Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Системный подход к организационно-педагогическим условиям формирования профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея информационно-технологического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

XXI века" (2002 г., г. Москва) — Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывность образования и сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации» (2001 г., г. Оренбург) — Всероссийской научно-практической конференции «Концепция государственных образовательных стандартов начального профессионального образования второго поколения» (2003, г. Москва) — региональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования профессионализма деятельности будущих рабочих и специалистов
    • 1. 1. Основные направления исследования процесса формирования 19 профессионализма деятельности квалифицированных рабочих и специалистов и их реализация в современных условиях
    • 1. 2. Принципы формирования профессионализма деятельности у 48 учащихся в процессе профессионального обучения
    • 1. 3. Этапы процесса формирования профессионализма деятельности 62 в условиях модернизации профессионального образования
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Системный подход к моделированию организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности
    • 2. 2. Структура и содержание системы организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности учащихся
    • 2. 1. Профессионально-квалификационная характеристика деятельности оператора ЭВМ как профессиолого-педагогическая модель формирования специалиста-профессионала ^
    • 2. 3. Компоненты и функции системы организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности и взаимосвязь меж- ^^ ду ними
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Экспериментальное исследование системы организационно-педагогических условий профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея
    • 3. 1. Методика экспериментального исследования
    • 3. 2. Результаты экспериментального исследования
  • Выводы по главе III

Системный подход к организационно-педагогическим условиям формирования профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея информационно-технологического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие и становление рыночных отношений в экономике России, требования рынка труда к уровню профессиональной квалификации, профессиональной компетентности и уровню развития профессионально значимых личностных качеств работника ставят новые задачи перед педагогическим коллективом учреждения начального профессионального образования. Жесткая конкуренция на рынке труда не обеспечивает формирование профессионализма деятельности после окончания учебного заведения в первые годы самостоятельной работы. Профессионализм и компетентность квалифицированного работника определяется, прежде всего, наличием у него системы знаний, устойчивых, доведенных до автоматизма умений и навыков. В новых социально-экономических условиях высокотехнологичного производства и при наличии безработицы на рынке труда профессионализм не мо-# жет сводиться только к практическим действиям. В процессе овладения профессионализмом меняется личность человека, его интересы, идеалы, цели, перспективы деятельности.

В связи с возникшими противоречиями между требованиями, выдвигаемыми рыночной экономикой к рабочим и специалистам, деятельность которых непосредственно связана с использованием и применением электронно-вычислительной техники, профессионально-квалификационными характеристиками, содержащимися в государственных образовательных стандартах начального профессионального образования по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин», в лицеях, реализующих многоуровневые и непрерывные программы подготовки, возникает необходимость изменения содержания образовательных программ, ориентированных на формирование профессионализма деятельности будущих специалистов. Изменение содержания образования вызывает объективную необходимость применения новых методик, технологий профессионального обучения, внесения существенных корректив в структуру учебно-воспитательного процесса.

Исследование характера и содержания труда рабочих и специалистов информационно-технологического профиля позволило сделать вывод о том, что действующий государственный образовательный стандарт по профессии оператор ЭВМ и профессионально-квалификационная характеристика не обеспечивают в полной мере выполнения требований к подготовке современного конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем развития профессиональных и личностных качеств.

Изучение практического опыта подготовки рабочих и специалистов в учебных заведениях профессионального образования показало преобладание в основном репродуктивного характера усвоения знаний, формирования умений и навыков. Исследовано, что в профессиональной деятельности специалистов существует интеллектуальная прогностичность технологических и трудовых процессов. Поэтому прагматический характер обучения не способствует формированию устойчивого профессионализма деятельности выпускников профессиональных учебных заведений.

В исследовании профессионализма деятельности мы опираемся на педагогические теории профессионального обучения (Н.Е.Астафьева, С. Я. Батышев,.

A.П.Беляева, В. П. Беспалько, И. А. Богачек, Б. СГершунский, В. Ю. Кричевский, Н. Т. Соколов, JI.H. Помалюк и др.) — теорию и методологию профессионального развития личности (Р.Г.Бабанский, А. П. Беляева, Н. Ф. Гейжан, Е. Н. Головаха,.

B.В.Давыдов, ИА. Жданов, В. И. Зегвязинский, О. А. Конопкин, Е. А. Милерян, А. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, П.С.Хейфиц) — достижения педагогической науки и практики в области интегративного, многоуровневого, непрерывного профессионального образования и саморазвития личности на основе единства общего, профессионального и социокультурного образования (С.Я.Батышев, Х. Беднарчик, А. П. Беляева, И. А. Ивлиева, НА. Кононец, А. М. Коптяев, Н. И. Коркин, С. М. Маркова и др.) — теоретические основы психологии деятельности (Б.Г.Ананьев,.

Г. М.Андреева, Л. П. Буева, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — психологические основы формирования профессиональной деятельности (С.Н.Архангельский, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, С. Г. Геллерштейн, В. В. Давыдов, Б. В. Зейгарник, Л. В. Куликов, К. К. Платонов, И. Н. Шпильрейн и др.).

Видные ученые в области профессиональной педагогики (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Н. Ф. Гейжан, Б. С. Гершунский, Н. И. Думченко, Б. Т. Лихачев и др.), классики педагогической психологии (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), ученые-психологи (В.М.Бехтерев, А. А. Бодалев, Б. В. Зейгарник, Т. В. Кудрявцев, Ю. В. Карпов, А. А. Крылов, Е. Ф. Рыбалко, А. А. Рудкевич, Н. Ф. Талызина и др.), выдающиеся ученые, занимающиеся проблемами психологии труда (И.А.Жданов, Е. М. Иванова, О. А. Конопкин, Е. А. Климов, Петер Крбатя, А. Н. Леонтьев, И. Миллер, К. К. Платонов и др.) в своих работах раскрывают теоретические, педагогические, психологические, профессиологические основы профессиональной деятельности. Анализ литературных источников показал, что вопросы методологии формирования профессионализма деятельности при этом остаются недостаточно изученными в связи с изменением характера и содержания труда. В условиях рыночной экономики и стандартизации профессионального образования развитие инновационных образовательных структур (профессиональные лицеи, колледжи, центры непрерывного профессионального образования и др.), реализующих программы многоуровневого непрерывного профессионального образования, вопросы формирования профессионализма деятельности выпускников, работа которых на производстве или в сфере услуг связана с использованием и применением электронно-вычислительных машин, становятся исключительно актуальными.

Изучением формирования профессионализма деятельности личности, профессионального мастерства, приобретения устойчивых профессиональных умений, навыков, норм и ценностей занимались отечественные психологи: Л. П. Буева, С. Г. Геллерштейн, И. А. Жданов, Е. М. Иванова, Е. А. Климов,.

