Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации нашли отражение в работе дошкольных образовательных учреждений и способствовали повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников. Исследование сопровождалось реализацией комплексной программы «Искусство общения с родителями», в которой нашли отражение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития профессиональной компетентности
    • 1. 1. Профессиональная компетентность педагога как научно-методическая проблема
    • 1. 2. Общение педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников — составная часть профессиональной компетентности
    • 1. 3. Влияние методической работы на развитие профессиональной компетентности воспитателя
  • Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов в организации общения с родителями
    • 2. 1. Проявление профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников
    • 2. 2. Разработка и реализация программы развития профессиональной компетентности воспитателей в организации общения с родителями
    • 2. 3. Результаты влияния методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность.

Вопросы развития профессиональной. компетентности педагога рассматриваются в психолого-педагогической литературе по отношению к учителю. Изучаются теоретические основы повышения компетентности педагогов (В.А. Адольф, В. П. Бездухов, И. О. Котлярова и др.), условия эффективности формирования профессиональной компетентности педагога (JI.A. Башарина, Н. Е. Костылева, Е. В. Прозорова, С. С. Татарченкова и др.), исследуются проблемы диагностики профессиональной компетентности и педагогического мастерства (JI.A. Башарина, М.И. Лукьянова). Раскрываются вопросы формирования отдельных компонентов профессиональной компетентности: развитие коммуникативной и социально-перцептивной компетентности учителя (Н.Н. Ершова, Е.В. Прозорова). Выявляются средства формирования профессиональной компетентности педагога: (Г.И. ^ Захарова, Ю. А. Конев, Г. М. Соломина, В.И. Юдин). Проблема профессиональной компетентности широко рассматривается в контексте подготовки специалистов в высших учебных заведениях, в процессе повышения квалификации (О.М. Атласова, Л. И. Дудина, Е. В. Прозорова, И. А. Чемерилова и др.).

В сфере дошкольного образования проведено исследование профессиональной компетентности педагогических кадров (И.В. Бичева), профессионально-значимых качеств личности воспитателя детского сада (Н.В. Шурова), развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (Г.И. Захарова). В качестве критерия дифференцированного подхода к повышению компетентности воспитателя ДОУ предложены особенности профессионального мышления педагогов, под которыми понимаются умения самостоятельно ставить и решать педагогические задачи определенного уровня (стратегического, тактического или оперативного) (В.Е. Морозова).

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е. М. Вроно, А. И. Захаров, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.

Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Иными словами, в основе взаимодействия педагога с родителями лежит общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством контактов, непосредственностью, наличием «обратной связи».

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов общения педагогов с родителями.

В то же время, в литературе отмечается, что процесс организации общения педагогов с родителями воспитанников характеризуется рядом недостатков: формализмом, отсутствием согласованности, построением общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий.

Исследователями выделен ряд причин сложностей взаимодействия детского сада и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя (O.JI. Зверева) — недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (Н.П. Корниенко) — отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей (Т.А. Данилина, З.И. Теплова) — различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий (Е.К. Эльяшевич) — стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями (В .П. Дуброва). Полученные данные свидетельствуют о наличии трудностей между участниками педагогического процесса — родителями и педагогами.

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями: определения содержания, средств и методов развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в данной области.

Мы можем констатировать существующее противоречие между потенциальными возможностями педагогов оказания помощи родителям в воспитании детей и отсутствием у них необходимых установок, теоретических знаний и практических умений, позволяющих компетентно оказывать данную помощь. Сложившееся противоречие позволяет определить проблему исследования: каковы содержание и средство развития профессиональной компетентности воспитателей в общении с родителями? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения.

Предмет исследования: процесс развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в общении с родителями воспитанников.

Гипотеза: развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— комплексном развитии компонентов содержания профессиональной компетентности педагогов (личностного, содержательного, профессионально-деятельностного) в данной сфере;

— применении методической работы в дошкольном образовательном учреждении как ведущего средства развития профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников;

— осуществлением методической работы на основе программы развития профессиональной компетентности в исследуемой области;

— организации обучения педагогов на основе личностно ориентированного подхода, включающего оптимальный выбор форм и методов обучения в соответствии с задачами и содержанием учебного материала;

— активизации педагогов в процессе обучения, которой способствует возникновение у них ассоциаций с собственным опытом, вопросов, учет мнений, пожеланий педагогов (обеспечении «обратной связи»).

Формулировка цели и определение гипотезы исследования позволили нам выдвинуть следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «профессиональная компетентность» в сфере общения педагогов дошкольных образовательных учреждений с родителями воспитанников.

2. Изучить состояние развития профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями воспитанников в педагогической практике.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в общении с родителями воспитанников.

Методологической основой исследования являются социально-философские теории и положения о феномене профессионализма (Е.А. Жукова и др.) — принцип единства теории и практикипсихолого-педагогические положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.). Принципиальную роль в обосновании стратегии исследования имели личностно-деятельностный подход к процессу профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров (С.Г. Верпшовский, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина и др.) — положение о ведущей роли общения в профессиональной деятельности педагога (В.А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, А.А. Леонтьев).

Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, ретроспективный анализ, изучение и обобщение педагогического опыта воспитателей дошкольных учреждений, опросные методы (анкетирование, опрос, интервью, метод выбора), обсервационные методы (наблюдение, хронометраж), анализ документов, сочинения, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных, анализ и обобщение результатов исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что.

