Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не вызывает сомнений положение о том, что формирование экологической культуры должно начинаться с самого. раннего возраста. Всё чаще подчеркивается роль начальной школы в решении этой проблемы (С.В. Алексеев, Г. Б. Барышникова, Н. Ф. Виноградова, Н. С. Дежникова, И. Д. Зверев, А. А. Плешаков, И. В. Цветкова, Е. В. Яковлева и др.). Именно в младшем школьном возрасте у детей стихийные знания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
    • 1. 2. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 3. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Глава 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества воздействуют на биосферу и нарушают процесс естественной эволюции. Как отмечают специалисты, выход из экологического кризиса с помощью технических средств невозможен. Следовательно, формирование экологической культуры выступает одним из необходимых условий преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и регулятором отношений в системе «человек — окружающая среда».

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) и «Об образовании» (1992) создана правовая база для развития системы непрерывного экологического образования и воспитания.

Во исполнение Декларации Конференции ООН по окружающей среде, Указа Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития общества» формирование экологической культуры подрастающего поколения следует признать одной из первоочередных задач. Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Поэтому ответы на экологические проблемы следует искать в области культуры, поскольку в её основании лежат смысло-жизненные ценности или, как чаще говорят, общечеловеческие ценности. Особое место экологическая проблематика занимает в трудах русских философов, историков и естествоиспытателей: Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского,.

Д. С. Лихачёва, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и др.

Между экологией и культурой существует неразрывная связь: взаимодействие человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Формирование у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек — природа» .

Тот или иной уровень экологической культуры личности — это результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого дети должны овладеть системой нравственных норм по отношению к миру, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в природе, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Исследование педагогической феноменологии экологической культуры детей школьного возраста потребовало определиться в ключевых понятиях. Так, исходным пониманием в педагогических исследованиях экологии служит представление о ней не столько как об области биологического и природоохранного знания, сколько как о синтезе знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия человека с окружающей его средойприродной и социальной. Экологическая культура оперирует качественно новыми понятиями «ценности — отношение — поведение», тогда как экологическое образование определяется понятиями «сознание — мышление — знание — деятельность». Очевидно, что на современном этапе развития общества возрастает значимость экологически культурной, а не только экологически образованной личности.

В этом контексте представляется актуальным анализ гуманистического содержания экологической культуры, конкретизирующий общечеловеческие ценности применительно к детскому восприятию природы и культуры.

Теоретико-методологическим и мировоззренческим аспектам становления и развития экологической культуры личности посвящены исследования Л. И. Василенко, Ф. И. Гиренка, А. А. Горелова, В. Д. Комарова, И. Д. Лаптева, Б. Т. Лихачёва и др. Результаты изучения экологической культуры различных слоев населения отражены в трудах Г. В. Васюковой, О. А. Говоровой, С. А. Карпеева, О. А. Лысовой, Е. В. Никоноровой, О. В. Рублёвой и др.

Не вызывает сомнений положение о том, что формирование экологической культуры должно начинаться с самого. раннего возраста. Всё чаще подчеркивается роль начальной школы в решении этой проблемы (С.В. Алексеев, Г. Б. Барышникова, Н. Ф. Виноградова, Н. С. Дежникова, И. Д. Зверев, А. А. Плешаков, И. В. Цветкова, Е. В. Яковлева и др.). Именно в младшем школьном возрасте у детей стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются, и при определенных условиях может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону — восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность — возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия) — интеллектуальную готовность — определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведение». Под этим углом зрения особенно перспективны исследования Г. В. Буковской, Н. С. Дежниковой, В. А. Деревянко, JL Ю. Ивановой, С. Н. Николаевой, JI. П. Симоновой, И. В. Цветковой, В. А. Ясиным и др., посвященные реализации эколого-образовательного процесса. Данные исследования позволяют прогнозировать развитие экологической культуры общества в ближайшем будущем, раскрывать противоречия и перспективы ее формирования.

Научно-методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах А. А. Вербицкого, Э. В. Гирусова, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Т. В. Кучер, Н. Н. Моисеева, И. Т. Суравегиной и др. Проведенный анализ этих исследований позволяет констатировать отсутствие единого понимания сущности и структуры экологической культуры и утверждать, что использование возможностей дополнительного образования, кружковой работы по формированию этого качества у детей является фрагментарным, часто случайным.

Изучением экологического образования учащихся в условиях дополнительного образования занимались Я. Е. Амбражевич, Г. В. Буковская, Е. В. Колесова, Б. А. Колобова, В. Д. Малаш, Н. Н. Сотникова, Е. В. Экзерцева, Н. Э. Якубова. Основой экологического образования в исследованиях вышеуказанных авторов выступает туристско-краеведческая и эколого-биологическая деятельность школьников, организованная на базе общеобразовательных школ, станциях юных натуралистов, туристов, эколого-биологических центрах. Механизмы реализации процесса формирования экологической культуры младших школьников, предложенные для узконаправленных учреждений дополнительного образования, требуют модернизации в системе таких учреждений общей направленности: Домов творчества, Центров детского творчества и т. п.

В результате анализа ситуации выявлены следующие противоречия: между декларируемой приоритетностью экологического образования и неудовлетворительной динамикой становления экологической культуры современного обществамежду осознанием необходимости изменения отношения к экологической культуре личности и отсутствием исследований, посвященных путям её формирования у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образованиямежду наличием образовательного потенциала учреждений дополнительного образования по формированию экологической культуры детей и его недостаточным использованием в системе общего среднего образования.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование модели формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования.

Объект исследования — экологическая культура младших школьников.

Предмет исследования — процесс формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования.

