Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методическая служба как условие развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На исходно-установочном этапе методическим советом был осмыслен наработанный опыт, уточнены приоритетные направления в деятельности школы, разработана образовательная программа, проведены круглые столы по выбору направлений работы тематических объединений и индивидуальных методических тем педагогов. На данном этапе деятельность методической службы школы ориентировалась на выход за пределы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие методической службы на современном этапе 13 развития отечественной системы образования
    • 1. Историко-логический анализ становления методической работы в педагогическом процессе
    • 2. Анализ тенденций развития методической службы на современном этапе развития образования
    • 3. Возможности методической службы в развитии 59 педагогического коллектива школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-поисковая работа по организации деятельности 77 методической службы в негосударственном образовательном учреждении школе «Источник»
    • 1. Характеристика исходно-установочного этапа опытнопоисковой работы
    • 2. Организация работы методической службы в НОУ шко- 98 ле «Источник»
    • 3. Общая характеристика результатов опытно-поисковой 121 работы по теме исследования
  • Выводы по второй главе

Методическая служба как условие развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Процесс длительного реформирования отечественной системы образования, обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране. В обществе возникли иные по сравнению с предыдущим этапом образовательные потребности: внимание к запросам субъектов образовательного процесса, возможность вариативности образования, соответствие международным стандартам и т. д. В ответ на данные экспектации в стране начали появляться образовательные учреждений негосударственной формы собственности, которые мобильно и эффективно стремились удовлетворить новые образовательные потребности населения. При этом особый статус — негосударственной школы — не противоречил Закону РФ «Об образовании», где указывается, что система образования складывается из сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов (ст. 8). Именно в новых типах школ, прежде всего, активизировался процесс разработки и обновления программ, методик, технологий, учитывающих альтернативные варианты образовательных запросов и жизненных стратегий.

Однако с течением времени часть данных школ оказалась на пороге кризисных ситуаций, вызванных различными обстоятельствами: усилением центростремительных тенденций в развитии системы образования, обновлением содержания общего среднего образования, что до некоторой степени девальвировало альтернативность образовательных услуг в школах нового типа, проблемами педагогической компетентности кадров данного учреждения и т. д.

Как правило, при приеме на работу в данное образовательное учреждение директор руководствовался и профессиональной подготовкой, и впечатлением от личности самого претендента. В связи с этим часто в школе оказывались в качестве работающих педагогов бывшие журналисты, инженеры, переводчики и т. д. Знаниевая составляющая их подготовки не вызывала нареканий, но опыта работы с детьми, требующими (в альтернативной школе особого внимания), не хватало. С другой стороны, и педа-гоги-стажисты также испытывали определенные трудности: опыт работы в традиционной массовой школе, позволяющий решать многие педагогические задачи, в частности, обеспечение и выполнение образовательных стандартов, является определенным тормозом на пути поиска нестандартных решений в новых условиях и ситуациях (малокомплектность классов, упор на дифференциацию и индивидуализацию обучения).

Еще одним фактором, в определенной степени препятствующим стабильной жизнедеятельности негосударственной школы, явилось отсутствие единой педагогической корпоративной культуры как следствие разнородности состава работающих педагогов. В той или иной мере перед подобными проблемами в силу различных обстоятельств оказались и негосударственные, и государственные школы.

Не случайно, поэтому, среди приоритетных направлений развития системы отечественного образования согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» было названо «повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни».

Перечисленные выше проблемы не миновали и негосударственную школу «Источник» (г. Екатеринбург). Проведенное анкетирование в 2000 г. показало, что подавляющее большинство педагогов перешли на работу в альтернативное образовательное учреждение с целью наиболее полной профессиональной самоактуализации, которую, оказалось, затруднительно воплотить в массовой школе. Однако и в новой школе по разным причинам профессиональное саморазвитие и самоопределение остались не до конца разрешимой проблемой.

Однако как показала практика, условия работы негосударственной школы имеют свою специфику, которая слабо учитывается при общих методических рекомендациях: максимальная дифференциация и индивидуализация процесса обучения, невозможность использовать опыт традиционных методических объединений, поскольку в часто работают 1−2 учителя-предметника и т. д.