— представлен целостный анализ состояния проблемы профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников в педагогической теории и практике;

— разработана частная классификация нетрадиционных форм организации общения педагогов с родителями воспитанников;

— теоретически обосновано и реализовано в практике дошкольных образовательных учреждений содержание работы по развитию профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников, отраженное в авторской программе;

— определены педагогические условия, способствующие развитию профессиональной компетентности педагога ДОУ в общении с родителями воспитанников.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что.

• разработана и экспериментально реализована научно-обоснованная эффективная методика развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в общении с родителями;

• определены и обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников;

• обоснована роль методической работы как ведущего средства развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников.

Теоретическая значимость:

• конкретизированы сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность» педагога дошкольного образовательного учреждения применительно к сфере общения педагога с родителями воспитанников;

• опытно-экспериментальным путем выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию профессиональной компетентности педагога ДОУ в общении с родителями воспитанников (комплексный подход к развитию профессиональной компетентности педагоговприменение методической работы в ДОУ в качестве ведущего средства развития профессиональной компетентности и др.);

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации нашли отражение в работе дошкольных образовательных учреждений и способствовали повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников. Исследование сопровождалось реализацией комплексной программы «Искусство общения с родителями», в которой нашли отражение теоретические положения диссертации. Материалы исследования могут быть использованы в семинарских и практических занятиях факультетов дошкольной педагогики и психологии вузов по дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста», в ходе преподавания спецкурса «Методическая работа в ДОУ», в методической работе, направленной на переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров ДОУ.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологические положения о феномене профессионализма, ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности, внутренней непротиворечивостью исследования, адекватностью методов исследования поставленным задачам, использованием методов математико-статистической обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников на основе многоаспектного анализа теории и практики определяется как комплексная характеристика, обуславливающая эффективность общения педагога с родителями воспитанников, основанная на сформированных профессионально значимых установках и личностных качествах, теоретических знаниях о семье, специфике семейного воспитания, особенностях взаимодействия семейного и общественного воспитания, владении практическими умениями и навыками планирования и организации данного процесса.

2. Содержание профессиональной компетентности педагога ДОУ применительно к сфере общения с родителями воспитанников определяется в соответствии с современными принципами и требованиями к организации этого процесса и представляет собой единство личностного (профессионально-значимые установки и качества личности), содержательного (теоретические знания о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и социального запроса родителей) и профессионально-деятельного (умения и навыки планирования и организации педагогически целесообразного общения с родителями) компонентов.

3. Критериями профессиональной компетентности педагогов ДОУ, отражающими существо процесса общения с родителями воспитанников служат: наличие у педагогов потребности в совершенствовании в вышеозначенной сферепонимание социальной роли педагогов и родителей в воспитании детейналичие мотивации у педагогов в организации компетентного общения с родителямисформированность профессионально-значимых установок и личностных качеств для организации эффективного общения с родителямисформированность знаний о семье, методах изучения особенностей семейного воспитания, современных принципах, формах, методах организации общения с родителяминаправленность на достижение положительных результатов в организации общения с родителями.

Данные критерии положены в основу характеристики уровней (высокий, средний, низкий) сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями воспитанников.

4. Ведущая роль методической работы в ДОУ как средства развития профессиональной компетентности педагога детерминирована следующими положениями: непрерывным развитием педагогической теории и практики, редукцией и устареванием имеющихся у педагогов знаний и умений, отсутствием у части педагогов специального педагогического образованиявозможностью регулярного и целенаправленного осуществления методических мероприятийреализацией индивидуального подхода к каждому педагогу, возможностями немедленной актуализации полученных педагогами знаний и умений.

5. Эффективность развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в исследуемой сфере определяется следующими условиями:

— комплексным подходом к развитию профессиональной компетентности педагогов, с учетом ее структурных компонентовличностного, содержательного и профессионально-деятельностного;

— применением методической работы в ДОУ в качестве ведущего средства развития профессиональной компетентности;

— целенаправленным осуществлением работы на основе программы развития профессиональной компетентности, учитывающей современные принципы и требования к общению педагогов с родителями воспитанников (доверительности, партнерства и т. д.);

— организацией обучения педагогов на основе личностно ориентированного подхода, включающего оптимальный выбор форм и методов обучения в соответствии с задачами и содержанием учебного материала;

— активизацией педагогов в процессе обучения, обращенности к их личному опыту, с учетом их мнений, пожеланий.

Апробация результатов исследования. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Mill У. Основные положения работы нашли свое отражение в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях факультета дошкольной педагогики и психологии Mill У (2001, 2003), студенческой научно-практической конференции факультета дошкольной педагогики и психологии МШУ (2003), международной научно-практической конференции «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленский государственный педагогический университет, 2004).

Результаты исследования апробированы в работе старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по главе 1.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что профессиональная компетентность как комплексная характеристика личности определяет эффективность любой профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.

