Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика развития речи учащихся начальных классов многонациональных школ: На материале произведений живописи художников Кабардино-Балкарии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перед нами встала достаточно сложная проблема сохранить в исследовании научный подход в то время, когда картина представляет собой предмет искусства. Таким образом, произошло соединение двух путей познания: научное познание действительности и художественное познание действительности. В подтверждение нашего мнения мы использовали два подхода: художественно-теоретический и психолого-педагогический… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Теоретические и психолого-педагогические аспекты использования произведений живописи на уроках развития речи в начальных классах многонациональных школ
    • 1. 1. Картина как средство обучения в системе работы по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ
    • 1. 2. Психологические аспекты использования произведений живописи на уроках развития речи в начальной многонациональной школе
    • 1. 3. Педагогические аспекты использования произведений живописи на уроках развития речи в начальной многонациональной школе
  • Выводы
  • Глава II. Методика работы по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ с использованием произведений живописи художников Кабардино-Балкарии
    • 11. 1. Принципы отбора произведений живописи и основные этапы организации работы по картине в начальной многонациональной школе
    • 11. 2. Констатирующий срез и система работы по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ по разработанной методике
    • 11. 3. Экспериментальное обучение
  • Выводы

Методика развития речи учащихся начальных классов многонациональных школ: На материале произведений живописи художников Кабардино-Балкарии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема языка межнационального общения — важнейшая в культуре многонационального Российского государства. Ее острота обусловлена, прежде всего, тенденциями, наметившимися в конце XX века к возрождению национальных культур. Естественно, что генеральным направлением в этом процессе стало сохранение национальных языков, что значительно усложняет проблему освоения русского как языка межнационального общения.

Лингвокультурное развитие регионов России наиболее ярко характеризует амбивалентный, противоречивый характер процесса этнокультурного возрождения ее народов, одновременно потенциируя объективный научный подход к решению задач, связанных с сохранением родного и освоением русского языков. Фактически, здесь речь идет о педагогическом проектировании, целью которого является модель человека, способного комфортно существовать в иноязычной среде. Таким образом, овладение русским языком становится важным элементом приобщения учащихся к ценностям культуры.

В этой связи актуальной проблемой становятся вопросы методики овладения русским языком в многонациональных школах, чему и посвящено данное диссертационное исследование.

Развитие речи — одно из основных направлений курса обучения русскому языку в многонациональной школе. Оно определяется как многоаспектная и комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся — главная лингводидактическая задача начальной многонациональной школы, требующая для своего решения различных подходов с применением разнообразных, ярких средств наглядности (таких, как учебные рисунки, иллюстрации, произведения музыки, графики и др.), которые привлекали бы внимание учащихся и способствовали обогащению их словарного запаса.

В контексте нашей работы мы анализируем результаты использования на уроках развития речи произведений живописи, которые, неся в себе определенный замысел, дают учащимся тему, подсказывают содержание и тем самым намного облегчают составление связного высказывания. Произведение живописи здесь может рассматриваться как определенный «научный текст», требующий понимания его содержания, смысла. Это существенно повышает меру активности ученика, стремящегося извлечь знания из гуманитарных текстов, — он должен их не только изучать, но и интерпретировать. Поэтому «конкретный характер усвоения гуманитарных знаний гораздо в большей степени зависит от культуры ученика и культуры времени, нежели изучение естественных и технических наук» [61,С.292].

Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, дает повод и для осмысленного связного высказывания учащихся. Сосредоточивая внимание на определенной теме, оно помогает уяснить цель высказывания, понять значение плана, приучает к последовательности в изложении мысли.

Устные рассказы и письменные сочинения по картине способствуют также развитию образного мышления и образной речи. При переводе языка живописи на язык словесный учащиеся стремятся найти не только нужное, но и точное, наиболее яркое, эмоциональное слово.

В процессе передачи содержания картины учащиеся становятся перед необходимостью склонять существительные, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с существительным, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. По словам К. Д. Ушинского, картина ". поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части." [195,С.336]. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика увязываются между собой самым естественным образом.

Как известно, умение детей владеть словом во многом зависит от их общего развития. Произведения искусства, обогащая и углубляя познания учащихся об окружающем мире, расширяют их кругозор, оказывают большое влияние на формирование личности подростков, способствуют её культурации и сознализации.

Картина воспитывает эстетический вкус, который формируется как в самом наблюдении и восприятии прекрасного, так и в процессе отбора языковых средств для передачи полученных впечатлений.

Известно, что произведение искусства становится эффективным средством обучения и воспитания лишь при условии, если работа по нему на уроке основывается на глубоком понимании учащимися его содержания и формы в их неразрывном единстве. Недооценка силы воздействия художественного образа на ум и чувства учащихся сводит огромную роль, которую призвана играть, например, картина на уроках развития речи, до роли обычного наглядного пособия. В этом случае задачи развития мышления и речи в их взаимосвязи, а также эстетическое воспитание детей остаются неразрешенными.

Глубокое понимание произведения искусства развивает мышление, воспитывает ум и чувство прекрасного. Учащийся, художественно грамотный, глубже впитает мысли и идеи, которые содержатся в произведении, получит большое эстетическое наслаждение и пополнит запас жизненных наблюдений.

Вот почему основная задача при проведении бесед по картине на уроках развития речи и заключается в том, чтобы научить школьников видеть и правильно воспринимать живопись в единстве содержания и формы. При этом, чем глубже будет проникновение учащихся в сущность изучаемого произведения, в его идеи и образы, тем станут богаче их собственные мысли и чувства.

Важно также, организуя работу с картиной, создать такую ситуацию, которая поможет учащимся не только понять и пережить то, что они видят на полотне, но затем передать свои впечатления устно или письменно. Картина лишь тогда воздействует на мышление и речь детей, когда она затрагивает чувства. Лишь эмоциональное отношение к виденному развивает потребность в выразительной словесной передаче воспринимаемых образов. Только в процессе чувственного восприятия произведения искусства суждения и оценки учащихся будут глубокими, содержательными, самостоятельными. Следовательно, эмоциональный настрой в работе с картиной является основным стимулом развития творческой активности учащихся.

Это позволяет нам думать, что на уроках по развитию речи в младших классах национальной школы следует использовать не просто произведения живописи, а именно живописи того региона, где обучаются дети. В частности, в школах Кабардино-Балкарии гораздо продуктивнее будет изучение творчества местных художников.

Перед нами встала достаточно сложная проблема сохранить в исследовании научный подход в то время, когда картина представляет собой предмет искусства. Таким образом, произошло соединение двух путей познания: научное познание действительности и художественное познание действительности. В подтверждение нашего мнения мы использовали два подхода: художественно-теоретический и психолого-педагогический, изложенные в главе 1." Теоретические и психолого-педагогические аспекты использования произведений живописи на уроках развития речи в начальных классах многонациональной школы". В параграфе 1.1. «Картина как средство обучения в системе работы по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ» мы сосредоточиваем наше внимание на развивающих особенностях произведения искусства.

