Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на многоаспектность и обширность работ по культуре общения, методам формирования коммуникативных умений, они основываются, преимущественно, на материалах общеобразовательной и базовой профессиональной школ: формирование коммуникативных умений школьников — Е. И. Пассов, Л. Н. Марковец, В. С. Цетлинвоспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе занятий физической культурой… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з глава
  • Теоретические предпосылки формирования коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения
    • 1. 1. Проблема формирования коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения в теории и практике
    • 1. 2. Дидактическая модель формирования коммуникативных умений у студентов в условиях аудиторного обучения
  • глава.
  • Реализация дидактических условий формирования коммуникативных умений в процессе аудиторного обучения
    • 2. 1. Состав и особенности дидактических условий формирования коммуникативных умений
    • 2. 2. Методика и организация эксперимента
    • 2. 3. Ход и результаты эксперимента

Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими, социокультурными и психолого-педагогическими факторами общественного развития. Прогрессивные информационные и организационно-деятельностные технологии, причастность широкого круга людей к решению проблем в различных областях нашего общества диктуют необходимость реализации коммуникативных возможностей человека.

Проблема формирования коммуникативных умений имеет и более глобальное значение, поскольку человеческая жизнедеятельность немыслима без общения людей друг с другом, и ее качество, результат определяются культурой отношений. Как известно, человек, обладающий в достаточной степени коммуникативными умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, делового и профессионального общения. «Словом можно убить — и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворенность» , — писал великий педагог В. А. Сухомлинский.

Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы освещены в работах видных философов, психологов и педагогов: социальные проблемы общения — Г. М. Андреева, А. П. Буева, Б. Ф. Ломоввопросы восприятия и оценивания людьми друг другаА.А.Бодалев, В. И. Мясищевсвязь нравственного сознания и общения — М. С. Каган, И. С. Кон, М. И. Лисинасоотношение развития личности и ее саморегуляцииА.В.Мудрик, Ю. А. Миславскийпроблемы подготовки преподавателей к педагогическому общению — К. Н. Волков, В. С. Грехнев, В. Г. Казанская, Н. Ю. Посталюк и др.

Общие проблемы культуры общения рассматриваются Л. А. Воловйчем, И. А. Волковой, Е. С. Кузьминым, Г. В. Мухаметзяновой. Культура общения как компонент профессиональной культуры специалиста изучается Н. Б. Крыловойпроблема формирования коммуникативных умений — В. А. Мудриком, А. А. Бодалевым, Х. И. Лийметсом и др.

Имеются различные программы подготовки молодежи к общению, методики формирования культуры общения (Р.К.Бикмухаметов, Н. Д. Шилова и др.), культуры межнационального общения (Г.И.Гусейнов, К. М. Мамедов и др.).

В качестве педагогических средств формирования коммуникативных умений выделяются педагогическое сотрудничество преподавателя и студента на основе взаимного уважения и доверия, а также активные методы обучения.

Несмотря на многоаспектность и обширность работ по культуре общения, методам формирования коммуникативных умений, они основываются, преимущественно, на материалах общеобразовательной и базовой профессиональной школ: формирование коммуникативных умений школьников — Е. И. Пассов, Л. Н. Марковец, В. С. Цетлинвоспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе занятий физической культурой и спортом — Р. К. Бикмухаметоввоспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе праздничной деятельности — Е. В. Пономареваформирование коммуникативных умений учащихся ССУЗ средствами ролевой игры — Л. А. Аухадеева.

Отдавая должное проведенным исследованиям, нельзя не признать, что новая социально-экономическая политика России, в том числе переход к рыночным отношениям, вхождение в мировую экономическую систему, интенсивное развитие международных контактов, создание совместных предприятий, потребовали от высшей школы усиления внимания к подготовке будущих специалистов к коммуникативной деятельности, к овладению культурой делового общения.

Готовность к деловому общению становится сегодня одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста. Выполнение такого социального заказа актуализирует проблему формирования коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения.

Анализ уровня подготовленности выпускников ряда вузов к коммуникативной деятельности позволяет выделить наиболее существенные недостатки в формировании коммуникативных умениях. Прежде всего, это низкий уровень общей коммуникативной культуры, недостаточность проектных знаний ведения деловых встреч, бесед и переговоров, отсутствие умений параллельной реализации активного слушания и мысленного анализа, умений моделировать свою позицию и отношение к ней партнеранеумение устанавливать и поддерживать межличностные деловые контакты и др.

Анализ учебного процесса показывает, что в должной мере не реализуются возможности содержания учебных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для целенаправленного формирования и развития коммуникативных умений будущих специалистов. Не сложился целенаправленный, целостный, поэтапный процесс такой подготовки к коммуникативной деятельности как подсистемы профессионального образования. Эти вопросы не получили должного освещения в психолого-педагогической литературе. Не проведены специальные исследования по определению и обоснованию дидактических условий формирования коммуникативных умений студентов в процессе аудиторного обучения, их состава, особенностей.