Изучение подходов к определению содержания профессиональной компетентности показало наличие в ней трех взаимосвязанных структурных компонентов: личностного, содержательного и профессионально-деятельностного. Конкретизируя содержание каждого из структурных компонентов в области общения педагогов с родителями воспитанников, можно выделить профессиональные установки и личностные качества (установки непрерывного профессионального совершенствования, безоценочного партнерского общения с родителями воспитанников, осознания собственных преимуществ и затруднений в общении с родителями, выдержка тактичность и т. д.), составляющие личностный блок. В содержательный блок входят знания педагогов о семье, ее воспитательном потенциале, знания о диагностике особенностей семейного воспитания и образовательных потребностей родителей, о способах организации общения с родителями воспитанников. Содержанием профессионально-деятельностного компонента являются умения и навыки, необходимые для успешной организации общения с родителями воспитанников диаг ностические, организационные, коммуникативные и т. д.

Наличием взаимосвязи и взаимозависимости обозначенных структурных компонентов детерминирована необходимость комплексного развития профессиональной компетентности как динамического явления.

Выделенные критерии и разработанные на их основе показатели и уровни профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников позволяют оценить ее развитие.

Ведущим средством развития профессиональной компетентности является методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, т.к. она направлена на преодоление редукции и устаревания знаний и навыков педагогов, включает в содержание методических мероприятий новейшие достижения педагогической науки и практики, отслеживает включение в педагогический процесс полученных педагогами новых знаний и умений, позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к педагогам, с учетом их достижений и трудностей.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов в организации общения с родителями.

2.1. Проявление профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников.

Констатирующий эксперимент был направлен на изучение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в практике организации общения с родителями воспитанников. На констатирующем этапе исследования принимали участие 370 воспитателей дошкольных учреждения г. Москвы.

Констатирующий эксперимент осуществлялся в три этапа и проходил с апреля 2001 по май 2003 года.

На первом этапе наше внимание было обращено на выявление и обобщение положительного опыта организации общения педагогов и родителей, раскрытие роли профессиональной компетентности педагогов в успешности взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи. На данном этапе использовались методы ретроспективного анализа педагогического опыта, фокусированное интервью с воспитателями г. Москвы и городов Истра и Королев Московской области, и руководителями методических центров Округов города Москвы.

На втором этапе констатирующего эксперимента внимание было направлено на получение эмпирических данных, характеризующих сформированность отдельных компонентов профессиональной компетентности воспитателей в сфере общения с родителями (мотивационного, содержательного и профессионально-деятельностного). Для достижения этого использовались следующие методы: экспресс-беседы ф> с практическими работникамисочинения воспитателей на тему «Мои трудности в работе с семьей и их причины" — метод выбораанкетирование.

70 воспитателейанализ документации, отражающей работу детского сада с семьейхронометраж и наблюдение за организацией общения воспитателей и родителей.

На третьем этапе происходило изучение деятельности старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников. Для этого было проведено анкетирование старших воспитателей ДОУ.

Обратимся к анализу содержания и результатов констатирующего эксперимента.

Ретроспективный анализ педагогического опыта был направлен на изучение следующих вопросов:

• применяемые формы организации общения педагогов с родителями и их значение для повышения педагогической культуры родителей;

• содержание общения педагогов с родителями;

• используемые педагогами методы и приемы активизации родителей;

• наличие «обратной связи» между педагогами и родителями в процессе мероприятий;

• проявление профессиональной компетентности педагогами в процессе мероприятий.

Изучение педагогического опыта проводилось нами на основе анализа статей в научно-практических сборниках и в журнале «Дошкольное воспитание», опубликованных с 1993 по 2003 годы. Всего было обнаружено 104 статьи, посвященные передовому педагогическому опыту. Большая часть проанализированных материалов касалась опыта воспитательно-образовательной работы с детьми: обучения, организации самостоятельной деятельности, досугов, индивидуальной работы с детьми. Только 4 статьи из общего количества касались интересующей нас проблемы организации общения педагогов с родителями. Было выявлено три научно-практических сборника, которые затрагивали успешный опыт ДОУ по проблеме организации общения с родителями.

Анализ статей показал, что в публикациях отражаются содержание, формы и методы организации общения с родителями, установление «обратной связи» в общении педагогов с родителями. При этом ни в одной из статей не поднимались вопросы профессиональной компетентности педагогов в изучаемой нами сфере. Этот факт, на наш взгляд, свидетельствует или об отсутствии передового педагогического опыта в данной области или о его недостаточном выявлении и распространении.

Фокусированное интервью с педагогами дошкольных образовательных учреждений и представителями методических центров были проведены для уточнения вопроса о наличии опыта эффективной организации общения педагогов с родителями воспитанников.

Процедура интервьюирования: вопросы задавались в свободной форме, в неформальной обстановке. Вопросы интервью были сконцентрированы на выявлении применяемых педагогами форм и методов организации общения с родителями, его содержании, признании педагогами эффективности той или иной формы. Было опрошено 105 педагогов и представители 4 окружных методических центров.

Результаты интервьюирования продемонстрировали наличие положительного опыта организации общения с родителями. Однако такой опыт не является массовым. По мнению представителей окружных методических центров только около 8−10% дошкольных учреждений эффективно организуют взаимодействие с семьями воспитанников. В ходе интервью нами были получены сведения об отдельных формах организации общения с родителями, тематике общения, методах активизации родителей.

Систематизация полученных данных позволила создать частную классификацию используемых в практике ДОУ форм организации общения педагогов с родителями воспитанников.

