Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание нравственных личностных качеств у учащихся в образовательном процессе школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании найдено подтверждение тому, что взаимодействие учителя с учащимися — это необходимые условие, форма и функция, присущие процессу педагогической деятельности. Взаимодействие получает развитие в нравственно формирующее общение при поддержании позитивной, гуманистической атмосферы на урокесоздании атмосферы уважения, в которой принято уважать мнение другого человека, его потребности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологичие овы витания нравенных личнных качв у учащи
    • 1. 1. Фило-педагогичая
  • литература о духовно-нравенном развитии и витании человека
    • 1. 2. Развитие идей нравенного витания учащи в педагогичих ледованиях
    • 1. 3. Классно-урочный образовательный процесс как фактор и средство витания нравенных личнных качв у учащи
  • Глава 2. Нравенно формирующие потенциалы уроков в образовательном проце школы
    • 2. 1. Витывающие потенциалы нравенных проявлений в образовательном проце урока
    • 2. 2. Предметное взаимодевие учителей и учащи в образовательном проце урока
    • 2. 3. Нравственно формирующие потенциалы уроков в экспериментальных
  • Глава 3. Витание нравенных личнных качв у учащи в образовательном проце на уроках
    • 3. 1. Формирующее эериментальное ледование витания нравенных личнных качв у учащи в образовательном проце мовой школы
    • 3. 2. Витание нравенных личнных качв у учащи в эериментальных клах
    • 3. 3. Профессионализм учителя как условие развития предметного взаимодевия в нравенно формирующее общение

Воспитание нравственных личностных качеств у учащихся в образовательном процессе школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современная отечественная общеобразовательная школа оказалась в условиях необходимости активного противостояния массовой культуре, овладевающей с помощью средств массовой информации сознанием молодёжи, учащихся, формируя потребительское отношение к жизни. Вместе с тем, никакой другой социальный институт не обладает столь колоссальными потенциалами нравственного воздействия на личность, как школа. Абсолютным целевым ориентиром в теории и практике российского образования XX века являлось всестороннее и гармоническое развитие личности каждого школьника. Российское образование начала нового (XXI) века находится в состоянии целевой неопределённости. Современный школьник оказался в положении свободного потребителя образовательных услуг.

Анализ педагогической научной литературы последнего десятилетия свидетельствуют о том, что проблема воспитания учащихся в образовательном процессе урока практически не исследуется. Опросы выпускников указывают на то, что многие из них не находят в школе полноценного приложения своим силам и способностям, указывают на потребность обсуждения — с учителями проблем жизненного и профессионального самоопределения, приобщения к духовно-нравственным ценностям, воспитания характера, различных аспектов жизни школьного коллектива.

В современном российском обществе, в среде учителей, родителей и учащихся прослеживается тенденция положительного восприятия воспитательной функции школы. Формирование нравственных качеств личности неизменно выступает главной задачей процесса социализации вступающего в жизнь человека. Это особенно остро чувствуют учащиеся старших классов, готовящиеся вступить во взрослую жизнь.

В целях скорейшего удовлетворения школой воспитательных потребностей общественности, родителей и учащихся важно активизировать системообразующее звено образовательного процесса. Таковым звеном выступает урок. Для достижения воспитательного результата безусловными требованиями к образовательному процессу являются систематичность, повторяемость, максимальная продолжительность влияний, воздействий формирующей среды. Данные функции в системе школьного образования в полной мере обеспечиваются исключительно уроком.

Процесс обучения на уроках — это одновременно и воспитательный процесс. Овладевая знаниями, учащиеся не остаются безразличными к происходящему на уроках. Каждый урок — это процесс упражнения в нравственности. Овладевая знаниями, учащиеся находятся в постоянном переживании своих успехов и неудач. Их достижения связаны с отношением к ним родителей, учителей, окружающих. От этого зависит личный статус ученика в среде одноклассников. Образовательный процесс на уроках — это всегда организованный процесс, в котором происходит активизация нравственных проявлений учащихся.

С позиций актуализации потребности нравственного воспитания учащихся на уроках была избрана тема диссертационного исследования: «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ».

Цель диссертационного исследования: Исследовать объективные и субъективные потенциалы нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе урока в современной школе.

Объект исследования: Образовательный процесс в средней школе.

Предмет исследования: Воспитание нравственных личностных качеств у учащихся на уроках.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогическую, психологическую, культурологическую, философскую научную литературу по проблеме воспитания нравственных личностных качеств у учащихся в классно-урочном образовательном процессе школы.

2. Исследовать возможности образовательного процесса урока в воспитании нравственных личностных качеств у учащихся.

3. Выявить нравственно формирующие объективные и субъективные потенциалы преобразующего взаимодействия и нравственно ценного общения субъектов урока.

4. Экспериментально обосновать теоретическое положение о нравственно формирующих потенциалах процесса развития педагогического взаимодействия в нравственно ценное общение субъектов образовательного процесса;

5. Исследовать успешность воспитания нравственных личностных качеств у учащихся при условии построения образовательного процесса на уроках на нравственных основаниях российской национальной культуры.

