Формирование профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения
См.: Бобкова E.H. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Дис. канд. пед. наук. — Кострома, 2004; Григорьев А. Н. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военных вузов: Дис. канд. пед. наук. — М., 1990; Левченко Е. В. Социальная ответственность и ее анализ как общественной категории: Дис. канд. филос. наук. — Харьков, 1976…
ДиссертацияФормирование пространственно-образного мышления студентов средствами архитектуры в высших учебных заведениях: Региональный аспект
Исходным основанием исследования высшего образования на всех его этапах явилось представление о природе образовательно-воспитательной деятельности в условиях формирования пространственно-образного мышления средствами архитектуры. Методическая образовательно-воспитательная программа предусматривает также работу со студентами по трем направлениям. Первое — реализация мер помощи студентам, которые…
ДиссертацияАктивизация формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности
Экспериментально зафиксированы результаты реализации технологии формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности. Были проанализированы и оценены приобретенные студентами знания и представления об информационном этапе развития общества, общие понятия об информационной культуре специалиста. В ходе экспериментальной работы осуществлен отбор материала…
ДиссертацияФормирование коммуникативной культуры личности студентов в условиях высшего дополнительного лингвистического образования
На основе выделенных критериев и уровневых показателей нами был проведен анализ эффективности процесса формирования коммуникативной культуры личности будущего специалиста в контрольной группе Экономического факультета и экспериментальной группе Переводческого факультета. Сравнительный анализ результатов констатирующего, промежуточного и итогового срезов развития компонентов коммуникативной…
ДиссертацияФормирование у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию: на примере естественнонаучных дисциплин
Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к рациональному природопользованию включает в себя три этапа. В ходе мотивационно — информационного этапа происходит осознание рационального природопользования как ценности, принятие данной ценности на уровне понимания, («принятия умом»). На оценочном этапе происходит принятие ценности «рациональное природопользование» на уровне…
ДиссертацияФормирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
Теоретико-методологической основой являются исследования, посвященные: методологии педагогики и методике исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.) — общей и профессиональной педагогике (В.П. Беспалько, В. И. Загвязинский, А. В. Коржуев, Е. Ю. Никитина, В. А. Попков и др.), системному подходу (В.Г.Афанасьев, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров и др…
ДиссертацияФормирование новых понятий у учащихся начальной школы средствами диалоговой технологии
В частности, изучение работ, отражающих идею диалогизации педагогического процесса в школе, показывает, что существуют противоречия: между современной направленностью учебно-воспитательного процесса в начальной школе (гуманизация, личностная ориентация, дифференциация, индивидуализация и др.) и традиционными технологиями обучениямежду развивающим образовательным пространством (окружающей…
ДиссертацияДидактические условия развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения
Разрабатывая теоретические аспекты, мы опирались: на философские исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых рассмотрены идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Д.М. Гви-шиани, М. С. Каган, В. Д. Могилевский, Э. Г. Юдин и др.) — на положения об активной сущности человеческой деятельности (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, М. Е. Дуранов, В. И…
ДиссертацияФормирование профессиональной готовности специалиста социальной работы к деятельности по защите детства
В исследовании проблемы социальной защиты детей важной представляется система взглядов, сложившаяся в психологической науке (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и д.р.). Ученые в ряде своих трудов подчеркивали в связи с этим необходимость рассмотрения проблемы психического развития детей в контексте конкретной исторической природы детства…
ДиссертацияФормирование профессиональной готовности студентов педагогического колледжа к реализации содержания образования на уровне учебного предмета «информатика»
Ясно также и то, что учитель начальных классов без соответствующей технологической подготовки не сможет качественно организовать процесс обучения (особенно в аспекте пропедевтики основных понятий информатики), реализовывать мировоззренческую направленность учебного предмета «информатика». Однако с подготовкой педагогов для начальной школы, обладающих должным уровнем профессиональной…
ДиссертацияИнтроспекция как метод инициации смыслообразования в учебном процессе
