Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом пункте смыкается понятие «образование» в античной педагогике («первой известной нам системе теоретической педагогики», в которой само греческое слово «пайдейя» («образование») есть не что иное, как «руководство к изменению всего человека в его существе» (М.Хайдеггер)), с понятием «образование» в понимании К. Э. Циолковского, приведенном в начале реферата, и современное толкование понятия… Читать ещё >

Содержание

  • I Глава. Космизм как одно из направлений теоретического и духовно-практического освоения мира
    • 1. 1. Антрополого-педагогические идеи русского космизма
    • 1. 2. Концепция ноосферы и ее педагогический аспект
    • 1. 3. «Новая педагогика» в аспекте выхода человека из его заключения на Земле"
  • II Глава. Основные этапы становления отечественной теории космического воспитания
    • 2. 1. Генезис теории космического воспитания в отечественной педагогике
    • 2. 2. Основные категориальные понятия педагогики русского космизма
    • 2. 3. Периодизация процесса формирования теории космического воспитания и ее важнейших направлений

Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Последние десять-пятнадцать лет в истории отечественной педагогики проявляется интерес к различным когда-то уже обозначенным в ней, но потом оказавшимся по разным причинам на периферии научного познания направлениям исследования. К таким незаслуженно забытым направлениям в полной мере можно отнести педагогику космизма, представляющую собой вполне оригинальную ветвь научного знания, реконструкция, систематизация и интерпретация истории возникновения и развития которого в настоящее время представляются достаточно актуальными.

Космизм можно определить как многогранное и многоплановое учение, обосновывающее необходимость включенности человека в систему универсальных мировых и вселенских связей и объясняющее механизм этой включенности. Он — целостный научно-мировоззренческий комплекс, имеющий свое единое ядро и свои многоразличные аспекты. Закономерно, что его ядром и отправной точкой космизма оказывается человек, выступающий в качестве всеобщности и конкретной реальной индивидуальности космоса. В качестве одного из аспектов космизма как учения выступает его педагогическая составляющая, обоснованием которой занимались многие отечественные мыслители разной научной специализации и мировоззренческой направленности.

Константин Эдуардович Циолковский — ученый-гуманист, выдающийся русский мыслитель и педагог, пионер космонавтики и вместе с тем основатель антропокосмической концепции воспитания, мировоззрение которого можно охарактеризовать как «антропокосмизм», размышляя над целью существования человека, подчеркивал, что эта концепция вбирает в себя «познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни».

Для нас важно, что под самим «познанием» К. Э. Циолковский понимал здесь получение человеком, в конечном счете, такого образования, которое способно развить в каждом стремление узнать возможно больше «о Вселенной, о космосе, его эволюции и истории», и все это единственно для того, чтобы «осознать себя составной частью космоса», научить связывать свое будущее и судьбу человечества с судьбой всей Вселенной. Мыслитель был убежден в том, что «судьба каждого существа зависит от судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения».

Осознание и формирование такой высшей точки зрения и есть ключевой момент всей антропокосмической концепции воспитания К. Э. Циолковского. Поскольку в своих устремлениях калужский учитель был далеко не одинок, постольку из родственных его концепции идей как раз и могла зародиться теория космического воспитания. Получающая ныне свое относительно законченное оформление в качестве самостоятельной и оригинальной теории, она начитает претендовать на то, чтобы занять определенное место в арсенале современной педагогической науки и определить собственную нишу, отведенный ей ходом эволюции ареал в реальной практике целостного образовательного процесса.

Очевидно, что как всякая оформляющаяся ныне теория, изучаемый нами феномен имеет свою историю. Противоречие между насущной потребностью пополнения арсенала современных наук о человеке новыми педагогическими теориями, могущими быть востребованными образовательной практикой, и недостаточной степенью изученности самого процесса становления обозначенной выше теории позволяет поставить проблему нашего исследования. Она заключается в установлении преемственной закономерной взаимосвязи между идеями русских космистов и соответствующими педагогическими концепциями в отечественной педагогике XX столетия, входящими в теорию космического воспитания как отдельные самостоятельные ответвления, имеющие свой конкретный предмет и свое содержание.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в педагогической науке определили выбор темы исследования — «Становление теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия».

Целью исследования является выявление основных направлений развития педагогических идей русского космизма, оказавших непосредственное влияние на формирование педагогических знаний, положенных в основу теории воспитания в отечественной педагогике XX столетия на различных этапах ее становления.

Объектом исследования является сфера многогранной реальной и воображаемой действительности, которая, будучи отраженной в трудах мыслителей, писателей и художников разных поколений, различной научной ориентации и мировоззренческой направленности, осталась зафиксированной в их трудах как результаты размышлений, обращенных ко всем открывавшимся сторонам Космоса в его связях с совокупностью всех сущностных сил человека.

Предметом исследования является комплекс идей и концепций, положивших начало становлению междисциплинарной теории космического воспитания, складывавшейся в истории отечественной педагогики на протяжении XX века под воздействием сложного переплетения не только внутринаучных, но и внешних факторов и имеющей целый ряд модификаций.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы исходим из предположения о том, что процесс становления и развития отечественной педагогической теории космического воспитания, протекавший на протяжении XX века, своим эмпирическим основанием имел целый спектр разнообразных, рожденных в рамках различных (философских и социально-политических, астрономических и космологических, теологических и естественно-научных, биогеологических и геохимических, нравственно-психологических и художественно-эстетических, технико-экономических) идей и концепций, возникновение и оформление которых в качестве отдельных, но пересекающихся друг с другом направлений (ответвлений) мысли шло с тем большей степенью интенсивности, чем в большей мере, с одной стороны, выдающиеся мыслители, ученые и художники задумывались о связи земной с космической жизни, и, с другой стороны, формирующаяся личность превращалась в их умственных («идеальных») взорах и построениях в центр воспитательной системы, выступая для нее как «законное оформление, дитя Земли и Солнца» (В.И.Вернадский). Последующее оформление, «складывание» теории космического воспитания наряду с другими теориями отечественной педагогики имело несколько взаимосвязанных и логически вытекавших друг из друга исторических периодов, среди которых с некоторой долей условности можно гипотетически выделить следующие:

1 Предыстория процесса возникновения основ будущей теории.

2. Формирование ядра в виде концептуальной схемы теории космического воспитания.

3. Оформление целостного теоретического мира отечественной педагогики космизма.

4. Конституциирование различных секторов педагогики космизма в разных цивилизационных измерениях.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы в исследовании решаются задачи, состоящие в том, чтобы.

