Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность процесса формирования ценностных ориентаций учащихся средствами музыкального искусства во многом определяется наличием ценностной позиции учителя музыки, а также содержанием ценностей, положенных в основу профессиональной деятельности учителя музыки и являющихся внутренним регулятором этой деятельности. Использование учителем музыки диалога как формы усвоения подростками… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций школьников в системе общего музыкального образования
    • 1. 1. Формирование ценностных ориентаций в теории и практике образования
    • 1. 2. Сущностные характеристики понятий «ценность», «ценностные ориентации» в системе наук
    • 1. 3. Особенность формирования ценностных ориентаций подростков средствами музыкального искусства
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования
    • 2. 1. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования
    • 2. 2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в России социально-экономические преобразования привели к изменениям нравственного характера, смене ценностных парадигм, забвению культурных традиций, падению престижа знаний. Особенно ощутимы эти процессы в среде молодежи: неустойчивая психика, подверженность постороннему влиянию, отсутствие истинных идеалов и веры в добро и справедливость нередко приводят к формированию негативных качеств личности. Не случайно в последние годы правительством Российской Федерации приняты основополагающие документы: Национальная доктрина образования Российской Федерации и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в соответствии с которыми от системы образования требуется переосмысление целей и задач обучения и воспитания, выработка новых форм организации учебно-воспитательного процесса, модернизация существующих технологий, поиск инновационных форм работы с детьми. Особую актуальность проблема формирования высоконравственной, толерантной, поликультурной личности приобретает в свете подписания Болонского соглашения и вхождения России в мировое образовательное пространство.

Это означает, что сегодня педагогическая наука уже не может оставаться в традиционных рамках когнитивно-информационного поля. Современные реалии требуют организации такой системы образования, которая была бы направлена на потребности личности, ее разностороннее и глубокое по своему содержанию развитие, активизацию ее личностных и гражданских качеств, создание условий для самовыражения и самоутверждения ребенка, воспитание граждан демократического государства, обладающих чувством ответственности за все происходящее. Для формирования гуманной личности, имеющей высокое гражданское самосознание, положительные жизненные установки, принципиальным становится мобилизация культурных ресурсов, использование в практике образования ценного нравственного опыта, накопленного человечеством. Значительным потенциалом в этом отношении обладает музыкальное образование. Это обусловлено тем, что в музыкальном искусстве любого народа в концентрированной форме выражены эстетические, нравственные идеалы и ценности, которые являются одним из источников обогащения современной музыкальной педагогики. Средствами музыкального искусства развивается внутренний мир ребенка, его нравственнее начало, происходит формирование общечеловеческого поля ценностей.

Для становления личности, закрепления в ней нравственно-эстетических установок, их осмысления и обогащения наиболее важен подростковый возраст. Дети одиннадцати-тринадцати лет требуют особого внимания со стороны взрослых: этот возраст является переходным, и от того, какие ценности предпочтет ребенок, во многом зависит его будущее, а, следовательно, и будущее всего общества. Формирование ценностных ориентаций у подростков предполагает актуализацию процесса познания ими ценностей культуры, выработку стремления через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни.

Анализ литературы по педагогике, психологии, философии, эстетике, музыковедению свидетельствует, что проблемы формирования у учащихся ценностных ориентаций в системе школьного образования привлекали внимание многих ученых. Для нашего исследования большой интерес представляют труды, в которых анализируются проблемы:

— воспитания нравственных качеств школьников, их ценностных установок (К.Н.Вентцель, Г. Н. Волков, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.);

— поиска смысла жизни, целостного духовного развития человека (Н.А.Бердяев, Б. С. Братусь, С. И. Гессен, И. А. Ильин, Ф. Ш. Терегулов, В. Франкл, В. С. Хазиев и др.);

— разработки психологических аспектов формирования ценностного отношения к окружающему миру (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, Б. Т. Лихачев А. Маслоу, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. П. Тугаринов и др.);

— изучения вопросов аксиологии образования и воспитания (Н.А. Аста-шова, Г. И. Гайсина, Р. Р. Габдулхаков, Б. С. Гершунский, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров и др.);

— использования опыта авторских школ (В.И.Андреев, В. С. Библер, А. А. Караковский, А. Н. Тубельский, Е. АЛмбург и др.);

— понимания ценностей в искусстве (Ю.Б.Борев, Э. Т. Ардаширова, Д. Б. Лихачев, А. И. Щербаков, Б. М. Целовников, В. П. Шестаков и др.);

— определения музыкально-педагогических аспектов ценностных ориентации (Э.Б.Абдуллин, Ю. Б. Алиев, С. С. Балашова, Д. Б. Кабалевский, С. М. Каргапольцев, Л. М. Кашапова, И. В. Кошмина, Н. А. Терентьева, В. Н. Шацкая и др.);

— значимости ценностной позиции учителя в современной школе (Ш.А.Амонашвили, Л. Г. Арчажникова, В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, Н. И. Киященко, Л. С. Майковская и др.).

Изучение теоретических исследований и практики формирования ценностных ориентаций младших подростков в процессе школьного музыкального образования свидетельствует, что и в теории, и в практической деятельности учителей накоплен и систематизирован определенный опыт формирования нравственных установок учащихся. Однако отдельные аспекты этой проблемы требуют уточнения, в частности, ценностные ориентации в процессе формирования личности ребенкапроцесс восхождения личности к ценностям культуры — в том числе музыкального искусства — в системе наук, что и определяет актуальность темы исследования, а также выявляет противоречия между:

— необходимостью духовного развития личности подростка и недостаточной разработанностью сущностных характеристик ценностей, ценностных ориентаций и особенностей их формирования средствами музыкального искусства;

— актуальностью внедрения ценностного подхода в музыкально-воспитательный процесс и недостаточно четким обоснованием сущности и содержания аксиологической направленности педагогической деятельности учителя музыки по формированию ценностных ориентаций учащихся;

— имеющимся аксиологическим потенциалом содержания школьного музыкального образования и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективного формирования ценностных ориентаций учащихся средствами музыкального искусства.

Данные противоречия актуализируют проблему определения педагогических условий формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и научная неразработанность определили тему исследования: «Формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования».

Цель исследования — разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования.

Объект исследования — система общего музыкального образования.