О.А.Конопкин, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская. Психологическая наука рассматривает деятельность человека как систему, включенную в структуру отношений общества. Основным видом деятельности является социально обусловленный, целенаправленный, осознанный труд, основой которого является определенный уровень профессионализма.

В современной теории и практике профессионального образования не получили должного научного обоснования вопросы формирования профессионализма деятельности будущих рабочих и специалистов в условиях инновационных профессиональных образовательных структур, к каким относятся профессиональные лицеи, колледжи.

Исследования, проводимые в учебных заведениях инновационного типа Ростовской области (профессиональный лицей «Дон-Текс» № 39 г. Шахты, лицей информационных технологий и дизайна № 105 г. Волгодонска, Ростовский профессиональный лицей — Региональный учебный центр (РПЛ-РУЦ) «Спектр», Донской лицей информационных технологий № 43 г. Батайска), показали недостаточную разработанность и научную обоснованность процесса формирования профессионально важных качеств специалистов при реализации разноуровневых образовательных программ начального и среднего профессионального образования, необходимость разработки стадийной системы формирования профессионализма деятельности будущих рабочих и специалистов в условиях перехода от нормативно позитивного способа деятельности к освоению функций на уровне высокопроизводительных, качественных показателей развития профессиональных способностей обучаемых. Инновационные образовательные процессы подготовки конкурентоспособных выпускников требуют создания оптимальных организационно-педагогических условий формирования и развития профессиональной деятельности обучающихся на каждой ступени, исходя из целевых установок подготовки специалистов различного уровня образования и квалификации.

В связи с этим возникают проблемы моделирования процесса формирования профессионализма деятельности на основе комплексных научных исследований и достижений в области психологии труда, профессиональной педагогики, педагогической психологии, информатики, информационных технологий в образовании, социализации и профессионализации личностиразработки ин-тегративного содержания образовательных программсоздания системы организационно-педагогических условий формирования будущих специалистов, мобильных и конкурентоспособных на рынке труда, деятельность которых связана с использованием и применением электронно-вычислительных машин, современных информационных и коммуникационных систем.

Учитывая объективные потребности подготовки таких специалистов и отсутствие научного обоснования в условиях интегративного, системного, комплексного подходов к решению проблемы, определена тема исследования: «Системный подход к организационно-педагогическим условиям формирования профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея информационно-технологического профиля», суть которой состоит в научном обосновании и разработке системы формирования профессионализма как общечеловеческой ценности, социально-экономической и психолого-педагогической категории, на основе комплексного подхода к процессу овладения профессиональной деятельностью в условиях инновационного учебного заведения, многоуровневого непрерывного профессионального образования.

Цель исследования — научное обоснование, разработка и реализация системы организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея, овладевающих профессией оператора электронно-вычислительных машин, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных специалистов автоматизированного труда высокой квалификации.

Объект исследования — процесс формирования профессионализма деятельности будущих операторов электронно-вычислительных машин в условиях профессионального лицея.

Предмет исследования — система организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея на основе системного, интегративного и комплексного подходов.

Гипотеза исследования — формирование профессионализма деятельности будущих рабочих и специалистов в условиях профессионального лицея может быть эффективным, если: выявлены тенденции изменения характера и содержания труда в деятельности специалистов информационно-технологического профиля и их влияние на педагогические системы профессионального обученияопределены требования, профессиональные нормы и ценности, обеспечивающие формирование личности, способной совмещать различные виды деятельности и обеспечивать поступательное развитие личности в процессе профессионального обучения и воспитанияустановлены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование профессионально важных качеств личности, норм, общечеловеческих и профессиональных ценностей у будущих рабочих и специалистовнаучно обоснована и разработана организационно-педагогическая структура информационно-технологического процесса обучения, воспитания и формирования специалистов-профессио наловна основе системного подхода к профессиональному обучению и развитию выпускников профессионального лицея научно обоснована и создана интегративно-комплексная система оптимальных организационно-педагогических условийустановлены интегративные взаимосвязи в процессе теоретического и производственного обучения учащихсяобеспечено функционально-оперативное взаимодействие в процессе обучения учащихся между субъектами учебно-воспитательного процессаразработаны критериальные показатели уровней сформированное&tradeпрофессионализма деятельности у учащихся профессионального лицея.

На основе целей и гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние и основные направления исследования проблемы в современных условиях.

2. Выявить принципы и научно обосновать структуру информационно-технологического процесса формирования профессионализма деятельности и развития учащихся в процессе овладения высокотехничной профессией оператора электронно-вычислительных машин.

3. Определить внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование профессионализма деятельности, воспитание и развитие учащихся в процессе теоретического и производственного обучения учащихся.

4. Научно обосновать, разработать и экспериментально проверить структуру информационно-технологического процесса и систему организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности у учащихся.

5. Разработать критерии сформированности профессионально важных качеств у учащихся профессионального лицея.

Методологической основой исследования являются: философские положения теории познания, теории человеческой деятельности, теории формирования и развития личностиконцептуальные основы общей и профессиональной педагогики, педагогической психологии и социологии трудатенденции гуманизации, интеллектуализации, индивидуализации, интеграции, дифференциации, интенсификации образованиясоциализации и профессионализации личностиконцепции многоуровневости и непрерывности профессионального образованиясистемный, комплексный, личностно-деятельностный, интегративно-модульный и личностно-ориентированный подходыЗакон Российской Федерации «Об образовании» [82], «Концепция реформирования системы начального профессионального образования» — «Федеральная программа развития образования» [218]- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 — 2005 годы)», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации 29.12.2001 г. № 1756-р) [105].

Методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез философской, методологической, социологической, педагогической, психологической, научно-технической, научно-методической литературыиндукция и дедукция, обобщение, сравнение, моделирование, абстрагирование. Эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдениебеседыанкетированиеинтервьюированиедиагностированиеизучение учебно-программной документации и организационно-нормативных документовпедагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента, экспертная оценка результатовстатистические методы исследования.

Экспериментальная база исследования — учебные заведения начального профессионального образования Ростовской области: Донской лицей информационных технологий № 43 г. Батайскалицей информационных технологий и бизнеса № 105 г. Волгодонскапрофессиональный лицей «ДонТекс» № 39 г. Шахты.

Этапы исследования:

Первый этап (1995 -1997 г. г.) — изучение состояния проблемы в науке и практике, теории общей и профессиональной педагогики, психологии труда, педагогической психологиив теории и практике профессионального образованияизучение и анализ регионального рынка труда в целях выявления требований работодателей на подготовку к уровню образования, воспитания, квалификации операторов электронно-вычислительных машин, специалистов информационных и коммуникационных технологий, их компетентности проведения анализа и синтеза организационных структур учебно-воспитательного процесса в профессиональных лицеях, определение основных требований интеграции профессий к структуре и содержанию образования, организационно-педагогическим условиям и управлению педагогическим процессом, обеспечивающим решение поставленных в исследовании задач по формированию профессионализма деятельности, воспитанию и развитию профессионально значимых личностных качествпроведение и обобщение результатов констатирующих экспериментов.