1. Систематизировать и обобщить историко-научный материал из разных областей знания, служащий основой реконструкции основных моментов становления идей и концепций космизма, позволивших со временем представить становящуюся теорию космического воспитания в качестве определенной целостности.

2. Выявить движущие силы и противоречия данного процесса, основные причины, ускорявшие и замедлявшие его ход, детерминировавшие отдельные периоды «попятного» движения.

3. С позиций современного междисциплинарного подхода дать интерпретацию исследуемого процесса, показав одновременно историческую роль различных наук, оказавших наибольшее воздействие на оформление понятийного аппарата становящейся педагогической теории.

4. Охарактеризовать различные уровни данной теории, такие, как «идея», концепция" и собственно «теория» космического воспитания, обозначить механизм перехода с одного уровня на другой.

5. Установить некоторые причины наблюдающегося тождества и различия между такими понятиями, как, с одной стороны, «космическое воспитание», так, с другой, — «планетарное воспитание», «воспитание глобальное», «ноосферное воспитание».

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды авторов, исповедовавших различные научные подходы, определявших разные направления исследовательской мысли и принадлежавших к разным областям знания. Среди них в первую очередь назовем таких представителей естественно-научной, гуманитарной и художественной сфер познания, как Ю. В. Александров, Н. А. Балабан, Л. Б. Баженов, А. Р. Беляев, А. А. Богданов, М. В. Богуславский, Е. Я. Букина, С. Н. Булгаков, К. Н. Вентцель, В. И. Вернадский,.

B.В.Виноградов, Ф. И. Гиренок, В. Н. Демин, В. В. Зеньковский, В. Йегер, Т. А. Ионова, П. Ф. Каптерев, В. О. Ключевский, В. Д. Комаров, Г. Б. Корнетов,.

C.Н.Касаткина, Н. Крылова, Э. Леруа, А. П. Лиферов, В. Лысенко, А. А. Любещев, Ф. Майор, А.-И.Марру, Н. Н. Моисеев, А. Д. Московченко, Л. И. Новикова, Н. Д. Никандров, В. Ф. Одоевский, Ю. В. Олейников, Л. Г. Олех, Л. Н. Осипова,.

A.М.Панкрушина, В. Ф. Парфенов, Н. А. Перекусихина, В. А. Петровский, Е. А. Плеханов, Ю. К. Плетников, А. В. Прохоров, К. Э. Разлогов, Н. А. Рожков,.

B.Д.Рузин, Е. И. Рерих, Н. К. Рерих, М. М. Рубинштейн, И. О. Савицкий, В. А. Сластенин, В.Н.Сорока-Росинский, Т. А. Строгонова, А. М. Тарко, П. Тейяр де Шарден, А. Н. Толстой, А. Д. Урсул, К. Д. Ушинский, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, Л. А. Фридман, М. Хайдеггер, К. Х. Хайрулин, К. Э. Циолковский, Ф.В.Цан-кай-си, А. Л. Чижевский, Ю. А. Школенко.

В исследовании использовались следующие идеи, концепции и направления мысли, отражающие разные стороны изучаемого предмета.

Идеи: идея всеединства (Н.А.Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П.А.Флоренский) — идея незавершенности развития мира и человека (Н.А.Умов, Н.Г.Холодный) — идея единства микрои макрокосма: (А.В.Сухово-Кобылин, К.Э.Циолковский) — идея преображения мира как смысл человеческой жизни (Н.Н.Моисеев, А.Л.Чижевский).

Концепции: ноосферы (В.И.Вернадский, П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа) — устройство общества по типу «психократии» (Н.Ф.Федоров), «теократии» (Н.А.Бердяев), «космократии» (В.Н.Муравьев), формирования пневма-тосферы (П.А.Флоренский), антропосферы (Н.Г.Холодный) — космического воспитания (К.Н.Вентцель), глобального воспитания и образования (Ф.Майор) и др.

Направления: философское (А.Лосев, В. С. Соловьев Н.Ф.Федоров, П. А. Флоренский, С. Франк, Г. Шпет, Л. Шестов,) — философско-фундаменталыю-научное: (В.И.Вернадский, Д. И. Менделеев, Н. А. Умов, А. Л. Чижевский, Н.Г.Холодный) — общественнонаучное: (М.М.Бахтин, Л. Н. Гумилев, Н. Данилевский, Н. Д. Кондратьев, К. Леонтьев, Н. Лосский, Ю. М. Лотман, П. Сорокин, Н. Трубецкой, П.А.Флоренский), науковедческое (Л.Б.Баженов, Б. С. Грязнов, А. А. Зиновьев, П. Ф. Копнин, В. С. Попович, В. Н. Садовский, Э.Г.Юдин).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и синтезгенетический методметод восхождения от абстрактного к конкретномусравнительно-сопоставительный методбиографический метод. Для реализации принципа историзма применялся сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить сходство и различия педагогических явлений.

Этапы исследования. На первом этапе (2002;2003 гг.) проводилась работа по выявлению и анализу источников, составивших фактологическую базу исследования. Тогда же были определены общенаучные характеристики исследования и этапы работы, рассчитанной на три года.

На втором этапе (2003;2004 гг.) осуществлялось изучение и обобщение исторического и теоретического материала.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) велось литературное оформление завершенного научного исследования. Формулировались общие выводы и заключение, составлялся список литературы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования достигаются за счет широкой источниковой базы, соответствия используемых методов целям и задачам исследованияверификации полученных данных посредством их соотнесения с публикационными эшелонами, принадлежащими не только теории и истории педагогики, но и философии, истории научной мысли, науковедению, социологии и психологии научного творчествасоответствия структуры и содержания исследования логике изложения его результатовпреемственности и последовательности реализации исходных теоретических положений, целенаправленности реализации избранных методологических установок.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что.

