Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания: На примере Японии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основы нравственного воспитания выступают синто, конфуцианство, дзэн, бусидопричем бусидо образует поведенческий элемент. Синто учит японцев поклонению предкам и природе, но вместе с тем воспитывает у них национальный дух. Из буддизма японские педагоги перенесли в школы идеи о самодисциплине, настойчивости, целеустремленности, ограничении желаний. Конфуцианство послужило основой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Основные понятия теории нравственного воспитания
    • 1. 2. Место и роль нравственного воспитания в общей системе воспитания
    • 1. 3. Основные различия культурных традиций нравственного воспитания в странах Запада и Востока
    • 1. 4. Критерии моральной воспитанности в европейской и восточной системе воспитания
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ЯПОНИИ
    • 2. 1. Традиционные учения, формирующие концептуальные представления о нравственном воспитании
    • 2. 2. Основные этапы становления системы нравственного воспитания в рамках школьного образования
    • 2. 3. Концептуализация представлений японцев о нравственности в паремиях
    • 2. 4. Проблема нравственного становления личности в японской системе воспитания
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ, ФОРМИРУЮЩИХ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В
  • ЯПОНИИ
    • 3. 1. Культивирование нравственных норм поведения в современном обществе
    • 3. 2. Нравственное воспитание в японской семье и школе
    • 3. 3. Педагогические условия, способствующие повышению результативности нравственного воспитания
    • 3. 4. Современные тенденции и перспективы в осуществлении нравственного воспитания в Японии
  • Выводы по главе III

Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания: На примере Японии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в современной России изменения и преобразования в области экономики, политики, культуры, N межнациональных отношений затрагивают все сферы общественной жизни, вызывают разрушение прежних ценностей и формирование новых. Все эти процессы оказывают непосредственное влияние на школу и семью.

Обратной стороной достижений XX века является острый дефицит нравственности. Трансляция нравственного образца от поколения к поколению, как известно, осуществляется в непосредственной социальной практике, а показателем того, до какой степени воспроизводство нравственности оказывается эффективным, служат социальные проявления людей. Каковы поступки, говорил по этому поводу Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Оценивая состояние нравственности в обществе по Аристотелю, можно сделать вывод, что в современной системе социально значимых ценностей нравственные ценности, очевидно, не являются центральными.

Общество сталкивается с все возрастающей волной подростковой преступности и многими другими проблемами, обусловленными снижением нравственности в обществе. Так, например, специалисты в области криминологии утверждают, что преступления, совершаемые подростками, оказываются более страшными, поскольку подростки способны убивать «по пустякам» — из-за куртки, джинсов, просто из-за того, что человек им не понравилсяубийство перестало быть для них табу, как это было прежде.

По этой причине на современном этапе нравственное воспитание становится одной из важнейших забот общественности. Роль педагогов в этом процессе чрезвычайно возрастает. Самое пристальное внимание педагогов должно быть уделено сохранению и упрочению таких общечеловеческих нравственных ценностей как совесть, справедливость, порядочность, доброта. Эти понятия входят в качестве обязательных компонентов в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизма и гражданской ответственности составляют основу нравственности личности.

Одной из важнейших задач в современной ситуации является формирование у учащихся представлений о понятиях национального ч самосознания, российского патриотизма, гражданственности, которым в их подлинном смысле одинаково чужды как национально-шовинистические, так и космополитические аспекты. Школьники должны ясно сознавать, что участившиеся в нашей прессе попытки принизить ценность патриотических чувств, судить о взглядах, поступках людей лишь с позиций абстрактного, наднационального морализма являются социально ущербными, поскольку могут способствовать отчуждению человека от национальной культуры, от идеи деятельного служения интересам Отечества.

Все вышеперечисленные проблемы требуют для своего решения всестороннего анализа проблемы нравственности и нравственного воспитания подрастающего поколения. Для решения данной задачи полезным может оказаться изучение социального и педагогического опыта народов других стран, поскольку, как известно, через познание единичного, частного, особенного осуществляется познание всеобщего. Обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры, особенностям воспитания, образования и развития в различных культурных традициях позволяет определить принципиальные характеристики нравственного воспитания, дает возможность по-новому оценить процессы сохранения традиций воспитания, а также выявить тенденции, разрушающие эти традиции.

Продуктивным для данного исследования является обращение к трудам отечественной и зарубежной педагогики, работам по философии и методологии образования (М.В. Богуславский, Е. В. Бондаревская, П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, И. А. Колесникова, И. Б. Котова, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, Л. Л. Супрунова, С. Б. Узденова, Г. П. Щедровицкий, Е. Н. Шиянов и др.).

Методологической основой исследования является мысль о принципиальной возможности синтеза элементов разнородных образовательных парадигм, высказанная в трудах М. В. Богуславского, Д. А. Иванова, Т. Куна, Г. Б. Корнетова, В. Я. Пилипповского и др.

При анализе образовательной парадигмы Японии мы опирались на работы А. Амано, Ю. Берндта, Б. Бернье, Ю. В. Боярчук, А. Н. Джуринского, Конфуция, А. Котэ, Н. И. Кликунова, З. И. Мальковой, M.JI. Родионова, Т. Сакаия, К. И. Салимовой, Д. Сенсома, С. Судзуки, Т. Ямадзакиа также на компаративные исследования С. Г. Галагановой, С. Н. Коваль, К. И. Конрад, В. А. Пронникова, М. Т. Степанянц, Т. Н. Снитко, Н. И. Герасимовой, A.M. Ушкова и др.

В качестве базы источников в работе были также использованы основные документы по образованию Японии, учебные планы, программы и образовательные стандарты.

Научно-теоретические основы исследования были разработаны классиками русской и зарубежной педагогики. В диссертационной работе мы опирались на гуманистические идеи, положения и концепции воспитания классиков педагогической мысли Я. А. Коменского, Н. И. Пирогова, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, труды зарубежных педагогов Дж. Дьюи, Дж. Джентиле, П. Наторпа посвященные проблемам нравственного воспитания, а также идеи и положения о нравственном воспитании, содержащиеся в работах Н. Г. Айдемирова, В. М. Артемова, Н. Н. Барковой, Л. П. Дехтеревой, В. А. Зосимовского и др. Непосредственный анализ системы нравственного воспитания в Японии мы находим в работах японских и европейских ученых. Так, Томас (Thomas 1985) рассматривает нравственное воспитание не только в рамках отдельного учебного предмета, но в отношении к организации всей школьной жизни. Бошам (Beauchamp 1985) и Клаус (Klaus 1990) исследуют нравственное воспитание в историческом и социокультурном аспектах, рассматривая влияние традиционных религиозных учений. Найто (Naito 1990) и Такахаси.

Takahashi 1988) уделяют внимание отдельным сторонам нравственного воспитания в Японии с точки зрения японских педагогов и т. д.

Нравственность мы понимаем как соответствие поступков человека культурным нормам и нравственным ценностям общества. Нравственное воспитание выступает как система условий, средств и методов формирования личности, сознательно в своем поведении придерживающейся норм и ценностей общества.

Основой нравственного воспитания являются культурные нормы и ценности общества, многие из которых являются универсальными человеческими ценностями.

Для решения поставленной проблемы нами был избран для анализа материал Японии, который в значительной степени отличается от Европы. Такой подход позволил нам сосредоточиться на принципиальных характеристиках системы нравственного воспитания.