Как одно из возможных решений кризисной ситуации было предложено обратить особое внимание на методическую (технологическую) составляющую труда педагогаизучить опыт методической работы в массовой школе. Об интенсивном развитии данной области педагогики в последнее время свидетельствуют труды Ю. А. Конаржевского, B.C. Лазарева, Т. В. Морозовой, Э. М. Никитина, М. М. Поташника, П. И. Третьякова и др. Проведены исследования в области повышения эффективности деятельности методических служб различного уровня (работы В.И. Воротило-ва, Ю. А. Долженко, Л. И. Филатовой, Е. В. Чередниковой и др.), выявлены тенденции в развитии методической работы на современном этапе (исследования В. М. Лизинского, Т. Н. Макаровой, Л. П. Романдина, К. М. Ушакова и др.).

Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и ранее, но остро ощущается необходимость пересмотра наработанных содержания и форм деятельности в данной области с учетом актуальных научных направлений. На сегодняшний день методическая работа разворачивается в школьных, районных, городских методических объединениях и методических центрах. Причем, если в первых продолжает осуществляться именно методическая работа, то в методических центрах речь идет об организации методической службы. Школьная методическая служба является качественно новым этапом развития в этой области. Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям: группы, занимающиеся проблемным, интерактивным и др. обучением, педагоги, включившиеся в научно-исследовательскую работу, учителя-воспитатели и др. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включенными в различные группы или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность учителя, учитель становится субъектом методической деятельности, т. е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.

Однако анализ имеющихся источников не выявил разработку и воплощения подобной методической службы в практике работы негосударственных образовательных учреждений. В итоге анализ научных исследований, программных документов, практики работы конкретного образовательного учреждения выявил ряд противоречий:

— между завышенными образовательными ожиданиями общества к деятельности школ негосударственного статуса и типичными для образовательных учреждений кадровыми, корпоративными и др. проблемами, обусловленных традициями массовой школы;

— между повышенными требованиями к работе педагогов в образовательных учреждениях различных типов, видов и неготовностью педагогов удовлетворить данные ожидания общества в силу недостаточного научно-методического и технологического опыта работы в данных ОУ;

— между традиционными подходами, сложившимися в организации методической работы в общеобразовательной школе, и недостаточной их эффективностью в условиях малокомплектных негосударственных образовательных учреждений.

Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы возможности современной методической работы, адекватной тенденциям развития системы образования и отвечающей внутренним запросам образовательного учреждения.

Формулировка проблемы позволила определить тему исследования: «МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».

Объект исследования — процесс развития педагогического коллектива в негосударственном образовательном учреждении.

Предмет исследования — школьная методическая служба, способствующая развитию педагогического коллектива в негосударственном образовательном учреждении.

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании, апробации возможностей школьной методической службы в процессе развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: школьная методическая служба может стать эффективным условием развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения, если:

— имеет вариативную (по степени включения в методическую работу школы) структуру;

— решает задачи не только сугубо учебно-методического, но научно-исследовательского характера;

— учитывает при определении содержания деятельности запросы конкретного образовательного учреждения и возможности как коллективные, так и индивидуальные, педагогического состава школы;

— способствует развитию ценностно-ориентационного единства педагогического коллектива, формированию его благоприятного эмоционально-психологического климата, укреплению профессиональных и личных контактов педагогов.

С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы методической работы на современном этапе развития системы образования.

2.Уточнить структуру и содержание деятельности методической службы в негосударственном образовательном учреждении.

3. Апробировать в ходе опытно-поисковой работы структуру и содержание деятельности школьной методической службы в негосударственном образовательном учреждении.

4. Установить взаимосвязь школьной методической службы и развития педагогического коллектива школы.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют психологические основы теории деятельности (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи о сущности и закономерностях профессионального развития педагога (B.C. Безрукова, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков и др.), концепции реформирования педагогического образования и совершенствования профессиональной подготовки педагогов (Б.С. Гершунский, С. А. Днепров, Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили K.M. Ушаков и др.), аксиологические положения о педагогическом образовании и педагогической компетентности (А.Г. Асмолов, H.A. Асташова, A.C. Белкин, И. Ф. Исаев, А. В. Меренков, В.А. Сластенин), теории управления образованием (Ю.А. Конаржевский, Н. Д. Никандров, B.C. Лазарев, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, М.М. Поташник), психолого-педагогические положения об общении и взаимодействии субъектов образовательного процесса (А.Б.