Гипотеза исследования: формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования будет эффективным, если: построение эколого-образовательной среды осуществляется на основе межведомственной и междисциплинарной интеграции в деятельностно-познавательном режимереализуется модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образованияпредлагаемая методика формирования экологической культуры младших школьников обеспечивает единство познания, переживания и действия, овладение детьми навыками позитивного и безопасного поведения в природе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и компоненты экологической культуры младших школьников.

2. Выявить критерии и уровни сформированности экологической культуры младших школьников.

3. Разработать модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования.

4. Апробировать модель формирования экологической культуры младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются: положения философии о взаимодействии в системе «природа — человек» как отдельного индивида, так и общества в целомоб осознании и отношении как формах отражения человеком социоприродной среды (А. А. Вербицкий, В. И. Вернадский, Э. В. Гирусов, Ф. И. Гиренок, С. Н. Глазачев, М. С. Коган, В. М. Межуев, Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, А. Д. Урсул и др.) — положения отечественной психологии о единстве знаний, переживаний и действий как основе формирования нравственной позиции, о ведущей роли деятельности в формировании отношений (JL И. Божович, JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — положения теории развития познавательной активности и личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса (B.C. Данюшенков, Т. В. Машарова, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, И. С. Якиманская и др.) — положения психологии и педагогики о необходимости формирования 4 экологической культуры у каждого члена общества (С.Д. Дерябо,.

A.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, А. А. Калмыков, Б. Т. Лихачёв, |.

B. А. Ясвин и др.) — теоретические основы школьного экологического образования (С.В. Алексеев, Т. Я. Ашихмина, Г. В. Буковская, А. Н. Захлебный, Б. Д. Комиссаров, А. А. Плешаков, Л. П. Салеева, И. Т. Суравегина, И. В. Цветкова и др.) — теория и методика дополнительного образования детей (Е.Б. Евладова, С. В. Кульневич, Л. Г. Логинова, Е. Н. Медынский, Н. Н. Сотникова, И. И. Фришман и ДР-).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: теоретические методы: категориальный синтез, теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, моделирование педагогического процессаэмпирические методы: наблюдение и анализ деятельности детей, педагогический эксперимент, изучение педагогической документации, диагностика (тестирование, анкетирование, беседа), интерактивные методы (игровые, групповые, поисковые методы, творческие задания), методы математической и статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили образовательные учреждения Оричевского района Кировской области: Оричевский районный Дом творчества детей и молодежи, Оричевские средние общеобразовательные школы № 1 и № 2. Всего экспериментальной работой было охвачено 73 учащихся начальных классов вышеуказанных школ, 10 учителей начальной школы, 68 воспитанников Дома творчества, занимающихся в объединениях экологической, художественно-эстетической и декоративно-прикладной направленности, 6 руководителей объединений дополнительного образования, методист по экологии и психолог Оричевского Дома творчества.

Исследование проводилось с 2000 по 2006 гг. и включало три этапа: на первом этапе (2000—2001гг.) осуществлен анализ философской, методологической, естественнонаучной и психолого-педагогической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы, изучен опыт работы учителей начальных классов по формированию экологической культуры младших школьников, выдвинута ориентировочная гипотеза и определены задачи исследованияна втором этапе (2002;2005гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, проверка основных положений выдвинутой гипотезы, отрабатывалась модель и методика формирования экологической культуры младших школьников, осуществлялся предварительный анализ результатов исследованияна третьем этапе (2005—2006гг.) выполнен заключительный анализ и обобщение полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, сформулированы выводы, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в выявлении компонентов, критериев и уровней сформированности экологической культуры младших школьников, в обосновании модели и определении эффективных путей формирования данного качества личности младшего школьника в условиях дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности, структуры и содержания понятия «экологическая культура младших школьников" — в теоретическом обосновании и разработке модели формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования определяется направленностью работы, которая носит практический характер, отражает реальный опыт формирования экологической культуры младших школьников в условиях системы дополнительного образования. Апробированная модель формирования экологической культуры младших школьников может быть использована в педагогической практике. Разработанные материалы могут найти применение в качестве методического обеспечения образовательного процесса, направленного на интенсивное познавательное и культурное развитие личности младшего школьника.

Достоверность и надежность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных положенийиспользованием современных научных концепций в области педагогики, психологии, экологиикомплексом взаимодополняющих методов, адекватных цели, предмету и задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальной выборки, проверкой гипотезы в практикедлительной работой, проводимой в реальных условиях деятельности учебных и педагогических коллективов школ, учреждений дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Вятского социально-экономического института. Материалы исследования отражены в публикациях и докладывались автором на семинарах молодых ученых в Москве (2003, 2006), Кирове (2003), на II межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, учёных, аспирантов и студентов в Нижнем Новгороде (2005), II межрегиональной научной конференции г. Киров (2006) и XXVII Всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге (2006).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическая культура младших школьников представляет собой совокупность экологических знаний, умений, ценностных ориентаций, эстетических отношений, достигших определенного уровня, обеспечивающего формирование нравственных принципов природопользования. Сущность экологической культуры заключается в опыте взаимодействия человека с природой, обеспечивающем сохранение природы и выраженном в виде теоретических знаний и способах практических действий в природе и обществев адекватном отражении этого опыта, включающем нравственно-ценностное и ответственное отношение к природев процессе практической реализации экологически целесообразной деятельности. Следовательно, данное качество позволяет учащимся гармонизировать взаимоотношения с естественной средой обитания — внешним миром. Содержательными компонентами экологической культуры младшего школьника являются познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный.