Гипотеза исследования: воспитание нравственных личностных качеств у учащихся в учебной деятельности на уроке осуществляется в процессе и результате педагогически организованного развития познавательного взаимодействия субъектов образовательного процесса в нравственно ценное общение субъектов урокаосновным условием развития предметного взаимодействия в нравственно ценное формирующее общение выступают адекватные нравственно ценные побуждения учащихся к участию в учебном познании при активизации учителем собственных личностных потенциалов, действий и убеждений, обогащающих формирующие потенциалы урока, как фактора воспитания.

Положения, выносимые на защиту.

1. Взаимодействие субъектов урока, объективно присущее практике образовательного процесса в школе, при условии его развития в качество формирующего общения на таких нравственных основаниях российской национальной культуры как: отзывчивостьскромностьбескорыстиеколлективизмоткрытостьвеликодушиесовестливостьмилосердие, сопереживаниесправедливостьмиролюбиезаботливостьдобротачеловечностьдружелюбиедостоинствоблагодарностьвежливостьправдивость, выступает фактором и средством воспитания нравственных личностных качеств у учащихся.

2. Урок — это доминирующая по эффективности форма воспитания в школьном образовательном процессе, которая характеризуется целенаправленностью, систематичностью, продолжительностью, сравнительной непрерывностью поведенческих нравственных упражнений учащихся, что происходит на основе развития предметного познавательного взаимодействия в нравственно ценное общение.

3. Нравственное содержание процесса познавательного взаимодействия проявляется через предметные действия субъектов урока, поскольку любое предметное действие на уроке — это одновременно поступки, составляющие поведение, прямое или опосредованное нравственное взаимодействие субъектов урока.

4. Преобразующее предметное познавательное взаимодействие в силу возникающих и устанавливающихся отношений между субъектами образовательного процесса на уроке развивается в особую деятельность общения. В этом случае предметные взаимные действия в свою очередь получают развитие в качестве носителей нравственных ценностей и факторов формирования нравственных личностных качеств человека российской национальной культуры.

5. Носителями нравственно формирующих потенциалов образовательного процесса урока, на котором происходит развитие предметного познавательного взаимодействия субъектов образовательного процесса в нравственно ценное формирующее общение, на основаниях российской национальной культуры, являются:

— предметные действия и взаимодействия субъектов урока, одновременно являющиеся, выступающие поступками, в которых происходит «присвоение» учащимися их нравственного содержания;

— личная профессионально-педагогическая культура и убеждения учителя, обнаруживающие себя на уроках;

— высокопрофессиональная педагогическая деятельность учителя на уроке, влекущая за собой развитие взаимных предметных действий в образовательном процессе на уроке в качество взаимных нравственно ценных поступков субъектов процесса, адекватных ценностям российской национальной культуры;

— групповые формы работы, влекущие возникновение отношений ответственной зависимости и формирование коллективистических качеств у учащихся.

Методологической основой выступают деятельностный и культурологический подходы, представленные в исследованиях: теории деятельности личности в философском, психологическом и педагогическом аспектах (Б. Г. Ананьев, A.A. Бодалев, JI. С. Выготский, И.А. ДжидарьянМ.С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. ЭльконинВ.Б. Ежеленко);

— интеграции воспитания в контекст родной культуры в идеях отечественных философов, писателей, культурологов, литературоведов о своеобразии русской духовной культуры (H.A. Бердяев, A.C. Запесоцкий, И. А. Ильин, A.A. Корольков, Д. С. Лихачев, Ю. В. Лотман, М. Пришвин, H.H. Скатов, B.C. Соловьев, A.C. Хомяков);

— идеи народности образования в опыте российской педагогической и философской мысли XIX — XX вв. (И.А. Ильин, П. Ф. Каптерев, И. В. Киреевский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, A.C. Хомяков, и др.);

— а также методология предметного и нравственного единства классно-урочного образовательного процесса (Л.А. Абрамова, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, В. Б. Ежеленко, Т. Е. Конникова, В.А.

Сухомлинский, Н.Е. Щуркова) и методология воспитывающего обучения В. Б. Ежеленко.

Теоретические основы исследования:

— психолого — педагогические исследования проблемы субъективных отношений личности (JI.A. Абрамова, В. В. Горшкова, М. А. Вейт, Г. П. Выжлецов, JI.C. Выготский, A.C. Макаренко, В. Н. Мясищев, И. Ф. Харламов, H. Е. Щуркова, и др.). труды отечественных педагогов по проблеме воспитания нравственности (Ш.А. Амонашвили, М. А. Вейт, В. А. Караковский, В. Г. Маранцман, К. И. Монич, P.M. Рогова, В. А. Сухомлинский и др.).

