Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание творческой самостоятельности в условиях школы-комплекса, как показывают материалы опытно-экспериментальной работы, требует использования следующего комплекса педагогических мер: а) сочетание познавательной, коммуникативной, проектировочной, профессионально-ориентирующей и рекреационной деятельностиб) стимулирование участия каждого подростка в научном поиске (проблемные лаборатории… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты процесса воспитания творческой самостоятельности подростков
    • 1. 1. Самостоятельность как проблема психолого-педагогической науки
    • 1. 2. Характеристика процесса воспитания творческой самостоятельности подростков
    • 1. 3. Потенциалы социально-педагогического комплекса по воспитанию
  • Глава II. Реализация педагогических условий воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе
    • 2. 1. Концептуальные основы деятельности социально-педагогического комплекса по воспитанию творческой самостоятельности подростков
    • 2. 2. Условия и средства воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе
    • 2. 3. Результаты опытно экспериментальной работы по воспитанию творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе

Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена теми существенными изменениями, которые в последние десятилетия произошли в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах и характере социального заказа системе отечественного образования. Все вместе взятое потребовало от школы готовить выпускников к жизни в условиях нестабильности, многокритериальное&tradeвыборов, к необходимости видеть проблемы, чутко реагировать на них, принимать ответственные решения, действовать в нестандартных ситуациях. Следовательно, от современного образовательного учреждения требуется, чтобы за годы обучения в нем школьники могли приобрести опыт самостоятельных действий, развивать свои творческие потенциалы, овладевали навыками творческой деятельности.

Успешное решение задач воспитания личности творческой и самостоятельной в значительной степени определяет будущее страны, способствует ее поступательному развитию, совершенствованию социальных отношений, формированию общей культуры людей, их адаптации к жизни в изменяющемся обществе. В то же время изучение психолого-педагогической литературы, обобщение имеющегося опыта работы с детьми и подростками, включая ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, позволяют констатировать наличие противоречия между потребностью в людях, умеющих творчески мыслить, самостоятельно выбирать жизненные ориентиры, обновлять знания, генерировать новые идеи и определять пути их реализации, и готовностью педагогических коллективов, потенциалами образовательного процесса к их претворению в жизнь.

Анализ научной литературы показывает, что вопросам формирования и развития творческого потенциала личности посвящены работы многих авторов (В.И. Андреева, Д. Б. Богоявленской, A.B. Брушлинского, JI.C.

Выготского, A.A. Данилкова, A.K. Дусавицкого, A.M. Матюшкина, K.K. Платонова, Я. Л. Пономарева, C.JI. Рубинштейна и др.).

Различные аспекты творческой деятельности изучались Г. С. Альтшуллером, И. Е. Байтингером, JI.A. Сабуровой, А. П. Тряпицыной и др.

Педагогическое творчество рассмотрено также в исследованиях Е. В. Гришиной, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Л. П. Крившенко, Н. Д. Никандрова, Л. Ф. Спирина и др.

Развитию творческой активности, педагогике саморазвития посвящены труды В. И. Андреева, И. А. Васильева, C.B. Маланова, A.B. Москвиной, М. Г. Струве и др.

Творчество как диалогическое взаимодействие достаточно полно охарактеризовано в диссертации Г. Я. Буш.

В последние годы педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования стали предметом исследования в работах Л. Ю. Кругловой, Т. Т. Щербаковой. Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать, что, с одной стороны, вопросы творческой деятельности освещены в психолого-педагогической литературе, а, с другойособенностям ее организации в социально-педагогическом комплексе не уделено достаточного внимания.

К аналогичному выводу можно прийти и в ходе изучения состояния проблемы воспитания самостоятельности. Ряд работ посвящен дошкольному возрасту, воспитанию в семье (Э. Ле Шан, Е. Л. Кононко, А. Фромм и др.), в деятельности общественных организаций (Д.И. Латышина), в учебной деятельности (Б.И. Коротяев, С. Ю. Курганов, Д. Лапп, A.A. Нестеренко, В. Г. Трифонова, A.B. Хуторский, В. Э. Штейнберг и др.).

Психологические аспекты формирования самостоятельной личности представлены в трудах А. Г. Асмолова, И. А. Зимней, А. Г. Ковалева, В. М. Кроль, А. К. Осницкого и др.