Важной задачей здесь становится стремление помочь учащимся находить форму словесного оформления высказывания об увиденном и пережитом, фиксации впечатлений, полученных в результате наблюдений с помощью выразительного слова.

По словам Н. П. Каноныкина [75,С.149], наилучшим стимулом развития речи детей 4−6 классов является картина с более сложным содержанием и лучшим художественным оформлением. Такие картины благотворно действуют на воображение детей, по ним ребята с удовольствием пишут сочинения.

Особое значение в разработке наших подходов имели работы ученых-методистов, которые ещё с 50-х годов прошлого века обращались к проблеме использования картины для развития связной речи учащихся (Е.А. Баринова, Е. Н. Бекетова, М. В. Будкевич, И. Ф. Гончаров, Б. Н. Горчак, Л. И. Дашко, М. Р. Львов, М. Е. Львова, А. В. Нехаев, Н.С.Рождественский), для формирования коммуникативных умений (раскрывать тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал) и воспитания художественного вкуса (В.А.Добромыслов, Л. М. Зельманова, Т. А. Ладыженская, Л. А. Латюк /Ходякова/, Н. Н. Сергеева, Т.И.Тамбовкина).

Разработаны требования к отбору картин для уроков русского языка в четвертых классах (М.В.Будкевич, Л.А.Ходякова), доказана целесообразность использования натюрморта для работы над описанием предмета и картин анималистического жанра для описания животного в четвертых классах (М.В.Будкевич, Л.А.Ходякова). Экспериментальным путем установлено, что описание изображенных на картине предметов затрудняет учеников меньше, чем характеристика тех же предметов «с натуры» [201,С. 15]. Определено место использования сочинений по картине в системе упражнений по развитию связной речи учащихся четвертого класса [201,С.15].

Активными сторонниками использования живописи с целью обогащения лексики и развития связной русской речи нерусских учащихся выступают известные методисты, занимающиеся проблемами преподавания русского языка как неродного (А.Ф.Бойцова, М. Н. Борисова, И. Геркан, Г. Г. Городилова, В. М. Дубко, А. Х. Загаштоков, И. Замалатдинова, Н. М. Квитинский, К. В. Мальцева, Р. Нуртазина, З. С. Смелкова, Л. З. Шакирова, М. Х. Шхапацева, А. Н. Щукин, Т.И.Чижова). Придавая огромное значение зрительной наглядности в формировании речевых навыков и умений, Л. З. Шакирова пишет, что увиденное облегчает выражение мысли словами, способствует ее точности и яркости. Всякое наглядное изображение тех или иных ситуаций, о которых можно думать и говорить, способствует совершенствованию речевых навыков [209,287с.].

Разделяя позиции названных выше ученых об эффективности использования картины для развития речи учащихся, мы, однако, не можем согласиться с рядом методистов, рекомендующих в своих публикациях использовать художественное полотно для работы по грамматике (употребление требуемой части речи, нужной грамматической формы глагола и т. п.). При таком подходе к живописи анализ произведения подменяется разбором сюжета без учета ее образного языка. Привлекая картину для работы на уроках русского языка, мы анализируем ее как произведение искусства в единстве содержания и формы, и в этом качестве она становится не только средством обучения, но и средством развития речи, и эстетического вкуса.

Некоторые исследователи (Е.М.Верещагин, Н. К. Венедиктова, Н. М. Костомаров, А. Н. Щукин и др.), акцентируя внимание на связи литературы и искусства (картины с текстом, близким по содержанию теме картины), писали, что средства наглядности в сочетании с текстовым материалом, эффективнее воздействует на ученика, чем иллюстрация или текст в отдельности. При этом картина, как правило, рассматривается в качестве иллюстрации к литературному произведению.

Мы разделяем такой подход к использованию картины, однако, придавая работе с репродукцией произведения живописи на уроках русского языка как неродного самостоятельное значение, мы рассматриваем ее не как иллюстрацию к литературному произведению, а в качестве самостоятельного источника россиеведческой информации и яркого эмоционального воздействия на ум и чувства обучающихся.

Учитывая это требование, а также положения лингвистов и психологов о необходимости сочетания слова и зрительного образа при обучении языку, мы предлагаем при работе с репродукцией использовать искусствоведческие тексты, в которых даётся описание художественного полотна как произведения изобразительного искусства в единстве содержания и формы. Именно такие тексты в наивысшей степени соответствуют адекватному восприятию литературы и искусства, а следовательно, более глубокому пониманию обоих источников, выполненных совершенно разными специфическими выразительными средствами (слово и краски), формированию художественного вкуса учащихся.

Таким образом, в работах большинства названных методистов в центре внимания оказались следующие вопросы: функциональные возможности картины в решении задач по развитию речи учащихсятребования к отбору произведений живописи для уроков русского языкаметодика использования картины на уроках русского языка в четвертых классахиспользование полотен в качестве иллюстрации к литературному произведению.

В процессе же нашего исследования выяснилось, что несмотря на то, что проблема использования картины на уроках русского языка издавна привлекала внимание многих лингвистов, психологов, педагогов и методистов, на научно-теоретическом и экспериментальном уровне до сих пор не выяснены возможности и эффективность применения на уроках русского языка произведений живописи художников Кабардино-Балкарии с целью развития речи учащихся начальных классов многонациональных школ и повышения их этнокультуроведческой компетенции.

Налицо противоречие между необходимостью развития речи учащихся начальных классов многонациональных школ средствами живописи художников Кабардино-Балкарии и недостаточной разработанностью этих вопросов.

Богатейшие возможности кроются в словесном освоении рисунка и цветовой символики, что считается первым шагом к пониманию национальной, этнической культуры.

Известно, что цветообозначения в языке раскрывают определенным образом смысл и суть культуры. Основные цветовые понятия: белый, черный, красный и т. д. — первоначально обозначались по предметам, которые являются постоянными носителями этих признаков (соответственно — снег, сажа, кровь.). Затем, под влиянием факторов развития этнокультуры стали появляться их абстрактные значения, создавая цветовую палитру, входя и в ее языковое пространство. Традиционные культуры исследуются, в числе прочего, и через эстетические ассоциации, создающую цветовую символику той или иной культуры. Поэтому, в развитии речи младших школьников, по нашему мнению, следует использовать произведения местных художников, палитра которых адекватна лингвоцветовой картине окружающей их среды, в данном случае — территории Кабардино-Балкарии. Используя живописные полотна на уроках по языку, мы учим детей еще и передавать нюансы, оттенки, а это значительно обогащает словарный запас. Ведь цвет в разных языках обозначается по-разному. Чтобы точно передать изображенное на картине, следует точно владеть обозначениями цвета. Колорит, а также контрасты светотени будят эмоции. И художники Кабардино-Балкарии фактически воспроизводят на полотне тот же ландшафт, ту же цветовую гамму, которые окружают ее детей со дня их рождения. В дальнейшем, в старших классах, эту работу можно продолжить, углубляясь в семантику цветовых обозначений, но освоение художественного мира следует начинать именно в младших классах.