2. Критериями сформированности экологической культуры младших школьников являются: наличие экологических представлений о природе, нормах и правилах поведения, адекватность знаний и чувств поведению, стремление сохранять и улучшать окружающую природную среду, потребность в общении с природой, способность прогнозировать и оценивать последствия своих действий в природе, осознанное соблюдение правил экологически безопасного поведения. Сформированность экологической культуры проявляется на низком, среднем и достаточном уровнях.

3. Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования включает следующие составляющие: эколого-образовательную среду (природно-социально-предметное окружение) — субъекты образовательного процессадидактическое, методическое, информационно-техническое и психолого-педагогическое обеспечение эколого-образовательного процессаформы реализации процесса формирования экологической культуры: учебные занятия, природоохранная деятельность, массовые мероприятияуровень взаимодействия субъектовкомпоненты экологической культуры: познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностныйрезультат — достаточный уровень сформированности экологической культуры учащихся.

4. Эффективность модели формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования обеспечивается: построением эколого-образовательной среды на основе межведомственной и междисциплинарной интеграции в деятельностно-познавательном режимеединством познания, переживания и действияовладением детьми навыками позитивного и безопасного поведения в природестимулированием познавательной и творческой активности детейиспользованием разнообразных форм, методов и приемов формирования экологической культурысубъект-субъектными отношениями в системе «ребенок-педагог».

Выводы по 2 главе.

На 1 этапе опытно-экспериментальной работы, в ходе которого проведен констатирующий эксперимент с целью выявления состояния исследуемой проблемы, выявлен общий низкий уровень сформированности экологической культуры младших школьников. Изучение опыта работы учителей начальных классов выявило недостаточный уровень их подготовки к формированию экологической культуры детей.

Данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволили определить перспективные направления и разработать модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования. Мы включили в нее следующие составляющие: эколого-образовательную средусубъекты образовательного процессаобеспечение эколого-образовательного процессаформы реализации процесса формирования экологической культурыуровень взаимодействия субъектовкомпоненты экологической культуры и результат.

2 этап — формирующий, включал в себя опытно-экспериментальную работу по проверке основных положений выдвинутой гипотезыапробацию модели формирования экологической культуры младших школьников в Оричевском районном Доме творчества детей и молодежи.

Контрольное исследование, в ходе которого осуществлен сравнительный анализ уровня сформированности экологической культуры в разных группах детей, показал, что в экспериментальной группе отмечается существенный рост по всем показателям выраженности критериев экологической культуры младших школьников. Анализ уровня сформированности экологической культуры младших школьников выявил, что в целом прослеживается позитивная динамика роста уровня экологической культуры детей, однако рост уровневых показателей экологической культуры учащихся экспериментальной группы отличается значительно большей интенсивностью. Это указывает на то, что разработанная и апробированная модель формирования экологической культуры младших школьников достаточно эффективна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в настоящей работе концептуальное осмысление проблемы исследования указывает на то, что разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Формирование экологической культуры личности официально признано в нашей стране одним из приоритетных направлений совершенствования образовательных систем.

Вместе с тем очевидное противоречие между декларируемой приоритетностью экологического образования и неудовлетворительной динамикой становления экологической культуры современного общества, а также между наличием образовательного потенциала учреждений дополнительного образования и его недостаточным использованием в настоящее время свидетельствуют о необходимости научного поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой. Объявление приоритетности формирования экологической культуры само по себе не может вывести образовательные системы на качественно новый уровень без изменения философии и методики обучения.

Формирование экологической культуры должно начинаться с самого раннего возраста, а одним из самых сензитивных периодов для этого является младший школьный возраст. Именно в младшем школьном возрасте у детей стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются, вырабатываются навыки гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами. Младший школьник открыт процессу восприятия и присвоения экологических правил отношения с природой, превращает их в свои привычки. Важно, чтобы осваиваемый им опыт и представления способствовали становлению ценностного отношения к природному и социальному миру.

В выполненной работе мы представили экологическую культуру младшего школьника как совокупность экологических знаний, умений, ценностных ориентаций, эстетических отношений, достигших определенного уровня, обеспечивающего формирование нравственных принципов природопользования.

На основе теоретического анализа проблемы нами раскрыты сущность и содержание экологической культуры младших школьников. Сущность экологической культуры составляет опыт взаимодействия человека с природой, обеспечивающий сохранение природы и выраженный в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществеадекватное отражение этого опыта, включающее нравственно-ценностное и ответственное отношение к природепроцесс практической реализации экологически целесообразной деятельности. Экологическая культура включает в себя познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты.

Основой формирования экологической культуры младших школьников выступает экологическая деятельность, включающая в себя активное познание природы, накопление позитивного эмоционально-чувственного, нравственно-ценностного опыта общения с природой, усвоение нравственно-экологических норм и правил поведения в природе.

Обобщение результатов теоретического исследования позволило нам выделить критерии сформированности экологической культуры у детей младшего школьного возраста. К ним мы отнесли наличие экологических представлений о природе и безопасном поведении в нем, адекватность знаний и чувств поведению детей, стремление сохранять и улучшать окружающую природную среду, способность прогнозировать и оценивать последствия своих действий в природе, потребность в общении с природой, осознанное соблюдение правил экологически безопасного поведения. Помимо этого, были охарактеризованы уровни сформированности экологической культуры детей младшего школьного возраста: достаточный, средний и низкий.

Ведущую роль в экологическом воспитании ребенка младшего школьного возраста играют образовательные учреждения, организующие процесс формирования экологической культуры. Содержание экологической культуры имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой дополнительной внеклассной работы, реализуемой в учреждениях дополнительного образования детей. В современной концепции формирования экологической культуры основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные, поисковые и т. д.). Основой форм и методов формирования экологической культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем (витагенном) опыте ребенка.

