Развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения: На материале изучения иностр. яз
Актуальность исследования. В настоящее время в нашем обществе утверждается новая концепция общественно — экономического развития, которая предопределяет организацию производства с учетом трех общепринятых важных требований: максимально полной реализации творческого потенциала каждого работника, формирования у него высокой общей и профессиональной культуры, согласованности экономической политики… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
- 1. Влияние компьютера на развитие личности обучаемых
- 2. Характеристика особенностей использования компьютера в обучении студентов
- 3. Роль и место компьютера в системе подготовки творчески активной личности
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
- 1. Методика исследования
- 2. Результаты констатирующего эксперимента
- 3. Анализ результатов развития творческой активности обучаемых в процессе компьютероопосредованного изучения иностранного языка
Развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения: На материале изучения иностр. яз (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время в нашем обществе утверждается новая концепция общественно — экономического развития, которая предопределяет организацию производства с учетом трех общепринятых важных требований: максимально полной реализации творческого потенциала каждого работника, формирования у него высокой общей и профессиональной культуры, согласованности экономической политики с современным мировоззрением общества, в основе которого лежит приоритет духовных и нравственных ценностей. Происходит смена доминанты и ее смещение в сторону формирования творческой личности как решающего фактора производительных сил. Соответственно, перед выпускниками современных вузов ставятся новые задачи, связанные с обеспечением высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически усложняющейся продукции, необходимостью освоения новых информационных технологий. Одним из условий решения данных задач является компьютеризация учебного процесса, позволяющая в значительной степени обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов.
Проблема использования компьютера в учебном процессе осуществляется в современных психолого — педагогических исследованиях по нескольким направлениям: компьютер как эффективное средство процесса обучения Ю. Д. Бабаева [ 17 ], В. П. Велихов [ 41 ], А. Е. Войскунский [ 17 ], Б. С. Гершунский [ 58 ], В. М. Глушков [ 60 ], A.M. Довгялло [ 73 ], А. П. Ершов [ 79 ], Т. В. Корнилова [ 107 ], С. И Кузнецов [ 112,113 ], Е. И. Машбиц [ 141, 142 ]- роль компьютера в интеллектуальном развитии обучаемых И. Г. Белавина [ 20 ], Дж. Вейценбаум [ 40 ], Б. С. Гершунский [ 59 ], Л. Л. Гурова [ 65 ], Б. Ф. Ломов [ 121,122 ], К. Маклин [ 130 ]- применение компьютера в учебном контроле Т. В. Габай [ 50 ], Т. Гергей [ 57 ], Т. В. Корнилова [108], Б. Ф. Скиннер [ 227 ], Н. Ф. Талызина [ 190 ], O.K. Тихомиров [ 194 ].
Однако следует отметить, что в большинстве исследований анализируются в основном, возможности повышения эффективности учебного процесса с помощью создаваемых на базе ЭВМ автоматизированных обучающих систем (АОС), которые используются в двух ситуациях: 1) для более эффективного решения уже имеющейся системы дидактических задач- 2) для решения отдельных дидактических задач при сохранении общей структуры целей и задач безмашинного обучения. В вузе это привело к ограничению организационных форм обучения студентов, эффективность которых повышается с помощью применения ЭВМ.
Значительно менее обширна литература, которая представляет попытки психолого — педагогического анализа использования ЭВМ как инструмента развития творческой активности студентов в учебном процессе вообще и в процессе изучения иностранных языков, в частности. К сожалению, и само понятие «творческая активность» и ее основные компоненты до сих пор однозначно не определены, тем более не выявлены стимулы и основные факторы, определяющие развитие творческой активности личности будущего специалиста, не определены основные признаки и критерии сформированности этого системообразующего качества у студентов, уровня их готовности к творческой деятельности.
Возросший интерес к проблеме творческой активности специалистов усилил противоречие между потребностями педагогической практики в развитии готовности студентов к проектно — преобразующей, эвристической деятельности и не разработанностью теоретически обоснованных дидактических систем и технологий, обеспечивающих высокоэффективное развитие этого качества у обучаемых.
Сформулированное противоречие трансформируется в следующую научную проблему: какова модель дидактической системы, детерминирующая высокоуровневое развитие творческой активности студентов? Актуальность проблемы развития творческой активности студентов в условиях ком-пьютероопосредованного обучения определяется социальным заказом общества на личность выпускника вуза, способного к созидательной деятельностанедостаточной разработанностью в педагогической теории механизма влияния компьютера на развитие творческой активности студентовпотребностью в создании психолого — педагогических условий и средств, разработке механизма творческого развития личности студента, связанных с корректировкой содержания и технологии учебно — воспитательного процесса в высшей школе. Названные факторы определили выбор темы нашего исследования: «Развитие творческой активности студентов в условиях ком-пьютероопосредованного обучения / на материале изучения иностранных языков /». Данная работа является составной частью комплексного исследования проблемы развития и формирования творческой личности учащихся и студентов кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского / № госрегистрации 1 930 005 055,1993 г./.