Таким образом, в настоящее время, как показывает проведенный нами анализ, сложилось несколько противоречий:

— между потребностью современного общества в активной, творческой, конкурентоспособной личности и отсутствием теоретических разработок в области воспитания самостоятельности в образовательных учреждениях разного типа;

— между достигнутым высоким уровнем в теории, методике и технологии развития творческих способностей у различных категорий школьников и отсутствием конкретных рекомендаций по их реализации применительно к формированию творческой самостоятельности у подростков;

— между потребностью ребенка в реализации собственных творческих потенциалов, проявлении самодеятельности и недостаточной сориентированностью образовательных структур на создание условий для этого;

— между признанием больших потенциалов социально-педагогического комплекса в деле социализации детей и технологической неразработанностью процесса воспитания в нем творческой самостоятельности у подростков.

Осознание данных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс воспитания творческой самостоятельности у подростков в социально-педагогическом комплексе будет успешным?

Цель исследования: теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы выявить педагогические условия успешного воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе.

Объект исследования: процесс воспитания творческой самостоятельности подростков.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе.

В ходе исследования проверялась следующая гипотеза: воспитание творческой самостоятельности подростков будет успешным, если:

— деятельность социально-педагогического комплекса строится на принципах педагогической целесообразности, преемственности, альтернативности, адекватности, диссипации и единого темпомира;

— разработка образовательно-воспитательного содержания и методик его реализации осуществляется как на уровне государственного минимума, дополнительных образовательных услуг, так и во внешкольной образовательной деятельности и складывается в поливариантную систему непрерывного образования;

— основным инструментом управления данным процессом выступает способ дозирования трудностей, а комплексом средств являются ролевые (имитационные) игры, метод проектов.

Исходя из определения цели, формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены и решались такие задачи:

1. Охарактеризовать и выделить особенности процесса воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе.

2. Определить критерии сформированности творческой самостоятельности подростков.

3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе.

4. Разработать концепцию методического обеспечения процесса фвоспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе.

Методологической базой исследования стали общенаучные идеи системного (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Ю. П. Сокольников, Л. Ф. Спирин, Э. Г. Юдин и др.) — синергетического (E.H. Князева, A.B. Москвина, Н. М. Смирнова, Е. Е. Чепурных и др.) — деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бодалев, З. Ф. Чехлова и др.) и личностно у ориентированного (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, А. Маслоу, К.

Роджерс, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) подходов. I Теоретической основой исследования явились положения:

— о закономерностях личностного становления человека, развития его активно-творческих начал в процессе образования (А.Г. Асмолов, М. М. Бахтин, Э. В. Ильенков, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, A.B. Усова и др.);

— о роли среды в приобретении человеком жизненного опыта, успешности его социализации (Б.З. Вульфов, Ю. С. Мануйлов, A.B. Мудрик, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Л. Н. Седова, В. Д. Семенов, С. Т. Шацкий, С. Г. Шипунов и др.);

— о психологии самостоятельности (Э.А. Голубеева, В. А. Левин, P.C. Немов, А. К. Осницкий, К. К. Платонов, Д. И. Фельдштейн и др.);

— об особенностях воспитательного процесса и социально-педагогических функциях общеобразовательной школы (И.С. Батракова, С. Н. Кашкаров, С. А. Маврин, В. А. Мясников, В. В. Сериков, Е. В. Титова, А. П. Тряпицына, Г. Н. Филонов, М. И. Шилова и др.);

— о различных аспектах деятельности школ-комплексов (О.Г. Важнова, В. А. Караковский, Г. Е. Пейсахович, С. М. Романченко, А. Н. Тубельский, Н. Ф. Шинкаренко, В. И. Ширинский, Е. А. Ямбург и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ, синтез, моделирование, обобщение педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, различные виды наблюдения, опросные методики, педагогический эксперимент.

Базой исследования стало муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа-комплекс № 19 города Нижний Новгород.

В исследовании приняло участие 648 учащихся среднего и 201 старшего звена, 72 педагога и 114 родителей.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом из них (1992;1995гг.) — поисково-теоретическом — проводился проблемно-ориентированный анализ отечественной социологической, психолого-педагогической литературы, оценивалось современное состояние вопроса в теории и практике, разрабатывался понятийный аппарат, формулировалась рабочая гипотеза, определялись цели и задачи исследования.

На втором этапе (1996;1999гг.) — опытно-экспериментальномосуществлялась работа, на основе которой уточнялись и дополнялись полученные данные, расширялись границы социально-педагогического комплекса, разрабатывалось и реализовывалось педагогическое обеспечение его деятельности, внедрялись целевые возрастные программы формирования творческой самостоятельности подростков.