В основу классификации нами положено многообразие задач решаемых в процессе организации мероприятий: от сбора первичной информации о семье ребенка и установления первых эмоциональных контактов, до обогащения опыта родителей знаниями и умениями по воспитанию детей. Формы организации общения педагогов с родителями разделены на несколько групп: аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Предложенное деление форм является условным, поскольку одна форма может сочетать в себе возможности для решения нескольких задач.

Результаты классификации представлены в таблице 2.

Заключение

.

Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы свидетельствуют, что профессиональная компетентность является комплексной характеристикой педагогической деятельности и определяет ее эффективность этой деятельности.

Профессиональная компетентность состоит из трех структурных компонентов: личностного, содержательного и профессионально-деятельностного и включает: профессионально значимые установки и личностные качества, теоретические знания и практические умения и навыки.

Проявление профессиональной компетентности педагога характерно для различных сфер его профессионально-педагогической деятельности. Доминирующим в содержании педагогической деятельности в условиях ДОУ является общение, субъектами которого выступают педагоги, родители и дети. Общение педагогов с родителями является двухсторонним процессом, направленным на установление педагогически целесообразных контактов, обмен мнениями и опытом между родителями и педагогами, повышение педагогической культуры родителей.

Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется как комплексная характеристика, обуславливающая эффективность общения педагога с родителями воспитанников, основанная на сформированных профессионально значимых установках и личностных качествах, теоретических знаниях о семье, специфике семейного воспитания, особенностях взаимодействия семейного и общественного воспитания, владении практическими умениями и навыками планирования и организации данного процесса.

В профессиональную компетентность педагога ДОУ входит следующее содержание: установки на осознание собственных ошибок и затруднений, на постоянное совершенствование в данной области, на доверительное безоценочное общение с родителямивыдержку тактичность и другие значимые для организации общения с родителями качестватеоретические ^ знания о специфике семьи и семейного воспитания, методах изучения семьипрактические умения по изучению особенностей семейного воспитания и социальных запросов родителей, планирования и организации целесообразного содержательного общения с родителями воспитанников, коммуникативные умения.

В основу выделения уровней развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями положены следующие критерии: наличие потребности в совершенствовании в вышеозначенной сферепонимание социальной роли педагогов и родителей в воспитании детейналичие мотивации у педагогов в организации компетентного общения с родителямисформированность профессионально-значимых установок и личностных качеств для организации эффективного общения с родителямиф сформированность знаний семье, методах изучения особенностей семейного воспитания, современных принципах, формах, методах организации общения с родителяминаправленность на достижение положительных результатов в организации общения с родителями.

Ведущим средством развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников является методическая работа. Ее преимущества обосновываются следующим: возможностью включения в содержание работы инноваций из постоянно развивающейся педагогической теории и практики, способностью преодолевать редукцию и устаревание знаний и умений педагоговрегулярностью и целенаправленностью осуществления методических мероприятий. В ходе методической работы обеспечивается возможность педагогу общаться в квалифицированной среде, немедленно включать полученные знания, умения и навыки в профессиональную деятельность, т получать поддержку опытных коллег и наставников. Руководитель методической работы (старший воспитатель) имеет возможность осуществления индивидуальной работы, отслеживания трудностей и ^ достижений педагогов, корректировки процесса развития профессиональной компетентности педагогов.

Анализ материалов констатирующего этапа исследования убедительно показывает, что с одной стороны, педагогической практикой накоплен передовой опыт в сфере общения педагогов с родителями, требующий систематизации и распространения, а с другой стороны, — этот опыт не является массовым. Педагоги дошкольных образовательных учреждений продолжают испытывать трудности в организации общения с родителями. Анализ причин трудностей и недостатков во взаимодействии детского сада и семьи показал, что они детерминированы низким уровнем профессиональной компетентности педагогов, характеризующимся отсутствием установок на доверительное безоценочное общение с родителями, достижение взаимопонимания и сотрудничества, стихийностью и формальностью 4) планирования общения с родителями, не знанием специфики семейного воспитания, современных форм и методов организации общения с родителями, не владением методами изучения особенностей семейного воспитания и образовательных потребностей семьи, не умением планировать и организовывать педагогически целесообразное содержательное общение с родителями воспитанников, не развитостью коммуникативных умений.

Разработанная и апробированная комплексная программа методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников «Искусство общения с родителями» ориентирована на следующие положения: перестройку профессиональных установок воспитателей, формирование мотивов, потребностей в профессиональном совершенствовании в сфере общения с родителями, целостность, связь теории и практики, соответствие работы современным тенденциям обновления содержания образования, принципам и требованиям к организации общения педагогов с родителями воспитанников.

Основные изменения в процессе реализации программы, рассчитанной на 46 часов, происходят в содержательном и профессионально-деятельностном структурных компонентах профессиональной компетентности и проявляются в расширении знаний педагогов о семье, специфике семейного воспитания, современных принципов организации общения с родителями воспитанниковстремлении организовывать компетентное общение с родителями, поиске индивидуального подхода к каждому родителю, внедрении нетрадиционных форм и методов организации общения с родителями.

Для значимых изменений в личностном компоненте необходим более длительный периоде развития установок и качеств, составляющие содержание этого компонента. Положительными тенденциями в развитии этой составляющей профессиональной компетентности служат понимание воспитателями необходимости целенаправленного содержательного общения с родителями, осознание специфики и ведущей роли семьи в воспитании детей, необходимости оказания квалифицированной помощи родителямформирование потребности в профессиональном совершенствовании по данной проблеме.