Цель исследования, — разработать педагогическую систему, способствующую развитию творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка в условиях компьютероопосредованного обучения и разработать рекомендации по ее оптимальному применению в учебном процессе.
Объект исследования — компьютероопосредованный процесс обучения студентов иностранным языкам.
Предмет исследования — развитие творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения.
Основная гипотеза исследования. Поскольку творческая активность представляет собой психологическую готовность студентов к проектно — преобразующей продуктивной речемыслительной деятельности, постольку ее развитие и стимуляция возможна лишь при наличии фонда умственных операций и практических приемов, хорошо отработанных и прочно закрепленных (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация, осмысленное запоминание, смысловая группировка, составление плана) — общих способов учебной работы (умение работать с иноязычной литературой, планировать свою деятельность, контролировать ее) — переноса усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых речевых заданий.
Стратегическая и тактическая направленность продуктивной речемыс-лительной деятельности студентов развивает целенаправленность, творческую активность и самостоятельность в условиях компьютероопосредован-ного обучения.
Дифференциация содержания учебного процесса, которая обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучаемых и адекватные им коммуникативные задачи и упражнения, дидактические средства и способы выполнения задач, развивает творческую активность студентов всех уровней подготовленности и обученности в содержательном и эмоциональном планах.
Создание мотивационной базы, функциональной ориентации и мультимедийной интерактивной среды обеспечивает развитие речемыслительных интенций, творческой активности и самостоятельности обучаемых в работе с компьютером. Он выступает в качестве средства управления при выполнении студентами комплекса функционально разнообразных коммуникативных упражнений, построенных на основе принципа доминантности с учетом динамики и условий стадиального развития психологической готовности к эвристической деятельности.
Задачи исследования:
1. Разработать понятийный аппарат и раскрыть сущность «творческой активности «как сложного и емкого понятия, отражающего специфику преобразующей речемыслительной деятельности.
2. Определить основные компоненты творческой активности студентов и организационно — педагогические условия ее формирования.
3. Выявить особенности и сформулировать требования к использованию компьютера как инструмента развития и средства управления творческой активностью студентов в процессе изучения иностранных языков.
4. Осуществить экспериментальную проверку и оценку эффективности педагогической системы развития творческой активности в условиях компь-ютероопосредованного обучения.
Исследование проводилось на базе Камышинского технологического института (филиала Волгоградского государственного технического университета), Камышинского высшего военного командно — инженерного строительного училища, Камышинского филиала Московского современного гуманитарного университета и включало три этапа.
1 этап (1992 — 1994 гг.) — констатирующий эксперимент: изучение возможностей использования ЭВМ в учебном процессе вуза, анализ психологопедагогической литературыознакомление с состоянием исследований по изучаемой проблемевыявление уровня подготовки студентов к работе на ЭВМ, разработка программного обеспечения.
2 этап (1994 — 1995 гг.) — формирующий педагогический эксперимент: осуществление анализа дидактических функций ЭВМ в учебном процессе. Основное внимание уделено реализации педагогической системы, развивающей творческую активность студентов, контролирующей, формирующей навыки алгоритмизации и формализации коммуникативных функций. В экспериментальном обучении приняли участие 200 человек.
3 этап (1995 — 1997 гг.) — преобразующий эксперимент: обобщение полученных результатов и их анализраспространение результатов проведенного исследования (изданы учебно — методические пособия: «Географическое положение и политическое устройство Германии», «По городам Германии», «Обычаи и нравы Германии», «Еда») — формулирование окончательных выводов.
Методологической основой исследования послужило применение важнейшего положения современной философии о личностно — деятельностном, профессионально — целевом подходах к разработке педагогической системы интенсивного развития творческой активности личности специалиста. Принципы построения педагогической системы опираются на теории: деятельности А. Н. Леонтьев [ 119 ], А. В. Запорожец [ 85 ], С. Л. Рубинштейн [ 178 ]- личности А. Н. Леонтьев [ 119 ], К. К. Платонов [ 161 ], М. С. Каган [ 94 ]- развития личности Ж. Пиаже [ 160 ], Л. С. Выготский [ 48 ], В. В. Давыдов [ 67 ],.
Д.Б. Эльконин [218 ].
Учитывался и зарубежный опыт в области разработки педагогических технологий развития личности в условиях компьютероопосредованного обучения — Б. Блум [ 26 ], Н. А. Борк [ 222 ], К. Маклин [ 130 ] и другие.