На третьем (2000;2002гг.) — обобщающем — осмысливались полученные результаты, уточнялись отдельные положения, полученные в ходе исследования, сравнивались показатели успешности, апробировались рекомендации по внедрению продуктивных элементов процесса воспитания творческой самостоятельности подростков в практическую деятельность других школ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

— раскрыта сущность процесса воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексеопределены содержание и способы ее воспитания;

— разработана модель социально-педагогического комплекса по воспитанию творческой самостоятельности подростков, обоснованы образовательно-воспитательные программы, обеспечивающие ее функционирование;

— установлена взаимосвязь между уровнем развития творческой самостоятельности подростков и реализацией принципов педагогической целесообразности, альтернативности, адаптивности, диссипации и единого темпомира;

— выявлены педагогические условия успешности воспитания творческой самостоятельности подростков и экспериментально проверены комплекс средств и система мониторинга.

Практическая значимость исследования находит свое выражение в том, что разработана структурно-содержательная модель процесса воспитания творческой самостоятельности подростков в деятельности социально-педагогического комплекса комплект программных продуктов, включающих разноуровневые образовательные и воспитательные программы для начальной, основной, старшей школ, дополнительного образования, преемственные планы «школа — ВУЗ», «школа — ССУЗ», которые могут быть использованы другими учебными заведениями.

Кроме того, апробированы программы подготовки педагогического коллектива к работе в условиях социально-педагогического комплекса по воспитанию творческой самостоятельности подростков. Данные программы позволят повысить эффективность воспитательнообразовательной деятельности школ, избравших данный путь развития.

Достоверность полученных результатов обусловлена многолетним характером исследования, сочетанием теоретического анализа с обобщением эмпирических данных, подтвержденных количественными и качественными показателями, устойчивой повторяемостью основных результатов в ходе опытно-экспериментальной работы как на базе данной школы, так и школ — экспериментальных площадок по данной теме.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступления автора на заседании кафедры социальной педагогики ЮГУ им H.A. Некрасова, научно-практических конференциях, методических совещаниях, методологических семинарах для работников народного образования г. Нижнего Новгорода, Нижегородской области и прилегающего региона.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Процесс воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе предполагает созидательную непрерывность, преемственность, постоянную психолого-педагогическую поддержку, дифференцированный подход к каждому на основе: создания временных группвключения в самопостижениесамовыражение в искусстве, спорте, научном поиске, техническом творчестве, самодеятельности, самоуправлениипреодоление стереотипов мышления и поведения через расширение сфер участия каждого ученика, обогащение опыта его жизнедеятельности, использование воспитывающих ситуаций.

2. Структурно-содержательная модель воспитания творческой самостоятельности подростка в социально-педагогическом комплексе должна быть построена на принципах педагогической целесообразности, преемственности, альтернативности, адекватности, диссипации и единого темпомира.

3. Необходима система педагогических условий и средств, обеспечивающих успешность воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из задач современной школы, которая призвана готовить своего выпускника к реализации собственных жизненных планов в условиях изменяющегося общества, является воспитание культуры жизненного самоопределения, творческой и самостоятельной личности.

Исследование исходило из положения, что творческая и самостоятельная личность — продукт и результат воспитания, построенного на принципах педагогической целесообразности, альтернативности, адаптивности, преемственности, диссипации и единого темпомира и осуществляемого в рамках социально-педагогического комплекса.

Творческая самостоятельность характеризуется взаимопроникновением, дополнительностью взаимодействия таких качеств и свойств, как целеустремленность, оптимизм, инициативность, предприимчивость, организованность, самостоятельность мышления, находчивость, развитые самоконтроль и гибкость.

Творческая самостоятельность проявляется в высоком уровне сформированности личностной флексибельности, как позитивной нравственной способности индивида достигать собственных целей в условиях вариативности жизненных ситуаций, отказываться от несоответствующих обстоятельствам или задачам средств деятельности, приемов мышления, способов поведенияэто способность ребенка вырабатывать или принимать новые оригинальные подходы к разрешению трудностей.

В результате анализа современной психолого-педагогической литературы были получены убедительные данные о том, что в воспитании творческой самостоятельности могут и должны быть расставлены определенные акценты. Применительно к подросткам ставка делается на самоконтроль, самопознание, направление в социально полезное русло инициативы, предприимчивости, развитие рефлексии.

