Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении курса технологии в средней школе: На примере раздела «Кулинария»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование расценивается как один из возможных подходов к формированию познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по кулинарии в школьном курсе «Технология». Разработанные в диссертации практические рекомендации могут быть использованы учителями технологии для повышения качества и эффективности обучения. Предложенная в диссертации методическая модель формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении курса «Технология»
    • 1. 1. Исторический аспект развития идеи формирования познавательной самостоятельности в трудовом обучении
    • 1. 2. Понятие познавательной самостоятельности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Научно-методические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении раздела «Кулинария» в школьном курсе «Технология»
    • 1. 4. Методическая подготовка учителя к осуществлению формирования познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении курса «Технология» в средней школе (на примере раздела «Кулинария»)
    • 2. 1. Учебно-методический комплекс для формирования познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по кулинарии
    • 2. 2. Система заданий по кулинарии как средство формирования познавательной самостоятельности учащихся
    • 2. 3. Проверка влияния целостной системы заданий на формирование познавательной самостоятельности учащихся
  • Выводы по второй главе

Методика формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении курса технологии в средней школе: На примере раздела «Кулинария» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые социально-политические и экономические отношения, складывающиеся в России, неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, проявлением творческой самостоятельности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих, творческих личностях.

Поэтому задача обучения, направленного на формирование познавательной самостоятельности учащихся становится первоочередной для средней общеобразовательной школы, она также соответствует основной цели курса технологии.

Технология и трудовое обучение призваны подготовить учащихся к активной самостоятельной и трудовой жизни, гуманистической, природосооб-разной, созидательной деятельности в обществе, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально трудовому самоопределению и последующему овладению различными профессиями. ;

Проблеме формирования познавательной самостоятельности посвящено много работ педагогов, психологов и методистов. Ее отдельные аспекты уходят корнями в глубь античности. Так, Сократ считал необходимым специальное руководство познавательной активностью учеников, позже эти идеи нашли развитие в работах древнеримских философов, а затем в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Н. Г. Чернышевского и др.

Теоретическое обоснование эта проблема получила в исследованиях JI.C. Выготского, М. А. Данилова, А. Н. Леонтьева, П. И. Пидкасистого, Г. И. Щукиной, М. И. Махмутова, Н. А. Половниковой, М. Н. Скаткина, Т. Н. Шамовой и др.

Авторы вкладывают разный смысл в содержание понятия «познавательная самостоятельность» — это либо интеллектуальная способность ученика и его умение самостоятельно учиться (М.И. Махмутов), либо способность и стремление школьников продвигаться в овладении знаниями (Н.А.Половникова), либо свойство личности, проявляющееся в стремлении * овладеть знаниями и способами деятельности (И.Я. Лернер, Е.Б. Ястребова), либо качество деятельности (Т.И. Шамова). Отдельные ученые считают идентичными понятия «познавательная активность» и «познавательная самостоятельность». Но всегда авторы исходят из того, что познавательная самостоятельность формируется в условиях познавательной деятельности.

Анализ различных точек зрения привел нас к следующей иерархии понятий. Самое емкое понятие — «деятельность». Оно включает в себя понятие «учебная деятельность», которое, в свою очередь, включает понятие «познавательная деятельность», ее составляющей является «познавательная активность» и, проявляющаяся на ее базе, «познавательная самостоятельность». Исходя из этого, мы разделяем мнение Г. И. Щукиной, которая рассматривает познавательную самостоятельность как стремление и умение ставить перед собой задачи, целенаправленно и сосредоточенно разрешать их в продуктивной деятельности.

В научных исследованиях (П.И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, ^ Т.И. Шамова) выявлены три уровня познавательной активности и адекватные им уровни познавательной самостоятельности:

1-й уровень — воспроизводящая (копирующая) самостоятельность.

2-й уровень — интерпретирующая (выборочно-воспроизводящая) самостоятельность.

3-й уровень — творческая самостоятельность.

Основным методом формирования познавательной самостоятельности являются самостоятельные практические работы. Мы, вслед за П.И. Пидка-систым и Т. И. Шамовой, будем придерживаться в своей работе следующей Ф классификации видов самостоятельных работ:

1) репродуктивные самостоятельные работы;

2) частично-поисковые самостоятельные работы;

3) творческие (исследовательские) работы;

Выявление основных положений педагогики, относящихся к проблеме исследования, позволило перейти к анализу состояния формирования познавательной самостоятельности при изучении школьного курса «Технология».

Обращение к истории развития трудового обучения показало, что идея познавательной самостоятельности с начала становления этого предмета в школе была и остается в нем одной из ведущих. Сегодня основной упор делается не на формирование простого исполнителя, а на творческое развитие личности [41].

Как известно, курс «Технология» — многомодульный и многоуровневый, он строится по нескольким основным направлениям.

