Формирование ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности
В заключение необходимо подчеркнуть, что внедренная в образовательный процесс педагогическая система целенаправленного формирования позитивных ориентаций и установок личности обучаемых, основанная на принципах самовоспитания, в целом способствует гармоничному развитию личности будущих офицеров, в том числе усиливает формирование позитивных мотиваций к качественному усвоению профессиональных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ И УСТАНОВОК КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
- 1. 1. Теоретический анализ сущности и взаимосвязи понятий: «ценностные отношения», «ценностные ориентации» и «установ- ^ ки» личности как субъекта образовательного процесса
- 1. 2. Архитектоника ценностных ориентаций курсантов военных вузов
- 1. 3. Психолого-педагогический анализ развития личности курсанта и его социально-психологических установок. ^
- Выводы по ГЛАВЕ 1. t
- ГЛАВА 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК У 77 КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
- 2. 1. Анализ динамики изменения приоритетов ценностных ориентаций и установок курсантов на различных этапах обучения в вузе
- 2. 2. Исследование значимости факторов, воздействующих на формирование ценностных ориентаций и установок у курсантов
- 2. 3. Педагогическая система целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов
2.3.1. Социально-психологические условия образовательной системы профессиональной подготовки будущих офицеров для организации педагогической системы формирования позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов.
2.3.2. Педагогическая система целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов, j | -у ее структура и функциональные компоненты.
Щ 2.3.3. Сущность и закономерности обучения в проектируемой педагогической системе.
2.3.4. Условия эффективного функционирования педагогической системы целенаправленного формирования позитивных цен- ^ ностных ориентаций и установок курсантов.
Выводы по ГЛАВЕ 2.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТА- {3 5 НОВОК У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ.
3.1 .Методика и этапы проведения педагогического эксперимента.
3.2. Оценка эффективности технологии формирования позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов военных вузов. ^^
3.2.1. Исследование валидности и надежности разработанной педагогической технологии. ^^
3.2.2.Степень влияния педагогической системы самовоспитания на повышение уровня сформированности позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов. ^
3.2.3. Степень влияния разработанной технологии на формирование самооценки курсантов. ^^
3.2.4. Результаты анализа анкетного опроса участников эксперимента. ^^
Выводы по Главе 3.
Формирование ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов в процессе воспитания и учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране, обусловили реформирование всех сфер общественной и государственной деятельности, в том числе и реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время армия представляет собой сложную, неоднородную, внутренне противоречивую социальную систему, механизм действия которой во многом определяется интересами, потребностями, ценностными отношениями и ориентациями различных социальных групп военнослужащих. Особое место среди них занимает офицерский корпус, наиболее образованная часть армии. Формирование ценностных ориентаций и позитивных социальных установок у курсантов военных вузов, как будущих офицеров, относится к числу весьма важных и актуальных проблем современной военной школы.
Необходимо отметить, что в настоящее время в процессе реформирования Армии накопилось множество нерешенных проблем и противоречий. С одной стороны возрастает роль Вооруженных Сил России как сдерживающего и силового фактора в решении возникающих проблем и угроз национальной безопасности на международной арене, с другой стороны недостаточное финансирование национальной обороны, несовершенство нормативно-правовой базы, социальная незащищенность военнослужащих, что, в свою очередь, приводит к падению престижа военной профессии, снижению интереса офицеров к военной службе и, как следствие, увольнение многих из них из рядов Вооруженных Сил, особенно молодых — в возрасте до 30 лет.
Военная реформа, ее успех и результативность в конечном итоге будет зависеть не только от решения финансовых и социальных вопросов, но в большей степени от создания эффективной системы профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование и развитие высокопрофессиональных навыков и умений, духовно-нравственных и морально-психологических свойств и качеств у военных специалистов. Совершенно очевидно, что стратегической задачей государства в этих условиях является сохранение, укрепление и развитие интеллектуального и нравственного потенциала квалифицированных офицеров, составляющих социальную базу военной реформы.
В связи с этим назрела острая необходимость всестороннего и объективного анализа педагогических механизмов формирования позитивных ценностных ориентаций и социальных установок у курсантов военных вузов, как одного из стержневых компонентов воспитания и обучения всесторонне развитых, гармоничных личностей, военных профессионалов, выполняющих задачи по защите национальных интересов Российского государства. От эффективного формирования положительных социальных установок курсантов и решения социокультурных проблем военнослужащих в целом зависит и престижность военной службы, и успешность реформирования самого общества. Без твердой убежденности в силу и справедливость государства, без устойчивой позитивной динамики процесса формирования положительных мотивированных социальных установок и ценностных ориентаций офицеров, заинтересованного отношения их в честном исполнении воинского долга военная реформа неосуществима.
Степень научной разработанности темы. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальных установок положительной направленности у курсантов военных вузов носит комплексный и межотраслевой характер. Здесь переплетаются интересы военной педагогики и психологии, социологии, философской и социологической аксиологии.
В современной научной литературе теоретико-методологическими основами исследования функционально-сущностного и содержательного значения категорий «ценностные отношения», «ценностные ориентации», «установки» личности обучаемых, как субъектов образовательного процесса, стали труды: с философской точки зрения — М. С. Кагана, Л. Н. Столовича, О. Г. Дробницкого, С. Ф. Анисимова, В. П. Тугаринова, В. А. Василенко, В. А. Малахова, Н. З. Чавчавадзе, А. М. Ворониной, О. М. Панфиловас точки зрения социологических теорий — В. А. Ядова, А. В. Андреенковой, А. С. Ахиезера, Н. Г. Багдасарьяна, И. М. Бодневой, А. П. Вардомацкого, Н. Я. Голубковой, А. Г. Здравомыслова, Л. В. Касузян, П. Ф. Кравчука,.