Для достижения поставленной в исследовании цели наибольшую результативность обеспечивает социально-педагогический комплекс, который рассматривался как открытая, динамичная, целостная система, способная, благодаря интеграции отдельных элементов, представлять многообразие видов деятельности, форм организации детской жизни, комплекс влияний на личность.

Воспитание творческой самостоятельности в условиях школы-комплекса, как показывают материалы опытно-экспериментальной работы, требует использования следующего комплекса педагогических мер: а) сочетание познавательной, коммуникативной, проектировочной, профессионально-ориентирующей и рекреационной деятельностиб) стимулирование участия каждого подростка в научном поиске (проблемные лаборатории и творческие мастерские), досуге (развлечения, праздники, спорт), труде (самообслуживание, работа для других) — упражнениях в воспитывающих ситуациях, коллективном творчестве (преодоление трудностей, организация личностного пространства, самопредъявление) — в) создание условий для формирования субъективного представления и личностного опыта (тренинги «уверенности в себе», «креативности», «ассертивности», «релаксации») — г) включение в самопрогнозирование (выбор профиля и подготовка к профильному обучению — техническому, медицинскому, психологическому, гуманитарному, социально-экономическомувыбор уровня сложности образовательной программы — базисного, углубленного, профильноговыбор вида и формы внеурочной деятельностивыбор уровня профессиональной подготовки — начальной, в системе ССУЗа, ВУЗад) организация межвозрастного общенияе) широкое использование потенциалов ТРИЗ в обучении с арттерапией, театральным мастерством, самопознанием.

В исследовании было также установлено три уровня творческой самостоятельности подростков: исполнительская, инициативная, продуктивная. В первом случае она связана с умением действовать по образцу, адаптируя его к конкретным условиям. Во втором — она предполагает внесение дополнительных изменений, ведущих к перестройке, преобразованию образца действий, его структурно-содержательной составляющей. В третьем случае подразумевается создание нового, оригинального, нравственно приемлемого образца действия, использование нестандартного варианта решения.

В процессе опытно-экспериментальной работы была определена концептуальная основа процесса воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе. Это прежде всего следующие идеи: «творцы воспитываются творцами», «вариативность путей», «комплексное мышление — цель вероятностного обучения». Была доказана целесообразность формулы: «творческое общение"+ «творческая деятельность» + «интегрированное задание» + «индивидуальное образование» = «самостоятельная личность».

Осмысление опыта организации воспитания творческой личности в практике деятельности средней школы № 19 г. Нижнего Новгорода позволяет поговорить о том, что межвозрастное общение будет способствовать решению данной задачи, если, во-первых, сосредоточится на принципах интегративности, полисубъектности, профильности. системности.

Во-вторых, если деятельность выстраивается по вертикали через многообразие форм сочувствия, сопереживания, соучастия, сотрудничества, сотворчества взрослых и детей, педагогов, родителей и учащихся разных возрастов. При этом сама деятельность строится с учетом ее этапности, то есть она проходит стадии моделирования, конструирования, изобретательности.

В-третьих, возникновение доминанты творчества у школьников в учебно-воспитательной работе возможно при наличии положительного опыта собственной творческой деятельностипри достижении резонанса мотива «чуда» с потребностями конкретной личностипри обеспечении «энергетической» помощи индивиду со стороны специалистапри безусловном признании субъектности ребенка.

В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено несколько путей реализации данных идей:

— создание службы педагогической поддержки и психологического сопровождения участников образовательного процесса;

— дифференцированный подход к учащимся на основе создания временных (для изучения отдельных тем или разделов) групп из учащихся одного или нескольких классов, введения профильного обучения, функционирования центра творчества;

— способствование тому, чтобы каждый ученик с первых дней обучения смог попробовать себя в самых разнообразных видах деятельности: научном поиске, музыке, рисунке, лепке, танцах, спортивных играх, театре, конструировании, дизайне, экологии, поэзии, пении, техническом творчестве, производительном труде, самодеятельности, самоуправлении и т. д.;

— преодоление стереотипов в подходах к оценке деятельности учащихся при помощи технологии портфолио.

Результаты нашего исследования подтверждают также выводы других авторов о том, что несформированность творческой самостоятельности у подростков делает их беспомощными в ситуациях, требующих выдержки, целенаправленности, оптимизма, затрудняет выбор, рождает неустойчивость перед жизненными сложностями, провоцирует девиантность, лишает инициативы.