— проведен анализ идей отечественных космистов на рубеже XIX-XX столетия, определено понятие «русского космизма» не только как социокультурного феномена и философского направления («философская антропология») и «новой идеологии» с «общечеловеческими ценностями», но и педагогических интенций явления и направления мысли;

— изучена концепция ноосферы и выявлен ее педагогический аспект и педагогический потенциал;

— «новая педагогика» в нашей стране поставлена в связь с такими направлениями в развитии теории обучения и воспитания, которые во всемирном масштабе проявили себя на рубеже XIX-XX столетия как «реформаторская педагогика" — от нее впоследствии отпочковалось и такое направление, как педагогика космизма (К.Э.Циолковский и другие);

— выявлен и обоснован процесс становления и развития теории космического воспитания в отечественной педагогике XX столетия, рассмотрен ее генезис, установлена преемственная взаимосвязь между гуманистическими теориями русских космистов и соответствующими педагогическими концепциями воспитания;

— рассмотрены основные категориальные понятия педагогики русского космизма;

— выработана периодизация процесса формирования теории космического воспитания, определены ее важнейшие видовые модификации, выступающие в форме родственных, но все-таки различных ответвлений, имеющих свое конкретное предметное содержание и исторический механизм их порождения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщенные и представленные в нем материалы способны обогатить имеющиеся традиционные оценки педагогического наследия русского космизмаэти материалы могут быть использованы при подготовке учебных пособий и спецкурсов по философии образования, истории образования и педагогической мысли. Наряду с этим полученные в ходе исследования данные могут найти применение во многих педагогических дисциплинах, освещающих различные аспекты обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Личный вклад автора в исследование заключается в том, что в результате детального изучения научного наследия русских космистов (Н.А.Бердяев, С. Н. Булгаков, К. Н. Вентцель, В. И. Вернадский, А. К. Горский, В. Ф. Купревич,.

A.К.Манеев, В. Н. Муравьев, Е. И. Рерих, Н. К. Рерих, Н. А. Сетницкий,.

B.С.Соловьев, А.В.Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, К.Э.Циолковский) и отечественных педагогов (К.Д.Ушинский, Л. Н. Толстой, К.Н.Вентцель) обоснованы направления и тенденции развития современной образовательной системы на основе возрождения педагогических идей русских космистов.

Другим важным результатом педагогического исследования является то, что его автору удалось обнаружить и реконструировать научные положения, обобщение которых способствует созданию целостной и непротиворечивой педагогической теории современного планетарного мышления и космического воспитания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззренческими основами формирования космизма являются идеи ценности человека как части мироздания, его счастья и бессмертия, разумной индивидуальной и коллективной деятельности, развертывающейся в общемировом эволюционном процессе преображения духовно-нравственного бытия человека, в онтологическом плане рассматриваемого в тесной связи с окружающей его природной и социальной действительностью, являющегося одной из составляющей бесконечной Вселенной.

2. В работах отечественных космистов прослеживается синтез наук, объединяющихся во всеобщую космическую науку о жизни. Приоритетное место в этом синтезе, занимаемое биологией и биосферой, объясняет значение антропо-сферы, понимаемое как сферы расселения человека, жизни и труда людей, принадлежащих разным культурам и разным великим и локальным цивилизациям, задающим свое содержание воспитания и определяющим нормы поведения поколений, вступающих во взрослую жизнь.

3. Обозначенный выше научный синтез касается не только различных областей знания, но и синтеза стоящих за этими областями сфер человеческой деятельности. Границы антропосферы в настоящее время пока что не выходят за границы приповерхностной, географической оболочки. Вместе с тем уже с началом пилотируемых космических полетов и созданием обитаемых космических станций наметилась тенденция расширения границ обитания человека, в силу чего антропосфера обретает космическое значение.

4. Такую же тенденцию своего развития демонстрирует и социосфера, являющая собой сферу обмена веществ между человеком и природой, т. е. вовлекаемых в процесс общественного производства природных сил и материалов, в том числе и таких, как биосоциальные сущностные силы человека, формирование и реализация которых невозможны без образования, т. е. без взаимодействия воспитания и обучения как его двух подсистем, двух взаимодополняющих друг друга трансляторов и творцов культуры.

5. Социосфера, вбирающая в себя населяющую ее рукотворную технику (производственную и исследовательскую), теснейшим образом связана с созданной разумом техносферой, которая уже сейчас охватывает зону осваиваемых человеком ближайших космических тел — Луны, Марса, Венеры, других планет Солнечной системы. В ряду рассматриваемых с позиций междисциплинарного подхода сфер, кумулирующих процесс превращения биосферы в ноосферу, техносфера как пространство размещения и функционирования техники и технических сооружений является той сотворенной умом и руками человека реальностью, создание, воспроизводство и обновление которой требует соответствующим образом подготовленных поколений.

6. В этом смысле переход от биосферы к ноосфере в качестве еще одного кумулятивного эффекта последней и ее системообразующего элемента предполагает наличие специально и целенаправленно развиваемой пайдеясферы, т. е. ноосферного (космического) образования, понимаемого в результативном значении гармоничного духовного и телесного формирования человека, т. е. человека «в полном смысле» этого слова. Сказанное относительно «результативности значения» отнюдь не противоречит «активному, подготовительному смыслу» рассматриваемого образования, ибо эта подготовка как раз и предполагает реализацию в его содержании, организационных формах и методах двух аспектов единого закономерного процесса мирового развития: естественно-исторического процесса восхождения форм движения материипроцесса развития исторической (социальной) действительности и самого человека.

7. С этих позиций современная теория космического воспитания во всех ее модификациях и ответвлениях может быть определена как фрагмент «некоей единой инфранауки», в которой «в один узел оказались завязанными процесс эволюции неживой природы, живой материи и развития человеческого общества» (Н.Н.Моисеев и другие).

8. В этом пункте смыкается понятие «образование» в античной педагогике («первой известной нам системе теоретической педагогики», в которой само греческое слово «пайдейя» («образование») есть не что иное, как «руководство к изменению всего человека в его существе» (М.Хайдеггер)), с понятием «образование» в понимании К. Э. Циолковского, приведенном в начале реферата, и современное толкование понятия космического воспитания, определяемого как воспитание, в результате которого происходит формирование целостности, космичности сознания воспитанников, предполагающее усвоение таких идей, как идея единства человеческого рода с природным, всекосмическим миром, и осуществляемое на основе любви и созидательного творчества, превращающее человека в малый космос и делающее его такой же живой целостностью, как и вся Вселенная.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения материалов, обобщений и выводов исследования на Международной конференции, посвященной памяти Ф. А. Фрадкина, на заседаниях секции истории педагогики Школы молодого ученого при ВГПУ, публикаций статей в различных сборниках, вестниках Владимирского, Челябинского и Костромского государственных университетов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов и заключения, изложенных на 138 стр., а также списка использованной литературы из 291 наименования.

Заключение

.

