Адаптация младших школьников к новым условиям жизни в интернате семейного типа Ямало-Ненецкого автономного округа
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет: системный, целостный подходы в анализе психологопедагогических явлений, философские идеи гуманизмакомплексный социально-психологический, личностно-деятельный подходы в целостном рассмотрении теоретической модели и субъектов ее осуществления. Теоретической базой исследования стали фундаментальные положения отечественной педагогики…
ДиссертацияФормирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий
Обучающие Сетевые Олимпиады", секция «Программирование на ЛОГО», проводимого окружным ресурсным центром информационных технологий Северо-Западного учебного округа г. Москвы. Разработанная автором программа «Проектная деятельность младших школьников с использованием компьютерных информационных технологий» была высоко оценена учителями информатики России и Ближайшего зарубежья и использована ими…
ДиссертацияФормирование иноязычной готовности к профессиональной деятельности у студентов гуманитарных специальностей
Теоретике — методологическую основу исследования составили: принципы и методы системного подхода к анализу педагогических явлений (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, И. Л. Бим, И. В. Блауберг, Т. А. Ильина, В. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, И. Н. Садовский, В. А. Сластенин, А.И. Щербакова) — теория профессионального образования (С.Я. Батышев, А. Г. Гостев, Ю. М. Забродин, А. Я…
ДиссертацияФормирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Основой всякой творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах культурной жизни, делающей возможным художественное, научное и техническое творчество, Л. С. Выготский считал воображение. Именно тесная связь воображения с мышлением, речью и другими видами деятельности ребенка, его роль в становлении способности к преобразованию действительности с целью создания новых образов определяет…
ДиссертацияЛичностно-ценностный потенциал содержания как основа проектирования регионального компонента педагогического образования
Методологическую н теоретическую основу исследования составили: положения концепции личностью ориентированного образования культурологического типа о субъектно-ценностеом характере изучаемых знаний, о потенциале содержания знаний для установления интегративных связей между основными сферами личности, о средствах формировании регионального компонента общественного сознания населения, о культурной…
ДиссертацияЛингвометодические основы лексико-семантической работы в начальных классах адыгейской школы
На начальном этапе обучения, когда учащиеся адыгейских школ делают попытку заговорить на русском языке, они сталкиваются с такой преградой, как непонимание семантики слова. Общеизвестно, что введение новой лексики связано с ее семантизацией. От правильного выбора способа семантизации во многом зависит успех педагогического процесса. Однако, как очень часто бывает, заранее точно предвидеть…
ДиссертацияМетодика формирования профессиональной компетентности учителя литературы в системе непрерывного образования: профильная школа-среднее профессиональное образование
Изменения в обществе социально-экономического и правового характера обусловили повышение права субъекта федерации в решении проблем своего развития, повышение самостоятельности региона в решении задач воспроизводства и развития образовательного потенциала, культурных традиций. Следует также отметить, что регионализация является одной из определяющих тенденций развития системы непрерывного…
ДиссертацияМетодика изучения русской литературы в классах гуманитарного (филологического) профиля: На материале мордовской школы
Опираясь на сложившиеся традициисовременная образовательная система вобрала в себя все лучшее, что создавалось передовыми мыслителями, общественными деятелями, просветителями прошлых веков (М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Ф. И. Буслаев, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский, М. Е. Евсевьев и др.). Анализ развития системы обучения и воспитания показывает, что доля гуманитарных предметов в учебных…
ДиссертацияМетодика обучения практической грамматике русского языка слушателей полиэтнических групп подготовительных факультетов технических вузов
Доказано, что описанные в исследовании все виды работ рекомендуется проводить в условиях довузовского обучения русскому языку. Высказано предположение, что работу над текстами эффективнее будет проводить, если использовать последние достижения лингвистической науки в области практического синтаксиса: минимальных соединений самостоятельных предложений внутри текста синтаксиса абзаца и текста…
ДиссертацияРазвитие демократических тенденций в отечественном образовании в конце XIX — первом двадцатилетии XX в
Сегодня демократизация образования состоит в выработке механизмов, адекватных для реализации стратегического курса образовательной политики России, провозглашающей равенство образовательных возможностейограничение функций государственных органов общим руководством и материальным обеспечением развития образовательной системыпредоставление автономии в организации педагогического процесса самой…
