 с.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 182 с.
  11. P.M. Методическая система обучения дифференциальным уравнениям в педвузе: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук М., 1. l1997.-390 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  14. Ю.К., Поташник М. М. Об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса//Народное образование, 1987, № 1. с.103−112.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  16. И.И. Высшая математика: Учеб. пособие для студентов хим.-биол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 384 с.
  17. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.-143 с.
  18. М.П. Методические основы развивающего обучения. М.: Высш. школа, 1991.-232 с.
  19. В., Михалькевич В. Интегрированная система многоуровневого высшего технического образования//Высшее образование России, 1996, №. -с. 34−40.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  21. В.М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. -192 с.
  22. Й.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Авто-реф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук М., 1993. — 40 с.
  23. Ю.Н. Курс обыкновенных дифференциальных уравнений: Учебное пособие для ун-тов по спец. математика. М.: Высш. шк., 1991.-302 с.
  24. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения//Вопросы психологии, 1962, № 4. с. 74−82.
  25. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М: АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
  26. B.C. Теоретические аспекты интенсификации учебного процесса в высшей школе//Проблемы интенсификации учебного процесса в вузах. Гомель: ГПСИ, 1985. — с. 29−30.
  27. К.А. Курс математического анализа: Учебное пособие для студентов-заочников физико-математических факультетов педагогических институтов, т.2 М.: Просвещение, 1972. — 439 с.
  28. А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Знание, 1986. — 104 с.
  29. Брушлинский А.В.1 Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  30. П.Г. Создание учебных книг для вузов. М.: МГУ, 1987.61с.
  31. Я.С., Никольский С. М. Дифференциальные уравнения. Кратные интегралы. Ряды. Функции комплексного переменного: Учебник для инженерно-технических специальностей вузов. 3 изд., испр. — М.: Наука, 1989.-464 с.
  32. Я.С., Никольский С. М. Дифференциальное и интегральное исчисление: Учебник для вузов. М.: Наука, 1984. — 432 с.
  33. В.В. Алгоритмические задания в самостоятельной работе студентов в высшей школе.: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук -М., 1978.- 155 с.
  34. В.П. Многоуровневая обучающая программа по физике как средство организации самостоятельной работы студентов в интернациональной группе: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук -Астрахань, 1997. 16 с.
  35. К.И. Основные принципы дидактики высшей школы. -В кн.: Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики/Воронеж, пед. инс-т Воронеж: ВГПИ, 1972, с.34−56.
  36. Вопросы совершенствования преподавания математических дисциплин в вузе: Метод, пособие для преподавателей и студентов/Сверд. пед. ин-т Свердловск: СГПИ, 1975. — 345 с.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  38. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. 2-е изд., доп. и пераб. — Киев: Вища шк., 1985. -176 с.
  39. А.Л. Вводные лекции по математике. Л.: ЛИГИ, 1975. -36 с.
  40. Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведейий /Под ред. A.M. Герасимова, А. А. Деркача, П. П. Крамаренко, Л. Г. Лаптева и др. М: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996.-314 с.
  41. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). -М.: Изд-во «ИНФОРМАТИК», 1995. 220 с.
  42. Л.С. Избранные психологические произведения.1. М: АПН, 1958.-340 с.
  43. JI.C. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  44. Н.И. Методы теории обыкновенных дифференциальных уравнений. М.: Высш. шк., 1962. — 313 с.
  45. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий//Исследование мышления советской психологии. М., 1966. — с.236−277.
  46. П.Я. Управление процессом учения //Новые исследования в пед. науках. М.: АПН РСФСР, 1965, вып. 4. — с.236−277.
  47. П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач//Вопросы психологии. 1980, № 1. — с.31−38.
  48. М.Г., Семушкина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. М.: НИИВО, 1994. — 136 с.
  49. .В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  50. .В. Математическое образование в вузах. Учебно-методическое пособие. М.: Высш. шк., 1981. — 174 с.
  51. А.В. Проблемы и перспективы развития высшего образования (комплексное исследование): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, докт. соц. наук. Ставрополь, 1998. — 33 с.
  52. ГОС ВО. Общие требования//Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М: Московский лицей, 1994, № 6 -11с.
  53. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям «Радиотехника». М: Госкомвуз РФ, 1996. — 29 с.
  54. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям «Ракетостроение». М. Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
  55. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям «Системы автоматического управления летательных аппаратов». М: Госкомвуз РФ, 1996. — 27 с.
  56. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». М: Госкомвуз РФ, 1996. -27 с.