Второй этап (1998;2000 г. г.) — теоретическое исследование инновационных систем целостного учебно-воспитательного процессамоделирование организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности в условиях многоуровневого, непрерывного профессионального образованияопределение внешних и внутренних факторовпроведение маркетинговых исследований по вопросам^ применения ЭВМ в различных сферах производства и услуг с целью выявления общих и региональных требований работодателей к специалистам, работающим на электронно-вычислительных машинахразработка методики поэтапного осуществления профессиональной деятельности, содержания образованияобоснование структуры управления педагогическим процессомвыявление иерархических взаимосвязей между компонентами профессиональной деятельностиразработка модели формирования и развития профессионализма деятельностиразработка методики и проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2000;2002 г. г.) — продолжение и завершение педагогического экспериментаобобщение и систематизация результатов теоретического и экспериментального исследованийрасширение сферы экспериментальной базы апробирования разработанных структур педагогического управления процессом формирования профессионализма деятельностиформирование выводовразработка методических рекомендаций в целях широкого внедрения результатов в учебных заведениях Ростовской области и Северо-Кавказского региона.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— определены основные направления исследуемой проблемы (социально-экономическое, психолого-педагогическое, профессиологическое, технологическое, профессионально-техническое, образовательно-содержательное, приоритетно-образовательное, психолого-физиологическое), обеспечивающие профессионализм выпускников профессионального лицея;

— выявлены внешние факторы (социально-экономические условия развития общества, потребности рынка труда, состояние рынка образовательных услуг, предприятия, организации, фирмы — заказчики кадров, менталитет в системе ценностей, социокультурные институты, общественные организации, семья) — внутренние факторы (ценностные ориентации, образовательные интересы, потребности личности, способности учащихся), оказывающие влияние на процесс формирования профессионализма деятельности специалистов;

— на основе системного подхода научно обоснована структура и система организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности и личностного развития учащихся профессионального лицея информационно-технологического профиля;

— установлены взаимосвязи между структурой, компонентами и функциями системы организационно-педагогических условий, обеспечивающие координацию и объединение усилий субъектов учебно-воспитательного процесса;

— определены основные этапы формирования профессионализма деятельности у учащихся на различных стадиях обучения: профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональное становление, профессиональное воспитание, профессиональное развитие, профессиональная адаптация, продвижение в профессиональной карьере;

— определены специфические особенности формирования профессионализма деятельности учащихся, выражающиеся в самовоспитании, самообучении, самоконтроле, самокоррекции, мобильности, адаптированности выпускников к изменяющимся условиям рынка труда.

— выявлены профессионально важные качества специалистов информационно-технологического профиля и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия личностно-ориентированного становления, формирования, воспитания и развития учащихся, составляющие базис профессионализма деятельности выпускников;

— осуществлено научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста на каждой ступени теоретического и производственного обучения;

— применены существующие, определены специфические и комплексные критерии сформированности профессионализма деятельности операторов электронно-вычислительных машин в новых социально-экономических условиях.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании сущности профессионализма деятельности как феномена интегрированной педагогической категории, включающей совокупность взаимосвязанных аспектов, отражающих личностные, функциональные, технологические и социальные особенности профессии, определяющей востребованность выпускников лицея на региональном рынке труда, конвертируемость знаний, умений и навыков, расширение профессионального поля деятельности операторов ЭВМ в других областях предметной деятельности, насыщенной новыми признаками.

Выявлены принципы построения системы организационно-педагогических условий профессионально-педагогические (многоуровнево-сти, многопрофильности, интегративности, технологичности, непрерывности и др. дидактические (комплексности, системности, последовательности, индивидуальности, дифференцированности и др.) и реализованы автором принципы технологичности, социально-профессиональной альтернативности в процессе овладения информационно-технологичной профессиональной деятельностью. Обоснованы автором новые принципы, лежащие в основе формирования профессионализма деятельности: совместимости процессов автоматизации и алгоритмизации, алгоритмической стадийности производственного обучения, распространяющие свое влияние на технологичность технических и педагогических процессов.

Определены специфические особенности подготовки операторов электронно-вычислительных машин, обладающих признаками всеобщности, в связи с применением их труда во многих сферах, обеспечивающих профессиональную мобильность, мотивации адаптированности к изменяющимся видам деятельности, комплексность в статусе конкурентоспособности;

Определены компоненты учебно-воспитательной деятельности по формированию знаний, умений, навыков, норм, ценностей в процессе теоретического и производственного обучения (целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный, личностно-деятельностный). Научно обоснованы первая, вторая и третья стадии подготовки операторов ЭВМ в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования, разработаны и включены региональные компоненты в учебные программы подготовки операторов ЭВМ, осуществлены единые требования к управлению учебно-познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.

Выявлена тенденция усложнения взаимосвязей в логике построения структуры и системы организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельностив информационно-технологическом процессе обученияв личностно-ориентированном и личностно-деятельностном подходах к взаимодействию объектов и субъектов профессиональной деятельности специалистов информационно-технологического профиля.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации системы организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея, по профессии «оператор электронно-вычислительных машин" — разработке и применении новой учебной программы производственного обучения, обеспечивающей профессиональное становление, формирование и развитие специалистадополнении и насыщении программы производственного обучения учебными элементами профессиональных знаний, умений и навыков, развитие профессионально значимых (точность восприятия, длительная концентрация, пере-юпочаемость и распределение внимания, оперативная и механическая память, прогностика деятельности, способность саморегуляции, самообучения, аккуратность, пунктуальность, ответственность, коммуникативность) и личностно значимых (трудолюбие, ответственность, инициативность, самостоятельность, выдержка, терпение, наблюдательность, внимательность, доброжелательность, творческий интеллект) качеств будущих специалистовв разработке этапов формирования, определения критериев уровней профессионализма деятельности на каждой ступени обученияразработке и апробировании структуры и содержания научно-методического комплекса производственного обучения, обеспечивающего формирование знаний, умений и навыков, поэтапного формирования профессионализма деятельности учащихся. Создан комплект дидактических и учебно-методических средств обучения для учащихся и мастеров производственного обучения: учебно-методический комплекс мастера производственного обучения, учебный комплекс учащегося и комплект научно-методического сопровождения урока, интегрированные учебные программы для каждой стадии производственного обучения, методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ, комплекты дидактических средств обучения и контроля (опорные конспекты, инструкционные и технологические карты, прикладные программные средства обучения, пакет контрольных измерителей, электронный учебник).