A.Г.Кузнецова, Н. И. Лапина, В. Т. Лисовского, Т. Н. Лихачевав психологии.
B.Н.Мясищева, Б. С. Братуся, Б. И. Додонова, Д. А. Леонтьевав педагогике — Р. М. Роговой, А. И. Кирьяковой, М. Г. Казакиной, Н. Щурковой, В. С. Лазарева, Н. В. Коноплиной, Л. П. Разбегаевой и др.
Признавая необходимость и актуальность проведенных исследований, автор отмечает, что в них не вполне достаточно уделено внимания вопросам исследования процессов формирования позитивных ценностных ориентаций и социальных установок у курсантов современных военных вузов. В работах многих ученых акцент делается, в основном, на социальные механизмы формирования ценностных ориентаций. В современных исследованиях не нашла отражения целостная характеристика педагогической системы формирования ценностных ориентаций и социальных установок у курсантов военных вузов, не определена система взаимовлияния различных факторов, воздействующих на этот процесс, не анализировалась динамика приоритетов ценностных ориентаций и установок в зависимости от курса (этапа) обучения курсантов.
Одним из недостатков научного поиска в решении указанной проблемы является то, что в течении длительного времени в образовательных системах военных вузов осуществлялась ориентация на профессиональную среду без учета воздействующих внешних социально-экономических факторов, без учета индивидуальных особенностей личности при формировании системы ценностных ориентаций.
Сложилось противоречие между необходимостью приобретения положительных и устойчивых ценностных ориентаций, социальных установок курсантами и отсутствием эффективных педагогических механизмов их формирования в образовательных системах военных вузов в новых социально-экономических условиях.
Цель исследования заключается в разработке эффективной педагогической системы и технологии целенаправленного формирования устойчивых позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов, влияющих на гармоничное развитие личности военного профессионала в новых социально-экономических условиях реформирования системы военного образования.
Объект исследования: образовательный процесс военного вуза.
Предмет исследования: целенаправленное формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов.
Гипотеза исследования. Процесс формирования устойчивых позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов будет эффективным, если:
— обеспечить целостность, непрерывность и последовательность их формирования на всех этапах обучения в военном вузе;
— активно использовать методы самовоспитания в процессе формирования устойчивых позитивных ценностных ориентаций и установок у обучаемых;
— разработать и внедрить в образовательный процесс военного вуза педагогическую систему и технологию целенаправленного формирования устойчивых позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов — будущих офицеров-командиров воинских подразделений;
— выявить и учесть особенности функционирования педагогической системы целенаправленного формирования устойчивых позитивных ценностных ориентаций и установок у обучаемых.
Объект, предмет, гипотеза и цель исследования потребовали решения следующих задач:
1. Проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к междисциплинарной проблеме формирования позитивных ценностных ориентаций и социальных установок у обучаемых высшей школы, сложившиеся в педагогике и смежных науках;
2. Установить взаимовлияние социальных и психологических факторов при формировании ценностно-мотивационного ядра личности будущего офицера в контексте развития позитивных ценностных ориентаций и социокультурных установок;
3. Исследовать с помощью методов тестирования и анкетирования состояние и тенденции процесса формирования и развития системы ценностных ориентаций и социальных установок у курсантов на различных этапах обучения в военном вузе;
4. Разработать педагогическую систему и технологию формирования устойчивых позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов, выявить их особенности и способы реализации в образовательном процессе военного вуза. Экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной технологии и средств ее реализации.
Методологической и теоретической основой исследования явились: диалектика, как всеобщий метод научного познаниятеория деятельностиконцепции интеграции и интенсификации в педагогическом процессефилософские положения в области исследования и описания системидея демократизации управления в развивающейся образовательной системе. В своей работе диссертант опирался на труды А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, современных ученых В. И. Андреева,.
А.В.Барабанщикова, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, Л. Г. Вяткина, Н. В. Кузьминой, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, посвященные разработке проблемы взаимодействия воспитателей и воспитуемых, а также на учение взаимосвязи организации и самоорганизации деятельности при формировании разносторонне развитой личности. В диссертации использовались: методология комплексного исследования и системный подход к функционированию образовательных систем (А.П.Беляева, Н. В. Кузьмина и др.) — теоретические основы многоуровневости, многопрофильности, стадийности в педагогике профессионального образования (С.Я.Батышев, А.П.Беляева) — положение об иерархической структуре достижения наивысшего результата в обучении (Н.В.Кузьмина, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина и др.) — ценностный подход к изучаемым объектам и явлениям действительности (И.Д.Багаева) — теория познавательной самостоятельности обучающихся (Л.Г.Вяткин, Н. В. Кузьмина и др.) — моделирование, как всеобщий метод педагогического исследования.
Методы исследования. Исследование базировалось на использовании комплекса методов: теоретически (анализ, синтез, обобщение, моделирование, ретроспективный метод, абстрагирование, методы математической статистики и теории вероятности) и эмпирически (беседы, анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки, самооценка, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, метод контрольных групп, педагогический эксперимент).
Методика исследования проблемы представляет собой многолетний поэтапный процесс.
На первом этапе (1997 — 1999 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике. Для этого проводился анализ: подготовки офицерских кадровсоответствия выпускников военных вузов предъявляемым требованиям к офицерам-командирам воинских подразделенийсоответствия образовательного процесса военных вузов современным требованиямпсихолого-педагогических подходов к проблеме формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов военных вузов. Были проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к междисциплинарной проблеме формирования позитивных ценностных ориентаций и социальных установок у обучаемых высшей школы, сложившиеся в педагогике и смежных науках. Исследовались и анализировались социальные, социально-психологические и педагогические механизмы формирования ценностных ориентаций определенных социальных групп. Определялись методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика педагогического исследования.