Наше исследование относится к разделу «Кулинария», в нем мы исходили из того, что:

— мотивационный компонент изучения этого раздела включает помимо познавательного мотива и социальный компонент, связанный не только с приобретением знаний кулинарного мастерства в личных интересах, но и имеющий также профориентационную направленность на будущую специальность;

— содержательно-процессуальный компонент требует большего применения исторических экскурсов, широкого использования межпредметных связей, значительного усиления доли частично-поисковых и творческих работ, активного включения в процесс обучения полуэвристических и эвристических методов;

— требование объективности контрольно-оценочного компонента предполагает использование индивидуальной, групповой и коллективной форм организации контроля знаний и умений учащихся в устной и письменной формах.

Оценка развития познавательной самостоятельности требует умелого сочетания традиционных форм оценки знаний с применением качественной характеристики, позволяющей судить о креативных, когнитивных и оргдея-тельностных качествах учащихся.

Анализ исследуемой проблемы показал, что наиболее приемлемыми для формирования познавательной самостоятельности в курсе «Технология» являются следующие образовательные технологии: теория поэтапного формирования умственных действий (ПЛ. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — проблемное обучение (JI.C. Рубинштейн, И А. Лернер, М. И. Скаткин, С. И. Архангельский, М. И. Махмутов и др.) — личностно-деятельностное обучение (А.Н. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.) — проектное обучение (Д. Барлекс, Д. Питт, М. Б. Павлова, В.Д. Симоненко) — индивидуально-дифференцированное обучение (Ю.К. Бабанский, И. Э. Унт, П.Я. Зорин).

В то же время ни одна из рассматриваемых образовательных технологий не используется в полной мере с целью формирования познавательнойсамостоятельности на занятиях по кулинарии. Так, до сих пор отсутствует система технологических заданий, позволяющих формировать знания и действия (умения) на основе ориентировочной основы действийподбор проблемных ситуаций происходит лишь эмпирически, без учета уровней про-блемностив теории личностно-деятельностного обучения не разработаны основы применения компьютерных технологийдифференцированное обучение, хотя и предполагает профильное обучение, пока не реализовано. Метод проектов нашел применение в большей степени, чем другие образовательные технологии, но тематика проектных заданий остается мало разработанной.

В процессе работы над исследованием было установлено, что каждому уровню познавательной самостоятельности может быть поставлен в соответствие определенный тип самостоятельной работы, а также тип ориентировочной основы действий и вид технологического задания. Это позволяет говорить о необходимости создания целостной системы технологических заданий, выстроенных по уровням познавательной самостоятельности.

Анализ действующих школьных учебников по разделу «Кулинария» показал, что в основном они содержат задания, отвечающие первому (воепроизводящему) уровню познавательной самостоятельности (80%), фактически отсутствуют задания, отвечающие второму (интерпретирующему) уровню (5%), остальные 10% отвечают третьему (творческому) уровню.

В связи с этим проблема формирования познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по курсу «Технология» является актуальной.

Проблема исследования: выявление возможностей и теоретическое обоснование построения целостной системы технологических заданий по разделу «Кулинария» для обеспечения формирования познавательной самостоятельности учащихся.

Цель исследования: разработать методику, направленную на формирование познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по школьному курсу «Технология» (на примере раздела «Кулинария»),.

Объект исследования: процесс обучения учащихся общеобразовательной школы по курсу «Технология».

Предмет исследования: содержание, структура и методика реализации системы технологических заданий по разделу «Кулинария», обеспечивающих формирование познавательной самостоятельности учащихся.

Гипотеза исследования: формирование познавательной самостоятельности учащихся при изучении раздела «Кулинария» будет успешной, если:

— процесс формирования знаний и умений будет происходить с применением системы технологических заданий включая творческие проекты;

— обеспечена, индивидуализация обучения, эффективное педагогическое руководство учебно-познавательной и проектной деятельностью школьников.

В соответствии с целями и гипотезой исследования мы определили следующие задачи исследования:

1) Проанализировать состояние проблемы формирования познавательной самостоятельности учащихся в психологической, педагогической, методической литературе, и в практике обучения технологии в средней школе.

2) Выявить научно-методические подходы к формированию познавательной самостоятельности учащихся при изучении раздела «Кулинария» школьного курса «Технология».

3) Создать учебно-методический комплекс, направленный на формирование познавательной самостоятельности с применением целостной системы технологических заданий к разделу «Кулинария».

4) Разработать программу интегрированного спецсеминара «Формирование познавательной самостоятельности учащихся средней школы на занятиях по кулинарии» для студентов педагогических вузов.

5) Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики формирования познавательной самостоятельности при изучении раздела «Кулинария» школьного курса «Технология».

Методологической основой исследования явились теория познания и развития, положения системного подхода к изучению педагогических явлений, теория деятельностного подхода, идеи моделирования педагогической деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий, а также научно-педагогические, психологические и технологические основы создания и применения средств обучения.