Мы обратились к материалу Японии, поскольку в этой стране. нравственному воспитанию традиционно придается главенствующее значение, причем система нравственного воспитания находится под строгим контролем государства. Япония, насколько нам известно, является единственной страной, где нравственное воспитание является обязательным предметом школьной программы, наряду с другими семью обязательными учебными предметами школьной программы. Важно подчеркнуть в этой связи, что специальный предмет, посвященный нравственному воспитанию, считается самым важным из всех предметов обязательного цикла. Заметим, что ранее, с 1868 по 1945 г., этот предмет обозначался термином сюсин. что буквально означает «самодисциплина». В 50-х годах была разработана и внедрена система этического воспитания дотоку (термин буквально означает «путь добродетели»), а в 1962 г. была создана «программа формирования человека» (.хитодзукурибукв, «изготовление человека»). В школьных учебных планах современной Японии данный учебный предмет обозначается термином дотоку. Этот школьный предмет считается самым важным в учебном плане. На протяжении всего времени обязательного обучения на него еженедельно отводится 1 час.

Отличительная черта японской педагогической мысли — внимание к самовоспитанию. Самовоспитание, базирующееся на нравственных ценностях, определяется как центральная задача воспитания в XXI веке. Так, одним из 13 направлений «улучшения и обогащения школы», как указывается в прогностическом документе Министерства образования Японии, является усиление акцента на моральное воспитание, которое «играет решающую роль в формировании людей, обладающих богатым сердцем, умом, здоровым телом» (On line of education in Japan 1991, 117).

В японском обществе в целом, нравственность «регламентирована» в очень высокой степени. Существуют определенные нормы нравственного поведения, которые предписывают в тех или иных ситуациях поступать определенным образом. Отступление от этих норм рассматривается как «потеря лица», что для человека, хотя бы раз в жизни нарушившего эти нормы, может иметь катастрофические последствия. Причем, негативное отношение к такому человеку распространяется на всех членов его семьи, а в отдельных случаях — и на всех его потомков на многие поколения в будущем.

Истоки той значимости, которая придается моральной воспитанности человека, лежат в японских традиционных учениях, прежде всего, в синто и дзэн, что и заставляет нас непосредственно обратиться к их рассмотрению в качестве концептуальной основы системы нравственного воспитания в Японии.

Отметим еще одну особенность системы нравственного воспитания в Японии. Поскольку для восточных учений, и дзэн в наивысшей степени, наиболее характерным методом обучения и воспитания является «следование образцу», то этот же метод используется и в нравственном воспитании личности. Подчеркнем, что нравственное воспитание является самым сложным аспектом воспитания, поскольку трансляция знаний о нравственности сама по себе еще не делает человека нравственным. В этой связи уместно упомянуть известное высказывание Альберта Швейцера: «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» .

Как следствие данных представлений, возникают особые техники трансляции нравственности, предусматривающие следование образцу учителя, деятельность которого сама по себе является образцом для подражания и, таким образом, не требует объяснения. Такие техники в течение многих веков живут в Японии, причем нравственное воспитание осуществляется во всех сферах жизни японского общества и японской культуры: в семье, в школе, посредством традиционных культурных форм, в том числе, имеющих дзэнскую основу.

Безусловно, изучение опыта Японии в отношении нравственного воспитания подрастающего поколения, может оказаться полезным для России, сталкивающейся в настоящее время со значительным снижением нравственности. Помимо прочего, осуществление анализа традиций воспитания и образования в различных странах и регионах является базой повышения методологического и теоретического уровня педагогических исследований.

Япония представляет собой особый «восточный» тип культуры, для которого характерно поддержание и сохранение культурных норм, ценностей, обычаев, традиций, приемов и средств воспитания. Это в принципе отличает восточную культуру от культур так называемого «европейского» или «западного» типа, для которых характерна смена парадигм мышления с отрицанием ценностей предыдущей эпохи, что захватывает и процессы нравственного воспитания. В качестве примера можно указать европейские: античность, средние века, ренессанс, просвещение, современность — каждая из перечисленных эпох выдвигала свои ценности и культурные нормы и ориентировала на них подрастающее поколение.

Система нравственного воспитания, базирующаяся на традиционных формах культуры до настоящего времени не была предметом специального изучения. Это обусловило актуальность темы диссертационной работы.

Анализ научно-педагогической литературы и диссертационных исследований указывает на следующие противоречия, существующие в реализации основных норм нравственного воспитания:

— между содержанием нравственного воспитания и технологией его реализации в процессе обучения и воспитания;

— между изучением общетеоретических вопросов и реализацией специфических особенностей нравственного становления личности в педагогическом процессе;

— между содержанием и методами нравственного воспитания и недостаточной изученностью классификации «разрывов», средств преодоления или предотвращения для каждого из основных типов «разрывов», возникающих в условиях коллективной социальной деятельности.

В связи с вышеизложенным возникает проблема: какие наиболее существенные черты традиционного воспитания японцев могут быть использованы в системе современного нравственного воспитания?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — традиционная система нравственного воспитания детей в Японии.

Предмет исследования — процесс формирования нравственных качеств личности в японской семье и школе.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование нравственных качеств личности в традиционной японской системе воспитания будет более эффективным, если в учебно-воспитательном процессе умело сочетать как общечеловеческие, так и специфические (восточные) нормы нравственной культуры;

— изучить, выявить существующие в восточных культурах средства, формы и методы нравственного воспитания, позволяющие народам в течение многих веков сохранять национальное культурное достояниеобобщить воспитательные парадигмы нравственности, ч способствующие развитию общества и, одновременно, поддержанию в нем традиционных ценностей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— выявить концептуальную основу традиционной системы нравственного воспитания в японском обществе;

— определить место воспитания в традиционных формах культуры, формирующих нравственную личность японца;

— выявить главные критерии моральной воспитанности личности;

— проанализировать средства и методы нравственного воспитания в японской семье и школе и в современном японском обществе;

— рассмотреть педагогические условия, способствующие повышению результативности нравственного воспитания детей;

— выявить современные тенденции и перспективы нравственного воспитания в Японии.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: системный, аксиологический и историко-педагогическийизучение и анализ концептуальной основы нравственного воспитания японцевизучение традиций и обычаев Япониисбор поговорок и пословиц, говорящих о нравственности, а также афоризмов, используемых в японских школах в качестве «девизов» отдельных классовсистематизация сведений о средствах и методах нравственного воспитания в японских школах и семьях.

Методологическую основу исследования составляют: философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, соотношении общего и особенного в жизни людей, диалектическом единстве национального и общечеловеческого, критическом и бережном отношении к духовному наследию прошлоговзаимосвязь и взаимообусловленность гуманизации и демократизации жизни общества и воспитания на основе использования национальных и общечеловеческих ценностей;

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе N анализа системы нравственного воспитания в Японии:

— выявлены концептуальные основы нравственного воспитания, заложенные в традиционных учениях, и определено место воспитания в традиционных формах культуры, формирующих нравственную личность японца;

— определены критерии моральной воспитанности (отношение к себе, к другим людям, к природе, взаимоотношения внутри групп и с обществом) в «восточной» системе воспитания;

— раскрыты потенциальные нравственные воспитательные возможности национальной педагогической культуры Японии, способствующие повышению результативности нравственного формирования личности ребенка;

— представлена концепция нравственного воспитания в Японии;

— обоснована историческая закономерность преемственности традиций нравственного воспитания и раскрыта динамика их в современных социокультурных и педагогических условиях.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем: определены культурно-педагогические аспекты реализации нравственного воспитания в японской семье и школе с учетом традиционных принципов воспитания и образования;

— теоретически обоснованы критериальные нормы моральной воспитанности личности «восточного» типа;

— выявлены факторы и средства традиционной семейной педагогики нравственного воспитания;

— раскрыто содержание системы нравственного воспитания в японской школе.

