Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Компьютеризация обучения как средство развития познавательной активности учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принятие рейтинговой оценки в качестве критерия сформированности умений, способствующих развитию познавательной активности, позволило нам провести анализ развития познавательной активности методами математической статистики. Методика оценки результатов педагогического эксперимента на процесс развития познавательной активности построена на статическом критерии сравнения средних двух совокупностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ проблемы компьютеризации обучения как средства развития познавательной активности учащихся
    • 1. 1. Развитие познавательной активности учащихся как актуальная проблема педагогики
    • 1. 2. Состояние внедрения компьютеризации обучения в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике
    • 1. 3. Дидактические возможности компьютеризации обучения в развитии познавательной активности учащихся
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Педагогические условия развития познавательной ^ активности учащихся при компьютеризации процесса обучения
    • 2. 1. Педагогические условия компьютеризации обучения, способствующие развитию познавательной активности учащихся
    • 2. 2. Показатели познавательной активности учащихся
    • 2. 3. Методика и организация опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе II

Компьютеризация обучения как средство развития познавательной активности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современной жизни, демократизация и гуманизация всех сфер жизни общества, изменяют наши представления о способности и потенциале развития человека. В условиях глобальной информатизации общества формируется личность с новым, творческим типом мышления, умеющая работать с большим количеством информации и выбирать оптимальные решения.

Проникновение науки в жизнь людей, бурное развитие различных отраслей научных знаний (которое связано и с быстрым старением информации) обуславливают необходимость готовить человека в школе иначе, чем в прежние годы. Еще несколько десятилетий назад объем научной информации, необходимой для решения производства технологических и социальных проблем, удваивался каждые 10—7 лет, а, начиная с 90-х гг. такое удвоение происходит за один-два года. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса, для преодоления которых традиционные методы освоения знаний человеком оказываются недостаточными.

Педагогика в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. При этом образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль играли бы не традиционная трансляция знаний, а создание условий для максимально возможного формирования конкретной личности.

Какие же требования диктуют современной школе указанные обстоятельства?

На пути к решению данной проблемы возникает множество еще не решенных в полной мере вопросов:

— Как дети России подготовлены к реалиям завтрашнего дня, каким образом они будут решать те вопросы и те проблемы, с которыми они будут сталкиваться в постоянно меняющемся мире?

— Как справиться с постоянно повышающимися требованиями общества к объему и качеству знаний?

— Нужно ли вслед за увеличением объема научной информации увеличивать объем знаний в школе?

— Как обеспечить активное восприятие учащимися новых знаний?

— Как помочь человеку стать тем, кем он хочет и может стать?

Исполняя социальный заказ общества, система образования ставит своей целью идею развития и воспитания человека с творческим потенциалом, для которого образование становится решающим фактором в жизни.

Учить, формируя активную, инициативную в познавательной и практической деятельности личность. Таким образом, общеобразовательная школа оказалась перед проблемой: как справиться с постоянно повышающимися требованиями общества к объему и качеству знаний, и обеспечить активное восприятие ими новых знаний.

Проблеме развития познавательной активности учащихся уделяли внимание многие ученые-педагоги (Л.П. Аристова, Е. Л. Голанд, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, Г. И. Щукина и другие).

Анализ научной литературы, посвященной вопросам развития познавательной активности учащихся показал, что к настоящему времени уже сложились объективные возможности решения этой проблемы в рамках ее содержательного и методического аспектов.

Теоретической базой для этого могут служить исследования известных дидактов:

— вопросы активизации учебного процесса (Д.В. Вилькеев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, И. Т. Огородникова, и др.);

— развитие познавательной деятельности учащихся (Л.И. Божович);

— способы организации познавательной деятельности учащихся (В.И. Загвязинский, Т. М. Николаева, Н.г. Огурцов и др.).

Одним из возможных средств решения этой проблемы на современном этапе на наш взгляд является применение информационных технологий в учебном процессе.

Доступность информационных ресурсов — один из решающих факторов деятельности человека. Многие специалисты полагают, что в настоящее время только компьютер позволит осуществить качественный рывок в системе образования. Еще никогда учитель не получал столь мощного средства обучения.

Во-первых, компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видео техники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

Во-вторых, компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям, позитивно сказываются на мотивации учения. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение до конца, поскольку, ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, представляя обучающимся возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу.

В-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Один из наиболее существенных недочетов существующей системы обучения состоит в том, что она не обеспечивает активного включения всех учащихся в учебный процесс.

В-четвертых, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях не только фиксирует ошибку, но и определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление.

Возможности компьютера как средства учебной деятельности еще до конца не раскрыты. Социально-экономическим проблемам компьютеризации в последнее время уделяется большое внимание. Несмотря на то, что указанные проблемы рассматриваются главным образом применительно к решению глобальных задач научно-технического прогресса, общая концептуальная основа подобных исследований имеет значение и для изучения собственно педагогических проблем компьютеризации (В.И.Горькова, Ю. М. Каныгин, В. В. Кревневич, Л. Е. Обухова, A.M. Сохор). Философские проблемы компьютеризации связаны главным образом с решением многоаспектных задач, объединяемых темой «Человеккомпьютер». Попытки решения этой проблемы на философском уровне в наиболее общем виде предпринимались неоднократно Ю. Н. Абаковым и Г. Е. Смирновой, В. А. Звениговцевым, К. А. Зуевым, Ф. И. Рыбаковым, Г. Л. Смоляным.

Исследования, связанные с компьютеризацией школьного учения проводится во многих странах мира. Общие вопросы компьютеризации науки и обучения нашли отражения в работах зарубежных авторов Д. Диксона, Н. Краудера, С. Пресси, Б. Скиннера, Д. Сессика и А. Раппорта, А. Чапаниса, А. Эндрю и других.