— результаты педагогических исследований по проблемам нравственного воспитания учащихся (Т.К. Ахаян, З. И. Васильева, Е. Ю. Васильева, Л. И. Валиева, М. М. Дружинина, М. Г. Казакина, И. А. Колесникова, Т. Е. Конникова, В. В. Котов, O.A. Лепнева, Л. М. Лузина, В. Ф. Мартынова, Г. Б. Полякова, К. Д. Радина, Н. Ф. Радионова, A.C. Роботова, C.B. Седов, В. А. Синицкая, А. П. Тряпицына, Н. Е. Щуркова и др.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2008 год на базе средних общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и включало несколько взаимосвязанных этапов:

— на первом этапе (2004;2006 гг.) изучалась психолого-педагогическая, культурологическая, философская научная литература по проблеме исследования, выявлялись теоретические основы проблемы и особенности ее решения в педагогической практике. Итоги первого этапа позволили сделать вывод об актуальности изучаемой проблемы, сформулировать тему диссертационного исследования, определить его объект, предмет, цели и задачи.

— на втором этапе (2006;2007 гг.) проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалась программа формирующего эксперимента, параметры оценки изучаемых качеств личности, экспериментально обосновывалась целесообразность педагогического усиления взаимодействия субъектов урока для повышения эффективности воспитания нравственных качеств у учащихся;

— на третьем этапе эксперимента (2007;2008 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление, обобщение и оформление полученных результатов экспериментальной работы.

Методы научного исследования: теоретический анализ источниковэмпирические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы, наблюдение, анализ результатов деятельности, система диагностических методик) — диагностический и формирующий эксперимент, сравнительный анализ полученных данных, математические и графические методы обработки результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позицийиспользованием комплекса методов изучения, отвечающих задачам исследования образовательного процесса на урокахадекватностью применяемых методик в исследовании развития предметного взаимодействия в нравственно ценное формирующее общениеобоснованной логикой проведения эксперимента по формированию нравственных качеств личности учащихся, соответствующих проблеме, объекту, предмету и задачам исследованияэкспериментальной проверкой основных теоретических положенийпозитивными результатами опытной работы. Научная новизна исследования состоит в том, что:

— исследование проведено на основе новой предметно-функциональной классификации видов деятельности в педагогическом процессе;

— впервые воспитание нравственных личностных качеств учащихся рассмотрено и исследовано как динамичный, развивающийся феномен в диапазоне: предметное взаимодействие в образовательном процессе на уроке.

— нравственно ценное формирующее общение субъектов образовательного процессаи.

— раскрыты характерные особенности развития и перехода предметного педагогического взаимодействия в его высшую форму — нравственно преобразующее педагогическое общение;

— доказано, что в нравственно преобразующем педагогическом общении как высшем уровне предметного взаимодействия в образовательном процессе на уроке объектно-субъектная нравственная позиция ученика получает развитие в качество оптимального формирующего фактора и средства воспитания нравственных качеств личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— уточнены понятия «предметное познавательное взаимодействие субъектов» в образовательном процессе уроков и «нравственно формирующее, преобразующее педагогическое общение», с позиций их сущностного единства и ценностного, уровневого различия нравственно формирующих потенциалов;

— обоснована формирующая сущность преобразующего педагогического взаимодействия, развивающегося в нравственно ценное общение субъектов образовательного процесса урока;

— установлено, что целевая направленность педагогической деятельности на развитие преобразующего взаимодействия в нравственно ценное общение субъектов урока ведёт к закономерному возрастанию качества реальной практики нравственного воспитания учащихся на уроках.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования являются основанием для разработки методических рекомендаций для учителей практиков по нравственному воспитанию учащихся в классно-урочном образовательном процессе.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на ежегодных Герценовских чтениях в филиале РГПУ им. А. И. Герцена (г. Волхов, 2006) — на международной научно-практической конференции по проблеме диалога культур (г. Санкт-Петербург, 2006) — на научных конференциях молодых исследователей-педагогов (г. Санкт-Петербург, 2004, 2005) — на семинарах методических объединений средних общеобразовательных школ, принявших участие в эксперименте.

Исследование проведено на базе одиннадцати средних общеобразовательных школ, двух гимназий, одного лицея в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области: г. Волхов, г. Сясьстрой, д. Старая Ладога. Основную выборку составили ученики трех старших классов: 9Б класса средней общеобразовательной школы № 6 г. Волхова Ленинградской области, 10А класса гимназии № 272 Адмиралтейского района и 11Б класса школы № 269 Кировского района г. Санкт-Петербурга. Общее число участников эксперимента 687 человек.

Структура и объем работы: диссертация соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Библиографический список включает 216 источников. Основной текст иллюстрирован 25 таблицами, 10 диаграммами. Текст диссертации изложен на 187 страницах. Из них основной текст составляет 167 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1) При сопоставлении представленных в главе результатов диагностического исследования и формирующего эксперимента по воспитанию нравственных личностных качеств у учащихся массовой средней школы стало возможным проследить динамику и зависимость качества нравственных проявлений, связанных с развитием взаимодействия, объективно присущего практике классно-урочного образовательного процесса в качество общения субъектов урока. Об этом свидетельствовал рост частоты нравственных проявлений по всем показателям и в особенности таких взаимообусловленных нравственно формирующих проявлений, как доброжелательность и отзывчивость участников образовательного процессапроявление взаимопомощи, поддержкипроявление искренности, открытостипроявление чувства ответственностипроявление честности, выполнение обещаний.