Сочетание теоретико — методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов, включающих теоретические методы: логико — исторический анализ различных аспектов исследуемой проблемымоделирование творчески активной личности будущего специалиста и педагогической системы ее реализациитеоретическое обобщение результатов исследования, а также эмпирический, организационно — сопоставительный анализ и обобщение массового опыта работы вузов по развитию творчески активной личности в условиях компьютероопосредованного обучения, анализ вузовской документации, анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями, ранжирование экспертных оценок, продольный срез, констатирующий и формирующий эксперименты, статистические методы.
На защиту выносятся:
— комплекс взаимосвязанных дидактических условий, позволяющих реализовать педагогическую систему развития творчески активной личности обучаемого в процессе изучения иностранных языков;
— компонентный состав творческой активности студентов;
— требования к применению компьютера в процессе изучения иностранных языков.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что:
— дана сущностная характеристика педагогического понятия «творческая активность личности» и сопряженных с ним категорий;
— установлены основные компоненты творческой активности студентов, к которым относятся: интерес, склонность к творческой деятельности, степень овладения коммуникативно — интеллектуальными компетенциями, готовность к эвристической деятельности, рефлексивные способности, эвристическая деятельность, собственно преобразующая речемыслительная деятельность;
— разработана педагогическая система развития творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка в диалоге с компьютером;
— углублены теоретические представления о сущности, особенностях и требованиях к компьютероопосредованному обучению в процессе изучения иностранных языков;
— выявлены основные стимулы и факторы, определяющие развитие твореской активности студентов и содержащиеся в учебном материале, мотивах и характере речемыслительной деятельности, в возможности выбора учебного задания, в степени его новизны и проблемности;
— зафиксирован и теоретически обоснован комплекс организационно педагогических условий, позволяющих успешно развивать творческую активность обучаемых (компьютерное обеспечение процесса изучения иностранных языковстратегическая и тактическая направленность речемыслительной деятельности, мотивационная база, функциональная ориентация и мультимедийная интерактивная среда).
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретически смоделированная и практически реализованная в вузах педагогическая система интенсивного развития творческой активности обучаемых повышает эффективность их работы. Экспериментально подтвержденная возможность интенсификации процесса развития творчески активной личности в условиях компьютероопосредованного обучения студентов делает данную работу применимой в различных вузах.
Полученные в исследовании результаты позволяют преподавателям иностранных языков эффективно применять в учебном процессе педагогическую систему развития творческой активности студентов. Выводы и методические рекомендации по использованию компьютера в процессе преподавания иностранных языков служат повышению качества развития творчески активной личности студента.
Исследование является конкретным практическим вкладом в разработку методики использования компьютера в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе, и, в частности, иностранных языков. Выявленный и теоретически обоснованный комплекс психолого — педагогических условий может быть учтен в организации процессов развития и саморазвития творческой активности студентов в системе гуманитарного знания.
Апробация результатов исследования. Основные результаты и ход исследования докладывались и обсуждались на методических семинарах кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г Чернышевского, заседаниях кафедры иностранных языков Камышинского высшего военного командно — инженерного строительного училища, кафедре иностранных языков Камышинского технологического института (1992 -1997 гг.) — в выступлениях на научно — практических конференциях (Саратов, Камышин, 1995;1996гг). Результаты исследования внедрены в систему лек-ционно — практических занятий Камышинского высшего военного командно — инженерного строительного училища, Камышинского технологического института, Камышинского филиала Московского современного гуманитарного университета, Саратовского государственного университета. Обоснованность и достоверность выводов диссертации обеспечены опорой на общепризнанные философские, педагогические и кибернетические идеи, репрезентативностью материалов исследования, рефлексией опыта работы диссертанта в вузе, применением комплексной методики исследования, адекватно отражающей реальную действительность и соответствующей поставленным задачам. Анкетированием и интервьюированием было охвачено 1327 курсантов, студентов, учащихся выпускных классов ряда общеобразовательных школ города Камышина, обучавшихся на подготовительных курсах Камышинского технологического института и преподавателей вузов. Экспериментальная работа проводилась с включением в нее 928 студентов в течение пяти лет. Проведенный количественный и качественный анализ, статистическая значимость экспериментальных данных доказывают объективность исследования.
В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его ход и результаты систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и основных выводов, библиографии и приложений.
Выводы по второй главе.
Научно — технологический этап НТР резко повышает роль творческой активности человека Поэтому неоценимое значение приобретают компьютеризация и информатизация науки, производства, общества в целом. Они позволяют математически моделировать, собирать, хранить и перерабатывать огромные массивы информации относительно исследуемой системы и ее среды, непрерывно следить за состоянием системы, сопоставлять это состояние с заданной целью, а в случае расхождения вносить необходимые коррективы.