На втором этапе (1999 — 2001 гг.) проводились исследования психолого-педагогической сущности и взаимосвязи таких понятий, как «ценностные ориентации», «ценностные отношения», «социальные установки». Анализировалась сущность архитектоники ценностных ориентаций личности, как субъекта образовательного процессаисследовались вопросы создания педагогической системы формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов с учетом особенностей различных этапов обучения в военном вузесоставлялась модель их формирования в системе самовоспитанияпроводился выбор критериев оценки и системы диагностики уровня сформированности позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантовразрабатывались методические рекомендации для использования результатов исследования в практике учебного процессаобобщались результаты проведенных исследований и констатирующего эксперимента, проводился формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2001 — 2002 гг.) был завершен формирующий экспериментвыполнена статистическая и математическая обработка экспериментальных данныхпроведено их обобщениепроверена эффективность новой педагогической технологии формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов в системе самовоспитанияисследованы валидность и надежность результатов экспериментавыявлено влияние разработанной педагогической технологии формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов на формирование их самооценки, на успешность в обучениисформулированы выводызавершено оформление диссертации.
Эмпирическую базу исследования составили конкретные статистические данные, опубликованные в центральных и региональных научных изданиях, сборниках и других документах, а также результаты исследований, содержащиеся в научных публикациях. Особо важное место занимают материалы комплексного научно-педагогического исследования, проведенного под руководством и при личном участии автора по выявлению механизмов и факторов, влияющих на процесс формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов в 1997;2002 годах в Военном университете связи, Саратовском филиале Военной артиллерийской академии, Саратовском военном Краснознаменном институте внутренних войск МВД Российской Федерации. Генеральная совокупность — курсанты вышеперечисленных военных вузов. Выборка — многоступенчатая. Объем выборки — 250 человек (опрошено в целом 860 курсантов), получены данные от 15 экспертов из числа крупных военных специалистов, командиров курсантских подразделений и преподавателей.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлена методологией целостного подхода, логической структурой теоретического и экспериментального исследованияглубоким изучением и анализом предмета исследованияприменением методов, обеспечивающих проверку на валидность и надежностькорректным использованием апробированных методов математической статистикирепрезентативностью выборки и сопоставимостью полученных эмпирических результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• Впервые осуществлено комплексное исследование процесса формирования ценностных ориентаций и установок курсантов военных вузов в новых социально-экономических условиях реформирования Вооруженных Сил и системы военного образования. Определены методологические ориентиры и теоретические основания создания эффективной педагогической системы целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов военного вуза. Накопленные в рамках отечественной и зарубежной науки теоретико-эмпирические исследования проблематики формирования ценностных ориентаций, широкого спектра социальных и социокультурных установок у молодежи могут выступать в качестве реальной методологической основы для решения проблем оптимизации образовательного процесса военного вуза и совершенствования системы профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование и развитие высокопрофессиональных навыков и умений, духовно-нравственных и морально-психологических свойств и качеств у военных специалистов;
• На основе междисциплинарного анализа различных теоретических подходов к пониманию функционально-сущностного и содержательного значения категорий «ценностные отношения», «ценностные ориентации», «установки» личности обучаемых, как субъектов образовательного процесса, дано авторское определение системы ценностных ориентаций курсантов военных вузов. Ценностные ориентации курсантов это система важнейших, наиболее устойчивых социальных, учебных, профессиональных установок, характеризующих целостную личность будущего офицера, обусловленных целями и мотивами деятельности в образовательной системе военного вуза. Структура и социальная направленность ценностных ориентаций и установок детерминированы конкретно-историческими условиями развития общества и специфическими условиями армии, как особой социальной системы. Ценностные ориентации проявляются через ценностное отношение личности обучаемого к социально-нравственным явлениям общества в целом;
• Разработана педагогическая система и технология целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов, основанная на использовании принципов и методов самовоспитания, самокоррекции деятельности. Установлено, что эффективным средством развития позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов может выступать методика группового и индивидуальных тренингов, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы через развитие в личности курсанта устойчивых мотивов и заинтересованности в качественном овладении профессиональными знаниями, навыками и умениями, а также привитие гордости за принадлежность к Вооруженным Силам великого государства.
• На основе проведенного анализа системы социально-психологических установок курсантов военных вузов и уровня сформированных базовых свойств структуры личности будущих офицеров установлены закономерности, характеризующие процесс формирования позитивных ценностных ориентаций у обучаемых в образовательной системе военного вуза.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Разработанная технология непрерывного поэтапного процесса формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов в спроектированной педагогической системе, основанной на использовании методов самовоспитания обеспечивает не только единство теории и практики подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности, но и способствует гармоничному развитию личности будущего офицера, формированию у него высокого уровня волевых и духовно-нравственных качеств.
2. Предложенный инструментарий для реализации механизма формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов позволяет дифференцированно подходить к индивидуальной оценке уровня их сформированности у обучаемых. Выявлены типичные трудности, влияющие на процесс формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов. Определены пути повышения эффективности позитивного межличностного общения педагогов, офицеров-воспитателей и обучаемых в процессе формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов. Разработаны авторские рекомендации по регулированию процесса формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов военного вуза в процессе обучения.
3. Предложенные формы контроля и самоконтроля, диагностические задания, система наблюдения позволяют определить эффективность самого процесса формирования позитивных ценностных ориентаций и установок, уровень сформированности их у курсантов. Кроме того, они могут быть использованы в образовательном процессе других образовательных учреждений (школе, лицее, институте, университете и др.).