Из всего сказанного выше следуют общие выводы по всей диссертации, которые мы представляем в виде периодизации изученного феномена. Эта периодизация выглядит следующим образом:

I. Предыстория процесса зарождения возникновения основ будущей теории космического воспитания, т. е. возникновение множества различных философ-ско-методологических и социологических построений, при определенных условиях потенциально могущих стать фундаментом педагогической теории (последняя четверть XIX в. — до октября 1917г).

II. Формирование ядра теории — концептуальной схемы, или системы взаимосвязанных и непротиворечащих друг другу научных положения, первоначально закладывающих возможность возникновения педагогической интерпретации со стороны всех функций данной теории — синтезирующей, описательной, объяснительной и предсказательной, или прогностической (начало 20-х — конец 50-х гг. XX в.).

III. «Разрастание» концептуальной схемы до ее манифистации в виде вполне определенного целостного теоретического мира, в котором объективирована не только проблематика самого ядра, открывающегося научному сообществу струкруированной концепции ноосферы, но определен и фрагмент педагогической реальности, выступающий в качестве предмета соответствующей теории воспитания (70-е гг. — вторая половина 80-х гг. XX в.).

IV. Конституирование различных секторов целостного теоретического мира, выступающих в форме его родственных, но все-таки различных ответвлений, имеющих свое конкретное предметное содержание и свою, порождающую их природу: целостная теория космического воспитания выделяется посредством диалектического отрицания положений русских космистов и космической педагогики К. Н. Вентцеля и К. Э. Циолковского, преломленных через концепцию ноосферыноосферное воспитание оформляется как синтез идей и концепций П. Тейяр де Шардена, Э. Леруа, В. И. Вернадскогоглобальное образование в качестве реализации «неразрывной и кровной связи всего человечества с остальным миром» и категорического императива невозможности, по В. И. Вернадскому, рассматривать «отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества». В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. Н. Моисеев, Майор Федерико, А. П. Лиферов, В. П. Лысенко, Е. А. Плеханов, В. В. Виноградов и мн.др. (90-е XX в. — начало XXI в.).

Подобная периодизация представляет собой сложный «популятивный объект» (Г.П.Щедровицкий), в котором каждое ответвление целостной теории выступает в качестве своего некоего подобия, представляемого одним из элементов целостной теоретической системы, обладающей своей определенностью, непротиворечивостью, полнотой, завершенностью и вместе с тем открытостью для дальнейшего развития под воздействием новых факторов внутринаучного и иного порядка.