Предмет исследования — процесс формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определена гипотеза, согласно которой формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования будет наиболее эффективным, если:

— учитывается особенность формирования ценностных ориентаций подростков средствами музыкального искусства (ценностно-образующее переживание, основанное на эстетическом наслаждении, и эмоционально-ценностное мышление).

— осуществляется ценностный подход к определению и реализации педагогических условий: научно-методическое обоснование отбора содержания, форм и методов формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образованиясоздание эстетической средыосознание роли учителя музыки как носителя культуры и гуманистических ценностей;

— формирование ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования осуществляется с учетом их возрастных особенностей восприятия музыкального искусства.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические и практические основы формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования.

2. Уточнить сущностные характеристики ценностей, ценностных ориентаций подростков и раскрыть особенность их формирования средствами музыкального искусства.

3. Определить роль учителя музыки в формировании ценностных ориентаций подростков и раскрыть его профессионально значимые личностные характеристики, способствующие эффективности реализации ценностей в системе общего музыкального образования.

4. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков с учетом их возрастных особенностей в системе общего музыкального образования.

Методологической основой нашего исследования являются положения теории ценностей (Д.М.Архангельский, О. Г. Дробницкий, Э. Фромм и др.) — философские и теоретические концепции искусства и его роли в формировании ценностных ориентаций личности (Ю.Б.Борев, М. С. Каган, Д. Б. Лихачев и др.) — исследования, анализирующие с позиции педагогической аксиологии изменения, происходящие в отечественной системе образования, а также подходы к проблеме формирования ценностных ориентаций (Н.А.Асташова, А. В. Кирьякова, Б. Т. Лихачев и др.) — психолого-педагогические концепции в рамках личностно ориентированного подхода к формированию личности (Л.С.Выготский, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Д. И. Фельдштейн, И. С. Якиманская и др.) — положения о культуре как источнике формирования содержания образования, теоретические идеи о ценностном потенциале музыкального искусства (Э.Б.Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский, А. И. Щербакова и др.).

Для решения обозначенной проблемы нами были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеизучение и обобщение передового педагогического опыта в области музыкального образования школьникованализ учебных программпедагогический экспериментцеленаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, анализ музыкально-творческих работ учащихсяметоды математической статистикиретроспективный анализ и обобщение результатов собственной 24-х летней педагогической деятельности в общеобразовательной школе, профессиональном методическом объединении учителей музыки.

Базой исследования явились общеобразовательные учреждения г. Стерлитамака (гимназии № 1,2, 4, 5, 6, школы № 1,3, 17, 18, 20, 21, 22, 35, лицей № 1), гимназия № 1 г. Мелеуза, гимназия № 1 г. Ишимбая, система повышения квалификации в рамках городского методического объединения учителей музыки школ г. Стерлитамака.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1996;1998 гг.) была определена проблема исследования, изучена научная и специальная литература, сформулирована рабочая гипотеза, разработан понятийный аппаратвыявлены сущностные характеристики ценностей и ценностных ориентаций подростков и особенности их формирования средствами музыкального искусства;

На втором этапе (1999;2001 гг.) определена роль учителя музыки в формировании ценностных ориентаций подростков и раскрыта содержательная основа его профессионально значимых личностных характеристикразработаны педагогические условия эффективного формирования ценностных ориентаций подростков средствами музыкального искусствавыполнена опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) осуществлено теоретическое осмысление экспериментальных результатов, систематизация и обобщение материалов, их корректировка, литературное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнены сущностные характеристики ценностей (гуманистические, национальные, нравственно-эстетические), ценностных ориентаций подростков, представляющих собой систему установок, сформированных средствами музыкального искусства в условиях диалектических взаимопереходов процессов познания и переживаниятеоретически обоснована и экспериментально подтверждена педагогическая целесообразность формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образованияобоснованы и разработаны педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образованияосуществлено научное-методическое обоснование отбора содержания, форм и методов формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования на основе ценностного подхода.

Теоретическая значимость исследования связана прежде всего с тем, что определены место и роль ценностного подхода к отбору содержания, форм и методов, направленных на формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусстватеоретически обоснован комплексный подход при определении содержания музыкального образования подростков, способствующий созданию целостной картины окружающего мира средствами музыкального искусства.

Предложенные в исследовании содержание, формы и методы формирования ценностных ориентаций школьников обогащают и углубляют научные представления в сфере нравственно-эстетического воспитания и содействуют решению проблемы гуманизации общества.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что предложенные в работе содержание, формы и методы формирования ценностных ориентаций подростков средствами музыкального искусства могут быть использованы учителями музыки общеобразовательных школ в своей профессиональной деятельности.

Разработанный и апробированный автором спецкурс «Башкирский музыкальный фольклор на уроках музыки в 6 классе общеобразовательной школы» получил одобрение и рекомендован к использованию в общеобразовательных школах Республики Башкортостан.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изменение в содержании этапов формирования ценностных ориентаций подростков в процессе освоения музыкального произведения, обусловленное наличием ценностно-образующего переживания, основанного на эстетическом наслаждении, и эмоционально-ценностного мышления.

2. Педагогическая интерпретация понимания ценностей и ценностных ориентаций подростков как идеала в воспитании и образовании и ценностного отношения к окружающей действительности.

3. Совокупность педагогических условий: отбор содержания, форм и методов формирования ценностных ориентаций подростков с учетом их возрастных особенностейсоздание эстетической средыосознание роли учителя музыки как носителя культуры и гуманистических ценностей, — способствующая реализации ценностного подхода в системе общего музыкального образования.

Достоверность результатов исследования обусловлена реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследованияпроведением опытно-экспериментальной работы в условиях реального учебного процесса на базе общеобразовательных и инновационных школ Республики Башкортостан.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на семинарах, научно-практических конференциях по проблемам эстетического образования и воспитания школьников, изучения традиций национальной музыкальной культуры, в системе подготовки педагогических кадров по предметам художественно-эстетического цикла в г. Стерлитамаке.

1990 г. — Всероссийская НПК), г. Уфе (1998 г., 2002 г.), г. Владимире (1993 г.), г. Москве (1990 г.), г. Салавате (1990 г., 1994 г.), г. Ишимбае (1998 г.), г. Челябинске (2001 г., 2004 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по II главе.

