Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие высшего негосударственного образования в России, вторая половина XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советский период проблемы истории высшего негосударственного образования в России, как целостного социального и педагогического явления, почти не рассматривались. Исключение делалось лишь для отдельных подобных вузов, игравших значительную роль в формировании новаторских для своего времени направлений развития высшей школы. В первую очередь, это относилось к высшему женскому образованию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования высшего негосударственного образования в России во второй половине XIX -начале XX вв
    • 1. 1. Высшая негосударственная школа как социокультурный институт
    • 1. 2. Возникновение, формирование сети и студенческого контингента высших негосударственных учебных заведений в России исследуемого периода
    • 1. 3. Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение высшей негосударственной школы
  • Глава 2. Идеология, содержание и образовательные технологии в высших негосударственных учебных заведениях в России во второй половине XIX — начале XX вв
    • 2. 1. Удовлетворение образовательных потребностей населения и подготовка кадров в системе целевых установок высшего негосударственного образования
    • 2. 2. Содержание высшего негосударственного образования
    • 2. 3. Технологии образовательного процесса в высших негосударственных учебных заведениях

Становление и развитие высшего негосударственного образования в России, вторая половина XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Кардинальное изменение общественно-политической и социокультурной ситуации в России вызвало к жизни развитие широкой сети негосударственных учреждений высшего профессионального образования. Между тем, эффективность их деятельности оценивается неоднозначно, а уровень подготовки специалистов далеко не всегда соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. В этих условиях представляет значительный интерес опыт функционирования негосударственных высших учебных заведений, сложившийся в России во второй половине XIX — начале XX вв.

Их роль и значение в подготовке квалифицированных специалистов для различных отраслей российской экономики и народного образования в тот исторический период были достаточно велики. Так, к 1917 г. студенты неправительственных высших учебных заведений составляли 52 проц. от общего числа обучающихся в высшей школе, а самих негосударственных вузов насчитывалось около 60-ти (против 65 государственных), причем большинство из них были учебными заведениями университетского типа.

Причины возникновения в стране во второй половине XIX в. негосударственных высших учебных заведений и значительного роста их численности в начале XX вв. были различными. Сюда можно отнести и резко возросшую потребность в квалифицированных специалистах различных профессий, с удовлетворением которой не могла справиться государственная высшая школаи создание условий для получения высшего образования той категорией лиц, поступление которой в государственные вузы было ограничено (в первую очередь, девушками, которые даже к 1917 г. имели право обучаться лишь в 3-х из них) — и стремление научно-педагогической общественности организовать высшие учебные заведения, образовательный процесс в которых не был бы жестко регламентирован официальными предписаниями.

История функционирования общественных и частных высших учебных заведений в дореволюционной России насчитывает около 50-ти лет. За этот период там были созданы самые разнообразные программы обучения и педагогические технологии, во многом отражавшие специфику негосударственного высшего образования в российских условиях. Исследование отечественного исторического опыта в этой сфере вызывает значительный интерес, особенно если учесть, что современная система негосударственной высшей школы в нашей стране находится только на этапе становления.

Изучение истории развития отечественных высших учебных заведений в России началось еще до революции. Этой проблеме уделялось внимание как в работах по общей истории педагогики в России (П.Ф.Каптерев), так и в специальных исследованиях (А.М.Лаурсон, Н. В. Сперанский, П. Ферлюдин, К. Р. Шохоль и др.). К сожалению, большинство этих трудов носило описательный характер, хотя имелись и специальные исследования, посвященные отдельным аспектам рассматриваемой проблемы.

В советский период проблемы истории высшего негосударственного образования в России, как целостного социального и педагогического явления, почти не рассматривались. Исключение делалось лишь для отдельных подобных вузов, игравших значительную роль в формировании новаторских для своего времени направлений развития высшей школы. В первую очередь, это относилось к высшему женскому образованию, особенно педагогическому. Здесь достаточно назвать имена таких известных исследователей, как 'И.Н.Андреева, В. Г. Андросова, В. А. Базанов, Л. А. Боброва, П. С. Ткаченко, Г. И. Щетинина, Э. П. Федосова, С. Л. Эвенчик и др. Определенная информация о деятельности негосударственных высших учебных заведений содержится также в работах по общей истории высшего образования в России, авторами которых являются Э. Д. Днепров, В. Г. Кинелев, З. И. Равкин, Р. Г. Эймонтова и др. Особо следует выделить фундаментальный труд А. Е. Иванова «Высшая школа в России в конце XIX — начале XX вв.», в которой значительное внимание уделяется именно негосударственному высшему образованию.