Добрович, М. С. Каган, В.А. Кан-Калик, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева, Г. А. Цукерман и другие).

Для реализации задач исследования использовались различные методы научного познания. Среди них теоретические: историко-логический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследованияэмпирические: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, включенное наблюдение, статистическая и графическая обработка результатов опытно-поисковой работы.

Исследование было осуществлено в три этапа:

На первом этапе (1999;2000 гг.) поводилось изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, велась работа над формированием понятийного аппарата диссертации, изучался опыт деятельности негосударственных образовательных учреждений, что дало основание для первичного определения объекта, предмета исследования, формулировки рабочей гипотезы и задач исследования.

На втором этапе (2001;2003 гг.) в ходе опытно-поисковой работы проводилась проверка структуры и содержания деятельности школьной методической службы на базе негосударственного образовательного учреждения школы «Источник».

На третьем этапе (2003;2004 гг.) теоретически и статистически обрабатывались результаты опытно-поисковой работыобобщались результаты, уточнялись формулировки выводов и рекомендаций.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Определены возможности методической службы в процессе развития педагогического коллектива негосударственной школе как новом типе образовательного учреждения.

2. Выявлена структура школьной методической службы негосударственного образовательного учреждения: методический совет, объединения педагогов на основе определенной темы исследования, психологопедагогический консилиум, а также методическая работа по индивидуальным траекториям педагогов.

3. Обоснованы показатели развития педагогического коллектива школы: ценностно-ориентационного единство, уровень сплоченности и состояние эмоционально-психологического климата педагогического коллектива.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено содержание понятия «методическая служба», трактуемое как особое подразделение, решающее вопросы не только учебно-методического, но и научно-исследовательского характера, повышающее общую профессионально-педагогическую компетенцию учителя, способствующее его активизации, творческому саморазвитию, адекватной вписанности в окружающую его корпоративную культуру.

2. Установлено, что методическая служба школы, имеющая вариативную структуру, решающая задачи как учебно-методического, так и научно-исследовательского характераучитывающая запросы конкретного образовательного учреждения и возможности как коллективные, так и индивидуальные педагогического состава школы, способствует развитию ценностно-ориентационного единства педколлектива, формированию его благоприятного эмоционально-психологического климата, укреплению профессиональных и личных контактов педагогов.

3. Определена структура методической службы школы, в которую включены: методический совет, выполняющий установочно-координирующую функцию, блок вариативного, индивидуального или группового, включения педагогов в собственно методическую работупсихолого-педагогический консилиум, обеспечивающий диагностическую и консультационно-сопроводительную поддержку всех звеньев методической службы.

Практическая значимость работы заключается в.

— разработке содержания деятельности методической службы негосударственного образовательного учреждения на исходно-установочном, организационном и коррекционно-итоговом этапах деятельности;

— возможности использования опыта и содержания методической службы школы «Источник» в различных типах образовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими и теоретическими позициями, применением комплекса теоретических и эмпирических методов научного исследования, адекватных природе исследуемого объекта и опытнопоисковой работой автора.

Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась на различных уровнях: локальном — непосредственная деятельность соискателя как организатора и участника общей опытно-поисковой работы в негосударственном образовательном учреждении школе «Источник» г. Екатеринбургагородском — в городских педагогических чтениях «Воспитание: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга» (2001 г.), «Модернизация образования: проблемы и направления, опыт Екатеринбурга» (2001, 2003 гг.) — региональном — «Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога» (2002 г.), «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже ХХ-ХХ1 столетий», (2000 г.) — всероссийском — «Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога» (Екатеринбург, 2002 г.) — «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004, 2005 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение «школьная методическая служба образовательного учреждения», понимаемое как особое подразделение, решающее вопросы учебно-методического и научно-исследовательского характера, повышающее общую профессионально-педагогическую компетенцию учителя, способствующее его активизации, творческому саморазвитию, адекватной вписанности в окружающую его корпоративную культуру.

2. Структура школьной методической службы негосударственного образовательного учреждения включает: методический совет, блок вариативного (индивидуального или группового) включения педагогов в собственно методическую работупсихолого-педагогический консилиум.

3. Школьная методическая служба, деятельность которой направлена на обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса через совершенствование у работающих педагогов профессиональных компетенций, способствует развитию творческой инициативы как индивидуального, так и корпоративного характера, укрепляет педагогический коллектив посредством развития деловых и личных взаимоотношений, является эффективным условием развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 18 таблиц, 3 схем, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

Анализ результатов опытно-поисковой работы позволил сделать следующие выводы.