В исследовании показано, что система дополнительного образования детей обладает большим образовательным потенциалом и позволяет эффективно формировать экологическую культуру детей. Меньшая, чем в школе, регламентируемость образовательного процесса позволяет строить эколого-образовательную среду на основе межведомственной и междисциплинарной интеграции в деятельностно-игровом режиме. Свобода и неформальность общения, добровольность и осознанность выбора детьми экологического направления деятельности в учреждении дополнительного образования позволяют более результативно направлять эколого-образовательный процесс на формирование готовности и стремления к правильному взаимодействию с окружающей природной средой, использовать методики, обеспечивающие единство познания, переживания и действия, овладение детьми навыками позитивного и безопасного поведения в природе.

В основу формирования экологической культуры младших школьников в дополнительном образовании легли следующие принципы: процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблемпроцесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлениемв основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшениюпроцесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Таким образом, разработанная и апробированная нами модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования является эффективной и направлена на интенсивное познавательное и культурное развитие личности ребенка, его творческих способностей и активной жизненной позиции. В процессе реализации модели также развивается мотивация детей на бережное отношение к природе через призму четырех «надо»: знать, уметь, желать, действовать.

Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования осуществляется эффективно при условии построения образовательной среды на основе межведомственной и междисциплинарной интеграции в деятельностно-познавательном режиме, при организации целостного эколого-педагогического процесса, направленного на формирование готовности и желания к правильному взаимодействию с окружающей природной средой, при обеспечении единства познания, переживания и действия, овладения детьми навыками позитивного и безопасного поведения в природе, стимулировании познавательной и творческой активности детей, при субъект-субъектных отношениях в системе «ребенок-педагог».

Данное исследование не исчерпывает проблемы формирования экологической культуры младших школьников. Перспективы этого направления работы мы видим в разработке проблемы интеграции школьного и дополнительного образования, в эффективном использовании потенциала последнего в общем образовании через создание системы непрерывного экологического образования.