В заключение заметим, что наша работа, конечно же, не могла исчерпать и не исчерпала всей проблематики исследования. В частности, на его периферии осталось рассмотрение вопросов непосредственного воздействия изученной теории на практику обучения и воспитания в разные периоды ее становления. Этому есть свои объяснения как науковедческого, так и социокультурного и общепедагогического характера. Полагаем, что некоторые из этих вопросов могут стать предметом отдельного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., РАО, 1994. — 389 с.
  2. В.И. Живая этика: Спецкурс. Ставрополь, 1996. -142 с.
  3. О.Ф. Философия музея Н.Ф.Федорова// Музейное дело. Музей -Культура Общество. — М., 1992. — с. 15−35.
  4. В. Французские критики о педагогических взглядах Л.Н.Толстого// Вестник воспитания. М., 1891. (№ 6) — с. 25−44.
  5. Ш. А. Школа Жизни. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1998. -80 с.
  6. Ш. А. В школу с 6 лет. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  7. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  8. Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996.-494 с.
  10. Ш. А. Установление гуманных отношений в процессе обучения// Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — 378 с.
  11. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1992. — 350 с.
  12. А.Т. Категориальный синтез теории. Киев.: Наукова Думка, 1967. -154 с.
  13. С.А. Народы мира и их взаимоотношения сегодня// Мир на пороге XXI столетия. Чебоксары, 1993. — 270 с.
  14. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-287 с.
  15. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.-205 с.
  16. Н.А. Судьба России. М.: Философское общество, 1918. — 240 с.
  17. Н.А. Русская идея// Вопросы философии. -М., 1990. (№ 2) с. 19−26
  18. Н.А. Русская идея// О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990.-456 с.
  19. Н.А. Собрание сочинений. Париж.: Ymca Press, 1989. (Т. I) — 390 с.
  20. Н.А. Самопознание. М: СП «ДЭМ»: Международные отношения, 1990.-368 с.
  21. Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека// Русский комизм: Антология философской мысли, — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 397 с.
  22. B.C. Культура. Диалог культур// Вопросы философии. М., 1989. -с. 17−23
  23. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М., 1994. — 455 с.
  24. А.А. Красная звезда// А. А. Богданов Вопрос социализма. Работа разных лет. Комментарии Гловели Г. Д. М.: Политиздат. 1990, — 478 с.
  25. А.А. Красная звезда, (роман-утопия)// Богданов А. А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М.:. Политиздат, 1990. — 104−203 с.
  26. Богуславский М.В. XX век Российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. -336 с.
  27. М.В. Колыбель российской школы// Учительская газета, 1995, (№ 39)-с. 11−15
  28. А.В. Культура XX века// Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.-258 с.
  29. И.М., Кувакина В. А., Кудишина А. А. Человечность человека. Основы современного гуманизма: Учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Рос. гуманист, о-во, 2005. — 392 с.
  30. С.Н. Философия хозяйства//Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.
  31. С.Н. Человекобог и человекозверь// Булгаков С. Н. Сочинение в 2-хт.-М., 1993 (Т.2.) — 558 с.
  32. .И. Лев Толстой// Бурсов Б. И. Избранные работы. — Л., 1982 (Т.1) -349 с.
  33. И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука, 1986.-207 с.
  34. Н.В. (Кудрявая) Лев Толстой как педагог// Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989. — 364 с.
  35. К.Н. Религия творческой жизни. Научный архив РАО ф.23. оп.1, ед. хр. 1, л. 468−469. Публикация Г. Б. Корнетова и М. В. Богуславского. Космическая педагогика Константина Вентцеля// Свободное воспитание. М.: Влади, 1993. — вып.2. — с. 14−19.
  36. К.Н. Дневник. Научный архи РАО, ф. 23, on. 1, ед. хр. 38, л.6. Публикация Г. Б. Корнетова и М. В. Богуславского. Космическая педагогика Константина Вентцеля// Свободное воспитание. М.: Влади, 1993. -вып.2. — с. 14−19.
  37. К.Н. Научный архив РАО, ф. 23, on. 1, ед.хр. 16, л.32−34. Публикация Г. Б. Корнетова и М. В. Богуславского. Космическая педагогика Константина Вентцеля// Свободное воспитание. М.: Влади, 1993. -вып.2. — с. 14−19
  38. К.Н. Научный архив РАО, ф. 23, on. 1, ед.хр. 16, л. 19. Публикация Г. Б. Корнетова и М. В. Богуславского. Космическая педагогика Константина Вентцеля// Свободное воспитание. М.: Влади, 1993. — вып.2. -с. 14−19.
  39. К.Н. Научный архив РАО, ф. 23, оп.1, ед. хр. 30. Публикация Г. Б. Корнетова и М. В. Богуславского Проблема космического воспитания // Свободное воспитание. Педагогический альманах. М.: Влади, 1993. -вып.2.- с. 9−13
  40. К.Н. Проблемы космического воспитания. Публикация Корнетова Г. Б., М. В. Богуславский. -М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1999. 215 с.
  41. Впереди своего века. М.: Наука, 1970. — 177 с.
  42. А.А. Образовательная парадигма постиндустриального общества. Система и организация научного обеспечения сферы образования.// Отчет о научно-исследовательской работе. М., 1995. — 127 с.
  43. В.И. Биогеохимические очерки. 1922−1932 гг. M.-JI., 1940. -369 с.
  44. В.И. Несколько слов о ноосфере//Проблемы биогеохимии: Труды биогеохимической лаборатории. М.: Наука, 1980. — вып. 16.-493 с.
  45. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. -М.: Наука, 1965.-374 с.
  46. В.И. Размышления натуралиста. Кн. Первая. Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Наука, 1975. — 174 с.
  47. . В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. -359 с.
  48. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -519 с.
  49. В.И. Мышление как планетарное явление. М.: Наука, 1980. -449 с.
  50. В.И. Избранные сочинения в 5-ти томах. М.: Наука, 1954. -(Т. 2.)-с. 360.
  51. В.И. Живое вещество. — М.: Наука, 1978. 308 с.
  52. В.И. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2001. — 223 с.
  53. В.И.Вернадский. Размышления натуралиста. Кн. Вторая -М.: Наука, 1975. 347 с.
  54. В.И. Биосфера. Избранные труды. М.: Наука, 1967. — 600 с.
  55. В.И. Значение биогеохимии для познания биосферы// Трудыбиогеохимической лаборатории. М.: Наука, 1980. — выи 16. — 493 с.
  56. В.И. Избранные сочинения в 5-ти томах. М., 1954. (Т. 1) -563 с.
  57. В.И. Очерки геохимии. М.: Наука, 1983. — 367 с.
  58. В. И. Автотрофность человечества/УПроблемы биогеохимии: Труды биогеохимической лаборатории. М.: Наука, 1980. — вып. 16. — 493 с.
  59. В.И. Дневник 1931 г.// Природа. 1990. № 6. с. 92 всего 88−95 с.
  60. В.И.Вернадский Изучение явлений жизни и новая физика. Доклад в Московском обществе испытателей и в Ленинградском обществе естествоиспытателей// Известия АН СССР. Отд. мат. и ест. Наук, 1931.-е. 391−405.
  61. В.И.Вернадский Несколько слов о ноосфере// Успехи современной биологии.-М., 1944. вып. 2-(№ 18)-с. 108−120.
  62. В.И.Вернадский Несколько слов о ноосфере// Успехи современной биологии. -М., 1944. вып. 2. -(№ 18)-с. 108−120.
  63. В.И. По поводу критических замечаний академика А. М. Дебо-рина // Известия АН СССР. Отд. математ. и естеств. наук. М., 1942. -(№ 4)-с. 4−10.
  64. В.И. Жизнеописание, избранные труды, воспоминания современников, суждения потомков.// Серия «Открытия и судьбы». М.: Современник, 1993.-685 с.