Новому этапу развития образования, когда его ценность культивируется государством на уровне национально-приоритетного проекта, необходимо обучение, ориентированное на мотивационно-смысловое развитие учащихся, а для этого необходимо вывести методы обучения на уровень инициирующих смыслообразование, максимально приблизив знания к реальной жизни, к принятию решений в реальных ситуациях. Достаточно…
ДиссертацияИспользование игровых заданий и элементов драматизации в практическом курсе русского языка как иностранного: на материале включённого обучения студентов из Финляндии
Интерес к увеличению эффективности обучения существовал в методике всегда, однако собственно интенсивные методы появились только в конце 60-х годов на основе суггестопедического метода Г. К. Лозанова. Разработка этих методов связана с именами A.A. Акишиной, Г. А. Китайгородской, И. Ю. Шехтера, Л. Ш. Гегечкори и других специалистов. Поскольку не всегда и не во всех организациях была возможность…
ДиссертацияИнформационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга как условие успешности развития учащихся: На материалах Центра образования — учебно-воспитательного комплекса г. Нижний Тагил
Для развития школьников, помимо учебных программ в учебный план школы введены развивающие программы. В школе работают 17 кружков, редакция молодежной газеты, телестудия, медицинский блок для поддержания здоровья. Весь блок развивающих программ направлен на весь контингент учащихся школы, что дает реальную возможность развития каждого ребенка и освоения им учебных программ. Эта специфика…
ДиссертацияИнновационный компонент подготовки специалистов в средних профессиональных образовательных учреждениях: На материале Старооскольского геологоразведочного техникума
В рамках модели в геологоразведочном техникуме широко внедряются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения занятий. К традиционным формам занятий относятся лекции, семинарские занятия и практические. К нетрадиционным нестандартным учебным занятиям относятся такие, которые производятся на основе новых технологий, отличающиеся творческим подходом, своеобразием замысла, организации…
ДиссертацияИспользование средств информатизации образования как фактор интеграции методов обучения иностранным языкам
Апробация и внедрение. Материалы диссертации докладывались на: Межвузовской научно-практической конференции «Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков в неязыковых вузах» (Москва, 2008), Международной конференции «Язык как инструмент понимания и непонимания: Русско-американские лингвистические и культурные сопоставления» (Москва, 2008), Гуманитарных чтениях Российского…
ДиссертацияЛогопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы
Чтение в начальной школе выступает универсальным учебным действием, а в основной и старшей школе становится инструментом самообучения, важнейшим источником личностного развития, средством познания мира и себя в этом мире1. Деятельностный подход к обучению (И.А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Дьюи и др.) дает возможность получить представление о сформированности чтения как…
ДиссертацияМетодическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования
Содержание диссертации не исчерпывает в полной мере решение проблемы вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования. Возможные направления дальнейшего исследования могут быть связаны с развитием концертно-исполнительской стороны профессиональной подготовки молодых специалистов, обучением студентов разнообразным методам вокальной работы…
ДиссертацияСоциально-педагогические условия повышения качества вузовского педагогического образования: на примере подготовки социальных педагогов
В исследовании социально-педагогические условия, способствующие повышению качества вузовской подготовки студентов — будущих социальных педагогов, подразделены на три группы: общие, специальные и инструментальные. При этом под качественным образованием понимается соответствие его результатов поставленным целям и задачампод педагогическим мастерством — лучший образец педагогического трудапод…
ДиссертацияПроблемы преемственности дошкольного и начального образования и воспитания в современных условиях: На материале школ-пансионов г. Москвы
Проведенное нами исследование подтверждает, что воспитателями современных дошкольных образовательных учреждений накоплен определенный опыт формирования компонентов учебной деятельности у старших дошкольников. Систематическое обучение на занятиях требует от детей умения слушать педагога, выполнять его задания. Формирование подобных умений происходит в ходе правильно организованных занятий…
ДиссертацияРазвитие педагогического образования в Саратовской губернии в XIX — начале XX веков
Источниковая база диссертационного исследования включает: а) материалы Областного государственного учреждения «Государственный архив Саратовской области» (ОГУ ГАСО), Вольского филиала ГАСО, содержащие документы ведомства просвещения (отчеты, циркуляры, официальные письма, уведомления, распоряжения, уставы учебных заведений, учебные программы и объяснительные записки), протоколы заседаний…