1 .Социальная ситуация современного общества характеризуется изменением идеологических установок. Смещаются представления подрастающего поколения о доброте, честности, справедливости, красоте. Поэтому проблема формирования ценностных ориентаций подростков — это социально-педагогическая проблема. Один из аспектов проблемы — приобщение учащихся к общечеловеческим, национальным нравственно-эстетическим ценностям, используя ценностный потенциал музыкального искусства, которое является уникальным источником сохранения духовно-нравственных достижений.

2.Результаты нашей работы согласуются с психолого-педагогической теорией личностного принятия субъектами социальных и духовно-нравственных ценностей (В.М.Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. АЛдов), их перевода во внутренний план личности (В.С.Библер, М.С.Каган). Ценности инициируют, регулируют и направляют деятельность учащихся. Они напрямую зависят от содержания образования.

3.Благоприятным условием формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования является актуализация духовно-нравственного потенциала изучаемых музыкальных произведений (композиторские и народныеклассика и современность). Художественная ценность музыкального произведения — это многослойное образование, которое несет в себе не только эстетическую, но и нравственную, экзистенциальную ценность. Поэтому введение аксиологической константы в содержание музыкального образования способствует формированию ценностных ориентаций подростков.

4.Аксиологизация содержания музыкального образования и воспитания направлена на решение задачи повышения аксиологического потенциала личности школьника. Этому подчинен выбор форм и методов взаимодействия классных и внеклассных, внешкольных организационных форм, а также традиционных и продуктивных методов обучения и воспитания, осуществляемый с позиции ценностного подхода. Учитывая особенности подросткового возраста, мы считаем наиболее целесообразным использование таких форм работы с детьми, которые богаты ситуациями, где ученик может проявить себя как личность, самоутвердиться, показать себя (уроки-диспуты, уроки-состязания, уроки-диалоги, уроки-концерты и т. д.). Во внеклассной работе наиболее эффективной формой является коллективная, которая учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности. Среди методов, способствующих формированию ценностных ориентаций, мы выделяем методы, направленные на формирование сознания личности (Ю.К.Бабанский, Г. М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров), куда входят анализ воспитывающих ситуаций, беседа, пример, диспут и др. Кроме этого, мы выделяем и специфические музыкальные методы. Прежде всего, это метод эмоциональной драматургии, метод эмоционального контраста, позволяющие эмоционально воспринимать ценности, лежащие в основе содержания музыкальных произведений. Применение интонационно стилевого метода дает возможность понимания и восприятия ценностей изучаемой эпохи, отдельной личности, поколения, среды. Метод моделирования художественно-творческого процесса позволил учащимся в деятельности присваивать ценности, наполнить конкретным смыслом изучаемые национальные традиции.

Таким образом, аксиологический подход при определении содержания музыкального образования, а также отбор оптимальных форм и методов, направленных на формирование ценностных ориентаций подростков в условиях музыкальной деятельности, позволяет рассматривать музыкальное искусство, как ценностное осознание жизненных явлений, как опыт поколений в осознании добра и зла, как средство формирования ценностных ориентаций.

5.Успешность процесса формирования ценностных ориентаций учащихся средствами музыкального искусства во многом определяется наличием ценностной позиции учителя музыки, а также содержанием ценностей, положенных в основу профессиональной деятельности учителя музыки и являющихся внутренним регулятором этой деятельности. Использование учителем музыки диалога как формы усвоения подростками ценностно-смыслового содержания музыкальных произведений способствует формированию у учащихся самостоятельности мышления, осознанности принятия позиции другого как равнозначно значимой, умения чувствовать себя через других. Самым ценным в обращении к личности учащегося в схеме построения диалога на уроках музыки будет личностно выстраданная позиция каждого из учащихся, толерант-но воспринятая участниками диалога. б. Результаты констатирующего эксперимента показали, что для детей контрольных и экспериментальных групп характерен недостаточный уровень сформированности ценностных ориентаций, кроме того, «искусство» не воспринимается как значимая ценность, учащиеся не выделяют его аксиологический аспект.

В ходе контрольного эксперимента было установлено, что уровень сформированности ценностных ориентаций подростков в экспериментальных группах выше по сравнению с контрольными. Величина различия сформированности исследуемого признака составила 17% и 7% соответственно. Возросла степень активности проявления нравственно-личностного компонента учащихся.

Таким образом, результаты экспериментального исследования продемонстрировали педагогический эффект предложенной нами модели педагогических условий.

Заключение

.

Одной из базовых категорий при построении новой парадигмы философии образования становится категория ценности. Будучи одним из ключевых понятий, оно используется в философии, педагогике, психологии, эстетике для обозначения идей, воплощающих в себе нравственные идеалы. Педагогика выступает социальным механизмом преемственности общечеловеческих, национальных, нравственно-эстетических ценностей, которые образуют гуманистическую субстанцию культуры.

Эстетическое воспитание средствами музыкального искусства способствует развитию нравственного начала личности, передаче духовных ценностей национальной, отечественной и мировой культуры.

Ретроспективный взгляд на проблему музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения в советский, постсоветский и современный периоды показал, что вопрос формирования ценностных ориентаций подростков средствами музыкального искусства в практике общеобразовательной школы целенаправленно не ставился. Причин тому немало. Действующие в современной музыкально-педагогической практике учебные планы и программы, содержание методической подготовки учителей музыки не создают соответствующих условий для решения обозначенной проблемы, в связи с чем была определено направление нашего исследования.

Обращение к теме «Формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования» обусловлено тем, что происходит углубление взгляда на преобразующую функцию музыки, более глубоким становится осознание музыки как ценности культуры, несущей в себе высшее духовные ценности. Значение эстетической функции музыкального искусства для человека заключается в способности осваивать мир по законам красоты. Музыкальное искусство строит ценностное сознание человека, учит его видеть жизнь сквозь призму образности, когда окружающий мир предстает как эстетическая ценность в каждом своем проявлении.

В результате осмысления реалий в социальной и педагогической действительности мы пришли к убеждению о необходимости реализации ценностного подхода в музыкальном образовании и воспитании.