В нашей стране психолого-педагогическое обоснование целесообразности использования компьютеров в учебном процессе школ дано в работах В. И. Андреева, С. И. Архангельского, А. И. Берга, В. П. Беспалова, В. М. Глушко, Н. Ф. Красного, А. Я. Савьельевой, Е. И. Машбиц и других. Учеными-педагогами ведется поиск преобразований, обеспечивающих эффективность и быстроту получения знаний, оперативную обратную связь, предпринимаются попытки создать наилучшую основу для классификации обучающих программ, определяются методы исследования эффективности обучающих программ, психологические и педагогические основы компьютеризации.

Однако недостаточно разработаны научно-методические подходы, ориентированные на использование компьютерных технологий с целью развития познавательной активности учащихся, что определило выбор темы исследования.

Указанные выше работы, посвященные изучению проблемы развития познавательной активности учащихся, имеют не только теоретическое, но практическое значение для разработки данного вопроса, но все же не исчерпывают ее полностью силу следующих причин: во-первых, проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является основополагающим фактором образования не только в современных условиях, когда личность учащегося выходит на первый план, но и в любых условиях обученияво-вторых, существует многообразие педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, и каждая работа в данном направлении обогащает учителя в его возможностях преподавания и представляет ученикам условия для развития способностей.

Однако в рамках реального процесса обучения обнаруживается противоречие между растущим потоком информации и постоянно повышающимися требованиями общества к объему и качеству знаний, и необходимостью обеспечить активное восприятие учащимися новых знаний, что определило выбор темы исследования: «Компьютеризация обучения как средство развития познавательной активности учащихся».

Проблема исследования: каковы условия компьютеризации обучения, обеспечивающей развитие познавательной активности учащихся?

Проблема исследования: каковы условия компьютеризации обучения, обеспечивающие развитие познавательной активности учащихся?

Цель исследования — определить и обосновать дидактические условия развития познавательной активности учащихся при внедрении компьютеризации в процесс обучения.

Объектом исследования является процесс развития познавательной активности учащихся.

Предметом исследования является компьютеризация как средство развития познавательной активности учащихся (5−11 классы).

Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности учащихся при использовании компьютеризации в процессе обучения будет эффективным, если осуществляется:

1) целесообразность применения компьютеризации для развития познавательной активности учащихся и оптимального достижения учебной цели;

2) творческая адаптивность преподавателя к модернизации образования;

3) применение компьютеризации обучения и активное внедрение программно-методических средств учебного назначения на высоконаучной основе;

4) целенаправленная организация учебного процесса, предусматривающая применение методов и средств компьютерной графики и моделированияделовых и ситуационных игр, творческого поиска нестандартных решений в многовариантных ситуациях, активной самостоятельной работы с использованием компьютера;

5) сочетание групповых и индивидуальных форм организации познавательной деятельности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Уточнить и обосновать сущность познавательной активности и показатели ее развития у учащихся 5−11 классов;

2. Раскрыть дидактические возможности компьютера в развитии познавательной активности учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы;

3. Выявить факторы, способствующие развитию познавательной активности учащихся при внедрении компьютеризации в процесс обучения;

4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку дидактических условий развития познавательной активности учащихся путем внедрения компьютеризации в учебный процесс и разработать методические рекомендации для учителей с целью внедрения результатов исследования в практику школ.

Методологической основой исследования являются труды ведущих педагогов, психологов, методистов об активизации познавательной деятельности учащихся (М. А. Данилов, М. И. Еникеев, С. Ф. Жуйков, Н. А. Половникова) — теории о принципах и методах обучения (Н. А. Половникова, Д. В. Вилькеев, Б. П. Есипов, Б. И. Коротяев, И. И. Малкин, П. И. Пидкасистый) — оптимизация процесса обучения (Ю.К. Бабанский) — основы теории проблемного обучения (Н.Г.Дайри, М. И. Махмутов) — о развитии творческой активности (Добронравова О. В., Веретенникова JI. К.) — Общие вопросы компьютеризации науки и обучения (Д.Диксона, Н. Краудера, С. Пресси, Б. Скиннера, Д. Сессика и А. Раппорта) — психолого-педагогическое обоснование целесообразности использования компьютеров в учебном процессе (В.И.Андреева, С. И. Архангельского, А. И. Берга, А. И. Молибога, Е. И. Машбица, Е.С.Полат).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;

— сравнительно-сопоставительный анализмонографический метод исследования опыта развития познавательной активности учащихсяизучение состояние проблемы в практике работы школ;

— методы массового опроса (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социологический опрос), анализ и непосредственные поиски автора при непосредственной работе в школе-гимназии учителем английского языка.

— проведение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы в школе (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты) — методы математической статистики для обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлен прогрессивно-поступательный характер развития познавательной активности учащихся в процессе использования компьютеризации обучения учащихся 5−11 классов;

— определены условия развития познавательной активности учащихся при использовании компьютеризации в процессе обучения:

1) целесообразность применения компьютеризации для развития познавательной активности учащихся и оптимального достижения учебной цели;

2) творческая адаптивность преподавателя к модернизации образования;

3) применение компьютеризации обучения и активное внедрение программно-методических средств учебного назначения на высоконаучной основе;

4) целенаправленная организация учебного процесса, предусматривающая применение методов и средств компьютерной графики и моделированияделовых и ситуационных игр, творческого поиска нестандартных решений в многовариантных ситуациях, активной самостоятельной работы с использованием компьютера;

5) сочетание групповых и индивидуальных форм организации познавательной деятельности;

— систематизированы показатели познавательной активности учащихся 5−11 классов:

• внешние показатели: стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности: участие во внеклассной деятельности, занятие в кружках, помощь товарищам, подготовка доклада, сообщения, написание реферата, ответы на вопросы преподавателя, интерес к предмету, готовность к занятию, внимательность, дополнения, самосовершенствование в предмете, самостоятельные ответы, вопросы к преподавателю, поднятая руказнание предметаисправление ошибок, жесты нетерпения;

• внутренние показатели: стремление к решению поисковых познавательных задач (даже при отсутствии необходимых умений ученики выбирают творческие задачи), стремление выйти за пределы (учащихся интересуются и знают многие современные научные открытия, ищут и находят дополнительные источники информации), пытливость, любознательность (учащиеся быстро включаются в обсуждение поставленной проблемы, задают вопросы), широкий кругозор (школьники посещают любимый предмет в свое свободное время), умение и желание отстаивать свою точку зрения, умение работать с большим количеством информации и выбирать оптимальные решения, энергичный целеустремленный характер познавательной деятельности, полнота мыслительных операций.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что:

— уточнено понятие «познавательная активность учащихся», которая определяется нами как качество деятельности личности, проявляющееся в стремлении ученика к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в его непрерывной, самостоятельной работе по поиску, осознанию и применению новой информации;

— внесен вклад в приращение теории развития познавательной активности учащихся 5−11 классов;

— выявлены факторы, способствующие развитию познавательной активности учащихся:

• связь обучения с жизнью;

• содержание и логика учебного процесса;

• педагогическая цель, деятельность учителя по ее определению;

• самостоятельная работа учащихсяиндивидуализация обучения;

• педагогически разумная организация деятельности учащихся;

• расширение применяемых задач;

• контроль деятельности учащихся;

• мотивация учениястимулирование познавательной деятельности учащихся;

• фактор значимости приобретаемых умений и навыков;

• фактор сознательности;

— обоснованы тенденции и закономерности развития познавательной учащихся при внедрении компьютеризации в процесс обучения.

Практическая значимость исследования заключается:

— в том, что полученные в ходе исследования результаты и сделанные на их основе теоретические и практические выводы могут стать методической базой для повышения эффективности обучения в отечественных школах, в выработке стратегии внедрения компьютеризации как средства развития познавательной активности учащихся;

— в разработке методических рекомендаций для учителей при использовании компьютеризации в процессе обучения как средства развития познавательной активности учащихся;

— в том, что результаты исследования способствуют обогащению лекционных курсов по дидактике и основам компьютеризации обучения.

Достоверность результатов и выводов исследовательской работы обусловлена опорой на фундаментальные исследования по изучаемой проблемесовокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследованиякомплексным характером педагогического эксперимента, полученными в результате его анализа и обобщенными даннымииспользованием методов математической статистики для обработки экспериментально полученных данных (распределение t-критерия Стьюдента) — достаточной репрезентативностью выборки для их качественного и количественного анализапрактическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе.

Личное участие автора состоит в теоретической разработке основных идей и положений по исследуемой темепропаганде теоретических положений и практических рекомендацийанализе и обобщении результатов исследованияосуществлении и руководстве опытно-экспериментальной работой.

Апробация результатов исследования:

Результаты исследования были доложены на международной научно-практических конференции «Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики» в КФЭИ (1999) — на ежегодной отчетной научно-практической конференции в КГУ (2003) — на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых в КГПУ (2001;2004) — на республиканских, городских, семинарах, совещаниях учителей, посвященных проблемам повышения эффективности учебного процессана курсах повышения квалификации учителей г. Казани (2004).

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством работы в качестве учителя английского языка в гимназии № 2, школе № 45, школе-гимназии № 167, а также в процессе методического руководства школьной практикой студентов Татарского государственного гуманитарного института.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс гимназии № 2, а также в курс методики преподавания английского языка в Татарском государственном гуманитарном институте.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактические условия развития познавательной активности учащихся при интеграции компьютеризации в процесс обучения.

2. Доказательство того, что разработанная и реализованная в процессе обучения система применения компьютеризации в процессе обучения, включающая в себя дидактические условия компьютеризации обучения, методические рекомендации для учителей, является эффективным средством развития познавательной активности учащихся.

3. Доказательство того, что факторы, влияющие на учебную деятельность учащихся в процессе компьютеризации обучения, способствуют развитию познавательной активности обучаемых.

Выводы по главе II.

На различных этапах развития компьютеризации обучения на передний план выступают разные проблемы и задачи. Одна из задач сегодня — активизировать познавательную деятельность учащихся путем интеграции компьютеризации в процесс обучения. Системный анализ дидактических возможностей компьютеризации показал, что факторы, влияющие на развитие познавательной активности, целостно сочетаются при компьютеризации учебного процесса.

Приведенный в параграфе анализ состояния компьютеризации показал, что:

— Российская наука заинтересована в вопросе внедрения в школу достижений в информационной индустриикомпьютеризация процесса обучения является частью государственной политики.

• - организуются курсы по обучению преподавателей. — компьютерами оснащены многие городские школы России и Республики Татарстан. Министерством образования ведется работа по поставке компьютеров в школьные учреждения сельских регионов.

— вышеперечисленные действия по внедрению компьютеризации в процесс обучения являются минимальными и недостаточными в сравнении с мировыми тенденциями в данной области (Америка, Сингапур, Кипр и ДР-)необходимость совершенствования научных разработок, методических рекомендаций для учителей-предметников по применению компьютеров и внедрения их в практику школ.

Необходимыми условиями развития познавательной активности учащихся при компьютеризации обучения являются: ''.