Человек, компьютер, творчество неразделимы. Только их органическое единство в сочетании с действенными стимулами (материальными и моральными) может обеспечить бурный прогресс науки, техники и технологии. Компьютеризация — существенный фактор социально — экономического, научно — технического и духовного прогресса человечества. ЭВМ все глубже и шире вторгаются во все сферы человеческой жизни, включая и интеллектуальную. ЭВМ сегодня не только могучий инструмент и способ хранения и переработки огромных массивов информации, но и средство интеллектуальной деятельности человека. Под воздействием компьютеров формируются новые структуры мыслительной работы человека, изменяются организация физического и умственного труда, познание и обучение, духовный мир человека.
Исходя из этого можно заключить, что компьютероопосредованное обучение способствует в предметном и личностном аспектах:
1. Созданию оптимальных дидактических условий учебной деятельности, что включает:
— реализацию принципа наглядности;
— создание устойчивого познавательного мотива, осмысленного.
— в процессе обучения;
— увеличение возможностей индивидуализированного обученияуплотнение и углубления учебной информации, ее свертывание и развертывание во времени и пространствеосуществление принципе воспитывающего обучения.
2. Улучшению психолого — педагогических условий учебной деятельности:
— создание положительной мотивации;
— формирования устойчивого интереса;
— обеспечение адекватного эмоционального состояния обучаемых;
— способствование рефлексии;
— склонность к эвристической деятельности.
3. Реализации содержания обучения в условиях компьютероопосредованного обучения.
4. Управлению познавательной и эвристической деятельностью обучаемых.
5. Организации комплекса проблемно — ориентированных упражнений.
6. Дифференциации и индивидуализации обучения.
7. Формированию общей культуры мышления.
8. Созданию благоприятных условий для самореализации личности студентов.
9. Формированию и развитию информационной культуры обучаемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное нами теоретико — экспериментальное исследование завершилось следующими результатами:
1. Представлен и проанализирован опыт решения проблемы развития творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения иностранным языкам, вносящий существенный вклад в разработку новой парадигмы высшего образования, способствующий реализации идей личностно — ориентированного обучения.
2. Выявлена сущностная характеристика педагогического понятия «творческая активность личности «как психологическая готовность к эвристической речемыслительной деятельности, предполагающая превращение обучения в интерактивное общение в рамках педагогически обоснованной программы. Определены основные компоненты творческой активности студентов (интерес, склонность к творческой деятельности, степень овладения коммуникативно — интеллектуальными компетенциями, психологическая готовность к эвристической деятельности, эвристическая деятельность, рефлексивные способности, собственно преобразующая речемыслительная деятельность).
3. Выявлена зависимость развития творческой активности студентов от ряда психолого — педагогических условий: стратегическая и тактическая направленность их речемыслительной деятельности, компьютерное обеспечение процесса обучения иностранному языку, мотивация учебной деятельности студентов, функциональная ориентация, мультимедийная интерактивная среда.
4. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая система развития творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения иностранному языку. Она представляет собой совокупность структурных и функциональных компонентов, имеет выраженный личностно — ориентированный характер, предполагающий максимальное влияние на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности студента.
5. Экспериментально определены уровни развития творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения иностранному языку (исходный, переходный и творческий), раскрыты соответствующие показатели, их характеризующие. Разработанная система диагностики и оценки результатов развития творческой активности студентов в условиях компьютероопосредованного обучения иностранному языку позволяет устанавливать уровень развития творческой активности студентов, становления творческих качеств как атрибутивных характеристик их личности.
6. Создан комплекс научно — методического обеспечения системы развития творческой активности студентов, включающий в себя: ситуативноигровые упражнения, контрольные вопросы, творческие задания различной степени сложности в виде компьютерного практикума, проблемные ситуации, конкурсы, ролевые игры в рамках авторской программы «Deutschland «.
7. В итоге диссертационного исследования доказаны правильность выдвинутой гипотезы и концептуальных положений развития творческой активности студентов в процессе внедрения компьютера в учебный процесс, эффективность разработанной педагогической системы, целесообразность ее использования в учебном процессе высшей школы, необходимость дальнейшего исследования проблемы.
Список литературы
- Абульханова — Славская К А. Типология активности личности. Психологический журнал.Т.6, № 5, с. 3 — 18.
- Аврукин В.М., Тургунова Б. Д. Новые исследования психологии творчества. Вопросы психологии, 1985, № 3, с. 178 -179.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии, 1983, № 6, с. 121−127.
- Айламазьян A.M., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 143 -150.
- Айнштейн В.Г. О логическом и творческом в обучении. Вестник высшей школы, 1988, № 3, с. 31 — 37.
- Александров Г. Н. Показатели интеллектуальных умений студента первокурсника. Проблемы управления их развитием. — М.: Отд. науч. ин-форм. НИИВШ, 1979. — 44с.
- Аминев Г. А., Кудашев А. Р. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов. Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 140- 143.
- Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения интеллекта и личности. // Человек и общество. Вып. ХШ. Л., 1973.
- Анастази А. Психологическое тестирование (Кн. 1). М., 1982. — 318 с.