Экспериментально проверена и внедрена в образовательную практику профессионально-квалификационная характеристика оператора ЭВМ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Научное обоснование и разработка системы организационно-педагогических условий процесса формирования профессионализма деятельности учащихся в современных условиях подготовки специалистов высокотехнического квалифицированного и информационно-технологического труда обусловлены приоритетами научно-технического, социально-экономического, культурологического развития обществаобъективными образовательными процессами, обуславливающими взаимосвязь образовательной и окружающей среды, образования и личности, образовательной и предметной областей деятельности.

2. Сущностью профессионализма как феномена человеческой деятельности и устойчивой педагогической категории являются принципы формирования, взаимодействия целей, внешних и внутренних факторов, требований рынка труда и образовательных услуг к личности и профессиональному образованию, направленные на повышение уровня образовательно-воспитательного потенциала специалиста, интеграцию профессий, содержание теоретического и производственного обучения.

3. Концептуальное построение системного подхода к организационно-педагогическим условиям раскрывает: теоретическую сущность целостности организационно-педагогической системы и модели подготовки специалистов во взаимодействии структур «человек — природа», «человек — техника», «человекчеловек», «человек — знаковая система" — требования к психолого-педагогической, информационно-технологической среде обучения и воспитания, созданию механизмов реализации целостной системы информационно-технического и научно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки специалиста.

4. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса создает условия для реализации содержания образования по интегрированной профессии, обеспечивающее удовлетворение личности в производительном труде. Его системная характеристика представляет собой учебно-профессиональный комплекс, обеспечивающий преемственность образовательных программ в соответствии с федеральными и региональными запросами на подготовку рабочих кадров и специалистов информационно-технологического профиля.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены: применением современной методологии системного, комплексного, инте-гративного подходов с использованием философских, социологических, педагогических, психологических, профессиологических источников, рациональным их сочетаниемиспользованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованияпроведением широкого педагогического эксперимента (охвачено восемь учебных групп, 232 учащихся профессиональных лицеев № 43 и 105 Ростовской области), созданием системы эффективных организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности у учащихся на разных стадиях обучения (структура и содержание образовательных программ, материально-технические условия, дидактические методические комплексы теоретического и производственного обучения, учебно-методические пособия, средства обучения и контроля, межличностные отношения педагогов и учащихся) — внедрением авторских учебных программ и методики производственного обучениярепрезентативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой полученных результатовсоответствием проблемы исследования практическому запросу регионального рынков труда и работодателей Ростовской области.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались на заседаниях лаборатории методологических и теоретических основ профессиональной педагогики Института профессионально-технического образования РАО (2000, 2001, 2002, 2003 гг.), на третьей международной научно-практической конференции «Многоуровневое, непрерывное профессиональное образование: методология, теория, опыт» (2000 г., г. Ростов-на-Дону) — республиканской научно-методической конференции «Учебно-воспитательные проблемы реализации образовательных государственных стандартов» (1999 г., г. Санкт-Петербург) — международных конференциях «Реформирование содержания начального профессионального образования» (1999 г., г. Санкт-Петербург) — «Профессиональное и техническое образование в начале.

XXI века" (2002 г., г. Москва) — Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывность образования и сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации» (2001 г., г. Оренбург) — Всероссийской научно-практической конференции «Концепция государственных образовательных стандартов начального профессионального образования второго поколения» (2003, г. Москва) — региональной научно-практической конференции «Мониторинг реализации национально-регионального компонента государственных стандартов среднего профессионального образования» (2001 г., г. Ростов-на-Дону) — областных конференциях педагогических работников начального профессионального образования Ростовской области (1998, 1999, 2000, 2001, 2002 гг., гг. Ростов-на-Дону, Каменск, Шахты, Таганрог, Белая Калитва) — на педагогических советах профессиональных лицеев: «ДонИнТех» № 43 г. Батай-ска, «Дон-Текс» № 39 г. Шахты, «Ростовский профессиональный лицей — региональный учебный центр «Спектр», Информационных технологий и дизайна № 105 г. Волгодонска (1995, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.) — на заседаниях учебно-методического объединения начального профессионального образования Южного Федерального округа (1998 г., г. Шахты- 1999 г., г. Сальск- 2000 г., г. Новороссийск- 2001 г., г. Ростов-на-Дону- 2002 г., г. Ставрополь).

Выводы по III главе.

1. Реализация системы организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности операторов электронно-вычислительных машин обусловила достижение учащимися требуемого уровня профессиональной квалификации, являющийся основным критерием эффективности их профессионального обучения.

2. В соответствии с новым содержанием обучения профессии разработана методика производственного обучения, сформированная на основе системного подхода и уровневой дифференциации, предполагающая системность и структурирование содержания обучения в учебные блоки, обеспечение каждого из них учебно-методическими комплексами производственного обучения.

3. Определен динамический характер процесса обучения, выражающийся в его интегративности, периодичности, этапности, стадийности, комплексности содержания теоретического и производственного обучениянаучном, методическом и дидактическом обеспечении процесса обучениямотивации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихсяобучающей, психолого-педагогической, научно-методической, контрольно-оценочной и результативной деятельности мастера производственного обучения.

4. Определена модель процесса производственного обучения на дидактическом и научно-методическом уровнях, методика психолого-педагогического взаимодействия мастера производственного обучения и учащихся, обеспечивающая решение образовательных, развивающих, воспитательных задач, контроль и оценку процесса и результатов обучения, продвижения учащихся в профессиональном развитии и воспитании.

5. Анализ результатов сравнительного педагогического эксперимента показал, что уровень сформированности знаний, умений и навыков выпускников экспериментальных групп, качество профессиональной подготовки выпускников значительно выше установленных требований государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и отличается по качественным характеристикам, определяющим совокупность социальных и профессиональных требований, предъявляемых к специалисту данной области труда. В экспериментальных группах повышена мотивация и активность обучения, усилен интерес к получаемой профессии, значительно выше уровень профессиональной зрелости, более выражены профессиональные личностные качества специалистов отрасли информационных технологий, притязания в профессиональной карьере, сформирована готовность к профессиональной деятельности и профессиональному самоопределению.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующее заключение:

— Профессионализм деятельности представляет сложное комплексное образование, отображающее множество взаимосвязанных аспектов на лично-стно-профессиональном, социально-педагогическом, профессионально-технологическом, предметно-деятельностном, психолого-педагогическом, профессиологическом уровнях, обусловленное общими тенденциями развития личности, человеческой деятельности, закономерностями, принципами, специфическими особенностями и средствами овладения профессией или группой профессий в условиях образовательной среды.