Только в последние годы появились исследования, в которых предпринимаются попытки осмыслить высшее общественное и частное образование в дореволюционной России в целом и отдельные его аспекты. Это книги и статьи В. В. Безлепкиной, Ю. С. Воробьевой, А. А. Кушель, Е. В. Романовой и др. Опыт концептуального изложения истории негосударственных высших учебных заведений в дореволюционной России рассматривается в монографии В. А. Солоницына «Негосударственное высшее образование в России», вышедшей в 1998 г. Проблемам функционирования общественных высших учебных заведений в России в начале XX в. посвящена докторская диссертация Ю. С. Воробьевой. Впрочем, здесь автор рассматривает главным образом чисто социальные аспекты деятельности этих образовательных учреждений.

Становление и развитие частной и общественной высшей школы в дореволюционной России до настоящего времени еще не получили сколько — нибудь систематического и аргументированного освещения в научной литературе.

Таким образом, возникло известное противоречие между потребностью в творческом использовании исторического опыта в современных условиях высших негосударственных учебных заведений в дореволюционной России и недостаточной изученностью этого опыта в педагогической науке.

Исходя из этого противоречия, был сделан выбор темы настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы основные тенденции становления и развития негосударственных высших учебных заведений в России второй половины XIX-начала XX вв.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — система высшего образования в России.

Предмет исследования — процесс становления и развития высшей негосударственной школы в России второй половины XIXначала XX вв.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить основные причины появления и развития негосударственных высших учебных заведений в Российской империи.

2. Проанализировать нормативно-правовую базу деятельности российской негосударственной высшей школы в рассматриваемый период.

3. Раскрыть специфику содержания высшего негосударственного образования в России второй половины XIX — начала XX вв.

4. Дать оценку технологиям образовательного процесса в российских высших негосударственных учебных заведениях.

5. Сделать выводы о возможности использования элементов исторического опыта деятельности высших негосударственных учебных заведений дореволюционной России в современных условиях.

Гипотеза исследования носит вероятностный характер и предполагает, что образовательная деятельность высших негосударственных учебных заведений в дореволюционной России была обусловлена целым рядом экономических, политических и социокультурных факторов, часть из которых, с учетом современных социальных реалий, продолжает существовать и в наши дни.

Общая методология исследования основывается на использовании основных положений социальной философии, оценивающих общественное явление как субъект развития и саморазвития, протекающего под воздействием ряда тесно взаимодействующих между собой факторов.

Специальную методологию составляют: аксиологический, па-радигмальный, герменевтический и синергетический подходы. Каждый из этих подходов позволяет выявить определенные стороны социально-исторического явления, а системное их применение дает возможность рассмотреть феномен развития высшего негосударственного образования как целостный процесс.

Источниковой базой исследования являются официальные нормативные документы о порядке создания и функционирования негосударственных высших учебных заведений, труды известных российских педагогов рассматриваемого периодастатьи и воспоминания лиц, обучавшихся в негосударственных высших учебных заведениях. В работе использованы материалы архива отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных в диссертационной работе задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: конструктивно-генетическийретроспективный анализ исторических источниковструктурный и контекст-анализ текстовтеоретическое моделирование.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1997 — 1998) — поисковый. На этом этапе был исследован уровень разработанности проблемы, сформулирована концепция исследования и определена его источниковая база.

Второй этап (1998 — 1999) — теоретический. На этом этапе происходило изучение и осмысление законодательно-нормативных документов, историко-публицистических и архивных материалов.

