Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обосновано что предмет иностранный язык способствует формированию социокультурного самоопределения студентов. Обозначая воспитательные, профессиональные цели на основе разработанного в федеральном компоненте государственного стандарта СПО для предмета «Иностранный язык» определяются новые подходы к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования социокультурного самоопределения студентов колледжа средствами иностранного языка
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования социокультурного самоопределения личности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Сущность структура и средства формирования социокультурного самоопределения в процессе изучения иностранного языка
    • 1. 3. Основные этапы формирования социокультурного самоопределения студентов в техническом колледже
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное проектирование и реализация модели формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа в процессе изучения иностранного языка
    • 2. 1. Модель формирования социокультурного самоопределения студентов в техническом колледже
    • 2. 2. Педагогические условия эффективности формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами изучения иностранного языка
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа в процессе изучения иностранного языка

Формирование социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в России существенные изменения в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества и возникновения этих процессов приводят к необходимости быстрой социальной, психологической адаптации, профессиональной мобильности работников. Престижность высокотехнологического труда перед малоквалифицированным играет все более ведущую роль в выборе молодежью среднего профессионального образования как в России, так и за рубежом. Так, в США, Канаде, в большинстве стран Европы треть активного населения проходит через систему профессионального образования.

Одним из гарантов построения глобального общества (Global society), живущего в мире и взаимопонимании, является образование. Отвечая требованиям мирового сообщества, происходит модернизация Российского образования. А включение России в Болонский процесс дает возможность заимствования продуктивных технологий в образовательных системах других стран и взаимовыгодное и целенаправленное взаимодействие с ними, или другими словами международное образовательное сотрудничество. Возникновение международного рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и компетентность работника, хотя и осложнили положение выпускников средней профессиональной школы, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению высококачественного среднего профессионального образования. Знания, умения и компетенции, полученные в профессиональных учебных заведениях, рассматриваются ими как необходимое условие для самоопределения и самореализации на современном рынке труда, в различных секторах и профессиях.

Бурное развитие нефтехимической промышленности в республике Татарстан в последние годы, выход его на мировую арену показывает, что сегодня предъявляются повышенные требования к профессиональной и социальной деятельности современного специалиста. Стали необходимы такие качества личности как профессиональная компетентность, мобильность, способность принимать и отвечать за принятые решения, активная готовность взаимодействовать с людьми. Современного работника должны отличать: компетентность, самостоятельность, ответственность и мобильность, системное и аналитическое мышлениеинформационная, правовая и экологическая культура, предпринимательская и творческая активностьготовность к постоянному обновлению знаний. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, т. е. развиваться, который имеет такое качество, как социокультурное самоопределение.

Следовательно, большое значение помимо профессиональной компетентности придается развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника ССУЗ, в частности творческой активности, социокультурному самоопределению, подготовке к сознательному определению в обществе.

Социокультурные процессы, происходящие в обществе, также обуславливают актуальность этой темы:[36, С. 4].

— это нарастание глобальных изменений в обществе, которые приводят каждого человека к необходимости вырабатывать собственное отношение к происходящему и принимать жизненно важные решения (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти).

— это разрушение идеологического барьера, который отделял советское «социальное пространство» от всего того, что составляет духовное богатство совершенного общества. То есть у человека в плане понимания собственной истории, личных «корней», принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы самоопределения, обусловленные образовавшимся «вакуумом» в том месте, которое раньше занимала идеология.

Актуальность данного исследования обусловлена и тем, что в условиях формирования единого образовательного пространства и единого рынка труда перед системой профессионального образования поставлены новые задачи, решение которых видится в её глубоких преобразованиях и реструктуризации. В настоящее время существует определенное несоответствие между потребностями в специалистах, умеющих самостоятельно принимать решения, делать правильный выбор, самоопределяться в культурном социуме и недостаточной разработанностью в педагогике способов и методов эффективного формирования социокультурного самоопределения. В связи с этим возрастает актуальность проблемы формирования и развития социокультурных качеств личности, которые? являются неотъемлемой частью ее общей культуры. Именно поэтому вопросы, связанные с формированием социокультурного самоопределения личности приобретают особую остроту и значимость в современных условиях. Общие вопросы формирования самоопределения освещены в работах Е. П. Артамоновой, В. Н. Бевзюк, Н. В. Кузнецовой, М. Л. Платоновой, социального самоопределения и саморазвития школьников в трудах О. С. Газмана, М. Р. Гинзбурга, Г. В. Даниловой, Т. Н. Мальковской, Т. В. Машаровой, А. В. Мудрика, В. Ф. Сафина. Исследования проводились и в сфере профессионального самоопределения, в частности в области выбора вида профессиональной деятельности. (А.Я.Журкина, С. В. Калинина, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С.Н.Чистякова). Значительный потенциал в формировании и развитии социокультурного самоопределения личности заложен в дисциплине «Иностранный язык». Исследования различных аспектов обучения иностранному языку представлены в работах Р. В. Валеевой, Е. М. Галишниковой, Г. В. Елизаровой, В. В. Сафоновой, П. В. Сысоева, С.Г.Тер-Минасовой, О. О. Чертовских. Вместе с тем педагогические механизмы формирования социокультурного самоопределения студентов средствами данной дисциплины остаются не достаточно изученной областью педагогического знания.