Изучение сложившихся условий на исходно-установочном этапе работы подтвердили необходимость и возможность введения в работу педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения школы «Источник» методической службы с целью решения возникших педагогических проблем. Данные условия были обусловлены наличием положительного эмоционально-психологического климата в коллективе, потребностью членов коллектива в объединении усилий, наличием профессионального ядра педагогов, способных и готовых решать данные проблемы. Для их решения не хватало новых организационных форм, которые бы позволили объединить усилия педагогов на профессиональной основе.

Данные исследования позволили предположить, что методическая служба как структурное подразделение поможет объединить и развить педагогический коллектив педагогов на основе развития тесных контактов в профессиональной сфере на основе психолого-педагогической диагностики и коллективных форм организации педагогической работы.

Была организована методическая служба, состоящая из методического совета школы, тематических объединений педагогов, психолого-педагогического консилиума. Организующий этап опытно-поисковой работы показал действительно количественную и качественную динамику процессов как в области совершенствования методической работы в школе, так и в развитии педагогического коллектива.

Анализ результатов исследования проводился по следующим параметрам: развитие ЦОЕ педагогического коллектива (изучение терминальных и инструментальных ценностей, преобладающих в коллективе), состояние эмоционально-психологического климата в коллективе по компонентам (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), направленность деловых и личных взаимоотношений.

Организация методической службы обеспечила:

— расширение личных и профессиональных контактов между членами педагогического коллектива на профессиональной основе;

— включение каждого педагога школы в работу различных тематических объединений, методического совета школы, психолого-педагогического консилиума для реализации своей профессиональной и творческой активности и решения общих педагогических задач школы;

— принятие общей цели через коллективные формы работы педагогического коллектива.

Многоаспектный контроль деятельности методической службы и уровня развития коллектива был осуществлен с привлечением методов математической статистики, подтвердил эффективность деятельности методической службы и зафиксировал развитие педагогического коллектива как группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях методическая работа представляет собой часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей и органично сочетается с повседневной практикой педагога, содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований. В городских и крупных сельских школах образуются методические объединения по предметам и предметным циклам: (естественно-математическому, обществоведческому, гуманитарному и др.), по виду воспитательной работы (классных руководителей и др.). Такие объединения могут быть общешкольными или — в необходимых случаях — дифференцированными по ступеням обучения. Работа педагогов в объединениях направлена на обеспечение постоянного единства учебной и воспитательной работы в школе и на практическое решение проблем межпредметных связей, выработку единых педагогических требований к изучению близких и смежных тем, к применению терминологии расчетам и оформлению задач и т. п.

Для последних лет в области методической работы характерен отход от традиционной, авторитарной системы обучения. В условиях гуманизации общественной жизни в целом в методической работе появились эвристические, поисковые методы, концепция активизации деятельности ученика, разработка педагогических технологий, которые доказывают, что методические подходы в последнее время способны отразить не только технику учебного процесса, но и меняющийся характер взаимоотношений учителя и ученика.

К актуальным задачам методической работы на современном этапе относят: совершенствование учебных планов и программотработку и обновление содержания учебных предметовсовершенствование методикиповышение эффективности проведения всех видов учебных занятийподготовку учебно-методических материалов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям педагогики и психологиисовершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, а также новых обучающих и информационных технологийсоздание «творческого поля» для саморазвития педагогических кадров. Цели и задачи методической службы на современном этапе характеризуют изменения в организации методической работы в школе, потребность в которой сохраняется в школе также сильно, как и на предыдущем этапе развития отечественной системы образования. И если методическая работа скорее тяготеет к традиционному пониманию целей и задач, то методическая служба является качественно новым этапом развития в этой области. Деятельность методической службы не ограничивается рекомендациями общего и частного характера в области обучения и воспитания, она носит обязательно научно-методический, научно-исследовательский характер. Такой подход, повышая профессиональное мастерство учителя, переводит его в ранг педагога-исследователя. Таким образом, из объекта педагогического воздействия в рамках школьного методического объединения учитель становится субъектом методической деятельности, т. е. активным инициирующим участником, способным к саморазвитию.