Сущность ценностного подхода к музыкальным явлениям заключается в щ том, что он нацелен на обеспечение понимания учащимися значения ценностей, которые заключают в себе произведения музыкального искусства. Ведущей функцией ценностного подхода является ценностно-ориентационная, сущность которой заключается в ценностном осмыслении мира, формировании ценностного мышления и сознания школьников.

Аксиологизация музыкального образования и воспитания тем самым позволяет рассматривать музыкальное образование — через призму философской теории ценности, как процесс формирования ценностных ориентаций личности в мире музыкальных ценностей.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование комплекса педагогических условий, способствующих эффективному формированию ценностных ориентаций подростков средствами музыкального искусства в общеобра-^ зовательной школе позволило нам сформулировать следующие выводы:

При аксиологическом подходе к проблемам образования и воспитания важнейшим условием выступает ценностное отношение к человеку, пониманию самореализации личности как смысла человеческой деятельности. Успешность реализации гуманистических ценностей в школьной музыкальной практике во многом определяется целевыми, содержательными аспектами музыкально-педагогического процесса. Общечеловеческие, национальные, нравственно-эстетические ценности в данном случае могут выступать в качестве аксиологических критериев моделирования содержания музыкально-образовательного процесса, преломляясь в призме специфических целей, природы педагогической деятельности, имеющей аксиологическую направлен* ность.

Признавая закономерность такого подхода, необходимо привести в соответствие содержание музыкального образования подростков с их возрастными особенностями. Согласно культурно-исторической концепции.

Л.С.Выготского, ключевой проблемой этого периода называется проблема интересов подростка. Появление новых интересов приводит каждый раз к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов. Это приводит к психологическим новообразованиям подросткового возраста. Все это в целом позволяет считать этот возрастной период важным и ответственным в формировании системы ценностных ориентаций на основе национальных и общечеловеческих ценностей, в соответствии с которыми подросток будет строить свое поведение. В среднем звене школы при сохранении общих задач музыкального воспитания музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую нравственность. В подростковом возрасте начинается процесс интенсивного социального созревания личности, создающий предпосылки началу процесса культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры и ее понимания. Учитывая это, в содержание музыкального образования вводятся нормы и ценности, составляющие содержание национальных культурных традиций и тесно соприкасающиеся с общечеловеческими.

Для каждого из учащихся актуален вопрос построения иерархии собственных ценностей, т. е. выявления личностных основ ценностного отношения к ценностям искусства.

Процесс отбора основополагающих ценностей включает не только оценочное познание, но и эмоционально-ценностное мышление, которое неразрывно связано с эмоциональным восприятием. Именно оно является определяющим в выборе особо значимых для личности подростка художественных ценностей. При этом избранные учеником ценности музыкального искусства становятся предметом вновь складывающихся потребностей юной личности.

Фактором успешности решения проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся средствами музыкального искусства является актуализация ценностной позиции учителя музыки. Для педагога важно понимание того, как нравственно-эстетические, национальные и общечеловеческие ценности общества можно соотносить с целями и задачами воспитания каждого конкретного ученика. Решение данной задачи требует специальной подготовки учителя музыки, включающей философский, общепедагогический, искусствоведческий и методический аспекты. В связи с этим нами была разработана модель организации методической работы в вопросе формирования аксиоло-ф, гической направленности педагогической деятельности учителя музыки.

Несомненно, что ценностной доминантой личности учителя должны быть такие духовные ценности, как любовь, свобода, совесть, вера, ответственность, терпимость. Гуманистическая ценностная направленность мировоззрения учителя выступает тем основанием, на котором произрастают важнейшие качества его личности, как духовно развитого профессионала.

По мнению многих педагогов исследователей в мировоззренческом сознании личности педагога-музыканта выделяется способность к диалогу: диалогу с ребенком, с реальной педагогической и социально-культурной практикой. Диалог рассматривается как ведущая аксиологическая парадигма гуманистической модели педагогического взаимодействия. Выделяется ценностный аспект диалога. Только в рамках диалога возможен процесс обмена нравственными ценностями, представлениями, чувствами, порождение духовных ценностей, при котором происходит как бы «размыкание» ценностного мира человека, т. е. возможно аксиологическое общение, определенное содержанием музыкального образования. Поэтому особое внимание мы уделяли отбору методов, позволивших решить эту задачу.

В соответствии с содержанием обучения и учетом поэтапного характера музыкального образования и воспитания подростков в исследовании нами была предложена система методов и приемов, направленная на формирование ценностного сознания, эмоционально-ценностного мышления, получивших общее название методов формирования сознания личности (Ю.К.Бабанский, Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, Г. И. Щукина, Д. Б. Кабалевский, А.А.Мелик-Пашаев, JI.В.Школяр и др.):

— анализ воспитывающих ситуаций;

— пример;

— беседа;

— дискуссия;

— метод сравнения, а также методы музыкального образования:

— наглядно-слуховой метод;

— метод размышления о музыке;

— метод проблематизации содержания образования;

— метод наведения;

— метод сопереживания;

— метод моделирования художественно-творческого процесса;

— метод интонационно-стилевого постижения музыки.

Перечисленные методы в большей или меньшей степени направлены на выведение детского мышления на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с аксиологических позиций.

Методы и приемы, направленные на формирование эмоционально-ценностного мышления, ценностного сознания, реализовывались в таких формах, как уроки музыки, музыкальные игры, уроки-диспуты, экскурсии, групповые и массовые формы внеклассной работы (музыкальное творчествокружки по интересамтеатрализованные музыкальные праздникитематические музыкальные вечерасемейные праздники и вечера отдыхасмотрыконкурсы и т. д.).

Результаты контрольного эксперимента показали, что:

1.Уровень сформированности ценностных ориентаций в экспериментальных классах выше, чем в контрольных. Величина различий в сформированности исследуемого признака составила 17% и 7% соответственно. Эффективность сформированности исследуемого признака в экспериментальных группах возросла в 2,4 раза;

2.Динамика сформированности ценностных ориентаций в контрольных группах сохранилась почти без изменений (как и в начале работы) в отличие от экспериментальных групп, где наблюдалось значительное ее повышение.

Приведенные данные позволяют утверждать, что целенаправленная реализация педагогических условий формирования ценностных ориентаций подростков в системе общего музыкального образования приводит к заметному и эффективному росту уровня сформированности исследуемого признака и доказывают справедливость сформулированной нами гипотезы.