Опыт показывает, что формирование и развитие коммуникативных умений не происходит само по себе, а предполагает разработку и реализацию специальной программы в учебном процессе. При этом содержание изучаемого материала и процесс обучения должны отражать закономерности, содержание, структуру и логику процесса формирования и развития коммуникативных умений.

Мировая практика развитых зарубежных стран (США, Англия, Германия, Япония и др.) показывает, что такая подготовка может успешно осуществляться лишь в целенаправленной системе обучения.

Ограничиваясь рамками данного исследования, можно констатировать, что в настоящее время имеет место противоречие между объективной потребностью в подготовке современных специалистов к коммуникативной деятельности, в формировании у них коммуникативных умений и недостаточной разработанностью этой научной проблемы в условиях аудиторного обучения в высшей школе.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы дидактические условия повышения эффективности формирования коммуникативных умений студентов в процессе аудиторного обучения.

Объект исследования — процесс формирования коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения.

Предмет исследования — дидактические условия повышения эффективности формирования коммуникативных умений в процессе аудиторного обучения.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс дидактических условий повышения эффективности формирования коммуникативных умений студентов.

Гипотеза исследования — эффективность формирования коммуникативных умений студентов в процессе аудиторного обучения может повыситься при реализации следующих дидактических условий:

• построение взаимодействия преподавателя и студентов в диалогической форме общения;

•направленность содержания, форм организации, методов и средств обучения на формирование коммуникативных умений студентов с новыми содержанием и структурой, обусловленными новыми личными и общественными потребностями;

• педагогическое управление процессом формирования коммуникативных умений с учетом их содержания, структуры, этапов и логики этого процесса;

•целевая психолого-педагогическая подготовка преподавателей к процессу формирования коммуникативных умений в условиях аудиторного обучения.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и прогнозируемым результатом, определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические предпосылки объективного формирования коммуникативных умений у студентов в условиях аудиторного обучения;

2. Дать сущностные характеристики дидактической модели формирования коммуникативных умений в условиях аудиторного обучения.

3. Определить и обосновать комплекс дидактических условий повышения эффективности формирования коммуникативных умений.

4.Экспериментально проверить дидактические условия повышения эффективности формирования коммуникативных умений у студентов.

Теоретико-методологической базой исследования явились классические и новейшие философские и психологические теории личности, деятельности, общениядиалектическая теория познания, раскрывающая возможность отражения в сознании человека объективной действительностиобщая теория коммуникативной деятельностиновая социально-экономическая политика в области подготовки современных специалистов.

Теоретические исходные позиции базируются на:

• философских и социально-психологических основах общения (Г.М.Андреева, А. А. Бодалев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Я. И. Уманский и др.);

• системном подходе как направлении методологии научного познания социальных процессов (А.Н.Аверьянов, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г.Юдин);

• личностно-деятельностном подходе к организации учебного процесса и формирования в нем коммуникативных умений (Л.П.Буева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

• теории управления (В.Г.Афанасьев, Ю. А. Тихонов, Р.Х.Шакуров).

Такой подход к проблеме формирования коммуникативных умений у студентов в условиях аудиторного обучения предопределил и поиск методов исследования.

Методы эмпирического уровня — изучение опыта, анкетирование, беседы, интервьюирование, изучение результатов деятельности, документации, наблюдение, педагогические измерения и статистическая обработка. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня — обобщения педагогического опыта, опытная работа, эксперимент. В исследовании выявлен ряд эмпирических зависимостей, фиксирующих общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях — зависимость хода и результата формирования коммуникативных умений от коммуникативной обстановки на учебных занятиях (умственной и эмоциональной активности преподавателя и студентов, атмосферы доверия, взаимопонимания), от типа отношений между людьми, складывающихся в общении, от опыта, коммуникативных способностей преподавателя и др.

Методы теоретического уровня — теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения философской, психологической, педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, аналогии, моделирование, системный подход — позволили выявить специфическое для данной проблемы противоречие, построить дидактическую модель формирования коммуникативных умений, обосновать дидактические условия формирования коммуникативных умений студентов в процессе аудиторного обучения.

Методы исследования включали и исторический подход, позволивший выявить преемственность дидактических, психологических идей и определить некоторые тенденции в развитии исследуемой проблемы.

Этапы исследования.

В исследовании условно можно выделить три этапа, основное содержание которых состоит в следующем.

Первый этап {1993;1994гг.) был связан с выбором темы исследования, определением методологических основ и теоретической базы, уточнением цели, задач и основных понятий исследования, выявлением состояния исследуемой проблемы в теории и практике высшей школы. Проведен констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности коммуникативных умений у студентов.