2) Развитие познавательного взаимодействия участников классно-урочного образовательного процесса в общение, в свою очередь, обнаружило рост проявлений предметной познавательной направленности: интерес к участию в работе на уроке, к предметупроявление желания высказываться, размышлять вслухпроявление желания сотрудничать с учителем в процессе познанияпроявление доверия к учителю.

3) Результаты формирующего эксперимента по воспитанию нравственных личностных качеств у учащихся проведенного на базе массовой средней школы подтверждаются результатами, полученными в ходе формирующего эксперимента, проведенного в экспериментальных классах.

4) Была установлена прямая зависимость в возрастании нравственно ценных проявлений во взаимодействии учащихся с учителем от качества взаимодействия, общения учителя с учащимися.

5) Тенденция повышения качества нравственных проявлений в познавательной деятельности учащихся и в их взаимодействии и общении с учителем в практике образовательного процесса школы свидетельствует о начале и протекании процесса воспитания нравственных личностных качеств у учащихся.

6) Результаты формирующего эксперимента по воспитанию нравственных личностных качеств у учащихся позволяют подтвердить предположение о том, что в процессе и результате педагогически организованного нравственного взаимодействия субъектов образовательного процесса на уроке, его развития в качество познавательного общения, на мотивационной основе нравственно ценных побуждений к участию в учебном познании осуществляется и возрастает воспитание нравственных личностных качеств учащихся в учебной деятельности на уроке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ современных педагогических исследований показал, что воспитание нравственных личностных качеств у учащихся в практике образовательного процесса школы остается актуальным, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Большинство психолого-педагогических исследований по данной проблеме ориентировано на разные аспекты нравственного воспитания на возрастные, на социальные, на внешкольные и т. п. В то же время, вопрос изучения воспитательного потенциала практики классно-урочного образовательного процесса остается недостаточно изученным и требует к себе неизменного внимания.

В ходе исследования и анализа философско-педагогической литературы было установлено, что воспитание нравственных личностных качеств учащихся может быть успешным при условии построения образовательного процесса на уроках на нравственных основаниях российской национальной культуры.

Было подтверждено, что при методологически верном понимании единства обучения и воспитания в учебной деятельности на уроках эффективно реализуются такие нравственные качества личности как чувство человеческого достоинствавеликодушие по отношению к другим людямдоброжелательность и отзывчивостьвзаимопомощьтовариществосопереживание, сочувствие, единениезаботливое отношение к учащимся и другим людямчувство ответственностисправедливостьчестностьсовестливостьблагодарностьбескорыстиеискренность, открытостьбесконфликтность, скромность.

В нашем исследовании было подтверждено, что функция воспитания всегда присутствует в потенциале любого урока, как фактор и может быть использована как педагогическое средство нравственного воспитания учащихсячто учебная деятельность, является центральным структурным звеном в образовательном процессе и всецело определяет процесс нравственного становления личности. Сопровождающее данный процесс становление отношений между учителем и учащимися обеспечивает необходимое нравственное развитие личности ученика.

Воспитательное содержание, воспитательная функция реализуются через предметные действия и взаимодействия ученика, которые всегда являются носителями нравственного содержания деятельности, взаимодействия и общения. Исследование доказало, что воспитание на уроке должно пониматься не рядом с обучением, а внутри обучения.

Экспериментальное исследование подтвердило, что урок — это место продолжительных умственных и нравственных упражнений на основе деятельности учебного познания. Исследованием продемонстрирована неформальная, сущностная, предметная связь обучения и воспитания. Доказано, что учитель должен стать убежденным носителем нравственных ценностей, так как лишь в этом случае он может быть их убедительным выразителем. Воспитывая нравственные личностные качества у учащихся, учитель должен своим поведением, своими отношениями к самому себе, к окружающим его людям и явлениям действительности должен подтверждать их статус. Важна его личная и профессиональная педагогическая культура. Учитель должен быть готов к диалогу, к пониманию, к сотворчеству на уроке. Лишь при этом условии в качество эффективных средств нравственного воспитания получают развитие такие факторы образовательного процесса урока, как нравственный личностный потенциал учителяученический класс и отдельные ученики, со своими уже сложившимися нравственными потенциаламиформы и содержание педагогической деятельностиформы и содержание учебного познания на урокахпедагогические средства, используемые учителем в процессе реализации учебной деятельности на уроке.

Исследованием экспериментально подтверждено единство предметного взаимодействия и нравственных поступков в деятельности. Каждое действие и предметное взаимодействие, каждого из субъектов урока одновременно является и поступком, в совершении которого формируется личность. Каждое действие-поступок направлено не только вовне, но и «внутрь» личности учащегося. В предметном взаимодействии учащийся получает знания, а в предметных поступках, направленных на учителя и на одноклассников происходит нравственное формирование личности. Источниками формирующих функций и факторами формирования нравственных качеств личности учащихся могут выступать все компоненты структуры образовательного процесса. Компоненты структуры образовательного процесса урока могут получить развитие в качество педагогических средств нравственного воспитания на уроках благодаря качественному преобразованию познавательного взаимодействия субъектов этого процесса в деятельность познавательного общения. Возможности образовательного процесса в воспитании нравственных личностных качеств учащихся возрастают в результате педагогически правильно организованного познавательного взаимодействия и нравственно ценного общения субъектов учебной и педагогической деятельности на уроке.