ДиссертацияСовершенствование деятельности учителя по организации понимания старшими школьниками учебного материала
Педагогическое мастерство" в аспекте организации деятельности учащихся, направленной на понимание — не отвлеченное понятие, оно связано с конкретными знаниями, умениями, способностями учителя. К ним относятся: психолого-педагогические и методологические знания в отношении процесса пониманияумения ставить цель, планировать работу в соответствии с цельюзнания структуры деятельностивладение…
ДиссертацияПроектирование и реализация технологии дифференцированного обучения на подготовительном отделении в техническом вузе
Результаты работы внедрены в Воронежском государственном техническом университете. Основные положения и результаты исследования докладывались на девятом симпозиуме «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика» (Москва, 2000) — Всероссийской конференции «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2001) — Научно-методической школе-семинаре по проблеме «Физика в системе…
ДиссертацияРазвитие познавательной активности учащихся в системе комплексного обучения: На прим. шк. курса биологии
Анализ реализации программных педагогических средств показал, что использование ПК в системе комплексного обучения порою вызывает затруднение как у учащихся, так и у учителей. Это объясняется, прежде всего, тем, что учителя и ребята не знают или не могут работать с компьютером, больше внимания уделяют не осмыслению и восприятию материала, а подаче очередной команды машине. Это свидетельствует…
ДиссертацияПедагогическая система физического воспитания учащейся молодежи: На материалах Республики Таджикистан
Зак H.B. Физическое развитие детей в средних учебных заведениях г. Москвы. // Дисс. — М., 1892. тие отдельных групп населения, чем привлекается внимание прот р грессивных врачей. Работы И. А. Муратова, А. Я. Дик позволили установить влияние на развитие детского организма социального положения, материального благосостояния и связанных с ними санитарно-гигиенических условий жизни обследованных…
ДиссертацияПедагогические основы формирования эстетического восприятия у студентов: На материале институтов культуры и искусств
Важнейшим моментом в экспериментальной программе по курсу «История изобразительного искусства» являлось то, что после изучения каждого раздела по определенной исторической эпохе, проводились мероприятия, позволяющие не только закрепить, уточнить, более полно воспринять полученную ранее информацию, но и воспитывать эстетические чувства, более полно раскрыть эмоциональный мир студента. Творческие…
ДиссертацияПедагогические основы стимулирования изучения русского языка учащимися IV-VIII классов азербайджанских школ в процессе внеклассной работы
В методической литературе имеется большое количество исследований, посвященных различным аспектам внеклассной работы по русскому языку в национальной школе, в которых содержатся ценные и полезные рекомендации теоретического и практического характера, используемые учителями-русистами в своей деятельности. Существующая научно-методическая литература способствует повышению качества внеклассной…
ДиссертацияПедагогические средства развития информационно-педагогической культуры преподавателя педагогического колледжа в едином информационном пространстве
В организационном плане информационное пространство многоуровневого педагогического университета должно представлять собой комплекс четырёх взаимодополняющих автоматизированных информационных систем: информационная система поддержки образовательного процесса (ИСПОП) во многоуровневом педагогическом университете — уровни базового высшего образования, полного высшего образования, уровень…
ДиссертацияПедагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе
Пашков, П. И. Пидкасистый, JI.C. Подымова, Ю. П. Поваренков, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, А. И. Уман, JI.M. Фридман, И. А. Шаршов Т.И. Шамова, Н. Б. Шмелева, В. А. Якунин и др.) — исследования в области истории, теории, методологии дизайна (Н.В. Валькова, B. J1. Глазычев, Ю. А. Грабовенко, A.B. Ефимов, K.M. Кантор, E.H. Лазарев, В. Т. Минервин, С. М. Михайлов, Л. И. Новикова, В…
ДиссертацияПедагогические условия развития ценностно-смыслового отношения студентов к профессионально-педагогической деятельности
Второе направление опытно-экспериментальной работы заключалось в использовании проблемных ситуаций, профессионально-педагогических задач, дискуссий, проигрывании ситуаций. С одной стороны это направление деятельности развивало гуманистически ориентированную атмосферу взаимодействия между студентами и педагогом, и студентов друг с другом, а с другой стороны, дало возможность студентам высказывать…
ДиссертацияРеализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся
Актуальность исследования определяется противоречием, возникшим на настоящем этапе развития цивилизации и состоящем в том, что прогресс материальной кулыуры сопровождался появлением так называемых глобальных проблем современности (проблема здоровья, напрямую связанная с «выживанием» человечества в 21 веке, среди них является центральной), с одной стороны, а с другой стороны, ни медицина…