— обучение с учетом новых требований к системе образованияиспользование разработанной педагогической технологии компьютеризации учебного процесса как совокупности дидактических, психологических и методических принциповцеленаправленная организация учебного процесса, предусматривающая применение методов и средств компьютерной графики и моделированияделовых и ситуационных игр, творческого поиска нестандартных решений в многовариантных ситуациях, активной самостоятельной работы с использованием компьютера;

— активное внедрение программно-методических средств учебного назначения.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать разработанные в педагогической литературе определения сущности познавательной активности учащихся и критерии измерения уровней ее развития;

2. Раскрыть дидактические возможности компьютера в развитии познавательной активности учащихся;

3. Выявить педагогические условия усовершенствования компьютеризации обучения, способствующие развитию познавательной активности учащихся;

4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку педагогических условий развития познавательной активности учащихся путем компьютеризации учебного процесса и разработать комплекс учебно-методических материалов с целью внедрения результатов исследования в практику школ.

Заключение

.

Данное исследование представляет собой экспериментальное изучение процесса развития познавательной активности учащихся 5−11 классов средней школы. Работа была направлена на выявление дидактических возможностей и условий применения компьютеризации как средства развития познавательной активности учащихся.

Одним из направлений исследования было выяснение сущности познавательной активности учащихся, определение существующих в педагогической теории и практике методов ее формирования и выявления новых средств развития познавательной активности учащихся в современных условиях.

Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности позволил выявить многообразие педагогических методов и условий активизации учебно-познавательной деятельности учащихся:

— возбуждение познавательных интересов на уроке в процессе сообщения новых знаний;

— воспитания познавательных интересов в процессе повторения учебного материалаприменение исследовательского метода;

— презентация знаний на уровне создания проблемных ситуаций;

— решение учащимися творческих задач, выполнение упражнений, конструирование, моделирование, проведение лабораторных опытов и экспериментов.

Каждая работа в данном направлении обогащает учителя в его возможностях преподавания и представляет ученикам условия для формирования умственных способностей и развития познавательной активности;

Определив факторы, влияющие на развитие познавательной активности:

— педагогически разумная организация деятельности учащихся;

— целенаправленный переход от конкретного к частному, от простого к сложному;

— педагогическая цель, деятельность учителя по ее определениюсодержание и логика учебного процессахарактер учебно-познавательной деятельности школьников;

— закономерность перехода внешнего во внутреннеесистемное построение учебного материала;

— стимулирование познавательной деятельности учащихся;

— противоречия;

— успех;

— связь обучения с жизнью.

Мы установили, что на современном этапе компьютеризация процесса обучения является: а) средством повышения познавательной активности учащихсяб) сочетанием факторов влияющих на развитие познавательной активности учащихся.

В ходе исследования установлено, что в качестве средства обучения компьютер способен реализовать все преимущества ТСО. Однако перечень функций, выполняемых компьютером при использовании его в процессе обучения намного шире, и дидактические возможности многограннее.

Более того, мы определили, что компьютер является не просто техническим средством обучения. Компьютеризация процесса обучения вносит принципиальные изменения не только в методы, но и содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Обучение с помощью ЭВМ существенно меняет смысл глагола «знать». Понятие «накапливать информацию в память» трансформируется в «процесс получения доступа к информации». Структура мышления у «докомпьютерного» человека обусловлена структурой печатного текста, которой свойственны линейность, аналитичность, рациональность. А в имитационной среде, созданной компьютером, стимулируется образность,.

158 гибкость, связность, структурность мышления.

Для определения состояния проблемы развития познавательной активности учащихся при внедрении компьютеризации в учебный процесс, в практике школьного обучения в ходе экспериментальной работы был изучен и обобщен опыт работы учителей на основе анкетирования. В результате проведенного опроса доказаны потребности и объективные возможности развития познавательной активности учащихся при • компьютеризации процесса обучения. Кроме этого в ходе исследования нами, обнаружены существенные недостатки в подготовке школьных учителей к использованию в своей работе компьютеров.

Исследование состояния компьютеризации процесса обучения показало, что:

— необходимые предпосылки для применения компьютерных технологий на уроках в школе имеются, хотя и являются минимальнымиш — Российская наука заинтересована в вопросе внедрения в школу достижений в информационной индустрии;

— Компьютеризация процесса обучения является частью государственной политики.

— организуются курсы по обучению преподавателей.

— компьютерами оснащены многие городские школы России и Республики Татарстан. Министерством образования ведется работа по поставке компьютеров в школьные учреждения сельских регионов.

— вышеперечисленные действия по внедрению компьютеризации в процесс обучения являются минимальными и недостаточными в сравнении с мировыми тенденциями в данной области (Америка, Сингапур, Кипр и ДР-)необходимость совершенствования научных разработок, методических рекомендаций для учителей-предметников по применению компьютеров и внедрения их в практику школ.

Принятие рейтинговой оценки в качестве критерия сформированности умений, способствующих развитию познавательной активности, позволило нам провести анализ развития познавательной активности методами математической статистики. Методика оценки результатов педагогического эксперимента на процесс развития познавательной активности построена на статическом критерии сравнения средних двух совокупностей данных. Проведенная по этой методике оценка результатов процесса развития познавательной активности учащихся позволила качественно оценить эффективность применения компьютеризации в учебном процессе и с большой достоверностью подтвердила правильность разработанной нами методики, в основу которой положены дидактические возможности компьютеризации в развитии познавательной активности учащихся.

Экспериментальное обучение учащихся с использованием компьютеров проводилось в условиях учебного процесса.

В ходе опытно-экспериментальной проверялась и корректировалась разработанная нами методика компьютеризации процесса обучения как средства развития познавательной активности учащихся. Методологической основой процесса развития познавательной активности учащихся стали дидактические условия развития познавательной активности учащихся при компьютеризации процесса обучения, методические рекомендации применения компьютеризации и методические функции учителя, необходимые учитывать в ходе компьютеризации обучения как средства развития познавательной активности учащихся.