Обоснованием этого утверждения служит содержание параграфов 1.2. «Психологические аспекты использования произведений живописи на уроках развития речи в начальной многонациональной школе» и 1.3."Педагогические аспекты использования произведений живописи на уроках развития речи в начальной многонациональной школе". Здесь речь идет об обучении русскому языку как одной из проблем социализации личности, что придает данной работе определенную социальную значимость. Предлагаемый нами вариант выработки навыков владения русским языком как неродным реализуется через единство коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся.

Обладая богатыми коммуникативными возможностями, картина выполняет важную роль в активизации всех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), в продуцировании высказывания, раскрытии его темы и основной мысли.

Изложение впечатлений от произведений художников Кабардино-Балкарии на русском языке позволяет решать как лингвокультурные, так и имманентные им лингводидактические задачи.

В число лингводидактических задач нами включены: выработка базовой лексики художественного анализа как аспекта художественного образованиявыработка навыков использования базовых и периферийных художественных монолексем в обозначении элементов чувственного восприятияформирование навыков определения лингвоцветовой картины мира, микрои макросоциума. Методике этой работы и посвящена глава II. «Методика работы по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ с использованием произведений живописи художников Кабардино-Балкарии». В параграфе /7.7. «Принципы отбора произведений живописи и основные этапы организации работы по картине в начальной многонациональной школе» мы излагаем путь достижения определенных целей: закрепления художественных понятий «пейзаж», «портрет» и др. как монолексем, характеризующих содержание произведениячерез лингвоцветовую работу расширяем объем периферийных цветовых обозначений (напр., понятия «голубой» в балкарском языке нет) [192]. В более подготовленных классах можно добавить коннотацию пейзажа как ведуты (городской пейзаж), анималистики (картины о животных) и пр.

Исходя из выше сказанного, нами выделен предмет исследованияметодика работы по картине в процессе обучения русской речи нерусских учащихся на начальном этапе обучения в условиях полиязыковой среды.

В данной главе рассматривается вопрос об использовании произведений живописи художников Кабардино-Балкарии на уроках русского языка в четвертых классах национальных школ. Лингводидактические преимущества этого методического приема на наш взгляд, заключаются в следующем: прежде всего, картина позволяет интегрировано решать разнообразные цели и задачи обучения (эстетическое развитие, расширение кругозора и словарного запаса учащихся и т. д.) (Н.М. Виккер, А. Н. Горчак, Н. М. Квитинский, Н. К. Крупская, К. Д. Ушинский, Л. А. Ходякова и др.).

Воспитание личности невозможно вне совершенствования ее мыслительной, художественной и речевой культуры. Особо значимым в этой связи является формирование у младших школьников умений выразить свое отношение к произведению искусства и дать ему оценку на основе авторского замысла, объективного содержания, использованных изобразительных средств (Н.М.Квитинский, Л. А. Ходякова, О. П. Штыркина и др.).

Однако при анализе научной литературы по методике развития речи выяснилось, что проблемы обучения высказывания о впечатлениях после просмотра произведений живописи с учетом этнокультурных традиций разработаны недостаточно. Между тем, как свидетельствуют материалы констатирующего эксперимента, проведенного нами в общеобразовательных школах Кабардино-Балкарии, объективные условия и возможности для такой работы, причем с использованием картин местных художников, существуют.

Проблема исследования — поиск оптимальных путей интенсификации обучения русскому языку учащихся начальных классов многонациональных школ, предпринятый в нашей работе, а также решение практических задач, связанных с необходимостью разработки адекватной методической системы с использованием живописи для сочетания выработки языковых навыков с развитием первоначальных искусствоведческих знаний.

Необходимость развития речи учащихся средствами произведения живописи художников Кабардино-Балкарии диктуется также следующими причинами: во-первых, развитие способностей, обеспечивающих восприятие и создание речевых высказываний о впечатлениях после просмотра картин, способствует эффективности процесса формирования речевых умений, предусмотренных действующей программой по русскому языкуво-вторых, без сформированного умения передавать свои впечатления о произведениях искусства нельзя говорить о наличии эстетической, мыслительной и речевой культуры.

Указанные ниже факторы определяют актуальность темы данного диссертационного исследования.

Существует достаточно много исследований по проблемам развития речи в начальных классах (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.), но все они опираются на систему внутриязыковых упражнений. Вместе с тем, речь учащихся начальных классов многонациональных школ характеризуется невысоким уровнем развития стилистических образов, словарь беден, язык эмоционально не окрашен. Однако до сих пор в методике занятий по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ не исследуются проблемы использования произведений живописи художников Кабардино-Балкарии.

Кроме того, отсутствие системности в обучении усугубляет остроту проблемы. В связи с этим важность и актуальность нашей работы становится очевидной. Задача состояла в том, чтобы разработать систему, технологию, методику развития речи учащихся посредством произведений живописи художников Кабардино-Балкарии.

Вариант такой методики мы предложили в нашей работе.

Подтверждением ее продуктивности служат материалы параграфов II.2. «Констатирующий срез и система работы по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ по разработанной методике» и II. 3. «Экспериментальное обучение».

Объект исследования — процесс обучения русскому языку учащихся начальных классов многонациональных школ.

Предмет исследования — методика развития речи на уроках русского языка на материале произведений живописи художников Кабардино-Балкарии.

Цель исследования — создание целостной методической системы по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ с использованием произведений живописи художников Кабардино-Балкарии.

Основные задачи исследования:

— изучить методическую, психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по данной проблеме и определить степень ее разработанности;

— обосновать и сформулировать требования к отбору произведений живописи и к методике их использования на уроках развития речи в четвертом классе многонациональных школ;

— разработать методическую систему развития речи средствами живописи с использованием отобранных произведений художников Кабардино-Балкарии и апробировать ее эффективность.

Перечисленные задачи решались в процессе изучения курса русского языка в четвертом классе. Выбор класса для внедрения предлагаемой методики обучения объясняется следующим:

1) как показывают современные социологические и педагогические исследования, проблемы эстетики становятся наиболее значимыми в младшем подростковом возрасте -9−10лет;

2) к этому возрасту у школьников достаточно развито логическое мышление (учащиеся легко вычленяют признаки воспринимаемого предмета или явления, выделяют среди них существенные, классифицируют и т. д.);

3) к этому возрасту складывается достаточный объем словаря, увеличивается количество слов в предложении, усложняется его синтаксис и т. д.

