Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза
Таким образом, проведенное научное исследование свидетельствует о том, что разработанные психолого-педагогические условия по формированию профессиональной культуры будущих архитекторов средствами проектной деятельности являются эффективными и дают основание для определения перспективных направлений формирования профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов. И одним из таких…
ДиссертацияАнализ функционального взаимодействия литературно-художественных и языковых средств текста в системе работы по развитию речи младших школьников
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в средней школе № 3 г. Саранска. Основные положения и результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, 1998 г.), на IV научной конференции молодых учёных МГУ им. Н. П. Огарёва (Саранск, 1999), на ежегодных…
ДиссертацияДетское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы: руководителями образовательных учреждений и педагогами — воспитателями в создании на базе школ блоков дополнительного образованияв разработке новых образовательных программ, пособий по организации воспитательной работы с детьми через детское объединениев системе повышения квалификации педагогов дополнительного…
ДиссертацияДеятельность учреждения дополнительного образования детей по социальной адаптации детей-инвалидов
Представленная модель социально-педагогической работы с детьми-инвалидами опирается на подход, принятый в настоящее время всем цивилизованным миром в соответствии с Конвенциями ООН «О правах инвалидов», «О правах ребенка», провозгласившими право детей-инвалидов на жизнь в достойных условиях, что предполагает гуманизацию государственной политики в отношении этой категории детей, их интеграцию…
ДиссертацияДифференцированный подход к организации самостоятельной работы студентов экономического вуза: На примере английского языка
Исследование, проведенное среди студентов государственных вузов различных регионов России (Москва, Саратов, Волгоград и др.) и студентов Тамбовского филиала университета показало, что в целом не наблюдается значимой связи между общими затратами времени студентов на учебу и их успеваемостью. Наиболее высокий вклад в успеваемость студентов университета вносит посещение семинаров. Это отражает тот…
ДиссертацияИндивидуально-личностный аспект оздоровления дошкольников средствами физического воспитания
Теоретико-методологическую основу индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников средствами физического воспитания составляет соединение подходов, обеспечивающее оптимальное применение процесса оздоровления дошкольников средствами физического воспитания, которое состоит в интеграции образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», личности дошкольника и может быть…
ДиссертацияКультурологические основы формирования ценностного отношения к педагогической профессии
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе поэтапного обсуждения диссертационных материалов па факультете педагогики и психологии ПГУ им. Т. Г. Шевченко, а также через участие диссертанта в научных и научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в городах Кривой Рог, Черкассы, Москва, Ростов-на-Дону, Одесса, Тираспольв дискуссиях па заседаниях кафедры…
ДиссертацияМетодика формирования коммуникативно-познавательного интереса при обучении иноязычному говорению переводчиков в сфере профессиональной коммуникации
Эти условия включают также предметно-содержательную основу в виде дидактически организованной и отвечающей определенным принципам системы текстов. Обучение строится на основе комплекса упражнений в виде проблемно-обусловленных коммуникативно-познавательных задач. Основным элементом КПЗ выступает вербальная формулировка инструкции, которая позволяет актуализировать основные компоненты ПМФ…
ДиссертацияНаучно-методические основы базовой подготовки студентов инженерно-строительных специальностей в условиях проективно-информационного подхода
Выявлены направления совершенствования базовой подготовки студентов инженерно-строительных вузов в условиях ИКТ: модульность содержания базовой подготовки (на основе реализации принципов: структурирования — предполагает деление учебного материала на структурные элементы с определенными содержательными и дидактическими целями, предусматривающими использование ИКТ как средство обучения и как…
ДиссертацияРазвитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации математика является обязательным учебным предметом для студентов гуманитарных специальностей. Содержание образовательных стандартов, паспортов специальностей гуманитарного профиля, учебной и специальной литературы по курсам математики предполагает развитие математической…
ДиссертацияПрофессиональная направленность курса «Информатика» для студентов математиков педагогического вуза