Особенно актуальным этот вопрос является в настоящее время, в период развития предпрофильного и профильного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. А. Экология Текст. / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. М.: ЮНИТИ, 1999. — 160 с.
  2. , Я. Е. Развитие экологической направленности личности в биологических кружках станции юных натуралистов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Я. Е. Амбражевич. — СПб., 2000.-19 с.
  3. , Э. А. Экологические основы природопользования Текст. / Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. М.: Дашков и К, 2001. — 236 с.
  4. , К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков Текст. / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова. — М.: Педагогика, 1995. — 87 с. ^
  5. Атлас Кировской области Карты.: [физическая карта] / Федеральная служба геодезии и картографии России. — М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.
  6. , В. Г. Лесная хрестоматия Текст. / В. Г. Атрохин, Е. Д. Солодухин. — М.: Лесная промышленность, 1988. — 399 с.
  7. , Т. А. Вторая международная конференция по экологическому образованию Текст. / Т. А. Бабакова // Биология в школе. 1995. — № 5. — С. 35−37
  8. , Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками Текст. / Т. А. Бабакова // Начальная школа. — 1993. № 9.- С. 16−17.
  9. , Л. В. Проектирование педагогической деятельности Текст.: из опыта школы-комплекса № 87 г. Ярославля / Л. В. Байбородова, О. Г. Важнова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. 77 с.
  10. , JI. К. Внешкольные учреждения : пособие для работников внешкольных учреждений Текст. / Л. К. Балясная — сост. Л. И. Филатова, В. С. Муратова. — М.: Просвещение, 1978. — 256 с.
  11. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  12. , П. П. Курс педагогики Текст. / П. П. Блонский. — М., 1916. — 67с.
  13. , Р. В. Зеленый патруль Текст. / Р. В. Бобров. — М.: Просвещение, 1984. — 68 с.
  14. , М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в педагогике начала XX в. Текст. / М. В. Богуславский // Педагогика. — 2000. — № 4. — С. 65.
  15. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968.
  16. , Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович — под ред. Д. И. Фельдштейна. — Воронеж, 1995.
  17. , В. Е. Спутник юного защитника природы Текст. — Изд. 2-е, доп. / В. Е. Борейко, В. Н. Грищенко. — Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. — 304 с.
  18. , А. П. В дружбе с людьми и природой Текст. / А. П. Букин. — М.: Просвещение, 1991. — 123 с.
  19. , Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников Текст. / Г. В. Буковская. М.: ВЛАДОС, 2004. — 192 с.
  20. , Г. В. Первые шаги в экологию Текст. / Г. В. Буковская. — Тамбов, 1995. — 115 с.
  21. , Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристскойдеятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Буковская. — М., 1997. — 21 с.
  22. , Г. В. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Васюкова. — М., 2004.-18 с.
  23. , В. П. Основы новой педагогики Текст. / В. П. Вахтеров // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. — С. 520.
  24. , A. JT. Психологическое обследование младших школьников Текст. / A. JL Венгер, Г. А. Цукерман. — М., 2001. — 265 с.
  25. Венгер, A. JL Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста Текст. / A. JL Венгер, Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 94 с.
  26. , К. Н. Декларация прав ребенка Текст. / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание и свободная школа. — 1918.- № 1−3.- С. 71−75.
  27. , К. Н. Новые пути воспитания и образования детей Текст.: хрестоматия по истории педагогики / К. Н. Вентцель. — М., 1936.-4 т. С. 443.
  28. , А. А. Основы концепции непрерывного экологического образования Текст. / А. А. Вербицкий // Педагогика. 1997.- № 6.- С.31−32.
  29. , А. А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения Текст. / А. А. Вербицкий. — М., 1987. — 176 с.
  30. Вестник АсЭкО Текст.: информационно-методический журнал ассоциации «Экологическое образование». — 1999. — № 1(17) — № 2(18).
  31. , А. И. Охрана природы Текст. / А. И. Воронцов, Н. 3. Харитонова. — М.: Высшая школа, 1977. — 408 с.
  32. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению Текст.: из опыта работы: [пособие для учителя] / сост. JI. Ф. Мельчаков. — М.: Просвещение, 1981. — 98 с.
  33. , Б. 3. Воспитание и воспитанность: реалии современности Текст. / Б. 3. Вульфов // Внешкольник. — 2004. — № 4. С. 9−12.
  34. , JI. С. Педагогическая психология Текст. / JI. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.-534 с.
  35. , М. В. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития Текст. / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, JI. М. Орлова. — М., Просвещение, 1995. — 234 с.
  36. , Э. В. Природные основы экологической культуры Текст. / Э. В. Гирусов. М., Знание, 1989. — 143 с.
  37. , JI. Ю. Муниципальная система непрерывного экологического образования как условие развития экологической культуры учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Ю. Гладышева. СПб, 1999. — 22 с.
  38. , С. Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики Текст. / С. Н. Глазачев. — М.: Горизонт, 1997. — 56 с.
  39. , С. Н. Экологическая культура мира — приоритет безопасности планеты Текст. / С. Н. Глазачев // Зеленый мир. — 2003.-№ 9−10.-С. 17−20.
  40. , С. Н. Экологическая культура учителя Текст.: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы / С. Н. Глазачев. — М.: Современный писатель, 1998. — 432 с.
  41. , С. Н. Экологическая культура: экология для гуманитариев Текст. / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М.: Горизонт, 1997. 205 с.
  42. Глобальные экологические проблемы Текст. — М.: Мысль, 1988.-53 с.
  43. , В. В. Экологическая безопасность человека Текст.: учебный практикум / В. В. Горбатовский, Н. Г. Рыбальский, Т. В. Потапова. М.: РЭФИА, 1998. — 432 с.
  44. , А. А. Экология Текст.: курс лекций / А. А. Горелов. М.: Центр, 1998. — 253 с.
  45. Горизонты экологического знания: социально-философские проблемы Текст. / под ред. И. Т. Фролова. — М.: Наука, 1986. — 112 с.
  46. , Н. А. Природе — заботу молодых Текст. / Н. А. Городецкая. — М.: Лесная промышленность, 1983. — 48 с.
  47. , Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников Текст. / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. — 235 с.
  48. , Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков Текст.: учебное пособие / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова [и др.]. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.
  49. , Н. С. Экология и культура Текст. / Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова. М., 1995. — 82 с.