Для использования на уроках предлагаются произведения (В.И.Башкова «Свадьба», М. А. Ваннаха «Путь к вершине», «Горный пейзаж», Н. Н. Гусаченко «Флоксы», И. Х. Джанкишиева «Натюрморт со сливами», А. А. Жерештиева «Рождение Баксана», В. А. Курданова «Яблоки 1944 года», А. М. Сундукова «Эпизод Великой Отечественной», Н. П. Татарченко «Творчество», Р. Н. Цримова «Витязь»).

Методологической основой исследования явились фундаментальные положения отечественных и зарубежных педагогов и психологов о приоритете органического развития ребенка и стимулирующей роли форм, методов и средств обучения в процессе образованиялингводидактические теории обучения второму (неродному) языкутеории развития личности в процессе учебной деятельности и теории гуманизации учебного процесса.

Теоретическую основу диссертационной работы составили:

1. идеи и теории в области педагогики (В.А.Добромыслов Я. А. Коменский, М. А. Рыбникова, К. Д. Ушинский и др.);

2. идеи и теории в области психологии и психолингвистики (Б.В. Беляев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн и др.);

3. идеи и теории в области лингводидактики (Н.З.Бакеева, И. В. Баранников, Е. А. Быстрова, Г. Г. Буржунов, Г. Г. Городилова, А. Х. Загаштоков, Н. М. Квитинский, М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Р. Б. Сабаткоев, Б. А. Тахохов, Г. А. Фомичева, Л. А. Ходякова В.М.Чистяков, Н. М. Шанский, М. Х. Шхапацева, И. А. Шаповалова, Н. Б. Экба и др.);

4. идеи и теории в области этнолингвокультурологии (Е.М.Верещагин, М. С. Каган, В. Г. Костомаров, Х. Г. Тхагапсоев и др.).

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: процесс обучения русскому языку будет эффективнее, если разработать стройную методическую систему по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ средствами произведений живописи художников Кабардино-Балкарии и технологию её реализации в процессе обучения.

Методы исследования: а) теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ) — в) эмпирический (анкетирование, опрос, изучение и обобщение опыта, педагогический эксперимент) — г) статистический (количественная и качественная обработка результатов, полученных в ходе констатирующего среза и экспериментального обучения).

Достоверность результатов исследования подтверждается, прежде всего, сравнительным анализом данных экспериментальных и контрольных классов, полученных на основе тестированияобеспечивается адекватностью исходных методологических позицийиспользованием комплекса методов исследования, соответствующих его объекту, цели и задачам. Достоверность результатов подтверждается также их практической апробацией в школах Кабардино-Балкарии (СОШ № 25, ДШИ№ 1).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— создана методическая система работы по произведениям живописи художников Кабардино-Балкарии в процессе развития русской речи учащихся начальной многонациональной школы;

— на экспериментальном уровне произведен отбор картин по жанрам с учетом специфики национального контингента;

— выявлена сравнительная эффективность использования картины и художественного текста для высказываний нерусских учащихся на русском языке.

В работе создана научно разработанная методика обучения учащихся многонациональных школ Кабардино-Балкарии посредством использования произведений живописи художников республики.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании методической системы развития речи учащихся начальных классов многонациональных школ с учетом психолого-педагогических условий усвоения. Разработанные в работе теоретические и методические положения позволяют усовершенствовать процесс развития речи на данном этапе обучения.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная методическая система по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ с использованием произведений живописи художников Кабардино-Балкарии позволит повысить эффективность процесса обучения.

Предложенные в диссертационном исследовании методические рекомендации могут быть использованы учителями школ, преподавателями педагогических колледжей и ВУЗов на уроках русского языка и методика в начальной многонациональной школе, в институте повышения квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1) значение и роль использования произведений живописи художников Кабардино-Балкарии в системе развития речи на уроках русского языка;

2) система отбора произведений живописи художников Кабардино-Балкарии и их сравнительная эффективность использования на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и повышения их этнокультуроведческой компетенции;

3) разработанная методическая система по развитию речи учащихся начальных классов многонациональных школ средствами произведений живописи художников Кабардино-Балкарии.

Апробация исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментального обучения в средней общеобразовательной школе № 25 и Детской школе искусств № 1 г. Нальчика.

Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на: 1) заседаниях кафедры дошкольного и начального общего образования ИПК и ПРО КБГУ- 2) научно-практических конференциях: «Национально-региональный компонент в школах КБР: проблемы, решения, перспективы» (г.Нальчик, 2002) — «Перспективные направления развития образовательных учреждений „Начальная школа — детский сад“ в Кабардино-Балкарии» (г.Нальчик, 2003). Международной научно-практической конференции «Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе» (г.Краснодар, 2004) — международной научно-практической конференции «Модернизация начального образования: проблемы и перспективы» (г.Тула, 2004).

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения (репродукции используемых в работе картин).

Выводы, сделанные на основе изученной научно-методической литературы, результаты констатирующего среза, опытного обучения показали, что в процессе обучения и развития связной речи у младших школьников Кабардино-Балкарии целесообразней использовать картины местных художников.

Использование на уроках русского языка произведений живописи сообщает процессу обучения тот живой интерес, который всегда повышает эффективность обучения. Все виды работ по картине дают возможность сформировать у учащихся умения обобщать свои наблюдения и самостоятельно, логически последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Картина является важнейшим пособием для формирования коммуникативных умений учащихся, обогащения их оценочной лексики и словаря, необходимого для описания вербальных средств общения.

Отобранные нами произведения расширяют эстетический кругозор школьников, способствуют формированию их культуроведческой компетенции.

Рассматривание полотна в единстве содержания и формы, акцентирование внимания детей на теме произведения живописи и средствах раскрытия замысла художника, прием озаглавливания его помогает учащимся овладеть умением раскрывать тему и основную мысль своего сочинения. Обучение высказываниям по картине способствует формированию у детей умения выражать свое собственное отношение к описываемому.

Учащимся четвертого класса доступно описание отобранных в процессе экспериментальной работы картин. Дети правильно определяют замысел художника, выделяют главное в произведении, понимают роль деталей в раскрытии замысла, отмечают выразительные средства, используемые живописцем (цвет, колорит, композиция).

Описание натюрмортов и пейзажей способствует формированию у детей умения описывать предмет и природу, активизирует и обогащает словарный запас учащихся, особенно именами прилагательными.

После работы над описанием сюжетного полотна целесообразно обучать школьников составлению рассказа по нему, если они предварительно познакомились с особенностями построения рассказа. При соответствующей подготовительной работе, учащиеся могут овладеть умением строить рассказ по картине, выделяя при этом основные композиционные моменты.

Предлагаемая методика работы по картине в сочетании с искусствоведческим текстом способствует обогащению речи учащихся образно-выразительными средствами неродного языка, а также словами, необходимыми для анализа полотна как произведения живописи (искусствоведческими терминами, словами, относящимися к сфере изобразительного искусства).