Практическая значимость. Результаты исследования способствуют обогащению системы нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, педагогических колледжей. Материал диссертации может быть использован при изучении курсов по общей, сравнительной и этнопедагогике, по истории педагогики и философии, служат совершенствованию вузовских программ педагогического цикла дисциплин, и, тем самым, содействуют повышению профессиональной подготовки будущего учителя. Результаты исследования могут использоваться в работе институтов повышения квалификации работников образования, могут оказать помощь родителям в совершенствовании нравственного воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается системным методологическим подходом к решению поставленных задач, использованием взаимодополняющих методов, наличием многообразного эмпирического материала, взятого из научно-литературных источников и из реальной современной практики воспитания подрастающего поколения.

Организация и этапы исследования:

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) изучалась философская, психологическая, педагогическая и методологическая литератураопределялись предмет, объект, цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

Второй этап (2003 — 2004 гг.) был посвящен выделению основных направлений исследования, уточнялись теоретические положения и ключевые понятия, составляющие основу исследования, публиковались статьи по основным проблемам исследования;

На третьем, заключительном, этапе (2004 — 2005 гг.) анализировались, уточнялись и обобщались различные теоретические исследования, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система нравственного воспитания в Японии базируется на концептуальных представлениях о нравственности, содержащихся в традиционных учениях, и представляет собой целостную, многоуровневую систему, обеспечивающую решение насущных педагогических задач.

2. Нравственные ценности общества в преломлении к личности в Японии представляют собой систему четко определяемых нравственных качеств (вежливость, учтивость, уважение к жизни, уважение к членам семьи, учителям, уважение и любовь к своему народу, уважение к культуре других народов и др.), воспитывать которые у подрастающего поколения, вменено в обязанность семьи и школы. В вопросах нравственного воспитания школа контролирует поведение ребенка на уроках, во время внеклассных мероприятий и дома.

3. Самовоспитание и самосовершенствование являются центральным звеном нравственного воспитания личности. Основным средством здесь выступают труд и волевая концентрация, необходимые для решения поставленной задачи.

4. Эффективность системы нравственного воспитания в японской школе обеспечена целым рядом формальных средств: еженедельные уроки нравственного воспитания, наличие специальных учебников и пособий, взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные подходы и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, социально-гуманитарных дисциплин Пятигорского государственного технологического университета, педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, кафедры социальных и политических дисциплин Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии госслужбы. Результаты исследования нашли свое отражение в публикациях автора, которые внедрены в практику преподавания педагогических дисциплин вышеперечисленных высших учебных заведений.

Выводы по главе III.

1. В семье воспитание нравственных привычек начинается с первых дней жизни ребенка. Характерным является прием, который можно назвать угрозой отчуждения. Ребенок усваивает принятые в японском обществе нормы общения с самого раннего детства. В нем воспитывают осмотрительность: его приучают остерегаться положений, при которых он сам или кто-либо другой может «потерять лицо». Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые прежде выражал свободно, не потому, что видит теперь в них некое зло, а потому, что они становятся неподобающими.

2. Традиционные ценности японской культуры закрепляются и в личных именах. Иероглифы, избираемые для написания имен, передают разнообразные добродетели.

3. Основной акцент в учебно-воспитательном процессе делается на нравственном воспитании. Задача школы состоит в создании оптимальных условий для воспроизводства нормативных моделей мышления и поведения, как условий дальнейшего развития и социализации. Школа рассматривается как механизм формирования нравственной личности.

4. Нравственное воспитание как учебный предмет преподается в начальной и средней школе первой ступени, то есть в течение всего девятилетнего периода обязательного образования. Содержание нравственного воспитания как учебной дисциплины может варьироваться от школы к школе.

5. В качестве важнейших целей нравственного воспитания в государственном образовательном стандарте указываются следующие: развивать уважение к человеческому достоинству и величию жизнивоспитывать достойных преемников традиционной культуры, людей, готовых формировать и развивать демократическое общество и государствоспособных вносить вклад в создание мирного международного сообщества, принимать самостоятельные решения и способствовать развитию высоконравственных качеств.

6. Содержание нравственного воспитания расклассифицировано по четырем базовым сферам или направлениям. Основные сферы нравственного воспитания: 1) отношение к себе- 2) отношение к другим людям, взаимоотношения с другими людьми- 3) отношение к природе и к возвышенному (божественному началу) — 4) отношения внутри групп, с группами людей и с обществом в целом.

7. К важнейших нравственным качествам, которые необходимо сформировать на разных этапах школьного обучения, относятся: 1) умеренность, усердие, прилежание, смелость, мужество, искренность, свобода и порядок, самосовершенствование, любовь к истине, отношение к другим людям, взаимоотношения с другими людьми- 2) вежливость, учтивость, такт, предупредительность, доброта, дружба, благодарность и уважение, скромность- 3) уважение к природе, уважение к жизни, эстетическая восприимчивость, благородство- 4) общественный долг, справедливость, участие в группе, ответственность перед группой, трудолюбие, уважение к членам семьи, уважение к учителям и персоналу школы, вклад в общество, уважение к традициям и любовь к своему народу, уважение к культуре других народов.

8. Воспитательной работе в школе подчинен весь учебно-педагогический процесс. Программа нравственного воспитания представляет собой комплекс программ, в которых определяются цели, задачи и средства нравственного воспитания для каждой из возрастных категорий учащихся. Она включает программы для начальной школы: «Обучение основным правилам поведения» (1−2 классы), «Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни» (3−4 классы), «Как быть полезным обществу» (5−6 классы), а также программу для обязательной средней школы 1-ой ступени «Об осознании необходимости вести достойную жизнь». Нравственное воспитание в школе ставит своей целью помочь детям самостоятельно понять и усвоить те нравственные ценности, которые необходимы для достойной жизни в обществе. Учителя несут ответственность за моральный облик своих воспитанников, так как воспитание является основным делом школы.

10. Программа каждого учебного предмета непременно включает в себя элементы нравственного воспитания. Высокая наполняемость классов (40−45 человек) используется как организационное средство сплочения детского коллектива.

11. Уроки нравственности играют ключевую роль в нравственном воспитании. В начальной и средней школе они проводятся один раз в неделю и строятся в соответствии с содержанием уроков по предметам.

12. В целях воспитания предусматривается несколько часов внеклассной работы в форме факультативных занятий, посещения экскурсий, клубной деятельности (входит в расписание с 4-го класса начальной школы), различных кружков, и т. д. Воспитательной работе после уроков придается большое значение. Данный факт объясняется тем, что в это время дети учатся применять на практике те нравственные принципы, которые они усваивают на уроках. Следование нравственному образцу, демонстрируемому учителем, является важнейшим средством воспитания.

13. Самовоспитание и самосовершенствование являются центральным звеном нравственного воспитания личности. Основным средством здесь выступает труд и волевая концентрация, необходимые для решения поставленной задачи.

14. В вопросе нравственного воспитания школа охватывает практически всю жизнь ребенка, устанавливая своеобразный диктат не только по отношению к ученикам, но и к их родителям. Школа контролирует поведение ребенка не только на уроках и во время внеклассных мероприятий, но и дома. С целью контроля над соблюдением школьниками предписанного режима домашних занятий предпринимается инспектирование семей.

15. Воспитательная работа в школе строится через взаимодействие с семьей, местной общественностью и соседними школами. С этой целью при содействии опекунов и местных жителей создаются советы содействия нравственному воспитанию и проводятся совместные мероприятия, где дети получают практические уроки нравственного поведения на примере взрослых.