— Исследование проблемы формирования профессионализма деятельности человека является важнейшим направлением развития профессионального образования в современных условиях, что обусловлено всеобщностью данного феномена в структуре научного знания, во всех сферах жизнедеятельности общества. Исследование позволило выявить основные проблемы профессионализма деятельности: научное обеспечение терминологии, понятий, составляющих базис теоретического научного знанияразвитие теории деятельности в условиях социально-экономических переменединство и преемственность взаимосвязи общего и особенного в выполнении различных видов предметной деятельноститехнология формирования интегрированных профессиональных умений и навыковформирование социально-профессиональной и психолого-физиологической готовности к профессиональной деятельностипрофессиональная ориентация личности в информационно-технологических условиях автоматизированного производства.

— Системный подход к организационно-педагогическим условиям формирования профессионализма деятельности операторов ЭВМ позволяет создать многокомпонентную систему, охватывающую область учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся, педагогическую деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения, системообразующим фактором которой является информационно-технологическая среда преподавания и обучения субъектов профессионально-педагогического процесса.

— Основными компонентами системы являются: целевой, мотивацион-ный, содержательный, операционно-технологический, организационно-управленческий, научно-технический, оценочно-критериальный.

— Важнейшими функциями системы организационно-педагогических условий являются: прогностическая, определяющая сущность и механизм реализации системного подхода к организационно-педагогическим условиям формирования профессионализма деятельности учащихсясоциально-экономическая, обеспечивающая высокую степень экономической защитысоциально-профессиональная, обеспечивающая гарантии получения профессионального образования и занятости выпускников на рынке трудаобразовательная, создающая условия для получения многоуровневого непрерывного профессионального образованияинтегративная, обеспечивающая создание интегрированных профессий и групп профессий, целостность, разделенного на стадии, процесса обучения и овладения профессиональным мастерствоминформационно-технологическая, создающая условия профессионального обучения, формирования и развития профессионально важных качеств специалиста-профессионалавоспитательно-коммуникативная, создающая условия развития способностей, профессиональных интересов и ценностей учащихся, непрерывного профессионального обучения и самосовершенствования .

— Основными принципами, составляющими научную сущность системы организационно-педагогических условий формирования профессионализма деятельности являются: профессионально-педагогические (многоуровнево-сти, многопрофильное&trade-, интегративности, технологичности, непрерывности, стадийности, социальной обусловленности и др.) — дидактические (научности, доступности, сознательности, активности, системности, последовательности, индивидуализации, интенсификации, дифференциации и др.) — общепрофессиональные, реализуемые в процессе профессионального обучения операторов ЭВМ (компьютеризации, информатизации, алгоритмизации и программирования, технологичности, совместимости процессов автоматизации и алгоритмизации, алгоритмической стадийности, социально-профессиональной альтернативности).

— Профессиональная деятельность специалистов, овладевающих сложной высокотехнической профессией, обеспечивает их личностно-ориентированное становление, воспитание и развитие, составляет базис овладения профессионализмом, обеспечивающим взаимосвязи между компонентами и функциями информационно-технологического процесса для обучения по профессиям и другим профессиональным профилям.

— В процессе исследования раскрыта сущность профессионализма деятельности как феномена интегрированной педагогической категории, включающего совокупность взаимосвязанных аспектов, отражающих личностные, социальные, функциональные, технологические особенности профессии, определяющего конвертируемость знаний, умений и навыков в производительном труде, расширение профессионального поля деятельности специалистов в других областях труда за счет насыщения предметной деятельности новыми признаками.

— Разработаны и реализованы: общая и вариативная по стадиям и ступеням обучения программа производственного обученияэлементы учебно-методического комплекса производственного обучения и его научно-методического обеспеченияучебно-методические комплексы мастера производственного обучения и учащихся, учебно-методическая система уроков информационно-технологического производственного обучения.