В исследовании были выявлены особенности негосударственных образовательных учреждений, в которых, как выяснила практика, рано или поздно назревали проблемы, характерные и для государственных образовательных учреждений: организация воспитательной работы, система оценки и отметки, уровень преподавания, формирование коллектива единомышленников. В то же самое время в таких образовательных учреждениях имеются свои особенности: камерность обучения, особенно остро встает вопрос об обучении ребят с недостаточно выраженным познавательным интересом, проблемы педагогического коллектива (не владение современным педагогическими технологиями, эффективными в новых условияхнеэффективность использования традиционных форм организации методической работы в новых условиях негосударственной школы).

Для решения данных проблем необходимы были новые управленческие подходы, которые бы позволили направить усилия каждого педагога и в целом педагогического коллектива на их преодоление. В связи этим возникла потребность в поиске такой структуры образовательного процесса, которая могла бы одновременно решать обе задачи: развитие методического опыта (профессиональной компетентности) педагогов и формирование коллектива единомышленников. Учитывая конкретную ситуацию школы, было предложено создать школьную методическую службу как определенную структуру, способную решать обе задачи.

Под коллективом понимается социальная общность людей, объединенная решением определенных производственных, общественных, политических и других задач, которые характеризуются общими интересами, целями, чувством солидарности и самоопределения. На основе данного определения сформулировано понятие педагогического коллектива как группы, совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них личностно-значимым и реализующим структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей. Согласно концепции М. Вебера, основу совместной деятельности составляет потребность и желание вместе что-то сделать, обсудить, помочь друг другу, согласовать свои действия. Именно в рамках этой потребности организуется ценностно-ориентационное единство группы. Ценностно-ориентационное единство, по мнению психологов, является одним из основных показателей сплоченности группы, фиксирующих степень совпадения позиций и оценок членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом.

Таким образом, было установлено, что именно ценностно-ориентационное единство становится важным источником интенсификации внутригруппового общения. Совместная деятельность, ее постоянный анализ способствует узнаванию профессиональных и личных качеств друг друга, что приводит к стабилизации эмоциональных отношений в коллективе. Следовательно, основными показателями развития коллектива являются: ценностно-ориентационное единство, уровень сплоченности, состояние эмоционально-психологического климата, направленность деловых и личных взаимоотношений в коллективе.

Во второй главе диссертационного исследования было изучено состояние педагогического коллектива школы «Источник»: ценностно-ориентационное единство, состояние эмоционально-психологического климата в коллективе, уровень групповой сплоченности, направленность деловых и личных взаимоотношений.

Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы подтвердил важность и актуальность принимаемого решения о необходимости и возможности введения в работу данного педагогического коллектива методической службы с целью решения педагогических проблем. Именно деятельность методической службы, которая базируется на интегративных психолого-педагогйческих, технологических, содержательных подходах, позволяет педагогам выйти за рамки предметных секций, ближе познакомится с опытом преподавания друг друга.

Основными подразделениями методической службы являются: методически совет, блок вариативного (группового, индивидуального) включения педагогов в собственно методическую работу, психолого-педагогический консилиум.

На исходно-установочном этапе методическим советом был осмыслен наработанный опыт, уточнены приоритетные направления в деятельности школы, разработана образовательная программа, проведены круглые столы по выбору направлений работы тематических объединений и индивидуальных методических тем педагогов. На данном этапе деятельность методической службы школы ориентировалась на выход за пределы предметных секций, что, собственно и обеспечивало развитие профессионально-коллективистских начал в жизнедеятельности школы. На втором (организационном) этапе деятельности школьной методической службы была интенсифицирована работа всех структурных подразделений методической службы. В итоге активизировалась и индивидуальная методическая работа педагогов. На заседаниях методического совета был представлен опыт педагогов как по частнометодическим темам, так и по общепедагогическим вопросам. В целом, организационный этап опытно-поисковой работы показал действительно количественную и качественную динамику процессов как в методической области, так и в области становления педагогических кадров как коллектива единомышленников. Целенаправленная работа педагогического коллектива активизировала личный, профессиональный, творческий потенциал педагогов. На коррекционно-итоговом этапе работы в рамках работы методического совета состоялось обобщение практического опыта всех структурных звеньев методической службы. В деятельности тематических объединений педагогов просматривались два основных направления: накопление, осмысление, систематизация педагогами опыта методической работы и расширение внедренческого поля в различные области школьной жизнедеятельности. Что касается индивидуальных траекторий в методической работе, то и здесь налицо как количественные, так и качественные изменения. Учителями был представлен педагогический опыт на самых различных уровнях: школьном, районном, городском. Многие из педагогов принимали участие в педагогических чтениях, конференциях. В итоге, практически все учителя школы оказались вовлеченными в методическую работу. Осмысление полученного опыта позволят утверждать, что в результате деятельности методической службы в школе формируется неразрывный педагогический процесс, что создает единое образовательное пространство. Это, в свою очередь, способствует достижению общих педагогических целей и формированию единого педагогического коллектива.