В процессе обучения высказываниям по изобразительному искусству учащиеся овладевают определенными знаниями (о колорите, композиции, натюрморте, пейзаже и т. п.). Работа по картине повышает интерес учащихся к урокам русского языка, как неродного.

При отборе полотен для обучения нерусских учащихся русской речи, следует руководствоваться идеей взаимосвязанности между работой по картине и изучаемым лексико-тематическим материалом, а также общей системой работы по развитию связной речи. Наше исследование показало, что при отборе материала для обучения высказываниям необходимо учитывать не только их воспитательно-образовательное значение, доступность, информативность, но и требования программы по развитию связной речи, т. е. нужно учитывать, какие умения поможет сформировать работа по картине у учащихся, каким речевым жанрам можно учить, используя определенный жанр живописи.

Исследование подтвердило наше предположение о возможности опоры на жанровый принцип при отборе полотен для развития речи. Как показала экспериментальная работа, учащимся доступно описание на неродном языке таких жанров живописи как натюрморт, пейзаж, сюжетно-ролевая картина, портрет при условии соответствующей языковой подготовки. Использование именно этих жанров позволяет реализовать требования программы по развитию связной речи, в соответствии с которой учащиеся овладевают умением описывать предмет, природу, внешность человека. Описание этих жанров живописи способствует обогащению речи учащихся оценочными словами и словами зрительного ряда (в частности — прилагательными, обозначающими цветовую гамму, форму, объём, размер), а также тематической лексикой, необходимой для описания природы, местности, времен года, человека, его внешности, характера, интерьера помещения.

Как показал эксперимент, из произведений пейзажного жанра следует отбирать для учащихся четвертого года обучения русскому языку изображения, прежде всего описательно-реалистического характера с четко выраженным сходством с родным ландшафтом и картинами из их обыденной жизни. Среди жанровых полотен учащиеся начального этапа предпочитают многофигурные композиции (но не массовые сцены).

Особенно велика роль живописи как зрительно-смысловой опоры при обучении учащихся письменной речи, поскольку освобождает пишущего от необходимости длительно удерживать в своей памяти логическую последовательность событий и помогает ему сосредоточить внимание на отборе языковых средств выражения собственной мысли.

Работа по картине позволяет интегрировано решать разнообразные цели и задачи обучения, так как, используя произведения живописи, мы эстетически развиваем детей, расширяем их кругозор, учим оценивать художественное произведение, понимать язык живописи и др.

Одновременно картина не привязана к тексту, как учебный рисунок или иллюстрация, что позволяет вызвать у школьников большой круг ассоциативных реакций и предоставить возможность выбора ситуации.

Повышая эффективность уроков русского языка, и расширяя эстетический кругозор школьников, художественные полотна вносят разнообразие в учебный процесс и повышают интерес учащихся к урокам русского языка и чтения.

На уроках развития речи картина анализируется как произведение живописи в единстве содержания и формы. Однако искусствоведческий анализ ее на уроках русского языка иногда занимает главенствующее место.

Таким образом, учитывая единство содержания и формы произведения изобразительного искусства, внимание учащихся во многих случаях акцентируется на тех художественных особенностях картины, ее колорита, композиции, стиля письма художника и др., которые раскрывают ситуацию общения. Необходим особый подход к отбору произведений живописи. На уроках развития связной речи они должны отвечать ряду известных требований, таких как доступность, художественная ценность, воспитательное значение картины, учет интереса школьников и др.

Учитывая принципы отбора произведений живописи для их применения на уроках развития речи, мы составили программу опытного обучения, разработали методы, приемы и установили последовательность обучения при использовании картин на уроках русского языка. Но сначала нам необходимо было проверить уровень готовности учащихся к этой работе. Проведенный нами констатирующий срез показал заинтересованность школьников в уроках русского языка с использованием картин и выявил низкий уровень лексического запаса.

Разработанная нами методика использования произведений живописи художников Кабардино-Балкарии на уроках развития речи учащихся начальных классов многонациональных школ, опирается на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента.

Работа по картине на уроках развития речи требует особой лексической подготовки, для проведения которой мы предлагаем ряд занятий, позволяющий не только накапливать и языковые средства, имеющиеся в пассивном запасе, но и понимать функциональные различия средств несловесного общения.

Опытная проверка разработанной нами методики и составленной программы показала, что использование картин на уроках развития речи имеет методическую целесообразность.