4. Детальная проработка всех звеньев механизма формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у обучаемых с учетом особенностей всех этапов обучения в вузе, выводы и рекомендации выполненного исследования способствуют улучшению процесса развития общей культуры курсантов, формированию особого психологического такта между педагогами (офицерами-воспитателями) и обучаемыми, формированию позитивных психолого-педагогических условий развития адекватной самооценки личностных свойств и качеств будущих офицеров.
5. Полученные результаты в ходе исследования могут быть использованы в разработке отдельных блоков реформирования системы военного образования, оказывающего положительное влияние на ход военной реформы в целом. А также непосредственной практической деятельности командиров-воспитателей с целью смягчить возможные негативные последствия в процессе социально-психологической адаптации личности курсанта на различных периодах обучения в военном вузе и эффективного формирования устойчивых позитивных ценностных ориентаций и установок будущих офицеров.
На защиту выносятся:
1. Авторский концептуальный подход к анализу механизма формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов, основанный на изучении педагогических особенностей и возможностей образовательной системы военного вуза в контексте проведенного психолого-педагогического исследования проблем диспозиционной концепции систем отношений «личность — социальная среда»;
2. Интегративная модель целенаправленного формирования ценностных ориентаций и установок у курсантов в процессе обучения и воспитания в военном вузе.
3. Педагогическая система целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов, основанная на использовании принципов и методов самовоспитания. Выявлено, что оптимизация процесса формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов в образовательной системе военного вуза может быть обеспечена за счет использования специально разработанных технологий, направленных на развитие устойчивых мотивов к качественному усвоению профессиональных знаний и сознательному формированию высокого уровня духовно-нравственных качеств.
4. Условия эффективного функционирования педагогической системы целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов в процессе обучения и воспитания в военном вузе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования сообщались на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге (1997;2002), Саратове (2000—2002), посвященных проблемам совершенствования подготовки офицерских кадров.
Материалы исследований, методические рекомендации, технологии, предложенные автором, используются в образовательном процессе Военного университета связи, Саратовского филиала Военного артиллерийского университета, Саратовского военного Краснознаменного института внутренних войск МВД РФ, о чем имеются соответствующие акты о внедрении.
Основное содержание диссертации изложено в тринадцати публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 175 листах машинописного текста. Содержит 9 рисунков, 17 таблиц, список литературы из 159 наименований и 7 приложений.
Выводы по ГЛАВЕ 3.
В процессе педагогического эксперимента осуществлялось внедрение теоретических разработок диссертации, направленных на формирование позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов в педагогической системе самовоспитания. Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1 .В процессе педагогического эксперимента доказано: что методы самовоспитания можно использовать при формировании и развитии позитивных ценностных ориентаций и установок курсантовчто внедряемая педагогическая система целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок (основанная на применении методов самовоспитания), являющаяся подсистемой образовательного процесса системы военного вуза и дополняющая его, имеет право на существование. 2. Проведенный эксперимент убедительно показал необходимость дифференцированного (индивидуального) подхода к курсантам при организации педагогической системы, что потребовало выявления исходного уровня сформированности позитивных ценностных ориентаций и установок каждого курсанта. Это позволило увидеть, чем они обладают, что нужно приобрести в процессе самовоспитанияобеспечило обоснованные рекомендации курсантам по вопросам составления самообязательств и самого процесса самовоспитания.
3. В процессе выполнения программы эксперимента оправдали себя и дали положительные результаты разработанные «Методические рекомендации для формирования позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов в педагогической системе самовоспитания», «Методические рекомендации для определения значимости воздействующих факторов на процесс формирования и развития позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов на разных этапах обучения в военном вузе» .
4. Комплексное использование положений диссертации и названных методических рекомендаций позволило создать устойчивую «обратную связь», что дало возможность выявить индивидуальные особенности курсантов, обеспечить постоянное наблюдение, анализ и контроль за процессом формирования позитивных ценностных ориентаций и установок, повысить эффективность самовоспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ научной литературы, исследований, проведенных различными учеными и научными учреждениями России, показывает и подтверждает тот факт, что система образования сегодня нуждается в существенном реформировании. На самом деле существуют противоречия в потребности подготовки высококлассных специалистов с высоким уровнем духовно-нравственного потенциала и невозможности в силу разных причин эту потребность удовлетворить в полном объеме.
Кризис образования, которому подвержено наше общество, касается и вопросов военного образования, так как армия абсолютно неотделима от народа, общества, и все болезненные проблемы общества отражаются и на армии. Но в системе военного образования существуют и специфические проблемы, связанные с особенностями военной службы. Однако и эти проблемы опосредованы изменяющимся характером самого общества. В частности, одной из проблем современного общества является недостаточно продуманная и сбалансированная система формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у студенческой молодежи, и, в частности, у курсантов военных вузов. Целенаправленного, активного процесса формирования системы позитивных ценностных ориентаций не происходит в силу объективных и субъективных обстоятельств. Хотя, как показали исследования, влиять на этот процесс можно, и достаточно успешно. Позитивная направленность системы ценностных ориентаций и установок современных военных специалистов крайне важна, так как невозможно добиться высокой степени профессионализма, беззаветной преданности своему Отечеству, если не обращать внимания на эту важнейшую составляющую его профессионального, духовно-нравственного, морально-этического и социально-психологического развития.