В исследовании найдено подтверждение тому, что взаимодействие учителя с учащимися — это необходимые условие, форма и функция, присущие процессу педагогической деятельности. Взаимодействие получает развитие в нравственно формирующее общение при поддержании позитивной, гуманистической атмосферы на урокесоздании атмосферы уважения, в которой принято уважать мнение другого человека, его потребности, его возможности, его способностипри обеспечении качественной организации образовательного процессапри условии включения каждого учащегося в учебную деятельностьстимуляции образовательной и нравственной мотивации учащихсяпри обеспечении эффективности предметных действий учащихся в течение урокастремлении к осознанию учащимися практической и нравственной ценности познаваемого материаладемонстрации заинтересованности в успешном развитии каждого ученикадемонстрации чувства ответственности учителя за свою работу (что вызывает ответную заинтересованность учащихся в учебном процессе, предмете, учителе) — при условии развития эмоциональной сферы учеников, рефлексииформировании адекватной самооценки старшеклассниковвыполнении совместной работы по достижению единой цели (учителя и учащихся, учащихся друг с другом) — формировании доверительных, открытых, равноправных и ответственных взаимоотношений между учителем и учащимисявзаимодействие получает развитие в нравственно формирующее общение при установлении доброжелательных личных взаимоотношений между учителем и учащимися.

