Формирование самооценки курсантов в ВУЗе: Педагогическое исследование на материалах преподавания иностранного языка
Анализ военно-педагогической теории и практики показывает, что в комплексе проблем формирования личности курсанта ВУЗа существенная роль принадлежит проблеме его самосовершенствования. Как показало проведенное диссертационное исследование, центральное место в процессе самосовершенствования занимает самооценка личности, предполагающая по-О знание себя, а также систему оценочных отношений к себе…
ДиссертацияЭкологическое образование школьников в региональном образовательном пространстве
Международные конференции: «Международная конференция по экологическому образованию детей» (Москва-Обнинск, 1995) — «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» (Новосибирск, 1995) — «Экологическое образование на Востоке России» (Благовещенск, 1997) — «Отечественный и зарубежный опыт в области образования окружающей среды» (СПб., 1999) — «Экологическая культура современного общества…
ДиссертацияАктуализация профессионализма руководителей учреждений начального профессионального образования: В системе повышения квалификации
Однако, несмотря на наличие определенного теоретического и эмпирического базисов системного описания профессиональной управленческой деятельности, включая базис переводных работ зарубежных авторов (психология управленческой деятельности, управление по ситуациям, управление по результатам, управление развитием организаций, решение управленческих проблем, преодоление ограничений профессиональной…
ДиссертацияФормирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения
Теоретическое исследование проблемы «Формирование творческого стиля педагогического общения», предпринятое в первой главе, не является самоцелью данной работы. И методологический, и содержательный анализ был необходим лишь для того, чтобы разработать и наполнить конкретным содержанием сущность понятия «столь педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения»: какие должны…
ДиссертацияФормирование коммуникативной культуры будущего специалиста в образовательном пространстве военного вуза
Теоретической основой исследования явились: теория развития личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Э. В. Соколов, В. В. Соколова, C.JT. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) — теория профессиональной деятельности (Е.В. Бондаревская, С. А. Батышев, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьев, А. А. Лобанов, В. А. Сластенин, С. Л. Рубинштейн, Г…
ДиссертацияФормирование контроля и самоконтроля как средство коррекции звукопроизношения и письма у младших школьников с задержкой психического развития
На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи: активизация слухового внимания оптимальными средствамиподбором специальных заданий, упрощенных и интересных для детей, заставляющих ребенка вслушиваться в задание взрослого. Основная цель — научить ребенка выделять эти задания вниманием и запоминать их. Используются различные приемы: «Скажи громче, чем я», «Повтори мое задание своему…
ДиссертацияФормирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: Немецкий язык в неязыковом вузе, факультет с расширенной сеткой часов
Идея о развитии умений рефлектировать над образами культуры ино-фона с целью освоения новых знаний была спроецирована на решение двух других задач исследования. Так, теоретическое обоснование принципов и критериев отбора текстов происходило с позиций дальнейшего использования текстового материала для работы по формированию умений рефлексии. С этой точки зрения было предложено использовать для…
ДиссертацияФормирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже
Структура основ профессиональной компетентности выпускника ссуза по специальности «Дизайн (графический дизайн)» представляет единство подструктур: мотивационно-эстетической (ценностное отношение к соблюдению эстетических норм при создании дизайн-продуктапозитивное отношение к проявлению творческой инициативы в профессиональной деятельности дизайнераустановка на поиск оригинальных способов решения…
ДиссертацияДифференциальная оценка психомоторного и речевого развития заикающихся дошкольников
При легкой степени отклонений в психомоторике и речи артикул яторные движения у заикающихся детей бьши в целом сохранны, но координация и согласованность одновременных движений органов артикуляции угнетены. У детей со средней степенью отклонений от норны переключаемость движений органов речевой артикуляции была сохранна, но последовательное чередование ряда движений угнетено, также как…
ДиссертацияИнтегративно-модульный компонент профессиональной направленности обучения математике будущих инженеров радиоэлектротехнических специальностей
В результате анализа межпредметных связей выявлены разделы курса алгебры и геометрии, которые потребовали своего расширения и углубления для студентов радиоэлектротехнических специальностей. Таким образом, были определены цели и содержание ИМС «Комплексные числа и символический метод расчёта электрических цепей переменного тока» и «Линейные пространства графов и матрично-топологические методы…
ДиссертацияИнтеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе
Интеграция знаний как одна из тенденций развития научного знания достаточно изучена и описана. Необходимость применения интегративного подхода для достижения целей педагогики высказывалась многими учеными и педагогами. Однако в условиях информационного взрыва, переживаемого в настоящее время современной цивилизацией, задача интеграции знаний приобрела особый по степени значимости смысл. Для…
ДиссертацияЛитературное образование в первом классе начальной школы (1-4) по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Новые учебники должны реализовать в учебном материале типические свойства методической системы в единстве с дидактическими принципами системы, чтобы обеспечить целостное развивающее воздействие на учащихся. Материал должен быть ориентирован на формирование мотива у маленьких школьников к познанию широкой картины мира и увлеченности учением. Учитывая индивидуальные возможности сильных и слабых…
ДиссертацияРазвитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству: Роспись ткани
Актуальность проблемы развития художественного восприятия обусловлена необходимостью решения противоречия между реальным уровнем его развития у студентов художественно-графических факультетов и требованиями, предъявляемыми современной школой к учителю изобразительного искусства. В настоящее время программы для общеобразовательных школ ориентированы преимущественно на развитие аналитического…
ДиссертацияРазвитие компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей
Педагогические условия, способствующие эффективному функционированию дидактической модели развития компетентности в проектной деятельности у студентов технических специальностей: материально-техническое обеспечение процесса обученияразработанность содержания обучения проектной деятельности в соответствии с требованиями промышленности, развитием науки, техники, экономикиподготовленность…
ДиссертацияРазвитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе
Изучение научной литературы, отражающей разработку вопросов, связанных с профессионально-личностным развитием учителей, показало, что решение обозначенной проблемы в настоящее время имеет серьезное научно-методические обоснование. Российской наукой разрабатывались вопросы педагогических способностей и мастерства, квалификационные требования к учителю (О.А. Абдуллина, В.А. Кан-Калик, В. А…
ДиссертацияРазвитие национальной школы Республики Бурятия во второй половине XX века
Сборники документов по национальным школамфонды Национальной республиканской библиотеки г. Улан-Удэ (программы, планы, учебники и учебные пособия для учащихся национальных школматериалы периодической печати). Научная новизна исследования заключается в: изучении и систематизации социально-экономических предпосылок развития национальной школы в Республике Бурятия во второй половине XX…
ДиссертацияРазвитие правовой компетенции студентов туристского вуза
Установлено наличие противоречий между требованиями реальной практики в сфере проектирования правовых компетенции обучающихся, развитием их творческой активности и недостаточной технической, НСИЛ.0Л01 ический нодю’ювкой преподавателей и руководителей системы профессионального туристского образования к реализации проблем подготовки студентов к условиям реальной правовой практики. При этом выявлены…
ДиссертацияПедагогические условия научно-методического обеспечения развития многопрофильного лицея
Уникальность момента заключалась в спонтанном всплеске инновационной деятельности, многообразных педагогических инициатив в условиях разрушения унифицированной системы образования. Инновационная педагогическая деятельность становится реальным фактором превращения российской школы в многопрофильную, дифференцированную саморегулирующуюся систему. Однако, в силу массовости инновационной инициативе…
ДиссертацияПедагогические условия развития познавательно-профессиональной активности курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин
Важнейшая задача по укреплению Вооруженных Сил Российской Федерации, поставленная Верховным Главнокомандующим перед Управлением военно-учебных заведений Министерства обороны, обозначена в приказах министра обороны РФ (приказы МО РФ: № 191 от 13.04.93 г. «О развитии системы военного образования ВС РФ», № 362 от 01.10.94 «О государственном образовательном стандарте высшего профессионального…
ДиссертацияРазвивающий потенциал системы форм обучения на основе межпредметных связей: На материале изучения предметов естественно-научного цикла
Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрыли отдельные аспекты данной проблемы и вместе с тем показали ее комплексный характер. МПС находят отражение в задачах, содержании, методах, средствах, формах организации и результатах обучения. Нельзя себе представить эту проблему в полном объеме без характеристики способов реализации МПС, без раскрытия взаимосвязи их образовательных…
