Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такие важные теоретические подходы, как эффективные способы социально-педагогической адаптации подростков в лечебно-образовательном учреждении. Для получения объективной информации об эффективности процесса социально-педагогической адаптации нами выявлена система показателей, элементами которой являются: диагностико-аналитичсский… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Основные содержательные компоненты социально-педагогической адаптации детей оздоровительного образовательного учреждения
    • 1. Сущность социально-педагогической адаптации подростков в оздоровительном образовательном учреждении
    • 2. Уровни развития социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения
    • 3. Педагогические условия эффективности процесса социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Опы mo-жспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий эффективности подростков в оздоровительном образовательном учреждении
    • 1. Цели и задачи опытно-эксперименгальной работы
  • §-2.Реализация педагогических условия эффективности социальнопсдагогической адаптации подростков
  • §-3.Оценка и анализ результатов опытно-эксперименгальной работы
  • Выводы по II главе

Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экологическое состояние страны в значительной мере определяется уровнем здоровья населения. В связи с ухудшающейся экологической ситуацией, низкой культурой в области планирования семьи, неудовлетворительным состоянием служб охраны материнства, все увеличивающимся количеством семей, живущих за чертой бедности, растет число заболеваний детей.

Еще большую обеспокоенность специалистов вызывают возникающие в последние годы заболевания туберкулезом. Так данные свидетельствуют, что заболеваемость туберкулезом среди детей возросла на 28% за последние 6 лет.

Нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала, в общении и являются следствием отклонений от нормального хода развития, включения подростков в социально-значимую жизнедеятельность.

К сожалению, методы лечения различных видов туберкулеза у детей не предполагают дальнейшее их обучение в образовательных учреждениях открытого типа. Отсутствие же выбора форм получения образования, изоляция детей в специальных оздоровительных образовательных учреждениях интернатного типа не способствуют их последующей адаптации в обществе. Подобный подход ведет к исключению контактов со здоровыми детьми, ограничению участия семьей в процессе развития ребенка.

К настоящему времени сложилось убеждение о необходимости адаптации таких детей к социальным условиям жизни, реализации системы реабилитационной помощи как ребенку, так и непосредственно семье больного ребенка, включающий экологические, правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты помощи.

По утверждению таких специалистов, как М. Р. Битянова, ОА. Карабанова и др., данная система реабилитационных мер должна быть направлена на развитие собственных ресурсов, творчества, укрепление физического и нравственного здоровья, что несомненно будет служить одним из решающих факторов адаптации ребенка.

Проблема социально-педагогической адаптации детей в условиях оздоровительного-образовательного учреждения является чрезвычайно актуальной в настоящее время. В стране создана и непрерывно развивается широкая сеть детских санаторно-курортных и других лечебно-воспитательных учреждений, где происходит органическое сочетание обучения, воспитания и лечения. Как подчеркнуто в Типовом положении «Об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении», что учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

В то же время в связи с ростом заболеваний среди детей, назрела острая необходимость в расширении сети таких учреждений для: ослабленных, недомогающих, инфицированных туберкулезом, где дети, в силу ослабленного здоровья, могут продолжать обучение и длительное лечение.

Несмотря на отдельные положительные результаты по реализации цели, связанной с адаптацией ребенка в условиях оздоровительного образовательного учреждения, на практике эта проблема оказалась трудно разрешаемой в силу недостаточного теоретического обоснования и практической апробации.

Так, например, не в полной мере отражены особенности социально-педагогической адаптации детей в школах-интернатахне разработаны условия социально-педагогической адаптации детейне разработана система подготовки различных специалистов и их взаимодействие в условиях оздоровительного образовательного учрежденияне определено содержание деятельности отдельных профессионалов, в частности, социального педагога, деятельность которого непосредственно связана с социализацией личности ребенка.

В России специальные исследования, посвященные разработке такой проблемы как социально-педагогическая адаптация детей в условиях оздоровительного образовательного учреждения, опираются на отечественные традиции, заложенные КД. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, С. Т. Шацким, С. И. Гессеном и др.

Значимое место в разработке данной проблемы занимают труды Л. С. Выготского, который рассматривал процессы естественной интеграции ребенка в общество.

Роль положительных и отрицательных эмоций в механизмах индивидуальной адаптации человека раскрыта в работах, А .А Дубровского, А. С. Макаренко, ВА. Сухомлинского и др.

Влияние среды и других факторов на процесс развития адапатции ребенка показаны в исследованиях А. В. Мудрика, А. Я. Наина, ВД. Семенова, Г. Н. Серикова, ВА. Черкасова, П. И. Чернецова и др.

В настоящее время получили признание гуманистически ориентированные, адаптивные, ценностно-ориентированные типы образовательных систем, которые создают психолого-пеадгогический потенциал для совершенствования процесса социально-педагогической адаптации личности (А.ФАменд, ВА. Караковский, СА. Репин, А. В. Усова, Т. И. Шамова, ЕЛ. Ямбург, Н. М. Яковлева и др.).