Особое внимание в исследовании мы уделили анализу различных теоретических подходов и концепций к пониманию функциональносущнностного и содержательного значения категорий «ценностные отношения», «ценностные ориентации», «установки» личности обучаемых как субъектов образовательного процесса. Глубокий и всесторонний анализ позволил сформулировать определение ценностных ориентаций курсантов военных вузов. Итак, ценностные ориентации курсантов военных вузов следует рассматривать как систему важнейших, наиболее устойчивых социальных, культурных, учебных, профессиональных установок, характеризующих целостную личность будущего офицера, обусловленных целями и мотивами деятельности в образовательной системе военного вуза. Структура и социальная направленность ценностных ориентаций детерминированы конкретно-историческими условиями развития общества и специфическими условиями армии, как особой социальной системы. Ценностные ориентации проявляются через ценностное отношение личности обучаемого к происходящим социально-нравственным явлениям общества в целом. Такое определение не противоречит характеристикам указанных категорий, данными многими известными учеными, а дополняет их и направляет на решение практических задач учебно-воспитательного процесса военных вузов.
На основе логического анализа автор выделил наиболее значимые компоненты ценностных ориентаций и установок курсантов, формируемых в ходе обучения в вузе, к которым относятся: военно-корпоративные, военно-профессиональные, познавательно-развивающие, специфически-меркантильные, материально-бытовые.
В ходе проведенного исследования были выявлены приоритетность и закономерности развития тех или иных ценностных ориентаций и установок на различных этапах обучения курсантов в военном вузе, от первого курса до пятого, в зависимости от определенного влияния доминирующих факторов, воздействующих на ход этого процесса на каждом этапе обучения. К таким факторам и условиям автор относит: группу внешних факторов — деятельность Правительства РФ и других органов государственной власти по отношению к Армии, оснащение ее вооружением, материальными и финансовом средствами, достойное денежное содержание офицеров и всего личного состава, а также роль Армии в жизни государства, объективность СМИ в освещении проблем и успехов армии, успешность в выполнении боевых задач воинскими формированиями, уровень социальной защиты военнослужащихгруппу внутренних факторов — социально-психологический климат курсантского подразделения, уровень психологического такта и профессионализма педагогов и офицеров-воспитателей, традиции (Армии, рода войск, вуза, индивидуальные свойства и особенности личности курсанта) — деятельность руководителей вуза, преподавателей и офицеров-воспитателейсоциально-психологические особенности, условия и закономерности формирования ценностных ориентаций и установок у курсантов в образовательной системе вуза.
В своем исследовании мы исходили из понимания образовательной системы как определенного феномена, состоящего из структурных и функциональных компонентов, описанных известными учеными. Нам удалось еще раз показать и доказать с помощью математических методов глубокие связи между всеми компонентами интегративной модели формирования системы ценностных ориентаций и установок курсантов в процессе образовательной деятельности в военном вузе.
Образовательная система военного вуза, как и иные целостные системы, воздействуют на свои компоненты, в результате чего исходные компоненты этих социальных систем — индивиды, в нашем случаи курсанты, трансформируют свои свойства, присущие им, до вхождения в систему, обретают новые качества.
В соответствии с задачами исследования, нами изучены и оценены условия для создания и разработки педагогической системы целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов. Мы считаем, что в основу такой педагогической системы можно положить методы и средства самовоспитания, саморазвития. Разработанная и предложенная к внедрению технология формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов, в создаваемой педагогической системе является частью (подсистемой) образовательного процесса военного вуза.
Основными принципами, составляющими научную основу успешного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у будущих офицеров, являются: целеполагаемость, системность, интенсивность, дифференциация, интеграция, проблемность, коммуникативность самого процесса формирования ценностных ориентаций и установок у курсантов во внедряемой педагогической системе, основанной на использовании методов самовоспитания.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс военного вуза педагогического механизма формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов, основанного на системе самои взаимоконтроля, самовоспитания, практике самои взаимооценки является новым направлением в педагогике, и достаточно продуктивным. Продуктивность или результативность предложенного нами механизма и была обоснована всем ходом педагогического эксперимента как в констатирующей, так и формирующей фазе.
Отличительные особенности разработанной педагогической технологии заключаются в следующем: формирование позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов осуществляется методами самовоспитаниядля их формирования разработана сравнительно автономная педагогическая системасоздан непрерывный целостный процесс формирования позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов с разбивкой на этапыуправление образовательной системой самовоспитания осуществляется на основе принципа «обратной связи», обеспечивающего необходимый уровень контроля за реальными результатами. Этот принцип позволяет руководителям и воспитателям сравнивать достигнутые каждым обучаемым результаты, успешно осуществлять управленческие функцииобеспечивается системность, прогностичность результатов контроля формирования и развития позитивных ценностных ориентаций и установок у курсантов.
Результаты проведенного нами исследования подтвердили положения, выдвинутые в гипотезе, и позволили нам сделать выводы:
1 .В результате проведенного исследования и в процессе педагогического эксперимента установлено: что методы самовоспитания можно использовать при формировании и развитии позитивных ценностных ориентаций и установок курсантовчто педагогическая система самовоспитания, являющаяся подсистемой образовательного процесса системы военного вуза и дополняет его, имеет право на существование.