Экспериментально разработанные методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций подростков расширяют представления о возможностях музыкального искусства в формировании эмоционально-ценностного отношения к музыкальным явлениям, к себе, к окружающему миру и адресуются нами работникам школ, учреждений дополнительного образования, студентам педагогических вузов с целью организации работы по формированию ценностных ориентаций средствами музыкального искусства.

Наработанные материалы также могут применяться в системе музыкальной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Исследование, безусловно, не претендует на решение всего комплекса проблем, которые по своему характеру являются сложными и многогранными. Более подробного изучения требуют вопросы содержания и организации процесса формирования ценностных ориентаций средствами музыкального искусства в старшем подростковом и юношеском возрасте с учетом условий молодежной субкультуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.- Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-337 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. // Проблемы психологии личности.- М., 1982. С. 21 — 32.
  4. Аксиосфера музыкальной педагогики: Сб. науч. ст./Отв.ред. Э. Б. Абдуллин.-М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2002-Стерлитамак: Стерлитамак. гос.пед.ин-т, 2002.- 128 с.
  5. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем.-СПб., 1997.-153 с.
  6. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. — 336 с.
  7. Ш. А. Личностно- гуманистическая основа педагогического процесса.- Мн.: Изд-во Минск, гос. ун-та, 1990. 559 с.
  8. Ш. А. Школа жизни. М.- Просвещение, 1994. — 80 с.
  9. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.- 1996. — 494 с.
  10. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000.- № 2.
  11. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 — М.: Педагогика, 1980.-232 с.
  12. В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 3-е изд-е. -Казань: Центр инновац. технологий, 2003. — 608 с.
  13. С.Ф. Духовные потребности. Производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  14. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. — 168 с.
  15. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-222 с.
  16. Э.Т. Основы культуры и этики учителя: Учебно-методическое пособие М.: Просвещение, 1997. — 231 с.
  17. Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Авто-реф. дис. док. пед. наук. М., 1994. — 31 с.
  18. Аристотель. Этическое учение. Соч. в 4-томах.-Т.4.- М.:Изд-во «Мысль», 1983.-С. 66 68.
  19. Е.Ю. Ценностно-смысловой аспект самореализации учащихся средствами искусства. Дис. .канд.пед.наук. Краснодар. 2000. — 193 с.
  20. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М., 1984. — 192 с.
  21. Л.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. Москва-София, 1973. — С. 152−178.
  22. JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987. — 64 с.
  23. Х.М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.-М., 1995. 22 с.
  24. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л., 1978.-144 с.
  25. Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. 2002.- № 3. — С. 8 -13.
  26. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  27. Т.К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся. -СПб., 1996.-98 с.
  28. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения.- Уфа, 1996. 242 с.
  29. К.Ш. Гуманистические основы трудового воспитания современного школьника / Под общей ред. акад. РАО П. Р. Атутова. Уфа: БГПИ, 1998. — 25 с.
  30. К.Ш., Кашапова Л. И. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. Уфа: БГПИ 1998. — 139 с.
  31. К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БашГПУ, 2000.-328 с
  32. К.Ш. Теория и практика управления общеобразовательными учреждениями: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. К. Ш. Ахияров, Э. ЩХамитов и др. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. — 348с.
  33. К.Ш., Амиров, А Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей. // Педагогика. 2002.- № 3.
  34. В.И. Теория и практика башкирской народной педагогики: Учебное пособие. Уфа- Изд-во ВЭГУ, 1995. — 135 с.
  35. О.М. Природа морального суждения. Тбилиси, 1982. — 84 с.
  36. JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Д.- 1974.- 347с.
  37. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. -195 с.
  38. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара — Санкт-Петербург: Сам ГУ, 1997 — 172 с.
  39. М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000.-340 с.
  40. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  41. С.В. Учебный диалог в системе личностно-ориентированного изучения гуманитарных предметов. //Тезисы докладов VII Международной конференции по педагогике. /Российск. гос.пед. университет. СПб., 1994. С. 104 — 109.
  42. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  43. B.C. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико методологические и методические проблемы. — М.: Наука, 1994. — С. 239 — 252.
  44. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981 — 64 с.-(Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Этика» № 8).
  45. А.А. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983. -272 с.
  46. Л.В. Методические рекомендации по диагностике эффективности экспериментального обучения: Художественно-эстетическое направление. М.: Песталоцци, 1992. — 50 с.
  47. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. 1996. — № 3.
  48. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психологические проблемы построения. М., 1981. — 102 с.
  49. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  50. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка.- М.: «Знание», 1979. 40 с.
  51. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Проблемы формирования личности. Москва — Воронеж, 1997. — С. 135 — 172.
  52. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 41.
  53. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1993.- № 3. — С. 18 — 25.
  54. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов-на-Дону: РПУ, 1995. — 216 с.
  55. .С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. — 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Этика". № 3).
  56. В. Марксистская теория оценки / Пер. со словац. М.- Прогресс, 1982. -264 с.
  57. Ю.Б. Эстетика 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  58. Т.Е. Пусть музыка звучит!: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  59. Г. Н. Педагогика любви: Избранные этнографические сочинения. В 2-х т. / Г. Н. Волков. М.: Магистр — Пресс, 2002. — Т.1 — 455 с. Т.2 — 459 е.
  60. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ.сред. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издат. центр «Академия», 1999.- 168 с.
  61. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева.
  62. М.: Просвещение, 1991. 205 с.
  63. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. — 456 с.
  64. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1995. — № 6. — С. 61−74.
  65. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Наука, 1986.-276 с.
  66. Р.Р. Аксиологические императивы образования. Уфа: БИРО, 1999.-86 с.
  67. Г. И. Образование как социокультурный феномен. Москва — Уфа: МГЛУ, БГПУ, 2000. — 148 с.
  68. .С. Философия образования. М.: Московский психолого — социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  69. .С. Образовательно-педагогическая теория, методология, практика: Учеб.пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. — 768 с.
  70. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие. М.: Школа Пресс, 1995. — 448 с.
  71. С.И. Авторитет и свобода в школе. // Народное образование, 2004. № 2, С. 5−12.