Второй этап (1995;1996 гг.) характеризовался тем, что на основе теоретической базы были выявлены содержание и структура коммуникативных умений, обоснованы дидактические условия повышения эффективности формирования коммуникативных умений, уточнялась гипотеза исследования.

Третий этап (1997;1998 гг.) был посвящен теоретическому осмыслению, обобщению материала исследования, экспериментальной апробации комплекса дидактических условий повышения эффективности формирования коммуникативных умений в процессе аудиторного обучения, литературному и техническому оформлению диссертационной работы и внедрению результатов в практику.

База исследования. Исследование проводилось на базе Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, Казанского ФЧТИ. В эксперименте участвовало 240 студентов, 26 преподавателей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Раскрыты содержание и структура коммуникативных умений как важнейшего социально-профессионального статуса современного социально востребованного специалиста и возможности различных учебных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения в их формировании.

2. Определены и обоснованы дидактические условия повышения эффективности формирования коммуникативных умений в процессе аудиторного обучения:

• построение взаимодействия преподавателя и студентов в диалогической форме общения;

•направленность содержания, форм организации, методов и средств обучения на формирование коммуникативных умений студентов с новым содержанием и новой структурой, обсуловленными новыми личными и общественными потребностями;

•педагогическое управление процессом формирования умений с учетом их содержания, структуры, этапов и логики этого процесса;

•целевая психолого-педагогическая подготовка преподавателей к процессу формирования коммуникативных умений в условиях аудиторного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработаны и успешно внедряются методические рекомендации «Особенности коммуникации в условиях аудиторного обучения», «Формирование коммуникативной мотивации курсантов на занятиях по иностранному языку», «Коммуникативная деятельность преподавателя и студента в условиях аудиторного занятия» в Мордовском государственном университете имени К. П. Огарева, Казанском Танковом Командном высшем военном училищев разработке и внедрении в учебный процесс системы деловых игр, педагогических задач, ситуаций, направленных на формирование коммуникативных умений. Материалы исследования по формированию коммуникативных умений в условиях аудиторных занятий включены в содержание учебных программ и занятий, осуществляемых в вышеназванных учебных заведениях. Использование в учебном процессе указанных разработок позволило повысить уровень развития коммуникативных умений у студентов. Экспериментально апробированный материал может быть использован как в практике учебных заведений, так и при дальнейшем развитии исследуемой темы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Особенности и возможности аудиторного обучения (содержание учебных дисциплин, формы организации, методы и средства обучения) в формировании коммуникативных умений студентов как будущих специалистов.

2. Состав и особенности дидактических условий повышения эффективности формирования коммуникативных умений в процессе аудиторного обучения.

3. Дидактическая модель формирования коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях соискателя в экспериментальных учебных заведениях на научно-методических семинарах, научно-методических конференциях: «Новые подходы к обучению: результаты и перспективы» (Саранск, 1996 г.), «Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов: методы и средства» (Смоленск, 1997 г.), «Повышение эффективности обучения в процессе коммуникативной деятельности в условиях учебных занятий (Казань, 1998 г.). Основные положения исследования используются преподавателями социально-экономических, психолого-педагогических, естественно-научных и специальных дисциплин высших учебных заведений, на базе которых проводилось исследование.

Структура и содержание диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется проблема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, характеризуется его методология, основные этапы, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования коммуникативных умений в условиях аудиторного обучения» проводится анализ основных понятий (общение, коммуникация, культура общения, коммуникативные умения и др.), выделяются их основные характеристики, изучается состояние разработанности проблемы в теории и практике, теоретически обосновываются основные исходные положения исследования.

Во второй главе «Реализация дидактических условий формирования коммуникативных умений студентов в процессе аудиторного обучения» раскрываются выявленные нами дидактические условия, описываются методика, организация и ход эксперимента по проверке эффективности этих условий, результаты исследования.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы исследования.

В приложении к диссертации представлены ". тесты, задания, сценарии ситуаций и игр.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Проведенное исследование подтвердило правильность гипотезы эксперимента: процесс формирования коммуникативных умений может быть эффективным, когда он целенаправленный, специально организованный с учетом логики этого процесса, его специфических этапов, противоречийкогда преднамеренно в педагогический процесс вводится комплекс специальных условий.

Представленная методика формирования коммуникативных умений адекватно отражает дидактическую модель процесса их формирования и обеспечивает непрерывность и преемственность перехода от низких уровней развития данных умений к высшим.

Он предполагает три этапа, отличающиеся своими целями, задачами, ориентаци-онно-актуализирующий, формирующий и контрольно-корректирующий.

В формировании коммуникативных умений студентов каждая учебная дисциплина, каждая форма организации и методы обучения позволяют реализовать самые различные формы коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов, совместную деятельность, устанавливать единые цели, условия и способы работы. В этих условиях не только преподаватель, но и студенты становятся активными субъектами учебного процесса.