Таким образом, актуальность проблемы формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка обусловлена следующими противоречиями: между объективной необходимостью подготовки специалистов, способных и готовых самоопределиться в культурном социуме и работать в различных социокультурных условиях и недостаточным уровнем сформированности социокультурного самоопределения молодежи, являющимся неотъемлемой частью их общей культуры;

— между образовательным и воспитательным потенциалом иностранного языка в формировании социокультурного самоопределения студентов и недостаточной изученностью и разработанность педагогических механизмов его формирования в процессе изучения данной дисциплины.

Отсюда вытекает научная проблема исследования, каковы педагогические условия эффективности формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка.

Объект исследования: процесс формирования социокультурного самоопределения студентов в средних специальных учебных заведениях технического профиля.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа в процессе изучения иностранного языка.

Анализ специальной философской, психолого-педагогической литературы и обобщения педагогического опыта позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: процесс формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: опоры на основополагающие принципы социокультурного самоопределения личности в образовательной системе;

— выявлении уровней и критериев сформированности социокультурного самоопределения студентов технического профиля;

— использовании современной технологии и интерактивных методов обучения иностранному языку, направленных на формирование активной функционально-ролевой деятельности студентов в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Определить и обосновать сущность понятия «социокультурное самоопределение личности».

2. Разработать и научно обосновать модель формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа в процессе изучения иностранного языка.

3. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа в процессе изучения иностранного языка.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции:

— развития личности, принципы гуманизма и демократизма в воспитании (Б.Г.Ананьев, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

A.С.Макаренко, Я. Каменский, П. Н. Осипов, И. Г. Песталоцци, С. Л. Рубинштейн,.

B.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский).

— личностно-деятельностного подхода к формированию личности (Н.М.Таланчук, И.Ф.Харламов).

— методологические подходы к разработке содержания и технологии процесса воспитания в современных условиях (М.П.Архипова Б. Т. Лихачев, З. Г. Нигматов, Новикова Т. Г).

— психологии отношений (В.Н.Мясищев), психологии воспитания (К.А.Абдульханова-Славская).

— самореализации личности (А.Н.Леонтьев, А.В.Мудрик).

— гуманизации и гуманитаризации образования молодежи (Р.А.Валеева, Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, З. Н. Нигматов, Т. М. Трегубова, и др.).

— педагогического осмысления микросреды, как фактора формирования личности (В.Ш.Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, Т.М.Трегубова).

— мониторинга и оценки качества подготовки специалистов среднего звена (Г.И. Ибрагимов).

— исследования по различным аспектам обучения языка (Р.В.Валеева, Е. М. Галишникова, Г. В. Елизарова, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, С.Г.Тер-Минасова, О.О.Чертовских).

— культурологического подхода (B.C. Библер, Н.Б. Крылова) современные исследования с социокультурной проблематикой.

О.А.Филатова, Р. М. Одинабекова, О.В.Ковалева).

— самоопределения (Н.В. Кузнецова, В. Н. Бевзюк, М. Л. Платонова, Е.П.Артамонова), социального самоопределения, саморазвития школьников, О. С. Газман, М. Р. Гинзбург, Г. В. Данилова, Т. Н. Мальковская, Т. В. Машарова, А. В. Мудрик, В.Ф. Сафин).

Методы исследования.