— Результаты педагогического эксперимента показали высокий уровень знаний, умений и навыков выпускников экспериментальных группкачественные характеристики профессионального обучения значительно выше требований государственного образовательного стандарта. Трудоустройство выпускников экспериментальных групп, их востребованность на рынке труда, продолжение образования значительной части выпускников в высших учебных заведениях, притязания в профессиональной карьере доказывают, что системный подход к организационно-педагогическим условиям профессионального обучения специалистов информационно-технологического профиля обеспечивает формирование профессионализма деятельности учащихся исследуемой профессии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Компьютер в структуре педагогической деятельности преподавателя//Сов. педагогика. — 1986. — № 3. — С. 63−68.
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1.-230 е.- Т.2. -288 с.
  3. Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  4. М.К. Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах / НИИ профтехобразования. СПб., 1992. — 32 с.
  5. М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: Автореф. д-ра пед. наук (Культурология).- СПб., 2000.-47 с.
  6. С.Ф. Дидактические условия разработки и применения контролирующих программных средств в учебном процессе профессиональных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1995.-26 с.
  7. А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность //Магистр. 1995. — № 1. — С. 23−32.
  8. Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации. СПб.- Тамбов: ИПКРО, 1996. -175 с.
  9. Н.Е. Моделирование информационной технологии подготовки и повышения квалификации преподавателей профессиональных учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1994.-241 с.
  10. Астафьева Н. Е Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 51 с.
  11. А.Н. Педагогические условия профессиональной подготовки молодежи для работы в рыночной экономике: (На прим. рус.-британ. колледжа): Автореф. дис.. канд. пед. наук /Ин-т програм. средств обучения РАО. Новосибирск, 1994. — 17 с.
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-710 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Педагогика, 1989.- 184 с.
  14. С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах /Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 137 с.
  15. А.В. Электронно-вычислительная техника в учебном процессе. -М.: Высш. шк., 1984. 16 с.
  16. С.Я. Основы профессиональной подготовки. М.:Высшая шк., 1997.-507 с.
  17. С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. — М.: РАО, 1995.-246 с.
  18. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике: В 2 ч- М.: Изд. центр АПО, 1993 394 с.
  19. С.Я. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих/ С. Я. Батышев, А. Г. Соколов, А.И.Рабицкий- РАО, Ассоц. «Проф. образование». -М., 1995. -208 с.
  20. X. Модульная система непрерывного профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. — 262 с.
  21. В.И. Педагогические условия профессионального воспитания учащихся в профтехучилищах: Дис.. канд. пед. наук/ Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1994. — 173 с.
  22. В.И. Профессиональное воспитание: Методология, теория, опыт/Ленингр. обл. ин-т развития образования. СПб., 2000. — 163 с.
  23. В.И. Формирующие аспекты системы профессионального воспитания/ Ленингр. обл. ин-т развития образования СПБ., 1999 — 144 с.
  24. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  25. А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. Спб.: Ин-т профобразования РАО, 2002. — 240 с
  26. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования/Ин-т профтехобразования РАО. СПб.- Радом, 1997.-227 с.
  27. А.П. Интеграционные процессы в содержательном компоненте профессионального образования // Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр./ВНИИ профтехобразования. Л., 1989. — С. 57−69.
  28. А.П. Интеграция содержания профессионально-технического образования// Сов. педагогика. 1989. — № 1. — С. 86 — 89.
  29. А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования/ Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 64 с.
  30. А.П. Методология и теория профессиональной педагоги-ки/Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. — 480 с.
  31. А.П. Перспективные направления развития профессионального образования в России // Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования. СПб.- Радом, 1995. — С. 9 — 25.
  32. А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки/Ин-т профтехобразования РАО, ИТЭ. СПб.- Радом, 1995. — 49 с.
  33. А.П. Проблемы систематизации знаний, умений и навыков //Дидактические проблемы содержания образования в средних профтехучилищах: Науч. тр./ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. — Вып. 33. — С. 7−28.
  34. А.П. Профессиологические основы интегративно-модульной системы образования/ЛТепрерывное многоуровневое профессиональное образование. СПб.- Радом, 1997. — С.9 — 18.
  35. А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб., 1995. — 238 с.
  36. А.П. Развитие системы профессионального образования //Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3−8.
  37. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
  38. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / ИРПО.-М., 1995,-334 с.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  40. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов/ Беспалько В. П., Татур Ю. Г. -М.: Высш. шк., 1989. 143 с.
  41. И.В. Системный подход в современной науке/ И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г.Юдин// Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970.-С. 16−18.
  42. И.В. Системный подход /И.В.Блауберг, Э. Г. Юдин //Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 612 — 614.
  43. И.А. Философия управления: Очерки профессионального управленца. СПб.: Наука, 1999. — 232 с.
  44. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориенти-• рованного образования //Педагогика. 1997. -№ 4. — С. 11−17.
  45. Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан СПб.: Питер, 2000, — 304 с.
  46. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2000. — 146 с.
  47. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. пособие. М, — Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. -174 с.
  48. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  49. И.П. Проектирование процессов обучения // Сов. педагогика.- 1987. -№ 2.-С. 22−28
  50. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова- М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  51. Т.С. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988 — 256 с.
  52. А.С. Формирование общепрофессиональных умений и навыков как основа подготовки рабочих широкого профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1985. — 18 с.
  53. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии: Сб. ст. М., 1966. — С. 236 -237.
  54. П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. -М.: МГУ, 1979. 208 с.
  55. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий-М.: МГУ, 1968. 135 с.
  56. П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе/ П. Я. Гальперин, З. А. Решетова., Н. Ф. Талызина М.: МГУ, 1966. — 39 с
  57. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ/ Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1994.-19 с.
  58. Н.Ф. Психологические проблемы учебно-воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования: Учеб. пособие/ Учеб.-метод.центр Ком. по образованию СПб. СПб., 1995. — 41 с.
  59. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 54 с.
  60. Н.Ф. Профессиональная школа: новое целеполагание: Науч,-метод. пособие для руководителей и пед. работников учреждений проф. образования/ Н. Ф. Гейжан, В. В. Шапкин. СПб., 1996. — 28 с.
  61. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 178 с.
  62. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образоват. концепций). М.: Интер Диалект «+», 1997.-697 с.
  63. А.С. Информатизация России: Проблемы и перспективы// Электросвязь. 1996, — № 5 — С. 4−5.
  64. Государственные образовательные стандарты начального профессионального образования: В 5 т. М.:ИРПО, 2001, — Т.1. — 558 с.
  65. В.В. О понятии развивающего обучения// Педагогика. -1995,-№ 1,-С. 29−40.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. исслед. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  67. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1 996 544 с.
  68. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности/М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: РИПО, 1976. — 176 с.
  69. М.А. Современные методы обучения. М.: Высш. шк., 1985.-72 с.
  70. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 244 с.
  71. Т.П. Модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии по интегрированной группе профессий: Дис.. канд. пед. наук/Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1998.-219 с.
  72. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. — М. ООО Астрель, 2002. — 76 с.
  73. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-418 с.
  74. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: РГУ, 1997. -341 с.
  75. С.М. Психологические и эргономические основы построения тренажеров на базе персональных ЭВМ: Метод, пособие/ С. М. Иванин, М.В.Снетков- НИИ профтехобразования. Л., 1990. — 33 с.