- Ю.Анисимов А. В. Информатика. Творчество. Рекурсия. /Отв. ред. А.Г.
- Ивахненко. Киев: Наук, думка, 1988.
- Н.Андерсон Дж. Обучение языку с помощью компьютера. Перспективы, 1988, № 4, с.70−85.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань., Изд. — во Казанского ун — та, 1996. — 535 с.
- Арестова О.Н. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., Изд-во МГУ, 1995.
- Арестова О.Н., Бабанин Л. Н., Тихомиров O.K. Компьютерный анализ мотивации мыслительной деятельности: возможности и ограничения. Вопросы психологии, 1988, № 5, с. 83−91.
- Архангельский С.И. Некоторые пути развития систем обучения. М., Знание, 1967.-117 с.
- Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество. Советская педагогика, 1991, № 5, с. 50−56.
- Бабаева Ю.Д., Войскуский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 25 -34.
- Балл Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности. Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 25 — 34.
- Барам Д.П. Типологизация учебной активности старшеклассников. Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 50−57.
- Белавина И.Г. Психологические проблемы компьютеризации. Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 180 — 182.
- Белоусов П.А. Эффективность автоматизированного обучения. Современная высшая школа, 1986, № 2, с. 139 — 147.
- Белоцерковский О.М. Научно технический прогресс и проблема современного высшего образования // Филососвско — методологические проблемы технических наук. — М., 1986. С. 60.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -СПб., Талисман, 1995. 432 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Университет, 1977. — 312 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. -М., Высшая школа, 1970. 300 с.
- Блум А. Ограниченность американского мышления. Вестник высшей школы, 1989, № 9, с. 90.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.-174 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. Вопросы психологии, 1971, № 1, с. 144 — 146.
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 69 — 80.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Опыт психо генетического исследования интеллектуальной активности. — Вопросы психологии, 1985, № 3, с. 154 -158.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды.-2-е изд., перераб. М., Междунар. пед. акад., 1995.
- Бодунов М.В. Структура формально динамических особенностей активности личности. — Вопросы психологии, 1977, № 5, с. 129.
- Болотова А.К. Новый взгляд на проблему способностей. Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 136 — 139.
- Болтянский В., Рубцов В. Игровые компьютерные среды учебного назначения. Информатика и образование, 1990, № 5, с. 10−15.
- Боткин Дж. У. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция. Перспективы, 1983, № 1, с. 39 — 47.
- Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психологическое как процесс. Вопросы психологии, 1984, № 5, с. 17 — 29.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.-96 с.
- Вамош Тибор Приоритет человеческого фактора. Перспективы, 1988,3, с. 39 -45.
- Васяева Н. Интересно, как никогда раньше. Народное образование, 1994, № 1, с.65−66.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям. М., 1982, — 368 с.
- Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе. Информатика и образование, 1986, № 1, с. 18 — 22.
- Венцковский А.Э., Келбакиани В. Н. Компьютеризация системы образования: -М.Д990.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., Высшая школа, 1991. — 205 с.
- Винер Н. Кибернетика. М., 1983. С. 78.
- Вовк В.М. Условия эффективности внедрения ЭВМ в учебный процесс высшей школы.// Активные методы обучения в учебном процессе в условиях перестройки высшей школы. Львов, 1988.
- Волков И.П. Формула творчества. / Инф. сб. Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования./ Выпуск 10. РАО, -М.- 1992, с.28−46.
- Вопросы компьютеризации учебного процесса: Книга для учителя: Из опыта работы / Под ред. Л. П. Шило /. М., Просвещение, 1987.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика — Пресс, 1996.
- Вяткин Л.Г. Методика проблемного обучения. Саратов, Изд. -во Сар. ун. -та, 1971, — 36 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология- Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Габай Т.В. Психолого педагогические и психофизические проблемы компьютерного обучения. — М., 1985.
- Гаденко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. -М., 1985.
- Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. М., 1967. -98 с.
- Гальперин П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. -М., 1966.
- Гальперин П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. М., 1967. — 98 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский Б.С. Прогностический подход к компьютеризации. Советская педагогика, 1986, № 7, с. 43 — 48.
- Глушков В.М. Введение в кибернетику. К., Изд — во АН УССР, 1964. -322 с.
- Голицын Г. А., Петров В. М. Информация Поведение — Творчество. -М.: Наука, 1991.
- Горбачева Е.И. Современный взгляд на педагогику и психологию высшего образования. Вопросы психологии, 1997, № 2, с. 131−133.
- Горелов И.Н. Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы. М., Наука, 1987. — 256с.
- Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М., 1993. с. 302 — 329.
- Гурова JI.JT. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. -328 с.
- Гурьева Л.П., Капральченко С. Ю., Киоса М. Н., Тихомиров O.K. Психологические основы рационализации системы коллективного пользования ЭВМ. Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 71 — 78.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 239 с.