Планируя урок с применением компьютеров, учитель должен соблюдать следующие методические рекомендации компьютеризации процесса обучения, в соответствии с которыми необходимо:

• четко определить педагогическую цель применения компьютерных программ в учебном процессе;

• компьютеризировать процесс обучения только в том случае, если это способствует развитию мышления, памяти, внимания, умения анализировать и синтезировать информацию, выработке критического мышления, т. е процессов являющихся основными в развитии познавательной активности учащихся.

• уточнить, где и когда он (учитель) будет использовать компьютерные программы на уроке в контексте логики раскрытия материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

• В случае применения компьютеризации для итогового контроля, необходимо провести анализ работ и оценку «компьютера», в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, отметить успехи учащихся, при необходимости разобрать причины неудовлетворительных оценок.

• учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

• анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Методические функции. необходимые учитывать при компьютеризации процесса обучения с целью развития познавательной активности учащихся:

• разъяснить учащимся познавательную задачу, так, чтобы она стала для них личностной, значимой, стимулировать их познавательную деятельность;

• привлекать внимание учащихся к возможностям информационных технологий, помогающим решить поставленную проблему;

• обсуждать способы выполнения задачи, разрешения проблемы;

• подготовить учащихся к восприятию материала, который будет им представлен с помощью компьютера, не устраняться от управления познавательным процессом, обращая внимание на учащихся в нужных случаях на главные объекты, ставя дополнительные вопросы, и, если необходимо, обсуждая их.

• Выразить свое отношение и проанализировать результаты проведенной с помощью компьютера работы. При необходимости отметить успехи учащихся.

Необходимыми условиями развития познавательной активности учащихся при компьютеризации процесса обучения являются: творческая адаптивность преподавателя к модернизации образования;

— активное внедрение программно-методических средств учебного назначения;

— применение новых информационных технологий на высокой научной основеиспользование разработанной педагогической технологии компьютеризации учебного процесса как совокупности дидактических, психологических и методических принциповцеленаправленная организация учебного процесса, предусматривающая применение методов и средств компьютерной графики и моделированияделовых и ситуационных игр, творческого поиска нестандартных решений в многовариантных ситуациях, активной самостоятельной работы с использованием компьютера;

— - целесообразность применения НИТ для развития познавательной активности учащихся и оптимального достижения учебной цели;

— сочетание групповых и индивидуальных форм организации познавательной деятельности.

Причем перечисленные условия должны соблюдаться в совокупности.

Тщательный анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента по использованию разработанной нами системы применения компьютеризации в учебном процессе позволил нам сделать вывод, что компьютеризация обучения обладает реальными возможностями совершенствования методов развития познавательной активности учащихся.