Экспериментально-опытная работа позволила выявить и обосновать следующие условия, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями воспитанников:

— обеспечение комплексного подхода к развитию компонентов содержания профессиональной компетентности педагогов (личностного, содержательного, профессионально-деятельностного) в сфере общения с родителями воспитанников;

— использование преимуществ методической работы в ДОУ как ведущего средства развития профессиональной компетентности;

— разработанности цели, задач, содержания и форм методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников;

— личностно-ориентированный подход к организации обучения педагогов, с использованием активных форм и методов в соответствии с задачами и содержанием учебного материалаучетом личного опыта педагогов, их знаний и умений, мнений и пожеланий;

— осуществление коррекции методической работы ее руководителем (старшим воспитателей ДОУ) с учетом достижений и трудностей педагогов, активизация их в процессе работы.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области общения с родителями. Перспективы новых исследований видятся нам в разработке методики комплексной оценки профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения в общении с родителями воспитанников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Деловые игры: Психологические аспекты. М.: Академия — Центр, 1999. — 268 с.
  2. В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук. М., 1998. — 48 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя. М.: Политиздат, 1985. — 386 с.
  4. О.М. Воспитание, начинающееся до рождения. М.: Просвета, 1995. — 167 с.
  5. Е.В. О соотношении теоретической модели и практики педагогического всеобуча родителей // Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1986.-С. 131−140.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 480 с.
  7. А.И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. — С. 182−198.
  8. А.И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. Научный доклад. М.: Институт социологии семьи АН СССР, 1990. -36 с.
  9. А.И., Мацковский М. С., Мэддок Дж.У., Хоган М.Дж. Будущее семьи // Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. — С. 199−214.
  10. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996. -306 с.
  11. Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника: Программно-методическое пособие для преподаватлей дошкольных отделений педагогических училищ иколледжей. М.: ТОО «Интелтех», 1994. — 38 с.
  12. Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. -264 с.
  13. Е.П., Иванова В. М. Общение с родителями: Зачем? Как? -М., 1993.-208 с.
  14. О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 18 с.
  15. Т.И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Вместе с семьей. СПб.: Респекс, 1995. — С. 23 — 36.
  16. О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Ростов на Дону, 2000. — 18 с.
  17. Л.И., Васильева А. И., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
  18. JI.A. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 20с.
  19. В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1988.-18 с.
  20. К.Ю. Какой я вижу деятельность старшего воспитателя // Дошкольное воспитание. 1990. — № 6. — С. 3−10.
  21. К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990. — № 12. — С. 27 — 29.
  22. К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М.: Кабинет дошкольного воспитания МГИУУ, 1991. — 80 с.
  23. К.Ю. Деловые игры в системе методической службы. М.: МИПКРО, 1994. — 39 с.
  24. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. -М.: ACT, 2002.-399 с.
  25. Н.В. Проблема коммуникативной компетенции будущего педагога // Социокультурное воспитание дошкольников: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. Н. Новгород: НГПУ, 2003. — С. 92−103
  26. B.JI. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Авт. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 31 с.
  27. И. А. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. -Минск: БГУ., 1975. 160 с.
  28. И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. -29 с.
  29. В.В. Если ты мать и жена.-М.: Советская Россия, 1991.-156 с.
  30. А.К., Поздняк Л. В., Шкатулла В. И. Заведующий детским садом. -М.: Просвещение, 1986. 236 с.
  31. С.Ф. Социализационная функция семьи в контексте ее развития и реализации в современных условиях: Авт. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук М., 1999. — 31 с.
  32. Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. М.: Б.и., 1998. — 179 с.
  33. В.Н. Совершенствование ключевых компетентностей педагога в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -Челябинск: Образование, 2003. Вып. 3. — С. 108−121.
  34. В. Родительский всеобуч: от побед к бедам или наоборот? // Народное образование. 1997. — № 8. — С. 118 -120.
  35. Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивиуализации в онтогенезе: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. психол. Наук М., 1998. — 41 с.
  36. JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. -М.: ТЦ Сфера, 2003. 96 с.
  37. Е.М. Несчастливые дети трудные родители: Наблюдения детского психиатра. — М.: Семья и школа, 1997. — 126 с.
  38. А.Н. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. СПб., 2001.- С. 23−27.
  39. А.Н., Зверева O.JI. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. — 184 с.
  40. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. — 239 с.
  41. Е.А. Управление развитием профессиональной компетентности руководителя учреждения начального образования: (В системе повышения квалификации): Авт. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 22 с.
  42. Н.С. Содержание и систематизация материала в методическом кабинете // Ребенок в детском саду. 2002. — № 6. -С. 50 — 53.
  43. С.И. Будущая семья какова она? (Социально-нравственный аспект). -М.: Знание, 1990. — 62 с.
  44. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. -СПб., 1998.-270 с.
  45. С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи: Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. -СПб.: Изд-во РАН, 1994. 42 с.
  46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 540 600 бакалавриат по направлению педагогика. М., 2000.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 31 100 квалификации «Организатор методист дошкольного образования». -М., 2000.
  48. Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 0313 «Дошкольное образование» (повышенный уровень среднего профессионального образования). М., 2002. — 72 с.