Активное коммуникативное воздействие практически снимает вопрос о внешней стимуляции процесса формирования коммуникативных умений.

Уровень развития коммуникативных умений повышается, когда эта задача рассматривается как одна из важных целей коммуникативного взаимодействия преподавателей и студентов.

В условиях экспериментального обучения установлено продвижение каждого студента на новые более высокие уровни развития коммуникативных умений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало проведенное исследование, постановка и разработка проблемы формирования коммуникативных умений в условиях аудиторного обучения правомерна.

Переход к рыночным отношениям, вхождение в мировую экономическую систему, интенсивное развитие международных контактов, создание совместных предприятий потребовали от высшей школы усиления внимания к подготовке будущих специалистов к коммуникативной деятельности, к овладению культурой делового общения. Готовность к деловому общению становится сегодня одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста. Это, безусловно, актуализирует исследуемую-нами проблему.

Различным аспектам общения, коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры, коммуникативных умений посвящено немало работ JI.A., Аухадеевой, А. А. Бодалева, Р. К. Бикмухаметова, Л. А. Воловича, И. А. Волковой, В. Г. Казанской, Н. В. Крыловой, А. В. Мудрика, Ю. А. Миславского, Н. Ю. Посталюк.

Как показал анализ, наиболее слабо разработанной остается проблема формирования умений в условиях аудиторного обучения.

Исследование подтверждает, что процесс формирования коммуникативных умений должен быть целенаправленным, специально организованным, с учетом возможностей содержания учебных дисциплин, форм организации, методов обучения, а также логики процесса формирования коммуникативных умений, его этапов и противоречий.

В нашем исследовании коммуникативные умения не сводятся просто к речевым умениям, как это нередко бывает. Они рассматриваются как определенные качества личности, готовность к осознанному и успешному коммуникативному взаимодействию в процессе профессиональной и социальной деятельности, как важнейший показатель социально-профессионального статуса специалиста.

Такой подход позволил полнее и глубже раскрыть содержание и структуру коммуникативных умений, формируемых в условиях аудиторного обучения, выделить их сущностные, разносторонние, многоплановые характеристики.

Целевая психолого-педагогическая подготовка преподавателей и студентов к коммуникативной деятельности в условиях аудиторного обучения позволила психологически настроить и подготовить преподавателей к применению разработанного комплекса педагогических методов и средств по развитию коммуникативных умений, а студентам дала возможность четко представить пути и способы развития у себя значимых коммуникативных умений, осознанно концентрировать усилия на развитии сильных сторон и преодолении слабых сторон коммуникативной деятельности.

Экспериментально проверена эффективность разработанной системы упражнений и заданий, направленных на поэтапный, управляемый процесс формирования коммуникативных умений. Отбирались задания, задачи, ситуации, игры в зависимости от уровня развития коммуникативных умений обучаемых, с опорой на уровень коммуникабельности, подготовленности к общению, на их склонности, интересы, коммуникативные способности. Подбирались формы организации, методы и приемы побуждения к активной коммуникативной деятельности.

Методика формирования коммуникативных умений базировалась на понимании умений как системы действий, последовательное выполнение которых ведет к усвоению умений. Суть этой методики состояла в том, что студенты включались в разнообразные виды деятельности, предполагающие активную коммуникативную деятельность, в процессе которой отрабатывались необходимые коммуникативные умения. Система таких аудиторных занятий охватывала весь круг предлагаемых для усвоения коммуникативных умений.

Включение деловых игр, анализа конкретных ситуаций, мозговых штурмов, психологических (интеллектуальных) разминок в процесс изучения экспериментальных тем подтвердило их огромные возможности в активизации познавательной и коммуникативной деятельности обучаемых как средства формирования коммуникативных умений.

Наибольший эффект наблюдается тогда, когда эффективные методы обучения, направленные на развитие коммуникативных умений, используются на занятиях по спецдисциплинам, поскольку создаются условия для включения студентов в профессионально направленное общение.

В результате формирующего эксперимента у студентов произошли существенные сдвиги в уровне развития коммуникативных умений, в мотивах овладения коммуникативными умениями.

Результаты эксперимента доказали зависимость процесса формирования коммуникативных умений от развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой и потреб-ностно-мотивационной сфер и личностных качеств: открытости к диалогу, контактности, тактичности, выдержки, доброжелательности, соучастия в поиске ответа на возникающие проблемы, поддержки участника диалога в случае затруднений, уровня подготовленности к коммуникативной деятельности.

Проведенное исследование, естественно, не претендует на решение всего комплекса теоретических и прикладных вопросов проблемы формирования коммуникативных умений в условиях аудиторного обучения. Одни из них лишь обозначены, другие рассматриваются в постановочном плане. Нуждается в дальнейшем изучении влияние развития культуры речи, индивидуально-психологических особенностей на коммуникативное взаимодействие и коммуникативные умения и др. Самостоятельной исследовательской задачей является разработка целостной методики формирования коммуникативных умений.