  76. И.А. Дидактические условия формирования профессиональных умений в мастерской: (На прим. Строит.-монтаж. профессий): Дис.. канд. пед. наук. JI., 1989. — 86 с.
  77. И. А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиональной подготовки: Дис. .д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО СПб., 1998 — 436 с.
  78. Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профтехучилищах: Метод, пособие /Отв. ред. Г. С.Гуторов- НИИ профтехобразования. СПб., 1992. — 73 с.
  79. Э.М. На пути к открытому профессиональному образованию: Ключевые квалификации. Минск: РИПО, 1996. — 32 с.
  80. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество/В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  81. М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Але-тейя, 2000. — 463 с.
  82. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб.: Наука, 1996. — 236 с.
  83. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: Казан, гос. технол. ун-т, 2000. — 228 с.
  84. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  85. Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология». М.: МГУ, 1988. — 197, 2. с.
  86. Е.А. Психология: Воспитание, обучение: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ ДАНА., 2000. — 375 с.
  87. Е.А. Психология профессионала: Избр. психол. тр./Акад. пед. и социол. наук, Моск. психол.-социол. ин-т М., 1996 — 400 с.
  88. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  89. Н.Н. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация/Н.Н.Козлова, Н.М.Смирнова//СОЦИС -1995, — № 11. С. 12−23.
  90. Н.А. Модель подготовки конкурентоспособных специалистов в профессиональных лицеях. Ростов н/Д.: Икар, 1999. — 120 с.
  91. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  92. О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности/ О. А. Конопкин, В. И. Моросанова //Вопр. психологии. 1989. — № 5. — С. 1826.
  93. Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика интересов и отношения к учению учащихся ПТУ и техникумов: Учеб. пособие/ Ю. А. Концевой, Е. А. Михайлычев, В.М.Татарин- Ростов н/Д: Рост, ин-т с.-х машиностроения, 1983. 87 с.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  95. A.M. Система организационно-педагогических условий жизнедеятельности профессионального колледжа в условиях непрерывного многоуровневого образования: Дис.. канд. пед. наук/Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 226 с.
  96. Н.И. Дидактические условия проектирования и реализации системы многоуровневой профессиональной подготовки учащихся в профессиональном лицее: Дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1998.-347 с.
  97. Краткий словарь основных терминов практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 125 с.
  98. Краткий словарь по социологии /Под ред. Х. М. Гвиниани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. — 477 с.
  99. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ. ред. А.П.Беляевой- Ин-т профтехобразования РАО, Ин-т педагогики Рур. ун-та ФРГ. СПб.- Бохум, 1994. — 123 с.
  100. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. -Минск.: Харвест, 1999. 384 с.
  101. Ю.Г. Психология формирования профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ: Метод, пособие/ Ю. Г. Кузнецов, А. А. Толмачев. -М.: Высш. шк., 1990. 112 с.
  102. Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. СПб.: Образование, 1995. — 47 с.
  103. И.П. Теоретические основы развития профессионализма инженерно-педагогических работников в условиях дополнительного профессионального образования: Дис.. д-ра пед. наук/ Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997.-445 с.
  104. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: изд-во ЛГУ, 1970.
  105. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  106. Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  107. С.В. Анализ изменений содержания труда и требований к подготовке квалифицированных рабочих: Вопросы методики/ С. В. Курышева, Н. А. Лобанов, В. В. Шапкин. М.: Высш. шк., 1991. — 159 с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  109. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1. — 392 е.- Т.2. — 317 с.
  110. А.Н. Проблемы развития психики М.: МГУ, 1981.-186 с.
  111. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учеб. пособие. Новосибирск: НГПИ, 1987. — 89 2. с.
  112. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  113. А.С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании: Автореф. дис.. д-рапед. наук.-М., 1996.-39 с.
  114. Личность в деятельности и общении/ Под ред. В. А. Лабунской,
  115. A.К.Белоусовой. Ростов н/Д: Герфест, 1997. — 264 с.
  116. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/Под ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
  117. Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. -М.: Высш. шк., 1983. 344 с.
  118. Н.А. Возможно ли воспроизведение образцов педагогической деятельности?/ Н. А. Максюкова, Т. А. Бабкина //Педагогика. 2000, — № 5. -С. 23 -27.
  119. Методики психодиагностики в спорте/ В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов,
  120. B.А.Плахтиенко, Л. К. Серова.- М.: Просвещение, 1984.-196 с.
  121. С.М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого образования: Дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997.- 192 с.
  122. Методика производственного обучения квалифицированных рабочих для торговли: Метод, рекомендации/ Н. В. Барило, В. Н. Броздниченко, Л. С. Иванова, Р. Д. Каверина.-М.: Высш.шк., 1990.-79 с.
  123. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр./Редкол.: А. П. Беляева (отв. ред.) и др.- НИИ профтехобразования. СПб., 1992. — 80 с.
  124. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973. 300 с.
  125. JI.M. Психологическое сопровождение выбора профессии. -М.: Флинта, 1988. 180 с.
  126. JI.JI. Культура профессионально-педагогической деятельности. Минск.: РИПО, 1999. — 95 с.
  127. И.Н. Психология производственного обучения: Метод, пособие/ И. Н. Мошкова, С. Л. Малов,-М.: Высш. шк., 1990. -207 е.: ил.
  128. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. -М.: МИРОС, 1997, — 144 с.
  129. A.M. Национальная идея России: (Возможный вариант). -М.: Эгвес, 2000.-8 с.
  130. A.M. Профессиональное образование России: (Перспектива развития)/ РАО, Исслед. центр пробл. непрерыв. проф. образования. М., 1997.-254 с.
  131. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высш. шк., 1986. — 288 с.
  132. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии/ В. В. Бажутин, З. З. Кирикова, Н. В. Крохина и др. Екатеринбург: Урал. гос. проф,-пед. ун-т, 1997. — 170 с.
  133. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ): ОК 010−93 /Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. М.: ЦИТ, 2002
  134. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов: OK 016−94.-М.: Минтруд России, 1995, — 221 с.
  135. СИ. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999, — 944 с.
  136. В.В. Всеобщее управление качеством: В 4 кн. СПб.: УЭФ, 1996, — Кн. 1 -454 с.
  137. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: Метод, пособие / Под общ. ред.
  138. A.П.Беляевой- НИИ профтехобразования. СПб, 1992. — 125 с.
  139. Организация производственного обучения будущих рабочих швейного производства: Метод, рекомендации/ Подгот. В. Н. Броздниченко, Л.С.Иванова- НИИ профтехобразования. Л., 1991. — 50 с.
  140. Н.Н. Постижение педагогического мастерства. М.: Изд. центр АПО, 2002. — 64 с.
  141. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении М.: Прогресс, 1998 — 226 с.
  142. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  143. С.В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно- ориентированном обучении: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/Ин-т общ. сред, образования РАО. М., 1998. — 42 с.
  144. .Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории / Под ред.А. С. Запесоцкого. СПб.: СПбГУП, 1999. — 592 с.
  145. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений /С.А.Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2001. — 512 с.
  146. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования/ Науч. руководитель В.П.Беспалько- ИРПО. М., 1994. — Вып. 1.-76 с.
  147. Перечень профессий начального профессионального образования: Утв. постановлением Правительства РФ от 8 дек. 1999 г., № 1362 /М-во образования РФ. М., 2000. — 124 с.
  148. Перечень профессий профессиональной подготовки: Утв. приказом Министерства образования России 29 октября 2001 года№ 3477/Министерство образования РФ.-М.: ИРПО, 2001.-435 с.
  149. В.И. Толковый словарь по информатике/ В. И. Першиков,
  150. B.М.Савинков. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 544 с.
  151. М.А. Теоретические основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам квалифицированных рабочих и специалистов: Дис.. д-ра пед. наук/Ин-т профтехобразования • РАО. СПб., 1995.-344 с.
  152. К.К. Вопросы психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982.-309 с.
  153. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. -262 с.
  154. Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теорет,-методол. аспект. Л.: Ленингр. ун-т, 1990. — 184 с.
  155. В.И. Дидактические условия организации производственного обучения по интегрированной группе профессий в высшем профессиональном училище: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО.-СПб., 1993, — 16с.
  156. Ю.П. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения/ Ю. П. Поваренко, В. В. Шадриков // Психол. журн. 1990. — № 2. — С. 47 — 57.