  65. В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. -570 с.
  66. В.В. Педагогическое проектирование учебного плана школы в условиях глобальной ориентации образования: Автореферат канд. пед. наук. Ярославль, 2002. — 23 с.
  67. О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе// Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. -М., 1993. (Ч.1)-338 с.
  68. А.Г., Федоров Н. Ф. философ и деятель обществования // На порогегрядущего. М.: Педагогика-Пресс, 2004. — 188 с.
  69. И. Г. Идеи к философии истории человека. М.: Наука, 1977. — 280 с.
  70. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.-341 с.
  71. С.И. Мировоззрение и образование.// Образование и педагогика Российского зарубежья. М., 1995. — 285 с.
  72. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 120 с.
  73. Э. Постмодерн// Философия истории. Антология. М., 1994. -256 с.
  74. Ф.И. Русские космисты. М.: Знание, 1990. — 158 с.
  75. JI.B. Космический детерминизм А.Л.Чижевского// Чижевский А. Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. -М.: Мысль, 1995.-с. 739−753
  76. И. Духовное сердце грядущей России.// Народное образование. -М., 1994.-(№ 4)-с. 7−15.
  77. Григорьев Роман. Тайна «лунного камня"// Совершенно секретно. М., 2006. — (№ 53) — с. 10−11.
  78. А. Концепция современного естествознания. М., 1997. — 237 с.
  79. А.К., Сетницкий Н. А. Сочинения. М.: Наука, 1995. — 350 с.
  80. М. Педагогика образования взрослых. М., 1995. — 340 с.
  81. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 196 с.
  82. В.Е. Русский космизм. М., 1992. — 278 с.
  83. П.С. Страсти человеческие// Философские науки. -М., 1992. -(№ 2)-с. 85−90
  84. В.В. Принципы обучения в школе будущего.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова, В.Я., Ляу-дис. -М.: МГУ, 1981.-345 с.
  85. Г. Не убить Моцарта! М.: Педагогика, 1986. — 127 с.
  86. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования.// Социально-политический журнал. М., 1995. — (№ 6) — с. 34−39.
  87. Декрет Совета Народных Комиссаров об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомстве Народного Комиссариата по просвещению// В. И. Ленин О молодежи. М.: Молодая Гвардия, 1974. — с.475−476.
  88. В.Н. Русский космизм: от истоков к взлету// Вестник Московского университета М., 1996. — (№ 1) (Серия 7 «Философия») — с. 29−36.
  89. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.-243 с.
  90. В.И. Культура и цивилизация.// Культурология. М., 1993. -281 с.
  91. В.И. Философско-эстетические основы аксиологических проблем духовного формирования личности в трактовке отечественных мыслителей конца XIX-начала XX вв. М., 1994. — 150 с.
  92. А.И. Педагогика «поющих звезд». //Инновации в образовании: теория и практика. Белгород, 1998. — 350 с.
  93. А. Компьютеризация школы и математическое образование. // Информатика и образование. М., 1992. — (№ 5−6) — с. 32−39.
  94. В.В. История русской философии, в 2-х т. Париж.: Ymca Press, 1989. (Т.1)-468 с.
  95. Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. Париж, 1991. -368 с.
  96. А. Наука о биосфере. Хабаровск, 1996. — 338 с.
  97. П. Пролетарская этика // Биокосмизм: Материалы № 1: Креато-рий биокосмистов. М., 1922. — 255 с.
  98. Из педагогического наследия К. Н. Вентцеля (1857−1947)// Свободное воспитание. Влади. Педагогический альманах. -М, 1992. вып. 1. (ноябрьдекабрь) 64 с.
  99. Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе//Начальная школа. М., 1997. -(№ 1)-с. 15−23.
  100. Т.А. Философско-антропологические идеи русского космизма XX века (историко-философский анализ): Автореферат канд. пед. наук. М., 1999.- 18 с.
  101. История воспитания и образования в России. М.: Наука, 1992. — (4.2) -287 с.
  102. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М.: РАО, 1993. — 289 с.
  103. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. М.: РАО, 1994. — 350 с.
  104. Ю.П. Феномен дискуссии в отечественной педагогике. (Концептуальная схема исследования). Владимир, 1998. — 103 с.
  105. Д.Н. Зачем нам экологическое образование?// Бюллетень Центра экологической политики России. М., 1997. — (№ 2) (На пути к устойчивому развитию России. Декабрь.) — с. 30−37.
  106. В.В. Человек, мир, бог в космической философии К.Э.Циолковского. М., 1992. — 225 с.
  107. М.М. Человек и живая природа. // Природа. М., 1969. — (№ 3) -с. 7−11.
  108. М.М. Принципы организации живой природы.//Природа. М., 1969. — (№ 2) -с.23−33.
  109. П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и детали. СПб., 1914, — 188 с.
  110. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  111. С.Н.Касаткина. Приоритетные ценности образования общечеловеческого и национального значения в антропологической концепции
  112. К.Э.Циолковского// Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки/ Под ред. З. И. Равкина. -М: ИТОП РАО, 1194 с. 111−114.
  113. Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в России (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель): Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1995. — 199 с.
  114. В.О. Очерки и статьи/ Второй сборник статей. М., Б.Г. -360 с.
  115. М.С. Культурные коды и типы культуры// Культурология. М., 1993.-333 с.
  116. Е.Н., Курдумов С. П. Синергетика как средство интеграции естественно-научного и гуманитарного образования// Высшее образование в России.-М., 1991. -(№ 4)-с. 50−58.
  117. Л.А. Философия Н.Ф.Федорова// Вопросы философии. М., 1990. -(№ 11)-с. 12−20.
  118. Я.М., Лиферов А. П., Устинова Е. С. Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе. Рязань: РГПУ, 1995. — 421 с.
  119. Н.Д. Кондратьев. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.- 523 с.
  120. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. Теоретико-методологические аспекты// Свободное воспитание. М.:. Влади, 1992. — вып. 1. (ноябрь-декабрь) — с. 45−55.
  121. Г. Б.Корнетов, М. В. Богуславский. Космическая педагогика Константина Вентцеля// Свободное воспитание. Педагогический альманах. М.: Влади, 1993. — вып. 2. (январь-февраль) — с. 14−19.
  122. Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики// Свободное воспитание. Педагогический альманах. М.: Влади, 1993. — вып. 2. (январь-февраль) — с. 20−24.
  123. Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1994. — 227 с.
  124. Г. Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. — 354 с.
  125. Г. Б. Всемирный историко-педагогический процесс в зеркале цивилизационного подхода// Современные проблемы истории образования и педагогической науки. М., 1994. — (Т. 1) — 253 с.
  126. В.Н. Изменяющиеся системы. М.: Наука, 1993. — 346 с.
  127. Н. Введение в круг культурологических проблем образования// Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школы. М., 1996. — вып. 4. — 334 с.
  128. Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н.Толстого: философские аспекты// Педагогика. М., 1993. (№ 1) — 20−26 с.
  129. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995.-356 с.
  130. В.Ф. Путь к вечной жизни // Огонек. -М., 1967. (№ 35) с. 3−18.
  131. С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франкфурт, 1981.- 496 с.
  132. А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. — М.: Педагогический поиск, 1997. — 107 с.
  133. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., Политиздат, 1991. -525 с.
