Формирование ценностных ориентаций студентов в процессе обучения основам архитектуры
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты обсуждались на конференции: «Национально-региональный компонент в школьных программах по ИЗО и черчению» (Магнитогорск, МГПИ, 1998 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Этнохудожест-венная образовательная система в России. Теория и практика» (Магнитогорск, МГПИ, 1998 г.) — на Всероссийской…
ДиссертацияФормирование опыта творческой педагогической деятельности студентов педвуза: На материале учеб. — воспитат. практики
В основу главного средства, обеспечивающего реализацию поставленной цели, положены разработанные авторские интегратив-нотворческие задания, структура которых была построена исходя из компонентного состава ОТПД. Выполнение каждого пункта способствовало формированию определенного вида умений, позволяя студентам последовательно переходить от репродуктивной деятельности к творческой. Они были…
ДиссертацияФормирование читательского кругозора старшеклассников в процессе изучения иностранного языка: На материале английской литературы
Установлено следующее. Читательский кругозор старшеклассника — объем его познаний, интересов и представлений о литературе, позволяющий ему выстроить систему понятий об окружающей его действительности и характеризующий уровень его интеллектуального, психологического и культурного развития. Аутентичный художественный текст расширяет читательский кругозор старшеклассника за счет его подключения…
ДиссертацияФормирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка
Анализ научных исследований и педагогической практики показывает, что формирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка имеет методологические и теоретические предпосылки. К ним относятся: философский, теоретический анализ сущности познания и познавательной активности, особенности предмета «иностранный язык», педагогика «гуманизма», отражающая межчеловеческие…
ДиссертацияФормирование экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности
Экологи считают, что обозначенную проблему можно решить только в случае минимизации техногенного вмешательства человеческого общества в природный мир до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Для этого необходимо, чтобы человечество полностью осознало масштабы и подлинную опасность современных экологических проблем. Преодоление экологического кризиса во многом…
ДиссертацияФормирование профессионального самоопределения дезадаптированных подростков в социально-воспитательной деятельности в многопрофильной гимназии
Образованияв рейтинге ценностей на первом месте семейное благополучие, материальное благополучие и успешная профессиональная деятельность. У 63% дезадаптированных подростков 8,9 классов сформировались первоначальные знания и умения по профессиональному самоопределению, они объективно оценивают свои личностные и психологические особенности с учетом выбора профессии, осознанно подходят к выбору…
ДиссертацияИсточники изучения педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий дореволюционной России
В 1875 г. Педагогический музей вошел в состав музейного комплекса, который получил название «Музей прикладных знаний». Утвержденное Александром II «Положение» этого музея включало в себя концепцию Педагогического музея, которая имела четкую профессиональную направленность. Самостоятельное «Положение о Педагогическом музее» было разработано и утверждено в 1888 г. Оставаясь в составе музейного…
ДиссертацияКультурно-образовательная среда как фактор формирования экологической ответственности современных школьников: на материале Республики Бурятия и шэнэхэнских бурят АРВМ КНР
Исходя из этого, актуальным становится вопрос создания культурно-образовательных центров как институтов (учреждений) образования, которые действительно объединяют в себе различные образовательно-общественно-культурные отношения, вовлекая в них большое количество членов своего социума. Кроме максимальной приближенности таких институтов к реальной культуре, целостного подхода к образованию…
ДиссертацияИспользование исторического опыта российского образования в формировании экономической культуры младших школьников
Методологическую основу исследования составили положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидууме (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Н. А. Бердяев, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, А. Л. Бугаева, В. В. Зеньковский, И. Б. Котова, А. А. Люблинская, Н. Н. Моисеев, В. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов и др.) — о природе и сущности гуманистических…
ДиссертацияМетодологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников
Анализ рассматриваемой проблемы показывает, что формирование экологической культуры современного школьника во многим сдерживается недостаточностью системных исследований в сфере современного биологического образования. В частности, не выявлены тенденции, стратегии развития и цели современного школьного биологического образования, не проведены теоретические исследования его концептуальных идей…