Третий этап (1999 — 2ООО) — обобщающий. На этапе обобщались и систематизировались результаты исследования, формировались основные теоретические выводы, завершалась работа над текстом диссертации и его оформлением.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— определены экономические, политические и социокультурные условия становления и развития негосударственного высшего образования в России;

— дано определение и выделены сущностные характеристики негосударственных высших учебных заведений в России рассматриваемого периода;

— проанализировано содержание и образовательные технологии, специфические для негосударственных высших учебных заведений дореволюционной России;

— изучены возможности использования опыта негосударственной высшей школы дореволюционной России в современных условиях.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров работы базирующихся на аксиологическом, парадигмаль-ном, герменевтическом и синергетическом подходахсоответствием методов исследования его задачам и логикерепрезентативностью источниковой базы и логической непротиворечивостью выводов.

Практическая значимость исследования определяется принципиальной возможностью использования полученных результатов в преподавании нормативных и специальных курсов по истории общего и профессионального образования, для разработки документов, регламентирующих деятельность негосударственных высших учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

• возникновение и функционирование высших негосударственных учебных заведений в дореволюционной России (вторая половина XIX — начало XX вв.) было обусловлено целым рядом взаимодействовавших между собой факторов: экономических, политических и социокультурных, характеризовавших состояние государства и общества в рассматриваемый исторический период;

• развитие системы общественных и частных высших учебных заведений, в первую очередь в начале XX в., сопровождалось их дифференциацией, связанной с расширением образовательных задач;

• в деятельности негосударственных высших учебных заведений обеспечивалось сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки;

• содержание образования и педагогические технологии в российских негосударственных высших учебных заведениях второй половины XIX — начала XX вв. в целом соответствовали образовательным потребностям общества, задачам государственной общеобразовательной политики, ведущим педагогическим концепциям своего времени.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они обсуждались и получили одобрение на межвузовских практических конференциях в г. Москве и на заседаниях аспирантского научного объединения МПГУ. Они нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 163 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление и развитие высшего негосударственного образования в дореволюционной России представляло собой сложный и нелинейный социально-экономический и социокультурный процесс, находившийся под влияние различных факторов, которые оказывали влияние друг на друга. Вместе с тем, можно утверждать, что ему сопутствовали неизменные тенденции, связанные с постепенным укреплением позиций негосударственной высшей школы и превращением ее структур из дополнительных по отношению к государственным в равноправные, а по отдельным позициям иногда превосходившие некоторые правительственные высшие учебные заведения. К середине 10-х гг. XX в. число негосударственных вузов практически сравнялось с государственными и они продолжали развиваться быстрыми темпами.

В целом негосударственные высшие образовательные учреждения в России конца XIX — начала XX вв. обладали некоторыми основными признаками, отличавшими их от государственных образовательных структур и их общее определение можно сформулировать следующим образом: это — образовательные учреждения, которые осуществляли высшее образование по учебным программам, близким по объему материала к государственным с целью удовлетворения общеобразовательных потребностей и получения профессиональной подготовкине находились в полной зависимости от правительственных структурфинансировались из внебюджетных средств и не выдавали дипломов государственного образца.

В Российской империи не существовало какого-либо единого законодательного акта, определявшего все особенности функционирования негосударственных вузов, но, вместе с тем, они пользовались, особенно после 1905 г., достаточно широкими правами. Выпускники негосударственной высшей школы в ряде случаев приравнивались к лицам, окончившим государственные университеты и институты и имели ряд льгот, установленных для этой категории лиц.

Система общественных и частных высших учебных заведений была весьма пестрой по своему составу. Сюда входили различные, прежде всего женские вузы педагогической направленностиучебные заведения с программой близкой к университетской и специализированные высшие училищаразличные общеобразовательные курсы и народные университеты. В силу ряда причин негосударственная высшая школа была неравномерно представлена в отдельных направлениях российского высшего образования: достаточно широко в одних (например, педагогическом или коммерческом) и крайне скудно в других (политехническом).

Создание и функционирование различных частных и общественных высших образовательных учреждений было обусловлено целым рядом причин, хотя на разных этапах развития негосударственной высшей школы те или иные из них имели большую значимость. С этим обстоятельством было тесно связано доминирование в этих структурах общеобразовательного или специального профессионального обучения.

