Педагогические условия экономического образования учащихся колледжа
Исследование данной проблемы вызвано следующими объективными противоречиями между: а) объективной (определяемой социально-экономическим развитием страны) необходимостью экономического образования, воспитания и развития каждого члена общества в условиях перехода к рыночной экономике и весьма слабой реализацией этого требования в теории и практике обучения подрастающего поколенияб) сравнительно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Историко-логический анализ проблемы экономического образования обучающихся в профессиональном колледже
- 1. 2. Критерии экономической подготовленности учащихся профессиональных образовательных учреждений
- 1. 3. Концептуальная модель экономического образования учащихся среднего специального образовательного учреждения инновационного типа (колледжа)
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 2. 1. Организация исследования проблемы экономического образования учащихся колледжа
- 2. 2. Методика опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования
- 2. 3. Анализ, оценка и интерпретация полученных в опытной работе результатов
- Выводы по второй главе
Педагогические условия экономического образования учащихся колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы и темы исследования. Экономическое образование учащихся средних профессиональных учреждений инновационного типа в условиях перехода общества на рыночную систему хозяйствования, становится одним из условий обеспечения потребностей социума в специалистах экономического профиля, обладающих профессиональным знаниями и умениями, отвечающими современному уровню развития экономической науки и практики. Выявление и проверка педагогических условий эффективного экономического образования учащихся средних профессиональных учреждений является одной из актуальных педагогических проблем в связи с возрастанием противоречия между потребностями социума в экономистах новой формации, владеющих знаниями экономических закономерностей развития общества на этапе перехода к рыночной экономике и слабой разработкой проблемы профессиональной экономической подготовки специалистов сферы экономики (49, с. 21−26)1. В настоящее время становится очевидным и противоречие между сохраняющимися в профессиональной экономической подготовке специалистов среднего звена традиционными приемами овладения экономическими знаниями и инновационными подходами к содержанию и структуре образовательного процесса, в которых ведущую роль играют системные начала и идеи гуманистической педагогики.
Сферой особого внимания педагогической науки становится разработка инновационных подходов к экономической подготовке будущих специалистов в средних образовательных учреждениях, аналогов которым не было на протяжении 70-летней истории развития отечественной системы среднего.
1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с тпятой. образования — в экономических колледжах и лицеях. Актуальность проблемы подготовки специалистов в сфере экономики, переходного к рыночным отношениям, подчеркивается в работах A.M. Данкмана, 63- В. А. Новикова, 162- А. Ф. Поповой, 190- Н. С. Пряжникова, 198- Н. П. Рябининой, 216 и др.
Степень разработанности проблемы изыскания. В специальных исследованиях, посвященных изучению педагогических условий профессиональной экономической подготовки специалистов среднего звена (Р.Х. Аса-туллин, 12- Ж. И. Житняя, 73- J1. J1. Любимов и Н. А. Раннева, 134- В. К. Розов, 209- Ф. Ш. Терегулов, 238 и др.) показано, что уровень профессиональных знаний обучающихся и молодых специалистов экономического профиля, как правило, не отвечает требованиям стремительного перехода социума на рыночные отношения, меняющейся экономической конъюнктуры на рынке груда.
Данные анкетного опроса, проведенные среди выпускников Алтайского экономического колледжа в 1993;1995гг. показывают, что только 16,7% молодых специалистов считают себя отлично подготовленными к профессиональной деятельности в новых экономических условиях.
Как показано в работах большой группы ученых (Ю.К. Васильев, 36- О. В. Ваценков, 38- Б. З. Вульфов, 46- Б. И. Замятин и И. В. Семенов, 79- Р. К. Капелюшников, 93- А. Н. Комаринских, 103- Ю. С. Кузнецов, 120- А. Д. Сазонов, 218 и др.) в экономической подготовке учащихся не находят должного развития инновационные начала гуманистической педагогики и системных основ профессионального экономического образования.
В ряду эффективных приемов решения проблемы экономической подготовки специалистов сферы экономики в инновационных образовательных учреждениях особое место занимает установка на развитие потпебностно-мотивационных начал в профессиональном становлении и готовности к профессиональной деятельности в сфере экономики переходного периода (И.О. Котлярова, 110- Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская, 121- Н. К. Осадчая,.
171- А. П. Панкрухин, 176 и др.).
В разработке критериев готовности к профессиональной деятельности в сфере экономики можно выделить два основных направления: а) разработка обобщенных психолого-педагогических критериев готовностиб) разработка узкопрофессиональных критериев готовности (Э.Ф. Зеер, 80- И. О. Котлярова, 110- A.M. Новиков, 161- Г. И. Оглоблина, 166- Р. Х. Шакуров, 254 и др.), реализуемых на основе системного подхода.