Фактор непрерывного развития информатики существенно влияет на решение проблемы подготовки специалистов в области информационных технологий. Это выражается не только в появлении новых версий операционных систем, офисных пакетов, средств разработки, графических ^ пакетов, но и в смене модели использования этих новых средств в профессиональной деятельности. В частности, переход от модели…
ДиссертацияПедагогические средства повышения квалификации менеджеров образования в системе дополнительного профессионального образования: Региональный аспект
Дополнительное профессиональное образование взрослых становится важнейшим звеном системы непрерывного образования и ведущим фактором его развития. По своей сути, это формирующаяся подсистема современного образования, отражающая на современном этапе специфику той части системы, которая создает дополнительные, вариативные возможности для каждого члена общества удовлетворить свои образовательные…
ДиссертацияПедагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с низкой обучаемостью на уроках гуманитарного цикла в начальной школе
Анализ теории и практики вопроса активизации учебно-познавателыюй деятельности учащихся с низкой обучаемостью позволил выявить следующие противоречия: а) противоречие между требованиями современного образования к знаниям учащихся с низкой обучаемостью и их индивидуальными возможностямиб) противоречие между необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся с низкой обучаемостью…
ДиссертацияПедагогические условия аттестации командиров подразделений слушателей и курсантов в системе военного образования России
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены обстоятельным теоретическим анализом проблемычетким определением предметной области, целей и задач исследованиястрогостью концептуального аппаратаприменением разнообразных эмпирических методовширокой экспериментальной базой исследования, которую составляют данные, полученные при обследовании различных категорий офицеров командиров…
ДиссертацияПедагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования
Наличие социально и личностно значимой проблемы проекта как важное условие формирования проектной деятельности обеспечивалось наличием различных форм работы, средств обучения и приемов. Так, на первом этапе эксперимента актуализация изучаемого материала осуществлялась путем беседы с учащимися о необходимости знаний о жизни людей в древности и ценностного отношения к образу жизни и культуре других…
ДиссертацияРегулирование обучения учащихся общеобразовательного учреждения на основе прогностической педагогической диагностики
Одновременно отметим, что исследуемая нами проблема отражена в педагогике явно недостаточно. Решены различные вопросы управления обучением учащихся, разработаны общие системы требований к управлению обучением (Г.Н.Сериков, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин и др.). (135, 147, 178 и др.) В то же время для непосредственного управления обучением на современном этапе необходимы специальные средства…
ДиссертацияОбучение иноязычной социокультурной компетенции студентов-лингвистов на базе чтения юмористической литературы: английский язык, продвинутый этап
В процессе подготовки диссертации использовались следующие методы исследования: а) когнитивно-обобщающие: изучение отечественной и зарубежной литературы по проблематике исследованияанализ теории и практики формирования иноязычной социокультурной компетенциианализ, отбор и организация юмористических текстов для учебных целейб) диагностические: анкетирование студентов, беседы с преподавателями…
ДиссертацияПодготовка учителя к развитию творчества младших школьников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла
Решение проблемы формирования готовности учителя к развитию творчества младших школьников стало возможным благодаря тому, что разработаны некоторые подходы, стимулирующие развитие детей в учебном процессе. Это концепции развития и воспитания в социуме (А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий, JI.C. Выготский, В.Д. Семенов) — обучения, ориентированного на ближайшую перспективу в развитии ученика (JI.C…
ДиссертацияОбучение творческому монологическому высказыванию по прочитанному оригинальному художественному тексту учащихся старших классов школ гуманитарного типа: На материале французского языка
Поскольку эвристический подход к познанию является условием развития творческой активности, при организации обучения на эвристической основе мы выбрали одну из важнейших форм коммуникации — монологическую форму речи, которая образуется на стыке двух видов речевой деятельности — чтения и говорения. Это направление мы считаем преспективным в плане возможности организации проблемного обучения…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования
Выделена и обоснована специфика профессионального самоопределения, накладываемая современными общественно-экономическими условиями. С изменением в России общественно-экономических условий происходит изменение идеалов, переоценка ценностей, изменение ценностных ориентаций всего населения, и быстрее всего, — молодежи. Специфика организации самоопределения старшеклассников в настоящих…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия воспитания трудолюбия у детей на первоначальном этапе их взросления