Мы считаем, что на современном этапе необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся путем компьютеризации процесса обучения, что способствует в условиях глобальной информатизации общества формированию личности с новым, творческим типом мышления, умеющей работать с большим количеством информации и выбирать оптимальные решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Философия информационной цивилизации. М- 1994 г. -120с.
  2. JI.P. Феномен непрерывного педагогического образования на рубеже XX-XXI столетий// Сборник молодых ученых и студентов — Казань: КГПУ, 2002 № 5. — С.59−62.
  3. Е.А., Алешина М. В. Элементы индивидуализации учения// Школьные технологии. -2003 № 2. — С.54−67.
  4. М.Н. Сущность процесса обучения. Советская педагогика. -1965 — № 1. — С.56−64.
  5. А.П. Активность учения школьников. М. Просвещение. — 1968- 139с.
  6. Н.Е., Антюфеева Т. А., Солопова Н. К. Информационно-технологическая подготовка сельских школьников// Школьные технологии. -2002. № 5. — С.228−234.
  7. Е. В школу пришел Интернет//Народное образование.-2000.-№ 9.-с.10−14.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. 210с.
  9. З.И. Научно-методические подходы к созданию и использованию обучающих программ с условно символической наглядностью по физике (13.00.02). Дис. кан. пед. Наук. -М., 1991.
  10. В.П. Образовательные возможности обучающих игр как одной из моделей концентрированного обучения// Школьные технологии.- 2003. № 2. — С.137−139.
  11. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика 2003. — № 5. — С.36−41.
  12. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., 1970.-300с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-190с.
  14. С.Н. Индивидуальный подход к учащимся при обучении физике на основе моделирования личности с помощью компьютера: (13.00.02) Дис. кан. пед. наук.- М., 1991.
  15. Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1969.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 172с.
  16. О. //Народное образование, 2003, № 9 с.65−70.
  17. .Б. Моделирование//Философский энциклопедический словарь. М., 1991. — С. 107.
  18. И.М. (13.00.02) Дис. кан. пед. наук. Казань, КГПУ. — 200с.
  19. А.А. Знаково-контекстное обучение// Вопросы психологии.-1987.-№ 1 .-С.64−65.
  20. И.Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологий учебного познания (13.00.02). Дис. кан. пед. Наук. Спб., 1995.- 200с.
  21. Л. А. Управление процессом развития творческой активности учащихся: опыт работы школы 122. -1993г. 58с.
  22. Р., К. Маклин Компьютеры в школе. М. Прогресс. 1998. 175с.
  23. Д.В. О сущности и некоторых принципах классификации учебных проблемных ситуаций.- Советская педагогика, 1974. № 3. -С. 21−30.
  24. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. -Казань: Таткнигоиздат, 1975. 160с.
  25. Д.В. Противоречие познания в школьном обучении. Советская педагогика, 1970. — № 10. — С.27−35
  26. Т.В. Автоматизированная обучающая система с точки зрения психолога // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985. С. 120.
  27. Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.-С.160.
  28. В. Об опыте инновационной деятельности//Магариф. 2002. -№ 4.-С.87−90.
  29. A.M. Дидактические условия применения компьютерных моделей в процессе проблемного обучения. дисс.канд.пед.наук, Казань, 1999 г. -С. 180.
  30. П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе // Материалы к Всесоюзной конференции по программированному обучению. 31 мая 4 июня. 1966.- С. 170.
  31. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987. -С. 187.
  32. .А. Философские и социальные проблемы информации. М., 1986 г.-С.132.
  33. Е.Я. Методы обучения в школе в советской школе. М., 1957. — 200с.
  34. Г. Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленной эксплуатации. М., 1984. С. 166.
  35. Гребенкина J1.K., Байкова JI.A. «Педагогическое мастерство и педагогические технологии». Учебное пособие.//М. Пед. общество России, 3 изд., 2001-С.256.
  36. Гейтс Билл Образование лучшее вложение денег// Народное образование.-2001 .-№ 1 .-С.39−49.
  37. М.А. Дидактические условия прочного усвоения знаний. Начальная школа, 1945. № 2−3. — С.3−10.
  38. М.А. Подготовка учащихся к активному восприятию нового учебного материала. Начальная школа, 1945. — № 6. — С.55−58.
  39. М.А. Подготовка учащихся к активному восприятию новых знаний.- Советская педагогика, 1947, № 8. С.56−65.
  40. М.А., Есипов Б. П. Дидактика.- М.: АПН РСФСР, 1957. 515с.
  41. М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. В кн. Совещание по вопросам дидактики: Тез. докл.- М: 1960. — С.45.
  42. М.А. Процесс обучения в советской школе. — М.:Учпедгиз, 1960. -С.229.
  43. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения, — Советская педагогика, 1961. № 8.- С.32−42.
  44. М.А. Сб.: Об условиях развития познавательной самостоятельности и активности учащихся на уроках. Казань: Таткнигоиздат. — 1966. — С.67.
  45. М., 1966. Даутов Р. Г. О воспитательном потенциале компьютерного моделирования. КГПУ. Сб. научных трудов и материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2003 г.- С.ЗЗбс.
  46. Ф. Сьюэл, Дейвид Рю Ротерей «Основные направления применения ЭВМ // Перспективы. Вопросы образования. 1988.-№ 3. — С. 60.
  47. А.В., Рощин С. В., Титова О. А., Рожкова Л. И. и др. Современному образованию современные методы// Школьные технологии. -2002. — № 5. — С.223−228.
  48. О. Компьютерная поддержка учебного процесса//Учитель.-2000.-№ 6.- С.64−71.
  49. О. Коммуникативная функция учебного занятия.//Учитель.-2001.-№ 1.- С.27−30.
  50. М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. -Казань: Таткнигоиздат, 1963.-С. 122.
  51. М.И. О сущности учебного процесса в научных основах дидактики. Советская педагогика, 1965, № 9. — С. 104−105.
  52. М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. — Казань: Таткнигоиздат, 1963. С122.
  53. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-С.239.
  54. JI.B. Программа информатизации школьного образовательного пространства// Школьные технологии. -2002. № 5. — С.234−237.
  55. М.М. Педагогические основы формирования познавательного интереса студентов в вечернем техническом вузе. дис. кан.пед. н. -КГПИ.-1980. С. 180.
  56. В.И. Противоречия учебного процесса и способы их разрешения. Советская педагогика, 1970. — № 12. — С. 20−30.
  57. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.:Педагогика, 1982. С. 160.
  58. Г. С. Психолого-педагогическая характеристика потребностей школьника в самообразовании. Уч. Зап. КГПИ вып. 87, ч.2.// Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. 1970. — С.47.