Сегодня экономическое образование молодого поколения становится проблемой общегосударственного значения, междисциплинарной проблемой, определяющей суть и содержание обучения. Это выдвигает задачу организации и проведения целенаправленной психологической, педагогической работы, связанной с экономической подготовкой обучающихся в профессиональном колледже.
Отечественными учеными проделана существенная работа по изучению проблемы подготовки учащихся, которая стала предметом целого ряда исследований: философских, экономических, социологических, психологических, педагогических. Истоки ее решения мы находим в трудах П. Г1. Блон-ского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и других ученых-педагогов, которые раскрывали пути практического осуществления экономического образования молодежи для своего времени.
Высокая значимость проблемы экономического образования в настоящее время обусловила широкомасштабную разработку различных ее аспектов (Б.Ю. Чистяков, 1994).
В исследованиях А. Ф. Аменда, Ю. К. Васильева, И. Б. Иткина рассматриваются категории экономического образования, имеющие философско-социологическое значение. В них предпринята попытка определить место и роль экономического образования в общей системе воспитания молодежи. Изучались общие вопросы экономического образования учащихся с первого по одиннадцатый классы (Г.А. Аксакалова, Н. А. Барило, Ю. К. Васильев, И. А. Мельничук и др.), проблемы экономического воспитания младших школьников (Б.П. Чернышов), учащихся старших классов (О.В. Ваценков, M. J1. Малышев, Т.В. Старчук), учащихся в профессионально-технических училищах (А.И. Абрамова, С. А. Днепров, JI.M. Нульман), возможности коллектива в экономическом образовании старшеклассников (В.Т. Гуркина, Б.П. Шемякин).
Заслуживают внимания исследования И. П. Арефьева, Т. С. Кузьвиной, Л. П. Пачиковой, А. В. Леонтьева, в которых раскрываются основы экономического воспитания педагогических кадров, а также работы Т. В. Гришенко, В. Д. Попова, В. Д. Симоненко, в которых анализируются процессы самообразования, методической работы, курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Благодаря усилиям ученых и практиков в настоящее время в базисный учебный план средних специальных учебных заведений введены такие курсы, как «Введение в экономику», «Основы экономических знаний» и др. Социально-экономический блок учебных дисциплин является обязательным в системе высшего педагогического образования. В настоящее время начата подготовка педагогических кадров, которые будут решать задачи экономического образования молодежи.
Несмотря на обширную библиографию педагогических исследований в области экономического образования молодежи, данная проблема изучена недостаточно. Так, мы почти не обнаружили исследований, посвященных возможностям экономического образования учащихся колледжа, особенно во внеурочное время и во внешкольных учреждениях.
Следовательно, возникает необходимость обновления системы экономического образования учащихся, предполагающего наличие у них не только определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении предметов обязательного цикла, но и развитость экономического стиля мышления, способов эффективно включаться в новые экономические отношения.
Исследование данной проблемы вызвано следующими объективными противоречиями между: а) объективной (определяемой социально-экономическим развитием страны) необходимостью экономического образования, воспитания и развития каждого члена общества в условиях перехода к рыночной экономике и весьма слабой реализацией этого требования в теории и практике обучения подрастающего поколенияб) сравнительно удовлетворительной разработкой в теории и практической реализацией проблемы экономической подготовки учащихся старшей возрастной ступени обучения и нерешенностью этой проблемы в средних специальных образовательных учреждениях, особенно в условиях рыночной экономики.
Названные выше противоречия актуализируют существование научной и практической проблемы, которая может быть сформулирована так: какие педагогические условия и средства обеспечивают минимально необходимый уровень экономического образования учащихся колледжа.
В рамках системного подхода к экономической подготовке обучающихся в инновационном образовательном учреждении экономического профиля становится возможным комплексное решение проблемы профессиональной готовности молодых специалистов к работе в условиях рыночных отношений.
Разрешение выявленных противоречий между потребностями рыночного социума в специалистах новой формации и слабой разработкой педагогических основ профессиональной экономической подготовке специалистов в образовательных учреждениях инновационного типа (экономические колледжи и лицеи) возможно на основе выявления педагогических условий и разработки инновационных подходов к организации и изменению содержания экономического образования обучающихся.
В работе введено два ограничения предмета исследования: первое связано в выбором образовательно-воспитательного учреждения (экономический колледж), второе — с возрастом обучающихся — подростки 16−18 лет.
С учетом высказанных выше положений нами была выбрана тема исследования: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА».
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия профессиональной экономической подготовки обучающихся в инновационном образовательном учреждении — экономическом колледже.
Объект изыскания — экономическое образование обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования инновационного типа.
