Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в современной России
Советская система образования — наряду с японской, американской, французской, английской, германской: каждая по своему — принадлежала к числу сильнейших образовательных систем мира. Это не означает, что у неё, как и у всех только что перечисленных, не было никаких недостатков. Главный из них: она была (и остается) по преимуществу казарменно-репрессивной. Казарменной — значит, всех огулом под одну…
КонтрольнаяАнализ художественного произведения и развитие речи учащихся старших классов с учетом элементов теории ораторского искусства
В художественных произведениях большую роль играют речевые высказывания, создаваемые писателем по законам ораторского мастерства, следовательно, систематическое обращение к риторическим понятиям существенно облегчает постижение художественного текста. При этом появляется возможность исследовать текст со стороны его речевой организации. Среди причин обращения к теории ораторского искусства при…
ДиссертацияФормирование умений аудирования лекций по специальности у иностранных студентов-русистов в рамках когнитивно-дискурсивного подхода
Что же касается исследований языка учебных лекций — устных текстов лекций по специальности, необходимо отметить, что в большинстве существующих работ по обучению аудированию учебных лекций, а также в практических пособиях по аудированию, преобладает формально-грамматический подход к описанию языковых единиц того или иного подъязыка. Между тем, в современном языкознании наблюдается тенденция…
ДиссертацияДидактические основы развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии при выполнении учебных самостоятельных работ
Методологической основой исследования являются важнейшие понятия философии, педагогики и психологии о противоречиях как ведущей движущей силе развития личности, о единстве общего, особенного и единичного, о принципах единства сознания и развитиясубъектно-гуманистический и творческий подход к развитию творческой познавательной активности личности в условиях самостоятельной работы…
ДиссертацияДидактические условия развития свойств субъекта информационно-технологической деятельности в профессиональной подготовке студентов
В то же время, методы и приемы их создания требуют дополнительной проверки на материале дисциплин для различных профилей. Специфика учебных дисциплин, возможно, найдет отражение в содержании целевой программы, отборе элективных курсов в совокупность. Результаты подобных исследований могут быть положены в основу создания развивающих технологий для различных профилей. Однако принципиальный подход…
ДиссертацияКомплексный подход к формированию правовых знаний в процессе теоретического обучения учащихся профессиональных лицеев
По результатам педагогического эксперимента можно заключить, что преемственность правового обучения от общеобразовательной школы к профессиональной устанавливается учебно-программной документацией, однако в реальных условиях она нарушается. Поэтому для формирования системы правовых знаний необходим комплексный подход к многоступенчатому, многоцелевому процессу научного исследования, требующего…
ДиссертацияЛичностно-деятельностный подход как условие гуманизации подготовки специалистов средней профессиональной школы
Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач, системным подходом, реализованным в ходе опытно-экспериментальной работы. Ведущими методамивыступали следующие: теоретический анализ философской, педагогической психологиче-&diamsской, социологической литературыанализ и синтез эмпирических данных, полученных в ходе исследованияметоды эмпирического уровня…
ДиссертацияМузыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед…
ДиссертацияМетодическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки
Разработана методическая система обучения физике учащихся спортивных классов в рамках дополнительной подготовки, позволяющая обеспечить адаптацию учащихся спортивных классов к обучению в техническом вузе через интеграцию обучения физике на базовом уровне и формирование элементов знаний и умений, лежащих в основе развития способностей к инженерной деятельности, а именно: сформулированы цели…
ДиссертацияРазвитие патриотических ценностей у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки
В результате исследования проблемы развития патриотических ценностей у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки уточнено понятие «патриотические ценности», которое определяется как устойчивые положительно значимые представления о национальных интересах России, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Положительно значимые представления…
ДиссертацияРазвитие профессиональной коммуникативной компетентности юриста в системе высшего профессионального образования