Исследования ученых раскрывают вопросы развития личности, способной к самореализации, социально устойчивой, адаптирующейся к условиям биологической и социальной среды. Социальный заказ может быть выполнен только при определенных психолого-педагогических условиях, путем интеграции социальных структур, лечебно и учебно-воспитательного процесса, направленных на социально-педагогическую адаптацию подростков в условиях оздоровительных образовательных учреждений.

В первую очередь в таком подходе нуждаются больные дети, которым необходимо обеспечить комплексную социальную, психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию, которые играют существенную роль в процессе адаптации, как утверждают ученые В. Н. Мясищев, С Л. Рубинштейн, П. В. Кащенко, А. В. Петровский и др.

Вместе с тем, анализ проведенных исследований указывает на острую потребность в разработке теоретических основ процесса социально-педагогической адаптации с учетом современного социально-экономического состояния детства, включающие социальную защиту и реабилитацию ребенка, признаки социально-педагогической адаптации, критерии и определение психолого-педагогических условий ее эффективности.

На основании изученного опыта работы школ-интернатов, анализа научной психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием, состоящим с одной стороны, в возрастающей потребности общества в личности, адаптирующейся в социальной среде, социально устойчивой, физически и психически здоровой, способной к самореализации и самоопределению, а с другой — в недостаточной теоретической и методической разработанности основ процесса социально-педагогической адаптации.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

— гуманистической целью школы-интерната;

— созданием благоприятных условий для развития процесса социально-педагогической адаптации и реальным отсутствием таких условий в рамках традиционной школы-интерната;

— необходимостью развития творческой, саморазвивающейся личности подростка в условиях школы-интерната и существующими стереотипами в системе оздоровительного образовательного учреждения;

— потребностью в разработке комплексных реабилитационно-коррекционных программ, гарантирующих эффективность процесса социально-педагогической адаптации подростков и отсутствием методик и педагогических технологий их реализации.

Социально-педагогическое и практическое знание данной проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительных образовательных учреждениях» .

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия эффективности социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения.

Объект исследования — процесс социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения.

Предмет исследования — психолого-педагогнческие условия, способствующие эффективности процесса социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования — процесс социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения будет осуществляться более эффективно, если:

— раскрыта сущность понятия «социально-педагогическая адаптация» и определены особенности процесса социально-педагогической адаптации в условиях оздоровительного образовательного учреждения;

— разработана и реализована комплексная реабилитационно-коррекционная программа социально-педагогической адаптации подростков с учетом особенностей оздоровительного образовательного учреждения;

— созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса социально-педагогической адаптации подростков.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформулировать следующие задачи:

1. Изучить степень разработанности проблемы в теории и практике.

2. Уточнить и конкретизировать следующие основополагающие понятия проблемы исследования: «социально-педагогическая адаптация», «дезадаптация», «социализация» .

3. Раскрыть основные компоненты процесса социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения.

4. Разработать и апробировать комплексную реабнлитационно-коррекционную программу социально-педагогической адаптации подростков.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности социально-педагогической адаптации подростков оздоровительного образовательного учреждения.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о факторах и закономерностях развития личности, соотношение в этом процессе природных и социальных начал (А.ГАсмолов. Л. П. Буева, Л. С. Выготский, М. С. Каган, Е. В. Квятковский, А. Н Леонтьев, С Л. Рубинштейн, В Д. Семенов, ВА. Сластенин, Б. Т. Теплов и др.). Социальные теории адаптации личности: В. ТЛисовский, А. Маслоу, Ю А. Миславский, А. В. Петровский и др. Основой исследования являются также общенаучные методы системного, комплексного, деятельностного подходов.

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ философской, психологической, медицинской, педагогической литературы по проблеме исследования, а также работ по лечебной педагогикеретроспективный анализ личного опыта педагога и руководителя оздоровительного образовательного учрежденияизучение и обобщение опыта педагогической деятельности в детских оздоровительных образовательных учрежденияханкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, дискуссии, анализ рабочей документации (социальные и медицинские карты семей) — теоретическое моделированиепрогностическиеметоды математической статистикиобобщениесистематизация и описание полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база: экспериментальная работа осуществлялась с 1992 года на базе школы-интерната г. Костанай и и школы-интерната для детей инфицированных туберкулезом г. Челябинск, которая проводилась в несколько этапов.

Первый этап (1992 — 1994) — изучение и анализ философской, социологической, медико-психолого-педагогической литературы по проблемам социально-педагогической адаптации детей в оздоровительных образовательных учреждениях. Определение понятийно-категориального аппарата. Подготовка к опытно-экспериментальной работе.