Критериями для определения уровня сформированности творческой самостоятельности подростков могут служить деятельностный, когнитивный, мотивационный и интегративный, фиксирующий готовность личности к самостоятельным ответственным действиям, умение перевести внешние требования во внутренние и выбирать адекватный своим возможностям вид (форму) воспитательной помощи.

Одним из наиболее объективных показателей проявления самостоятельности подростка следует признать его умение правильно понять ситуацию, оценить промежуточные результаты своих действий, принять решение о необходимости поддержки.

Так как воспитание творческой самостоятельности у школьников требует определенной предметно-пространственной и социальной среды, то необходимо органическое целое инвариантной части (в виде государственных стандартов общего, дополнительного, начального профессионального образования) и личностно-педагогического компонента, ориентированного на индивидуальный заказ семьи и возможности ребенка.

Социально-педагогический комплекс, как открытая, динамическая целостность, способная трансформироваться в зависимости от изменяющихся социально-экономической и образовательной ситуаций, способен предоставить многообразие не только видов и форм деятельности, но и вариантов выбора как путей получения знания, так и способов получения помощи, как опыта самопроявления, так и образцов, личностных стандартов, что стимулирует развитие любой самостоятельности, в том числе и творческой.

Проведенное нами исследование предполагает дальнейшее изучение проблемы. В частности, нуждаются в рассмотрении такие ее аспекты, как: анализ факторов, влияющих на эффективность процесса творческой самостоятельности на различных ступенях обучениявзаимосвязь позиции педагога и уровня развития творческой самостоятельности, структуры социально-педагогического комплекса и успешности воспитания самостоятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Обучение. Отметка. Оценка. — М., 1980. — 72 с.
  2. К. Учителя и инновации. М., 1991. — 159 с.
  3. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. — 246 с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. — Казань, 1998. — 318 с.
  5. М.А. Что такое школа-парк // Первое сентября. 1992. — № 24 -30, № 51, № 52- 1993. —№ 7.
  6. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 1995.-37 с.
  7. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991. — 111 с.
  8. Л.В., Паладьев С. Л., Степанов E.H. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков, 1994. — 94 с.
  9. И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000.-18 с.
  10. B.C. Педагогика. — Екатеринбург, 1994. — 339 с.
  11. A.C. Основы возрастной педагогики. М., 2000. — 192 с.
  12. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать ?- М., 1991. — 176 с.
  13. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М. — Воронеж, 1996.-320 с.
  14. H.A. Философия свободного духа. М., 1994. — 480 с.
  15. И.С. Поиски путей совершенствования содержания образования в зарубежной дидактике //Современное образование. — Томск, 2000. Т. 1. — С. 124 — 127.
  16. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1998. — № 1 — С. 3 — 8.
  17. Н.Р. Психология личностного роста. -М., 1995. 120 с.
  18. P.A. Педагогические условия полоролевой социализации подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1999. — 17 с.
  19. Ю.С. Феномен «воспитательное пространство города». Попытка ретроспективного анализа // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000. — С. 116 122.
  20. Буш Г. Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Автореф. дис.. д-ра фил. наук. Минск, 1989. — 39 с.
  21. A.B., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. М., 2001. — 100 с.
  22. О.Г. Проектирование педагогической деятельности школы-комплекса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1999. —21 с.
  23. Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.- 160 с.
  24. Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 154 165.
  25. .С. Психология ранней юности. М., 2001. — 96 с.
  26. A.B. Концепция социализации ребенка в условиях детского оздоровительного центра / Современные концепции воспитания. — Ярославль, 2001. С. 111 -118.
  27. С.Г. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. — Оренбург, 1993. 66 с.
  28. Воспитание и развитие личности в социуме: Комплексно-целевая программа. Н. Новгород, 2000. — 101 с.
  29. JT.C. Психология искусства. М., 1965. — 151 с.
  30. У. Школы без неудачников. — М., 1991. 184 с.
  31. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1989. — № 5. — С. 91 — 106.
  32. Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. СПб., 2001. — 188 с.
  33. О., Гребенюк Т. Основы педагогики индивидуальности. — Калининград, 2000. — 572 с.
  34. В.В. Образовательная технология ТОГИС: работа над познавательной задачей // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 159−167.
  35. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь, 1993. — 184 с.
  36. A.A. Факторы, блокирующие творческую активность личности. Новосибирск, 2000. — Ч. II. — С. 51 — 55.