В качестве основных нами были использованы различные методы научно-педагогического исследования:

• теоретические: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-педагогической литературы по проблеме исследования;

• общенаучные: моделирование, анализ, синтез, обобщение;

• эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ индивидуальных и групповых самостоятельных работ, анкетирование;

• экспериментальные: констатирующий срез, организация и проведение формирующего эксперимента;

• статистические: математические методы исследования, обработка данных полученных в ходе эксперимента.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа была проведена на базе ГОУ СПО «Нижнекамский Нефтехимический колледж». Этапы исследования:

На первом этапе (2002;2003) изучалось состояние разработанности проблемы в научно-педагогической литературе, уточнялись основные понятия исследования, исследовался опыт учебной работы в преподавании иностранного языка, анализировался и обобщался опыт работы профессиональных учебных заведений по формированию социокультурного самоопределения.

На втором этапе (2003;2005) проводилась опытно экспериментальная проверка выдвинутых в исследовании гипотетических положений. Проводились серии локальных поисковых экспериментов, в процессе которых выяснялось состояние уровней сформированностей исследуемого явления.

На третьем этапе (2005;2006) систематизировались и обобщались результаты исследования, выводы и рекомендации внедрялись в массовую практику работы средних специальных учебных заведений, формулировались теоретические выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— обосновано определение понятия «социокультурное самоопределение личности» как процесс определения человеком своего места как субъекта деятельности в сфере социальных отношений, утверждение собственной позиции и права выбора на основе осознания своих потребностей, формируемых системой социальных и культурных ценностей, в результате чего происходит становление социокультурного потенциала индивида.

— разработана и научно обоснована интегративная педагогическая модель формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа в процессе изучения иностранного языка, включающая в себя три компоненты: целевой — социальный заказ, цели, и задачи педагогического процессасодержательной — содержание педагогического процессапроцессуальной компоненты, включающей технологический процесс (формы и методы работы) — этапы социокультурного самоопределения (адаптация, актуализация, интеграция);

— выявлены педагогические условия эффективности формирования социокультурного самоопределения учащихся технического колледжа средствами иностранного языка, включающий в себя:

• опору на основополагающие принципы социокультурного самоопределения личности в образовательной системе;

• выявление уровней и критериев сформированности социокультурного самоопределения студентов технического профиля: восприятия себя как ценности, осознанное использование знаний, умение найти себя в творческой деятельности, умение выбрать свою роль, умение самостоятельно проявить себя, умение ставить цель и ее реализовывать, умение дать оценку и самооценку, умение прогнозировать, умение работать в группе, умение организовывать свою деятельность.

• использоПание современных технологий и интерактивных методов обучения иностранному языку, направленных на формирование активной функционально-ролевой деятельности студентов в процессе обученияи включающих 3 блока — (аналитический, поисково-информационный и результативный).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснование содержательного наполнения понятия «социокультурное самоопределение личности», постановка и решение задачи формирования социокультурного самоопределения студента способствуют теоретическому осмыслению данного процесса и его эффективной реализации на практике.

Внесен определенный вклад в развитие теоретических представлений об условиях и средствах формирования социокультурного самоопределения личности.

Выводы исследования о структуре и содержании педагогической модели формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа могут быть использованы для углубления и обогащения развиваемого в педагогике принципа саморазвития обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации учебно-методических пособий «Internet resources for students of college», «Деловая игра как фактор формирования социокультурного самоопределения студентов на уроках английского языка», а также методики организации научно-исследовательской работы учащихся ССУЗ нефтехимического профиля.

Разработанная информативно-коммуникативная технология формирования социокультурного самоопределения средствами иностранного языка способствует достижению поставленных целей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается системным подходом к изучению проблемы, опорой на фундаментальные исследованиявыбором методологических подходов и использованием разнообразных методов, адекватных целям и задачам исследованияподтверждением выдвинутой гипотезы исследованияпроведением комплексной опытно-экспериментальной работыличным опытом работы в ГОУ СПО «Нижнекамский Нефтехимический колледж» в качестве преподавателя дисциплины «Иностранный язык».

Апробация и внедрение полученных результатов в практику осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в ГОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж». Основные положения и результаты исследования обсуждались на международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях: г. Нижнекамск 2004 г., г. Альметьевск 2004 г., г. Казань 2005, на заседаниях педагогического совета коллектива Нижнекамского нефтехимического колледжа, на заседаниях регионального методического объединения преподавателей иностранного языка. По теме исследования опубликовано 9 научных работ. Результаты исследования используются в учебно-воспитательном процессе средних профессиональных учебных заведениях технического профиля в республике.

Татарстан.

На защиту выносятся:

1. Определение понятия «социокультурное самоопределение личности».