Все это свидетельствует о необходимости продолжения разработки проблемы формирования коммуникативных умений в условиях аудиторного обучения и координации преподавателей различных учебных дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. -240с.
  2. В.Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во Ленин, ун-та, 1968,339с.
  3. В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера. Казань, 1992. 204с.
  4. В.И. Деловая риторика. Казань: Изд-во ун-та, 1993.-251с.1. j Андреева Г. М. Социальная психология //Учебник для факультета психологии университетов. М.: Изд-во МГУ. 1.980.-415с.
  5. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. -96с.
  6. Л.Г. Педагогический дневник и личность учителя: Пособие для учителя. -М.: Флинт: Наука, — 1998. 88с.
  7. Аухадеева Л. А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры. Дис. канд.пед.наук. Казань, 1994. 228с.
  8. . Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. М. Ю. Бабанский,-М.: Педагогика, 1989.-560с.
  9. В. В. Копань Т.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании интегральной индивидуальности //Вопр. Психол.1995- № 6. С.96−103.
  10. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер, с англ./ Отв ред М. С. Мауковский: послесловие Л. Г. Ионина и М. С Мауковского. М.: Прогресс, 1988. -400с.
  11. Р. Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Нейролингвистическое программирование/Под ред. С.Андреаса. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992, 248с.
  12. Р.К. Воспитание культуры общения в процессе занятий физической культурой и спортом (на примере учащихся ССУЗ). Дис. канд.пед.наук. -Казань, 1992. -213с.
  13. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика. 1990. № 12. -65 -71с.
  14. А.А. Развитие восприятия человека человеком в общении// Хрестоматия возрастной и педагогической психологии.-М.: 1981.
  15. Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучения (теоретическая модель). М., 1991.
  16. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.:Инфра, 1998. -224с.24- Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М. Мысль. 1 978. — 216с.
  17. Ю.Г., Красильников О. Ю. Деловые игры в школе бизнеса. Саратов, Изд-во Саратов. ун-та, 1992. 140с.
  18. Бюллетень «Деловой человек» Как вести переговоры. М.: 1991 .- № 2.-44с.
  19. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.:Высш школа., 1991.-207с.
  20. А.А. Деловая игра как метод активного обучения. Варшава: Совр.Высш.школа, 1982. № 3.-С. 129−141.
  21. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев. Вица школа, 1979.-176с.Л30., 7 30. Вилков В .В. Особенности коммуникации и передачи сообщений в условиях аудиторного обучения //Методические указания. М.:1983. 17с.
  22. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: 1990.
  23. Волков КЛЛсихологи о педагогических проблемах. М.: 1981.
  24. И.А., Митина А. М. Цели обучения в педагогике высшей школы. -М.:НИИВШ, 1986. 48с.-(Обзор инфор./НИИ пробл.высш.школы. Сер. «Содерж., формы и методы обучения в высш. и средн.спец.школе», вып.5).
  25. Воспитателю о личностном общении (Психология общения). НМО «Творческая педагогика»". М.:М.П." Новая школа". 1994. 77с.
  26. Вопросы активности студентов: Сб. статей /Науч.ред.Т.В.Шургакова/. -М.:МГПИ, 1988.
  27. Вопросы психологии личности и деятельности студента // Сб-статей. Иркутск: Б., 1 978.-105с.
  28. Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб.науч.тр. -М.:МГПИ, 1988.-150с.
  29. Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов: Межвуз.сб.науч.тр.-М.:МПЖ, 1988.-150с.
  30. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: 1985 -45с.
  31. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетентности как объект зарубежных методических исследований/ / Иностр. яз в школе. 1985, № 2. -С. 17−24.
  32. Д.С. Умения и навыки: о соотношении этих понятий. -Л.:Педагогика.-1994. -№ 2. С. 15−19.
  33. Граник Г. Т. Психологическая модель процесса формирования умения / Вопросы психологии, 1979, № 3. -С.56−65.
  34. О.С. Предметы формирования мотивов учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985.-151с.
  35. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Выс. школа, 1986. -47с.
  36. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. -М. Просвещение, 1 990., — 1 44с.
  37. С.В. Самовыражение и развитие личности в игре. Дис. канд. пед. наук.-М.: 1991 .-214с.
  38. Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М.1992.
  39. В.В. Проблемы развивающего образования. М.: 1986.49., Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб.работ. М.:Прогресс, 1989.
  40. А.Б. Общение: наука и искусство. Изд-ние 2-е, — М.: Знание, 1980,160с.