ДиссертацияПрофессиональная подготовка преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности: В системе повышения квалификации
Анализ современной научной литературы и педагогической практики позволяет сделать вывод о том, что современный учитель сегодня находится в условиях «информационного бума», в центре огромного потока информации, вследствие чего перед ним встает проблема ориентации и отбора информации, пересмотра своей профессиональной «Я-концепции», прежних форм и методов работы. Одной из важнейшей проблем…
ДиссертацияОбобщение знаний по отраслевому и районному разделам в процессе изучения курса экономической географии СССР
Одной из важнейших педагогических задач является совершенствование содержания и поиски методов и средств, направленных на развитие познавательной самостоятельности школьников, способствующих качественному усвоению учащимися материалистической сущности и диалектики изучаемых явлений. В современных условиях интенсификации экономики сцэаны, бурного развития научно-технической мысли, резкого…
ДиссертацияПедагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре
Апробация результатов исследования в практику осуществлялась через публикации и выступления на межвузовских и международных научно практических конференциях в г. Волгограде (1997;2000 гг.), г. Смоленске (1999 г.) — на ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России и собраниях Южного отделения РАО (1999;2001 гг.), методологических семинарах памяти профессора B.C. Ильина (1999;2001 гг…
ДиссертацияРеализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России
Учтена теория и практика становления правового образования в историческом контексте в России и за рубежом с опорой на взаимодействие педагогики и юриспруденции при организации учебно-воспитательной работы общеобразовательных учреждений, что позволит на основе преемственности сохранить накопленный позитивный опыт правовоспитательной деятельности, а также выявить педагогически результативные модели…
ДиссертацияПодготовка будущих специалистов к проектированию сервисных технологий в средних специальных учебных заведениях
Логика процесса подготовки будущих специалистов к проектированию сервисных технологий определяется четырьмя уровнями исследуемой готовности: адаптивный (отсутствует инициатива, стремление к творчеству, импровизации, низкий уровень самостоятельности), репродуктивный (владеют предметными знаниями и умениями на репродуктивном уровне, способны к реализации тех своих личностных качеств, которые ярко…
ДиссертацияПодготовка курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации изложены, обсуждены и получили одобрение на межвузовских научно-практических конференциях: «Современные научно-технические проблемы совершенствования и направления развития вооружений ПВО» (Ярославль, ЯЗРИ, 1999) — «Актуальные проблемы развития экономической теории, ее преподавания и совершенствования методологической…
ДиссертацияОбучение учащихся химии на основе модульной системы: На примере темы «Основные классы неорганических соединений»
Процесс усвоения есть также процесс управления, в котором имеются управляющая и управляемая стороны: учитель и ученик. Однако при модульном обучении деятельность обучаемого как управляемой стороны в большей мере представляет собой самоуправление, являющееся нижестоящим звеном в иерархии управления. В модульном обучении педагог делегирует часть своих управленческих функций модульному пособию…
ДиссертацияСистема дидактических идей в наследии Г.И. Щукиной
Г. И. Щукина представила целостную систему взаимосвязанных идей, обогативших теорию и практику обучения: идея педагогической ценности и системных условий развития познавательного интересаидея деятельности учителя и учащихся в учебном процессе как совместной, взаимосвязанной, реализующей внешние и внутренние ресурсы обучения. Связующим звеном между ними стала идея активизации познавательной…
ДиссертацияПреемственность педагогического процесса школы и вуза как средство формирования креативности старшеклассников и студентов
Методологические основы исследования. Преемственность формирования креативности рассматривалась в пространстве гуманистического, системного и деятельностного подходов. Общеметодологической детерминацией предлагаемых решений являются особенности феномена креативностифилософское основание выбора подходов к исследованию, сущность которого — идея И. Пригожина: «Будущее является неопределеннымэто…
ДиссертацияТехнология профессиональной подготовки специалиста в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности
Повышение качества подготовки специалиста в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может вестись традиционными методами, поскольку очерченное поле методологических проблем преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», представляющее, «классическую модель» обучения, которая подразумевает передачу определенного количества знаний, опыта и готовит специалистов, неспособных…
Диссертация