  134. И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. -559 с.
  135. Лысенко Валерий. Концепция глобального образования// Народное образование. М., 1993. (№ 7−8) — с.3−6.
  136. А.К. Философский анализ антиномий науки. Минск, 1974. — 330 с.
  137. Материалы международных конференций по глобальному образованию. -Рязань, 1992,1994, 1995, — 500 с.
  138. Майор Федерико. Воспитание сверхзадача человечества. Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей Среды и развитию// Наука и жизнь. — М., 1990. (№ 4) — с. 36−42.
  139. И.Б. О «новом жизнепонимании» Льва Толстого// Вопросы философии. -М, 1996. (№ 9)-с. 11−25.
  140. Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология, технология. М. 2002. (Изд. 2, дополненное) — 338 с.
  141. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения// Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — 148 с.
  142. О.М. Педагогические идеи в русском космизме: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993.- 145 с.
  143. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 175 с.
  144. Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция// Вопросы философии. М., 1993. (№ 8) — 5−16 с.
  145. Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. — 330 с.
  146. Н.Н., В.В.Александров, А. М. Тарко. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М., Наука, 1985. — 258 с.
  147. Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизаций// Общественные науки и современность. М., 1992. (№ 5) — с. 9−20.
  148. Н.Н. Судьба цивилизации Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000.-224 с.
  149. Морфология культуры. Структура и динамика/ Под ред. Э. А. Орловой. М., 1994.- 189 с.
  150. А.Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего. -Томск, 1996.-324 с.
  151. И. «Придется перейти через кризис»// Огонек. М., 1990. (№ 49) -с.11−15.
  152. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  153. Н.Д. На пути к гуманной педагогике// Советская педагогика. -М., 1990. (№ 1)-с. 8−18.
  154. Л., Олейников Ю., Плетников Ю. Концепция ноосферы и новое мышление// Общественные науки. М., 1987. (№ 4) — 178 с.
  155. Л., Ю.Олейников, Ю.Плетников. Интеграционные процессы в науке// Общественные науки. М.: Наука, 1987. (№ 4) — 103−117 с.
  156. Новые ценности образования. М.: Тезаурус, 1995. — 125 с.
  157. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. -М., 1966.- вып. 4.-362 с.
  158. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)/ Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. — 631 с.
  159. В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. — 368 с.
  160. А.В. Гуманистика как новый подход познания живого// Вопросы философии. -М., 1992. (№ И)-с. 13−26.
  161. Т.Е. Образовательная ситуация с точки зрения восприятия ценностей.// Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск, 1995.-220 с.
  162. Л.Н. Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е.И.Рерих, 1879−1955: Дис.канд.пед.наук. Саранск, 1999 -145 с.
  163. Панкрушина Анна Михайловна Философско-педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования: Дис.канд.наук. Н. Новгород, 2004.
  164. В.Ф. О проекте государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации// Бюллетень Центра экологической политики России. М., 1997 (№ 2) (На пути к устойчивому развитию России. Декабрь) — с. 12−25.
  165. Перекусихина Наталья Александровна. Педагогическая концепция русского космизма.: Дисс. канд. пед. наук.- Москва, 2004. 223 с. 1. С. РГБ ОД 61:04−13/1566
  166. Переписка В. И. Вернадского и П.А.Флоренского//Новый мир. -М., 1989. (№ 2)-197 с.
  167. В.А. Идея «Я=МИР» в развитии личности. Новые ценности образования. М., 1995. — вып. 3. — 133 с.
  168. Письмо к И. М. Гревсу от 4 октября 1933 г. // Мочалов И. И. В. И. Вернадский. М.: Наука, 1982. — 400 с.
  169. Е.А. Педагогика русского космизма: Монография. Владимир: ВГПУ, 2004.-184 с.
  170. В.Н. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии нового времени// Культура: теория и проблемы. М., 1995. — 156 с.
  171. В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания// Язык и наука конца 20 века. М., 1995. — 210 с.
  172. А.В., Разлогов К. Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия
  173. Вопросы философии. M, 1989. (№ 6) с. 11−23.
  174. Пригожин Илья. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. -327 с.
  175. З.И. Развитие образования в России: Новые ценностные ориентиры (концепция исследования)// Педагогика. М, 1995. (№ 5) — с.23−35.
  176. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования).// Педагогика. М., 1995. (№ 5) — с.23−35.
  177. Региональная программа развития образования во Владимирской области/ Под ред. Истратова Ю. П. и др. Владимир, 1993. — 47 с.
  178. Е.И. и др. От сердца к сердцу. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. -208 с.
  179. Е.И. Письма в Америку. М., 1996. (Т. II) — 357 с.
  180. Н.К. Избранное. М.: Правда, 1990. — 527 с.
  181. Н.К. Пути благословения. Минск, 1991. -400 с.
  182. Н.К. Пути благословения. М.: Правда, 1991. — 95 с.
  183. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 620 с.
  184. В.Е. Русский космизм и современное альтернативное движение в поиске новой цивилизационной модели: Монография. Рязань, 1999. -125 с.
  185. Н.А.Рожков. Смысл и красота жизни. М, 1923. -225 с.
  186. В.М. Предмет, концепция, направления изучения/ Вестник высшей школы.-М, 1971.(№ 1) — 348 с.
  187. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. (Т. I) — 608 с.
  188. М.М. Очерки педагогической психологии. М, 1920. — 189 с.
  189. Русский космизм: Антология философской мысли/ Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой М: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с.
  190. Русский космизм: По материалам II и III Всесоюзных Федоровских чтений. В 2-х ч. М., 1990. (Т. 1) — 526 с.
  191. Русский космизм и Ноосфера./ Ред. сост. О. Д. Куракина. М., 1989. (Ч. 1) -455 с.
  192. И. О философии глобального образования// Философия образования для XXI века. М., 1992. — 354 с.
  193. А. «Доктрина отцов» и анархизм-биокосмизм //Биокосмизм: Креаторий биокосмистов. Материалы № 2. М., 1922. — 255 с.
  194. С.Г. Русский космизм// Свободная мысль. М., 1992. (№ 17) -с.30−36.
  195. С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М., 1990. — 266 с.
  196. P.P. Образование в условиях меняющегося мира// Перспективы. -М., 1993. (№ 1) — с. 12−20.
  197. В.А. Стратегическое направление развития теории педагогического образования // Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры. Белгород, 1999. — 220 с.
  198. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — 171 с.
  199. B.C. Сочинения в 2-х томах. -М.: Мысль, 1988. (Т. I) 893 с.
  200. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М.: Наука, 1988. (Т. 1) -330 с.
  201. B.C. Сочинения. М.: Наука, 1988. (Т.Н.) -450 с.
  202. B.C. Сочинения. М.: Наука, 1988. (Т. 8) — 232 с.
  203. B.C. Сочинения. М.: Наука, 1988. (Т. 9) — 420 с.
  204. Соловьев В. С. Сочинения в 20-ти томах. М.: Наука, 1988. (Т.З) — 546 с.
  205. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  206. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы// Пед.соч. -М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  207. К.Е. Ценностные приоритеты педагогической концепции русского космизма// Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). М., 1997. — 335 с.