Предмет исследования — педагогические условия экономического образования учащихся среднего профессионального учреждения — экономического колледжа.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опыт практической работы автора в инновационном образовательном учреждении экономического профиля, позволили выдвинуть гипотезу: экономическое образование будущих специалистов среднего звена в сфере экономики осуществляется более успешно, если будут: а) созданы предпосылки для постоянного роста профессионально-педагогической компетентности педагогов инновационного образовательного учрежденияб) разработана концептуальная модель экономического образования учащихся, отвечающая потребности социума на этапе перехода общества к рыночным отношениямв) реализованы основные концептуальные положения организации и содержания образования обучающихся колледжа адаптированные к экономическим трансформациям рыночного характера.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи.
1. Изучить степень разработанности проблемы профессиональной экономической подготовки специалистов среднего звена.
2. Теоретически обосновать и разработать модель экономического образования учащихся инновационного образовательного учреждения.
3. Выявить и проверить в условиях формирующего эксперимента педагогические условия экономического образования учащихся колледжа.
4. Разработать научно-методические рекомендации по управлению профессиональной подготовкой молодых специалистов в сфере экономики социума, развивающегося на рыночных основах.
Методологической основой исследования являются положения и принципы системного подхода к анализу экономических категорий развития общества, вставшего на путь рыночных преобразований (В.И. Анисимов и Н. С. Пантина, 9- В. Г. Афанасьев, 15- И. В. Блауберг, В. Н. Садовский и Э. Г. Юдин, 27- Ю. А. Конаржевский, 106- И. О. Котлярова, 110- В. О. Кутьев, 125- М. В. Латыпова, 127- Т. Ф. Лошакова, 130- A.M. Новиков, 161 и др.).
При разработке концептуальных положений экономического образования в инновационных образовательных учреждениях экономического профиля мы обращались к трудам Л. И. Абалкина, 2- Т. Н. Блохиной, 28- К.Я. Вя-зиной, Ю. Н. Петрова и В. Д. Беликовского, 34- В. Н. Волкова, 42- М. Вудкока и Д. Френсиса, 44, Дж.К. Грейсона и О’Делли К, 57- P.M. Нуреева, 163- Б. А. Райзберга, 203- Ф. Роджерса, 207- Д. М. Розенберга, 208- П. Самуэльсона, 222 и др.
Рассматривая проблему инновационных подходов к содержанию образовательным процессом, мы опирались на результаты исследований Л. И. Дудиной, 68- М. В. Кларина, 101- JI.Я. Косалса, 108- Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской, 121- Л. М. Кустова, 124- А. Я. Найна, 153- А. И. Пригожина, 194- И. С. Якиманской, 266 и др.
Исходными теоретическими предпосылками исследования является личностно-деятельностный подход к раскрытию приемов и содержания экономического образования (П.Р. Атутов, 14- Ю. К. Бабанский, 17- В.П. Бес-палько, 23- JI.C. Выготский, 48- Ю. В. Громыко и В. В. Давыдов, 58- И. А. Зимняя, 84- В. Я. Ляудис, 133- Н. Ф. Талызина, 236- Т. И. Шамова, Т.М. Давы-денко и Н. А. Рогачева, 256 и др. При разработке психолого-педагогических основ управления образовательным процессом в экономическом колледже мы опирались на труды Б. Г. Ананьева, 6- J1.C. Выготского 48- В.И. Загвязин-ского, 75- Б. Ф. Ломова, 129- СЛ. Рубинштейна, 211- М. Н. Скаткина и Э. Г. Костяшкина, 228 и др.
Поставленная перед исследованием цель, сформулированные задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор следующих методов исследования:
• методы изучения содержания научных источников, анализ основных концепций и теорий экономического образования в профессиональных образовательных учреждениях;
• методы педагогической диагностики, анкетирования, рейтинг, педагогических наблюдений;
• методы моделирования;
• педагогического эксперимента;
• статические методы.
Основной экспериментальной базой служил Алтайский экономический колледж, базовые общеобразовательные учреждения, с экономической ориентацией выпускников. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое было проведено в 1995;2000 гг. в три этапа.
На первом теоретико-поисковом этапе (1995;1996 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по философским основам образования, психолого-педагогическая и социологическая литература, диссертационные работы по теме исследования. Были изучены нормативные акты и документы, относящиеся к сфере экономики переходного периода и экономического образования, которые принимались во внимание при разработке концептуальных основ экономического образования учащихся в профессиональных образовательных учреждениях инновационного типа.
Была определена тема исследования, разработаны концептуальные идеи и подходы к экономическому образованию в инновационном образовательном учреждении экономического профиля. Проведен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Использовались следующие методы исследования: педагогические наблюдения, интервью, анкетирование, анализ учебных программ по экономическому образованию в инновационных образовательных учреждениях.