Второй этап (1994 -1996) — создавались методики анализа типичного состава детейанализировались медико-педагогические условия социально-педагогической адаптацииразрабатывались методы, стимулирующие участие детей в социально-значимой деятельности, велась работа по созданию ситуации успеха, способствующая повышению их самооценки.

Третий этап (1996 -1999) — разработка диагностической методики уровня социально-педагогической адаптации детей в оздоровительном образовательном учреждении. Апробация педагогических технологий в работе с детьми и родителями. Разработка и апробация единой комплексной программы социально-педагогической адаптации детей. Апробирование педагогических условий эффективности социально-педагогической адаптации подростков оздоровительного образовательного учреждения. Велась разработка рекомендаций по социально-педагогической адаптации детей, оформлялась диссертационная работа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными компонентами процесса социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения являются: реабилитационно-коррекционный (система мероприятий для восстановления психических и социальных механизмов адаптации) — эмоционально-ценностный (социально-психолого-педагогические отношения, ведущие к развитию эмпатийных установок, позволяющие быстрейшему вхождению в контекст новой среды) — мотивационно-деятельностный (мотивированная деятельность направленная на согласование плана личных действий с планами социальной группы) — поисково-познавательный (сформированные доминантные потребности выраженные в самореализации, самоопределении личности). Взаимодействие компонентов способствует восстановлению адаптационных процессов.

2. Эффективность социально-педагогической адаптации подростков значительно повышается при следующих психолого-педагогических условиях: диагностическое обеспечение процесса социально-педагогической адаптацииреализация комплексной реабилитационно-коррекционной программы на основе новых технологий и создание адаптивной ситуации и потребности участия подростков в практической деятельности.

Защищаемые положения определяют теоретическую значимость нашего исследования, которая заключается:

— в том, что разработанные и апробированные психолого-педагогические условия позволяют более эффективно организовать процесс социально-педагогической адаптации подростков оздоровительного образовательного учреждения;

— в разработке и конкретизации понятий «социально-педагогическая адаптация», «дезадаптация», «социализация» личности.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— раскрыта сущность социально-педагогической адаптации, которая определяется нами как процесс направленный на взаимодействие системы помощи, ориентирующей подростка на сохранение здоровья, гармонизацию отношений, формирующей его социальный статус, способствующей освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей от социальной группы, где подросток живет и развивается;

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия эффективности процесса социально-педагогической адаптации подростка в оздоровительном образовательном учреждении.

Практическая значимость работы состоит во внедрении в практику работы педколлективов разработанные психолого-педагогических условия эффективности социально-педагогической адаптации подростков оздоровительного образовательного учреждения. Разработанные основные компоненты процесса социально-педагогической адаптации при определенной модификации могут быть использованы в различных типах лечебно-воспитательных учреждений для детей. Обоснованы в диссертации основные принципы, содержание и технологии комплексной реаби-литационно-коррекционной программы социально-педагогической адаптации подростков школ-интернатов и реабилитационных центров.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объектассылками на аналогичные методы других исследованийрепрезентативностью эмпирических материалов и воспроизводимостью результатов. В ходе опытно-экспериментальной работы автор провел социально-педагогическую диагностику детей и семей совместно с другими специалистами (врачи, психологи, социальные педагоги, воспитатели), участвовал в реализации комплексной программы социально-педагогическая адаптация детей.

Апробация и внедрение результатов работы. Содержание исследования нашло отражение в публикациях автора. Основные положения исследования доказывались автором на республиканской научно-практической конференции «Детское общественное движение: проблемы и перспективы» (1992г., г. Костанай) — на научно-практической конференции «Проблемы подготовки социального педагога» (1993г.х. Челябинск. ЧГПУ) — на Российско-Британском семинаре «Социальная работа в здравоохранении и реабилитации детей с ограниченными возможностями» .

1996 г., г. Екатеринбург) — на всероссийском общественном форуме «Детимолодежь — общество» (1997г., г. Челябинск) — на городской научной конференции, посвященной 80-летию внешкольного воспитания (1997г., г. Челябинск) — на Республиканской конференции «Педагоги против насилия в семье и обществе» (1998г., г. Костанай) — на Межрегиональной научно-практической конференции «Средовой подход в образовательном процессе» (1999 г., г. Костанай) — на заседаниях лаборатории по проблеме социально-педагогической защиты детства кафедры социальной педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета;

— посредством публикаций результатов исследования.

Теоретическому анализу и апробации результатов исследования способствовал опыт работы диссертанта в качестве директора школы-интерната г. Костанай.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1. Констатирующий этап эксперимента доказывает, что эффективность процесса социально-педагогической адаптации в условиях существующих традиционных педагогических технологий является мало эффективным.