  37. И.Н. Социализация подростка в процессе организации учебного времени: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1997. — 17с.
  38. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. — 336 с.
  39. Директору школы о сотрудничестве с родителями. М., 2001. — 176 с.
  40. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.-208 с.
  41. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. — 160 с.
  42. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М. — Воронеж, 1995. — 268 с.
  43. Е. Развитие творческой активности в педагогическом процессе // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия — Германия. Оренбург, 2000. — Ч. I. — С. 169 — 171.
  44. X. Учитель и ребенок. Ростов н/Д, 1997. — 211 с.
  45. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990. -256 с.
  46. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987. — 160 с.
  47. М.Н., Маскаева Т. Е. Дидактика для учителя. Н. Новгород, 1996.- 136 с.
  48. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. — Оренбург, 1999.-290 с.
  49. Ф.И. Психология воспитания школьников. — Минск, 1999. — 136 с.
  50. Э.А. Как обеспечить социализацию подростков: предпроектный анализ и проект // Школьные технологии. — 2000. № 4. -С. 83 -96.
  51. Н.В. К вопросу об активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения // Современное образование. — Томск, 2000.-Т. 1.-С. 44−47.
  52. A.M., Смирнова З. Ю. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы // Школьные технологии. -2000. № 3. — С. 93 — 104.
  53. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.- 144 с.
  54. Е. Погружение в общение // Директор школы. 2000. — № 1. -С. 50- 56.
  55. О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? К проблеме социализации молодого поколения современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 185 — 188.
  56. H.A. Межведомственный социально-педагогичнский центр в микрорайоне: перспективная модель. М., 1996. — 51 с.
  57. С.Н. Управление качеством воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2002.- 16 с.
  58. О.Д., Васильев И. А. Концептуальная модель стадии инициации мыслительного процесса // Вестник Московского Университета. — Серия 14. Психология. — 2001. — № 2. — С. 3 — 14.
  59. А.Г. Психология личности. М., 1969. — 391 с.
  60. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.- 176 с.
  61. Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М., 1993. 327 с.
  62. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994.-344 с.
  63. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967. — 384 с.
  64. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. — 176 с.
  65. Е.Л. Я сам. Киев, 1983. — 96 с.
  66. М.И. Развитие творческой активности школьников // Активность личности. Новосибирск. — 2000. — Ч. II. — С. 187 — 200.
  67. .И. Учение процесс творческий. — М., 1989. — 159 с.
  68. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. М., 2000. -400 с.
  69. Л.П. Ориентация на творчество — неотъемлемый компонент подготовки современного учителя // Современность и школа. — Уфа, 1999.-С. 29−31.
  70. В.М. Психология и педагогика. М., 2001. — 319 с.
  71. Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1997. — 24 с.
  72. С.Н. Проблема нормы психического и личностного развития в современной психологии // Человечество на пороге XXI века. -Магнитогорск, 1999. С. 64 -65.
  73. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Минск, 1999.-384 с.
  74. Г. Ю. Значение ситуации успеха в учебной деятельности // Гуманитарное образование в современном вузе. Тверь, 2000. — С. 8084.
  75. В.Г. Противоречия социализации в конфликтном обществе // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается.-М., 1996.-С. 193 -195.
  76. В.С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов н/Д, 2002. — 320 с.
  77. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989. — 127 с.
  78. Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. — М., 1997. 217 с.
  79. З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников // Педагогика и психология игры. — Новосибирск, 1985. С. 71 -79.
  80. Д. Искусство помнить и забывать. СПб., 1995. — 216 с.
  81. Д.И. Воспитание самостоятельности пионеров младшего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1964. — 28 с.
  82. В.А. Воспитание творчества. — М., 1977. — 63 с.
  83. В., Щербина М. Компьютеризация и «креативная педагогика» // Дайджест. 1999. — Ноябрь. — С. 21 -23.
  84. . Л. Обучение всего класса. — М., 1995. — 48 с.
  85. В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. — М., 1999.- 160 с.
  86. О.В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997. — 256 с.
  87. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. — 161 с.
  88. В.И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодежи // Педагогика. — 1998. № 5. — С. 46 -52.
  89. С.А. Педагогические основы организации целостного процесса воспитания школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1996. — 38 с.
  90. С.А. Педагогические основы организации целостного процесса воспитания школьников: Дис.. д-ра пед. наук. Омск, 1996. — 315 с.
  91. B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. — М., 1993. 61 с.