  41. .И. Структура и динамика мотивов деятельности: Вопр. психологии. 1984.-№ 4. С. 126−130.
  42. А.И. Психология коллектива: методические проблемы исследования. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. -М.:МГУ, 1984. 207с.
  43. Ю.Л. Активно социально-психологическое обучение. Л.:Изд-во ЛГУ, 1983.-239с.
  44. Н.П. Психология обучения: Пособие для студентов- психологов -Ярославль, 1979. -96с.
  45. Л.И. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М. МГУ, 1995.-271с.
  46. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке,— М.: 1985.
  47. Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Паукова Думка. 1982. — 114с.
  48. М.Н. Формирование организаторских умений будущих инженеров-педагогов средствами педагогической игры. Дисс. докт.пед.наук., Казань. — 1987. -287с.
  49. Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950−1990 гг.). автореф.дисс. докт.пед.наук., Казань.-1993.-41с.
  50. Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб: Рига, Эксперимент, 1997.-69с.
  51. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под редакцией В. В. Петрусинского. М. 1994.-360с.
  52. Ильяева И. А. Культура общения. Опыт философско-методического анализа. Воронеж, 1989, — 168с.
  53. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М.1986.
  54. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981 .
  55. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений.-М.:Политиздат, 1988. 319с.
  56. М.С. Что должно быть в основе // Вест.высш.школы, — 1990. Xa5.-c.1719.
  57. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимся ПТУ в процессе обучения.-М.:Высш.шк. -1990.-127с.
  58. В.Г. Психологические основы урока в среднем ПТУ-М.:Высш.шк., 1987.
  59. К$н-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.-М.: просвещение, 1987.-190с.1. Си
  60. Крн-Калик В. А. Основы проф-пед. общ.-Грозный: Чеч. НИР ун-т, 1979. У
  61. Кон-Калик В. А. Никондров Н.Д. Педагогическое творчество.-М.Педагогика, 1990.-144с.
  62. С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: Дис. канд.психол.наук. Рязань, 1997.
  63. JI.M. Межличностное общение как явление культуры. Дис. канд.пед.наук. -Уфа. 1988,-172с.
  64. А.С. Развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения: Автореф.Дисс.. канд. пед. наук.-М., 1989.-16с.
  65. Кашина Е. Г. Деловая игра как средство обучения профессионально значимым коммуникативным умениям: Автореф. дисс.канд.пед.наук.-М., 1989.-16с.
  66. А.А. Индивидуализация учебной деятельности //Сов.педагогика. -1985. Хе9. С.48−51 .
  67. А.А. Индивидуальная учебная деятельность как педагогическая проблема. Казань Изд-во КГУ, 1982.-224с.
  68. А.А. Индивидуальзация учебной деятельности школьников. Казань: Татар, кн. изд-во, 1980. -207с.
  69. В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения.-В кн.: Проблема общения в психологии, — 1981. С.60−79.
  70. Кондаков Н И. Логический словарь-справочник.-М.:Наука, — 1975 717с.
  71. Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы/Под ред. Е. Л-Пассова. -М. :Просвещение.- 1985.-124с.
  72. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: пособие по спец курсу для высш.пед.учебных заведений. М. Арена, 1 994.-226с.
  73. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубеж. опыта.-М. :Наука, — 1997 .-326с.
  74. Е.А. Введение в психологию труда.-М.:Изд-во МГУ, 1988. -199с.
  75. Ю.Д. Мир деловой игры/опыт обучения хозяйственных руководителей/. М. Экономика, 1989.-175с.
  76. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения,— Л.: 1990.-282с.
  77. Н.В. Формирование культуры будущего специалиста: ме-тод.пособие-М.:Высш.шк., 1990,-142с.
  78. В.В. Методика разработки педагогических игр: Методические ре-комендации-М. .ВНМЦ, 1988 .-26с.
  79. Л.С. Активизация учения -сущность и содержание//Педагогика, 1994.№ 1 .-С.38−44.
  80. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе общения //Вопросы психологии.-1984.-№ 5.
  81. Т.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистических и капиталистических странах. Дис. канд.пед.наук, — Казань, 1988.-160с.
  82. Лабунская В-А. Невербальное поведение.-Ростов: 1 986,-136с.
  83. К.М. Культура педагогического общения.Иркутск:Изд-во КГУ-1985.-104с.
  84. B.C. Содержание образования:Учебное пособие, — М.гВысш.шк., 1989.-360с.
  85. А.А. Педагогическое общение.-М.: Знание, 1979.-75с.
  86. А.Н. Избранные педагогические произведения. -В 2-х т,-М.:Педагогика, 1983.-Т. 1.
  87. А.Н. Принцип коммуникативности сегодня // Иностранный язык в школе.-1986.-№ 2.-С.27−32.
  88. ИЛ. Дидактические основы методов обучения,— М.: Педагогика, 1981 .- 185с.