2. Формирующий этап эксперимента представил возможность обобщить результаты исследования и сделать объективный вывод о повышении эффективности процесса социально-педагогической адаптации подростков. Данный процесс происходит успешно в рамках специально разработанной комплексной реабилитационно-коррекционной программы, которая включает следующие блоки: диагностико-аналитический (наблюдение, тестирование, анкетирование, создание социально-педагогических ситуаций, решение сложных социально-психологических ситуаций) — содержательный (эмоционально-волевой, мотивационно-деятельостный, поисково-познавательный, реабилитационно-коррекционный) — технологический (ситуационно-ролевая адаптация, коррекция, изменение отношения к подростку, социокультурная и психологическая реабилитация) — функциональный (самооценка результативности, разнообразная деятельность, профилактика дезадаптации, определение дозированной нагрузки, социально-психологическая помощь, обеспечение положительного самочувствия детей).

3. Критериями эффективности процесса социально-педагогической адаптации являются отличительные признаки, которые указывают на достижение положительных результатов. Показателями, которые характеризуют процесс осознания своего «Я» в мире, являются: формирование самостоятельности у подростковкоррекция полоролевого самоощущения. Следующими показателями, которые характеризуют осознание общественных функций людей являются: развитие эмпатиисформированные коммуникативные умениясформированные организаторские и лидеркие навыки и умения. Показателями сформированности самооценки профессионального самоопределения являются: потребность в самоопределениив развитии трудолюбия и интереса к выбору профессиисформирован-ность необходимых навыков будущей профессиипотребность в социальном определении.

4. Совокупность педагогических условий (выявление особенностей процесса социально-педагогической адаптации в условиях лечебно-оздоровительного образованияреализация комплексной реабилитаци-онно-коррекционной программыприобщение подростков к активному участию в практической социально значимой деятельности) является необходимой и достаточной для эффективности процесса социально-педагогической адаптации подростков в учреждениях оздоровительного образовательного типа.

5. Процесс социально-педагогической адаптации подростков, где разработанная нами реабилитационно-коррекционная программа реали-зовывалась с учетом использования инновационных технологий и выделенных нами педагогических условий, показали более высокий результат.

6. Реализованная нами реабилитационно-коррекционная программа с учетом внедрения инновационных технологий и разработанных критериев, позволила более эффективно организовать процесс социально-педагогической адаптации подростков п обеспечивают в целом научный подход к решению данной проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость совершенствования процесса социально-педагогической адаптации обусловлена требованиями общества в условиях социально-экономического кризиса в Российской Федерации.

Последствия кризиса наиболее тяжело отразились на условиях и развитии подрастающего поколения. Так число нездоровых подростков превышает 70%. По данным Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на 1 января 1998 года из-за крайне неудовлетворительного финансирования федеральных целевых программ. входящих в президентскую программу «Дети России» и в результате изменения ценностных ориентаций, деформации нравственных устоев жизни, значительная часть подростков пополнила группы социального риска, что связано прежде всего с дезадаптацией ребенка. К тому же добавляются наследственные заболевания, низкий педагогический потенциал семьи, неправильная организация микросреды, режима труда, отдыха и питания.

В результате хронически больной, физически ослабленный ребенок поступает в оздоровительное образовательное учреждение (школу-интернат) отягощенный эмоционально-психологической дезадаптацией. Длительность лечения, разрыв с семьей и друзьями, изменение окружающей среды являются существенным фактором снижения уровня социальной адаптации подростка.

Таким образом, на современном этапе актуальной проблемой общегосударственного уровня является создание таких условий, при которых адаптация подростков происходит наиболее эффективно. Такой социальный заказ может быть выполнен посредством преодоления разобщенности в деятельности педагогов и медицинских работников, путем взаимодействия социальных структур и семьи.

В первую очередь в таком подходе нуждаются хронически больные и дезадаптированные подростки, которым необходимо обеспечить социальную, педагогическую, медицинскую, психологическую реабилитацию и коррекцию, помощь и поддержку.

Настоящее диссертационное исследования посвящено актуальной проблеме — эффективности процесса социально-педагогической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения, и созданию необходимых психолого-педагогических условий, при которых социально-педагогическая адаптация будет проходить наиболее успешно.

В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такие важные теоретические подходы, как эффективные способы социально-педагогической адаптации подростков в лечебно-образовательном учреждении. Для получения объективной информации об эффективности процесса социально-педагогической адаптации нами выявлена система показателей, элементами которой являются: диагностико-аналитичсский (наблюдение, тестирование, анкетирование, создание социально-педагогических ситуаций, решение сложных социально-психологических ситуаций) — содержательный (эмоционально-волевой, мотивационно-деятельностный, поисково-познавательный, реабилитационно-коррекционный) — технологический (ситуационно-ролевая адаптация, коррекция, изменение отношения к подростку, социокулыурная и психологическая реабилитация) — функциональный (самооценка результативности, разнообразная деятельность, профилактика дезадаптации, определение дозированной нагрузки, социально-психологическая помощь, обеспечение положительного самочувствия детей).