  49. И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социологические исследования. 1982. — № 2. — С. 93−98.
  50. И.В. Педагогический всеобуч родителей: Примерная программа народного университета педагогических знаний. М.: Знание, 1986.-51 с.
  51. Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. — № 4. — С. 18−28.
  52. И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. — 164 с.
  53. М.С. Проблема взаимосвязи педагогического просвещения и самообразования родителей / Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1970. — 18 с.
  54. Детский сад и семья / Под. Ред. Т. А. Марковой. 2-ое изд. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  55. X. Дж. Родители и дети. М.: МЧА МП «Арбат», 1992. -95 с.
  56. Д.О. Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье (на материале Латвийской ССР): Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1973. -23 с.
  57. Ю. Деловые игры // Дошкольное воспитание. 1995. — № 12.-С. 83.
  58. А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1987.-205 с.
  59. В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 156 с.
  60. В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск, 1997. — 74 с.
  61. В.П., Милашевич Е. П. Методическая работа в дошкольном учреждении: перспективы, направления, формы. Методические рекомендации. 4.1. — Витебск, 1992. — 72 с.
  62. В.П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. 123 с.
  63. И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. -1998.-№ 1.-С. 18−23.
  64. Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия): Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. -25 с.
  65. Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Авт. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1997. — 24 с.
  66. Е.А. Профессионализм: социально-философский аспект: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Томск, 2002. -22 с.
  67. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. Из опыта работы / Под. Ред. Р. А. Курбатовой. -М.: Просвещение, 1982. 195 с.
  68. JI.B. Пути активизации влияния семьи на воспитание коллективистической направленности поведения детей старшего дошкольного возраста / Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М., 1976.-23 с.
  69. А.И. Детские неврозы (Психологическая помощь родителей детям). СПб.: Респекс, 1995.-188 с.
  70. Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 180 с.
  71. В.И. Управленческие технологии в работе с педагогическими кадрами // Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. М. — Тюмень, 1994. — 200 с.
  72. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  73. О.Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи: Дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 1987. — 147 с.
  74. О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. М.: ГПИ, 2003. — 40 с.
  75. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Урал. Ун-т, 1988. — 116 с.
  76. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург: УГППУ, 1997.-244 с.
  77. В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье: Авт. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
  78. В.М. Сотрудничество воспитателей и родителей: пути, проблемы, поиск // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под. Ред. Т. В. Антоновой. М.: Московский департамент образования, Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1995.- 115 с.
  79. Изучение личностного поведения дошкольников в семье: Методическое пособие. Минск, 1993. — 11 с.
  80. Н.Н. Вечера вопросов и ответов как форма пропаганды педагогических знаний // За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. Из опыта работы / Под. Ред. Р. А. Курбатовой. М.: Просвещение, 1982. — С. 86 — 89.
  81. О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка // Начальная школа. 1995. — № 12. — С. 57−59.
  82. В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе: Кн. Для инспектора и методиста районо. -М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  83. М. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса // Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 67 — 69.
  84. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  85. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентсво, 1995. -106 с.
  86. О.А. Психология семьи. М.: Академический проект, 1996.-307 с.
  87. Л.А., Мальцева Н. В. Обучение педагогов с помощью интерактивных методов // Инновации в российском образовании: Дошкольное образование. 2001. М.: Издательство МГУП, 2001. -С. 24.
  88. С.Ф. Обратная связь в устном выступлении. М.: Мысль, 1984.- 115 с.
  89. Е.А. Введение в психологию труда М.: МГУ, 1988. — 197 с.
  90. С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.-159 с.
  91. С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.-486 с.
  92. А.Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. -176 с.
  93. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ им. Ленина, 1976. — 350 с.
  94. Я.Л., Панько Е. А. Диагностика педагогического взаимодействия: Методические рекомендации Минск, 1993. — 29 с.
  95. Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: Авт. дисс. на соиск. учен. степ, канд. псих. наук. СПб, 1998. — 17 с.
  96. Н.В. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи в контексте системного средового подхода: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Красноярск, 1998. -18 с.
  97. Л., Проскурина В. Как мы работаем с семьями воспитанников // Дошкольное воспитание. 1994. — № 1. — С. 35−36.
  98. В.В., Крючатов А. П., Лобанова Н. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара: СПб., 1997. — 107 с.
  99. В.К., Ладывир С. А. Детский сад и семья. Киев: Радянска школа, 1984. — 119 с.
  100. С.Г. Индивидуальный подход к родителям школьников в процессе педагогического всеобуча: Авт. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. -М., 1984. 19 с.
  101. ЮЗ.Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е изд. -М.: Смысл- Академический проект, 1999. — 279 с.
  102. И. Педагогическое просвещение родителей // Воспитание школьников. 2001. — № 1. — С. 87.
  103. М.Е. Тренинговый компонент как основа формирования педагогической техники будущего учителя: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Тобольск, 1998. — 18 с.
  104. Кузнецова 0.3. Методическая служба как фактор развития профессиональной компетентности педагога: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. — 21 с.