Проведенная экспертиза результатов исследования показала количественную и качественную динамику как в области совершенствования методической работы в негосударственном образовательном учреждении, так и в развитии педагогического коллектива как группы. Исследование показало обширность и многоплановость выбранной темы, поэтому не претендует на исчерпывающе ее раскрытие. Необходимо дальнейшее изучение возможностей методической службы, ее форм, содержания в соответствии с тенденциями развития отечественной системы образования. Дальнейшие исследования могут касаться вопросов разработки методической службы в так называемых кустовых районных объединениях, соотнесения накопленного опыта методической работы для различного типа образовательных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. 126 с.
  2. Ш. А. Размышления о гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.
  3. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 480 с.
  4. А.Г. Психология личности: приказы общепсихологического характера. М.: Смысл: Академия, 2002. 416 с.
  5. H.A. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. Москва-Воронеж, МОДЭК, 2000. 272с.
  6. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практики. Екатеринбург, 1994. 152 с.
  7. A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО Юж.-Урал. Кн. изд-во, 2004. 176 с.
  8. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  9. Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 74 с.
  10. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964! 548 с.
  11. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  12. С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
  13. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  14. В.И. Организационно-педагогические основы деятельности проблемно-творческих объединений в системе повышения квалификации педагогов (на материалах новгородского ЦРО). Диск. пед. н.1. СПБ, 1995.210 с.
  15. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России7 Под ред. Э. Д. Днепрова, М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. 103 с.
  16. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика Пресс, 1998. 536 с.
  17. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  18. Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2004. 230 с.
  19. С.М. Становление профессиональной компетентности учителя / Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. 346 с.
  20. Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. 123 с.
  21. М. И. Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы: справ, пособие. М.: Педагогика. 1977. 136 с.
  22. Н.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
  23. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н. И. Селивановой. М.: Пед. общество России, 1998. 336 с.
  24. Э.Н. Введение в философию образования. М.: ЛОГОС, 2003.348 с.
  25. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  26. А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. 273 с.
  27. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: ВЛАДОС, 1999. 200 с.
  28. С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей. Екатеринбург: 1998. 298 с.
  29. Ю.А. Повышение эффективности деятельности муниципальной методической службы на основе технологии мотивационного программно- целевого управления. Дисс. канд. пед. н. Барнаул, 1994. 218 с.
  30. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение. 1991. 192 с.
  31. И.И. Философские принципы в научном познании. Минск: Наука и техника, 1974. 248 с.
  32. И. Методическая служба: структура и технология управления // Директор школы, 2000. № 1. С. 97−117.
  33. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Тюмень: ТГУ, 1995. 97 с.
  34. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. 320 с.
  35. Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  36. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 1999. 245 с.
  37. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 2001. 384 с.
  38. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МТУ, 1987. 207 с.
  39. Л. Новая модель методической службы // Директор школы, 1996. № 3. С. 13−18.
  40. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: ПИТЕР, 2000. 512 с.
  41. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 208 с.
  42. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат. 1988. 319 с.
  43. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. 108 с.
  44. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 1999. 216 с.
  45. Г. А. Педагогическая диагностика ученического коллектива / Урал. гос. пед. ун-т., Екатеринбург, 1999. 112 с.
  46. В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-Пресс, 1996. 215 с.
  47. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 176 с.
  48. Ю.А. Формирование педагогического коллектива. М.: Поиск, 1997, 60 с.
  49. Е.В. Два варианта: традиционный и программно-тематический// Директор школы. 2001. № 6. С.38−43.
  50. Е.В. Основы педагогических взаимодействий / Урал. гос. пед. ун-т., Екатеринбург. 1996. 118 с.
  51. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: Академия, 2002. 25 с.
  52. Кричевский PJL, Дубовская Е. М. Социальная писхология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
  53. Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. 205 с.
  54. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982. 96 с.