Данное исследование мы рассматриваем как начальный этап большой работы, которая должна быть продолжена с целью эффективности процесса обучения связной устной и письменной речи младших школьников произведениями живописи в соответствии с задачами, содержанием, методами обучения в рамках единого педагогического процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Произведения живописи благодаря своим специфическим особенностям (яркости, красочности) выдвигаются из всех средств наглядности на одно из ведущих мест.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Айзерман J1.C. Роль творческих сочинений в воспитании учащихся / JI.C. Айзерман // О творческих работах в средней школе. — М.: Учпедгиз, 1962.
  2. А.В. Эстетическое и художественное воспитание: к новым решениям / А.В. Алексеева// Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  3. В.В. Изобразительное искусство и школа / В. В. Алексеева.-М., 1968.
  4. Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Архипова. М., 1998. — 389 с.
  5. Ф.Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников / Ф. Ю. Ахмадулина. Казань, 1999. — 128 с.
  6. А.Ш. Дидактический материал по русскому языку для 1−4 классов татарской школы: пособие для учителя / А. Ш. Асадулин, Р. Х. Ягафарова, JI.H. Никифорова. Казань: Магариф, 1994. — 287 с.
  7. М.В. Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка: автореф. дис.. канд. пед. наук / М.В. Бабкина- Ин т общ. образования Российской Федерации. -М., 1998.- 18 с.
  8. Д.М. Проблемы развития речи средствами произведений живописи художников Кабардино-Балкарии / Д. М. Багова // Педагогический вестник. Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкарского ун-та, 2002.-Вып. 5.-С. 144- 147.
  9. М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся / М. Т. Баранов // Вопросы изучения лексики русского языка в 8-летней школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — Вып. 124. — С. 5−130.
  10. Р.Х. Лингводидактические проблемы преподавания русского языка в современной начальной национальной (кабардинской) школе / Р. Х. Безрокова: автореф. дис.. канд. пед. наук. Нальчик, 2001. — 24 с.
  11. Е.А. Подготовка учащихся к сочинению по картине (из опыта работы) / Е. А. Бузинова. Ашхабад, 1970. — 10 с.
  12. Р.Н. Русский язык 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. М.: Баласс, 2002.
  13. Е.А. Преподавание русского языка в современной национальной школе / Е. А. Быстрова. Нальчик, 1966. — 36 с.
  14. Е.А. Теоретические основы обучения русской фразеологии в национальной школе / Е. А. Быстрова. М.: Педагогика, 1985. — 136 с.
  15. В.П. Предметный метод обучения / В. П. Вахтеров. М.:1. Учпедгиз, 1907. 73 с.
  16. А.П. Методика развития речи в начальной школе / А. П. Валичук, А. Ш. Асадулин, С. Г. Сулейманова. JL: Просвещение, 1982. -207с.
  17. А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе / А. И. Власенков. М., 1973. — 351 с.
  18. Н.Н. Восприятие картин / Н. Н. Волков. М.: Просвещение, 1961.
  19. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы / И. П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 136 с.
  20. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка / J1.C. Выготский- под ред. и со вступит, ст. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  21. Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. М.: Педагогика, 1974. — 119 с.
  22. А.Д. Специальная (коррекционная) педагогика / А. Д. Гонеева. -М., 1998.
  23. И.Н. Безмолвной мысли знак / И. Н. Грелов, В. Ф. Енгалычев. -М, 1991.
  24. А.Н. Картина как средство развития речи: пособие для учителя /А.Н. Горчак. -М.- Л.: Просвещение, 1965. С. 51.
  25. Г. Г. Лингводидактическое обоснование системы обучения русской речи нерусских студентов: автореф. дисс.. д-ра пед. наук / Г. Г.
  26. . М., 1980. — 35 с. 31 .Городилова Г. Г. Формирование речевых умений / Г. Г. Городилова // Вопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы /под ред. Н. З. Бакеевой.-М.: Педагогика, 1976.-С. 39.
  27. Р.Т. Методика развития связной речи в начальной школе: пособие для учителя / Р. Т. Гребенкина, А. Е. Кочкина, О. П. Малинина. -СПб., 1995.- 107 с.
  28. Т.Ю. Развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного: дис. .канд. пед. наук / Т. Ю. Гуляева. -Майкоп, 2004.
  29. Е.Н. Педагогические условия развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения: дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Гуляков. Тула, 2000. — 178 с.
  30. Ф.К. Основы развития речи / Ф. К. Гужва. Киев, 1989. 29 с.
  31. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. -М.: Русский язык, 1989.
  32. Л.И. Наглядность при изучении русского языка в V-VI кл. / Л. И. Дашко. М., 1965.
  33. Г. Л. Как иллюстрируется книга / Г. Л. Демосфенова. М., 1961.
  34. .Т. Методика работы по усвоению этнокультуроведческой лексики русского языка в осетинской школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 1998. — 24 с.
  35. Дидактический материал по русскому языку для начальных классов. -Нальчик: Эльбрус, 1995.
  36. А.Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. М., 1978. -С. 24.
  37. А.И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов. М.:1. Изд-во МГУ, 1961.-236 с.
  38. С.А. Развитие связной письменной русской речи учащихся начальной адыгейской школы (на материале сочинений): автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 2004.
  39. Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М., 1982 -150 с.
  40. Н.И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин // В защиту живого слова. М., 1966. — С. 5−25.
  41. Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 кл. / Н. И. Жинкин. М.: АПН РСФСР, 1956. — Вып. 78. — С. 248.
  42. В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся / В. П. Жуков. М.: Просвещение, 1980. — 500 с.
  43. П.Ф. Теория и практика сочинений: Учебные материалы для факультативных занятий / П.Ф. Ивченко- под ред. Т. А. Ладыженской. М., Просвещение, 1968.
  44. В.А. Методические указания к развитию речи у детей путём устных и письменных работ по картинкам / В. А. Игнатьева. М., 1914.-83 с.
  45. Изобразительное искусство (1−9 классы). Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994.
  46. Изобразительное искусство. Музыка. (Словари школьника). М., 1997.
  47. И.К. Лексико-фразеологический аспект национальнорегионального компонента предмета «Русский язык» в национальной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Нальчик, 2003.
  48. .В. Как понимать изобразительное искусство / Б. В. Иогансон. -М., 1960.
  49. Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе / Н. А. Ипполитова. -М., 1992. 336 с.
  50. М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб., 1996. — С. 302.
  51. М.С. Мир общения / М. С. Каган. М., 1988.
  52. B.C. Творческие сочинения на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся / B.C. Каданцев. М., 1968.
  53. Е.О. Мы знакомимся с художниками / Е. О. Каменева. М., 1960.
  54. Е.О. Какого цвета радуга.: для сред. шк. возраста / Е. О. Каменева. М.: Дет. лит., 1987. — 78 с.
  55. А. Зрителю о живописи / А. Каменский. М., 1959.
  56. И. Как смотреть и понимать произведение искусства / И. Каретникова, Н. Степанян, В. Стародубова. М., 1964.
  57. Какнадзе J1.A. Роль жестов в разговорной речи / J1.A. Какнадзе, Е. В. Красильникова // Русская разговорная речь. Саратов, 1970.
  58. Н.М. Тема труда в работе по картине / Н. М. Квитинский И Русский язык в школе. 1960. — № 1. — С. 31−33.
  59. Е.Ф. Как смотреть картину. (Язык живописи) / Е. Ф. Ковтун. JL: Учпедгиз, I960. — 190 с.
  60. С.В. Анализ картины / С. В. Коровкевич. М., 1975.
  61. В.И. Виды и жанры изобразительного рисунка / В. И. Корнилова.-М., 1961.
  62. А.А. Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков учебника / А. А. Косолапков // Русский язык в школе. 1989. — № 3. — С. 1315.