  105. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
  106. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Ленингр. Орг. О-ва «Знание» РСФСР, 1985. — 32 с.
  107. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Гомельский гос. ун-т, 1976. — 58 с.
  108. Ю.Куликова Т. А. Семья в зеркале современных исследований // Столичное образование 3: теоретические подходы к модернизации дошкольного воспитания: Сборник научных трудов / Отв. Ред. С. А. Козлова. — М.: МГЛУ, 2002. — 140 с.
  109. Ш. Кулюткин Ю. Н. Психолого-педагогические проблемы обучения взрослых // Советская педагогика. 1976. — № 2. — С. 64−71.
  110. И. Диалог с семьей //Дошкольное воспитание. 1993. — № 1. — С.58−59.
  111. Л. Методическая работа с педагогами // Дошкольноевоспитание. 1992. — № 2. — С. 67.
  112. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1969. 203 с.
  113. К.М. Культура педагогического общения. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1985. — 102 с.
  114. А.А. Лекция как общение. М.: Знание, 1979. — 40 с.
  115. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  116. А. А. Психология общения в профессиональной деятельности лектора // Вопросы лекционной пропаганды (теория и практика). -М.: Знание, 1975. Вып. 2. — С. 54−61.
  117. В. Индивидуальная работа с семьей // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 5. — С.45−47.
  118. А.Л. Из истории философских представлений о браке и семье / Семья как объект философского и социологического исследования. Л.: Наука, 1974. — С. 12−40.
  119. P.M. Методы психологического исследования семейных отношений в психокоррекционной работе воспитателей детского сада. Ставрополь, 1994. — 53 с.
  120. Э.А. Формы и методы работы с родителями дошкольников. Минск: Знание, 1983. — 19 с.
  121. Л.С. Условия эффективности пропаганды педагогических знаний в народных университетах для родителей: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1981. — 16 с.
  122. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие: Монография. Ульяновск: УИПККПРО, 2002. — 183 с.
  123. Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. — 303 с.
  124. Е.М. Воспитательные стратегии родителей как детерминанта эмоционального самочувствия дошкольников в семье: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2003. — 24 с.
  125. Е.М., Собкин B.C. Социология семейного воспитания: Дошкольный возраст // Труды по социологии образования. Т. 7. -Вып. 12. — М.: Центр социологии образования РАО, 2002. — 247 с.
  126. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Педагогика. 1990. — № 8. — С 82 -88.
  127. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. Гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  128. Матейчек 3. Родители и дети: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 387 с.
  129. М.Д. Педагогическая подготовка родителей в народных университетах. -М.: Знание, 1976. 16 с.
  130. М.Д. Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки родителей в народных университетах педагогических знаний: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. JL, 1978. -21 с.
  131. М.С., Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы. -М.: Статистика, 1978. 222 с.
  132. И .Я., Шишова T.JI. Разноцветные белые вороны. М.: Семья и школа, 1996. — 269 с.
  133. Методист детского сада/Под. Ред. Р. С. Буре.-М.: АПО, 1994.-176 с.
  134. Л., Николаенко JI. Творческая гостиная // Дошкольное воспитание. 1990. — № 12. — С. 25 -27.
  135. Молодая семья и воспитание детей. Рига, 1998. — 78 с.
  136. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов. М.: «Академия», 1999. — 304 с.
  137. Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
  138. А.Н. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2000. — 185 с.
  139. В.Е. Учет особенностей педагогического мышления при повышении профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений (в условиях ИПК): Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 21 с.
  140. А.В. Социализация и воспитание.-М.: Сентябрь, 1997.-95 с.
  141. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. -Кишинев: Штиинца, 1991. 198 с.
  142. Е.И. Содержание и формы дифференцированной работы по повышению педагогической культуры родителей // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. -М., 1980.-С. 23−29.
  143. А.М. Некоторые проблемы разработки методики исследования семейного воспитания // Советская педагогика. 1976. -№Ц. -с. 46−55.
  144. A.M. Функции семьи и воспитание детей // Воспитательные возможности семьи. М&bdquo- 1981. — С. 4−14.
  145. С. Методика составления социологической анкеты // Курс практической социологии. М., 1993. — С. 37.
  146. Е.А. Мастерство устного выступления. М.: Политиздат, 1982.-256 с.
  147. Образование родителей и школа / Под ред. Л. Г. Пятряевской. М.: Владос, 1999. — 194 с.
  148. Образование России 2001: сборник статистических данных. — М., 2001.-333 с.
  149. Н.Т. Психологический тренинг общения: теория и практика проведения. М., 2002.
  150. Л.О. О новых подходах к работе с педагогическими кадрами в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. -1989.-№ 1.-С. 55−59.
  151. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник. — 944 с.
  152. Ю.М. Выживание при разводе. М.: Импринт — Гольфстрим, 1997. — 32 с.
  153. Основы лекторского мастерства. М.: Знание, 1978. — 78 с.
  154. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  155. Л.Ф. Педагогические знания родителям. — М.: Просвещение, 1983. — 175 с.
  156. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: Учебное пособие для педагогических институтов. Минск: Вышейная школа, 1986. — 151 с.
  157. Э.А. Нравственно-психологический климат семьи и его влияние на формирование личности Авт. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Минск, 1988. — 22 с.
  158. Р.Е. Система педагогической пропаганды среди родителей и населения: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Киев, 1966.-21 с.
  159. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. -М.: Профиздат, 1991. 192 с.
  160. Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1984. — 180 с.
  161. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. — 25 с.
  162. Л.Э. Влияние основных субъектов социализации на формирование ценностных ориентаций детей: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 19 с.
  163. А.В. Тренинг коммуникативных умений // Прикладная психология и психоанализ. 1999. — № 1. — С. 29 — 40.