- Давыдов В.В., Рубцов В. В. Тенденции информатизации советского образования. Советская педагогика, 1990, № 2, с. 50 — 55.
- Данилова О.И. Периодические процессы в творчестве. М., 1988.
- Демин М.В. Игра как спецефический вид человеческой деятельности. -Философские науки, 1983, № 2, с. 54−61.
- Диалектика и теория творчества / Под ред. С. С. Голдентрихта и A.M. Коршунова. М., МГУ, 1987. — 260 с.
- Диалектическое противоречие. М., Политиздат, 1979. — 343 с.
- Довгялло A.M. Диалог пользователя и ЭВМ. Основы проектирования и реализация. К., Наук, думка, 1981. — 174 с.
- Долматова Н., Линецкий И. Хотя бы лучшие программисты. Народное образование, 1989, № 8, с.
- Дружинин В.И. Психология общих способностей. М., Лантерна- Вита, 1995.
- Дудин Ю.И. Путь к творчеству. Сециалист, 1993, № 9, с. 19 20.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.: Психология мышления. — М., 1965, с. 86 — 234.
- Егоров Ю.Л. Современное образование: гуманизация, компьютеризация, духовность. М., Изд — во РАГС, 1996.
- Ершов А.П. Методологические предпосылки продуктивного диалога с ЭВМ на естественном языке. Вопросы философии, 1981, № 8, с. 109 — 119.
- Жарковская Т.Г. Опыт использования микропроцессорной техники в школах США. М., 1986.
- Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. М., Просвещение, 1988.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т.1.86.3емцова Л.И., Ермолаев О. Ю. К вопросу о воспитательных возможностях компьютера. Средне — специальное образование, 1988, № 1, с. 18−20.
- Зорина Т.Е. Роль мотивации в развитии познавательного интереса. / В сб. Передовой педагогический опыт, рекомендуемый для внедрения. / Выпуск 10. М.- АПН СССР, 1989 г. с. 4 — 21.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Пермь, 1983. — 76 с.
- Интеллект человека и программы ЭВМ. / Под ред. О. К Тихомирова. М., 1979.-230 с.
- Интуиция, логика, творчество. (Сб. статей). М., Наука, 1987.
- Ирина В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М., Наука, 1978. -192 с.
- Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева /. М., Наука, 1983. — 336с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
- Калошина И.Г. Структура и механизмы творческой деятельности. М., МГУ, 1983.
- Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., Педагогика, 1990.
- Карпов Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей. Вопросы психологии, 1985, № 2, с. 52 — 59.
- Кларин М.В. Игра в учебном процессе. Советская педагогика, 1985, № 6, с. 57 -61.
- Клейман Гленн М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обуче ния (пер. с англ.). М., Радио и связь, 1987.
- Книжность как феномен культуры: (Материалы «круглого стола»).- Вопросы философии, 1994, № 7 8, с. 16.
- Колков А.И. Гармония и творчество. Кемерово, 1993.
- Компьютер в вузе и школе (по материалам семинара в Ленинграде). -Вестник высшей школы, 1989, № 1, с. 23 28.
- Компьютер в обучении: психолого педагогические проблемы (Круглый стол). — Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 42 — 66.
- Компьютер в учебном процессе: психолого педагогические проблемы (Круглый стол). — Вопросы психологии, 1986, № 5, с. 65 — 90.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., Просве щение, 1989. — 255 с.
- Коновалец JI.C. Основы построения многоуровневых обучающих компьютерных программ // Тезисы докладов региональной научно методической конференции. — Нижний Новгород, НГПУ, 1994. С. 68 — 74.
- Корнилова Т.В. Мышление опосредованное данными ЭВМ. Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 123 -130.
- Корнилова Т.В. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризованном эксперименте. Вопросы психологии, 1990, № 5, с. 141−144.
- Кочетков Г. Б. Электронные игры и становление компьютерной культу ры // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. С. 35−37.
- Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. Вопросы психологии, 1984, № 3, с. 25 — 33.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека, Вопросы пси хологии, 1990, № 3, с. 113 — 120.
- Кузнецов С.И. Применение ЭВМ для управления процессом обучения.- М., 1972.-58 с.
- Кузнецов С.И., Дорошкевич A.M. Эвм помогает усить и учиться. Разрабатывается современная АОС. Вестник высшей школы, 1976, № 3, с. 34−42.
- Кулыгина JI.C. Активизация учения: сущность и содержание. Педагогика, 1994, № 1,с. 7- 11.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. Вопросы психологии, 1984,5, с. 41 -44.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М. Д966. — 523 с.
- Лаутербах Роланд, ФрейКарл. Программное обеспечение процесса обучения. Перспективы, 1988, № 3, с. 70 -79.
- Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия. -Системные исследования. 1984. С. 273 293.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
- Литвинова А.Н. Проблемы внедрения микро ЭВМ в школы Франции (обзор лит.). — М., 1986.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, 1981, т.2, № 5, с. З — 22.