Так, если первоначально, в первые десятилетия XIX в. негосударственные вузы готовили, в первую очередь, специалистов в каких-либо областях, то в 70-е гг. это положение постепенно менялось. Подобная трансформация была связана, главным образом, с потребностями общества в предоставлением высшего образования женщинам, которые не допускались в правительственные высшие учебные заведения. Именно тогда появились первые высшие женские курсы как в обеих столицах, так и в ряде крупных университетских городов.

Однако впоследствии оба этих направления деятельности негосударственной высшей школы — предоставление общего и специального высшего образования, развиваются параллельно, как за счет открытия различных народных университетов и вузов, в которых образование было построено по университетской программе, так и создания большого числа специализированных курсов и институтов: педагогических, коммерческих, сельскохозяйственных, художественных и т. п. Можно даже утверждать, что после 1905 г., когда некоторые ограничения на поступление в государственные университеты и институты были сняты, именно функция подготовки специалистов в различных областях человеческой деятельности начинает постепенно преобладать в работе негосударственной высшей школы, хотя ее общеобразовательная функция продолжала играть значительную роль.

Ресурсное обеспечение большинства негосударственных высших учебных заведений было вполне удовлетворительным, особенно после упрочения их положения в общегосударственной системе вузов. Однако часть из них, в первую очередь частных, из-за непродуманной образовательной и финансовой деятельности руководства была вынуждена прекратить свое существование.

Содержание образования в различных общественных и частных высших учебных заведениях в целом определялось их основными задачами и первоначально было сходным с тем, которое практиковалось в соответствующих государственных вузах, хотя и в несколько сокращенном варианте. Оно содержало в себе элементы знаниевоориентированного и личностно-ориентированного подходов с преобладанием первого. Однако в процессе развития негосударственной высшей школы оно достаточно быстро трансформировалось с учетом особенностей контингента слушателей, изменявшихся образовательных потребностей общества, ресурсных возможностей конкретных высших учебных заведений и появления новых специальностей, по которым не осуществлялась подготовка в государственных институтах.

Динамика изменения содержания образования в негосударственных высших образовательных учреждениях была значительно выше, чем в государственных вузах, что имело как много позитивных, так и некоторые негативные стороны.

Образовательныетехнологии, использовавшиеся в частной и общественной высшей школе, также первоначально были ориентированы на формы и методы обучения, практиковавшиеся в правительственных университетах и институтах, однако впоследствии претерпевали значительные изменения. Это было обусловлено как требованиями, предъявляемыми к негосударственным высшим образовательным учебным заведениям, так и большей самостоятельностью в выборе способов обучения, которой обладали негосударственные вузы.

Их деятельность характеризовалась достаточно быстрым внедрением различных инновационных для своего времени педагогических технологий, направленных на повышение творческой активности слушателей, использованием нетрадиционных форм и методов обучения, проведением значительного числа различных педагогических экспериментов. Некоторые из подобных образовательных технологий, прошедших успешную апробацию в негосударственных высших учебных заведениях, впоследствии внедрялись в правительственных университетах и институтах.

В связи с возрождением в нашей стране в последнее десятилетие негосударственной высшей школы для современного исследователя особый интерес представляют потенциальные возможности использования некоторых элементов исторического опыта деятельности частных и общественных высших учебных заведений дореволюционной России в современных условиях. К подобным элементам, в первую очередь, относятся:

— некоторые аспекты юридического статуса подобных образовательных учреждений, их преподавателей, студентов и выпускников.

— опыт трансформации содержания образования и скорейшего внедрения инновационных педагогических технологий, связанный с организацией подготовки специалистов по новым профессиям, востребованным на рынке труда, что становится особо актуальным в наши дни;

— соотношение совершенствования содержания образования и повышения ресурсных возможностей частных вузов с их финансовыми средствами и выбор оптимальной образовательной и финансовой политики в этой области, позволяющей негосударственному высшему учебному заведению, с одной стороны, повышать уровень образования студентов и, с другой, оставаться экономически прибыльной структурой. В этом отношении является весьма ценным как положительный, так и негативный опыт работы дореволюционных частных высших образовательных учреждений.