  72. А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. -М.: Наука, 2003. -256 с.
  73. Гуманизация воспитания в современных условиях: Сб статей / Под.ред. О. О. Газлгана, И. А. Костенчука. М., 1995. — 115 с.
  74. В.Е. Эстетика фольклора. JL: Наука, 1967. — 318 с.
  75. H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77 с.
  76. И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. — 208 с.
  77. Детский психолог. Под.ред. Е.И.Рогова- Ростов-на Дону, 1995. 105 с.
  78. А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России. 2000. 352 с.
  79. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания вшколе. М.: Просвещение, 1989. 208 с.
  80. .И. Эмоции и ценность. М., Политиздат, 1978. — 272 с.
  81. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388 с.
  82. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967 — 351 е. (Над чем работают, о чем думают философы)
  83. И.Б., Круглов Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов школьников. М., 1983. 132 с.
  84. В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. М.: АПН РСФСР, 1956. — 84 с.
  85. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация М.: Педагогика, 2001.-196с.
  86. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ком. по науке и нар. образ., 1996.-25 с.
  87. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. — 222 с.
  88. В.В. Очерки моей философской системы // История русской философии. В 2х т. Л. 1991. Т. 1.
  89. В. В. Педагогика М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996 — 154 с.
  90. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.- 477 с
  91. В.П. Перспективы ближайшего развития развивающего образования //
  92. Психологическая наука и образование. 2000. — № 2.
  93. А.Я. В поисках художественного смысла // Избранные работы. М.- Искусство, 1991.-195 с.
  94. О.В. Воспитание миролюбия у младших подростков в процессе изучения ценностей мировой художественной культуры: Дисс. канд. пед. наук. -Кострома, 1995. 186 с.
  95. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. 207 с.
  96. И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1998.-430 с.
  97. К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  98. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей / Авт. коллектив. М.: Знание, 1993. — 224 с.
  99. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.- Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1- 8 классы. М., 1982 184 с.
  100. Д.Б. Дорогие мои друзья / Сост. В. И. Викторов. М.: Молодая гвардия, 1977. — 192 с.
  101. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В. И. Викторов. М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  102. М.С. Философская теория ценности СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. -205 с.
  103. П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // Избр. пед. соч. М., 1976.-96 с.
  104. JI.M. Национальное музыкальное образование школьников: история, теория и практика: Учебн. пособие для системы дополнительного профессионального образования и студ. муз. фак. пед. колледжей и вузов. Уфа: Изд-воБГПУ, 2004.-204 с.
  105. В. А., Новикова JI. А., Селиванова Н. JI. Воспитание? Воспитание . Воспитание! (Теория и практика школьных воспитательных систем). М., 1996.-158 с.
  106. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993 — 80 е.
  107. С.М. Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия. Диссдок. пед. наук.- М., 1997.-424 с.
  108. А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. -Л.: Изд-во РГПУ, 1991. 84 с.
  109. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.- Оренбург: Юж. Урал, 1996. 188 с.
  110. КиященкоНИ. Мировоззрение педагога музыканта: общее и особенное// Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. — М., 1998 -87 с.
  111. Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура / Отв. ред. И. А. Коников. М., 1996. — 60 с.
  112. Л.Н. Цель и смысл жизни человека М.: Мысль, 1984.-252с. 115.
  113. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогика: Учеб. для студ. образовав учреждений сред. проф. образования. М.: В ЛАД ОС, 2003. — 352 с.
  114. В.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами изобразительного искусства: Дисс. канд. пед. наук. — Минск.- 1993.-194 с.
  115. Д.В., Мягков Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка. -М.: Просвещение, 1986. 117 с.
  116. Г. Г. Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений. Автореф. дис. канд. пед.наук.- Оренбург, 2000.22 с.
  117. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал, 1987.-№ 4.
  118. Кон И. С. Этнография детства: Исторический очерк // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков.- М., 1983.- С. 9−50.
  119. В.А. Курс «Философия образования» (кулыурантропологический аспект). Вып. 6. Самара: СИПКРО, 1996. — 92 с.
  120. В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003. — 256с.
  121. В.В. Педагогика на книжной полке и в студенческой тетради // Педагогика. 2003.- № 3. — С. 16−21.
  122. В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. -№ 1.- С.3−11.
  123. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1991. — 318 с.
  124. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М., 1976.303 с.
  125. С.Н. Дидактические условия реализации ценностного подхода в пе дагогике // Условия реализации ценностного подхода как средство развития духовности личности. Челябинск: Изд-во ЧТУ, 1995. — С. 19−34.
  126. Кузнецова J1.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной шко ле: теория и практика: Дис. докт.пед.наук. Чебоксары, 2001. — 445 с.
  127. Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1984. — 201 с.
  128. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 224с.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, — 2-е изд.- М., 1981.- 584с.
  130. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996.-№ 4. — С. 15−26.
  131. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 186 с.
  132. Е. Детским музыкальным школам новые программы. — Сов. Музыка. — 1983. — № 7. — С.23 — 25.
  133. Личность и ее ценностные ориентации / Отв.ред. В. А. Ядов, И. С. Кон. 1969. Вып.1 Инф.бюл. 8 ИКСАН ССР, № 4. М., 1969 — 34 с.
  134. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.- 289 с.
  135. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. -255 с.
  136. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит, 1998. — 238 с.
  137. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985.-176 с.
  138. .Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. Самара: СГПИ, 1998.-216 с.
  139. Л.С. Артистизм учителя музыки. Уч. пособие КГУ. М., 1999.65 с.
  140. В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. — 286 с.
  141. Л .Р. Аксиологизация гуманитарных знаний как фактор развития ценностных ориентаций студентов. Дис— канд .пед. наук. Оренбург, 2000.217 с.
  142. И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -104 с.
  143. А. Гарольд. Теория метамотивации: биологические корни высших ценностей / Дальние пределы человеческой психики. -М.: Евразия, 1971. — 430 с.
  144. О.Н. Воспитывающее влияние личности учителя на педагогически запущенных школьников: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1985. — 17 с.
  145. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титоренко. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 175 с.
  146. . Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс, 1994.- 96с.
  147. В.В. Углублять концепцию музыкального образования // Сов.музыка. -1981.- № 9.- С. 14−17.
  148. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Искусство, 1976.- 116 с.
  149. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.- 96 с.
  150. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. -1989.- № 5.- С. 11−18.