  59. Г. С. Умения самостоятельной работы основа самообразования студентов. В сб. Научные труды и материалы IX Международной научно-практической конференции. — 2002 г. — С. 143.
  60. Л.И. Использование информационно-компьютерных средств в учебном процессе. //Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 5. КГПУ 2002. — С.42.
  61. Л.И. Компьютер как помощник в обучении школьным дисциплинам. // Научные труды и материалы IX Международной научно-практической конференции. 2002.- С. 18.
  62. Л. В. Дидактика и жизнь -М.: Просвещение, 1968. С. 175.
  63. Занков Л. В, Обучение и развитие М.: Педагогика, 1975. — С.440.
  64. Зайцев Александр. Талантливые учителя талантливые ученики// Народное образование.-2000.-№ 6. — С. 192−194.
  65. Г. В. Компьютеризация педагогического эксперимента по выявлению развития творческих способностей студентов в обучении. Дис. канд. пед. н. 1990 г.-С.220.
  66. Г. В. Информационные технологии мониторинга качества образовательных систем. Казань, 2000. С. 136.
  67. Р.А., Габдулхаков В. Ф. О новых педагогических технологиях обучения // Тез. докл. Второй Всерос. Науч. Конф. «Новые технологии обучения, диагностики и творческого саморазвития личности». Йошкар-Ола, 1994.-С. 75.
  68. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная реальность// Вопросы психологии. 1989.- № 4. С.5−15.
  69. А.Р., Тутаева Н. Е. Самообразование учащихся через Интеренет. //Сб. научных трудов и материалов Всероссийской научно-практической конференции, КГПУ. 2003 г. — С.337.
  70. Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПБ Союз, 2001.-С192.
  71. Карпов К. Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. М.:Высш. Шк., 1971. — С.112.
  72. Ю.П. Интенсификация умственной деятельности старшеклассника путем его двигательной активности.-д.к.п.н.-1990г. 200.
  73. Ф. Республиканская программа информатизации в республике.//Народное образование.-2000. № 9 — С.7−10.
  74. Г. И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерной технологии обучения. Казань. 1994 г.-С.200.
  75. Г. И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе. Монография. Казань: ИСПО РАО, 2001.-С.96.
  76. Потенциал фундаментализации информационно-компьютерного содержания образования. Монография. Казань: ИСПО РАО, 2000. -С.202.
  77. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников.-Казань:Таткнигоиздат, 1980. С. 270.
  78. А.А., Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995 г.- С. 55.
  79. Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов. 13. 00. 01, канд. пед. наук Чувашия, ЧТУ, 1997. С. 198.
  80. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994 г. С. 170.
  81. ЛопуховаТ.В. Дидактические условия формирования познавательного интереса студентов технических вузов. Дис. канд пед.н.- 1984 г. С. 190.
  82. Л.Г. Воспитание профессионально-познавательной активности учащихся среднего профессионально-технического училища. Д.к.п.н.-1987г. -С.200.
  83. Т.В. Побуждение учащихся к самообразованию актуальная задача школы. — КГПУ, Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 5, 2002 г. — С.36.
  84. И.Я. проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — С.64.
  85. X. Размышления о современной технике. М, 1996 г. С. 210.
  86. С.Л., Рубцова Н. Е. Уроки компьютерного постобразования// Школьные технологии. -2003. № 2. — С. 118−121.
  87. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: НГПИ, 1987. — С.92.
  88. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. — М.: Педагогика, 1972. С. 237.
  89. И.Я. Учебный процесс и его закономерности. М.:3нание, 1979. — С.96.
  90. П.С., Пало О. Д., Гудимов В. В. Концепция интерактивного учебника// Школьные технологии. -2002. № 5. — С.101−106.
  91. А.С. Россия в зеркале второго сравнительного исследования применения информационных и коммуникационных технологий в образовании (SITES), Школьные технологии, 2000 г. № 4. С.181−193.
  92. Н.С. Развитие познавательной активности учащихся в условиях проблемно-поисковой деятельности. Дисс. к.п.н.-1971г. С. 180.
  93. И.Г. Формирование у старшеклассников готовности к творческому усвоению знаний: дисс.канд.пед.наук, Волгоградский пединститут. Дисс. к.п.н.-1976. С. 215.
  94. Е.В., Мельник Н. В. Ученик. Компьютер. Орфография. — Сб.: РГПУ, 1992.-С.88.
  95. М.В., Кошман И. М. Технические средства в обучении иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1981.-С. 143.
  96. П.М. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся при изучении физики на основании использования компьютерной техники: (13.00.02). Дис. кан. пед. наук. Киев, 1991. — С.200.
  97. A.M. Аксиома наглядности обучения// Школьные технологии. -2003. № 2. — С.217−225.
  98. A.M. К проблеме процесса усвоения. Новые исследования в педагогических науках. 1986. -№ 1(48) С. 57.
  99. М.И. Проблемное обучение./Основные вопросы теории/ -М.: Просвещение, 1975. С. 28.
  100. Е.И. «Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения" — М Педагогика, 1988г.-С.191.
  101. JI.B. Методика проведения практических и лабораторных занятий на базе ЭВМ в профессионально направленном курсе физики: (13.00.02). Дис. кан. пед. наук. Л., 1993. — С.200.
  102. Министерство образования и ИПКРО РТ. Современные информационные технологии и их роль в иноязычном образовании. //Магариф. 2001. -№ 8.-С.40−42.
  103. Н.В. Эволюция дистанционного образования // Школьные технологии.-2003. № 2. — С.89−95.
  104. Т.С. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI века// 'Школьные технологии, 2000 г. № 4.-С.195−197.
  105. С.Г. Интернет для учителей иностранных языков// Школьные технологии, 2002 г. № 5. -С.217−222.
  106. С.Г. Многопрофильные образовательные серверы в Интернете// Школьные технологии, 2003 г. № 2. — С.95−100.
  107. А. А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика, 2001. № 5. — С.87.
  108. С.П. Применение информационных технологий в образовательном процессе. Педагогика.№ 9. 2003. — С.32−38.
  109. Ф.Б., Каримов М. Ф. Основы информатики и возможности ее применения при изучении физики. Учебное пособие.- Бирск., 1994.-С.105.
  110. П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы//Педагогика. 2003 .-№ 5 — С.27−33.
  111. И.Г. Сетевые модели в образовании// Школьные технологии. -2003. № 2. — С.89−95.
  112. И.П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов по иностранному языку: (13.00.02.) Дис. док. пед. Наук. М., 1992.-С.200.
  113. П. И. Педагогика. Учебн. пособие. М.:Просвещение. 1996 г. 367с.
  114. Пименова J1.M. О формировании у старшеклассников самостоятельности и активности как черты личности//. Советская педагогика. -., № 5. — 1959. — С.55−59.