  157. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования /Под ред. А. П. Беляевой.- М.: Высш. шк., 1983.-263 с.
  158. Проблемы дидактики производственного обучения/ Редкол.: Н. И. Думченко (отв. ред.), А. П. Беляева, А. Г. Соколов, В. Е. Чахоянц,
  159. A.Е.Шильникова. М.: Высш. шк., 1978. — 270 с.
  160. Проблемы методики профессионального обучения в средних проф-техучилищах/Науч. руководство и общ. ред. А. П. Беляевой, В. В. Шапкина,
  161. B.А.Маркеловой. -М.: Высш. шк., 1985. 112 с.
  162. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям / Под руководством С.А.Батышева- РАО, Ассоц. «Проф. образование». М., 1999. — 904 с.
  163. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под ред. А. П. Беляевой.- Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 230 с.
  164. Психология: Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 246 с.
  165. Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  166. Психологические основы профессионально- технического обучения/ Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  167. Психологическое сопровождение выбора профессии: Науч.-метод, пособие/ Под ред. Л.М.Митиной- Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Флинта, 1998.- 184 с.
  168. Психология труда /П. Крбатя, И. Миллнер и др.- Общ. ред. и пре-дисл. К. К. Платонова: Пер. со словац. -М.: Профиздат, 1979. 216 с.
  169. Психология учебной и трудовой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./ Редкол.: В. Д. Шадриков (отв. ред.) и др., Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. -Ярославль: ЯрГУ, 1985. Вып. 210.- 159 с.
  170. Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища/ Н. Ф. Гейжан, М. К. Андреева, О. М. Мороз и др. М.: Высш. шк., 1991. — 136 с.
  171. Разработка педагогических программных средств вычислительной техники для учебных заведений профтехобразования: Метод, пособие / М. В. Лебедева, С. А. Марков, В. В. Шапкин (отв. ред.) и др. М.: Высш. шк., 1990. -126 с.
  172. А.И. Информационная технология и образование. М.: ЮНИОН, 1996.-98 с.
  173. С.В. Профессиональное воспитание как средство формирования конкурентоспособного рабочего: (На материале Республики Коми): Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук/Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1998. -23 с.
  174. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 206 с.
  175. И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  176. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  177. В.В. и др. Логико-психологические основы использования ¦ компьютерных учебных средств в процессе обучения //ИНФО. 1998. — № 3.1. С. 3−16.
  178. А.А. Возрастная динамики саморегуляции личности /А.А.Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  179. А.Н. Структура и содержание маркетинговой деятельности в профессиональном лицее: Дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 276 с.
  180. Н.Н. Формирование двигательных навыков/Н.Н.Сачко, П.Я. Гальперин//Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., 1968. — С. 3−72.
  181. Сборник нормативно-методических документов по профессиональному обучению: (Гос. образоват. стандарт): В 2 ч./Учеб.-метод, центр Ком. по образованию СПб. СПб., 1997. — 273 с.
  182. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. М.: Педагогическое общество России, 1999. -430 с.
  183. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учеб. пособие. СПб., 1995. — 79 с.
  184. В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения: Метод пособие. М.: Высш. шк., 1988. — 239 с.
  185. В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. М.: Изд. центр АПО, 2000. — 173 с.
  186. Словарь иностранных слов. 13-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. -608 с.
  187. И.П. Рынок труда и реформа профессионального образования в России // Специалист. 1994. — № 9. — С. 7−11.
  188. И.П. Технология педагогического общения в профессиональной школе/И.П.Смирнов, А. Х. Хварцкия,-М.: Изд. центр АПО, 2000, — 75 с.
  189. .Я. Информационная технология: Учеб. для студентов вузов. М.: Высш. шк., 1994. — 368 с.
  190. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 1630 с.
  191. А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением / Акад. проф. образования, Акад. информатизации образования. СПб., 2000. -269 с.
  192. В.И. Дидактические системы проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональных училищах и лицеях /Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования, 2000. — 258 с.
  193. Специфика технических знаний и формирование общетехнических понятий у учащихся профтехучилищ: Сб. науч. тр./Отв. ред. В.В.Шапкин- ВНИИ профтехобразования. Д., 1985. — 70 с.
  194. Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб. заведений нач. проф. образования/ Под ред. Ю. А. Якубы. М.: Академия, 2000. — 320 с.
  195. Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмео-логия. СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с.
  196. Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб.: СПб. ун-т, 1998. — 220 с.
  197. Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение. М.: МГУ, 1986. — 98 с.
  198. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 288 с.
  199. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984, — 128 с.
  200. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  201. Тарифно-квалификационный справочник.-М.: ПРИОР, 2000.-240 с.
  202. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. — 199 с.
  203. Тукмачева J1.H. Организация производственного обучения в профлицее/ JI.H.Тукмачева, Н. В. Трепачко. М.: Изд. центр АЛО, 2000. — 60 с.
  204. Управление деятельность профессиональная: Сб. ст./ Под ред. В. Ю. Кричевского. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. — 175 с.
  205. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовав учреждений /Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Нов. шк., 1995.-464 с.
  206. Учебно-научно-педагогический комплекс: Проблемы и перспективы: «Круглый стол'7/ Педагогика, — 1996. № 2. — С. 31−37.
  207. Л.Д. Оценка качества начального профессионального образования/ Л. Д. Федотова, Е. А Рыкова. М.: Изд. центр АПО, 2000. — 55 с.
  208. Федеральная программа развития образования// Российская газ., 15 апреля 2000 г.
  209. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  210. Э. Инновации в профессиональном образовании ФРГ: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук/ИРПО. М.: ИРПО, 1995. — С. 219.
  211. О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 191 с.
  212. Формирование профессиональной самостоятельности учащихся профтехучилищ: Метод, пособие/ Подгот. В.Е.Земцов- НИИ профтехобразования. -Л., 1991.-40 с.
  213. П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев: Дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук /Ин-т профтехобразования РАО. Л., 1995. — 73 с.
  214. Е.К. Технология проектирования содержания специальных предметов для подготовки специалистов интегративного типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук/Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 2002. — 26 с.
  215. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль: ЯГУ, 1981. — 72 с.
  216. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1986. — 185 с.
  217. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. -М.: Логос, 1996. 320 с.
  218. С.А. Вопросы теории производственного обучения. -М.: Высш. шк&bdquo- 1981.-208 с.
  219. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.
  220. Г. А. Информационная технология обучения специальному предмету на основе применения инструментальных программных средств: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1995.-22 с.
  221. Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 2000. — 288 с.
  222. А.Х. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования в интегративных структурах профессиональной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1994.-35 с.
  223. А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки в высшем техническом училище: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1997. 54 с.
  224. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 48 с.
  225. Т.В. Особенности становления директора школы как профессионала // Управление деятельность профессиональная. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 83 — 91.
  226. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1979.- 167 с.
  227. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  228. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения: Учеб. пособие/ Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, А. И. Слуцкий, Б. А. Тумучаева. СПб.: Образование, 1995. — 240 с.
  229. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.-302 с.
  230. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: Изд. центр АПО. — 1999. — Т.1.-568 е.- Т.2. — 440 е.- Т.З. -488 с.
  231. И.С. Воспитание сенсорной культуры труда у учащихся профессионально-технических училищ. М.: Высш. шк., 1969. — 80 с.
  232. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 98 с.
  233. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  234. И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М.: Высш. шк., 1979. — 88 с.
  235. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/Европ. инт экспертов. СПб: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  236. Phillip C.Slechty. Schools for the 21 st. Century. San Francisco, 1990,185 p.
Заполнить форму текущей работой