  151. Мелик-Пашаев А. А. Ради чего и как учить искусству? // Советская педагогика. -1996.-№ 11.- С. 127−130.
  152. Методика проведения бесед по искусству: Пособие для учителей / Сост. А. Я. Гавриков. М., 1965.-116 с.
  153. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.- Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  154. JI.A. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. 1996. — С. 37−53.
  155. О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.-320 с.
  156. О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя // Педагогика. 2002. — № 1.
  157. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ.пед.вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 192 с.
  158. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: СЭ, 1991.-672 с.
  159. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. М 89 муз.фак. и отд.высш. и сред.пед.учеб.заведений/ JI.B. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др., под ред JI.B. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  160. Музыкально-эстетическое образование школьников: Методические указания для студентов педвуза / Авт. сост. Н. Ф. Зайнетдинова, Ю. А. Носорев. — Стерли-тамак: Стерлитамак. гос .пед. ин-т, 2002. — 26 с.
  161. Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры. Дис. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 187 с.
  162. В.Н. Психология отношений. Москва — Воронеж: НПО1. МОДЭК", 1995.-356 с.
  163. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1975.- № 5. — С. 142−154.
  164. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998.- № 1. — С. 44−45.
  165. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика.-1995.- № 5.- С.44−49.
  166. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика.- 1996.-№ 5. с. 10−14.
  167. Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М., 1972 383 с.
  168. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991.- 4.1−4.
  169. А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры: Автореф. дис. канд. дис. Казань, 1994. — 18 с.
  170. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга д ля учителя. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  171. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. дис. Л., 1984. — 20 с.
  172. А.В. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 138 с.
  173. З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. дис. .канд пед. наук. Казань, 1980.-24 с.
  174. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.
  175. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997. -141с.
  176. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. -1998.-№ 4.-С. 5−11.
  177. Н.Д., Кан-Капик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Сов. педагогика.-1987.- № 6.- С. 105−108.
  178. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика.-1990 № 9. — С.41 -47.
  179. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна.: Феникс, 1995.- 336 с.
  180. А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога исследователя. — 3-е изд. — М.: Эгвес, 1999. — 104 с.
  181. В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. 1997. — № 4.- С. 23−28.
  182. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под.ред. В. Н. Шацкой. -М.: АПН РСФСР, 1955. 182 с.
  183. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.-312 с.
  184. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов /Под ред. Н.Ю.Шведовой- АН СССР, Ин-т русск. яз., 23-е изд. — М.: Русский язык, 1991. — 915 с.
  185. В.Ю. Популярная музыка, джаз, рок в педагогической теории и практике в России и Германии // Музыка в школе. 2001. — № 5. — С. 29 — 34.
  186. С.И. Диалог культуры и образования // Искусство и образование.-2001.-№ 1.- С.11−13.
  187. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. М.: «Ювента» СПб. (При участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998. — 345 с.
  188. А.Б. Психологическая центрация в профессиональной деятельности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989.- № 2. С. 52−56.
  189. Н.Г. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий // Вестник высшей школы. 1991.- № 12. — С. 25 — 30.
  190. И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвуза на основе использования национального музыкального фольклора. Ав-тореф. дисс. канд.пед. наук. Казань, 2001. — 21 с.
  191. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие длястуд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н. Шия-нов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд, испр. — М.: Академия, 2001. — 512 с.
  192. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И.- М., 1995.- 637 с.
  193. Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия./ Сост. Б. М. Целковников. -М., 1998. 125 с.
  194. JI. Некоторые аспекты проблемы индивидуального стиля// Некоторые вопросы истории и теории эстетики. М., 1968.- Вып.2.
  195. И.А. Философско-эстетические основания новой парадигмы музыкально-педагогического образования. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. — 115 с.
  196. Платон. Учение об идеях. Соч. вЗ-х т., Т. З, I часть, с. 422 М., 1972.-512 с.
  197. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кинарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.- Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  198. И.П. Педагогика: Учеб для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
  199. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Владос, 2001. 320 с.
  200. В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Пед. наука и ее методология в контексте современности. Сборник научных статей / Под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001. — С. 118−197.
  201. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  202. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание: 1−4 классы / Сост.Н. А. Терентьева, Р. Г. Шишкова. -М.: Просвещение, 1994. 79 с.
  203. Программы для средних общеобразовательных учреждений: Музыка: 1−8 классы / Сост. Ю. Б. Алиев и др. М.: Просвещение, 1994. — 80 с.
  204. Программы общеобразовательных учреждений: Духовная музыка: Россия и
  205. Запад: 1−4 классы/Сост. И. В. Кошмина, В. В. Алеев.-М.: ПросвещениеД994.-62 с.
  206. Программа развития образования Республики Башкортостан на 1998−2003 гг. -Уфа, 1998. -169с.
  207. Психолого-педагогический словарь /Авт. сост. Мижериков В.А.- Ростов-на1. Дону, 1998.- 540 с.
  208. Рабочая книга школьного психолога /И.В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Бориса и др.- /Под.ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
  209. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.-М.: Музыка, 1989. 178 с.
  210. В.А. Эстетическое воспитание: Сущность. Формы. Методы. М., 1969. -190 с.
  211. С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использование их в современной школьной практике: Дис. канд.пед.наук. Казань, 1973.-235 с.
  212. Развитие системы народного образования / Сборник республиканских программ MHO РБ.- Уфа, 2000. 192 с. щ 215. Рахимов А. З. Психодидактика: Учеб.пос. Уфа: Творчество, 2000. — 299 с.
  213. Г. Наука о природе и науки о культуре / Пер. с нем. М.: Республика, 1998. — 413 с. («Мыслители XX века»).
  214. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: Ин-т развития личности, 1996. — 144 с.
  215. В.М. Смысл и особенности гуманистического образования // Современная высшая школа. 1992. — № 1−4. — С. 10−14.
  216. Н.М. Ценности и образование // Вестник высшей школы. — 1991. -№ 12.-С. 22−27.
  217. Н.М. Культура, ценности и развитие образования: Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М.: ИЦ по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992.- 154 с.
  218. JI.C. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 193 с.