  115. Р.Г. Компьютеризация преподавания языков. JL: ЛГПИ, 1988.-С.74.
  116. Р.Г. Два подхода к построению авторских программ компьютерной оптимизации преподавания иностранных языков // Типы и содержание авторских программ по иностранным языкам. СПб.: ИОВ РАО. — 1994-С. 27−31
  117. И.П. Педагогика. Учебн. Пособие. М. 1998 — 186с.
  118. И.П. Учитель, рынок, технология//Школьные технологии. -2003 -№ 2. -С.3−11.
  119. С.Н. Продуктивное обучение и информационные технологии // Школьные технологии 2000. — № 4. — С. 119−127.
  120. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. Учебное пособие для вузов. М. 1999. — С. 156.
  121. Е.С. Теория и практика дистанционного образования//Тез. Докл. Междун. Конф. Интернет. Общество. Личность. (ИОЛ-2000), Санкт-Петербург: Институт Открытое общество. 2000. — С. 133.
  122. Н.А. «Воспитание познавательной самостоятельности». — КГПИ.- 1968-С. 187.
  123. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении.- Казань, Таткнигоиздат. 1969 — С. 204.
  124. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991 г.
  125. Н.А. Технология визуального мышления // Школьные технологии № 4 — С. 127−142.
  126. М.В. Дидактические условия использования компьютерных технологий. КГПУ, Сборник научных трудов молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 5, 2002 г. — С.37.
  127. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1999. -С.140−141.
  128. Ф.А. Дидактические условия эффективной целевой подготовки в системе автоматизированного обучения. Сб. Научные труды и материалы IX Международной научно-практической конференции. 2002 г.- С. 183.
  129. А.З. Активизация познавательной деятельности учащихся при u проблемном обучении средствами кино и демонстрации эксперимента. Дис. кан.пед. н.-1985г. С. 200.
  130. А.С. Усвоение знаний и развитие познавательной активности при помощи релаксопедии.-1974г. С. 180.
  131. А.З. Активизация познавательной деятельности учащихся при проблемном обучении средствами кино и демонстрационного эксперимента: дессирт. Канд. пед. Наук, КГПИ, 1985. -С.197.
  132. JI.M. Интернет и лингводидактика//Тверской лингвистический меридиан. Твер.гос.универ.-1999.-вып.2, — С.107−116.
  133. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся. — Народное образование, 1966. № 1.- С.45−50.
  134. М.Н. Совершенствование процесса обучения, М.:Педагогика, 1971. С. 260.
  135. И. Наш друг компьютер//Учитель.-2000.-№ 2.-С.59.
  136. В. Учимся на расстоянии// Библиотека.-2000.-№ 5.-С.44−46.
  137. М.Е. Особенности применения компьютерной технологии для изучения функций в средней школе: (13.00.02) Дис. кан. пед. наук — М., 1994.-С.180.
  138. О.Г. Организация компьютерных уроков по физике в системе развивающего обучения: (13.00.02). Дис. кан. пед. наук. -Красноярск, 1992. С. 200.
  139. Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся? //Педагогика. 2001. № 7. -С. 32−35.
  140. Н.Ф. Внедрению компьютеров научную основу. //Сов. Педагогика. 1985 г. — С.34−38.
  141. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -С.165.
  142. Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985. -С. 135.
  143. Тибор Вамош. Приоритет человеческого фактора // Вопросы образования. 1988. — № 3. С.39−46.
  144. И.И. Моделирование при изучении квантовой физики в средней школе: (13.00.02). Дис. кан. пед. наук.- М., 1998. С. 210.
  145. Толковый словарь русского языка. Т 4. М. Сов. Педагогика, 1948. — С.312.
  146. К.Н. К вопросу о сущности процесса обучения// Советская педагогика, 1965 г. № 2. — С.46−52.
  147. Я.С. Каким быть будущему учителю// Школьные технологии. -2003. № 2. — С.44−54.
  148. Философская энциклопедия. Т5. М. Сов. Педагогика, 1970. С.67−68.152Халитова З. Р. Дидактические условия подготовки будущих учителей кприменению компьютерной техники. Дис.канд.пед.н. 2001. — С.200.
  149. И.ф. Как активизировать учение школьников. Минск, Народная асвета, 1975. — С.206.
  150. Д.А. Итненсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: дисс. Канд. Пед. Наук,-Казань, 1990. С. 254.
  151. М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения//
  152. Школьные технологии 1999 г. — № 4- С. 12−16.
  153. М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения// Школьные технологии 2000 — № 4 — С. 12−17.
  154. В.Т. Формирование творческих познавательных процедур у младших школьников: дисс. Канд.пед.наук, Казань, 1998 г.-139с.
  155. М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихсяю Казань, ТГЖИ, 1993. — С.88.9 159 Чошанов М. А. На ошибках учатся. // Советская педагогика.- 1989. 9.- С.40−44.
  156. В.В. Использование ТСО и ЭВМ как средств развития познавательного интереса учащихся общеобразовательной школы ЧСФР: (13.00.01) Дис. кан. пед. наук. Киев, 1992. — С.210.
  157. С.М. Дидактические условия комплексного применения аудиовизуальных средств обучения для создания проблемных ситуаций: (13.00.01) Дис. кан. пед. наук. -Казань, 1991. С. 175.ж
  158. Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». Учебное пособие. М. :1979г.- С. 125.
  159. Е.В. «Подростки в Интернете специфика информационного воздействия."//Педагогика, 2001 № 4.- С.55−57.
  160. Федеральная целевая программа «Электронная Россия"(2002−2010 годы)//Российская газета, 12.02.2002.-прил.: 2002.-С.4
  161. Avner A., Moor С., Smith S. Active external control: a basis for superiority of CBI // Journal of Computer-Based Instruction. 1980. -N 6. P. 317.
  162. Bork A. Design consideration // R. Shostak (ed.). Computers in Composition Instruction. Oregon, 1984 .- P. 120.
  163. Bork A. Producing computers based learning material at the educational Technology Center // Journal of Computer-Based learning Instruction. 1984. V. 11. N3. -P. 150.
  164. Bork A. Computers and information technology as learnind aid // Eduation and Computing. 1985. V. 1.-P.112.
  165. Holmberg B. Theoretical underpinnings of mediated teaching as self-contained instruction: A suggested thery // Programmed Learning and Educational Technology/ 1985. V. 22. N 1. P. 110.
  166. Martin J. Fourth-generation languages. N.Y., 1985. -P.l 12.
  167. ICT and the Emerging Paradigm for Life Long Learning: a Worldwide Educational assessment of Infrasructure, Goals and Practices. W.J.Pelgrum and R.E.Anderson (Eds). IEA, University of Twente, 1999. P. 130.
  168. Madigan S., Rouse M. Picture memory and visual generation processes// The American Journal of Psuchology. 1974. -Vol. 87 N/ 1−2. P. 151−158.
  169. Rose P.G. Verbal processing of visual stimuli// The Journal of General Psychology. 1976. — Vol. 94. N.2. -P.233−242.
  170. Оношвкив’Учащсся-мол/гьктерьГ1995 г. 11 908 г.
Заполнить форму текущей работой