ДиссертацияМетодическая подготовка будущих учителей математики к использованию персонального компьютера как средства обучения
Проектирование содержания педвузовского курса информатики в условиях многоуровневой подготовки учителя информатики на основе модульно-интегративного подхода рассматривается М. М. Абдуразаковым, Э. Й. Кузнецовым, В. Л. Матро-совым [2,763. Ими высказывается мнение, что среди серьезных противоречий., которые предстоит преодолеть современной системе подготовки специалистов, есть противоречие между…
ДиссертацияМодернизация самостоятельной работы студентов учреждений среднего профессионального образования
Установлено, что созданию условий для развития умений и навыков самостоятельной работы студентов способствует специально организованная совместная деятельность педагога-психолога и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования на протяжении всего периода обучения — психолого-педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов. Содержание деятельности…
ДиссертацияПрофессиональная направленность обучения физике в техническом вузе
Одной из основных проблем, которую незамедлительно должен г решать вуз в целях повышения качества подготовки инженеров, является проблема оптимального соотношения общего и специального обучения студентов (45, 51, 71, 74, 80, 114, 115, 117, 125, 139). «Решение этой проблемы, — как отмечают дидакты высшей школы В. М. Загвязинский и Л.й.Грищенко, — связано с определением широты профиля…
ДиссертацияПрофессиональная подготовка студентов к педагогическому маркетингу в условиях вуза
Профессиональная подготовка к педагогическому маркетингу нами рассматривается как часть процесса профессионально-педагогической подготовки, способствующая личностному и социально-экономическому развитию студентов в реализации своих функций. Профессиональная подготовка как интегральное явление позволяет рассмотреть три критерия: профессионально-предметный, мотивационно-ценностный…
ДиссертацияПрофессиональный рост персонала как фактор повышения качества образования в учреждении среднего профессионального образования
В соответствии с этим Э. Роджерс выделяет следующие основные этапы процесса восприятия новшества. Ознакомление человека с новшеством: человек впервые слышит (узнает) о новшестве, но еще не готов к получению дополнительной информации. Второй этап характеризуется как появление интереса: человек проявляет заинтересованность в новшестве и начинает искать дополнительную информацию о нем. Эта…
ДиссертацияПедагогические средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»
Воспитание данного качества личности обусловлено рядом микро и Л макрофакторов, из которых важными на микроуровне являются способность выживания, сбережения, потребность противостоять опасностям и угрозам, знания о причинах и условиях их возникновения и способах борьбы с нимивоспитание у человека, обладающего внутренним богатством и личной культурой, необходимости преобразования адекватно…
ДиссертацияПедагогические условия формирования политической культуры в процессе обучения учащихся средних ПТУ общественным дисциплинам
Специфика содержания учебно-воспитательного процесса в средних профтехучилищах, готовящих молодые рабочие кадры, обусловлена целями данных учебных заведений, которые должны воспроизводить не только производительные силы нашей страны, но и обеспечить молодых рабочих социально-политическим опытом рабочего класса. Оно отличается от других учебных заведений и такими осооенностями, как расширенная…
ДиссертацияПедагогические условия интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в следующем: конкретизированы общетеоретические положения ин-тегративного изучения социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждениивыявлена специфика содержания интегративного обучения в контексте решения задачи эффективного построения образовательного процесса в среднем профессиональном…
ДиссертацияРазвитие теории урока в советской дидактике периода середины 60-х — середины 70-х годов
При всем многообразии и альтернативности исследовательских поисков выявляются общие исходные позиции, предстающие на разных уровнях осмысления в зависимости от ценностной педагогической ориентации исследователя. Это принятие как исходной позиции установок на «социальный заказ», «приведение работы школ в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями…
ДиссертацияПедагогические условия обучения научному стилю речи учащихся-иностранцев на довузовском этапе образования
Русский язык при этом из традиционно лингвистического учебного предмета, вступая в связь с фундаментальными школьными учебными курсами биология, физика, химия), «питаясь» их специфическими и общенаучными понятиями и конструктами, переводится в ранг общедидактического, а значит, общепедагогического феномена — фактора межпредметной интеграции. Обучение учащихся-иностранцев научному стилю речи…
ДиссертацияПрограммно-методические условия интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе: На примере художественно-творческих занятий с младшими школьниками