  63. А.В. Интеграция словесной, игровой и изобразительной деятельности в процессе формирования связной речи младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / А.В. Кочеткова- Нижегор. гос. пед. ун-т. Н. Новгород, 1999. — 22 с.
  64. В.Г. Язык и культура / В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин.-4-е изд., перераб. и доп. М., 1990. — 267 с.
  65. В.Г. Еще раз о понятии «родной язык» / В. Г. Костомаров //Русский язык в СССР. 1991.-№ 1.-С. 9−10.
  66. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г. Г. Гуреевой. М., 1965.
  67. Н.В. Беседы по искусству в начальной школе / Н. В. Краснов. -Л.: Госучпедгиз МП РСФСР, 1965.
  68. Н.К. Как учить писать сочинения / Н. К. Крупская // О воспитании и обучении: собр. избр. пед. произв. М.: Учпедгиз, 1943. — 403 с.
  69. Н.К. Как учить писать сочинения / Н. К. Крупская // Овоспитании и обучении: собр. избр. пед. произв. М.: Учпедгиз, 1946. -С. 72.
  70. Н.К. Как учить писать сочинения // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 6 т. / под ред. A.M. Арсеньевой и др. М., 1978.-С. 57.
  71. К. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1: Стихотворения. Поэмы: пер. с балкар. М.: Худож. лит., 1976. — 557 с.
  72. З.И. Использование средств наглядности на уроках русского языка / З. И. Курцева. М., 1981.
  73. Латюк (Ходякова) Л. А. Методика использования произведений живописи в системе работы по развитию связной речи учащихся IV кл.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Латюк (Ходякова). М., 1974.
  74. Т.А. Обучающее сочинение по картине / Т. А. Ладыженская. -М., 1958.
  75. Т.А. Развитие речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М.: Учпедгиз, 1960.
  76. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М., 1991.
  77. Т.А. Живое слово. Устное слово как средство и предмет обучения / Т. А. Ладыженская. М., 1968.
  78. В.А. Поурочные разработки к учебнику Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. А. Ладыженская. М.: Дрофа, 2001. — 416 с. — (Библиотека учителя. Русский язык.)
  79. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному: (Психолингвистические очерки) / А. А. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1970.-89 с.
  80. А.А. Психолингвистические единицы и порождениеречевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 271 с.
  81. А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1969. 215 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  83. О.Б. Произведения живописного искусства на уроке / О. Б. Локтева. Начальная школа. — 1999. — № 10. — С. 32−34.
  84. М.Р. Связная устная речь младших школьников на материале картин / М. Р. Львов // Развитие речи младших школьников: сб. ст. / под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970.
  85. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. М., 1988.
  86. М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. М.: Высш. шк., 1999.
  87. М.Р. Речь младших школьников и пути её развития / М. Р. Львов. -М.: Просвещение, 1975. С. 175.
  88. М.Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов.-М., 1985.
  89. М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе / М. Р. Львов. -М., 1965.
  90. М.Р. Виды речи: Статья из цикла «Речь"//Начальная школа. -2000.-№ 5.-С. 76.
  91. М.Е. Использование картин в целях развития связной устной речи в нач. школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Е. Львова. М., 1973. -84 с.
  92. М.Е. Связная устная речь младших школьников на материале картин / М. Е. Львова // Речевое развитие младших школьников: сб. ст. / подред. Н. С. Рождественского. М., 1970. — С. 77.
  93. М.Е. Использование картин в целях развития связной устной речи в начальной школе / М. Е. Львова. Ярославль, 1973. — 84 с.
  94. Л.Э. Научные основы использования устного народного творчества в системе развития русской речи учащихся начальных классов многонациональных школ: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Э. Левина. Майкоп, 1999.
  95. К.В. Руководство к картинам по развитию русской речи в 5−7кл. нерусских школ / К. В. Мальцева. М.: Учпедгиз, 1959.
  96. Р.А. Научные основы развития русской речи учащихся кабардинской и черкесской школ: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.-33 с.
  97. Межпредметные связи в преподавании русского языка: Сб. ст. М., 1977.
  98. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1980.
  99. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / под ред. проф. Т. А. Ладыженской. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991.
  100. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  101. Методика преподавания русского языка в национальной школе: учеб. пособие для учащихся национальных групп / под ред. Л. З. Шакировой. Л.: Просвещение, 1990. — 416 с.
  102. Л.В. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи / Л. В. Мочалов. Л., 1963.
  103. Л.В. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи / Л. В. Мочалов. М.: Сов. художник, 1983. — 375 с.
  104. .К. Картина как средство развития мышления учащихся /
  105. Б.К. Мучник // Абатурова М. Ю. Живопись на уроках истории / М. Ю. Абатурова, Б. К. Мучник. Алма-Ата: Мектеп, 1964. — С. 27.
  106. Начальная школа: ежемесячный научно методический журнал.2001. -№ 9. 127 с.
  107. Начальная школа: ежемесячный научно методический журнал.2002. № 6. — 111 с.
  108. Начальная школа: ежемесячный научно методический журнал.2003.-№ 12. 128 с.
  109. Е.И. Уроки русского языка в 4 кл / Е. И. Никитина. М., 1975.
  110. А.В. Виды творческих работ в V-VI кл. / А. В. Нехаев //. О творческих работах в средней школе. М., 1962. — С. 57−62.
  111. С.И. Словарь русского языка / под ред. проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.
  112. Л.Г. Преподавание изобразительного искусства в школах КБР. 4.II. программа для 4−7 классов и методические разработки уроков / Л. Г. Останина. Нальчик, 1999. — 150 с.
  113. И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. Т. 3, кн. 2. -М., 1967.
  114. Г. В. Развитие речи младших школьников в процессе овладения изобразительными средствами языка художественных произведений / Г. В. Пархоменко. Л., 1976.
  115. Н.А. Уроки развития речи: 5−9 кл.: книга для учителя. 2-е изд. -М., 1996.
  116. Повышение эффективности обучения русскому языку / под ред. А. К. Федорова. М., 1974.
  117. Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка / Н. И. Политова. М., 1984.
  118. .Г. Руководство к занятиям по картинам на уроках развитияречи в III и IV классах начальной школы / Б. Г. Поляков. М., 1949. — С. 18.
  119. Н.С. Методика преподавания русского языка / Н. С. Поздняков. М.: Учпедгиз, 1955. — 376 с.
  120. Л.П. Восприятие картины младшими школьниками / Л. П. Постоногова // Начальная школа. 1993. — № 5. — С. 30−32.
  121. Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах / под ред. Е. А. Быстровой. Л., 1988.
  122. Программа общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1−4). М.: Просвещение, 1992. — 64 с.
  123. А.А. Лингвистический анализ текста как средство развития речи учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Пронина. СПб., 1998. — 16 с.
  124. А.С. Сочинения: в 3 т. Т. 1. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила: поэма. -М.: Худож. лит., 1985. 735 с.
  125. Е.П. Беседы по методике русского языка / Е. П. Раевский. М., 1910.-264 с.
  126. Развитие речи учащихся в начальной школе: хрестоматия / сост. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 195 с.
  127. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7−8 кл.). / сост. Т. А. Ладыженская и Т. С. Зепалова. 3-е изд. — М., 1986.
  128. Развитие речи учащихся в процессе обучения в средней школе / под ред. В. В. Голубкова. М, 1954.
  129. Речевое развитие младших школьников: метод, рекомендации к работе по программе «Речь». 4 класс / Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н.С. Пескова- Науч. метод, центр Пенз. гор. отд. нар. образ. -Пенза, 1994.-95 с.