2. Педагогический эксперимент подтвердил, что разработанная структура педагогической системы самовоспитания, предусматривающая разбивку целостного процесса формирования системы позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов на этапы с организацией соответствующих этим этапам педагогических подсистем, выбранные педагогические средства самовоспитания обеспечивают формирование позитивных ценностных ориентаций и установок, воспитывают у курсантов дисциплинированный и рациональный подход к поиску путей решения задач самовоспитания, позволяют им видеть в самовоспитании не только решение вопроса формирования личностных качеств и позитивных установок, но и возможности самосовершенствования, всестороннего развития своей личности. 3. В результате научно-экспериментального исследования выявлены следующие закономерности: а) чем раньше курсанты включаются в систему самовоспитания по целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок, тем выше уровень сформированности личностных качеств и профессиональных умений на заключительном этапеб) чем выше уровень сформированности умений самовоспитания, тем качественнее идет процесс формирования позитивных ценностных ориентаций и установок на последующих этапахв) при здоровом морально-психологическом климате в коллективах и учебных группах, при заинтересованности командиров курсантских подразделений (офицеров-воспитателей) и преподавателей в существовании педагогической системы самовоспитания и соответствующем руководстве этой системой значительно растет заинтересованность самих курсантов в действии данной системы. Становятся сильнее внутрисистемные обратные связи, выше потребность у обучаемых в формировании позитивных ценностных ориентаций и установок, сплоченнее становится сам коллектив курсантов, объединенный целью — стать настоящими профессионалами, государственниками и патриотами своего Отечества, способными компетентно решать профессиональные задачи, в том числе и по организации воспитательного процесса подчиненного личного состава в войсках.
4. Проведенный эксперимент убедительно показал необходимость дифференцированного (индивидуального) подхода к курсантам при организации педагогической системы, что потребовало выявления исходного уровня сформированности позитивных ценностных ориентаций и установок каждого курсанта. Это позволило увидеть, чем они обладают, что нужно приобрести в процессе самовоспитанияобеспечило обоснованные рекомендации курсантам по вопросам составления самообязательств и самого процесса самовоспитания.
В процессе выполнения программы эксперимента оправдали себя и дали положительные результаты разработанные «Методические рекомендации для формирования позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов в педагогической системе самовоспитания», «Методические рекомендации для определения значимости воздействующих факторов на процесс формирования и развития позитивных ценностных ориентаций и установок курсантов на разных этапах обучения в военном вузе», практическое пособие по организации тренинга психологической подготовки курсантов военных вузов к саморазвитию.
5. Комплексное использование положений диссертации и названных методических рекомендаций позволило создать устойчивую «обратную связь», что дало возможность выявить индивидуальные особенности курсантов, обеспечить постоянное наблюдение, анализ и контроль за процессом формирования позитивных ценностных ориентаций и установок, повысить эффективность самовоспитания.
Возможные направления проведения дальнейших исследований в контексте представленной диссертации: проведение сравнительного анализа профессиональной деятельности выпускников военных вузов экспериментальных групп, участвующих в педагогическом эксперименте, с деятельностью других молодых офицеровсоздание информационной системы и базы данных в военном вузе на базе локальных вычислительных сетей о ходе формирования ценностных ориентаций и установок курсантов на различных этапах обучения в режиме реального времени, охватывающей каждого обучаемого, а также способствующей определению взаимосвязи успешности обучения курсанта от влияния различных факторовна основе обработки результатов хода формирования ценностных ориентаций и установок курсантов исследовать возможность и целесообразность создания оптимальных учебных групп (групп реабилитации) по коррекции негативных установок.
В заключение необходимо подчеркнуть, что внедренная в образовательный процесс педагогическая система целенаправленного формирования позитивных ориентаций и установок личности обучаемых, основанная на принципах самовоспитания, в целом способствует гармоничному развитию личности будущих офицеров, в том числе усиливает формирование позитивных мотиваций к качественному усвоению профессиональных и общенаучных знаний у курсантов в период обучения их в военном вузе (достаточно-автономной образовательной системе). Однако предлагаемые технологии в полной мере не решают проблему формирования нравственных и профессиональных качеств у выпускников военных вузов, как выразителей воли государства. Воздействие внешних факторов может существенно повысить позитивную направленность исследуемого процесса или наоборот, может играть роль, обостряющую противоречия между формируемыми идеалами и негативными проявлениями современной действительности. Поэтому от разумной, продуманной, согласованной и взвешенной политики в области реформирования Армии, сбалансированной, целенаправленной деятельности всех общественных и государственных институтов в вопросе формирования и утверждении национальной идеи в обществе, зависит не только рост национального самосознания офицерского корпуса, но и возрождение могущества, и процветание России.
Список литературы
- Агафонов Т.И. К вопросу о психологии самоприказа: Ученые записки Краснодарского пед. ин-та, вып.2. Краснодар, 1959. 462 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984. 189 с.
- Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л., 1971. С. 150−162.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380с.
- Ананьев Б Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Л.: Изд-воЛенингр. ун-та, 1968. 322 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. М., 1935. Т.4. 236 с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика / Вопросы психологии. 1968. № 6. С. 43 -56.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. 220 с.
- Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М., 1970. С. 18−21
- Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253с.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.: 1995. 320 с.
- Анохин П.К. Узловые механизмы функциональной системы как аппарата саморегуляции // Рефлексы головного мозга. —М., 1965. С. 66 -71.
- Анциферова Jl.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. // В сб. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: 1969. С. 71.
- Аристотель. Этика //Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1997. 420с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. 188 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 168 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М.: МГУ, 1990. 220 с.
- Афанасьев В.Г. Целостная структура человеческой личности // Проблемы исследования систем и структур. Матер, конф. М.: 1965. с.175
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. 144 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1982. 164 с.
- Багджюнене Д.М., Чугунова Э. С. Социально-психологическая установка инженера // Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. — Л.: ЛГУ, 1991. С. 121 182
- Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства.1. М.: МГИК, 1991.- 180 с.
- Барабанщиков А.В. и др. Основы военной психологии и педагогики. — М.: Просвещение, 1988. 360 с.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
- Барсуков И.И. Гуманизация военного образования: опыт, проблемы / Военная мысль. 1993. № 7. С. 66 69.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. — М.: Высшая школа, 1987. 110 с.