  89. Р., Разу., Старостин Ю. Обучение менеджеров. Творчески использовать зарубежный опыт //Вестник Московского университета.-Сер.6.Экономика, 1991,-№ 5.-с.53−58.
  90. А.Г. Потребность ведущей деятельности и мотивация формирования новых способов деятельности //Проблемы формирования социогенных потребностей/Под ред.Ш. Н. Чхартишвили и др.-Тбилиси, 1981.-С.318−320.
  91. Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Знание, — 1975.-64с.
  92. Лийметс Х-Й- Как воспитывает процесс обучения?- М.:3нание.-1982.-96с.
  93. М.И. Проблема онтогенеза общения / Науч.исслед.ин-т общей и педагогической психологии. Акад.пед.наук СССР.- М.:Педагогика, 1 986.-144с.
  94. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях аудиторного общения /Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.-М., 1991 .с. 107−127.
  95. .Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психол.журнал. М., Т.2., 1981.
  96. Люшер Макс. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы, — Воронеж ЛПО «Модэк». -1993.-157с.
  97. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.-М., 1990.-192с.
  98. А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя.М. Просвещение, 1993.-1 92с.
  99. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя.-М.:Просвещение.-1983.-96с.
  100. Л.Н. Формирование коммуникативной деятельности у старшеклассников: Автореф-дис. канд .лед .наук.-Киев: 1980.
  101. ЕЛ. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения об-щения.-М., 1986.
  102. Методы эффективного обучения взрослых /Учебно-методическое пособие. -Москва-Берлин: Трансформ, 1998.-123с.
  103. П. Познавательные процессы и способности в обучении.М., 1 990.
  104. Е. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.-М.: Педагогика. -1976.-51 с.
  105. М.В. Философия и методы научного познания. М., 1972,146с.
  106. Г. Н. Профессионализм общения (учителю о коммуникативных умениях). Санкт-Петербург, — 1993 .-56с.
  107. А.В. Общение как фактор воспитания школьников,— М.:Педагогика. 1984.-112с.
  108. Мудрик А. В .Коммуникативная культура личности//Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб.науч.тр./АПН СССР врем. науч,-исслед.коллектив «Школа»,-М.: 1989.-С.56−67.
  109. Мунирова J1.P. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры. Дис. канд.пед.наук. -М, — 1992.-206с.
  110. Мышление: процесс, деятельность, общение. /Под ред. Брушлинского,-М.:Наука, — 1982.-287с.
  111. А .Я. Педагогические инновации и научный по дход//Педаго гика.-1996,-№ 5.-с10−15.
  112. А.Я. Культура общения. Челябинск: «Челябинский дом печати», 1997,155с.
  113. Р.С. Психология. В 3-хтомах.М.: «Просвещение». -1995.
  114. Н.Д., Карминская Л. И. Обучение как специально организованный процесс обучения .- 1987. -50с.
  115. Л.И. Ролевая игра как преодоление барьеров коммуникаций.-М.: 1984.-250с.
  116. Новое педагогические мышление / Под ред.А. В. Петровского.- М.: Педагогика, — 1989.-280с.
  117. Новые методы обучения студентов-экономистов и менеджеров //Материал.научно-методической конференции-Чебоксары: 1997.-53с.
  118. НочевникМ.Н. Человеческое общение.-М.: Политиздат.-1988, — 127с,
  119. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред.Т. М. Андреевой, Я-Яноушека.-М.:Изд-во Моск. ун-та.-1987.-307с.
  120. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб.научн.тр./Редкол.:А. А. Бодалев (отв-ред.) и др.- М.:Изд-во АПН СССР, 1987.-164с.
  121. Общение и развитие психики: Сб.научтр./Под ред.А.А.Бодалева-М.:АПНСССР НИИобщ. и пед.психологии.-1986.
  122. Общение и формирование личности школьников: опыт экспериментального и психологического исследования/Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского.-М.: Педагогика, — 1987.-152с.
  123. В. Введение в общую дидактику.-М.:Высш.шк., 1990, — 382с.
  124. A.M. Управление: искусство общения, — М.:Сов.Россия,-1982.-240с.
  125. Основы педагогического мастерства.-М.: Просвещение, — 1989, — 301с.
  126. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет,-М., 1988.
  127. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.:рус.яз, — 1989.-27с.
  128. Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт.-В кн.: Общая методика обучения иностранным языкам. М.:Рус.яз.-1991 .-С.162−171.
  129. Педагогические проблемы обучения учащихся: Сб.науч.тр./Свердл.пед ин-т,-Свердловск, 1983.-72с.
  130. Педагогическая энциклопедия /Под ред. А. И. Комарова, Ф. Н Петрова и др./-М.: Сов.энциклопедия.Т.1., 1964.-831с-Т.2., 1965.-911с.
  131. Педагогика./Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю. К. М.:Педагогика, 1984,366с.