В результате проведённого исследования было подтверждено, что классно-урочный образовательный процесс обладает богатым воспитательным потенциалом и при верном методологическом и методическом решении способен стать действенным средством воспитания нравственных личностных качеств у учащихся на уроках. Установлена закономерность, что чем выше качество предметного взаимодействия учителя с учащимися и чем больше оно преобразуется в качество нравственно ценного общения субъектов урока, тем выше качество нравственных проявлений учащихся в деятельности учебного познания и во взаимодействии учащихся с учителем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.A. Нравственные отношения между участниками педагогического процесса: лекции и практические занятия. Чебоксары, 1997.
  2. А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. СПб., 2004.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
  4. .Г. Избранные психологические труды / Под. ред. Бодалева A.A., Ломова Б. Ф. АПН СССР М., 1980.
  5. Х.М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей (на материале школ Таджикистана). Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, М., 1995, 18 с.
  6. Э. Уходит друг // День поэзии. М., 1969.
  7. В.П., Гусаров В. И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. Самара, 2000, с.
  8. Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, Белгород, 1999.
  9. H.A. К вопросу о русских ценностях // Путь России: ценности и святыни. Приложение к альманаху «Вече», СПб Нижний Новгород, 1995, С. 41−46.
  10. Н. А. Судьба России. М. 1990.
  11. Н. А. Философия свободного духа. М. 1994.
  12. .И. Русский характер в аспекте рефлексивного осмысления // Рефлексивные процессы и управление № 1, том 3, 2003. С.28−39.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  14. Е.Б. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. № 4, 1995. — С. 29−36.
  15. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук, Ростов-на-Дону, 1979.
  16. М.Г. Культурологические основы гуманитарного образования в средней школе. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб., 2002. Вып. 3. — С. 98−99.
  17. М.К. Использование народных традиций в воспитании дружбы и товарищества у младших школьников (На материале узбекских народных сказок). Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, Ташкент, 1994, 17 с.
  18. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психодиагностике СПб.: Питер, 2001. — 528 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  19. Е.П. Формирование гуманистических качеств личности младших школьников в учебной деятельности. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1991, 16 с.
  20. В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике A.C. Макаренко. // Воспитание школьников № 7, 2005, С. 52−59.
  21. З.И. На пути к обновлению теории и методики нравственного воспитания учащихся (60−70е годы XX века): педагогическое исследование. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2002. — 184 с.
  22. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук, Л., 1973.
  23. З.И., Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 399 с.
  24. А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.
  25. М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы. Автореферат дисс. на соискание ученой степени докт. пед. наук. М., 1987, 31 с.
  26. М.А., Соколова Л. П. Воспитание школьников в духе гуманистической морали / Учебное пособие. Ярославль, 1987, с.
  27. В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М., 1997.
  28. JT.C. Педология подростка // Соч. собр.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  29. Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
  30. B.C. Поэзия и проза. М., 1989.
  31. В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания в советской педагогике (1945−1985 гг). Кишинев: «Штинца», 1990.- 170 с.
  32. Гаврил овец К. В. Теория и методика воспитания гуманного отношения к людям у школьников. Автореферат дисс. на соискание ученой степени докт. пед. наук. Минск, 1989.
  33. К.В. Теория и методика воспитания гуманного отношения к людям у школьников. Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук, Минск, 1989.
  34. К.С. Геополитика. М., 1997.
  35. Р. Колесо жизни. М., 1987.
  36. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа- Пресс», 1995.-448 с.
  37. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: педагогика, 1989. — 160 с.
  38. A.B. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности. Челябинск, 1999.
  39. В.В. Философская сущность теории воспитания (ненаучные размышления о вечных, «проклятых» «вопросах жизни») // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб., 2001.
  40. А.Н. Становление гуманистической направленности личности студента педагогического колледжа. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, Петрозаводск, 2004.
  41. Гуманизация образования Императив XXI века. Выпуск 1. Набережные Челны, 1996 г. — 224 с.
  42. Гуманизация образования Императив XXI века. Выпуск 2. Материалы межрегиональной конференции 27−29 февраля 1996 г., г. Набережные Челны., 1996 г. — 160 с.
  43. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы XX в. Россия): Педагогическое исследование. — СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003. -336 с.
  44. В.И. Пословицы русского народа. М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, Изд-во ННН. 2000. — 616 е.: илл.
  45. Л. Как составить характеристику школьника // Воспитание школьников. 2005. № 8. — С. 19−21.
  46. П.С. Формирование гуманистических отношений подростков в группе продленного дня. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, М., 1987, 17 с.
  47. Х.А. Межличностные отношения подростков и их зависимость от социального окружения. Майкоп: изд-во МГТИ, 2000. -38 с.
  48. Диагностика и совершенствование форм и методов воспитания учащихся. Межвузовский сб. науч. тр. Красноярск: КГПИ, 1986. — 166 с.
  49. Диалог культур-2006: Болонский процесс, язык, культура, бизнес: Материалы V международной научно-практической конференции (16−17 марта 2006 г.). Под науч. ред. А. Ю. Чукурова. СПб.: Астерион, 2006. 270 с.
  50. Драгу нова Т. В. Общение с товарищами как особая форма жизни подростков. в кн.: Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. -М., 1967.
  51. М.М. Становление опыта отношений современного подростка в учебно-познавательной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук, СПб., 2002.
  52. В.Б. Классификационный анализ видов деятельности в педагогическом процессе. Новая педагогика: Пособие к лекционному курсу. СПб.: Изд-во «Неатор», 2003. — 100 с.
  53. В.Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика: теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 466 с.
  54. В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 246 с.
  55. В.Б. Педагогическая практика воспитывающего обучения в школе. Новая педагогика: Методическое пособие для студентов высших учебных педагогических заведений. СПб.: Изд-во «Нестор», 2004. -92 с.
  56. Заметки о русском. Из истории отечественной мысли. Издательство Красноярского университета. 1994, Красноярск. — 168 с.
  57. A.C. Образование: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003. — 456 с.
  58. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-384 с.
  59. И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962.
  60. Т.И. Современные направления развития образования // Культурологические исследования «03. Сборник научных трудов. СПб., 2003.
  61. Интервью Патриарха Алексия в газете „Труд“ от 3 ноября 2005 г. Интернет ресурс: www.pravoslavie.ru/cgi-bin/news.cgi?item=2r051103144055