Так как основной задачей настоящего исследования было выделение некоторых общих закономерностей развития и функционирования негосударственной высшей школы в России в конце XIX — начале XX вв., материалы анализа конкретной образовательной деятельность отдельных негосударственных вузов остались вне предлагаемой диссертации. Однако они представляют значительный интерес и могут стать темой будущих исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В. Живой источник: педагогическая концепция С. И. Гессена. // Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995. — С.16−18.
  2. И.Н. Становление высшего женского педагогического образования в Москве (1872 1817 гг.) Дисс. на соиск. уч. степ, к.пед.н. — М., 1987.
  3. И.Н. Философия и история образования. М., 1999. -'190 с.
  4. М.И. Источники изучения истории педагогики в России. -М., 1990. 142 с.
  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. Сост. П. А. Лебедев. М., 1990. — 608 с.
  6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Сост. П. А. Лебедев. М., 1987. — 587 с.
  7. Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители. М., 1990. — 264 с.
  8. В. Университетское образование женщин. СПб., 1873. — 40 с.
  9. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. -198 с.
  10. В.М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910. -41 с.
  11. В.М. Задачи Психоневрологического института. -СПб., 1908. 82 с.
  12. М.В., Корнетов Г. Б. Моделирование в историко-педагогических исследованиях. // Научные достижения и передовой педагогический опыт. М., 1991 г — вып.7. — С.6−14.
  13. М.В. Синергетика и педагогика. // Магистр. 1995. — № 2 — С.89−93.
  14. В.П. Школа России: прошлое и настоящее. // Судьбы образования в России. Сборник статей. Вып.2. М., 1996. — С.5−23.
  15. А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989 -135 с.
  16. М.С. Понятия и функции методологии педагогики. Советская педагогика. — 1990. — № 10. — С.23−28.
  17. С.Н. Монархия Александра III. Политическая реакция 80-х гг. // История СССР. М., 1990. — Т.2. — 457 с.
  18. В.И. Об основаниях университетской реформы. -Спб., 1901. 11 с.
  19. В.И. Высшая школа в России. Спб., 1914. — 325 с.
  20. В.М. Алгоритмы истории. М., 1989. — 106 с.
  21. С.Ю. Воспоминания. М., 1.960. — Т.Н. — 639 с.
  22. Ю.С. Общественность и высшая школа в России в начале XX века. М., 1994. — 132с.
  23. B.C. История развития общественного высшего образования в России 1900 1917 гг. Дисс. на соиск. уч. степ, д.и.н. -М., 1995.
  24. Н.И. Полный сборник правил приема и программ высших средних и низших общеобразовательных учебных заведений России: мужских, женских, правительственных и частных на 1908 -1909 учебный год. Спб., 1910. 475 с.
  25. Всемирная история. Под ред.Е. М. Жукова. М., 1960. — Т.VII. — 815 с.
  26. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 г. Под ред. В. Г. Кинелева М., 1995. — 138 с.
  27. Высшие женские курсы в Киеве. // Женское образование. 1878. -№ 8. -С.59−87.
  28. Высшие женские курсы в Москве. // Женское образование. 1876. — № 6. — С.285−388.
  29. А.И. Краткий исторический очерк правительственных мер и предначертаний против студенческих беспорядков. Спб., 1890. 27 с.
  30. В.И. О высших женских курсах в Москве. Письмо к редактору. // Женское образование. 1876. — № 5. — С.345−347.
  31. З.В. Высшее образование женщин в дореволюционной России. Вестник МГУ. Серия: история 1884. — № 1. — С.53−63.
  32. А. Теория формаций и реальность истории. // Вопросы философии. 1990. — № 11. — С. 19−28.
  33. М.И. О задачах русской педагогики. // Русская школа. -1892. № 3. — С.39−54.
  34. Десятилетие высших женских школ. // Женское образование. -1888. № 8. — С.501−503.
  35. С.Ф. Теория образования в п<�л<�и uj. ик^ России, «уала XX в. Историко-педагогический очерк. ivi., 1987. — 212 с.
  36. Н.П. Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и СССР. М., 1979. — 137 с.
  37. П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 1880-х годов. — М., 1964. — 511 с.