  57. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям «Управление и информатика в технических системах». М: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
  58. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям «Электроника и автоматика». М: Госкомвуз РФ, 1996. — 29 с.
  59. Л.И. Совершенствование процесса обучения математике на основе методических и психолого-дидактических закономерностей: Дисс. на сойск. уч. степ. докт. пед. наук М., 1991. — 420 с.
  60. Л.А. Взаимоотношение мыслительных, зрительных и практических операций при решении задач//Вопросы психологии. 1980, № 2. — с. 132−145.
  61. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней : Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук М., 1990.-364 с.
  62. В.В. Системно-информационные основы управления качеством подготовки специалиста в военном вузе/Педагогическая информатика, 1998, № 3. с. 19−28.
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  64. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990.-191 с.
  65. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика. 1989. — 160 с.
  66. Н.М., Столяревский С. П., Царьков А. Н. и др. Исследование и разработка современных технологий подготовки офицерских кадров в вузах РВСН: Отчет о НИР «Обучение 8» С-9 602Р. — Серпухов, 1998.-122 с.
  67. П.А. Пути интенсификации учебно-воспитательного процесса в педагогическом инстшуте//Сов. Педагогика, 1987, № 9. с. 7783.
  68. И.К., Зорина Л .Я. Дидактическая модель учебного предмета//Новые исследования в педагогических науках. М., 1979, № 1.
  69. В.И. О современной трактовке дидактических принципов//Сов. Педагогика, 1978, № 10. с. 66−72.
  70. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. Учебное пособие. Тюмень: ТГУ, 1978, — 91 с.
  71. А.А. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания дидактических систем. М.: МИИГА, 1988. — 235 с.
  72. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение. 1984. 230 с.
  73. Т.А. Проблемное обучение понятия и содержа-ние//Вестн. высш. шк., 1976, № 2. — с. 39−48.
  74. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986.198с.
  75. Кабанова-Меллер Е. Н. Умственная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  76. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  77. Н.Г., Назарова Т. С. К вопросу о методах обучения //Сов. Педагогика, 1970, № 2. с. 100−105.
  78. И.П., Харичева Г. И. Логические приемы мышления при изучении высшей математики. Воронеж: ВГУ, 1978. — 128 с.
  79. А.П., Рождественский Б. Л. Обыкновенные ДУ и основы вариационного исчисления: Учебное пособие для вузов. М., 1976. -255 с.
  80. В.Н. Историческое и логическое в развитии науки (на материалах математики): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фи-лос. наук. М., 1974. — 24 с.
  81. А.И. Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях//Военная мысль, 1997, № 1. -с. 59−66.
  82. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. -М.: Педагогика, 1978.-208 с.
  83. В.Г. Проблемы инженерного образования в Рос-сии//Высшее образование, 1993, № 2. с. 6−10.
  84. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации учебного процесса в вузе. М.: Высш. шк., 1987. — 128 с.
  85. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. -М.: МО РФ, 1999.-328 с.
  86. О.А., Новикова И. С. Основные требования, предъявляемые к структуре и содержанию учебной информации в процессе профессиональной подготовки. Серпухов: СВИ РВ, 2000. — 5 с.
  87. Т.А. Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности у студентов младших курсов высшей технической школы.: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук М., 1987. — 234 с.
  88. Ю.М. Задачи в обучении математике, 4.1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М: Просвещение, 1977.-с. 110.
  89. Ю.М., Луканкин Г. Л., Мокрушин Е. Л., Оганесян В. А., Пичурин Л. Ф., Санинский В. Я. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин -тов. -М: Просвещение, 1977. с. 356−363.
  90. Ю.М., Луканкин Г. Л., Оганесян В. А., Санинский В. Я. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика.: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин -тов. М: Просвещение, 1975.-462 с.
  91. Н.А., Мединский Е. Н., Шабаев М. Ф. История педагогики. М: Просвещение, 1982. — 442 с.
  92. И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе. М: Высш. школа, 1976. — 111 с.
  93. Л.С. К вопросу о методах обучения//Советская педагогика. -М.Д966, № 9. с. 103−108.
  94. Л.Н., Новикова И. С., Соколова Н. К. Высшая математика: практические задания, ч.1.: Учебно-методическое пособие. Серпухов: СВИ РВ, 1999.- 125 с.
  95. Л.Н., Новикова И. С., Соколова Н. К. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: сборник задач. Серпухов: СВВКИУ, 1992.-80 с.
  96. Л.Ю. Педагогические основы профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук М., 1997. — 24 с.