16. Осуществляя нравственное воспитание, школа учитывает незапланированные, случайные факторы воздействия, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни (например, интернет). В этом случае педагог должен прогнозировать характер их воздействия с тем, чтобы нейтрализовать или усилить его в воспитательных целях.

17. Модернизация образовательной системы Японии, направленная на интеграцию страны в мировое информационное пространство, ставит педагогов и родителей перед новыми проблемами нравственного воспитания подрастающего поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нравственное воспитание подрастающего поколения на протяжении всей человеческой истории является важнейшей целью, поскольку нравственность выполняет главную регулятивную функцию в человеческом обществе. В то же время, нравственное воспитание — очень сложный и многоаспектный вид деятельности.

Понятие нравственности мы определили как соответствие поступков человека культурным нормам и нравственным ценностям общества. Нравственное воспитание выступает как система условий, средств и методов формирования личности, сознательно в своем поведении придерживающейся норм и ценностей общества.

Основой нравственного воспитания являются культурные нормы и ценности общества, многие из которых являются универсальными человеческими ценностями. Нравственная культура является составной частью культуры и, как следствие, базируется на следующих общих для культуры традициях воспроизводства: патерналистская — нравственное воспитание как обязательное почитание старшихрелигиозно-церковнаянравственное воспитание как поддержание авторитета верыпросветительская — нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разумакоммунитарная — нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма.

В своем исследовании мы опирались на такие методологические принципы, как единство и взаимосвязь объективного и субъективного, достоверность и научность, историзм, целостное изучение педагогического явления, во всем многообразии связей и зависимостей. Изучение принципов нравственного воспитания имеет общечеловеческую значимость.

Изучение национальной специфики нравственного воспитания способно дать дополнительный материал, подтверждающий и обогащающий общую педагогическую теорию нравственного воспитания. В концептуальном плане важно учитывать принцип поликультурности современного общества.

Изменение политической, экономической и социальной ситуации в нашей стране, открытость общества и школы актуализировали проблему критического использования идей, концепций, педагогических технологий, используемых в других странах. В нашей работе на материале Японии мы показали, что понятие «нравственность» может трактоваться как нравы (практикуемые формы поведения) — как мораль, закреплённая традицией и вековой привычкойкак мораль на уровне её общественных проявлений. Причем, ценности, идеалы, нравственные нормы, выступающие в нравственном воспитании в качестве культурного образца, детерминируют мотивацию и являются регуляторами поведения.

Изучение японского опыта нравственного воспитания подрастающего поколения представляет особый интерес, поскольку в этой стране школьный предмет «нравственное воспитание» считается важнейшим в школьной программе, а существующие в стране культурные нормы и ценности представляют собой стройную, хорошо организованную систему. Япония известна своими многовековыми традициями. Трудовые навыки, привычки, система поведения, тесно связанные со сложнейшими социальными условиями Японии, формировали у японцев такие черты как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к согласованным действиям в группе, а также готовность добросовестно выполнять указания признанного лидера в группе.

Проведенное нами исследование было посвящено более глубокому уяснению генезиса нравственного воспитания как педагогического явления, его основным принципам и способам реализации в японской школе и семье.

Проведенное нами исследование показывает, что уровень нравственного воспитания японцев является высоким, а сложившиеся традициижизненными. Созданная в обществе система ценностей, содержание, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка отражают логику воспитательной деятельности, и свидетельствуют о созидательной роли семьи и школы в процессе нравственного воспитания.

Поставленные в диссертации задачи были последовательно решены.

Нами был избран для анализа материал Японии, который в значительной степени отличается от Европы. В процессе работы были выявлены концептуальные основы нравственного воспитания. Было показано, что система образования в Японии представляет собой результат соединения исконно японских, классических восточных и западных мировоззренческих, этических и поведенческих установок.

В качестве основы нравственного воспитания выступают синто, конфуцианство, дзэн, бусидопричем бусидо образует поведенческий элемент. Синто учит японцев поклонению предкам и природе, но вместе с тем воспитывает у них национальный дух. Из буддизма японские педагоги перенесли в школы идеи о самодисциплине, настойчивости, целеустремленности, ограничении желаний. Конфуцианство послужило основой разработки в 50-х годах системы этического воспитания «дотоку» (букв, «воспитание добродетелей»), а в 1962 г. — «программы формирования человека» (хитодзукури) (букв, «изготовление человека»). Идеи Конфуция об уважении родителей и старших, о долге, вежливости, почтительности и т. д. нашли в наши дни официальное закрепление в правительственных документах. Бусидо, ориентирующее японца на воспитание у себя волевых черт характера и специфических (самурайских) норм поведения — верности, чувства долга, вежливости, мужества, скромности — культивируются с первых классов начальной школы.

Социально-историческая природа традиционной системы нравственного воспитания была определена как комплексная, устойчивая и насыщенная специфическими культурными компонентами. Анализ генезиса и современного состояния традиционной системы нравственного воспитания выявил наличие универсальных и специфических характеристик, показал, что нравственное воспитание осуществляется в духе традиционных ценностей. Изучение базовых идей и принципов нравственного воспитания позволило выявить наиболее существенные типологические характеристики нравственного воспитания.

Если в странах Западной культуры в теории и практике нравственного воспитания реализуется идея «ценностного воспитания» как задача формирования у учеников способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, созданию нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах, то в Японии осуществляется воспитание, ориентированное на закрепленные культурой образцы поведения, воплотившие в себе представления о нравственности.

Данные образцы проверены социальной практикой и соответствуют традиционным представлениям о добре и зле. Такой тип нравственного воспитания наиболее гармонично" реализуется при непосредственной трансляции нравственных навыков поведения от Учителя к ученику. Одним из способов освоения нравственности здесь выступает подражание учителю посредством освоения и имитации образцов нравственного поведения или, иначе говоря, посредством приобщения к его нравственному миру. Проблема взаимоотношения «учитель — ученик» вызывает необходимость постоянного нравственного самосовершенствования учителя, его стремления к идеалутому недостижимому пределу, который обозначается в культуре в форме понятия «нравственность».

Система нравственного воспитания вписана во всё многообразие социальной деятельности. При ориентации на деятельностный характер воспитания, особая роль в нравственном воспитании отводится самому воспитаннику, а задача педагога состоит в создании оптимальных условий для осуществления нравственного роста воспитанника. Овладение человеческой деятельностью предполагает обязательное усвоение также всех тех средств, которые необходимы для установления нормальных общественных взаимоотношений между людьми. Усвоение этих средств ведет к развитию специфических нравственно-этических качеств личности.

Важнейшим моментом в ситуациях воспитания. является задание норм правильных общественных взаимоотношений и средств, обеспечивающих их установление.

Рассмотрение нравственного воспитания в Японии в историческом аспекте позволило выявить две основные тенденции: 1). сохранение в неизменном виде всех традиционных нравственных ценностей, таких как: гармония, скромность, человеколюбие, почитание старших, культ семьи, великодушие, усердие в учебе, развитие способностейнравственных качеств личности, заложенных в кодексе чести бусидо: преданность, самопожертвование, справедливость, чувство стыда, утонченные манеры, нравственная чистота, скромность, умеренность, боевой дух (способность посредством духовной тренировки, победить свои слабости), самодисциплина (которая является основой духовной силы), честь, утонченные манеры (важный аспектом проявления духовной силы) — 2) как результат контактов с «Западом», включение в общий список добродетелей новых нравственных качеств, таких как гуманистические идеалы, независимость личности, способность к принятию решений.