  38. Г. Г. Развал высшей школы. Спб., 1911. — 35 с.
  39. А.Е. За право быть студенткой. // Вопросы истории. -1973. № 1. — С.206−210.
  40. А.Е. Высшая школа в России в конце XIX начале XX века. — М., 1991 — с.
  41. А.Е. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы России конца XIX начала XX вв. Общественно-политический облик. // История СССР. — 1990. — № 5. — С.56 -64.
  42. А.Е. Университетская политика самодержавия в конце XIX начале XX веков. // Государственное руководство высшей школой в России и СССР. — М., 1979. — С.45−58.
  43. Г. П. Противоречия и крайности, обаяние и талант Дмитрия Писарева. // Педагогика. 1997. — № 5. — С.85−89.
  44. Исторический опыт социальной работы в России. Под ред. Л. В. Бадя М., 1994 — с.
  45. История педагогики. С XVIII века до середины XX века. Под ред. А. И. Пискунова. 4.2. — М., 1998. — 304 с.
  46. В. Очерки по истории школы и просвещения. М., 1902. -202 с.
  47. П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1915. — 386 с.
  48. П.Ф. Новая школа в новой России. // Педагогический сборник. Пг., 1917. — № 10−11. — С.306−328.
  49. П.Ф. Общий ход. развития русской педагогии и ее главные периоды. // Избранные педагогические сочинения. М., 1982. -С.258−270.
  50. Н. Выбор факультета и прохождение университетского курса. СПб., 1897 — 21 с.
  51. М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей» за 1873 г. М., 1897. — 983 с.
  52. П.Н. Университетские вопросы. СПб., 1909. — 37 с.
  53. В.Г. Высшее образование в России. М., 1995. — 180 с.
  54. Е.А. Высшее государственное образование в России: история и современность. М., 1993. — 267с.
  55. Е.А. Краткий очерк истории высшего педагогического образования в России в конце XIX начале XX века. // Педагогическое образование. — 1990. — № 2. — С.45−53.
  56. Е.А. Университет Шанявского вольная высшая школа. // Вестник высшей школы. — 1988. — № 4. — С.80−85.
  57. М.М. Необходимость общеобразовательных Высших курсов. Спб., 1911. — 11с.
  58. С.В. Воспоминания и письма. М., 1961. — 205 с.
  59. Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. М., 1998. — 302 с.
  60. С.П. Духовные основы благотворительности московского купечества. // Москав в истории России. Под ред. Б. В. Леванова. М., 1997. — С.102−107.
  61. Н.А. и др. История педагогики. М., 1982. — 412 с.
  62. Г. Б. История педагогики: Проблемы, предмет, подходы. // Европейская педагогика от античности до нашего времени. Исследовательские материалы. М., 1994. — 4.1. — С.6−10.
  63. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. // М., ИТП и МИО РАО, 1994. -С.264−268.
  64. А.А. Общественное движение при Александре II. М., 1909. 263 с.
  65. . А.А. Русская буржуазия. М., 1912 г. — 216 с.
  66. А. Высшее женское образование в Москве. // Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1909. — вып.XII. — С.106−120.
  67. А.А., Цветаева Е. И. Высшие женские Голицинские сельскохозяйственные курсы. // Вестник высшей школы. 1958. -№Ю. — С.91−95.
  68. А.Д., Петров Р. А. Русские миллионщики. М., 1992. -276 с.
  69. Д.И. История педагогики. М., 1998. — 583 с.
  70. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971. — 368 с.
  71. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988. -398 с.
  72. Н.О. История русской философии. М., 1991. — 348 с.
  73. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993. — 528 с.
  74. Е. Материалы для истории женского образования в России. 1856−1880. СПб., 1901. — Т.IV. — 271 с.
  75. А.П. Краткая история русской педагогики. СПб., 1914. 188 с.
  76. Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1938. — 342с.
  77. В.П. Социальная деятельность земских и городских органов самоуправления в России. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С. 14−17.
  78. П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. — 4.2. — М., 1994. — 242 с.
  79. П.Н. Университеты в России. // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза И.А.Ефрон. — Т.68. — СПб., 1902. — С.788−800.