  219. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. Давыдова В.В.- В 2 т.-М.,
  220. С.Д., Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Ред.-сост. В. Ю. Баскаков. 2-е изд. -М.: 1997.-С. 149−158.
  221. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. — 688 с. (Сер. — «Мастера психологии»).
  222. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1961.-194 с.
  223. Л.И. О ценностном подходе к усвоению норм и принципов нравственного воспитания школьников. М., 1981.-128 с.
  224. Рут Люсьер. Ожившая культурная реальность, или Как преподнести подросткам нравственные ценности // Школьные технологии. 2000. — № 5. — С. 36 -49.
  225. Е.И. Возрастные ориентации на самооценку и на оценку другими людьми: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.-115 с.
  226. В.Н. Философия развивающей гармонии: философские основы мировоззрения: в 3 ч, — Ч. 1: Введение: философия и жизнь. СПб.: СГУ, 1997. -224 с.
  227. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ддова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  228. Л.Х. Педагогические условия нравственного воспитания младших подростков на взаимосвязи прогрессивных традиций русской и башкирской народной педагогики: Дисс—канд. пед. наук. Уфа, 1996. — 198 с.
  229. А.М. Башкирское народное воспитание: Монография. Стерлитамак: СГПИ, 1994. -190 с.
  230. А. Методы работы с детьми разных возрастов // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 83−87.
  231. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  232. Л.Ф. Воспитание профессионально-гуманистической направленности будущих учителей-дефектологов: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1992. -20 с.
  233. В.В. Личностно ориентированное образование// Педагогика. 1994. -№ 5.-С. 16−21.
  234. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  235. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
  236. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Уч.пос. для вузов. — М.: Академия, 2000. — 216 с.
  237. Г. М. Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами музыкального искусства в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2000. — 208 с.
  238. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-ое изд. М.: Педагогика, 1984.-296 с.
  239. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М., 1986. 258с.
  240. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв.ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России- 2000. — 102 с.
  241. В.А., Исаев И. Ф., и др. Педагогика: Учеб. пособия для студентов педвузом. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  242. В.П. Организация воспитательной работы в классе. Метод. пособие для классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  243. Н.А. Гармонизация условий духовно-нравственного воспитания школьников: Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2000. — 170 с.
  244. А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975.- 118с.
  245. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское Педагогическое Агентство, 1997. — 174 с.
  246. Спутник учителя музыки/ С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.- /Сост. Т. В. Челышева.- М.: Просвещение, 1993.- 240 с.
  247. Т. А. Педагогика: наука и искусство: Учебное пособие, — М.: Совершенство, 1998.- 361 с.
  248. Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Башкирское изд-во «Китап», 1995. — 248 с.
  249. В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. — 223 с.
  250. В.А. О воспитании (Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик). Изд.2-е. М.: Политиздат, 1975.- 272 с.
  251. В.А. Об эстетическом воспитании. М., 1973.- 273 с.
  252. .М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. -М., 1985. Т. 1.
  253. Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика.-Уфа, 1999.-386 с.
  254. Г. С. Проблема духовной потребности: на материале музыкального восприятия. М.: Наука, 1979. — 146 с.
  255. В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике .Сер. «Этика" — № 6.).
  256. Теория и практика управления общеобразовательным учреждением: Учебно-методич пособие. / Авт.-сост. К. Ш. Ахияров, Э. Ш. Хамитов и др. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003.-348 с.
  257. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и среднего образования./ Под ред. В. СЛеднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой.- М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. 380 с.
  258. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании.- Пед.соч.: В 6 т.- т.2.- М.: Педагогика, 1990. С. 27 — 58.
  259. К.Д. Человек, как предмет воспитания. Пед.соч.: В 6 т.- т.5.-т.6 .М.: ПедагогикаД990. — 528 с.
  260. Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр.тр.- М.: Флинта, 1999. 670 с.
  261. Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педашгических исследований // Вестник БГПУ. 2003. — № 1. — С. 50−55.
  262. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова, изд.5-е, М.: Политиздат, 1986.-588 с.
  263. Философия образования. Сб.науч.статей / Под ред. А. Н. Кочергина М.: Новое тысячелетие, 1996. — 288 с.
  264. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 166 с.
  265. JI.M. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. Для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  266. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.-416с.
  267. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В .Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  268. Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики. Уфа: Баш ГПИ, 1999. — 85 с.
  269. B.C. Из мышления о педагогике Уфа, 1998. — 256 с.
  270. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов /Сост. В.В. Мироненко- /Под.ред.А. В. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 447 с.
  271. .М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и сами собой). М., 1998 — 156 с.
  272. А.Б. Благоговение перед жизнью.- М.: Просвещение, 1982. 244с.
  273. В.П. От эпоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до 18 века.- М.: Музыка, 1975.- 379 с.
  274. Д.А. Эстетическое развитие школьника в личностно-ориентированном образовательном пространстве: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001.-201 с.
  275. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Автореф. дис. док.пед.наук. М.: МГОИ, 1991. — 33 с.
  276. Е.Н. Формирование мотивационно ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1982.- 165 с.
  277. JI.B. Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 198 с.
  278. Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности // Сов.педагогика. -1991.- № 1. С. 50 — 54.
  279. А.И. Аксиология в музыкально педагогическом образовании: концепция ориентации личности в мире музыкальных ценностей. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. — М., 1999. — 118с.
  280. Ю.И. Система работы школ по профилактике отклонений в поведении учащихся: Учебное пособие к спецкурсу. Куйбышев: К1 НИ, 1990.-115 с.
  281. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во Сам ГУ, 1995. — 332 с.
  282. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с. щ 286. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
  283. Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика -М.ПРСЕ, 2000.-351 с.
  284. Holdsworth R. Schools that create real roles of value for young people / R. Holdsworth // Prospects. 2000. — Vol.30, № 3. — P. 349−362.
  285. Kirchner C., Peez G. Kunstuntenicht als Werkstatt. Hannover, 2001 S. 8−22.
  286. Mildrum N.K. Creativity reigns (not reined) in the regular classroom / N.M.Mild-rum // The education digest. 2000. — Vol.66, № 1. — P. 33−38.
  287. Children and Emotion.-Qxford: Basil Blackwell Ltd 108 Cowlej Road, 1991 .-p.243.
Заполнить форму текущей работой