Критериями процесса социально-педагогической адаптации являются отличительные признаки, которые указывают на достижения положительных результатов. Показателями, характеризующими повышение такого процесса, как осознание своего «Я» в мире, являются: формирование самостоятельности у подростков: коррекция полоролевого самоощущения. Следующими показателями, которые характеризуют осознание общественных функций людей являются: развитие эмпатии: сформированные коммуникативные уменияорганизаторские и лидерские навыки и умения. Показателями сформированности самооценки профессионального самоопределения являются: потребность в самоопределении: в развитии трудолюбия и интереса к выбору профессии: сформированность необходимых навыков будущей профессиипотребность в социальном определении.

Проведенное исследование показало, что эффективность процесса социально-педагогической адаптации зависит от ряда психолого-педагогических условий: диагностического обеспечения (диагностическая программа опирается на закономерности данного процесса, исследует состояние развития личности, нацелена на выявление основных признаков адаптации и дезадаптации и позволяет отследить процесс адаптации в динамике) — реализации комплексной реабилитационно-коррекционной программы (восстановление психического, физического, нравственного здоровья, использование инновационных педагогических технологий коррекции развития личности) — формирования потребностей у подростков активного участия в практической социально значимой деятельности (игровая технология, создание привлекательных творческих прохрамм деятельности на конкурсной основе с учетом интересов подростков: «Шаг в будущее». «Я в мире», «Одиссея разума», акции «Забота». «Милосердие» и др.

В ходе экспериментальной работы учитывался поэтапный характер процесса развития социально-педагогической адаптации, а также выявленные нами уровни развития социально-педагогической адаптации: а) приобщение подростков к новым социальным условиям: б) расширение социальных связей посредством участия подростков в творческой деятельностив) формирование адекватной оценки окружающего мира и самооценки своих возможностей. Формирующий этап эксперимента показал, что переход подростков от одного уровня к другому осуществляется посредством: предъявления требований к подросткам (осознание цели и значения деятельности для личного саморазвитияосознание своего «Я», формирование активного отношения к миру и себе). Требования должны предъяв.)тяться и педагогам осуществляющими данный процесс: уважение ребенкадоверие в выборе средств и способов достижения цели: вера в возможности ребенкаспособом повышения уровня системности предлагаемых педагогических задач и сложных социальных ситуаций.

Формирующий этап эксперимента показал, что в результате функционирования оздоровительно-образовательной системы у подростков формируются новые положительные качества, признаками коюрых являются самостоятельность, коммуникативные умения, трудолюбие, самоопределение, профориентация и самооценка.

Совокупность педа! отческих условийдиагностическое обеспечение процесса социально-педагогической адаптацииреализация комплексной реабилитационно-коррекционной протраммыприобщение подростков к активному участию в практической социально значимой деятельности, является необходимой и достаточной для эффективности процесса сониально-педаго1 ической адаптации подростков в учреждениях оздоровительного образовательного типа.

В настоящем исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими результатами заключаются в том, что: уточнены понятия: «социально-педагогическая адаптация», ''дезадаптация" - выявлены основные компоненты данного процесса, совокупность которых позволяет установить закономерности процесса социально-педагогической адаптацииразработана комплексная реабилитационно-коррекционная программа, в основе которой находятся инновационные педагогические технологиивыявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, позволяющие выстраивать этот процесс наиболее эффективносформулированы теоретико-методологические положения, позволяющие диагностировать и прогнозировать уровни развития процесса социально-педагогической адаптации, разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии.

Результаты теоретико-эксперименгального исследования подгверж-дают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблема соцпально-педаго1 ической адаптации подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения является актуальной и находится в ряду важнейших социально-педагогических проблем, требующих дальнейшего изменения и развития. Ее актуальность обусловлена возросшей потребностью общества в творческой легко, а дампирующейся личности, способном принимать верные решения, изменять условия окружающей среды.

2. Социально-педагогическая адаптация подростков реалпзовыва-лась в системе оздоровительного образовательного учреждения, которая выполняла функции реабилитации, коррекции развития и зашиты ребенка, определяла возможность профессиональной ориентации подростка в будущем, с учетом развития коммуникабельности ребенка, адекватности самооценки и уровня притязаний. Социально-педагогическая адаптация понимается как процесс, направленный на взаимодействие системы помощи, ориентирующей подростка на сохранение здоровья, гармонизацию отношений, формирующей его социальный статус, способствующей освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей от социальной группы, где подросток живет и развивается.

3.Социально-педагогическая адаптация как целостный процесс, с позиции системно-деятельностного подхода представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: диагностико-аналитический (наблюдение, тестирование, анкетирование, создание социально-педагогических ситуаций. решение сложных социально-психологических ситуаций) — содержательный (эмоционально-волевой, могивационно-деятельносгный. поисково-познавательный, реабилитационно-коррекционный) — технологический (ситуационно-ролевая адаптация, коррекция, изменение отношения к подростку, социокультурная и психоло1 ическая реабилитация" — функциональный (самооценка результативности, разнообразная деятельность, профилактика дезадаптации, определение дозированной нафузки. социально-психологическая помощь, обеспечение положительного самочувствия детей) позволяющий установить закономерности, ведущие к эффективности данного процесса.