  50. , В. А. Уроки экологического творчества Текст. / В. А. Деревянко, С. С. Савельева, И. Т. Бабанский // Начальная школа. 1989. — № 12. — С. 40−44.
  51. , С. Д. Экологическая педагогика и психология Текст.: учебное пособие / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.-480 с.
  52. , Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес Текст. / Ю. Д. Дмитриев. — М.: Русский язык, 1991.-237с.
  53. , Ю. Д. О природе для больших и маленьких Текст. / Ю. Д. Дмитриев. — М.: Педагогика, 1982. — 195 с.
  54. , Н. В. Экологическое воспитание в пионерском лагере Текст. / Н. В. Добрецова. — М.: Агропромиздат, 1988. — 239 с.
  55. , Н. М. Здравствуй, лес! Текст. / Н. М. Доманова, В. К. Тепляков, А. Ю. Ярошенко. — М.: Изд-во Гринпис России: Изд-во Представительства Всемирного Союза Охраны Природы для России и стран СНГ, 2003. — 48 с.
  56. . Н. Путешествие в зеленую аптеку Текст. / Н. Дорофеева // Воспитание школьников. — 2004. — № 5. — С. 67— 71.
  57. , JI. Н. Экологическая сказка для первоклассников Текст. / JI. Н. Ердаков // Начальная школа. — 1992. — № 11. — С. 18— 20- -№ 12.- С. 19−22.
  58. , В. П. Охрана водного бассейна Текст. / В. П. Журавлев, В. J1. Мечик. — М.: Знание, 1987. — 32 с.
  59. Журнал «Юный натуралист» Текст. / гл. редактор А. Г. Рогожкин, научный консультант Е. Е. Сыроечковский. — М.: Молодая гвардия. -№№ 7 12/1982. — №№ 1 — 12/ 1983.
  60. , Е. А. Игра в экологическом образовании младших школьников Текст. / Е. А. Заикина // Дополнительное образование. 2004. — № 2. — С. 19−29.
  61. , Е. А. Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности Текст. / Е. А. Заикина // Дополнительное образование. — 2004. — № 3. — С. 42−45.
  62. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования Текст.: учеб. пособие для студентов пед. бакалаврита, педагогов-практиков / Е. С. Заир-Бек. — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 234 с.
  63. , Г. П. Окружающая среда и здоровье Текст. / Г. П. Зарубин, Д. П. Никитин, Ю. В. Новиков. — М.: Знание, 1977. 127 с.
  64. , А. Н. На экологической тропе Текст. / А. Н. Захлебный. — М.: Знание, 1986. — 125 с.
  65. , А. Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование Текст. / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. — 1985. — № 12. — С. 10— 12.
  66. , А. Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования Текст. / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  67. , А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе Текст.: пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984. — 138 с.
  68. , И. Д. Отношение школьников к природе Текст. / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1988. -227 с.
  69. , И. Д. Экогласность и образование Текст. / И. Д. Зверев // Советская педагогика. — 1991. — № 1. — С. 9—11.
  70. , И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования Текст. / И. Д. Зверев. — М.: Педагогика, 1990. — 67 с.
  71. , И. Д. Экология в школьном обучении Текст. / И. Д. Зверев. М., 1980. — 19 с.
  72. , О. А. Тропинки воспитания экологической культуры Текст. / О. А. Зверкова // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С.17−18.
  73. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. — М.: Педагогика, 1999. — 243 с.
  74. , В. В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Зотов. — М., 1998. — 20 с.
  75. , И. П. Методика коммунарского воспитания Текст. / И. П. Иванов. М.: Знание, 1990. — 22 с.
  76. , В. А. Экология в этносе как средство воспитания бережного отношения к природе Текст. / В. А. Игнатова // Дополнительное образование. — 2004. — № 4. — С. 14—21.
  77. , А. И. Охрана и защита леса Текст. / А. И. Ильинский, И. Н. Пономарева. — М.: Лесная промышленность, 1969. — 408 с.
  78. Инновации в российском образовании Текст.: общее образование 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 80 с.
  79. Иноземцев, В. JL Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы Текст. /
  80. B. Л. Иноземцев. М.: Логос, 2000. — 76 с.
  81. , Б. Г. Сельская школа и охрана природы Текст. / Б. Г. Иоганзен, Н. А. Городецкая. — М.: Просвещение, 1976. — 112 с.
  82. , Д. Н. Природа: от охраны к заботе? Текст. / Д. Н. Кавтарадзе // Знание сила. — 1990. — № 3. — С. 11−14.
  83. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание Текст. / М. С. Каган. Л., 1991. — 338 с.
  84. , Г. С. Экология города: урбоэкология Текст.: учебник 10−11 кл. / Г. С. Камерилова. — М.: Просвещение, 1997. — 190 с.
  85. , С. С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся Текст.: пособие для учителя / С. С. Кашлев,
  86. C. Н. Глазачев. — М.: Горизонт, 2000. — 94 с.
  87. , Р. В. Роль учебно-опытного участка в экологическом образовании и воспитании школьников Текст. / Р. В. Кельбас // Дополнительное образование. — 2004. — № 4. — С. 11−13.
  88. , Е. В. Модель дополнительного экологического образования в общеобразовательных учреждениях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Колесова. — М., 2002. — 19 с.
  89. , Б. А. Совершенствование системы дополнительного экологического образования детей в Северном регионе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. А. Колобова. — Нижневартовск, 2001. — 22 с.
  90. , П. П. Экологическое воспитание школьников Текст. / П. П. Костенков. — Барнаул, 1990. — 160 с.
  91. , А. Н. Экологическое знание и сознание Текст. / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. — Новосибирск: Наука, 1987.- 115 с.
  92. , В. А. Жизненный опыт младших школьников глазами практического педагога Текст. / В. А. Кривенко. — Сургут, 2000. 85 с.
  93. , Г. В. Юному лесоводу Текст. / Г. В. Куликова. — М.: Россельхозиздат, 1987. — 79 с.
  94. , И. М. Экология растений Текст. / И М. Культиасов. — М.: Изд-во Московского университета, 1982. — 384 с.
  95. , В. Д. Экологическое образование младших школьников Текст. / В. Д. Купров // Начальная школа. — 2000. — № 7. С. 85−88.
  96. , Т. В. Экологическое воспитание учащихся Текст. / Т. В. Кучер. — М.: Просвещение, 1990. — 172 с.
  97. , Н. Г. Развитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Лаврентьева. — Чита, 2000. — 19 с.
  98. , О. Е. Дополнительное образование детей Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Е. Лебедев, М. В. Катунова, Н. Ф. Трубицын. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  99. , А. Н. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. Т.2. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983. С. 94−231.
  100. , Б. Т. Экология личности Текст. / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1993. -№ 2. — С. 19−21.
  101. , Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания Текст. / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 17−20.
  102. , О. А. Развитие у младших школьников системы экологических представлений о природе и человеке Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Лысова. — М., 2005. — 22 с.