ДиссертацияСовершенствование профессиональной подготовки учителя естественных дисциплин к постановке физического эксперимента
Так, в начале 50-х годов нашего столетия на изучение курса общей физики в пединститутах отводилось 544 часа с расчетом на 4 учебных семестра, доминирующее место в распределении часов между лекционными, практическими и лабораторными занятиями отводилось последним. При этом подчеркивалось, что в таких условиях можно обеспечить достаточный уровень знаний и умений у будущих учителей. Сегодня согласно…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия подготовки преподавателей специальных дисциплин для средних профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений на агропедагогических отделениях
Анализ истории развития современного состояния двухступенчатой системы подготовки высших профессионально-педагогических кадров показал, с одной стороны, острую необходимость ее возрождения на основе сложившихся традиций и, с другой стороны, актуальность ее структурно-содержательного преобразования в соответствии с современными требованиями. Основным фактором, обусловившим кризисное состояние…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия профессиональной подготовки студентов вуза
Пересмотреть, как того требуют новые экономические реалии России, отдельные сложившиеся традиции в системе образования, которая должна не только вооружить человека первоначальными знаниями в той или иной части его дальнейшей деятельности, формировать потребность в самостоятельном непрерывном овладении знаниями, привить умение и навыки самообразования, а так же предоставить человеку разнообразные…
ДиссертацияСистема дидактических принципов и ее реализация как фактор оптимизации учебного процесса в вузе
В третьей главе диссертации рассматриваются вопросы организации опытно-экспериментальной работы не только в стенах вузах (на лекциях, семинарских, практических занятиях и т. д.), но и в жизни, и установлено, что между содержанием, формами и методами вузовского и жизненного обучения имеются различия. Не случайно ни один вуз не ограничивается учебным процессом в стенах вуза, но и организует…
ДиссертацияСистема стандартизированного контроля качества обучения и условия ее применения в деятельности профессионального образовательного учреждения
Методологическую основу исследования составили: ведущие положения теории качества образования (Ю.К.Бабанский, М. М. Балашов, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Карпов, М. Ф. Королев, Э. А. Красновский, А. М. Крипский, И. Я. Лернер, Ю. А. Якуба и др.) — концепция создания различных систем контроля (В.П.Беспалько, И. В. Бражников, Э. В. Габай, В. А. Гудков, М. И. Грецкий, В. А. Кальней, М…
ДиссертацияОтключение денотата как прием обучения грамматике в 5-7 классах
При решении перечисленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ лингвистической, психолингвистической, педагогической и методической литературы по теме диссертации, анализ действующих учебников и программ по русскому языку для начальных и Ф средних классовнаблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессеконстатирующий и обучающий экспериментыанализ…
ДиссертацияТеория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании культуры межличностного общения школьников
Установлено, что важным условием воспитания культуры межличностного общения с использованием технологии работы в малых группах сотрудничества является правильное распределение ролей при формировании групп. Так, учитель должен обязательно предусмотреть роли отслеживающего культуру общения и взаимопомощи внутри группыорганизатора активной деятельности каждого ученика (следит за активностью своих…
ДиссертацияФормирование профессионально значимых качеств будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности
Первый этап (2005;2007 гг.) начинался с работы по подбору информации, значимой для нашего изыскания. Изучалась научная литература в области методики преподавания основ безопасности жизнедеятельности. В состав анализируемых трудов вошли публикации по вопросам профессиональной подготовки педагогических кадров. Серьезная роль была отведена рассмотрению концепций профессионально значимых качеств…
ДиссертацияСоциальное становление учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы
Адаптация учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в дальнейшем в тексте — учащиеся-сироты), к новым условиям, их последующая интеграция в общество протекают с еще большими трудностями, чем у их сверстников из родительских семей. Ученые отмечают, что учащиеся-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания…
ДиссертацияВнеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные теоретические положения, полученные результаты обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ (1996, 1998, 2000 гг.) — на заседаниях методического объединения педагогов-воспитателей школы-интерната № 113 г. Пермина научно-практических конференциях: научной конференции…
Диссертация