Теоретической основой исследования являются: основные положения теории психологии и педагогики (JI.C. Выготский, М. А. Данилов, А. Н. Леонтьев, И .Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. А. Половникова, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина) — основные положения теории и методики трудового обучения (Ю.П. Аверичев, Н. В. Котряхов, В. М. Казакевич, В. Д. Симоненко, Л.С. Холмс) — принцип системного подхода (Л.Я. Зорина, И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин) — научные основы теории и практики организации образовательного процесса (Е.А. Голант, Б. П. Есипов, Г. И. Кругликов, И. А. Каиров, М. М. Левша, М. И. Махмутов, Р. С. Немов, И.Ф. Харламов) — концептуально-методологические основы образовательных технологий (И.К. Ахметов, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя,.

П.Я. Зорин, Т. А. Ильина, B.C. Леднев, А. Н. Леонтьев, М. И. Махмутов, В. Д. Симоненко, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);

— общенаучные (педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование);

— экспериментальные (констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты по проблеме исследования);

— статистические (обработка результатов педагогического эксперимента).

Достоверность результатов обеспечена:

— использованием достижений психолого-педагогических наук, теории и методики трудового обучения;

— положительной оценкой разработанных методических материалов учителями, участвующими в проведении опытно-экспериментальной работы;

— статистическими данными результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— теоретически обосновано использование целостной системы технологических заданий для целенаправленного формирования познавательной самостоятельности на занятиях школьного курса технологии.

— разработана методическая модель, направленная на формирование и развитие различных уровней познавательной самостоятельности на основе целостной системы технологических заданий.

— разработаны критерии эффективности развития познавательной самостоятельности учащихся на занятиях школьного курса технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том что:

— определены теоретические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении раздела «Кулинария» курса «Технология» с применением целостной системы технологических заданий;

— сформулированы требования к системе практических заданий, направленных на развитие познавательной самостоятельности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

— создан учебно-методический комплекс по формированию познавательной самостоятельности учащихся на основе системы технологических заданий, намечены пути его реализации;

— разработана программа интегрированного спецсеминара для студентов педагогических вузов «Познавательная самостоятельность при обучении кулинарии в средней школе».

Разработанные методические материалы могут применяться учителями в практике преподавания курса «Технология», методистами институтов усовершенствования, авторами методических пособий. Они могут также использоваться в вузах при подготовке будущих учителей, получающих многопрофильную специальность.

Положения, выносимые на защиту:

Теоретическое обоснование формирования познавательной самостоятельности с применением целостной системы заданий по школьному курсу технологии, которая предполагает выполнение репродуктивных, частично-поисковых и творческих самостоятельных работ.

Учебно-методический комплекс, направленный на формирование познавательной самостоятельности при изучении школьного курса «Технология», который включает: и.

— методическую модель, ядро которой составляют три уровня познавательной самостоятельности и отвечающие им три типа самостоятельных работ;

— систему технологических заданий в соответствии с требованиями, предъявленными к ней для обеспечения ее целостности;

— программу факультативного курса, обеспечивающую творческий уровень развития школьников.

— программу спецсеминара для студентов педагогических вузов, основополагающими критериями для ее построения выступают принципы преемственности и профессиональной направленности обучения.

По теме исследования опубликовано 10 работ.

Апробация результатов исследования проводилась в форме докладов и выступлений на заседаниях кафедры технологии и предпринимательства (Орловский государственный университет, Брянский государственный университет), на научно-методических семинарах факультета «Технология, предпринимательство и сервис» Орловского государственного университета, на научно-практической конференции в г. Туле в 2001 г., на лекциях в Орловском институте усовершенствования учителей, прочитанных в 2000;2002 гт.

Внедрение разработанного учебно-методического комплекса осуществлялось автором и учителями школ г. Орла и Орловской области в процессе прохождения эксперимента, в котором участвовало 450 учащихся.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Создан учебно-методический комплекс (УМК), направленный на формирование познавательной самостоятельности при обучении кулинарии в школьном курсе «Технология», который включает методическую модель, целостную систему заданий раздела «Кулинария», программу факультативного курса «Русская обрядовая кухня», программу интегрированного спецсеминара «Познавательная самостоятельность при обучении кулинарии в средней школе» для студентов — будущих учителей технологии.

Методическая модель построена с учетом психолого-педагогических основ формирования познавательной самостоятельности. В качестве базовых образовательных технологий выбрано проблемное, развивающее и личност-но-деятельностное обучение. Цели и содержание обучения опираются на действующую программу курса «Технология». Типы самостоятельных работ, типы ориентировочной основы действия, виды дифференциации, методы обучения и формы организации обучения соответствуют трем уровням познавательной самостоятельности.

Целостная система заданий раздела «Кулинария» (упражнения, наборы вопросов, практические задания, тематика проектов) разработана для изучения следующих тем: «Холодные блюда и закуски, «Горячие и холодные напитки», «Блюда из овощей», «Блюда из мяса и рыбы», «Блюда из молока, творога и яиц», «Изделия из теста», «Сладкие блюда» и другие. Она нацелена на плавное формирование всех уровней познавательной самостоятельности.