4. С целью эффективного функционирования процесса социально-педагогической адаптации подростков разработана и апробирована комплексная реабилитационно-коррекционная программа, включающая диагностический блок, медико-психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию саморетуляцни деятельности. Результативность программы предполагает развитие самостоятельности подростка, сформированность коммуникативных умений и адекватной самооценки своим возможностям и окружающим явлениям.

Программа адаптирована к возможностям и потребностям больного ребенка. Ведущей стратегией программы является обращение к чувственно-эмоциональной сфере подростка, путем участия его в активной социально значимой деятельности.

Эффективность программы подтверждена результатами экспертной оценки ее функционирования по критериям здоровья, психологического микроклимата, развития способностей подростка, что позволяет рекомендовать ее внедрение в социальную сферу региона.

5. Разработанный и экспериментально проверенный комплекс психолого-педагогических условий эффективности процесса социально-педагогической адаптации, включающий: диагностическое обеспечение процесса социально-педагогической адаптацииреализация комплексной реабилитационно-коррекционной программы на основе новых технологий и создание адаптивной ситуации и потребности участия подростков в практической деятельности, является необходимым и достаточным для успешного функционирования системы оздоровительного образовательного учреждения по разрешению данной проблемы. Комплекс психолого-педагогических условий нашел подтверждение в ходе экспериментальной работы. Результаты, полученные в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольной группе, работающих в обычном режиме.