  132. И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений у будущих учителей. Дисс. канд.пед.наук, — Л.:1984.-20Ос.
  133. Л.А. Компетентность в общении.М.:Изд-во МГУ.-1989.-216с.
  134. Проблема общения в психологии/Под ред. Б.Ф.Ломова-М.:Наука.-1981,280с.
  135. Психология. Словарь, М.:Изд-во полит. лит-ры. 1980.-С.42.
  136. Психологические исследования общения /Сб.ст.АН СССР, Ин-т психологии (Отв.ред Б. Ф. Ломов идр.)-М.:Наука, 1985.-344с.
  137. Е.В. Воспитание культуры общения: Психологические и социальные аспекты деятельности руководителя. -К.: 0-во «Знания» УССР. 1988.-С.75.
  138. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект,-Казань: КГУ.-1989.-204с.
  139. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: Путь к успеху: Уч.пособие.-Казань: КГУ.-1992.-108с.
  140. В.М. Азбука педагогического труда. М.: 1990, — 127с.
  141. Е.И. Учитель как объект психического исследования. И.: 1998.-496с.
  142. .А. Коммуникация как социальное явление. Ростов- на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та.-1984.-143с.
  143. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /Пер.с англ,-М.:Прогресс.Универс, — 1994.-480с.
  144. М. А. Дильман Ф. Психология индивида и группы,— М.: 1988.
  145. Л.М. Самовоспитание личности.-М.: Минск,-1984, — 184с.
  146. И.А. Коммуникативно-эстетические функции культуры.-М-Наука, — 1979.-231с.
  147. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций, практических задач/Под ред. В.И.Матирко/-М.: Высш.шк., 1991.-248с.
  148. Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений. -М.:МГУ, 1992.-148с.
  149. В.Л. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке, — В кн.: Общая методика обучения иностранным язы-кам.-М.:Рус.яз.- 1991.-С. 173−180.
  150. М.Н. Проблемы современной дидактики, — ,:Высш.школа.-1984.-96с.
  151. И .М. Методы активного обучения. М.:Высш.шк., 1991 .-176с.
  152. В.В. Коммуникативные умения, реализуемые в речевом общении // Психолого-педагогические проблемы общения в рофессиональной подготовке учителя /Межвуз. сб. науч. тр.-Гор ький. -1989.
  153. В.В. Культура человеческого общения. М.:Труды исследовательского центра, — 1991.
  154. А.В. Социальные функции общения-В кн.: Актуальные вопросы марксисткой гносеологии и социологии.-М.:Политиздат.-1977.-С.106−121.
  155. Теория речевых актов/ /Новое в зарубежной лингвистике, — М.: 1986.-422с.
  156. Толковый словарь русского языка.Т.4 .М.: Сов. Педагогика, — 1948 .
  157. И.И. Моделирование при изучении квантовой физики в средней школе.-М.: 1988.
  158. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения, — М.:педагогика,-1990.-168с.
  159. Уманский Л И. Психология организаторской деятельности.: Просвещение.1980.
  160. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М.: Наука, — 1989,-192с.
  161. К.Э. Игры животных и игры человека // Вопросы психологии.-1982.-№ 3.-С.26−34.
  162. Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях. В кн.: Методика обучения иностранным языкам. 1991.-С. 187- 192 .
  163. Философский словарь /Под ред. Н. Т. Фролова.-5-е изд. М.:Политиздат,-1987.-540с.
  164. А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М.: Знание, 1981.
  165. А.В. Эвристический подход к обучению. М.: 1998. 186с.
  166. Человеческий фактор в языке. Коммуникация: модальность, дейксис / Под ред.Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина и др./. -М.: Наука, — 1992.-280с.
  167. Н.Л. Основы проектирования интегративного курса «Деловое общение с зарубежным партнером».-Дисс.. канд.пед.наук. Сочи., 1996.-135с.
  168. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание,-1985 .-80с.
  169. Ю.А. Общение:возможность и действительность, — Фрунзе: Илим.-1985.-176с.
  170. Н.Д. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся/Метод, рекомендации/.-Казань: АПН СССР.- 1991 -79с.
  171. Шмидт Райнер. Искусство общения, М. 1992.-72с.
  172. B.C. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам-В кн.: Общая методика обучения иностранным. М.: «Русский язык», — 1991 .-С.38−41 .
  173. ИМ. Психология взаимоотношений. Казань: Татарское книжное изд-во.-1991 .-192с.
  174. К.К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.М.: Политиздат, — 1991−527с.
  175. Butler I. Games and simulation: creatic educational alternative // Tech Treds. -1988. V.33. PP. 20−23/
  176. Johnson D.W. and Johnson R T Social skills for successful group work // Educational Leadership. Y. -4. PP. 29−33.
  177. Slavin R.E. The Cooperative Revolution in Education / The Education Digest. -1988. V.54. 1. PP.22−23.
  178. Teaching Revision: results and Perspectives. The abstracts of the conference. Saransk, 1996. — 76p.
Заполнить форму текущей работой