Факультативный курс «Русская обрядовая кухня» предназначен для учащихся 9−11 классов, его программа рассчитана на 34 часа, а разработанное краткое содержание каждого из 10 занятий, кроме основного функционального назначения — формирования творческого уровня познавательной самостоятельности, еще и предполагает профессиональную ориентацию. Воспитательная ценность курса заключается в возрождении забытых русских традиций и обрядов.

Программа интегрированного спецсеминара «Формирование познавательной самостоятельности учащихся средней школы на занятиях по кулинарии» разработана для студентов педагогических вузов.

2. Проведен педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлена проверка разработанной методики с использованием целостной системы технологических заданий по кулинарии. Контрольный этап формирующего •< эксперимента показал, что специально организованная деятельность на основе целостной системы заданий по кулинарии формирует познавательную самостоятельность учащихся и обеспечивает более высокий уровень знаний по предмету «Технология».

Установлено, что данная методика доступна для большинства обучаемых и направлена на повышение уровня их знаний. Кроме того, используемый дидактический механизм способен сформировать креативные и оргдея-тельные качества.

Студенты — будущие учителя технологии — после изучения интегрированного спецсеминара «Формирование познавательной самостоятельности учащихся средней школы на занятиях по кулинарии» показали хорошие теоретические знания по проблеме формирования познавательной самостоятельностиовладели методикой использования в обучении школьников целостной системы заданий по кулинарии.

Заключение

.

Теоретическое и экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить ряд поставленных задач.

1. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, как по исследуемой проблеме, так и по ряду смежных с ней.

Анализ научной литературы показал прослеживающуюся тенденцию к критическому переосмыслению места и роли трудового обучения в школе. Современный базисный план образовательной области «Технология» ориентирует учителя делать основной упор не только на практические учения и навыки, но и на творческое развитие личности на любом этапе этого курса.

Проблема формирования познавательной самостоятельности учащихся приобретает особую актуальность при изучении отдельных дисциплин и получила достаточное освещение в психолого-педагогической литературе. Сопоставление различных точек зрения привело нас к следующей иерархии основных понятий: «деятельность — учебная деятельность — познавательная деятельность — познавательная активность — познавательная самостоятельность» и, поскольку каждое предыдущее понятие включает последующее, это дает возможность утверждать, что уровни познавательной самостоятельности адекватны уровням познавательной активности.

Изучение опыта практической работы в школе и в вузе в контексте исследуемой проблемы показало, что целенаправленной работы по формированию познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по курсу технологии не ведется, традиционная методика недостаточно ориентирует учителя на такую деятельность.

Установлено, что требуется специальная организация процесса обучения, основанная на трех уровнях формирования познавательной самостоятельности: воспроизводящем, интерпретирующем и творческом, которым отвечает следующая типология познавательных самостоятельных работ: репродуктивные, частично-поисковые, эвристические и творческие. Дидактический анализ позволил сформулировать основные положения их взаимосвязи с типами ориентировочной основы действий, выделенных в теории поэтапного формирования П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной.

Показано, что новые педагогические технологии обучения ориентированы на активную познавательную деятельность учащихся и с этой целью отдельные из них целесообразно применять на занятиях по курсу технологии.

К ним, прежде всего, относятся: проблемное обучение, развивающее обучение, метод проектов, дифференцированное обучение.

Установлено, что одним из условий формирования познавательной самостоятельности учащихся является реализация принципа преемственности на этапе «школа — колледж — педагогический вуз».

2. Сформулированы научно-методические основы формирования познавательной самостоятельности на занятиях по разделу «Кулинария» школьного курса технологии.

В качестве научно-методической основы была предложена целостная система самостоятельных работ, включающая репродуктивные, частично-поисковые и творческие задания кулинарного содержания. Отметим, что речь идет о системе заданий, обладающих рядом специфических свойств, к числу которых относится учет всех компонентов процесса обучения и весь круг проблем, связанных с развитием трех уровней познавательной самостоятельности, а также представление целевого, содержательного, логического и управленческого аспектов организации деятельности.

3. Создан учебно-методический комплекс (УМК), направленный на формирование познавательной самостоятельности при обучении кулинарии в школьном курсе «Технология».

Комплекс включает методическую модель, целостную систему заданий раздела «Кулинария», программу факультативного курса «Русская обрядовая кухня», программу интегрированного спецсеминара «Познавательная самостоятельность при обучении кулинарии в средней школе» для студентовбудущих учителей технологии.

Методическая модель отражает различные аспекты проблемы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении раздела «Кулинария» школьного курса «Технология». Это ряд положений, имеющихся в психолого-педагогической литературе, основные уровни познавательной самостоятельности, соответствующие каждому типу ООД:

— типы самостоятельных работ;

— типы ориентировочной основы действий;

— виды дифференциации,.

— методы обучения,.

— формы организации.

