Формирование профессиональной компетенции будущих учителей химии по развитию креативности учащихся
Понятие профессиональной компетенции, рассматривалось в работах В. Н. Введенского, Н. Д. Кучугуровой, М. И. Лукьянова, Л1М. Митина, Дж. Равена, В'.А.Сластенина, Т. М. Сорокиной, А. В! Хуторского, С. Е. Шишова. Так А. В. Хуторской под профессиональной" компетенцией понимает совокупность знаний, умений, способов деятельности, задаваемых к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы…
ДиссертацияФормирование социально-нравственной готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профессиональной деятельности
В ряде исследований формирование личности раскрывается в трех основных ипостасях: как наделенная высшим свойством сущностного человека — духовно-нравственным началомкак отражающая в себе конкретно-исторические, социально-классовые, национальные, религиозные особенности бытия и, наконец, как обретающая своеобразный, неповторимый индивидуальный характер, личностно-психологический облик на основе…
ДиссертацияФормирование стохастической грамотности учителей в системе повышения квалификации
В Федеральной целевой программе развития образования подчеркивается необходимость обновления структуры, содержания и технологий обучения, развития фундаментальной и практической направленности образовательных программ на всех этапах непрерывного профессионального образования. Интеграция нашей страны в мировое экономическое и образовательное пространство, а также интеллектуализация всех сфер…
ДиссертацияФормирование структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Актуальность исследования. В условиях модернизации российского образования одной из актуальных задач логопедии является обновление содержания, средств и технологий коррекционного процесса. В системе коррекционно-образовательных задач, реализуемых в ходе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, особое место занимает профилактика нарушений письма и чтения и…
ДиссертацияФормирование в вузе коммуникативной культуры будущих преподавателей средствами тренинга педагогического общения
Одним из средств формирования коммуникативной культуры будущих преподавателей является тренинг педагогического общения. Но, к сожалению, его организация недооценивается в практике высшей школы, где чаще всего теоретическая подготовка преобладает над практической (направлена преимущественно на повышение фундаментальности образования, его теоретизацию). Это ориентирует…
ДиссертацияФормирование патриотической позиции старшеклассников в процессе обучения общественным дисциплинам: на примере обществознания
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в образовательном процессе школы, способствуя повышению эффективности патриотического воспитания старшеклассников, в частности, формирования их патриотической позиции. Материалы исследования положены в основу методических разработок и рекомендаций по формированию патриотической позиции…
ДиссертацияКоррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями
На современном этапе развития теории и практики коррекционной педагогики и специальной психологии проблема медико-психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом является одной из актуальных. В специальных исследованиях отмечается, что нарушения, вызванные детским церебральным параличом, изменяют процесс познания детьми окружающего мировладения знаниями, двигательными умениями…
ДиссертацияКультурологический подход в обучении и воспитании школьников как средство их личностного развития
В ходе диссертационного исследования неоднократно проводилась диагностика личностного развития школьников с использованием различных методик. Наряду с анализом развития учащихся школы № 693, срезы проводились в нескольких средних общеобразовательных школах Юго-Западного округа города Москвы. Сравнительная характеристика проведенных диагностических исследований показала, что в любом учебном…
ДиссертацияИспользование основ проблемного обучения при формировании понятийного аппарата школьников по курсу «Человек»
Э. В. Ильенков, Н. Г. Талызина, А. Г. Леонтьев, А. К. Дусавицкий и другие) отмечают, что в процессе обучения школьник должен не только приобрести сумму знаний, умений, но и освоить методы творческого мышления такие как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Это важно, так как сумма знаний без умения применять их для решения новых задач, для поиска нового знания есть ненужный, мертвый груз…
ДиссертацияИноязычная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры студентов
Коммуникативно-ориентированная среда создавалась на основе «диалога культур» — взаимопонимания «Я — ТЫ» как личностей, обладающих различными культурами, логиками мышления. В созданных условиях между субъектами проявлялись отношения сотрудничества, характеризующиеся открытостью, доброжелательностью, взаимным доверием. Одним из значимых элементов такой среды являлась рефлексивная позиция педагога…
ДиссертацияИзучение научных основ техники в процессе трудового обучения как средство политехнической подготовки школьников