  92. C.B. О формировании творческого и теоретического мышления учащихся // Мир психологии. — 2001. № 1. — С. 145 -155.
  93. Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999. — 300 с.
  94. Ю.С. Средовая диагностика. Кустай, 1997. — 19 с.
  95. Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Орел, 1994. — 138 с.
  96. Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. -СПб., 1998.-216 с.
  97. T.B. Учебная деятельность как фактор социального самоопределения подростка. — Киров, 1999. — 215 с.
  98. Т.В., Ходырева Е. А. Учебная деятельность . Среда. Развитие .-Киров, 1998.-78 с.
  99. Г., Мелхори Х.-Г. Гениями не рождаются. М., 1989. — 208 с.
  100. В.А. Психологическая система тренинга конструктивного мышления // Дайджест. — 2000. Октябрь. — С. 3−5.
  101. A.B. О синергетическом подходе в развитии творческих способностей учащихся // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия Германия. — Оренбург, 2000. -Ч. I. — С. 177 -181.
  102. A.B. Социализация как социально-педагогическое явление / Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000. — С. 23 -32.
  103. A.B. Социальная педагогика. М., 2002. — 200 с.
  104. A.B. Общение в процессе воспитания. М., 2001. — 320 с.
  105. Г. Е. Дидактическое проектирование. — Шуя, 2000. — 84 с.
  106. В.А. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1991.-47 с.
  107. На пути поиска и творчества. Ярославль, 1999. — 315 с.
  108. P.C. Психология: В 3 кн. Кн. 1. — Общие основы психологии. — М., 1995. — 576 с.
  109. A.A. Детское научное творчество подлинник или копия? — ТРИЗ — педагогика // Школьные технологии. — 2000. — № 6. -С. 189−198.
  110. Л.Г. Диагностика воспитательного процесса // Проблемы школьного воспитания. 1996.- № 1. — С. 37 — 40.
  111. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М., 1990.- 160 с.
  112. И.Л., Семенов Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать: Радость открытия. М., 1989. — 192 с.
  113. Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000. 448 с.
  114. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / Под ред. В. И. Андреева. Казань, 1989. — 98 с.
  115. Е.А. Курс развития творческого мышления в ситуации интенсивного начального образования детей // Психологическая газета. -2000. № 10/61.-С. 16−17.
  116. А.К. Психология самостоятельности. М., Нальчик, 1996. -318с.
  117. В.Д. Как найти себя: Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше. — М., 1985. — 351 с.
  118. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1999. — 38 с.
  119. A.B. Психология о каждом из нас. М., 1992. — 332 с.
  120. А. «Доминанта гуманизма» педагогическая технология директора 180-й школы г. Новосибирска // Педагогический вестник. — 1998. -№ 9(207). -С. 3
  121. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1997.-528 с.
  122. Проблема социализации личности в период экономической нестабильности: материалы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Березники, 1999. — 398 с.
  123. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. — М., 1987.-240 с.
  124. Психолого-педагогический словарь. — Ростов н/Д, 1998. — 544 с.
  125. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1992. — 112 с.
  126. Т.Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 2000.- 19 с.
  127. А. К вопросу об алгоритмизации творческой деятельности // Вопросы образования. 1983. — № 3. — С. 59 -63.
  128. Рабочая концепция одаренности. М., 1998. — 68 с.
  129. Развитие творческой личности школьников методами ТРИЗ-педагогики. Минск, 1998. — 17 с.
  130. O.A. Социальные ориентиры молодежи: проблемы, перспективы. М., 1993. — 192 с.
  131. A.A. Практическая психодиагностика личности. — СПб., 2001. — 224 с.
  132. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. — 320 с.
  133. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. — 529 с.
  134. Н.Т. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1999.-№ 1.-С. 38−42.
  135. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. — Ярославль, 1999.- 117 с.
  136. С.М. Социально-педагогический комплекс — один из путей социализации ребенка / Особенности и проблемы развития понятий в социальной педагогике. Челябинск, 1999. — С. 64 -65.
  137. JI.A. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д, 1975. — 127 с.
  138. JI.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Автореф. дис.. канд. фил. наук. -Свердловск, 1988. 24 с.
  139. И.В. Инициатива в творческой деятельности // Активность личности. Новосибирск, 2000. — Ч. II. — С. 133−141.
  140. C.B., Воронин А. Н. Влияние экстраверсии-интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности. // Психологический журнал. -2000.-Т. 21.-№ 5.-С. 56 -64.
  141. Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 2000. 38 с.
  142. Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998. -256 с.
  143. Н.Л. Класс и его воспитательные функции в современной школе: Дис.. в виде научного доклада д-ра пед. наук. — М., 1997.-81 с.
  144. В.Д. Социальная педагогика: История и современность. — Екатеринбург, 1995. — 128 с.
  145. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986.- 112 с.