На втором опытно-экспериментальном этапе исследования (19 971 998 гг.) были разработаны теоретические основы опытно-экспериментальной работыосуществлен формирующий педагогический эксперимент на базе Алтайского экономического колледжаразработана и апробирована концептуальная модель экономического образования в инновационном образовательном учреждении экономического профиля. Основные методы исследования определялись содержанием формирующего эксперимента: анализ и обобщение педагогического опытанаблюдение за деятельностью обучающихсяанкетирование и тестирование студентовизучение продуктов деятельности обучающихсяпедагогический эксперимент.
На третьем заключительном этапе (1999;2001 гг.) обобщены результаты опытно-экспериментальной работыпроведен их теоретический анализосуществлена теоретико-методологическая оценка результатовоформлена диссертационная работа. Использовались методы изыскания: наблюдения, рейтинг, сравнение, качественный анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики.
Научная новизна исследования :
1. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие повышению экономической подготовки будущих специалистов среднего звена в сфере экономики.
2. Предложена концептуальная модель экономического образования учащихся, отвечающая потребностям социума на этапе перехода российского общества к рыночным отношениям.
3. Разработаны структура и содержание экономического образования учащихся колледжа, адаптированные к экономическим трансформациям рыночного характера.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании содержания экономического образования обучающихся в инновационных образовательных учреждениях экономического профиля.
Практическая значимость изыскания состоит в следующем: разработанный и апробированный в процессе формирующего эксперимента комплекс педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности экономического образования может быть использован в образовательных учреждениях инновационного типа с экономической ориентацией выпускников. Положения, обоснованные в диссертации, были использованы при разработке спецкурса «Экономические проблемы развития общества на этапе перехода на рыночную систему экономики в производственной и непроизводственной сфере деятельности», внедренном в практику работы Алтайского экономического колледжа.
Достоверность и обоснованность результатов изыскания достигнуты логикой построения опытно-экспериментального исследованияшироким использованием взаимодополняющих методов исследованияпроведением формирующего эксперимента в условияхобеспечивающих получение достоверных результатоврепрезентативностью полученных экспериментальных данныхих теоретическим анализом, позволившим установить соответствие результатов имеющимся научным представлениямиспользованием комплекса методовадекватных цели и задачам исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концептуальная модель экономического образования обучающихся в инновационном образовательном учреждении экономического профиля.
2. Педагогические условия, выявленные в процессе формирующего эксперимента, обеспечивающие повышение эффективности экономического образования, отвечающего потребностям социума, реформирующегося на рыночных началах.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: на Региональной научно-практической конференции «Проблемы инновационных образовательных учреждений» (г. Курган, 1996) — на научно-теоретической конференции «Новые информационные технологии в педагогическом процессе» (г. Челябинск, 1997) — на методологических семинарах «Школы педагога-исследователя» (г. Челябинск, УралГАФК) — в ходе обсуждения результатов работы на педагогических советах Алтайского экономического колледжа (1997;2001 гг.) — на научно-методических августовских совещаниях по управлению образованием в инновационных образовательных учреждениях г. Барнаула (1998;2001 гг.).
Выводы по второй главе.
1. Выявлены и проверены в практической образовательной деятельности образовательного учреждения инновационного типа — Алтайского экономического колледжа, педагогические условия эффективного управления профессиональной экономической подготовкой учащихся.
2. В процессе формирующего эксперимента реализованы основные положения концептуальной модели управления профессиональной экономической подготовкой учащихся АЭК, проверена эффективность педагогических условий повышения теоретических знаний и практической готовности будущих специалистов среднего звена в сфере экономики переходного периода, отмечены существенные изменения в ценностных ориен-тациях и мотивациях учащихся к овладению профессиональными экономическими знаниями и умениями.
3. В разработанной нами концепции профессиональной экономической подготовки будущих специалистов среднего звена в известной мере находит разрешение противоречие между запросом социума на компетентных специалистов в сфере экономики, способных к продуктивной деятельности при постоянном изменении рыночной конъюнктуры и сравнительно слабой разработанности проблемы профессиональной экономической подготовки специалистов среднего звена в сфере экономики переходного периода.
4. Показано, что экономическое образование учащихся профессионального учреждения инновационного типа отвечающее потребностям социума, реформирующегося на принципах рыночной экономики, обеспечивается при соблюдении комплекса условий, в ряду которых выделяется системный подход к организации, определению содержания и направленности профессионального экономического образования, методологическое обеспечение профессионального экономического образования, основанного на теоретическом фундаменте современной экономической науки.
5. Разработаны программа, учебный план и научно-методическое обеспечение спецкурса «Экономические проблемы развития общества на этапе перехода к рыночной системе экономики в производственной и непроизводственной сферах деятельности»,.
6. Подготовлены и внедрены в практику работы профессиональных образовательных учреждений экономического профиля научно-методические пособия и практические рекомендации по управлению экономическим образованием будущих специалистов среднего звена и подготовке их к практической деятельности в условиях социума, реформирующегося на основах рыночной экономики.