Техника является важнейшим компонентом производства, непрерывно претерпевающим коренные изменения* Замещение техникой вое большего числа производственных функций человека, его вытеснение из непосредственного технологического процесса сопровождается в то же время расширением сферы взаимодействия человека и техники, связанного с проникновением технических средств во все стороны жизни общества…
ДиссертацияМетодика реализации межпредметных связей посредством решения прикладных задач в процессе обучения математике в вузе
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного образования. Но решить такую проблему невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать…
ДиссертацияМетодика решения задач с экономическим содержанием на факультативных занятиях по математике в старших классах средней школы с использованием вычислительного эксперимента
Разработка математического аппарата для факультативных курсов и аудиторных занятий в 10−11 классах, с углубленным изучением экономики. Этот аппарат является основой создания экономических приложений математики и содержит, как правило, элементы линейной алгебры, матричное исчисление, элементы теории графов, теории вероятностей, теории игр, логики и т. д. Рассмотрение такого спектра математических…
ДиссертацияРазвитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века
XVII — период становления и развития теории естественного права — I пол. XIX века — период выдвижения гипотез и поиска решений вопросов обязательного образования в различных странах Западной Европы. Но, исследуя предпосылки развития идеи права на образование, мы обращаемся к более ранним периодам истории Западной цивилизации. Поскольку рассматривается несколько общественно-экономических формаций…
ДиссертацияРазвитие образовательной самостоятельности студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса
Проблема развития образовательной самостоятельности личности особенно остро встает перед профессиональной средней школой в связи с социальным запросом общества на специалистов среднего технического звена, способных самрстоятельно, быстро и правильно ориентироваться в постоянно меняющихся условиях производства. В связи с этим усложняются задачи управления развитием личности в образовательном…
ДиссертацияПрофессиональное воспитание курсантов вузов МВД России в процессе физической подготовки
Повышение роли воспитания в процессе физической подготовки (ФП) в жизни высшей профессиональной школы не уменьшает ее образовательных функций. Более того, изменения в характере деятельности выпускников в органах внутренних дел придают еще большее значение обучению, обусловли-у, вают необходимость постоянного повышения качества учебных занятий, чтобы в целостном педагогическом процессе превратить…
ДиссертацияРазвитие содержания профессиональной подготовки инженера в области информационных технологий
Процесс формирования информационной культуры инженера должен отражать логику развития содержания профессиональной подготовки инженера в области информационных технологий и включать три этапа: пользовательский, профессиональный и креативный. При разработке содержания подготовки инженера в области информационных технологий необходимо руководствоваться следующими критериями, позволяющими определить…
ДиссертацияПедагогические условия формирования речевой культуры студентов гуманитарного вуза
Результаты исследования позволили выделить лингводидактиче-ские принципы построения экспериментальной системы обучения: 1. Принцип опоры на реальный уровень владения речевой культурой, прежде всего навыками связной речи, умением общаться, аргументировать и рассуждать в рамках принятых норм профессионально-литературной речи. 2. Обучение речевой культуре должно строиться на основе принципа…
ДиссертацияПедагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе
В связи с этим, в школе необходимо оптимизировать образовательный процесс по освоению навыков иноязычной речи, обеспечивающих эффективное и качественное обучение общению детей на иностранных языках. Решить обозначенную проблему, на наш взгляд, возможно применяя технологии интенсивного обучения с начальной школы. Однако существующие общеобразовательные программы обучения иностранным языкам В…
ДиссертацияПедагогические условия организации становления информационно-технологической компетентности учащегося в общеобразовательной школе
Важно подчеркнуть, что и в ФЦП «Развитие образования на 2006;2010 гг.» фиксируется необходимость создания «модели преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, обеспечивающей, в том числе, равные стартовые возможности для получения начального общего образования для детей из разных социальных слоев и групп населения». Создание модели становления информационно-технологической…
ДиссертацияПедагогические условия повышения эффективности обучения основам здорового образа жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