Изучение нормативных документов государственного образовательного стандарта выявило следующие важнейшие цели нравственного воспитания: способствовать развитию уважения к человеческому достоинству и величию жизнивоспитывать достойных преемников уникальной традиционной культуры, которые способны ее унаследовать и развиватьвоспитывать людей, которые готовы формировать и развивать демократическое общество и государствовоспитывать людей, которые способны вносить вклад в создание мирного международного сообществавоспитывать людей, способных принимать самостоятельные решенияспособствовать развитию в людях высоконравственных качеств.

Содержание нравственного воспитания расклассифицировано по четырем базовым сферам и содержит 76 пунктов.

К важнейших нравственным качествам, которые необходимо сформировать на разных этапах школьного обучения, относятся следующие: 1) умеренность, усердие, прилежание, смелость, мужество, искренность, свобода и порядок, самосовершенствование, любовь к истине, отношение к другим людям, взаимоотношения с другими людьми- 2) вежливость, учтивость, такт, предупредительность, доброта, дружба, благодарность и уважение, скромность- 3) уважение к природе, уважение к жизни, эстетическая восприимчивость, благородство- 4) общественный долг, справедливость, участие в группе, ответственность перед группой, трудолюбие, уважение к членам семьи, уважение к учителям и персоналу школы, вклад в общество, уважение к традициям и любовь к своему народу, уважение к культуре других народов.

Воспитательной работе в школе подчинен весь учебно-педагогический процесс. Программа нравственного воспитания представляет собой комплекс программ, в которых определяются цели, задачи и средства нравственного воспитания для каждой из возрастных категорий учащихся. Нравственное воспитание в школе ставит своей целью помочь детям самостоятельно понять и усвоить те нравственные ценности, которые необходимы для достойной жизни в обществе. Учителя несут ответственность за моральный облик своих воспитанников, так как воспитание является основным делом школы. Уроки нравственности играют ключевую роль в нравственном воспитании.

Воспитательная работа в школе строится через взаимодействие с семьей, местной общественностью и соседними школами. С этой целью при содействии опекунов и местных жителей создаются советы содействия нравственному воспитанию и проводятся совместные мероприятия, где дети получают практические уроки нравственного поведения на примере взрослых. Осуществляя нравственное воспитание, школа учитывает незапланированные, случайные факторы воздействия, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни (например, интернет). В этом случае педагог должен прогнозировать характер их воздействия с тем, чтобы нейтрализовать или усилить его в воспитательных целях. Школа контролирует поведение ребенка не только на уроках и во время внеклассных мероприятий, но и дома. С целью контроля над соблюдением школьниками предписанного режима домашних занятий предпринимается инспектирование семей.

Рассмотрение системы нравственного воспитания в Японии показывает, что она представляет собой целостную, многоуровневую систему, обеспечивающую решение насущных педагогических задач.