Проведенное исследование показало общетеоретическую значимость внедрения результатов исследования. В то же время выявились новые проблемы, требующие своего решения. Дальнейшее исследование может быть осуществлено в следующих направлениях: максимальная гуманизация образовательного процесса, путем правильного прогнозирования целей и задач воспитания на фоне хроническог о заболевания: адаптация педагогов и воспитателей к особенностям развития больного ребенка и социализации его в обществе с учетом приоритетности сохранения здоровья в условиях реабилитационного учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. практикум по психологическому консультированию .-Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 264с.
  2. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни.- М.: Мысль. 1991. т> I г ?.t. I С.
  3. ЗАдлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.- 136с.
  4. ЮАнастази А. Психологическое тестирование, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- 120с.
  5. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток// Пер. с англ.-М.: Просвещение, 1991.- 116с.
  6. Бедичева С А. Проблемы научно-методического обеспечения социальной работы с детьми и семьями группы риска // Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 2.- М.: Прометей, 1992.- 379с.
  7. А.С. Основы возрастной педагогики. Ч. 1.4. 2.- Екатеринбург: УРГПУ. 1992.- 173с.
  8. ДА. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций), Ч. 1.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.- 318с.
  9. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности.-Екатеринбург: УРГПУ. 1993.- 126с.
  10. НА. Коломинский ЯЛ. Учитель и детский коллектив.- Мн.: Нар. асвета, 1975.- 203с.
  11. НА. Проблемы педгогического общения: Учебно-педагогическое пособие. Мн.: Изд. Университетское, 1989.- 316с.
  12. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных/ Пер. с англ. А. И. Федорова.- Спб.: Талисман, 1994.- 401с.
  13. Р. Развитие Я концепции и воспитание.- М.: Педагогика, 1988- 234с.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995.- 336с.
  15. .П., Голубева ЭА. Диагностика и прогнозирование в деятельности социального педагога.- М.: Педагогика. 1994.- 126с.
  16. М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.- 112с.
  17. К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Книга для учителя/ Пер с чешек.- М.: Просвещение. 1991.- 118с.
  18. С.И. Медико-социальные аспекты реабилитации семьи в условиях специализированных центров// Семья-94 в системе реабилитационных центров. Сб. тез. межрегион, научн.-практ. конф. Ч. 1.- Екатеринбург: УРГПУ, 1994.- 99с.
  19. В.Н. Уровень жизни и проблемы социальной защиты семьи//Семья в процессе развития/ материалы междунар. научн.-практ. конф, — М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1993.- С. 115−118.
  20. М.И. Психологические проблемы социального развития личности/ Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е. В., 140с.
  21. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1975.- 297с.
  22. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения.- Спб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996.- 263с.
  23. Е.Т. Общественной производство как предмет философского исследования.- М., 1989.- 179с.
  24. В.Г. Педагогика социальной работы.- М.: SvR- Аргус, 1994.- 203с.
  25. В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России: проблемы, перспективы // Социальная работа. Вып. 6.-М. 1992.-С. 3−18.
  26. Р.А. Социально-психологические механизмы стимулирования трудовой активности подростков/УДисс. канд. псих, наук.- Киев, 1989.
  27. Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1968.- 202с.
  28. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия.- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993.- 336с.
  29. Н.Н. О состоянии и перспективах развития службы социальных работников в области материнства и детства// Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшей школы/ Под ред. Зимней И А.- М., 1992.- С. 68−73.
  30. Н.И. Реабилитационная педагогика.- М.: Аграф. 1996.158с.
  31. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 219с.
  32. Н.Г. О медико-социальном патронаже в систем охраны материнства и детства// Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшей школы/ Под ред. Зимней И.А.-М., 1992.-С. 83−90.
  33. Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэм-пхилл-общинах)/ Пер. с нем.- М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.- 182с.
  34. М.А., Голубева Е. Н., Шапошникова Т. Д. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностической модели выпускника общеобразовательной школы.- М., 1990.
  35. И.М., Овчинников Б. В. Методика психологического консультирования в социальной работе// Вестник психосоциальной и коррекцнонно-реабилигационной работы.- 1994.-№ 2.- С. 13−19.
  36. В.И., Гильбух Ю. З. О некоторых основных понятиях психодиагностики// Вопр. психол.- 1976.- № 4.- С. 23−38.
  37. Вопросы трудового воспитания, профессиональной подготовки и включения аномальных детей и молодежи в жизнь: Тез. докл.- М., 1983.
  38. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики. Учебное пособие.- М.: Изд-во У РАО, 1997.- 288с.
  39. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5.- М.: Педагогика. 1983.
  40. Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536с.
  41. Вяткина Л А. Психологические особенности воспитания детей в интернатных учреждениях. Методические рекомендации для воспитателей детских домов и школ-интернатов.- Могилев, 1987.- С. 31.
  42. К.В. Воспитание человечности: Книга для учителя. Мн.: Нар. асвета, 1983.- 314с.
  43. МА. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики// В сб. Понятийный аппарат педагогики и образования/ Отв. ред. МА.Галагузова. Вып. 3.- Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998.- 352с.
  44. Ю.В., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников.- Киев, 1987.- 197с.
  45. .М. Личность и нарушение общения.- М., 1987.- 65с.
  46. . Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц.- М.: Мир. 1992.- 496с.
  47. ЭА. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей// Вопр. психол.- 1990.-№ 4.- С. 34−47.
  48. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних/ Под ред. МА.Галагузовой.-Екатеринбург: Урал гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1995.- 76с.
  49. Л. А. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учеб. пособие.- Свердловск: Инж. -пед. ин-т, 1987.- 133с.
  50. В.И., Селюкова Л .Я. Социализация личности: социальный педагог, семья, школа/ СКИУУ.- Ставрополь, 1993.- 183с.
  51. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности.- М.: Интерпракс. 1994.- 309с.
  52. Н.Ф. Место и роль социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей/7 Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшей школы/ Под ред. Зимней И.А.- М., 1992.- С. 112−119.
  53. Н.Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.- М. 1996.- 298с.
  54. Диагностика профессиональных способностей: Система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников.-М: РАО.ЦСП. 1994.- 128с.