На защиту выносятся следующие положения: в Современное научно — методическое и программное обеспечение не, решает в полной мере существующей в коррекционной педагогике проблемы обучения основам здорового образа жизни учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. * в Состояние знаний и умений учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в области заботы о собственном…
ДиссертацияОбучение физике студентов педвуза в условиях управленческого взаимодействия участников образовательного процесса
Управленческое взаимодействие как один из способов общения участников образовательного процесса, строится в. соответствии со способностями, задатками обучаемого, направлено на использование современных личностно ориентированных технологий обучения, на профессиональные интересы каждого участника образовательного процесса, на выполнение ряда важных функций, таких как образовательновоспитательная…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия профессионального развития учителя при повышении квалификации
Проблемы развития педагога широко обсуждаются в литературе. Гуманистический подход к развитию личности описан в работах В. Франкла, А. Маслоу, К. Роджерса, C.JI. Рубинштейна. Вопросы развития личности учителя рассмотрены в работах Н. В. Кузьминой, J1. М. Митиной, В. И. Загвязинского, личностно-ориентированное обучение описано в работах И. С. Якиманской, Р. Бернса, Д. А. Белухина, развивающее…
ДиссертацияСтановление гуманитарного подхода к среднему образованию в педагогической теории и практике учебных заведений России второй половины XIX — начала XX вв
Тебиев, Б. К. Правительственная политика в области образования и общественно — педагогическая мысль России конца XIX — начала XX вв.: Дисс. доктора пед. наук. — М., 1991; Егоров, С. Ф. Основные проблемы дидактики России конца XIX — начала XX вв.: Дисс. доктора пед. наук. — М., 1982; Егоров, С. Ф. Ценность общего образования // Педагогика. — 1995. — № 3. — С.90 — 93- Богуславский, М. В. Генезис…
ДиссертацияПовышение эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части
Апробация результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации обсуждались на заседаниях кафедр, в ходе учебно-методических сборов преподавательского состава, на научно-методических конференцияхапробировались при проведении учебных занятий с курсантами, в ходе командирской подготовки офицеров военных вузов, на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного…
ДиссертацияПовышение качества подготовки специалистов гражданской авиации в условиях учебно-научного комплекса
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты докладывались и получили одобрение на Международном симпозиуме «Науковедение: теоретические и организационные проблемы развития» (Красноярск, 1999 г.) — Международной научно-практической конференции «Гражданская авиация на рубеже веков» (Москва, 2001 г.) — Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы развития…
ДиссертацияОсобенности нарушений морфологического компонента речевой деятельности и методы их преодоления при разных формах афазии
Теоретико-методологической основой исследования явились современные представления психологии, нейропсихологии о высших психических функциях как функциональных системах, представления об их системной и динамической локализации (И.П. Павлов, A.A. Ухтомский, А. Р. Лурия и др.), иерархической уровневой организации (H.A. Бернштейн), их общественно-историческом происхождении и прижизненном формировании…
ДиссертацияСодержание и методы подготовки бухгалтерских кадров в системе дополнительного профессионального образования
Определены и экспериментально проверены основные методы и формы активизации образовательного процесса в системе ДПО: деловые игры, моделирование производственных ситуаций, решение «проблемных ситуаций», метод «критических ситуаций», вовлечение учащихся в полемику, «наказание и поощрение», «сквозная задача», методическая лаборатория и др. При организации образовательного процесса важное значение…
ДиссертацияОсвоение функционального комплекса маркетинга в процессе профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств
Нередко выпускники трудоустраиваются не по специальности, и полученные ими знания остаются невостребованными. В среднем по стране доля нашедших работу среди тех, кто окончил вузы, составляет 25−30%, ПТУ -82−86%, техникумы — 50%.Мировой рынок труда специалистов с высшим образованием к началу XXI века характеризуется возросшей конкуренцией, т.к. за последние 40 лет численность обучающихся в вузах…
ДиссертацияТеоретические и практические проблемы диагностики качества обучения в школе и вузах на основе компьютерных технологий: Опыт разработки и методика использования
Исходя из требований педагогической науки и практики в решении управленческих проблем на всех уровнях обучения, предложена теоретическая модель образовательного мониторинга в виде концепции комплекса диагностики качества знаний учащихся. Концепция комплекса диагностики качества общеобразовательной подготовки учащихся КДКОГ1 включает в себя теоретические основания для проектирования, функции…
Диссертация