Безусловно, проведенное исследование не претендует на полноту изучения проблемы нравственного воспитания. Для современной педагогической теории и практики воспитания представляется важным дальнейшее углубленное изучение проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Духовность и современная школа // Педагогический Вестник.- 1997.- № 8.- С.24−29
  2. , Н.Г. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики // Вестн. Ставропол. гос. пед. ун-та. Ставрополь, 2001. — Вып. 27. — С. 51−54
  3. Н. Особенности духовной японской традиции // Фумото. -1999.-№ 1.- С. 42- 49
  4. В.М. Новые дискуссии о будущем японской письменности // Япония 1991−1992: Ежегодник.- М.: Наука, 1994. С. 245−249.
  5. В.М. Личностное бытие как образовательный фактор/ Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса. В 3 т. Т. 1. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. — с. 356
  6. A.M. Формирование нравственной культуры студенчества: (Соц.-филос. анализ): Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.11 / Башк. гос. ун-т. Уфа, 1997. — 28 с.
  7. Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996. — 17 с.
  8. О. Раздумья под трель школьного звонка // Япония сегодня. -1999.-№ 5.-С. 6−7
  9. Белая книга по образованию в Японии. (Генеральное обследование учебных заведений: 1992 финансовый год) // Япония о себе и мире. 1994. -№ 8. — с. 55−75
  10. Ю.Берндт Ю. Лики Японии / Пер. с нем.- М.: Наука, 1988. 300 с.
  11. В.А., Левикова С. И. Культурология // Программа базового курса, хрестоматия, словарь-терминов.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  12. Е. Дети в Японии. // Фумото. 1999.- № 1.- С. 64−65
  13. И.Богословский Jl. К вопросу о характеристике японцев // Удар Солнца или Гири- чувство чести /Сост.В. С. Пинхасович.- М.:СПб.: Рос.гос.б-ка: Летний сад, 1999.- С. 82−152.
  14. М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. — май. — С. 15−21.
  15. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. № 4. — С. 11−17
  16. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов-на-Дону: РПТУ, 1997. — 30 с.
  17. Ю.В. Японская школа: Проблемы и перспективы // Педагогика, 1996. -№ 3. С.107−111
  18. Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии. -Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 1996. 144 с.
  19. Ю. В. Успехи народного образования в Японии // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 1996. — № 1. — С. 163 -167
  20. Ю. В. «Дзюку «для самых маленьких: Нач. образование в Японии // Чужая азбука: Еженед. прил. к «Учительской газете «. 1996.28 марта. — С. 4
  21. Ю.В. Развитие образования в современной Японии: Реформа средней школы и образовательные стандарты. // Школьные реформы и образовательные стандарты. М. 1995. С. 23−51
  22. Ю.В. Японский образовательный феномен // Педагогический калейдоскоп. 1997. — 31 март. — С.7
  23. Ю.В. Высокообразованное общество: опыт Японии. // Мир образования. 1997. — № 3. — С. 30−33
  24. Ю.В. Японская школа: принцип связи с жизнью // Воспитание школьника. 1997. — № 5.- С. 12−17
  25. А. Японские девочки и мальчики. Какие они? // Начальная школа.- 1998.-№ 9.-С. 8−15
  26. В.А. Роль этнических традиций социализации в нравственном воспитании молодого поколения // Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений. Барнаул, 2001. — Ч. 2. — С. 179−182
  27. А.С. История Востока.- М.: Наука, 1972.
  28. Введение в культурологию. М.: Владос, 1996.
  29. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 255 с.
  30. .В. Последипломное образование в развитых странах // Педагогика. 1993. — № 3. — С.86−89
  31. С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток. Традиции и современность.- М.: Знание, 1993. С. 6−103
  32. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика, «работы разных лет», в 2-х тт., *< М., 1971, т. 2, с. 61—67
  33. Н.И. Традиционалистско-консервативная парадигма как фактор результативности образовательной системы Японии. Автореф.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2000. — 21 с.
  34. , С.И. О понятии и цели нравственного образования // Российское зарубежье: образование, педагогика, культура, 20−50-е годы XX века. Саранск, 1998.-С. 152−165
  35. К., Чошанов М., Ямадзаки Н. Радостные уроки, или почему ф японские дети любят математику // Народное образование. 1991. — № 12.1. С. 21−26
  36. Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979
  37. Гэ, Чжэнмин. Мэн-цзы (372−289 до н.э.) // Перспективы. Париж, 1995. -N ½.-С. 113−122
  38. Ю.Д. «Экономика, основанная на знаниях» настоящее и будущее Японии // Японский опыт для российских реформ. — 1998.• Вып.1.-С. 24−31.
  39. Детский сад в Японии: опыт развития детей в группе. М., 1987.
  40. Л.П. Нравственность, право, экология // Шк. духовности. М., 2001.-№ 6.-С. 34−39
  41. А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. — М.: Рос. пед. агенство, 1997.-84 с. сщ 43. Диалог цивилизаций: Восток Запад // Вопросы философии. — 1993. — № 6.- С. 43−52
  42. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. T.l. -М.: Мысль, 1972.-386 с.
  43. , М.Н. Русская философия космизма и этическая педагогика // Безопасность. М., 2001. — N ½. — С. 70−79
  44. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации: Глинские чтения / Ин-т общего образования, Ист.-патриот. о-во «Наследники Александра Невского». М.: Самшит-издат, 2002. — 169 с.- (Б-ка духов, просвещения)
  45. Д. Введение в философию воспитания, М., 1921.
  46. Емузова, Н. Г. Воспитание чувства чести и собственного достоинства у
  47. Подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Адыг. гос. ун-т. Майкоп, 1995.-24 с.
  48. С. Образование в Японии от периода сегуната до наших дней // Народное образование. 1997. — № 4. — С. 26−34
  49. О.И. Токио и токийцы: будни, выходные и праздники. М.:
  50. Материалы науч. конф. «XXX Огаревские чтения», 3−7 дек. 2001 г. -Саранск, 2001.-С. 107−110
  51. , А.В. Критерии моральной воспитанности//Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. М., 1998. — № 2. — С. 67−73
  52. Д.А. Философско-методические основания педагогической деятельности, реализующей личностно-ориентированное содержание образования // Вопросы философии, 1992 № 3−4. — С.65−82
  53. Д.А., Тубельский А. Н. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок// Вопросы методологии. -№ 1−2. — 1992. -С.84 -92.
  54. Н.А. Культура древней Японии, М., 1974
  55. История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г./ Отв. редактор А. Е. Жуков. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — 659 с.
  56. История Японии. Т.2. 1868 1998 / Отв. редактор А. Е. Жуков. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — 703 с.
  57. С. История японской культуры. М., 1972 Кадыбайкина М. Не вызубрил не выйдешь // Учительская газета. — 1997. — № 21. — С.З.
  58. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл / Коллективная монография под руководством P.M. Джарылгасиновой, М. В. Крюкова.- М.: Наука, 1989. 360 с.
  59. В.В. Нравственные приемы социально-педагогической поддержки человека в современном обществе // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. СПб.- Тюмень, 2002. — С. 41−55
  60. И. О педагогике. Трактаты и письма, М., 1980 С. 445−504.
  61. П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей // Избранные педагогические сочинения. М. -С. 232−257
  62. Н.П., В.Ф.Кириленко. Словарь чтений японских имен и фамилий. — М.: Русский язык, 1990. 533 с.
  63. Карнозова J1.M., Александрова Г. И. Двутематические ОД-игры по проблемам образования: социокультурный, методологический и игротехническй аспекты // Вопросы методологии. № 2. — 1991. — с.72 — 83
  64. И. Проблемы преподавания истории педагогики в Японии // Истории педагогики как учебный предмет (Международное исследование) -М.: Наука, 1995.- С. 165.
  65. О.В. Гуманность как основа нравственного воспитания // Изв. Нац. акад. наук и искусств Чуваш. Респ. = Чуваш республикин аслахпа унер наци академи хыпаресем. Чебоксары, 1997. — № 3. — С. 61−71
  66. Кейка Сени. Школьная реформа как центральная проблема истории педагогики//История педагогики как учебный предмет (Международное исследование) — М.: Наука, 1995. С.75
  67. Кейси Осима, Фуруя Кэйси. Эпоха Мейдзи и рождение современной Японии//Курьер ЮНЕСКО. 1986.- С.31−33
  68. С.Н., Холин Ю. В. Дух воина: Философия и практика дзэн.-Краснодар: Маерли, 1993. 224 с.
  69. Н.З. Роль национальной традиции в нравственном воспитании учащихся И Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании. -Курск, 2000.-С. 143−148
  70. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, 1995. № 6. — С. 84−89
  71. Н.И. Избранные труды. Синология. М.: Наука, 1977.- 416 с.
  72. Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии.- М.: Искусство, 1980.
  73. Н. Д. Принципы функционирования японской системы образования и ее экономические особенности // Magister. 1996. — № 4. -С. 50−59.