  103. , Л. П. Экология — проблема нравственная Текст. / Л. П. Любецкая, Г. С. Стригуль // Внешкольник. — 2001. — № 7. — С. 16−19.
  104. , В. Д. Дидактические основы формирования экологических знаний и умений младших школьников в процессе внеклассной и внешкольной работы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Д. Малаш. — М., 1995. — 21 с.
  105. , Н. М. Культура. Экология. Образование Текст. / Н. М. Мамедов. — М., 1996. 13 с.
  106. , Н. М. Экологическое образование: проблемы базовых знаний Текст. / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина // Биология в школе. — 1993. — № 1. — С. 7—11.
  107. , Н. М. Экология Текст. / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. — М.: Школа-Пресс, 1996. — 236 с.
  108. , И. Методологические основы дидактики Текст. / И. Марев. М., 1987. — 224 с.
  109. , Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника Текст. / Е. Н. Медынский. — М., 1918. — 17 с.
  110. , В. М. Культура и история Текст. / В. М. Межуев. — М.: Политиздат, 1977. — 107с.
  111. , В. А. Внеклассная работа по биологии Текст.: методические разработки вечеров и праздников / В. А. Миронова.1. Тамбов, 1971. —51 с.
  112. , Н. Н. Человек и ноосфера Текст. / Н. Н. Моисеев.
  113. М.: Молодая гвардия, 1990. — 351 с.
  114. , Н. Н. Человек, среда, общество Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: Наука, 1982. — 240 с.
  115. , Н. Н. Экология и образование Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: АО МДС, 1996. — 196 с.
  116. , JI. В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников Текст. / J1. В. Моисеева, И. Р. Колтунова. — Екатеринбург: Уникум, 1993.- 148 с.
  117. Моисеева, J1. В. Диагностические методики в системе экологического образования Текст.: кн. для учителя / J1. В. Моисеева. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. университета, 1996. — 166 с.
  118. , С. С. Активные формы и методы обучения биологии Текст. / С. С. Молис, С. А. Молис. — М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
  119. Молодова, J1. П. Игровые экологические занятия с детьми Текст. / JL П. Молодова. Минск: Асар, 1996. — 128 с.
  120. Московская декларация по экологической культуре Текст. // Всемирный день окружающей среды: Москва-98: сборник. — М.: Ноосфера, 1998. — 56 с.
  121. , В. С. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. С. Нагаев. — М., 1994. 20 с.
  122. , Д. П. Окружающая среда и человек Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Д. П. Никитин, Ю. В. Новиков. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1986. — 415 с.
  123. , Б. А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / Б. А. Никитина. — М., 1996. — 24 с.
  124. , А. И. Экология Текст.: учебник для 5(6) классов / А. И. Никишов, В. Н. Кузнецов, Д. JI. Теплов. — М.: Устойчивый мир, 1999. — 272 е.: ил.
  125. , С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду Текст. / С. Н. Николаева. — М.: Просвещение, 2001. -207 с.
  126. , С. Н. Теория и методика экологического образования детей Текст.: учебное пособие / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
  127. , Е. В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы Текст.: дис.. д-ра филос. наук / Е. Н. Никонорова. — М., 1994. — 315 с.
  128. , Г. С. Наблюдения и опыты над растениями Текст. / Г. С. Нога. — М.: Просвещение, 1976. — 115 с.
  129. , Т. Д. Мир животных и растений Текст.: энциклопедия для малышей / Т. Д. Нуждина. — Ярославль: Академия холдинг, 2003. — 320 с.
  130. , В. М. Методика преподавания природоведения Текст. / В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова. — М.: Просвещение, 1990. — 186 с.
  131. , В. И. Об охране природы Текст. / В. И. Пелевин. -М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1962.-207 с.
  132. , А. С. Вслед за солнышком живем Текст.: этно-экологическая программа работы с младшими школьниками /
  133. A. С. Пешкова. — Владивосток: МК-Дизайн, 1998. — 30 с.
  134. , А. А. Экология для младших школьников Текст.: факультативный курс / А. А. Плешаков. — М., Педагогика, 1995. — 218 с.
  135. , И. Н. Экология растений с основами биогеоценологии Текст. / И. Н. Пономарева. — М.: Просвещение, 1978.-206 с.
  136. Популярный экологический словарь Текст. / сост. Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. М.: АО МДС, 1996. — 499 е., с ил.
  137. Постановление Правительства Российской Федерации № 233 «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей».
  138. Природа Кировской области Текст.: учебное пособие для 8 классов. — Киров, 1999. — 256 с.
  139. , М. М. Календарь природы Текст. / М. М. Пришвин. — Минск: Ураджай, 1977. — 66 с.
  140. Проблемы экологии России Текст. / под ред.
  141. B. И. Данилова-Данильяна, В. М. Котлякова. — М., Просвещение, 1993.- 192 с.
  142. Программа действий: Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярномизложении Текст. — Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993.-35 с.
  143. Программы по региональному компоненту «Экология» Текст. / сост. 3. П. Макаренко. — Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2005. — 146 с.
  144. Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования Текст. / под ред. В. И. Панова. — М.: ЮУО, ЦТДЮ «Радужный», 2000. 54 с.
  145. , В. Ф. Словарь экологических терминов и понятий Текст. / В. Ф. Протасов, А. В. Молчанов. М., 1997. — 126 с.
  146. Рац, М. Что такое экология или как спасти природу Текст. / М. Рац. М.: Касталь, 1993.- 180 с.
  147. , Н. Ф. Природопользование Текст.: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1990. — 213 с.
  148. , Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы Текст. / Н. Ф. Реймерс. — М.: Россия молодая, 1994. — 153 с.
  149. , Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учеб. пособие / Е. И. Рогов. — М.: Владос, 1996.-529 с.
  150. , С. Н. Системная экология Текст. / С. Н. Розанов. — Ижевск: Изд-во Ижевского гос. тех. университета, 1996. — 204 с.
  151. Российская Федерация. Закон. Об образовании Текст.: федер. закон в новой редакции № 12 — ФЗ: [принят Гос. Думой 12.07.1995 г.: одобр. Советом Федерации 05.01.1996 г.] // Российская газ. — 1996. — 23 января. — № 13.
  152. Российская Федерация. Закон. Об охране окружающей среды Текст.: федер. закон № 7 ФЗ: [принят Гос. Думой 20.12.2001 г. :одобр. Советом Федерации 26.12.2001 г. // Российская газ. — 2002. — 12 января. — № 6.
  153. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 720 с.
  154. , О. В. Интеграция содержания образования как системообразующий фактор становления экологической культуры личности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Рублева. -Самара, 2000.- 19 с.