  62. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С. Ф. Егоров. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр „Академия“, 2002. — 400 с.
  63. К. Касьянова. О русском национальном характере. М., 1994.
  64. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 3.
  65. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — 704 с.
  66. П.Ф. Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа. 1877. № 6−7. С. 16.
  67. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914.
  68. П.Ф. Что есть педагогика? // Труды 2-го Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. Пг., б/г. С. 35.
  69. И.В. Записки о направлении и методах первоначального образования народа и России // Критика и эстетика. М., 1979. С. 392.
  70. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. — 226 с.
  71. А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьника. JL, 1961.
  72. В.В. „Жизнь происходит от слова.“. СПб., 1999.
  73. .К. Основные положения христианского воспитания. / Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы). Коллективная монография в двух книгах. Книга первая. / Под общей редакцией профессора И. А. Зимней. М.:
  74. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -337 с.
  75. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника. Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук (в 3 томах). JL, 1970.
  76. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994.
  77. A.A. Духовный смысл русской культуры. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. -739 с. Серия „Герценовская антология“.
  78. В.В. Организация коллективных отношений в процессе учебной деятельности в старших классах средней школы. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук, Л., 1969.
  79. A.B. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в России: история и современность Киров. 2003 — 39 с.
  80. C.B. Нравственное воспитание учащихся-подростков в современных условиях общеобразовательной школы. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. СПб., 2003.
  81. Краткая философская энциклопедия. М., „Прогресс -Энциклопедия“, 1994. — 576 с.
  82. Краткий философский словарь / Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. -М.: Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2004. 480 с.
  83. B.T., Слободчиков В. И., Школяр JI.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания. // Изв. Рос. акад. образования. 2001. — № 4. — С.4−46.
  84. B.C. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр „МарТ“, 2002. — 320 с. (Серия „Педагогическое образование“.)
  85. Л.М. Онтологическая концепция воспитания: традиции и перспективы // Письма в Emissia. Offline: электронный научно-педагогический журнал. Гос.рег.# 320 100 088, Art 830, Май 2001.
  86. А.Ф. Классификация личностей. Пг., 1923.
  87. Н.Т. Воспитание гуманности у подростков на прогрессивных традициях народной педагогики. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1988, — 17 с.
  88. Д.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М.: Издательство „Планета 2000“, 2002, 24 с.
  89. A.A. Деятельность и общение // Вопросы философии. № 1, 1979. С. 121−132.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1978.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. М., 1981.
  92. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  93. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. 1946. С. 3−40.
  94. .Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2000. 523 с.
  95. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1977. С. 64−92.
  96. .Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981., С. 3−24.
  97. В.Н., Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. Т. 8. М. 1972.
  98. В.Н. О третьем свойстве Церкви // В. Н. Лосский. По образу и подобию Божию. М. 1997.
  99. Ю.В. Воспитание души. СПб, „Искусство СПб“, 2003 -624 с.
  100. A.C. Сочинения в семи томах. Том пятый. Изд-во АПН, М., 1958,-558 с.
  101. Маленкова Л. И. Воспитание в современной. Книга для учителя-воспитателя. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом „Ноосфера“, 1999. 300 с.
  102. В.Ф. Взаимосвязь деятельности гуманизации отношений в детских творческих коллективах. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук, СПб, РГПУ, 1994.
  103. Этнонациональные аспекты модернизации образования» (Санкт-Петербург, 18−21 марта 2003 г.) / Под. науч. ред. И. Л. Набока. СПб —: Астерион, 2003. -720 е., С. 62−65.
  104. Г. Г. Нравственные отношения: сущность, специфика, противоречия, особенности развития. -М., 1997.
  105. Методы педагогических исследований/ Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979.-256 е., ил.
  106. К.И. Воспитание гуманизма у школьников. Минск, 1973.
  107. A.B. Психология влияния СПб: Издательство «Питер», 2000. — 512 е.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  108. А. Здание без вывески // Учит. газ. 2000 № 24, С. 8.
  109. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  110. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека В кн.: Психологическая наука в СССР, т. II. М., 1960.
  111. В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды. Москва-Воронеж, 1998 -318 с.
  112. Н. Россию спасает лишь инерция добра // Аргументы и Факты. № 3, 2006, С. 3.
  113. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
  114. Г. К. Формирование ориентации старших подростков на труд как нравственную ценность. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук, Л., 1985.
  115. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV XVII вв.) / Сост., вступ. статьи и коммент. Н. В. Ревякиной, О. Ф. Кудрявцева. — М.: Изд-во УРАО, 1999.-400 с.
  116. Образование в условиях формирования нового типа культуры: Материалы круглого стола. 24 января, 17 февраля 2003 года. СПб.': СПбГУП, 2003. — 132 е., 4 с. Ил. (Дискуссионный клуб Университета- Вып. 5.)
  117. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 2. — 256 с.
  118. Общечеловеческое и национальное в педагогической теории П. Ф. Каптерева. Баранникова Н. Б. // Образование и общество. № 6, 2004.
  119. Т.Н. Россия: мировоззрение, ценности, творчество // Путь России: ценности и святыни. Приложение к альманаху «Вече», СПб -Нижний Новгород, 1995.
  120. Опыт липецкой школы: забыть или переосмыслить заново? // Раковский М., Гузенко И. // Интернет-ресурс: http://lib.tgc.ru/?html/period/NO-01 -04/24.htm
  121. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. -М., 1993.
  122. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории / Сост. Л.Н. Алексашкина- Под. ред. А. Ф. Киселева. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 96 с.
  123. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост. JI.H. Боголюбов- Под. ред. А. Ф. Киселева. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001. -96 с.
  124. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Материалы 9-й научно-практ. конф. Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск, 2003.- 322 с.
  125. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1988. — 640 с.
  126. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  127. Педагогика: Учебное пособие для студ. высших пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия». 2002. — 576 с.
  128. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  129. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528с.: ил.
  130. Н.В. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, Ростов-на-Дону, 2003.
  131. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, М., 1999.