- Ломов Б.Ф. Проблема личности в советской психологической науке. -В кн. Проблемы психологии личности. М., 1982, с. 4 — 11.
- Лук А. Н. Память и кибернетика. М., 1966.
- Лук А. Н. Психология творчества. М., Наука, 1978.
- Лук А. Н. Уметь мыслить. М., Знание, 1985.
- Люшер Макс. Сигналы личности. В., 1993.
- Ляудис В .Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения. Вопросы психологии, 1983, № 6, с. 16−27.
- Магун B.C. Понятие потребности и его теоретико психологический контекст. Вопросы психологии, 1985, № 2, с. 118 — 126.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л., 1983.
- Маклин К. Компьютеры в школе. М., 1989. -284 с.
- Маргулис Е.Д. «Аскун» и «Элькон». Народное образование, 1989, № 8, с. 117−118.
- Маргулис Е.Д. Компьютерные обучающие системы. Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 176 — 178.
- Маргулис Е.Д. Психологические особенности учебной игры с использованием компьютера. Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 45 — 51.
- Марквардт К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. (В помощь слушателям факультета новых методов средств обучения) Выпуск 4, — М.: Знание, 1981. 84 с.
- Матрос Д.Ш., Орловская В. В. Использование ЭВМ в ходе учебного процесса и его управлении. Алма Ата, Мектеп, 1989.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-207 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие по знавательной активности. Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5 — 17.
- Матюшкин A.M., ПетросянА.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. (В помощь слушателям факультета новых методов средств обучения) Выпуск 4. М.: Знание, 1981.-84 с.
- Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении. Вопросы психологии, 1984, № 5, с. 30 — 36.
- Махмутов М. И Проблемное обучение. М., 1975, — 368 с.
- Машбиц Е.И. Психолого педагогические проблемы компьютеризации обучения — М.: Педагогика, 1988 г. — 192 с.
- Машбиц Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе (под ред. А.А.Стогния).- Киев: Выща школа, 1989 г. -184 с.
- Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие.-В кн.: Обучение и развитие / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1966, с. 5 — 8.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. -Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 71 78.
- Монахов В.М. Психолого педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся. — Вопросы психологии, 1985, № 3, с. 14−22.
- Николаева Е.Н. Компьютер считает, учит, воспитывает. Специалист, № з, 1992, с. 9.
- МустафинА.М. Биологически активные точки и интеллектуальная активность. Вопросы психологии, 1997, № 2, с. 94 — 98.
- Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983. — 260 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. — М., МГУ, 1976. — 111 с.
- Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. Тез. докл. У1-ой обл.н.-практ. конф. Омск: ОмПИ, 1989 г.
- Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурлинской и В.М. Слуцкого- пер. с англ./. М., Прогресс, 1991.
- Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань: Изд во Казанского ун — та., 1989.
- Основы компьютерной грамотности (под ред. А.А.Стогния). Киев: Выща школа, 1988.
- Основы учебной информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие / А. М. Довгялло, Т. И. Коваль, М. В. Легкий, П.И.Сердюков- Под общ. ред. А. И. Сердюкова.- К.: Выща шк., 1990 г. -176 с.
- Павлов Димитр Педагогическая информатика и компьютерные системы обучения. Современная высшая школа, 1986, № 2, с. 133 137.
- Пейперт Сеймур. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи (пер. с англ.). М., Педагогика, 1989.
- Пекелис, В. Твои возможности, человек ! -М., 1984.
- Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., Высш. школа, 1987. — 192 с.
- Петухова И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы. Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 80 — 89.
- Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии (30 60-е гг. XX в.).-М., 1986.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М., Наука, 1972 г.
- ПодласыйИ. Урок на экране дисплея. Народное образование, 1989, № 1, с. 85 89.
- Полат, Е. С. Опыт компьютерного обучения в школах Великобританииобзор лит.). -М.Д986.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960 г.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.," Педагогика", 1976.-275 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., «Наука», 1976.- 302 с.
- Пономарев Я.П. Фазы творчества и структурные уровни его организа ции. Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 5 — 13.
- Преснухин JI.H., Сазонов А. А., Шаньгин В. Ф. ЭВМ в учебном процессе: сегодня и завтра. Современная высшая школа, № 2,1986, с. 149 -156.
- Психологические исследования познавательных процессов и личности.- М., Наука, 1983.
- Психологические основы программированного обучения (Сб.статей под ред. Талызиной Н.Ф.). М., Изд — во МГУ, 1984.
- Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 113 -114.
- Пушкин В.Н. Психология и кибернетика. М., Педагогика, 1971.
- Работай И.В. Активизация индивидуальной познавательной деятельно ста школьников в условиях компьютеризации. Канд. дисс., М., 1993.