2. Интегративная педагогическая модель формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа в процессе изучения иностранного языка.

3. Педагогические условия, способствующие эффективному формированию социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованных источников (177 наименований, из них 27 — на иностранном языке). Работа содержит 3 таблицы 1 рисунок и 1 схему.

Заключение

.

Нарастание глобальных изменений в обществе приводят каждого человека к необходимости вырабатывать собственное отношение к происходящему и принимать жизненно важные решения (поиск новой работы, выбора сферы деловой активности и т. д.).

Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и компетентность работника усилили стремление молодежи к получению высококачественного среднего профессионального образования. Знания и умения, полученные в профессиональных учебных заведениях, они рассматривают как необходимое условие для самоопределения и самореализации на современном рынке труда.

Востребованными стали такие качества личности как профессиональная компетентность, мобильность, способность принимать решения, активная готовность взаимодействовать. Современного работника должны отличать: компетентность, самостоятельность, ответственность и мобильность, системное и аналитическое мышлениеинформационная, правовая и экологическая культура, предпринимательская и творческая активностьготовность к постоянному обновлению знаний. Одним из главных условий вступления молодых людей в самостоятельную жизнь является их подготовка к сознательному самоопределению в обществе. Социокультурное самоопределение как интегративное свойство личности занимает одно из приоритетных мест в социальном заказе общества профессиональному образованию, в связи, с чем возникает необходимость повышения его роли в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, выявлена необходимость обеспечения обучающихся особыми знаниями, формирование у них своего отношения к происходящему и сложных умений межкультурного общения. Все это определяется нами как компоненты социокультурного самоопределения. Наша цель воспитание личности.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. Раскрыто содержание терминологического аппарата исследования: обосновано определение понятия «социокультурное самоопределение личности», заключающееся в определении человеком места в жизни, обществе, утверждение собственной позиции и духовно-практический процесс выбора на основе осознания и соотнесения своих потребностей, что определяется нахождением человеком места в системе социальных отношений, в ходе, которого происходит формирование важных личностных качеств индивида.

2. Обосновано что предмет иностранный язык способствует формированию социокультурного самоопределения студентов. Обозначая воспитательные, профессиональные цели на основе разработанного в федеральном компоненте государственного стандарта СПО для предмета «Иностранный язык» определяются новые подходы к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов обучения и контроля. Для того чтобы обеспечить продуктивность главной цели нашего исследования, рассмотрены сущность структура и средства формирования социокультурного самоопределения в процессе изучения иностранного языка, а также разработаны основополагающие принципы социокультурного самоопределения личности: принцип толерантности в межнациональных отношениях, принцип опоры на ценности миров и культуры, принцип включенности в социальные отношения, принцип профессиональной направленности, принцип развития, принцип индивидуализации и дифференциации.

3. Необходимость научно обоснованного решения задачи формирования социокультурного самоопределения, поиск новых идей, технологий, форм и методов организаций потребовало системного подхода к проектированию определенных действий в определении цели и содержания и структурирования методов, средств и формы организации данного процесса. Была подтверждена целесообразность разработки и внедрения интегративной педагогической образовательной модели формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа в процессе изучения иностранного языка, включающая в себя три компоненты: целевой — социальный заказ, цели, и задачи педагогического процессасодержательной — содержание педагогического процессапроцессуальной компонент включающей технологический процесс (формы и методы работы) — этапы социокультурного самоопределения;

4. Разработаны и апробированы педагогические условия процесса формирования социокультурного самоопределения студентов технического колледжа средствами иностранного языка, а именно: опора на основополагающие принципы социокультурного самоопределения личностииспользование современных технологий и активных методов обучения иностранному языку, способствующих эффективному формированию социокультурного самоопределения студентоввыявление уровней и критериев сформированности социокультурного самоопределения студентов технического профиля.

5. Разработаны критерии сформированности социокультурного самоопределения студента технического колледжа: восприятия себя как ценности, осознанное использование знаний, умение найти себя в творческой деятельности, умение выбрать свою роль, умение самостоятельно проявить себя, умение ставить цель и ее реализовывать, умение дать оценку и самооценку, умение прогнозировать, умение работать в группе, умение организовывать свою деятельность.