Комплекс организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности исследуемого процесса, содержит следующие их группы: условия, связанные с целесообразной организацией детского труда (организация систематического, постоянно усложняющегося, но свободного, интересного трудавключение в процесс труда игровых действийпредоставление возможности каждому ребенку почувствовать себя…
ДиссертацияТехнологии формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа
Гибкое организационно-методическое обеспечение учебного процесса, обеспечивающее выработку у будущего преподавателя умений осуществлять отбор совокупности методов обучения, адекватный целям, изучаемому содержанию, возрастным и индивидуальным особенностям учащихсяформирование соответствующих учебных ситуации и учебных заданийконструктивная операционально-деятельностная направленность в изучении…
ДиссертацияТеоретические основы формирования содержания педагогического образования: На материале подготовки учителя нач. классов
К настоящему времени в нашей стране сложилась система высшего и среднего специального образования, в основном отвечающая требованиям современной школы, а следовательно, и общества. Сло1 жился и определенный тип учителя, сочетающего в себе широкую об-:щенаучную, специальную и психолого-педагогическую подготовку. Вто же время традиционная система профессионально-педагогической ¡-подготовки все…
ДиссертацияТеория и практика проектирования учебного процесса как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя
В России образовательные стандарты фактически существовали давно как система регламентирующих документов, однако, в такой форме они не были достаточно точными и надежными инструментами управления качеством образования. Необходимость формализации стандартов стала очевидной при интеграции системы образования России в мировую систему. Таким образом, преобразования, происходящие в обществе, порождают…
ДиссертацияФормирование эстетической культуры у специалистов по чувашской филологии средствами народного прикладного искусства
Основой внутренней предпосылки формирования духовных ценностей молодёжи является развитие эстетических чувств и представлений на примере богатства художественных впечатлений. В этом неоценимую роль играет самое испытанное поколениями и естественное средство — народное прикладное искусство, воспитывающее красотой предметов народного творчества и целесообразностью народных ремёсел. Народное…
ДиссертацияОптимизация педагогического процесса по физической культуре курсантов военного авиационно-инженерного вуза
Теоретическую основу исследования составляют теория мотивационной готовности личности к деятельности и общению (Абдуллина О.А., Агеев Б. А., Варновских Е. А., Виленский М. Я., Вшпонас В. К., С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, Давыдов В. В., В. Д. Шадриков и другие) — теоретические основы обучения личности студента в педагогическом процессе высшего учебного заведения…
ДиссертацияПроизводственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза
Теоретический анализ проблемы диссертационного исследования позволил выявить, что производственная практика является фактором формирования профессиональной компетентности студентов педвуза. Историко-педагогический анализ позволил выявить, что будущие педагоги в процессе производственной практики учатся глубоко анализировать возникающие ситуации, применять общие закономерности педагогики…
ДиссертацияУправление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности
В 90-е годы стал преобладать подход, в центре которого оказалась так называемая общая одаренность, рассматриваемая как интеллектуально-творческий потенциал, присущий каждому ребенку, и оцениваемая как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, обеспечивающее успешность в деятельности и характеризующееся, прежде всего, индивидуальным сочетанием уровней развития общего, социального…
ДиссертацияФормирование у студентов колледжа технологий сервиса готовности к профессиональному поликультурному взаимодействию
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования включены как составляющий компонент в разработку концепции многоуровневой профессиональной подготовки специалистов туристического, ресторанного и гостиничного бизнеса ПРОЕКТ — ТЕМПУС (ТОШШМЕБиС БСМ Т005А005−2004) (ХГУ им. Н. Ф. Катанова (Абакан) — УГТУ— УПИ (Екатеринбург). Результаты исследования докладывались на IX…
ДиссертацияФормирование умений педагогического проектирования в образовательном процессе у будущих специалистов профессионального обучения
А. И. Щербакова, И. С. Якиманской и др. Но пути и средства обучения будущих педагогов проектированию теоретически разработаны недостаточно полно, что связано с тем, что не до конца осмыслен, обоснован и содержательно проработан процесс проектирования педагогической деятельности будущих специалистов профессионального обучения. Ориентация на будущего специалиста профессионального обучения…
Диссертация