  132. O.A. Формирование ответственного отношения подростков к учебной деятельности на уроке. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук, Л., 1985.
  133. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
  134. Г. Б. Нравственная культура в аксиологическом пространстве современной школы. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. СПб., 2005.
  135. H.H. Этнокультурная самоидентификация старшеклассников в образовательном процессе/ Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук. СПб., 2006.
  136. Г. В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Петрозаводск, 1996.
  137. Преамбула к Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.03.2000 № 45-ФЗ.
  138. М.М. Дорога к другу. Дневники. Л., 1982.
  139. Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика. М., 2001.
  140. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАН», 1999. — 544 с.
  141. Психология развивающейся личности. Под ред. A.B. Петровского. М., 1987.
  142. A.C. Соч. в 3 т. Т. 1. М., 1985.
  143. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Л., 1989, 84 с.
  144. Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
  145. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
  146. С.JI. Основы общей психологии. М. Д946. — 440 с.
  147. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  148. В.В. Построение теоретической схемы анализа деятельности общения // Вопросы психологии. № 1, 1980. С. 39−46.
  149. Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании // Педагогика. № 3, 2003, С. 42.
  150. В. А. Педагогические возможности диалога в образовательном процессе. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук, СПб, 2002. 23 с.
  151. В. А. Педагогические возможности диалога в образовательном процессе. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук, СПб, 2002.
  152. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика 2002, № 3, С. 11- 17.
  153. И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998, № 7. С. 14−20.
  154. К. Дружба настоящая не старится // Путешествие в страну поэзия. К. 2, Л., 1988.
  155. В.А. Формирование коллективных отношений в учебной деятельности школьников подростков. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук, Л., 1969.
  156. Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993.
  157. Слово о русской школе. Горячев B.C. Интернет-ресурс: http://www.rd.rusk.ru/98/rd9/index.htm
  158. В. Что делает урок воспитывающим // Воспитание школьников, 2003, № 7, С. 28−33.
  159. B.C. Оправдание добра. Соч. в 2 т. Т. 1, 1988.
  160. JI.B. Не в бровь, а в глаз. Пословицы и поговорки Псковской и Ленинградской области. Бабушкины байки. СЦДБ. Гатчина, 2001.- 125 с.
  161. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989. 163 с.
  162. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  163. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003.-475 с.
  164. П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 2002, 25 с.
  165. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры М., 1997.
  166. Т.А. Мониторинг качества образования школьников // Педагогика. № 7, 2003, С. 63−65.180.. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1969, с.
  167. В.А. Воспитание личности в советской школе. Киев: Радяньска школа, 1965.
  168. В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967.
  169. С.И. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Белгород, 2003, 23 с.
  170. Л.Н. О народном образовании // Педагогические сочинения. М., 1989. С. 68.
  171. Г. М. Гуманистический характер нравственного воспитания младших подростков в общественно полезной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. JI., 1981.
  172. В. Культура Духовность — Патриотизм. «Парус- М», 2003, Челябинск. — 227 с.
  173. К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. В 2-х т. Т.1. М., 1974. С. 120.
  174. К.Д. Собр. соч.: в 11 т. T. VIII. М., 1951.
  175. Г. Н. Воспитание: традиции и современность // Педагогика, № 7, 2003.
  176. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Л. Ф. Ильичев. -М.: Советская Энциклопедия, 1983, С. 130
  177. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Ильичева Л. Ф. -М., Советск. энциклопедия, 1983.
  178. Формирование гуманистических взаимоотношений младших школьников. Методические рекомендации, собранные Лобановой H.H. Л., 1984,-30 с.
  179. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М., 1985.
  180. А. Прежде всего активное отношение к собственной личности // Воспитание школьников, 2003, № 3, С. 2−4.
  181. И.В. К проблеме изучения русских ценностей и святынь // Путь России: ценности и святыни. Приложение к альманаху «Вече», СПб — Нижний Новгород, 1995, С. 75.
  182. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990 — 576 с.
  183. И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. № 3, 2003.
  184. A.C. Об общественном воспитании в России // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 502.
  185. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. М., 1981.-528 с.
  186. А.Н. Воспитание личности школьника. Казань: Матбугат Йорты, 2000 — 221 с.
  187. Г. В. О необходимости и-возможностях приобщения детей к русской народной культуре // Отечественная философия детства. Тезисы докладов и сообщений VIII международной конференции «Ребенок в современном мире». СПБ., 2001
  188. A.C., Захаревич Е. В. Живой опыт воспитания личности учителя в духе идей К.Д. Ушинского. В 2-х частях. Часть I. 2-е изд., дополненное СПб, НОУ ДО «Гармония», 2002- 72 е.: ил.
  189. Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей (лекция). -М., 1969.
  190. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.- 104 с.
  191. М.И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно-нравственных качеств личности подростка. Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук. Л., 1986.
  192. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  193. В. Европа и душа Востока // ОНС. 1993. № 4.
  194. Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
  195. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
  196. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  197. Этика: Учебник / Под общей редакцией A.A. Гусейнова и Е. Л. Дубко. М.: Гардарики, 1999. — 496 с.
  198. В. Поговорим об ответственности. Для учащихся V-VI классов // Воспитание школьников, 2003, № 4, С.24−25.
  199. Количество учащихся, принявших участие в анкетировании, посвящённом определению значимости для них нравственныхличностных качеств.
  200. Школы Ленинградской области классы Количество учащихся
  201. Староладожская средняя школа 9а 1711 9
  202. Сясьстройская средняя школа № 2 9а 2696 69 В 2210 2011 16
  203. Волховская средняя школа № 1 10а 21 106 24
  204. Волховская средняя школа № 3 11 18
  205. Волховская средняя школа № 6 9а 2696 20 116 711а 17
  206. Волховская средняя школа № 8 9а 2510а 2611а 21
  207. Волховская городская гимназия 96 2410 1711 20
  208. Общее количество анкет 382
  209. Количество учащихся, принявших участие в анкетировании в школах Санкт-Петербурга.
  210. Школы г. СПб № 47 № 50 № 55 № 77 № 82 № 269, Кировский р-н
  211. Класс 11а 10а 116 9а 9 В 9а 106 11а 9а 96 10а 106 11
  212. Кол-во учащихся 22 18 26 24 19 13 28 20 19 16 15 20 14
  213. Анкета диагностики значимости нравственных качеств личностидля учащихся.1. Дорогие друзья!
  214. Анкета диагностики значимости нравственных качеств личности дляучителей.1. Уважаемые коллеги!
  215. Расскажите, пожалуйста, о себе:1. Школа.1. Город.1. Стаж работы в школе.
  216. Дата заполнения././2007 г. 1. Спасибо за участие!
Заполнить форму текущей работой