  80. Э.П. Из истории высшего женского образования в России. // История СССР. 1969. — № 2. — С.174−180.
  81. Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен. СПб., 2000. — 4.2. — 402 с.
  82. В.В. Московские высшие женские курсы в начале XX века. М., 1999. — 204 с.
  83. В.В., Баранов А. В., Дайч С. В. и др. Московский педагогический государственный университет. 125 лет. М., 1997. — 560 с.
  84. JI.A. Ценность образования в дореволюционной России. // Российское образование: история и современность. М., 1994. -С.10−57.
  85. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований. // Педагогика. 1995. — № 5. — С.44−49.
  86. Е. Из прошлого женских курсов. М., 1886. — 99 с.
  87. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993. — 32 с.
  88. Об устройстве народных училищ. Указ правительствующему сенату. // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. — С.27.
  89. Образование: идеалы и ценности, Под ред.З. И. Равкина. М., 1996. — 143 с.
  90. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX вв. — М., 1980. — 248 с.
  91. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (вторая половина XIX в.). М., 1976. — 600 с.
  92. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. Под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1991. — 660 с.
  93. Д.С. Педагогика XIX-века. М., 1965. — 312 с.
  94. Т.В. Формационный и цивилизационный подходы: возможности и ограниченность. // Общественные науки и современность. 1993. — № 6. — С.86−91.
  95. Педагогический словарь. В 2-х тт. Под ред. И. А. Каирова. Т.1. -М., 1960. — 774 с.
  96. Педагогическая энциклопедия. Под ред. А. Г. Калашникова. -М., 1929. Т.З. — 894 с.
  97. Педагогическая энциклопедия. М., 1964. — T.I. — 832 с.
  98. M.JI. Университетская наука для русских женщин. // Русская мысль. 1886. — кн.11. — С.43−54.
  99. Д.И. Реалисты. // Избранные педагогические сочинения. М., 1984. — С.284−296.
  100. Письмо Бисмарка Александру III. Цит по: Давыдов Ю. В. Избранное. М., 1985. — С.406−407.
  101. И.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX в. Дисс. на соиск уч. степ, д.п.н. -М., 1997.
  102. М.И. О высшем женском образовании в России. -СПб., 1906. 16 с.
  103. Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесенные при открытии курсов. М., 1872. — 32 с.
  104. Постановление о Царскосельском лицее. // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. — С.130−138.
  105. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 1994. — 246 с.
  106. А.Н. Общественное движение в России при Александре II. СПБ., 1900. — 587 с.
  107. З.И. Вопросы изучения всемирного историко-педагогического процесса. // Советская педагогика. 1986. — № 5. -С.53−59.
  108. З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М., 1993. — 93 с.
  109. З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры. М., 1993 — 176 с.
  110. В.В. Сумерки просвещения. М., 1995. — 214 с.
  111. Е.В. Высшие женские курсы В.А.Полторацкой. -М., 1993. 186 с.
  112. С. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1803 1902 гг. — СПб., 1909. — 875 с.
  113. А.Н. Что сделала Третья государственная дума для народного образования. Спб., 1912. — 64 с.
  114. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова. М., 1993. — Т.1. — 608 с.
  115. Русский торгово-промышленный мир. М., 1993. — 296 с.
  116. Санкт-Петербургские высшие женские курсы (Бестужевские) 1878−1918. Л., 1973 — 138 с.
  117. П. О двоякой цели университетского образования. Киев, 1897. — 7 с.
  118. В.А., И.Ф.Исаев и др. Педагогика. М., 1997. — 512 с.
  119. В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании. // Сластенин. М., 2000. — С.259−274.
  120. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. — 1560 с.
  121. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Под ред. З. И. Равкина. М, 1994. — T.I. — 296 с.
  122. B.C. О государственной политике в области народного образования. // Магистр. 1994. — № 5. — С. 11−19.
  123. В.А. Негосударственное высшее образлование в России. М., 1998. — 273 с.