Целостная система заданий раздела «Кулинария» (упражнения, наборы вопросов, практические задания, тематика проектов) охватывает все темы и нацелена на плавное формирование всех уровней познавательной самостоятельности.

Факультативный курс «Русская обрядовая кухня» предназначен для учащихся 9−11 классов, его программа рассчитана на 34 часа, а разработанное краткое содержание каждого из 10 занятий, кроме основного функционального назначения — формирования творческого уровня познавательной самостоятельности, еще и предполагает профессиональную ориентацию.

Воспитательная ценность курса заключается в возрождении забытых русских традиций и обрядов.

4. Разработана программа интегрированного спецсеминара «Формирование познавательной самостоятельности учащихся средней школы на занятиях по кулинарии» для студентов педагогических вузов.

Спецсеминар несет интегративную функцию, так как ставит своей основной задачей комплексно решить ряд проблем, которые решаются разрозненно в различных психолого-педагогических и методических дисциплинах вуза. Кроме того, спецсеминар призван установить преемственные взаимосвязи «педагогический вуз — школа», «школа — дальнейшее образование», его главная задача улучшить методическую подготовку будущих учителей технологии.

Программа семинара включает пояснительную записку, описание целей семинара и содержание пяти тем.

5. Экспериментальная проверка разработанной методики с использованием целостной системы технологических заданий кулинарного содержания доказала ее эффективность.

Эти соображения позволили разработать целостную систему заданий раздела «Кулинария» для изучения следующих тем: «Холодные блюда и закуски, «Горячие и холодные напитки», «Блюда из овощей», «Блюда из мяса и рыбы», «Блюда из молока, творога и яиц», «Изделия из теста», «Сладкие блюда» и другие.

Контрольный этап формирующего эксперимента показал, что специально организованная деятельность на основе: целостной системы заданий кулинарного содержания прежде всего формирует познавательную самостоятельность учащихся и способствует ее повышению. Установлено, что данная методика доступна для большинства обучаемых и направлена на повышение уровня их знаний. Кроме того, используемый дидактический механизм способен сформировать помимо когнитивных качеств, необходимых для процесса познания внешнего мира (логичность, осмысленность, сообразительность), еще и креативные и оргдеятельные качества. О развитии креативных качеств мы судим по оригинальности, инициативности, вдохновенности при выполнении творческих проектов. Проявление оргдеятельных качеств было отмечено в умении учащихся выстроить свои планы, отстоять свои идеи и за заданный промежуток времени рационально выполнить творческий проект, отстоять свои идеи и творчество других.