  130. Речевое развитие младших школьников: дидакт. материал дляучащихся к урокам развития речи в 1−4 кл. / Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н.С. Пескова- Науч. метод, центр Пенз. гор. отд. образования. — Пенза, 1994. — 115 с.
  131. Речь. Речь. Речь. Книга для учителей/под ред. Т. А. Ладыженской. -М, 1990.
  132. Т.А. Развитие речи учащихся по художественным картинам / Т. А. Ржевусская. Минск, 1963. — С. 10.
  133. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т. I. — 484 с.
  134. Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики / под ред. Н. М. Шанского, Н. Э. Бакеевой. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
  135. Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1979.
  136. М.А. Система занятий по языку // Рыбникова М. А. Избранные труды / М. А. Рыбникова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С. 14.
  137. М.А. Сочинения по картинке // Рыбникова М. А. Избранные труды / М. А. Рыбникова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  138. М.А. Развитие восприятия произведений живописи у младших подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Рыбникова. -М., 1977.-22 с.
  139. Р. Б. Русский язык для национальной школы / Р. Б. Сабаткоев, М. В. Панов, Л. З. Шакирова. СПб, 1992. — 278 с.
  140. Л.Г. Словарно-фразеологическая работа в национальной школе: пособие для учителя / Л. Г. Саяхова, С. Д. Ашурова. Л.: Просвещение, 1982. — 159 с.
  141. Л.Г. Лингводидактические основы описания лексикосемантической системы русского языка и учебные словари для национальной школы / Л. Г. Саяхова. Уфа: АДД, 1981.
  142. А.Ф. Работа над расширением и уточнением словаря учащихся на уроках русского языка (на материале существительного). М.: АКД, 1967.
  143. Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи / Н. Н. Сергеева // Русский язык в школе. 1979. — № 6. — С. 24−26.
  144. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 4−8 классах / под ред. Т. А. Ладыженской. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1978. — С. 74.
  145. Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 3−7 классах / под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979.
  146. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV-VIII класс) / под ред. Т. А. Ладыженской. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1978.
  147. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. М., 1983.
  148. Сокровище Нартов: из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях нартах. — 2-е изд., доп. — Нальчик: Эльбрус, 1980. — 264 с.
  149. Ю.А. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения / Ю. А. Сорокин // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1979.
  150. Сочинения по произведениям живописи в IV V кл.: методическиерекомендации. Минск, 1973.
  151. П.К. Основы понимания живописи / П. К. Суздалев. М.: Искусство, 1964. — 279с.
  152. А.Е. Лингводидактическая проблема содержания обучения русскому языку в белорусской школе: дис.. д-ра пед. наук / А. Е. Супрун. Минск, 1980. — 314 с.
  153. Л.П. Живопись на уроках развития речи: теоретические вопросы модели уроков сочинений по картинам: толково — сочетаемостный словарь / Л. П. Сычугова. — Киров, 1998. — 137 с.
  154. Л.П. Живопись на уроках развития речи (на примере произведений из коллекции Кировского областного музея имени В.М. и A.M. Васнецовых) / Л. П. Сычугова. Киров, 1991.
  155. Л.П. Картина учитель — ученик (к 150-летию со дня рождения В.М. Васнецова) / Л. П. Сычугова // Русский язык в школе. -1998. -№ 4. — С. 27−30.
  156. Т.И. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка / Т. И. Тамбовкина. Калининград, 1974. — С. 76.
  157. А.В. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка (из опыта преподавания русского языка по новым программам): Сб. ст. М., 1976.
  158. А.В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. -М., 1980.
  159. Теория и практика сочинений. М.: Просвещение, 1968.
  160. Теория и практика сочинений разных жанров / под ред. Т. А. Ладыженской и В. А. Вепаловой. М., 1978.
  161. Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева- под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд., испр. — М., 1981.
  162. Е.И. Развитие речи детей / под ред. О. А. Сохина. 6-е изд., испр. -М, 1981.- 137 с.
  163. Толковый словарь русского языка / под ред. М. И. Махмутова и др. Л., 1981.
  164. О. В гостях у картин / О. Туберовская. Л., 1964.
  165. Ф.А. Семантика цветообозначений в разносистемных языках: автореф. дис.. канд. филол. наук. Нальчик, 2003. — 21 с.
  166. К.Д. О наглядности обучения // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1989.
  167. К.Д. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М., 1968. — С. 646.
  168. К.Д. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М., 1968. — С. 336.
  169. Л.П. Методика развития речи дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. М.: Просвещение, 1977. -239 с.
  170. Л.А. Живопись на уроках русского языка. Теория и методические разработки уроков: учеб. пособие / Л. А. Ходякова. М., 2000. -С. 14.
  171. Л.А. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории: дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Ходякова. Москва, 1992.
  172. Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка / Л. А. Ходякова. М.: Просвещение, 1983. — С. 97.
  173. Л.А. Искусствоведческий текст как образец при подготовке кописанию картины / JI.A. Ходякова // Русский язык в школе. 1991. — № 6. -С. 23−25.
  174. Ходякова J1.A. Об отборе картин для сочинений учащихся в IV классе / JI.A. Ходякова // Повышение эффективности обучения русскому языку: сб. ст. по материалам III Всесоюзных пед. чтений. М., 1974. — С. 15.
  175. JI.A. Пейзажная живопись на уроках развития речи / JI.A. Ходякова // Русский язык в школе. 1998. — № 4. — С. 12.
  176. Ходякова JI. A Подготовка к сочинению-описанию внешности (детские портреты кисти В.А.Серова) / JI.A. Ходякова // Русский язык в школе. -1993.-№ 5.-С. 27−29.
  177. Ходякова Л. А Подготовка к сочинению сравнительного характера по картине / Л. А. Ходякова // Русский язык в школе. 1994. — № 2. — С. 13.
  178. Л.А. Соединение типов речи при описании портрета / Л. А. Ходякова // Русский язык в школе. 1993. — № 6. — С. 21−24.
  179. Л.А. Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне» / Л. А. Ходякова, О. И. Горбич // Русская словесность. 1997. — № 4 — С. 29−31.
  180. Художники Кабардино-Балкарской республики (репродукции). -Нальчик: Эльбрус, 1998. 136 с.
  181. Что значит знать язык и владеть им / под ред. Н. М. Шанского. М., 1990.-211 с.
  182. Л.З. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. пособие для студентов нац. отд. пед. ин-тов / Л. З. Шакирова, Л. Г. Саяхова. 2-е изд., дораб. — СПб.: Просвещение, 1992. — 287 с.
  183. Н.М. Русское языкознание и лингводидактика / Н. М. Шанский. М&bdquo- 1985. — С. 226.
  184. П.А. Работа по картине во 2−7 классах / П. А. Шевченко. М.:1. Учпедгиз, 1958.
  185. Е.А. Развитие речи у учащихся младших классов вспомогательной школы на уроках изобразительного искусства / Е. А. Шилова. М., 1996. — 21 с.
  186. А.О. Дороги: стихи: пер. с кабард. / А. О. Шогенцуков. -М.: Современник, 1981.-247 с.
  187. Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащихся / Т. В. Шуртакова. Казань: Изд-во КазГУ, 1972.
  188. М.Х. Развитие связной русской речи учащихся: пособие для учителей 5−11 классов общеобразовательных школ Республики Адыгея/ М. Х. Шхапацева. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1995. — 134 с.
  189. JI.B. Языковая система и речевая деятельность / JI.В. Щерба. -Л.: Наука, 1974.-428 с.
  190. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983.
  191. В.Н. О живописи / В. Н. Яковлева. М., 1951.
Заполнить форму текущей работой