- Радзиховский JI.A. Деятельность: структура, генез, единицы анализа.- Вопросы психологии, 1983, № 6, С.-121 -127.
- Ратанова Т.А. Способы активизации деятельности школьников. Во просы психологии, 1990, № 5, с. 81 — 88.
- Резерв успеха творчество. Пер с нем.(под ред. Г. Нойнера). — М., Педа гогика, 1989.
- Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном про цессе. Советская педагогика, 1955, № 4, с. 69 — 77.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1985. -147 с.
- Рубцов В.В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно- познавательной деятельности. Вопросы психологии, 1985, № 2, с.155- 159.
- Рудик П.А. Психология. М., Изд — во «Физкультура и спорт», 1964. -462 с.
- Салистра И.Д. Вопросы программирования в учебном процессе по ино странному языку. — М., Высш. шк., 1977. 166 с.
- Сердюков П.И. ЭВМ в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, 1985, № 5. с. 5 9.
- Сердюков П.И. Применение ЭВМ в обучении иностранным языкам: Метод, рекомендации / Минпрос СССР. М., 1988. — 25 с.
- Смирнов Е.П. Функции компьютера в учебной деятельности и учебное программное обеспечение. Вопросы психологии, 1987, № 1, с. 73 — 74.
- Спиркин А.П. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972. — 193 с.
- Способности и склонности: комплексные исследования/под ред. Го лубевой /. М., Педагогика, 1989 г.
- Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития познавательной активности взрослых учащихся. Вопросы психологии, 1984, № 5, с. 45 — 48.
- Сьюэлл Дейв Ф., Ротерей Дейвид Р. Основные направления применения ЭВМ. Перспективы, 1988, № 3. с. 60 -69
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М., 1969. 133 с.
- Талызина Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977. — 64 с.
- Теоретические проблемы использования ЭВМ в школе. //Сб-к научных трудов, Демакова И.Д.(отв. ред.) М., Изд. АПН СССР, 1991.
- Тимофеев А.В. Информатика и компьютерный интеллект. М., Педагогика, 1991.
- Тихомиров O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. -М., 1986. -203 с. 194,195 196,197198199200201202203204205206207
- Тихомиров O.K. Стратегия и тактика компьютеризации. Вестник высшей школы, 1988, № 3, с. 26.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.-304 с.
- Ушачев В.П. Творчество в системе образования. Магнитогорск- М.: Прометей, 1995 г. — 255 с.
- Фейнберг Е.Л. Кибернетика. Логика. Искусство. М., 1981. Френд Джамесин Интеграция вычислительной техники в школы. Перспективы, 1988, № 3. с. 46 59.
- Фролова Г. В. Зачем Кате ЭВМ? Новосибирск, Зап.- Сиб. кн. изд -во, 1985.
- Фролова Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Народное образование, 1989, № 4, с.70−75.
- Формирование познавательной активности учащихся средней школы на уроке иностранного языка: Сб. науч.тр. (отв. ред. Следников).-Рязань: РГПИ, 1990.
- Формирование творческой активности личности ученика и студента.// Сб-к статей, А. П. Медведицков (отв.ред.), вып. N 5// Омского ГПИ им. А. М. Горького, Омск, 1978.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. — 2-е изд. перер. и доп. — М., Высшая школа, 1990, — 576 с.
- Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 19. Человек и ЭВМ. / Под ред. O.K. Тихомирова. — М., 1973. — 183 с. Чирков Г. Познавтельная активность студента. — Высшее образование в России, 1995, № 1, с. 117 -119.
- ЭВМ в учебном процессе: Межвуз. сб. науч. тр. (отв. ред. В.Н. Врагов). Новосибирск, НГУ, 1990.
- Яковлева Л.Л. Зависимость понимания текста на иностранном языке от условий его восприятия. Вопросы психологии, 1988, № 5, с. 91 — 94. Bork A. Computer applikations in mechanics. — Computer and Education. Exeter, 1979.V.3, № 3, p. 145 — 158.
- Gagne R.M. Developments in Learning Psychology: Implications for Design-and Effects of Computer Technology on Instructional Design and
- Development. «Educational Technology», 1982, June, pp. 11−15.
- Mucchielli, Alex. L’enseignement par ordinateur. Paris: PUF, 1987
- Picard, Muriel, Braun, Gilles. Les logiciels educatifs. Paris: PUF, 1987.
- Self J. A. Perspective on Intelligent Computer Assisted Learning. -" Journal of Computer — Assisted Learning", 1985, N 3, pp.159 — 166.
- Skinner B.F. Spesial Problems in Programming Language Instruction for Teaching Machines. IRAL, v.26. 1960.
- Steinberg E.R. Teaching Computers to Teach. Hillsdale, N.J., 1984.
- ZajoncA.G. Computer Pedagogy? Questions Concerning the New Educational Technology. «Teachers College Record», 1984, N4 pp. 569 — 577.