Проведенное исследование расценивается как один из возможных подходов к формированию познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по кулинарии в школьном курсе «Технология». Разработанные в диссертации практические рекомендации могут быть использованы учителями технологии для повышения качества и эффективности обучения. Предложенная в диссертации методическая модель формирования познавательной самостоятельности при изучении раздела «Кулинария» может стать основой для разработки соответствующих дидактических механизмов при изучении других тем курса технологии. Результаты исследования могут быть также использованы при разработке программ, задачников, учебников и учебных пособий по технологии, а также в методической подготовке учителя технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Трудовое воспитание в школе: уроки прошлого. М.: Школа и производство, 1999 № 1 — 80 с.
  2. Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого. М.: Школа и производство, 1999 № 5 — 69 с.
  3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвузовский сборник научных трудов. JL, 1985 — 170 с.
  4. Г. Н. Основы дидактики высшей школы. — Уфа, 1978 — 128 с.
  5. Т.Н. Эстетическое воспитание на занятиях по технологии. -М: Школа и производство, 2001, № 5 59 с.
  6. П.Р. Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Ч. 2. М.: ИОСО РАО, 1997,230 с.
  7. П.Р. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе. М.: Школа и производство, 1999 № 5−90 с.
  8. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983 — 80 с.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  10. В.Я., Доможирова И. В., Ширина Н. И., Сасова И. А. Тетрадь творческих работ по технологии. 5 класс (вариант для девочек): Рабочая тетрадь / Под ред. И. А. Сасовой. М.: Вентана-Графф, 2003. — 80 с.
  11. И.Бокуть Б. В., Сокорева С. И., Шеметков JI.A., Харламов И. Ф. Вузовское обучение: проблемы активизации. — JL: Университетское, 1989 96 с.
  12. Н.Б. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. М.- 2000. — 146 с.
  13. Н.В. Педагогические основы формирования познавательной самостоятельности школьника. Дисс. доктора педагогических наук. — С.-Пб., 1991−201 с.
  14. Г. А., Володарская И. А., Талызина Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе. М.: Полиграф Сервис, 1999.
  15. С.М. Лекционное преподавание в высшей школе. Горький, 1959−150 с.
  16. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991 — 204 с.
  17. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань: Изд-во: «Казань»: Гос.пед.ин-та, 1979 — 237 с.
  18. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960 500 с.
  19. Л.Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов. Саратов, 1985 — 130 с.
  20. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. — М.: Изд-во Моск. ун-та., 1968. —134 с.
  21. М.Г. Исследование по проблеме активизации самостоятельной работы студентов в вузах страны. М.: НИИВШ, 1976 — 221 с.
  22. Ю.З. Формирование умения планировать свой труд. М.: Школа и производство, 1995 № 2 — 92 с.
  23. А.Р. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к управлению познавательной самостоятельностш. школьников. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Брянск, 2003−18 с.
  24. Е.Я. Организация учебной работы // Вопросы воспитания и обучения. М.: Учпедгиз, 1960 — 170 с.
  25. Л.И. Схематизация и моделирование на уроках технологии (раздел «Кулинария»)// Школа и производство № 2,2004, с.23−25.
  26. Л.И. Исторические аспекты развития идеи формирования познавательной самостоятельности в трудовом обучении / Ресурсы социального управления в условиях реформирования Российского общества. -Орел, 2003.-с. 190−194.
  27. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986−240с.
  28. В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993 — 608 с.
  29. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 — 544 с.
  30. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960−299с.
  31. М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности. Казань, 1972 — 208 с.
  32. К.Г. Преемственность в системе «Школа-вуз». К.: Общество «Знаний УССР», 1986 — 46 с.
  33. Дом семьЯ: Программа экспериментального курса предметной области «Технология». 5−11 (12) классы /Под ред. Е. Д. Волоховой. — С.-Пб.: Русский издательский дом, 1997. — 224 с.
  34. .П. Самообразовательная работа учащихся на уроках. — М., 1961.
  35. В.И. Основы кулинарии. М.: Просвещение, 2000 196 с.
  36. Жан Пиаже. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969−659 с.
  37. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997 — 480 с.
  38. Т.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ.пед. вузов М.: Просвещение, 1969−576 с.
  39. А.Б. Психология обучения. М.: Школа и производство, 2001, № 5.
  40. В.М. Технологическое оборудование в век высоких технологий. -М.: Школа и производство, 2001 № 1 78 с.
  41. И.А., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Занков JI.B. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1965 — 136−147 с.
  42. А.А., Губарева Л. И. К вопросу преемственности в организации учебно-воспитательного процесса при получении технологического образования. // Межвузовский сборник статей. Тула: Изд-во ТГГГУ им. Л. Н. Толстого, 2002. — 253с.
  43. А.А., Губарева Л. И. Современные педагогические технологии — основы повышения качества подготовки специалистов. // Межвузовский сборник статей. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2002. — 253с.
  44. Н.И. Русская кулинария. М.: Издательство «Экономика», 1973 -213с.
  45. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). М.: Школа и производство, 2000 № 3 — 90 с.
  46. Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищепромиздат, 1952 399 с.
  47. Кулинария на каждый день. Минск: ООО «Харвест», 1998 — 671 с.
  48. Н.В., Холмс Л. С. Теория и практика трудовой школы в России (1917−1931).-Киров, 1993−53 с.
  49. В.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. — Учеб. пособ. для студ. технолог, фак-ов педвузов. Курск.: Изд-во КГПУ, 1998 -252 с.
  50. Г. И. Как обучать технологии. Методы активизации учебной деятельности: проблемное, коллективные формы, дидактические игры. -М.: Школа и производство, 1998 № 6 80 с.
  51. Г. И. Практикум по курсу «Методика преподавания технологии». Курск, 1999 — 266 с.
  52. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975−304 с.
  53. С.К. Дидактические условия формирования у студентов профессиональных приемов обучающей деятельности. Дис. канд. пед. наук. М., 1990.-195 с.