  74. Краткая философская энциклопедия. М.:. Изд. Группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994.
  75. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001.
  76. Культурология // Курс лекций. / Под ред. Радугина А.А.-М.: Центр, 2003.
  77. Кун Т. Структура научных революций. М.: Наука, 1971. — 268 с.
  78. Лекторский В А. Культура, культурология, образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1997. № 2. — С. 3−5
  79. , Е.А. Моральная рефлексия как феномен культуры : Автореф. дис. канд. филос. наук / Морд. гос. ун-т. Саранск, 1996. — 16 с.
  80. Е.Ю. Специфика европейского мышления (философско-методологический аспект) // Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1993. — 17 с.
  81. Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1979.
  82. Л.С. Собр. соч.: В 7 т. М., 1957−1958. Т. 7.
  83. И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков : Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т развития личности РАО. М., 1996. — 18 с.
  84. З.А. Стратегия развития образования для XXI века в Японии // Сб.науч.трудов: Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М.: РАО Ин-т теоретической подготовки и международных исследований в образовании, 1997. — С. 83−104.
  85. В.В. Основные этапы развития школьного образования в Древнем и Средневековом Китае // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб.науч.тр./ Под редакцией К. И. Салимовой.- М.:изд.АПН СССР, 1988. С. 57−66.
  86. М.К. Как я понимаю философию. М.: Наука и культура, 1990.
  87. Ф. Япония: Обряды и традиции.-М.:Наука, 1980.
  88. С.Б. Государственная политика Японии в отношении религии // Японский опыт для российских реформ. 1998. — Вып.4.- С.49−57.
  89. Маршакова-Шайкевич И. В. Сравнительный анализ вклада стран в общемировой прогресс науки // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 4349.
  90. Т.Н. Школа Японии: изнанка прогресса // Педагогический вестник. 1995. — № 5. — С. 56−62
  91. А.Н. Герои, творцы, хранители японской старины. М.: Наука, 1988. -240 с.
  92. Мид М. «Культура и мир детства», М., 1988.
  93. Г. В. США-Япония: чья школа лучше? // Сравнительная педагогика. 1996. — Вып. 3. — С. 67−76
  94. А.И. Многообразие школ: плюсы и минусы // Народное образование. 1997. — № 4. — С. 48−51
  95. Э.В., Маркарьян С. Б. Японское общество: книга перемен (полтора века эволюции). М.: Наука.- 1996. — 372 с.
  96. Э.В. Преподавание национальной истории в Японии: государственная политика и общественное мнение // Японский опыт для российских реформ. 1998. — Вып. 4. — С. 58−66
  97. , Э.В. Моральное воспитание в японской школе // Японский опыт для российских реформ. М., 1999. — С. 53−60
  98. Э.В., Маркарьян С. Б. Японское общество: книга перемен, М. РИО Институт востоковедения РАН. 1996, с. 16
  99. X. История философской мысли Японии / Пер. с яп.- М.: Прогресс, 1991.-416 с.
  100. А.А. Синто. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. — 464 с.
  101. Народное образование в Японии в вопросах и ответах// Япония о себе и мире, 1994-№ 8.-С. 76−100
  102. И.В., Трухачева З. С. Духовный опыт поколений в нравственном воспитании будущих специалистов // К культуре мира через диалог религий, диалог цивилизаций: Материалы междунар. науч. конф., 3−5 окт. 2000 г. — Омск, 2000. — Т. 2. — С. 19−20
  103. Г. Возникновение современного государства в Японии. М.: ИВЛ, 1961.
  104. Общество и образование в современном мире / Сост. Г. Е. Еремеев. — М.: ИНПО, 1993. -94 с.
  105. Осима Кэйси, Фуруя Кэйси. Эпоха Мэйдзи и рождение современной Японии // Курьер ЮНЕСКО. 1986.- С.31−33.
  106. А.И. Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования // Наука и образование на пороге III тысячелетия. Минск, 2001. — С. 522−529
  107. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов: издательство Феникс, 1997.- 448 с.
  108. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч. пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. М.: Академия, 1998. — 512с.
  109. Педагогика и логика. Сб. научных статей под ред. Г. П. Щедровицкого. -М.: Касталь, 1993. 416 с.
  110. Пестеров П. Н- Новицкая Е. Н. Философские проблемы нравственного образования // Философия и образование: (Тез. и материалы науч. конф., апр. 2002 г.). Новосибирск, 2002. — С. 34−37
  111. Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997.'-94 с.
  112. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: (Материалы для сравнительного анализа). — М.: Госкомвуз России, 1995. — 86 с.
  113. Познакомьтесь: Япония. Информационное издание посольства Японии, 1994.
  114. В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика. 1992. -№ 9−10. — С.106−113.
  115. В.Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на Западе // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 107−111.
  116. Г. М., Тюляева Т. И. Основы культурологии //Учебн. пособие 11 класс.-М.: ACT, 2002.-420с.
  117. Почему молодежь убегает от науки? // Япония сегодня. 1995. — № 6. -С. 5.
  118. Преображенский «В школьном мундире» // Семья и школа. 1990. -.№ 3.
  119. В.А., Ладанов И. Д. Японцы: этнографические очерки, — М.: Наука, 1983.- 147 с.
  120. В.А., Ладанов И. Д. Японцы. М.: Наука, 1985. — 351 с.
  121. В.А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М.:Изд-во «ВиМ», 1996. — 400 с.
  122. Психология и педагогика: Учебн. пособие для вузов./ Под ред. Радугина А.А.-М.: Центр, 2003.-421с.
  123. Психологическая теория коллектива (под ред. А.В. Петровского), М., 1979.
  124. B.C. «Проблемы трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты», «Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации», М., 1988,.-С. 5−32.
  125. А.А. Философия: Курс лекций.- М.: Центр, 1996. 336 с.
  126. В.Г. Маленькие секреты большого успеха // Педагогика. -1993.-№ 2.-С.11−115.
  127. M.JI. Народное образование в Японии и его проблемы // Межвузовское совещание по вопросам сравнительной педагогики. М.: МГПИ.- 1969. — С. 36−40.
  128. M.JI. Дальний Восток // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб.науч.тр. / под редакцией К. И. Салимовой.-М.: изд. АПН ССР, 1988. С. 189−196
  129. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. М.: РПЭ, 1999. Т.2. — С. 659−600.
  130. , Г. П. Освоение старшеклассниками нравственных ценностей: (Социологический анализ) // Регионология. Саранск, 2001. — N 1. — С. 273 276.
  131. Сакайя Таити. Что такое Япония? / Пер. с яп. М.: Партнер Ко Лтд, 1992.-336 с.
  132. К.И. Встречи и беседы с японскими педагогами // Народное образование. -1989. № 12. — С.12−14.
  133. К.И. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: история и современность.- Токио, 1993. 235 с.
  134. Е.Г. Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа // Удар Солнца или Гири- чувство чести / Сост. B.C. Пинхасович.-М.: СПб.: Рос.гос.б-ка: Летний сад, 1999. С. 153−184.
  135. К. Учитель и преподаватель (Восток и Запад: традиции и современность) // Вестник высшей школы Alma mater. 2000. — № 1.- С. 26−30.
  136. Дж.Б. Япония: Краткая история культуры. Серия «Пилигрим"/ Пер. с англ. СПб.: Издательство «Евразия», 1999. — 576 с.
  137. В. Провозвестие XX века //Живая этика. М.: Республика, 1992.-С. 379−388.
  138. Л.Ю., Егерева С. Ф. Нравственный выбор и его воспитание: Науч.-метод. пособие / Казан, гос. пед. ун-т, Казан, гос. акад. культуры и искусств. Казань, 1995. — 79 с.
  139. Словарь-справочник по нравологии: Для педагогов, воспитателей, родителей и студентов / Авт.-сост. Рахимов А. З. Уфа: Творчество, 2000. -299 с.
  140. Е.О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника: (На материале анализа вальдорфской педагогики) // Прикл. психология и психоанализ. М., 2001. — № 2. — С. 71−78.
  141. В.Н. Гражданственность как основа нравственно-правового воспитания // Моделирование экономических и социальных процессов. -СПб., 1998.-С. 137−143.
  142. А.И. Высшая школа Японии и ее реформа в 70-е годы. Научно-аналитический обзор.- М.: Наука, 1975. С. 48.
  143. Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое: Пер. с англ. / Ун-т Рос. акад. образования. М., 2002. — 288 с.
  144. М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (Опыт компаративистского подхода) // Вопросы философии. 1991. — № 3. -С.140−151.
  145. В.Д., Харитонова Н. Ю. М.М. Рубинштейн о нравственном характере и путях его воспитания // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. Ярославль- Тверь, 2001. — Т. 4. — С. 527−558.
  146. С. Реформа образования в Японии // Педагогика. 1992. — № 34. — С. 53−57.
  147. Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. — № 4. — С. 64−73.
  148. Ю.В. Загадки «японского духа». М.: Советская Россия, 1989.- 128 с.
  149. Н.А. Этическое просвещение в системе образования // Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. Волгоград, 1999.-С. 340−343.