  155. , В. Г. Зеленая аптека Текст. / В. Г. Рубцов. — Л.: Лениздат, 1980. 138 с.
  156. , Р. Д. Занимательные занятия с юннатами Текст. / Р. Д. Русских. — Ижевск: Удмуртия, 1981. — 69 с.
  157. , И. Н. Школьный экологический мониторинг городской среды Текст.: учебное пособие / И. Н. Рыжов, Г. А. Ягодин. — М.: Международное изд-во: Галактика, 2000. — 190 с.
  158. , Л. П. О содержании экологического образования в начальной школе Текст. / Л. П. Салеева // Начальная школа. — 1993.-№ 9.-С. 11−13.
  159. , В. А. Игровые технологии в экологическом образовании школьников Текст.: методические материалы для учителей старших классов / В. А. Самкова. — М., 2003. — 35 с.
  160. , В. А. Открывая мир. Экологическое образование в начальной школе Текст. / В. А. Самкова. — М.: Изд-во МСоЭС, 2003, 74 с.
  161. , Е. В. Формирование основ проблемного мышления у младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Саутина. Киров, 1999. — 19 с.
  162. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие для пед. вузов и ИПК / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  163. , Т. А. Планета — наш дом Текст. Мир вокруг нас: учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников / под ред. Т. А. Сидорчук. — Ульяновск, 2001.-337 с.
  164. , В. А. Дидактика Текст.: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров — под ред.
  165. B. А. Сластенина. — М., 2002. — 368 с.
  166. , В. Организация туристеко-краеведческой работы Текст. / В. Смирнова // Воспитание школьников. — 2004. — № 5. —1. C. 10−14.
  167. , В. Экология и охрана природы Текст. / В. Снакин. — М.: Академия, 1999. 384 с.
  168. Современные проблемы экологии Текст.: книга для учителя / под ред. А. А. Касьяна. — М.: Просвещение, 1997. — 96 с.
  169. , С. Н. Взаимодействие общества и природы: философские проблемы Текст. / С. Н. Соломина. — М.: Мысль, 1983.-252 с.
  170. , Н. Н. Формирование экологической культуры детей в учреждениях дополнительного образования (на примере краевого эколого-биологического центра) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Сотникова. — М., 2000. — 20 с.
  171. , И. Т. Методическая система экологического образования Текст. / И. Т. Суравегина // Советская педагогика. — 1988.-№ 9.-С. 22−25.
  172. , И. Т. Экологическое образование в школе Текст. / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич, Т. В. Кучер // Советская педагогика. — 1990. — № 12. — С. 47—49.
  173. , И. Т. Экология и мир Текст.: методическое пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М., 1994.-78 с.
  174. , JI. Н. Педагогические сочинения Текст. / Л. Н. Толстой. М., 1948. — С. 365 — 366.
  175. , Д. И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии Текст.: пособие для учителей / Д. И. Трайтак. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  176. , Д. И. Практическая направленность обучения ботанике Текст. / Д. И. Трайтак. — М.: Просвещение, 1977. — 125 с.
  177. , Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике Текст. / Д. И. Трайтак. — М.: Педагогика, 1975.-79 с.
  178. , А. Д. О понятии «экологическая деятельность» Текст. / А. Д. Урсул // Философские науки. — 1986. — № 1. — С. 41.
  179. Федеральный закон. О государственном регулировании образования в области экологии Текст. // Вестник экологического образования в России. — 2000. — № 1—2. — С. 8—10.
  180. Фенологические наблюдения: организация, проведение, обработка Текст. — Л.: Наука, 1982. — 96 с.
  181. Философский энциклопедический словарь Текст. — М., 1983.-С. 292.
  182. , А. Б. Учреждения дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель Текст. :учебно-методическое пособие / А. Б. Фомина. — М.: Российская академия образования: Центр социальной педагогики, 1996. — 4.2. -82 с.
  183. , А. Н. Среди природы Текст. / А. Н. Формозов. — М.: Изд-во Московского университета, 1978. — 261 с.
  184. , Jl. М. Наглядность и моделирование в обучении Текст. / Jl. М. Фридман. — М.: Знание, 1984. — 80 с.
  185. , Н. П. Организация детских исследовательских работ по экологии: теория и практика Текст. / Н. П. Харитонов // Внешкольник. 2004. — № 3. — С. 1−7.
  186. , Jl. М. Экологическое воспитание младших школьников Текст. / Jl. М. Хафизова // Начальная школа. — 1989. -№ 3.-С. 33−35.
  187. Хизбуллина, Р .3. Формирование экологической культуры школьников при изучении проблем взаимоотношений человека и природы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. 3. Хизбуллина. Уфа, 2002. — 23 с.
  188. , П. В союзе с природой Текст. / П. Царфис. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 207 с.
  189. , И. В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы Текст. / И. В. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 183 с.
  190. , И. В. Эко-проект «Маленький принц», или экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты Текст. / И. В. Цветкова. М., 1994. — 42 с.
  191. , В. В. Экологическое образование в школах в развитых странах Текст. / В. В. Червонецкий. — М.: Мир, 1992. — 78 с.
  192. , С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. / С. Т. Шацкий. М., 1980.- Т.1.- С. 258−266.
  193. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 147 с.
  194. Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспекты Текст. / под ред. А. А. Касьяна. — М.: Онега, 1995.- 178 с.
  195. Экология. Культура. Образование Текст.: сборник материалов международного научного семинара / под ред. Т. Я. Ашихминой. — Киров, 1998. — 236 с.
  196. ЭкоЛоджик! Экологическое образование Текст.: методы и приёмы. — Стокгольм: Фонд «Сохраним чистоту Швеции», 1997. 70 с.
  197. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1989. — 560 с.
  198. Энциклопедия земли Вятской. Т. 7. Природа. Текст. — Киров: Областная писательская организация, 1997. — 607с.
  199. , В. 3. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования Текст.: монография / В. 3. Юсупов. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 120 с.
  200. , Е. В. Развитие экологической культуры личности младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Яковлева. М., 1996. — 22 с.
  201. , Н. Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности
  202. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Э. Якубова. — Казань, 1998.-23 с.
  203. , Е. А. Педагогическая философия адаптивной модели школы Текст. / Е. А. Ямбург // Мир образования. — 1996. — № 6. — С. 46−53.
  204. , В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 356 с.
  205. , В. А. Практикум по психологической диагностике экологического сознания Текст.: приложение к программе «Основы формирования экологической культуры населения» / В. А. Ясвин. М.: ЦЭПР, 2003. — 32 с.
  206. , В. А. Психология отношения к природе Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2000. — 456 с.
Заполнить форму текущей работой