6. Разработана информационно-коммуникативная технология формирования социокультурного самоопределения на основе интеграции традиционных и инновационных методик, проектирование которой проходило согласно следующим критериям: целевая ориентация, учет специфики содержания, индивидуализация и дифференциация обучения и содержит три блока: аналитический, организация исследовательской деятельности студентов средних специальных учебных заведенийпоисково-информационный, работа с Интернет-ресурсамирезультативный, применение деловых игр. Каждый блок представляет собой относительно самостоятельную область, интегрированную в общий контекст проекта, а также включает как принципиальные положения, так и примерную программу деятельности, реализуемую в учебном процессе и во внеурочной деятельности по иностранному языку. Разработанные содержание и технология отражены в учебно-методических пособиях «Internet resources for students of college», «Деловая игра как фактор формирования социокультурного самоопределения на уроках английского языка», методика организации научно-исследовательской работы студентов ССУЗ. Опытно-экспериментальная работа, в которой осуществлялась реализация всех перечисленных педагогических условий, подтвердило гипотезу об эффективности формирования социокультурного самоопределения при их применении, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Мы ставили своей целью рассмотреть лишь некоторые пути формирования социокультурного самоопределения студентов, считая это одной из важнейших проблем в нашем современном обществе. Вместе с тем в ходе опытно-экспериментальной работы обнаружено, что проблема формирования социокультурного самоопределения студентов требует продолжения исследования. Это обосновывается тем, что процесс формирования социокультурного самоопределения не имеет предела, то есть нельзя заранее определить то состояние этого процесса, при котором можно было бы утверждать, что он завершен и его цель достигнута. Представленное нами исследование нельзя считать исчерпывающим эту проблему. Оно представляет собой лишь один из возможных вариантов решения большой и многоаспектной проблемы. Дальнейшее исследование может вестись в направлениях изучения проблемы реализации потенциала новых дисциплин, инновационных технологий и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин, J1.M. Роль социокультурного воспитательного пространства в духовно-нравственном развитии студентов средних специальных учебных заведений / JI.M. Аболин, Е. А. Афанасьева. — Казань: ИСПО РАО, 2004. — 120 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская.— М., 1980. 155 с.
  3. Айтуганова-Сера, Е. И. Интеграция образовательной и социокультурной деятельности в подготовке специалиста в колледжах технического профиля: автореф.дис. .канд.пед.наук / Е.И.Айтуганова-Сера, — Казань., 2004. 20 с.
  4. , Ю.В. Культура как интегратор социума / Ю. В. Ананьев, — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1996. — 172 с.
  5. , В.И. Педагогика высшей шкоы: инновационно-прогностический курс/ В. И Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий. 2006. — 499 с.
  6. , А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа /А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002. 416 с.
  7. , Н. В. Особенности межкультурной коммуникации при несовершенном владении иностранным языком. Обучение межкультурной коммуникации в различных условиях / Н. В. Барышников // Сборник статей — Пятигорск, 2000. — С.5−12.
  8. Бахтеева, С. С Формирование социальной компетености студента в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе экономического профиля: Дис.. канд.пед.наук / С. С. Бахтеева. — Казань, 2001. — 167 с.
  9. , В.Н. Профессиональное самоопределение: дис.. канд.пед.наук / В. Н. Бевзюк. —Магнитогорск, 1993. 154 с.
  10. , Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне- пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986. 800с.
  11. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И. JL Бим // Иностранные языки в школе. — 2001.4.-С.23−25.
  12. Бим, И. Л. Интеграция и дифференциация в школьном обучении иностранным языкам и подготовка учителя иностранного языка / И. Л. Бим // Интеграционные процессы в образовании и роль иностранного языка в подготовке учителя. — М., 2001 — С. 3−10.
  13. Бим, И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса И. Л Бим // Иностранные языки в школе. —¦ 1996.--№ 1.--С. 48−52.
  14. Бим, И.Л., Гальскова Н. Д., Сахарова Т. Е. Педагогический вуз: состояние и проблемы // Иностранные языки в школе. — 1996. — № 6. — С. 2−6.
  15. , П. П.Задачи и методы новой народной школы // Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 т. Т. 1 / П.П. Блонский -М.: Педагогика, 1997. С.39−85.
  16. , Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209 с.
  17. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М., 1968. — 291 с.
  18. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997. —№ 4. —С. 11−17.
  19. , Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. — М., 1983. — 101 с.
  20. , Е.Н. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. Н. Верещагин, В. Г. Костомаров — М.: Русский язык, 1993. 265 с.
  21. Верещагин, Е. Н В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик / Е. Н. Верещагин, В. Г. Костомаров.1. М., 1999, — 84 с.22
Заполнить форму текущей работой