  97. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  98. Т.В. Курс математического анализа. Учебное пособие для студентов ун-тов и вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988, т.1. — 712 е., т. 2 — 576 с.
  99. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы//Вопросы психологии. М., 1981, № 2.
  100. Т.В. Современная математика и ее преподавание. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. — М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985, — 176 с.
  101. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решения. -М.: Педагогика, 1970. 231 с.
  102. В.Л. Дидактические условия общенаучной подготовки специалистов в техническом вузе: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук М., 1993. — 384 с.
  103. Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980.-96 с.
  104. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 360 с.
  105. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
  106. А.Н. Избранные психологические произведения, т.2. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  107. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Просвещение, 1976. — 64 с.
  108. ИЛ. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. М.: Знание, 1978. — 120 с.
  109. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  110. Лернер И Л. Факторы сложности познавательных задач/Новые исследования в пед. науках. М: АПН СССР, 1970, № 1, с, 86−91.
  111. И .Я., Скаткин М. Н. О методах обучения//Советская педагогика, 1965, № 3, с. 115−127.
  112. С.М. Краткий словарь иностранных слов. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 384 с.
  113. С.Г. Теория и практика современного урока математики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М., 1997. -41 с.
  114. Х.Л., Шеффер Х. Х. Линейные дифференциальные пространства: Пер. с польск. A.M. Зверкина, Г. А. Каменского. М.: Наука, 1970.-456 с.
  115. Н.М. Методы интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений: Учебник для механико-математических факультетов. М.: Высш. шк., 1967. — 564 с.
  116. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  117. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  118. М.И. Проблемного обучение. М.: Педагогика, 1975.- 368 с.
  119. А.А. Основы военной психологии и педагогики. Педагогические основы обучения вычислительной технике. ВА им. JI.A. Говорова, 1987. — 126 с.
  120. В.Г., Маркитан Р. В. Концептуальные основы совершенствования управленческой подготовки офицерских кадров в высшем военно-учебном заведении. М.: РВСН, 1995. — 197 с.
  121. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. -2-е изд., доп. Минск: Вышэйш. школа, 1975. -288 с.
  122. М.В. Формирование целей и содержания военного образования при переходе к системе непрерывной подготовки офицерских кадров в Войсках противовоздушной обороны: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Тверь, 1996. — 24 с.
  123. А.В. Математика и дидактика математики во втузах. -Воронеж: ВГУ, 1973. 223 с.
  124. И.П., Червишенко Л. И., Дьяченко М. М., Карпов В. И. Методические разработки упражнений по математическому анализу. Пермь: ПВВКУ, 1980. — 276 с.
  125. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд. КГУ, 1975. — 302 с.
  126. Н.Д. О соотношении методов и организационых форм в дидактике высшей школы/Вест. высш. школы, 1972, № 11, с. 44−47.
  127. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  128. И.С. Математика: учебно-методическое пособие для абитуриентов. Серпухов: СВВКИУ, 1998. — 176 с. -1 с.
  129. И.С., Сорокин Ю. С. Обобщенная методика решения линейных дифференциальных уравнений//Материалы 15-ой межведомственной НТК ч. П: тезисы докладов. Серпухов: СВВКИУ, 1996.
  130. И.С., Сорокин Ю. С., Коломиец Е. В. Обобщенная методика решения линейных дифференциальных уравнений//Материалы 16-ой межведомственной НТК ч. II: тезисы докладов. Серпухов: СВВКИУ, 1997.-2 с.
  131. И.С., Сорокин Ю. С. Теоретические обоснования раздела ЛДУПК в курсе высшей математики военно-учебного заведения, приводящие к обобщенному алгоритму решения указанных уравнений. -Серпухов: СВИ РВ, 2000. 6 с.
  132. О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук Липецк, 1994. -300 с.
  133. В. Введение в общую дидактику. Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  134. В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  135. Основы вузовской педагогики/Под ред. Н. В. Кузьмина, И. А. Урклин Л.: Изд. ЛГУ, 1972. — 311 с.
  136. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: МГУ, 1986.-304 с.
  137. Основы педагогики высшей школы. М.: Моск. технол. ин-т пищевой пром-ти, 1987. — 123 с.
  138. М.В. Педагогическое наследие. Документы о жизни и деятельности. М: Гос. Изд-во физ.-мат. лит., 1961.-е. 32−52.
  139. В.Т. Научно-методологические основы интенсификации обучения математическим дисциплинам в высших учебных заведениях.: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1998. — 410 с.
  140. Педагогика высшей школ/Под ред. П. И. Гапонова. Воронеж: Изд. ВГУ, 1974. — 178 с.