ДиссертацияПодготовка учителя к осуществлению индивидуально-дифференцированного обучения в начальных классах
Наши исследования доказали необходимость тщательной подготовки будущих учителей к повседневному использованию индивидуально-дифференцированного материала с первого года обучения в вузе. Нами были разработаны и апробированы в констатирующем варианте эксперимента диагностические методики определения готовности учителя осуществлять индивидуально-дифференцированное обучение в начальных классах…
ДиссертацияТехнологии взаимодействия как фактор развития речевой деятельности студентов
Технологии взаимодействия подразумевали реальное взаимодействие, контакт с другими людьми. Технологии взаимодействия — диалог между партнёрами, обеспечивающий достаточный объём общения, сфера коллективного и личностного творческого выражения. Здесь студенты смогли усвоить не только необходимую лексику и реальные ситуации её употребления, но и модели поведения. Тем самым, посредством технологий…
ДиссертацияОтбор и организация языкового материала для дистанционного обучения учащихся старших классов в условиях сельской школы Республики Саха (Якутия): на примере английского языка
В республике данный вид обучения представляет значимость, прежде всего, для таких категорий учащихся, которым, приходится самостоятельно изучать какой-либо курс школьной программы, не преподающийся в их школе из-за отсутствия учителя — предметника. Его могут выбрать школьники, которые не удовлетворены уровнем преподавания, желающие углубить свои знания по предмету, при подготовке к вступительным…
ДиссертацияТеоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации
Проблема, однако, заключается, с нашей точки зрения, в том, что между общей установкой учителя на гуманизацию образования с одной стороны, и практическими действиями по ее реализации — с другой, имеется определенное несовпадение, рассогласование, а иногда и прямое противоречие. Как показывает анализ опыта работы школы, даже те учителя, которые сознательно стремятся воспитать у учащихся…
ДиссертацияНравственное воспитание как условие предупреждения аддиктивного поведения студентов
B.А. Татенко и др.), дезадаптации как психолого-педагогическому явлению (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, В. Е. Каган, Г. Ф. Бочкарёва, А. А. Грищенко, И. В. Дубровина, Н. Г. Лусканова, Е. В. Новикова и др.) — медико-биологических основ дезадаптации (Б.С. Братусь, Г. В. Грибанов, В.В. Зай-гарник, В. В. Ковалёв, А. Е. Личко, К. С. Лебединская, И. В. Мягков, В.В. Юс-тицкий и др.) — запущенных форм…
ДиссертацияВоспитание эстетической культуры учащихся в творческой деятельности оркестра народных инструментов
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на кафедре педагогики и психологии КГУКИ, в ходе методических объединений ДМШ г. Казани, всероссийской научно-практической конференции «Проблемы многоуровнего социокультурного образования» (Казань, 2000) — международной научно-практической конференции «Формы и методы…
ДиссертацияОрганизационно-педагогические условия управления качеством среднего общего образования на муниципальном уровне
Экспериментально проверено, что при использовании организационно-педагогических условий, включающих понятие «управление качеством среднего общего образования», комплекс показателей качества, структурно-функциональную модель и комплекс механизмов управления качеством среднего общего образования на муниципальном уровне, повышается эффективность управления муниципальной системой среднего общего…
ДиссертацияРоль физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности
Определены и экспериментально проверены педагогические условия повышения значимости (роли) физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: формирование положительного отношения студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом в процессе дифференциации учебной деятельностиизучение и учет формирования профессионально важных качеств личности…
ДиссертацияФормирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
По теме исследования были опубликованы работы. Основные положения диссертации изложены: на краевом совещании работников учреждений среднего профессионального образования «Введение и реализация государственных образовательных стандартов как необходимое условие сохранения качества подготовки специалистов в педагогическом колледже» (Светлоград, август 1999 г.), научно-практических конференциях…
ДиссертацияФормирование социального опыта будущих педагогов в молодежных общественных объединениях
Актуализация аксиологических доминант профессионально-творческой и социально-гражданской самодеятельной активности личности в учебной и внеучебной работе связана с образовательным восхождением в статус индивидуальных ценностей таких профессионально-личностных качеств будущего педагога, как самостоятельность, уверенность в себе, коммуникабельность, любознательность, восприимчивость, свобода…
Диссертация