  150. А.А. И.А. Ильин о духовно-нравственных ориентирах воспитания и образования подрастающего поколения // Проблемы духовной жизни: история и современность. Н. Новгород, 2002. — С. 140 154
  151. И.С. Система образования в Японии: уроки негативного опыта // Японский опыт для российских реформ. 1998.- Вып.З. — С. 76−83
  152. Е. Российское образование в Японии // Педагогика 1992. -№ 3−4.-С. 21−24.
  153. С.Б., Герасимова Н. И. К истории образования школы в современной Японии // Горизонты гуманитарного знания. Юбилейный сборник. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ 1999. — С. 132−140.
  154. А.В. Путь дзэн. Киев, 1993.
  155. A.M. Взаимодействие культур Запада и Востока // Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание, 1993. — С.103−139.
  156. A.M. Китайско-конфуцианский культурный ареал // Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание, 1993. — С.178−194.
  157. М.С. Диалог мировоззрений // Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985. — С. 247−258.
  158. Философский словарь.- М.: Политиздат, 1987. 406 с.
  159. Фукукава Синдзи. Мировые тенденции развития в Японии воспринимаются неоднозначно // Япония сегодня. 1998. — № 1, — С. 5.
  160. Т.И., Лебедева М. М. Протокол и этике для деловых людей.-М.: АНКИЛ, 1994.- 186с.
  161. М.Ф. История педагогики. М.: Высшая школа, 1982.
  162. Э.А. Проблема нравственного менталитета личности // Вестн. Башкир, ун-та. Уфа, 1998. -№ 3. — С. 37−39
  163. Е.Н. Эстетика и религия японцев как противоречиво функционирующая целостность // Человек и мир в японской культуре. -М.: Наука, 1985. С. 258−266.
  164. А.И. Этическое воспитание как средство изменения нравственной сферы жизнедеятельности детей // Мир психологии. М., 002.-N3. — С. 245−250.
  165. Т.П. Система педагогических исследования (методологический анализ). Педагогика и логика. М., 1968.
  166. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона ст. «Воспитание», С.-Петербург, 1892, т. 13.
  167. Ямагути Итиро. Нихондзин-но итирюсюги (Чувство превосходства у японцев). Токио, 1951. 163 с.
  168. Япония: полвека обновления. Сборник статей. Отв.ред. В. Б. Рамзес. Москва: изд-во Толк АОЗТ «Техноплюс», 1995 г. 468 с.
  169. Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М.-1996.
  170. Японский феномен. М.: Наука, 1996.
  171. Akira Nohara. Ima katei de gakko de. Tokyo, 1993.
  172. Amano Ikuo: hisorique du debat sur la reforme de Teducation. [email protected]
  173. Bernier В., Le Japon contemporain, une economie nationale, une economie morale Montreal, Les Presses de l’Universite de Montreal.- 1995.
  174. Bernier B. et M. Richard, 1995, «Fudo» and «Jomon» Some Japanese Intellectuals Define Japanese Culture» 223−246, m M-S Chen, C. Comtois et L N Shyu (dir), East Asia Perspectives Montreal, ACEA
  175. Berque A. Etre humain sur la terre. Paris.Gallimard.- 1996.
  176. Byron K., Marshall. Learning to be modern, japanese political discourse on education, 1994.
  177. Les caracteristiques du systeme d’education japonais. Pour enfants japonais seulement. 1998. [email protected]
  178. Les caracteristiques du systeme d’education japonais. 1998. [email protected]
  179. Comaroff Jean et John Comaroff, 1991, Of Revelation and Revolution Christianity, Colonialism, and Consciousness in South Africa Chicago, University of Chicago Press.
  180. Covell, K.- Howe, R.B. Moral education through the 3 Rs: rights, respect and responsibility // J. of moral education. Abingdon, 2001. — Vol. 30, N 1. -P. 29−41
  181. Le Cri de desespoir d’un enseignant japonais. 15.04.98. [email protected]
  182. De l’origine du systeme d’ecriture japonais. Etienne Deschenaux. Paris, 1997−99.
  183. De la Bastide Henri. Les quatre voyages au coeur des civilisations. Editions du Rocher, Monaco, 1985, p. 177−180 (p.225).
  184. Une ecole omnipresente. 19.08.98. [email protected]
  185. Les ecoles secondaires unifiees. [email protected]
  186. Eisenstadt S. N., 1996, Japanese Civilization Chicago, University of Chicago Press
  187. Goodman J.F. Niceness and the limits of rules // J. of moral education. -Abingdon, 2001. Vol. 30, N 4. — P. 349−360
  188. Haydon G. John Wilson and the place of morality in education // J. of moral education. Abingdon, 2000. — Vol. 29, N 3. — P. 355−365
  189. Histoire du systeme d’education japonais: L’Antiquite (du YI au XII siecle). 1997. [email protected]
  190. Histoire du systeme d’education japonais: Le Moyen Age (du YII au XYI. siecle). 1997. [email protected]
  191. Histoire du systeme d’education japonais: Periode pre-moderne ou Epoque Edo (1603−1868). 1997. [email protected]
  192. Histoire de l’education japonaise: la periode Edo. 22.07.98. [email protected]
  193. Les indecis du secondaire. 29.01.99. [email protected]
  194. L’industrie des examens. [email protected]
  195. L’Integration des reseaux en milieu scolaire japonais: Abuneken. [email protected]
  196. Japan: Profile of a nation. Kodansha International. Tokyo- 1995. 360 p.
  197. Jung C. Memories, Dreams, Reflections.L., 1963.
  198. Kato H. L’image culturelle de la France au Japon.//Dialogues et cultures. Lausanne, 1992-N 7. p.36−42
  199. Keishi Saeki. Individuality and the abandonment of education// Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997, p. 10−12 Keohane, N.O. Moral education in the modern university // Proc. of the Amer. philos. soc. Philadelphia, 1998. — Vol. 142, N 2. — P.244−257
  200. Kurimoto K. La transmission des valeurs.-Le cas japonais.// Les amis de Sevres. 1988-N 131.p.22−29
  201. J., 1991, «The Shapes of Modernity : On the Philosophical Roots of Anthropological Doctrines», Culture, XI, 1−2 :29−42.
  202. Masayasu Hosaka. Japan’s coban system. //Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997, p.27−28
  203. Les mots de l’education japonaise (1). 10.03.98. [email protected]
  204. Les mots de l’education japonaise (2). 10.03.98. [email protected]
  205. Les mots de l’education japonaise: Les universites de cycle court. 8.07.98. [email protected]
  206. Mitsuharu Miyamoto. Charasteristics of Japanese corporate education // Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997. P.7−10
  207. Murata Eiichi. Le sens de la pidagogie de Freinet au Japon. Bulletin International 18 SpMcial Japon, 1998.
  208. Nakane C., La societe japonaise. Paris, Armand Colin. 1974.
  209. Nobiyuki Kaji. The japanese need history textbooks based on their historical perceptions//Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997, p. 12−14
  210. Quelques pas dans le monde japonais de l’education. 24.02.98. [email protected]
  211. La reforme de l’education au Japon: et 9a continue. 14.12,98. [email protected]
  212. Rapport de recommandation du quatorzieme Conseil de Deliberation sur Ies problemes juveniles. Decembre. 1997. [email protected]
  213. Raulo M. Moral education and development // J. of social philosophy. -Villanova, 2000. Vol. 31, № 4. — P. 507−518
  214. Sasaki Mizue. View of Today’s Japan. Tokyo, 1995. P.75−75
  215. The secret of education lies in respect for tradition and the cultivation of sentiment//Japan CuiTents. Vol l.No.7 July 1997. P.4−7.
  216. Schoppa L. Education reform in Japan. -NY, 1991.
  217. Standish P. Ethics before equality: moral education // J. of moral education. -Abingdon, 2001. Vol. 30, № 4. — P. 339−347
  218. Steutel, J.- Spiecker, B. Authority in educational relationships //J. of moral education. Abingdon, 2000. — Vol. 29, № 3. — P. 323−337
  219. Suzuki D. Zen and Japanese Culture. Tokyo, 1991
  220. Takazawa S. Tenshin Okakura’s prayer and call of «Asia is one».// Japan Currents № 7, 1997, p.23−25.
  221. Tetsuya Miyazaki. Compensated dating and postwar public Japan//Japan Currents. Vol l.No.7 July 1997, p.29.
  222. Tirri, K.- Husu, J. Teachers' ethical choices in sociomoral settings // J. of moral education. Abingdon, 2001. — Vol. 30, № 4. — P. 361−375.
  223. Tobin J. Japanese Preschools and the Pedagogiy of Selfhood //Rosenberg, Nancy R. Japanese Sense of Self. Cambrige, Cambrige University Press.
  224. Umesao T. et M. Tada (dir.), 1972, Nihon bunka no kozo Vol. 1, Tokyo, Kodansha.
  225. Yuki Shiose. La classe avec ou sans dieux. Bulletin de I’AAQ. Vol.3, no.2, 1997.
  226. White F.A. Relationship of family socialization processes to adolescent moral thought // J. of social psychology. Provincetown, 2000. — Vol. 140, N 1. -P. 75−91.
  227. Структура японской системы образования
  228. Уровень образования Возраст (лет) Учебное заведение Продолжитель ность обучения
  229. Дошкольное образование 4−5 Детский сад 2 года
  230. Начальное образование 6 Начальная школа 6 лет
  231. Среднее образование 12 Неполная средняя школа 3 года
  232. Полная средняя школа 3 года
  233. Среднее спец.уч.заведение 5 лет
  234. Высшее образование 18 Колледж 2 года1. Университет 4 года22 Магистратура 2 года24 Докторантура 3 года
Заполнить форму текущей работой