- Батракова И. С. Формирование коллективизма как ценностной ориентации в жизнедеятельности классного коллектива старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1980. 31 с.
- Бернштейн Н.А. Предисловие к книге В.Д.Моисеева «Вопросы кибернетики в биологии и медицине». — М., 1960. 88 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Университет, 1977. 120 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. —М., 1989. -126 с.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Методика организации экспертных оценок. М.- Наука, 1972. 110 с.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.- Наука, 1973. 159с
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. — М.: Международн. педаг. академия, 1995. 140 с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Методологические вопросы системно-стрктурного исследования. — М., 1967. 180 с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М.: Мысль, 1969. 180 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. 220 с.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1978. 210 с.
- Богачева С.П. Системный подход к изучению мнемических процессов. Исследование памяти — М.: Наука, 1990. 220 с.
- Божович Л.И. Формирование личности в онтогенезе. — М., 1991. 176 с.
- Василенко В.А. Ценнность и ценностные отношения // Проблема ценности ч философии. М. — Л.: Наука, 1966. С. 40—49.
- Васильева 3. И. Воспитание убеждений в процессе обучения: Учеб. пособие к спецкурсу. Л.: Ленингр. гос. псд. ин-т, 1981. 82 с.
- Волков И.П., Платонов Ю. П., Скрипюк И. И. Психологический климат в коллективе студенческого отряда как фактор трудового воспитания // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: ЛГУ, 1985.-Вып. 5. С.46- 58.
- Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова. — М.: Мин. обороны СССР, 1976. 290 с.
- Вяткин Л.Г. Перестройка учебного процесса в современном вузе // Интенсификация учебного процесса в вузе. — Саратов: Ун-ст, 1992. С.36−48.
- Вяткин Л.Г., Капичникова О. Б. Психолого-педагогические основы развивающих средств обучения в современном вузе // Активизация учебного процесса в современном вузе. — Саратов: Ун-ст, 1993. С.90−112.
- Вяткин Л.Г. Психолого-дидактические основы перестройки учебного процесса в современном вузе // Пути совершенствования учебного процесса в вузе. — Саратов: Ун-ст, 1993. С.45−54.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1973. 320 с.
- Гальперин П.Я. Об установке в мышлении // Труды украинской конференции по педагогике и психологии. — Киев, 1941. С. 128−136.
- Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. — Киев: Вища школа, 1974. 21 с.
- Гиг Д. Прикладная общая теория систем // В 2-х книгах: Перев. с англ. — М.: Мир, 1981. Кн.1- Кн.2. 380 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 375 с.
- Годунов А.А., Емшин И. С. Методика оценки деловых и морально-политических качеств руководителей и специалистов промышленных предприятий и НИИ. Л.: 1976. 246 с.
- Давыдов В.В. Л.С.Выготский и проблемы педагогической психологии // Педагогическая психология. М., 1991. С.5—32.
- Девис Джеймс Э. Социологи и установки. / Американская социология. М.: Прогресс, 1972. С. 64 78.
- Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. — Новосибирск, 1971. 220 с.
- Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. —М.: МГУ, 1979. — 130 с.
- Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. / Под научн. ред. А. Ю. Рунеева. С-Пб.: Военный университет связи, 1998. — 198 с.
- Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М. — JL: Наука, 1966. С. 46 67.
- Дубровина И. В. Круглое Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся//Ценностные ориентации и познавательные интересы школьников: Сб. науч. тр. М.: НИИСП, 1983. С. 27— 36.
- Здравомыслов А., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР: Сб. науч. тр. Т. 2. М. Мысль, 1965. С. 190—201- 199,206.
- Ильина Т.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984. 320 с.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М. 1964. -290 с.
- Капская А.И. Формирование готовности студентов педвуза к исполнительско-речевой деятельности в системе профессиональной подготовки. Дисерт. докт.пед.наук. — Киев.: Гос. пед. институт, 1989. 420 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системнгого анализа. М.: Полит, лит. 1974.-328 с.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебное пособие к спецкурсу. Л.- Лснингр. гос. пед. ин-т, 1989. -85 с.
- Кандыбович С.Л. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск РХБ защиты. М.:ВУ РХБЗ, 1999. — 180 с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. 187 с.
- Кирьякова А. В. Ориентация и деятельность школьников. М.: Прометей, 1991.- 160 с.
- Климовец В.Н. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования профессионально-организаторских умений курсантов военных вузов: Дис.канд.пед. наук. Саратов, 1997. 249 с.
- Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников.— М.: Просвещение, 1967.- 170 с.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-коллективные проблемы руководства. — М.: Политиздат, 1978. 150 с.
- Комарова Л. Э. Ценностные ориентации личности в коллективах разного уровня развития: Автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1983. 19с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд-е М.: Просвещение, 1970. -346 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. М.: Междунар. Пед. академия, 1994. С. 237—244.
- Конкин О.В. Формирование социокультурных установок курсантов военных вузов: Дис. .кад.социолог.наук. Саратов: СГТУ, 2002. — 199 с.
- Коростелева А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992. 17 с.
- Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. —С.Пб: Ун-ст, 1991. С.121−134.
- Косаковски А., Ломпшер И. и др. (ред.) Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. —М.: Педагогика, 1981. -345 с.
- Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. — Рязань, 1971. 86 с.
- Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. —М.: Знание, 1974. 120 с.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд., доп. и перераб. — Минск: Вышейш. школа, 1991. 328 с.
- К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / Под ред. Т. К. Мухиной. М., 1979. 190 с.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьники. М.: Педагогика, 1983. С. 4—11.
- Кузнецов В.М. Дидактические основы вузовского учебного телевидения: Дис.докт. пед. наук. М., 1982. 480 с.
- Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. 3-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1986. 360 с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическая система, ее структура и функциональные компоненты // Методы системного педагогического исследования. —JL: ЛГУ, 1980. 270 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «Педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. —Л.: ЛГУ, 1980. С.116−186.
- Купарадзе Г. З. Справочник экономиста. Тбилиси- ГСХИ, 1960. — 591 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1979. 190 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1984. -480с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во АПН. РСФСР. 1959−407с.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1968. 290 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. — 150 с.
- Личность и ее ценностные ориентации. М.: Мысль, 1968. 218 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970.- 170 с.
- Магимадова Л. X. Управление процессом развития профессиональноценностных ориентации будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1990. 21 с.
- Малахов В А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наук, думка, 1984.-286 с.
- Мальковская Т. Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентации и интересов школьников // Ценностные ориентации и познавательные интересы школьников: Сб. науч. тр. М.: НИИОП, 1983. С. 8—19.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: ЛГУ, 1980. — 176 с.
- Мерлин B.C. Очерки психологии. — Пермь, 1959. 120 с.
- Мерлин B.C. Принципы психологической характеристики типов личности. / Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.-226 с.
- Моисеев Н.Н. Быть или не быть . человечеству. М., 1999, 103 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол.тр. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО"МОДЭК», 1995. 356 с.
- Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилисси, 1974. 286 с.
- Найдыш В.М. Проблема цивилизации в научной мысли нового времени //Человек, 1998, № 2, С. 13 18.
- Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. — М.: АПН РСФСР, 1961. С.34−48.
- Неймер Ю.А. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение. Социологические исследования. М., 1975. -230 с.
- ПарыгинБ.П. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-86 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. (ред.) Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. 230 с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 190 с.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. И.: Наука 1986. 254 с.
- Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровско М. Г. Ярошсвского. 2-е изд. М. Политиздат, 1990. 494 с.
- Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 289 с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Университет Дружбы народов, 1987. 77 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. ТЛ.-485 с-т.2.-322с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 200 с.
- РувинскийЛ. И. Нравственное воспитание личности. М.: Из—во Моск. ун-та, 1982.- 184 с.
- Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. 128 с.
- Садовский В.Н. Основы общей теории систем. М., 1974. 340 с.
- Селезнев В.Н. Мотивы деятельности военных моряков в автономных плаваниях и пути влияния на них в целях обеспечения высокой боевой готовности корабля. Дис. .канд.психол. наук. М.: ВПА, 1978. — 178 с.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования. Дис.канд. пед. наук. М., 1955. — 210 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, практика. -М.: РАГС, 1996. 120 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.— М. Политиздат, 1972.-148 с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: ЛГУ, 1988.-256 с.
- Тарский Ю.И. Формирование профессионально-педагогических умений курсантов высших военных командно-инженерных училищ: Автореф. Дис.канд. пед. наук. Л., 1991. — 18 с.
- Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилисси: АН ГССР, 1966. 260 с.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аве-ринцев, Э. Б. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. эн-цикл. 1989. 815 с.
- ФранклВ. Человек в поисках смысла/Пер. с англ. и нем.- Под ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Просвещение, 1990. 368 с.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. — М., 1960. Т.2. 390 с.
- Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1988. -212 с.
- Чугунова Э.С. Групповая оценка личности инженера II Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. Л.- ЛГУ, 1991. С.9−32.
- Шарапов И.П. Применение математической статистики в геологии. М.- Недра, 1971. 2-е изд. 245 с.
- Шепель В М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Моск. рабочий, 1987. 239 с.
- Шихирев П. Н. Исследование социальной установки в США / Вопр. философии. 1973. № 2. С, 158—169. С. 159.
- Юл. Д.Э., Кендел М. Д. Теория статистики. М.- Госстатиздат, 1960, 14-е изд. — 779 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведенияличности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.105−112.1. ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
- Кукса П.А. Аудиокультура как элемент воспитательной среды // Аудиокультура в образовании. Материалы к научно-методическому семинару 24.04.2000 г. С-Пб.: НОУ «Экспресс», 2000, С. 5 — 6.
- Кукса П.А., Долматов А. В. Проблемы патриотического воспитания школьников в кадетском классе военного вуза // Личность. Образование. Общество: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. С-Пб.: ЛОИРО, 2000. — С. 112- 114
- Кукса П.А., Долматов А. В. Управление качеством обучения и воспитания. Индивидуальный стиль руководителя образовательногоучреждения // Личность, образование и общество в России в начале XXI века: Межвуз. Сб. научн. тр. С-Пб.: ЛОИРО, 2001. — С. 164−168
- Кукса П. А, Долматов А. В. Управление качеством обучения и воспитания. Индивидуальный стиль руководителя образовательного учреждения // Личность, образование и общество в России в начале XXI века: Межвуз. Сб. научн. тр. С-Пб.: ЛОИРО, 2001. — С. 164−168
- Кукса П.А., Долматов А. В., Московский В. П. Проблемы качества обучения, воспитания и развития слушателей и курсантов / Труды университета, Научно-технический сборник № 4, Итоги науки и техники ин. 88 416. С-Пб.: ВУС, 2001. С. 87−91.
- Кукса П.А. Социальный портрет курсанта современного военного вуза: потребности, мотивы, цели, ценности. Результаты комплексного социально-педагогического исследования. С-Пб.: ВУС, 2002. — 23 с.
- Кукса П.А., Климовец В. Н. Тренинг психологической подготовки курсантов военных вузов к саморазвитию. Практическое пособие по психологической подготовке курсантов к учебной деятельности в педагогической системе самовоспитания. С-Пб.: ВУС, 2003. — 22 с.