  124. В. Наше женское образование. // Педагогический листок. — 1885. — кн.1. — С.6−25.
  125. Н.В. Возникновение Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. М., 1913. — 56 с.
  126. Справочник по высшему образованию за 1915 г. Киев, 1915. -356 с.
  127. Справочник по женскому сельскохозяйственному образованию. -СПб., 1912. 24 с.
  128. Л.А. Философия и история образования. М., 1999. -268 с.
  129. И.А. Нуждается ли русская интеллигентная женщина в специальном сельскохозяйственном образовании. М., 1891. — 35 с.
  130. В.Я. Заметки о русской школе. // Избранные педагогические сочинения. М., 1991. — С.154−196.
  131. А. О женском профессиональном образовании. // Образование. 1896. — № 4. — С. 16−41.
  132. П. Женское сельскохозяйственное образование в России. // Сборник статей по вопросам сельскохозяйственного образования. -СПб., 1905. С.24−29.
  133. Д.Н. Внешкольное образование в России конца XIX начала XX веков. // Советская педагогика. — 1984. — № 6-. — С.98−102.
  134. Д.Н. Первая российская революция и школа. // Советская педагогика. 1985. — № 3. — С.95−101.
  135. Д.Н. Правительственная политика в области образования и общественно-политическое движение в России конца XIX начала XX в. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. — М., 1991.
  136. Д.И. Женские педагогические курсы, как необходимое учреждение для успехов общего и профессионального образования. // Педагогический листок. 1896. — кн.З. — С.3−13.
  137. JI. Письма О.А.Новиковой. Цит. по: Давыдов Ю. В. Избранное. М., 1985. — С.438−445.
  138. Тиц Б. Значение профессионального образования для женщин и его роль по отношению к общему образованию. // Женское образование. 1891. — № 3. — С.235−247.
  139. П.С. Из истории высшего образования русских женщин. // История СССР. 1979. — № 5. — С.110−126.
  140. Труды высочайше утвержденной комиссии по преобразованию высших женских учебных заведений. СПб., 1903. — вып. III. — 862 с.
  141. Труды Первого Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов и других просветительных учреждений частной инициативы. С.-Петербург 3−7 января 1908 г. СПб., 1908. — 486 с.
  142. Э.П. Бестужевские курсы. // Вопросы истории. 1975. — № 11. — С.216−220.
  143. Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России (1878 — 1918 гг.). — М., 1980 — 144 с.
  144. Философский словарь. М., 1981. — 445 с.
  145. М.В. История социальной работы в России. М., 1998. -295 с.
  146. Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. — 600 с.
  147. А.В. Зачем люди идут в высшую школу. // Вестник воспитания. 1910. — № 7. — С.46−64.
  148. А.А., Вайтц 3. Предмет педагогики как методологическая проблема историко-педагогического исследования. // Современные проблемы истории образования и педагогической науки, -М., 1994. T.I. — С.138−156.
  149. A.M. Из тайных архивов русской школы. М., 1992.- 128 с.
  150. Н.Г. Антропологический принцип в философии. // Избранные педагогические сочинения. М., 1982. -С. 159 -192.
  151. В.П. Российское образование: история и современность.- М., 1993. 209 с.
  152. В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993. — 186 с.
  153. К.Р. Высшее женское медицинское образование в России (исторический очерк). Спб., 1910. — 150 с.
  154. К.Р. К вопросу о развитии высшего женского образования в России. // Журнал Министерства народного просвещения. -1912. август. — С.153−195.
  155. Е. Ведомость учреждений Императрицы Марии. // Антология социальной работы. Под ред. М. В. Фирсова. М., 1994. -T.I. — С.143−153.
  156. С .Л. Высшие женские курсы в Москве. // Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР. -М., 1972. С.4−99.
  157. Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостной к России капиталистической. М., 1985. — 364 с.
  158. Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. М., 1993. — 147 с.
  159. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОРРГБ) ф.70, п. 32, оп.З.162. ОРРГБ ф.70, п. 32, оп.4.163. ОРРГБ ф.70, п. 72, оп.21.
Заполнить форму текущей работой