  208. .А. От феномена человека к человеческой сущности// Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М.: Политиздат, 1987. с. 5−28.
  209. Т.А. Идеи космизма в воспитании// Магистр. М., 1991. (№ 4) (Сентябрь) — с. 37−45
  210. П.Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  211. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Соцэкономиздат, 1965. -235 с.
  212. Толстой J1.H. Круг чтения. В 2-х томах. М.: Наше наследие, 1991. (Т. 2) -395 с.
  213. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. — 444 с.
  214. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 542 с.
  215. JI.H. Путь жизни. М.: Высшая школа, 1993. — 527 с.
  216. JI.H. Педагогические заметки и материалы// Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 542 с.
  217. JI.H. О значении народного образования// Толстой J1.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 542 с.
  218. JI.H. О задачах педагогики// Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 542 с.
  219. JI.H. О народном образовании// Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989э — 542 с.
  220. JI.H. Прогресс и определение образования// Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 542 с.
  221. JI.H. Кому у кого учиться: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей// Толстой J1.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-542 с.
  222. В.Ю. Пути русской школы. М.: Просвещение, 1994.-450 с.
  223. Ю.П. Понятие о ноосфере// Природа и общество. М., 1968. -324 с.
  224. А.Д. Космическая направленность мышления К.Э.Циолковского// Труды пятых и шестых чтений, посвященных разработке научного наследия и развития идей К. Э. Циолковского. / Калуга, 1970, 1971 г./ М., 1972. -452 с.
  225. Н.А. Роль человека в познаваемом им мире// Русский космизм: Антология философской мысли/ Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с.
  226. Н.А. Эволюция живого и задача пролетариата мысли и воли. М., 1906.-338 с.
  227. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988. (Т. VI) -527 с.
  228. Е.К. Тенденции развития и социальное значение наук о Земле// Ленин и современное естествознание. М., 1969. — 556 с.
  229. О. Русская школа и ее принципы// Мир образования. М., 1995. (№ 0) — с. 15−22.
  230. Н.Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. М.: Прогресс, 1995. (ТII) — 496 с.
  231. Н. Ф. Сочинения. М., 1982. — 660 с.
  232. Н.Ф. Вопросы о братстве, или родстве// Федоров Н. Ф. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1995. (Т.1) — 226 с.
  233. Н.Ф. Вопросы о восстановлении всемирного родства. Средства восстановления родства. Собор // Федоров Н. Ф. Собрание сочинений в 4-хтт. -М., 1995. (Т.1) — 332 с.
  234. Н.Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. М.: Прогресс, 1995. (ТII) -770 с.
  235. Н.Ф. Собрание сочинений. М.: Прогресс, 1997. (Т. И) — 667 с.
  236. Н.Ф. Собрание сочинений. М., 1997. (Т. III) — 853 с.
  237. П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. -490 с.
  238. П.А. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1999. (Т. Ш) -622 с.
  239. П.А. Сочинения в 4-х томах. М., 1999. (Т. IV) — 700 с.
  240. Р. Дорога к счастью. М.: Мысль, 1992. — 335 с.
  241. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 575 с.
  242. Р. Достижимая глобальная перспектива. Рязань, 1994. — 335 с.
  243. Г. Ф. Основы физики биосферы. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1966.-300 с.
  244. Г. Ф. Современное состояние научных концепций биосферы// Методологические аспекты исследования биосферы. М., 1975. — 225 с.
  245. Цан-кай-си Ф.В. Духовно-нравственное отношение к природе: опыт историко-философского анализа/ В кн.: Духовность человеческого бытия. -Владимир, 1998.-287 с.
  246. К.Э. Первая модель чистометаллического аэроплана из волнистого железа. Калуга, 1913. — 283 с.
  247. К.Э. Избранные труды. М.: Академия наук, 1992. — 535 с.
  248. К.Э. Космическая философия/ В кн. Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. — 447 с.
  249. К.Э. Причина космоса// Циолковский К. Э. Очерки о вселенной. М.: Академия наук, 1992. — 557 с.
  250. К.Э. Горе и гений. Калуга, 1916. — 340 с.
  251. К.Э. Воля Вселенной/ В кн.: К. Э. Циолковского. Очерки о вселенной. М.: Академия наук, 1992. — 557 с.
  252. К.Э. Двигатели прогресса/ В кн.: К. Э. Циолковский. Очерки о вселенной. М.: Академия наук, 1992. — 557 с.
  253. К.Э. Очерки о Вселенной. М.: Академия наук, 1992. — 557 с.
  254. К.Э. Любовь к самому себе, или истинное себялюбие/ В кн.: К. Э. Циолковский. Очерки о вселенной. М., 1992. — 557 с.
  255. К.Э. Необходимость космической точки зрения. Архив РАН, ф.555, on. 1, д. 532, лл.1−4.
  256. К.Э. Этика, или естественные основы нравственности. Архив РАН, ф.555, оп.1, д. 372, лл.20−22.
  257. К.Э. Какой тип школы желателен? Архив РАН, ф.555, оп.1, д. 386, лл.1−6.
  258. К.Э. Русская философия. Словарь/ Под общ. Ред. М. А. Маслина. М., 1995. — 600 с.
  259. Цитируется по: Мочалов И. И. В. И. Вернадский человек и мыслитель. — М.: Наука, 1970. — 343 с.
  260. Цитируется по Мочалову И. И. Холодный Н.Г. Мысли дарвиниста о природе и человеке. — Ереван, 1944. 285 с.
  261. Чаша Востока (Письма Махатм). Избранные письма 1880−1885 гг. Рига-Москва-Минск, 1995. — 399 с.
  262. А.Л. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого// Советская педагогика. -М., 1990. (№ 9)-с. 15−30.
  263. А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. — 376 с.
  264. A.JI. Земля в объятиях Солнца// Чижевский A.JI. Космический путь жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995. -696 с.
  265. А.А. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. -М.: Мысль, 1995.-715 с.
  266. JI.B. Град светлый. Новое планетарное мышление и Россия. М.: Мастер-Банк, 1999. с. 187.
  267. С.Т. Школа для детей или дети для школы//Избр.пед.соч. в 2-х тт. М.: Педагогика, 1980. (Т.2) — 414 с.
  268. А. Философия истории. Антология. М, 1994 355 с.
  269. Швейцер Альберт. Культура и этика. М.: Педагогика, 1973. — 343 с.
  270. И.Н. Психология ноосферного развития. М.: Мысль, 1992. -258 с.
  271. М.М. Культурологические мотивы в учении Федорова// На пороге грядущего. М, 2004. — 488 с.
  272. О.В. Новейший философский словарь/ Сост. А. А. Грицанов. -Минск, 1998.-988 с.
  273. А. Великий гуманист XX века. М.: Наука, 1970. — 238 с.
  274. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: АО «Политекст», 1994. — 479 с.
  275. Г. П. Проблемы построения системной теории сложного «по-пулятивного» объекта// Системное исследование. Ежегодник. М.: Наука, 1976.-с. 172−214.
  276. К. Философия истории. Антология. М, 1994. — 588 с.
  277. C.JI. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки // На переломе. Robertson R. Mapping the Global Condition. Globalization as the Central Conception// Theory, Culture and Society. 1990. Vol. 7. (№ 2−3).
  278. Frank A.G. A Teoretical Introduction to 5000 Years of World System History. -Review. 1990. XIII. 2.
  279. Wallerstein J. The Modern System. N.-I. Vol. 1,1974- Vol.2. 1980.
  280. Toffler A. Third Wave. Toronto. 1980.
  281. Toulmin S. From form to function: philosophy and history of science in the 1950 and now// Dualaris. Cembridge (Mass). 1977. Vol. 106. № 3 p. 152 -143−162.
Заполнить форму текущей работой