Опытно-экспериментальная работа по программе показала ее довольно высокую эффективность в развитии. художественно-творческой активности школьников, о чем свидетельствует: инициативность, выраженное желание участвовать в различных видах художественной деятельностимногообразие и качество творческих продуктов (рисунков, элементарных музыкальных сочинений, коротких рассказов, танцев, ролей…
ДиссертацияПедагогические условия реализации программ социализации подростков в детском оздоровительном лагере
Анализ научных исследований по проблеме социализации подростков в детском оздоровительном лагере позволил выявить ряд противоречий между: широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала детского оздоровительного лагеря и недостаточностью научного обоснования современных основ деятельности коллектива лагеря по социализации подростковпотребностью подростков утвердить себя…
ДиссертацияРеализация системно-комплексного подхода в работе по развитию детей раннего возраста с детским церебральным параличом в предметной деятельности в условиях медицинского учреждения
Между тем, вопросы разработки педагогической технологии, включающей в себя систему оценки уровня развития детей раннего возраста с ДЦП и систему индивидуально разработанной коррекционной работы на основе проведённой оценки, не исчерпываются данным исследованием. В качестве перспективного направления исследования может быть создание системы оценки уровня развития детей младенческого возраста…
ДиссертацияПодготовка будущих учителей к проектированию гуманистически ориентированной образовательной среды школы
Готовность является центральным понятием, характеризующим конечную цель педагогического образования. Исходя из существующих представлений о готовности к различным аспектам профессиональной деятельности специалиста, мы посчитали возможным определить структуру готовности учителя к проектированию гуманистически ориентированной образовательной среды школы, в которую были включены компоненты: 1…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические основы развития образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации
Результативность процесса повышения квалификации, выстроенного на организационно-педагогических основах развития образовательной активности педагога, проверена опытно-экспериментальным путем. Разработан инвариант построения процесса обучения педагогов в СПКРО в личностно-ориентированной парадигме. Исследование реально приближено к конкретным ситуациям обучения педагогов в учреждениях СПКРО — при…
ДиссертацияСистемный анализ обновления педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Наиболее сложным оказалось положение педагогов-новаторов в дошкольном образовании. Это объясняется их слабой подготовленностью к системному рассмотрению педагогического процесса и результатов педагогической деятельности, слабой научной и материальной базой и создавшейся в условиях перехода к рыночной экономике ситуации разрушения системы дошкольного образования. С учётом этого обновлению подлежит…
ДиссертацияТехнология профессиональной подготовки специалистов в сфере швейного производства в новых социально-экономических условиях
Экономические реформы, проводимые в России, изменяют соотношение собственности, способствуют социальной мобильности населения. В настоящее время в регионах наблюдается тенденция к росту дефицита в специалистах, способных работать в новых социально-экономических условиях, отвечающих по уровню подготовки новым требованиям, предъявленным специфическими в данных условиях видами деятельности. В то же…
ДиссертацияУчебные модели в процессе формирования музыкального опыта учащихся-подростков
На рубеже ХХ-ХХ1 веков активизировалось теоретическое осмысление процесса моделирования в музыкальном образовании. Интерес в данном контексте представляют учебно-методические и научные работы педагога-музыканта А. И. Исенко, посвященные исследованию музыкального моделирования в фортепианном обучении. Изучение моделирования как метода научного познания, анализ эволюции вспомогательных средств…
ДиссертацияФормирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания
В своей работе мы попытались приблизиться к решению проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения путем реализации концепции физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья ученика. Предлагаемая концепция — результат многолетних наблюдений, педагогического опыта, теоретического исследования и практической апробации инновационных технологий оздоровительной направленности…
ДиссертацияУсловия развития педагогической рефлексии учителя музыки в процессе повышения квалификации
Практическая реализация спецкурса осуществлялась в рамках блочно-модульного обучения, что нашло отражение в формах его организации, основанных на следующих принципах. Принцип свободы выбора содержания обучения: предоставление максимально возможной свободы выбора культурного содержания в каждый момент времени. Принцип открытости: отсутствие однозначных дисциплинарных (предметных), возрастных…
Диссертация