  55. О.З. Методическая служба как фактор развития профессиональной компетенции педагога. Дис. канд. пед. н., Улан-Удэ, 2000. 187 с.
  56. B.C. Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. 47 с.
  57. А.Н. Философия психологии / Под ред. A.A. Леонтьева М.: из-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.
  58. В.М. Идеи к проектам и практик, а управления школой. М.: Педагогический поиск, 1999. 160 с.
  59. В.М. О методической работе М.: Педагогический поиск. 2001. 123 с.
  60. В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. М.: Педагогический поиск. 1996. 36 с.
  61. М.И. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365 с.
  62. .Т. Педагогика. М.: Прометей. 1992. 528 с.
  63. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  64. М.В. соч. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили. 1996. 224 с.
  65. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978. 64 с.
  66. A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 336 с.
  67. A.C. Собр. соч.: в 7 т. Т.5. М.: АПН РСФСР, 1960. 540 с.
  68. И.К. Управление персоналом. М.: Юриспруденция, 2002. 304 с.
  69. Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М.: Педагогический поиск, 2002. 160 с.
  70. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 196 с.
  71. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  72. Методическая работа: опыт научного исследования / Под ред. Л. И. Филатовой М.: АПКиПРО, 2002. 120 с.
  73. A.B., Глушкова B.C. Школа в XXI веке. Екатеринбург, Тип-лаборатория УрГУ им. A.M. Горького. 118 с.
  74. Л.М. Психология профессионального становления учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный ин-т, 1998. 200 с.
  75. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.: Педагогическое общество России. 1999. 288 с.
  76. Моисеев А. М, Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научно-методической (функции, полномочия, технология деятельности) / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2001. 256 с.
  77. A.M., Капто А. Е., Лоренсов A.B., Хомерики. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998.272 с.
  78. A.B. Социальная педагогика / Под ред. Сластенина В. А. М.: Академия. 2000, 192 с.
  79. В.Н. Психология отношений. Избранные педагогические труды / Под ред. A.A. Бодалева. М. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 356 с.
  80. P.C. Психология. В 3 кн. Кн.З. Психодиагностика. М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. 640 с.
  81. P.C. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995. 496 с.
  82. Негосударственные общеобразовательные учреждения России: Сб. нормативных и методических материалов / Сост. Т. П. Згоржельская. М.: ВЛАДОС, 2001. 176 с.
  83. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. Основные вопросы дидактики М.: Высшая школа, 1978. 279 с.
  84. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. Дисс. док. пед. н. СПб, 1999. 380 с.
  85. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988. 8 с.
  86. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.
  87. A.B. Учитель в трудные годы войны(по материалам московских архивов) / / Педагогика, 1995. № 6. С.96−103.
  88. С.И., Шведова Е. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ЯЗЬ, 1993. 960 с.
  89. Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1973.216 с.
  90. H.A. Технология научно-методического сопровождения личностно-профессионального роста педагога. Иркутск: ИПКРО, 2005. 38 с.
  91. Педагогическая психология: методика и тесты / авт.-сост. М.В. Деми-денко, А. И. Клюева Самара: Бахрах-М, 2004. 144 с.
  92. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смиронова. М.: Академия, 1999. 544 с.
  93. Педагогика / Под ред В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Миценко, E.H. Шиянова. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  94. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.:. Просвещение, 1988. 480 с.
  95. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: Знание, 1971. 80 с.
  96. A.B. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. 496 с.
  97. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  98. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М. 1998.
  99. В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Педагогический поиск, 2001. 160 с.
  100. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: первая книга учителя. М.: Рос пед. агентство, 1998. 183 с.
  101. В.В., Хорошилова Л. Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика, 1999, № 1, С. 69−74.
  102. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. 65 с.
  103. Профессиональные объединения педагогов / Под ред. М. М. Поташника. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. 185 с.
  104. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997. 357 с.
  105. Парадигмы исторического образования в контексте социального развития / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 220 с.
  106. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной, М.: Ме-ждунар. пед. академия, 1995. 222 с.
  107. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 Т. Т.2 М.: BJIA-ДОС, 2002. 248 с.
  108. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  109. Психология: словарь./ Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского М.: Политиздат. 1990. 494 с.