  146. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. — 272 с.
  147. A.M. Процесс развития воспитательной системы школы // Советская педагогика. — 1991. — № 11. С. 78 -84.
  148. В.А. Субъективная педагогика: контуры новой научной теории. М., 1999. — С. 7 -20.
  149. Словарь по управлению. Н. Новгород, 1997. — 170 с.
  150. С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. М., 1986.-368 с.
  151. Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. — M., 1993. — 168 с.
  152. А.Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 20 с.
  153. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. М., 2000. — 272 с.
  154. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М., 2000. — 416 с.
  155. Социальная педагогика (экспресс — учебное пособие). — Челябинск, 1994.- 152 с.
  156. Социальное становление учащихся. — Ярославль, 1995. — 71 с.
  157. С.Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 3. — С. 91 -101.
  158. Способности и склонности / Под ред. Э. А. Голубевой. — М., 1989. — 176 с.
  159. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. — 160 с.
  160. И.В. Психология творчества: Лекция для студентов педагогических вузов. Саратов, 1968. — 214 с.
  161. М.Г., Бартенева Л. Б. Творческое развитие детей: проблемы и решения // Школьные технологии. 2000. —№ 5. — С. 149 -153.
  162. Теория и практика реализации творческого потенциала детей. — СПб., 2000.-180 с.
  163. Е.И. Общение как фактор социализации / Особенности и проблемы развития понятий в социальной педагогике. — Челябинск, 1999.-С. 15−16.
  164. В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966. — 98 с.
  165. Е.В. Методика воспитания. СПб., 1996. — 52 с.
  166. Е.И. Становление школьника-лидера в воспитывающей среде школы. Самара, 2001. — 218 с.
  167. Н.К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. — М., 1996. 65 с.
  168. П., Белобородова Е. Игровая работа в Англии // Народное образование. 2000. — № 4 -5. — С. 64 -68.
  169. В.Г., Макарова Н. В. Творческое развитие индивидуальных способностей учащихся: как его обеспечить // Школьные технологии. 2000. —№ 6. — С. 84 -87.
  170. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-СПб., 1991.-35 с.
  171. Д.И. Психология становления личности. М., 1994. — 240 с.
  172. Г. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований // Педагогика. — 2000. — № 9. С. 11 -17.
  173. А., Гордон Т. Популярная педагогика. — Екатеринбург, 1997. 608 с.
  174. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1996.-47 с.
  175. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. — 286 с.
  176. Л. Школьная психологическая служба: формы деятельности // Народное образование. 2001. — № 2. — С. 135−141.
  177. H.H., Халаджан М. Н. Методологические основы новой школы // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 13−17.
  178. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. — М., 1992.- 159 с.
  179. Е.А. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Проблемы школьного воспитания. -1995. —№ 1.- С. 41−46.
  180. А.Н. Диалектика соотношения социализации и индивидуализации в педагогической теории и практике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1997. — 42 с.
  181. А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998. — 266 с.
  182. Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистски-педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. — Вып. 1. — С. 61−78.
  183. А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001.-176 с.
  184. З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 1991. — 36 с.
  185. М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. — 272 с.
  186. Н.Н. Воспитание необходимое условие социализации личности // Вестник Вятского государственного педагогического университета. — 2001. — № 2. — С. 46 -52.
  187. Н.И. Выборочный метод оценки близости ориентаций и уровня развития межличностных отношений в группе // Вопросы психологии. 1989. —№ 3. — С. 58 -63.
  188. П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. М., 2001. — 208 с.
  189. Ю.В. Формирование познавательной самостоятельности у курсантов военных вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2002. — 23 с.
  190. М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 40 -45.
  191. Н.Ф. Социально-педагогическая деятельность школы в открытой среде: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 15 с.
  192. С.Г. Концептуальная модель развивающей социально-педагогической среды // Школьные технологии. — 2000. — № 1. — С. 132 -145.
  193. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999. -288 с.
  194. Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (на материалах Центра дополнительного образования): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 1997.-21 с.
  195. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 127 с.
  196. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). — M., 1996. 352 с.
  197. В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 1997. — 248 с.
  198. В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. — 639с.
Заполнить форму текущей работой