  54. Кухни стран мира. СП «Юнисам». Москва — центр, 1993 — 397 с.
  55. А.Я. Дидактический материал по обслуживающему труду. — М.: Просвещение, 1983 95 с.
  56. Лай В. А. Педагоги реформаторы о роли ручного труда. — М.: Школа и производство, 1997, № 4 — 84 с.
  57. М.М., Кирилова Е. Ю. Формирование самооценки учащихся как дидактическое условие дифференцированного обучения // Новые исследования в педагогике, 1973 286 с.
  58. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975 -404с.
  59. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 — 186 с.
  60. П.С. Проектирование по курсу «Технология». М.: Школа и производство, 1997 № 3 — 96 с.
  61. Н.Н. Кулинария здоровья: от принципов к рецептам. АО Комплект СПБ, 1995−64 с.
  62. В.М., Гуревич Р. С. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся. — М.: Высшая школа, 1990−109 с.
  63. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984 — 281 с.
  64. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990 — 191 с.
  65. А.В. Программно-методическое обеспечение образовательной области «Технология». М.: Школа и производство, 1996 № 5 — 84.
  66. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972−208с.
  67. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975 — 368 с.
  68. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1989 — 191 с.
  69. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. — Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000.-235 с.
  70. Н.Г. Использование компьютера в обучении обработке бересты. М.: Школа и производство, 2001 № 5 — 80 с.
  71. В.Г. Теоретические основы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1987. — 208с.
  72. М.Б., Сасова И. А., Питг Дж., Гуревич М. И. Технология. 5 класс: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Сасовой И. А. М: Вентана-Графф, 2003. — 240 с.
  73. Педагогическая технология. Педагогическое пособие для педагогических специальностей. Под редакцией М. Е. Поленова. Из-во «Дизайн-центр». Белгород, 1998 390 с.
  74. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  75. Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников // Советская педагогика, № 5. 1970. С. 76.
  76. А.Н. Развитие творческих интересов и способностей подростков. -М.: АПН СССР, 1980.-218 с.
  77. Программы средних общеобразовательных учреждений «Технология»: 1−4 классы, 5−11 классы / Под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Минобразования РФ. М.: Просвещение, 1996 — 224 с.
  78. В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Брянск, 2002 — 17 с.
  79. СЛ. Основы общей психологии: Учебное пособие для высш. педагогических учебных заведений и университетов. М.: Учпедгиз, 1946. — 704с.
  80. Г. И. Концепция современного естествознания. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. — 349 с.
  81. Рыбные блюда. М.: Издательство СП «Квадрат», 1996 124 с.
  82. Л.Г. Создание новых технологий обучения как общественная, психологическая, педагогическая и методическая проблема. Сборник материалов.- М.: Издательство «Новь». Составители ЩекотинА.Ф., Жданова Л. С., 2002 — 214 с.
  83. Т.А., Уварова Н. М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации). М., 2000 — 46 с.
  84. А.С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании. М.: АПК и ПРО, 2002.-94 с.
  85. В.Д. Метод проектов инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология» // Технологическое образование и предпринимательство: Сб.науч.ст. — Брянск: Изд-во Брян.пед.ун-та- НМЦ «Технология», 1997. — 140 с.
  86. В.Д. Объективные предпосылки функционирования классов технологической подготовки в общеобразовательных школах // Психологические проблемы обучения учащихся в классах индустриальной подготовки. Брянск, 1996. — 87 с.
  87. В.Д. Основы технологической культуры. Книга для учителя. Брянск: Издательство БГПУ, 1998 — 281 с.
  88. В.Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологический аспект. Брянск: Издательство БГПУ, 1999 — 230 с.
  89. В.Д. Технология новая предметная область знаний в школах России// Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы. Брянск, 1994. — 36 с.
  90. В.Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промыщленного подъема в рыночных условиях, монография. М.: Рос. экон.акад., 2001. — 190 с.
  91. В.Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В., Волохова Е. П. Профессиональное самоопределение школьников. Брянск, 1995. — 96с.
  92. Н.В. Построение содержания обучения технологии на основе деятельностной теории усвоения // Вестник Брянского государственного университета. № 1: (2004): Психология. Образование. Педагогика. -Брянск: Издательство БГУ, 2004. С. 110−115.
  93. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е издание. — М.: Педагогика, 1984 96 с.
  94. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1960. — 256 с.
  95. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 136с.
  96. Л.Г. Личностно-деятельностный подход в учебном процессе средних специальных учебных заведений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 126 с.
  97. Современное состояние и тенденции развития ифнормационных технологий в России. М.: Научный Совет по Гос.науч.техн.программе Информатизация России, 1995. —330с.
  98. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практич. опыт). — М.: Мин-во общего и проф. образования РФ, 1996. 86с.
  99. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в обучении. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956 — 56 с.
  100. Е.В. Дидактический материал по трудовому обучению. М.: просвещение, 1996. — 95 с.
  101. Старинные рецепты русской обрядовой кухни. Нижний Новгород: Издательство «Курьер», 1993−391 с.
  102. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы, 1996. № 3 — с. 10−14.
  103. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 288 с.
  104. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975:-345с.
  105. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983. 96 с.
  106. Творческие проекты старшеклассников. Учебно-методическое пособие для учителя. Брянск: Издательство БТПУ, 1998 — 232 с.
  107. Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных школ / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 240 с.
  108. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко М.: Вентана-Графф, 2002. — 240 с.
  109. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: Вентана Граф, 1999.-240 с.