В качестве теоретической основы исследования нами приняты теоретические идеи о специфических особенностях юридической деятельности и их влиянии на профессиональное общение юристов (В.Л.Васильев, М. Е. Еникеев, А. Э. Жалинский, М. О. Калашников, В. В. Романов, Н. Н. Силкина, А. М. Столяренко, В. Г. Третьяк, Ю.Ф.Чуфаровский) — идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке (Б.Г.Ананьев…
ДиссертацияПедагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся колледжа: На материале физического воспитания
Педагогическая результативность проведённого нами исследования подтверждается данными, полученными при промежуточных и контрольных срезах после окончания эксперимента. Они засвидетельствовали преодоление внутреннего личностного «барьера», задерживающего саморазвитие личности. Так, в четыре раза уменьшился показатель числа учащихся с высокой тревогой, в пять раз увеличился показатель…
ДиссертацияПедагогические основы формирования у детей 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме
Утвердился взгляд на ребёнка как на субъект собственного развития. Доказано, что он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опытаН.Е.Веракса (40), Л. СВыготский (52- 53), ПЛ. Гальперин (57), В. В. Давыдов (61), В. И. Логинова (129), H.H. Поддьяков (167- 168- 170), Н. Ф. Талызина (216- 217) и др. Дошкольный возраст признаётся наиболее…
ДиссертацияПедагогические технологии развития социокультурной компетенции студентов на начальном этапе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Финансово-экономический профиль, немецкий язык
В первой главе диссертации решалась первая группа задач, направленная на изучение вопросов, касающихся структуры и содержания социокультурной компетенции, и ее развития на начальном этапе профессионально — ориентированного обучения иностранному языку. Выяснилось, что в программах по иностранным языкам, предназначенных для неязыковых ВУЗов экономического профиля недостачно внимания уделяется…
ДиссертацияПедагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки
Выявлен комплекс условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности — психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельностиперевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания…
ДиссертацияПедагогические условия приобщения учащихся к ценностям в процессе обучения в школе
Методологическое значение данных теорий и концепций заключается в том, что понимание сущности, функций ценностей и ценностных ориентаций не только дает возможность определить способы и средства воссоздания соответствующих явлений в социокультурном пространстве образования, которое, как единство опыта деятельности и опыта отношений учащихся к миру, к людям и к себе, необходимо как для…
ДиссертацияПедагогические условия профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в Учебных центрах МВД России
Второй этап исследования (2004 — 2007 гг.) включал разработку теоретических аспектов проектирования подготовки сотрудников ОВД в Учебных центрах МВД России. Используя результаты первого этапа работы, была обоснована правомерность применения метода моделирования для разработки содержания профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД. Были выбраны и обоснованы критерии, показатели и уровни…
ДиссертацияСовершенствование подготовки будущих учителей иностранного языка к коммуникативному взаимодействию с учащимися младшего школьного возраста
Учитывая специфику исследования, готовность будущих учителей иностранного языка к коммуникативному взаимодействию с учащимися младшего школьного возраста определена нами как целостное образование личности, длительно формируемое при реализации комплекса психолого-педагогических условий в процессе целенаправленного профессионального обучения и творческого саморазвития, включающее в себя наличие…
ДиссертацияОбучение русскому языку как иностранному в экономическом вузе Венгрии
При написании диссертации автором было проанализировано большое количество работ как российских, так и венгерских авторов, посвяицённых теоретическим основам методики преподавания русского языка как иностранного, сравнительной лингвистике русского и венгерского языков, психолингвистическим особенностям русского и венгерского языков, сферам использования современных технических средств в процессе…
ДиссертацияПути совершенствования коррекционно-педагогической подготовки студентов в условиях педагогического колледжа
На основе обобщения опыта работы педагогического колледжа № 4 г. Москвы было разработано программное и методическое обеспечение подготовки студентов дошкольного отделения к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, которые были использованы Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве рекомендаций для их широкого использования в средних…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач
Теоретические основы управления функционированием и развитием образовательных систем рассматриваются в исследованиях В.И. Загвязин-ского, Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М. М. Поташник, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и др. Проблеме организации управления посвящены работы А. Файоля, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Г. Кунца, С.О. Доне-ля, Ф. Тейлора и других зарубежных ученых. Изучению…
ДиссертацияОрганизационно-педагогическое обеспечение профильной дифференциации средствами построения индивидуальных учебных планов обучающихся
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были комплексно использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературысинтез существующих знаний по исследуемойпроблемемоделирование, мысленный экспериментэмпирические: методы пролонгирования — длительного наблюдения" и изучения обучающихся…
ДиссертацияТеоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования
Теоретическую основу составили: исследования имплицитной концепции личности (И. С. Кон) — о рефлексивном слое сознания в развитии личности, о её самопознании, самоорганизации и самореализации (К.А.Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, И. Пригожин, Г. Хакен и др.) — о целеполагающем компоненте в воспитании (Е.В.Бондаревская, О. С. Газман, Л. С…
ДиссертацияТеоретические основы организации контроля результатов учебной деятельности студентов в процессе модульно-дистанционного обучения
Развитие современного общества связано с возрастающей ролью ЭВМ и расширением информационного потока. Эти два фактора, объединившись, взаимно обогащают друг друга, создавая такие формы общения и передачи информации, как Internet. На основе этого возросла роль знаний и потребность их расширения и систематизации, что невозможно без качественного изменения учебного процесса. Дистанционное обучение…
ДиссертацияТеоретико-методологические основания дифференцированного подхода в постдипломном педагогическом образовании
Модель дифференцированного подхода строится только на ценностном признании вариативности организации повышения квалификации педагога. Ценностной основой обоснования вариативности в системе посгдипломного образования педагога является отсутствие единственно правильной цели педагогической деятельности, единого содержания предмета и единых методов и форм обучения. Модель дифференцированного подхода…
ДиссертацияТуристско-краеведческая деятельность в работе с детьми с ограниченными жизненными возможностями в учреждениях дополнительного образования
Выполняя наряду с другими компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование представляет ребенку максимум возможностей его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний, получение допрофессионального образования, оказывающее огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей из группы необучаемых, неспособных преодолеть требования общего среднего…
ДиссертацияУчебник как средство формирования учебных умений школьников при изучении пропедевтического курса истории
Практическая значимость исследования: разработанная диссертантом методика формирования учебных умений может служить основой для работы с различными вариантами учебников начального курса истории. Данная методика может способствовать совершенствованию обучения школьников систематическим курсам истории. Выводы исследования могут служить основой для совершенствования учебников истории предназначенных…
ДиссертацияУправление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении
Материалы исследования обсуждены и получили одобрение на научно-практических семинарах (Алма-Ата, Казахстан 1994; Йошкар-Ола, Марий Эл, 1995, 1996, 2004; Надым, 1996; Муром, Владимир, Ижевск, Канаш, 1997; Иваново, 1998, 2004; Орёл, 1999; Москва, 2001, 2004; Киров. 2002, 2003, 2004), а также в курсе «Управление дошкольным образованием», читаемом для студентов Нижегородского государственного…
ДиссертацияФормирование математической компетентности иностранных студентов технических специальностей в российских вузах
В модель формирования математической компетентности иностранных студентов мы включаем принципы, на которые опирается процесс формирования математической компетентности и блоки реализации этого процесса, к числу которых мы относим: принцип целеполагания, заключающийся в том, что содержание обучения должно быть направлено на реализацию целей математического образования иностранного студента…
ДиссертацияУправление работоспособностью студентов вуза в учебной деятельности на основе саморегуляции
Логика научного исследования потребовала охарактеризовать процесс развития умений и навыков саморегуляции у обучающихся. Опираясь на ряд исследований, мы убедились, что рефлексивный анализ выступает в качестве одного из ведущих факторов в процессе саморегуляции. Рефлексия у студентов наиболее характерно проявляется в процессе осознанного регулирования своей учебной деятельности, так как является…
Диссертация