  110. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
  111. М.И., Байбородова Л. В. Организация учебного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  112. Рожкова С. С помощью метода семантической дифференциации // Директор школы. 2001. № 6, С. 34−37.
  113. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т, Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 569 с.
  114. K.P. Групповая психотерапия. СПб.: ПИТЕР, 1998. 234 с.
  115. С.Л. Основы общей психологии в 2 т., Т.1. М.: Педагогика, 1989. 479 с.
  116. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 126 с.
  117. И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуска навука, 1998. 320 с.
  118. H.B. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЭКМОС, 2000. 384 с.
  119. Г. ЬС. Современные образовательные технологии: М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  120. В.Д. Педагогика среды / Екатеринбург, Урал. гос. пед. ин-т. 1993. 63с.
  121. В.Д. Педагогический процесс: социально- педагогический аспект / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1990. 74 с.
  122. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. 350 с.
  123. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.: Педагогика, 1987.160 с.
  124. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
  125. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2000. 102 с.
  126. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  127. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа- Пресс, 1995. 384 с.
  128. Словарь-справочник по педагогике / Под общ. ред. П. И. Пидкасистого .М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
  129. Современный философский словарь/ Под общ. ред. В. Е. Кемерова. М.: Бишкек- 1996. 608 с.
  130. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001.
  131. А.И. Образованность Московской Руси XV—XVII вв.еков // Педагогика, 1998. № 6, С.61−71.
  132. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипо-ва. М.: Инфра*М Норма, 1998. 488 с.
  133. Советский энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров М.: Сов. энциклопедия, 1988, 1600 с.
  134. В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001, 352 с.
  135. .Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 218 с.
  136. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 736 с.
  137. Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 576 с.
  138. Сухомлинский В. А Избр.пед.соч.: ВЗт. Т.1. М.: Педагогика, 1979. 560с.- Т.2. 1980.384 с.
  139. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 238 с.
  140. В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах. Избр. произв. Ленинград, Наука, 1979.463с.
  141. Л.Н. Педагогические сочинения М.: Педагогика, 1989. 544 с.
  142. .В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995. 336 с.
  143. П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. 158 с.
  144. Я.С. Взаимодействие науки и практики как основа совершенствования учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. доктора пед. н. М.: АПН СССР, 1992. 52 с.
  145. А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. М.: МИРОС, 2001.224 с.
  146. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  147. K.M. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь, 1997.176 с.
  148. К.Д. Развитие человеческих ресурсов организации. М.: Сентябрь, 2000. 120 с.
  149. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы) / Под ред.: A.C. Сухорукова. М.: Сентябрь, 2000. 160 с.
  150. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2, М.: Педагогика, 1975. 440 с.
  151. Федеральная программа развития образования / Совершенствование содержания высшего профессионального педагогического образования: Нормативные документы, информационно-аналитические материалы. УрГПУ. Екатеринбург, 2002. 218 с.
  152. C.JI. Структура и содержание мониторинга профессионального становления педагогов общеобразовательной школы: Практико-ориентированная монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 140 с.
  153. Л.Ф., Кулагина Л. Ю. Психологический справочник учителя. Просвещение, 1991. 288 с.
  154. A.B. Современная дидактика СПб.: Питер, 2001. 397 с.
  155. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 270 с.
  156. Е.В. Внутришкольные формы образования учителя в условиях социодинамики педагогического коллектива. Дисс.к. п.н. Воронеж, 1998.
  157. Л.Г. Диалектика взаимодействия и отражения. Новосибирск: Наука, 1985. 176 с.
  158. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003,210 с.
  159. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: ЛОГОС, 1996. 320 с.
  160. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. 80 с.
  161. Т.И., Давиденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, 384 с.
  162. С.Т. Педагогические сочинения. В 2 Т, Т. 2. М.: Изд. АПН РСФСР, 1964. 476 с.
  163. Л.Л. Практическая педагогическая этика. М.: Соборъ, 1997. 156 с.
  164. Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
  165. В.Д. Педагогическая коммуникация /Екатеринбург. Урал, гос. пед. ун-т, 2001. 240 с.
  166. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.
  167. В.А. Методология и техника социологического исследования. Тарту. 1969.217 с.
  168. Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. 352 с.
  169. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
Заполнить форму текущей работой