  110. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990−191 с.
  111. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собрание сочинений.- M.-JI.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. Т.8. — 442с.
  112. . В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях вуза. Дис.канд.пед.наук. Киев, 1982. — 201 с.
  113. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972.-134 с.
  114. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Ильичева Л. Ф., Федосеева П. Н. М.: Советская энциклопедия, 1983 — 840 с.
  115. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы: дис. д-ра пед.наук. М., 1996 — 240 с.
  116. И.Ф. Педагогика «Гардарики». М., 2000 — 517 с.
  117. А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования. М.: Педагогика, 1999 № 7. — 15−20 с.
  118. Ю.Л. О содержании нового учебного предмета «Технология».- М.: Школа и производство, 1993 № 4 — 95 с.
  119. Ю.Л., Кожина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология». М.: ИОСО РАО, 1999 -44 с.
  120. М.Г. Интеграция науки: (Филос.очерк). — М.: Наука, 1981 — 276 с.
  121. М.Б., Савельев Б. А. Методические рекомендации по разработке тестов для комплексной подготовленности студентов в вузе. М.: Высшая школа, 1995. — 41с.
  122. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  123. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  124. Н.И. Индивидуальные самостоятельные работы как средство повышения самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1978 — 16 с.
  125. В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-320 с.
  126. И.М. Дифференция обучения в средней общеобразовательной школе. // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982: — 269 с.
  127. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982 -208с.
  128. Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельность учащихся // Советская педагогика, 1971, № 10 25 с.
  129. И.М. Дидактический комплекс для обучения информационным технологиям будущих учителей технологии и предпринимательства. Автореф.дис.канд.пед.наук Брянск, 1997. — 20 с.
  130. И.М., Баранов В. П. Новые технологии и контроль знаний при подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства //
  131. Технологическое образование и предпринимательство: Сб.науч.ст. — Брянск: Изд-во Брян.пед.ун-та- НМЦ «Технология», 1997. 126 с.
  132. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979- 160 с.
  133. Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1984. — 143 с.
  134. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении слушателей ФПК, директоров общеобразовательных школ в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  135. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  136. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Просвещение, 1996. — 96 с.
  137. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
  138. Ян С. А. Условия эффективности процесса обучения с использованием систем проблемных ситуаций. Диссертация к.п.п. Рига, 1986. — 46 с.
  139. Higher Education Digest Support Center. The Open University. London. Spring, 1997 ussue 27-P.6.
  140. Holzramp K, Crund Laden der Psychologia — Frankfurt, New Уогк, 1983.
  141. Интересен ли Вам материал уроков по кулинарии?
  142. Считаете ли Вы раздел «Кулинария» жизненно важным?
  143. Собираетесь Вы после изучения раздела самостоятельно готовить пищу?
  144. Помогаете ли Вы готовить пищу своим домашним?
  145. Что Вы умеете готовить самостоятельно: а) простой бутерброд-б) яичницу-в) жареный картофель-г) салат из овощей-д) отварные макароны.
  146. Отношение выпускников к изучению кулинарии в школе
  147. Интересен ли был Вам раздел «Кулинария» в школе?
  148. Требовалась Вам помощь при выполнении практических заданий по кулинарии в школе?
  149. Знаете ли Вы имена ученых и знаменитых мастеров, работающих в области кулинарии?
  150. Пытаетесь ли Вы самостоятельно создать новые кулинарные изделия?
  151. Способствовало ли изучение кулинарии выбору будущей профессии?
  152. Отношение студентов к проблеме формирования познавательной самостоятельности школьников
  153. Считаете ли Вы возможным формирование познавательной самостоятельности при изучении школьного курса технологии?
  154. Как связаны познавательная самостоятельность и профессиональная направленность курса технологии: a. связаны и развивают интерес к предмету-b. связаны и служат для формирования творческо-исследовательской деятельности-c. не связаны.
  155. Достаточно ли Вам полученных в вузе знаний и умений для организации учебно-воспитательной работы при изучении кулинарии с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся? a. да, достаточно-b. нет, требуются дополнительные знания.
  156. Отношение учителей к формированию познавательной самостоятельности при изучении раздела «Кулинария»
  157. Считаете ли Вы возможным формирование познавательной самостоятельности учащихся при изучении раздела «Кулинария»?
  158. Как Вы знакомите учащихся с современными направлениями в развитии кулинарии?- делаю сообщение непосредственно в процессе урока-- прошу учащихся подготовить доклады-- не знакомлю.
  159. Достаточна ли материальная база для проведения занятий по кулинарии?- да-- нет.
  160. Как часто Вы организуете выполнение учащимися практических заданий по кулинарии?- Эпизодически-- Постоянно.
  161. Используете ли Вы систему практических заданий по кулинарии для формирования познавательной самостоятельности учащихся? c. да-d. нет.
  162. На каких этапах Вы используете практические задания?- при изучении нового материала-- при иллюстрации учебного материала-- при закреплении и углублении знаний.
  163. Знакомите ли Вы учащихся с традиционными или национальными методами для приготовления пищи?- постоянно-- очень редко-- никогда.
  164. С какой целью Вы используете самостоятельную работу на занятиях по кулинарии?- для выполнения заданий по образцу-- для организации активной познавательной деятельности.
  165. С какой целью Вы применяете выполнение учащимися творческих проектов? e. для организации самостоятельных работ-f. для формирования познавательной деятельности.
  166. Сколько времени на уроке Вы отводите на самостоятельную работу?- 5−10 мин-- 10−15 мин-- до половины времени.
  167. Связываете ли Вы выполнение самостоятельной работы с познавательной деятельностью учащихся?- да-- нет.
  168. Прибегаете ли Вы к средствам видеотехники для развития интереса к предмету?- всегда-- иногда-- никогда.
Заполнить форму текущей работой