  164. Пути повышения педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста: Материалы Всероссийского тематического семинара, проведенного в г. Пензе 26−27 октября 1978 г./ Под. Ред. Т. А, Марковой, Л. Г. Емельяновой. М., 1980. — 55 с.
  165. Р. Как родить здорового ребенка // Родителям о детях. М.: Знание, 2001.-С. 12−93.
  166. К.К. Эффективность работы народных университетов педагогических знаний для родителей: Авт. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Тбилиси, 1975. — 33 с.
  167. Н.П. Подготовка к работе с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995. — 181 с.
  168. Ребенок в карусели развода. М., СПб.: ТОО «Спарк», 1998. — 220 с. 231с.
  169. Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкльных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. 1994. — № 5. — С. 2 — 8.
  170. А.А. Руководство заведующего детским садом работой воспитателей с родителями // Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. М.: Просвещение, 1985. -96 с.
  171. Ричарде М.П. М. Развод родителей и дети / Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 158−178.
  172. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. -М.: Владос, 1988.-496 с.
  173. Роль деловых игр в совершенствовании работы педагога с родителями учащихся: Методические рекомендации. JI.: АПН СССР, 1987.-28 с.
  174. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. М.: Большая российская энциклопедия, 1993, — Т.1. — 607 с.
  175. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика, 1992. -190 с.
  176. Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие М.: Изд-во института психотерапии, 2002.-204 с.
  177. Л.Г. и др. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: Пособие для преподавателей и студентов. -М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  178. Семья как объект философского и социологического исследования. Л.: Наука, 1974. — 149 с.
  179. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -124 с.
  180. А.Я. Пути повышения эффективности педагогического просвещения родителей на материале Узбекской ССР: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Ташкент, 1971. — 19 с.
  181. Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье: Сб. науч. трудов / АПН СССР. НИИ дошкольного воспитания. М., 1982. — 115 с.
  182. О.В. Педагогические условия включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 22 с.
  183. О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004. — 80 с.
  184. Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. Челябинск, 1996.-25 с.
  185. Н.А. Воспитание дисциплинированности у детей среднего дошкольного возраста в семье: Авт. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1983. — 23 с.
  186. А.Я. Повышение педагогического потенциала семьи. -Рига, 1980.-24 с.
  187. В. А. Разводы: динамика, мотивы, последствия // Социологические исследования. 1982. — № 2. — С. 99−104.
  188. В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. -М.: Финансы и статистика, 1981. 198 с.
  189. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования // Дошкольное образование в России. М.: ACT, 2000. — С. 27 — 45.
  190. С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 19 с.
  191. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.
  192. З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей: Авт. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. М., 1999. — 20 с.
  193. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России. М. ACT, 2000.- С. 58 — 67.
  194. .А., Машкова JI.T. Семейная драма глазами ребенка. JI.: Знание, 1990. — 16 с.
  195. И.Н. Компетентность с точки зрения синергетического подхода // Развитие и оценка компетентности: Материалы конференции: Москва, 20−22 апреля 1996 / Под ред. В. И. Беспольского и И. Н. Трофимовой. М.: Институт психологии РАН, 1996.-58 с.
  196. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, П. М. Кларина и др. -М.: Просвещение, 1993. 191 с.
  197. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось — 89, 1998. — 64 с.
  198. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М., 1997. 158 с.
  199. Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исслебдование. М.: Наука, 1995. -375 с.
  200. А.М. Педагогическая пропаганда и пути ее усовершенствование: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1972. -38 с.
  201. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. — 367 с.
  202. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. -405 с.
  203. В.В. Умеем ли мы общаться с детьми? Минск: Народная асвета, 1983. — 122 с.
  204. Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительских взаимоотношений: Авт. дисс. на соиск. учен. степ, канд. психол. Наук. СПб, 1998. — 22 с.
  205. О.А. Образ жизни семьи и психологическое развитие ребенка как актуальная проблема возрастной и педагогической психологии / Актуальные вопросы развития личности. Шадринск, 1995.-С. 91−100.
  206. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  207. Дж. К. Психические нарушения: истоки в детском возрасте / Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. — С. 145−157.
  208. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.-С. 30−34.
  209. И.А. Откровенный разговор: Рождаемость и меры ее регулирования. -М.: Мысль, 1991. 188 с.
  210. Н.В. Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1996. — 20 с.
  211. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогическогообразования. JI.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1967. -266 с.
  212. С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей //Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998.-24 с.
  213. Эйнсуорт М.Д. С. Привязанности за порогом младенчества / Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. — С. 110−130.
  214. Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, М. А, Ефрон. -СПб, 1900.-Т. 7.-962 с.
  215. В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 17 с.
  216. Н.С. Женщина, семья, общество. Дискуссии в феминистической мысли США // Вопросы философии. 1994. — № 9.-С 132−147.
  217. Argyle М, Furnham A, Graham J.A. Social situation. Cambridge, 1981. — 298 pp.
  218. Hethrington E. M. Children and divorce // Parent-children interaction. -New-York: Academic Press, 1981. pp. 23 — 34.
  219. Johnson A., Strom R. Assessment For Parent Education // The Journal of Experimental Education. 1978. — Vol. 47. -№ 1. — pp. 9−16м
Заполнить форму текущей работой