  141. Педагогика высшей школы. Л.: ЛГПИ, 1974. — 116 с.
  142. Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления для ВТУЗОВ. М.: Наука, 1961, — 746 е., — с. 442−546.
  143. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1959. — 207 с.
  144. К.К. Составление и решение дифференциальных уравнений инженерно-технических задач: Пособие для физ.-мат. факультетов пед. институтов. М.: Учпедгиз, 1962. — 185 с.
  145. Л.С. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Учебник для гос. университетов. М.: Наука, 1965. — 331 с.
  146. Ю.А. Основы теории автоматического управления. -Серпухов, 1999. с. 79.
  147. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. доклада по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук.-М., 1975.-36 с.
  148. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  149. П.И. Общий курс математического анализа (в сжатом изложении). М.: Физматгиз, 1962. — 331 с.
  150. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-596 с.
  151. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1975.-с. 36.
  152. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования//Высшее образование в России, 1994, № 2, с. 30−38.
  153. А.М., Кривошея С. А., Перестюк И. А. Дифференциальные уравнения в примерах и задачах. М.: Выс. шк., 1989. — 382 с.
  154. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 188 с.
  155. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  156. В.И. Курс высшей математики, т.2. 17-е изд., испр. -М.: Гос. изд. физ.-мат. лит., 1961. — 628 с.
  157. В.И. Факторы успешности обучения студентов математике (на материале техн. вуза): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1975. — 17 с.
  158. Современная дидактика: теория и практика/Под науч. ред. И. Лернера, И. Журавлева. М., 1994. — 184 с.
  159. Современные проблемы методики преподавания (Методика кактеория конкретно-предметной педагогики). Л.: ЛГПИ, 1988. — 88 с.
  160. A.M. Логическая структура учебного материала. М: Педагогика, 1974. — 192 с.
  161. В.В. Курс дифференциальных уравнений. 7-е изд., стереотип. — М.: Гос. изд. физ.-мат. лит., 1958. — 468 с.
  162. А.А. Логические проблемы преподавания математики: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1963.-37 с.
  163. А.А. Педагогика математики. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Вышэйш. шк., 1986. — 413 с.
  164. С.П. Проблемы подготовки специалистов в многоуровневой системе образования/Вестник военного образования, 1995, № 3. с. 25−28.
  165. С.П. Состояние проблемы и пути совершенствования системы подготовки офицерских кадров в вузах/Информационный бюллетень Серпуховского ВВКИУ РВ, 1994, № 78. 18 с.
  166. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления/Сов. педагогика, 1967, № 1, с. 2833.
  167. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста/В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при Политехническом музее. М.: Знание, 1986. — 74 с.
  168. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Знание, 1984. — 230 с.
  169. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратовский университет, 1987. — 174 с.
  170. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.-270 с.
  171. Г. П. Элементы математического анализа, т.2 2-е изд., стереотип. — М.: Наука, 1974. — с. 180−230.
  172. Г. П. Курс математического анализа, т.2 2-е изд., стереотип. — М.: Наука, 1957. — с. 214−216.
  173. Л.Ф. Системный подход к вопросам повышения эффективности обучения студентов (на примере обучения высш. математике в техн. вузе): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1977.-22 с.
  174. Л.Ф., Новикова И. С. Высшая математика: практические задания, ч.П.: Учебно-методическое пособие. Серпухов: СВИ РВ, 1999. -98 с.
  175. Философский словарь. ЯТод ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  176. М.В. Обыкновенные дифференциальные уравнения: Учебное пособие. 2-е издание перераб. и доп. — М.: Наука, 1985. — 448 с.
  177. К.В. Техническое образование и социальный про-гресс//Высшее образование, 1993, № 2 с. 10−20.
  178. Н.А. Курс математического анализа. Пособие для пед. вузов, ч.2. М.: Учпедгиз, 1963. — 350 с.
  179. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. СПб.: РГПУ, 1993. — 142 с.
  180. И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1990. — с. 122−294.
  181. А .Я. Основные понятия математики и математические определения в средней школе. М.: Учпедгиз, 1940. — 52 с.
  182. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. -М.: «Экспедитор», 1996. 288 с.
  183. И.Н., Шавошев А. В. Организация требований государственного образовательного стандарта по курсу высшей математи ки/Военное образование, 1997, № 2.
  184. Юнг Д. Как преподавать математику. Пер. с английск. А. Р. Ку лишер. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гос. изд., 1924. — 296 с.
Заполнить форму текущей работой