  55. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.- 4.1.- 137с. Ч.2.-С. 139−292.
  56. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М.: Просвещение, 1987.- 122с.
  57. И бука М. После трех уже поздно.- М., 1992.- 218с.
  58. А.В. Педагогическая защита//Гуманизацня воспитания в современных условиях: Сб. ст./ РАО. ИПИ.- 1995.- 115с.
  59. ЗО.Пващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.- Минск. 1988.- 638с.
  60. .Н. Путь к ученику. Раздумья учителя словесника: Книга для учителя. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988.- 293с.
  61. К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.- 243с.8311 пполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.- М.: Просвещение, 1993.
  62. М.С. Человеческая деятельность.- М.: Мысль. ОР 1974.339с.
  63. И. Цивилизация и адаптация.- М., 1984.- С. 18−36.
  64. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение, 1986.- 179с.
  65. О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка.- М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 191с.
  66. В.А. Директор учитель — ученик.- М.: Знание, 1982- 112с.
  67. ГА. Педагогическая диагностика семьи: Метод рекомендации/Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996.- 102с.
  68. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков.- М.: Просвещение, 1994.- 222с.
  69. К.А., Гайко ИЛ. Общественно-специфические и межличностные условия пространственной организации общения: Текст лекций.- Мн. 1987.- 230с.
  70. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.- М. 1986.
  71. С.В. Психология современной семьи.- М.: Просвещение, 1988.- 208с.
  72. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Автореф. дис. докт. психол. наук.- М., 199 147с.
  73. ЯЛ. Психология детского коллектива. Мн.: Нар. а света, 1984.- 229с.
  74. Н.А. Медико-социальная помощь семье и детям// Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 2.- М.: Прометей. 1992.- 281с.
  75. Кон И. С. Социология личности.- М.: МГУ, 1967, — 386с.
  76. Конвенция о правах ребенка// Международная защита прав и свобод человека.- М.: Юрид. лит., 1990.- С. 388−408.
  77. ВА. «Школа и социум: грани общения"/ Народное образование 1, — 1994. (спецвыпуск).- С. 59−60.
  78. ОО.Кондратьева С. В. Учитель ученик.- М.: Педагогика, 1984.211с.101 .Кондратьева С. В. Педагогическая деятельность и понимание учителем учащихся// Педагогическое общение: Респ. межвуз. науч. сб. Вып. 4. Мн.: Нар. асвета, 1994.- 198с.
  79. В.Б. Углубление дифференциации социально-экономического потенциала семей зона политического риска// Семья в России.- 1995.- 3−4.
  80. ЮЗ.Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция материнского отношения: Научно-методические рекомендации для практических психологов социальных служб.- М.: МГПУ. 1996.- 183с.
  81. Ю4.Кривов Ю. И. Проблемы социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1992.- С. 11−13.
  82. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.- 239с.
  83. Об.Кристенсен О., Томас К. Дрейкурс и поиски равенства// Помощь в воспитании детей: Пер. с англ./ Общ. ред. Пилиповского ВЛ.- М.: Прогресс. 1992.-311с.
  84. Кутан Б А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска.- Курган.-Челябннск. 1995.- 80с.
  85. Т.В. Психология творческого мышления.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.- 209с.
  86. Пабу некая В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Изд-во Ростовск. ун-та, 1985.- 178с.
  87. ЮЛангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага: Авиценум, 1984.- 334с.
  88. В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений.-М. 1995, — 132с.
  89. Н.М. Воспитание без принуждения: Уч. пособие.-Самара: Изд-во Самарск. ун-та, 1994.- 136с.
  90. Т.Н. Учитель ученик.- М.: Знание, 1977.- 87с.
  91. JI.B. К вопросу о технологии в социальной педагогике// Социальная работа: теория, технология, образование, — 1996.- № 1.-С.18−21.
  92. JI.A. «Кейс стадис» как метод исследования // Философия и методология науки: Учеб пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. В. И. Купцова.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 304с.
  93. А. Самоактуализация /У Психология личности: Тесты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея.- М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982.-С. 201−288.
  94. ЗО.Маспокова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи.-М.: Педагогика, 1991.- 219с.
  95. М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.- М.: Наука, 1989.- 287с.
  96. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Практическая психология. 1989.- 269с.
  97. И.А. Воспитывающие отношения в микросоциуме// Педагогика.- 1994.-М 1.- С. 32−35.
  98. А.В. Введение в социальную педагогику.- М.: Ин-т практической психологии. 1997.- 365с.
  99. А.В. Общение как фактор воспитания.- М.: Педагогика, 1984.- 232с.
  100. B.C. Психологическая помощь детям воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Вопросы психологии.-1989.-№ 1.-С. 64−65.
  101. АЛ. Инновации в образовании.- Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. Фил. ИПО МО, 1995.- 288с.
  102. АЛ. Кулыура делового общения.- Челябинск: Изд-во «Версия», 1997.- 256с.
  103. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 249с.
  104. B.C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности. Автореферат диссертации кандидата философских наук.- Л., 1977.- 13с.142.0рлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение. 1991.- 225с.
  105. A.M. Проблемы формирования системы социальной помощи семье и детям// Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 1.- М.: Прометей, 1992.- С. 14−15.
  106. БД. Основы социально-психологической теории.- М., 1971.
  107. Педагогический поиск // Сост. И. Н. Баженова.- М.: Педагогика, 1988.-117с.
  108. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт/ Пер. с англ., нем.- М.: «Культура», 1994.- 347с.
  109. В.Д. Твои возможности, человек.- 5-е изд., доп. и пере-раб.- М.: Знание, 1986.- 270с.
  110. А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии// Вопросы психологии, 1984.- № 4.- С. 11−29.
  111. Л.А. Воспитатель подросток: пути развития диалога /У Учителям и родителям о психологии подростка.- М.: Педагогика, 1987.- 165с.
  112. С.Д. Психопедагогика воспитания: Очерк популярной психологической науки/ Институт психологии АН СССР.- М., 1989.- С. 134.
  113. A.M. Толстых Н.II. Деги без семьи.- М.: МГУ, 1991,139с.
  114. Профессиональная дезориентация детей с ослабленным здоровьем // ЦБНТИ МСЗН РФ. Сер.: ВТЭ. Соц.- труд, реабилитация инвалидов.- М., 1995.- Вып. 15.- 273с.
  115. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов.- М.: НИИВШ, 1976.- 36с.
  116. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика.-1995.-№ 5.-С. 33−37.
  117. Психокоррекция: Теория и практика/ Под ред. Ю. С. Шевченко, В. ПДоброденя, О. Н. Усановой.- М.: Научно-практический центр «Коррекция», 1995.- 220с.
  118. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М.ГЯрошевского.- М.: Политиздат, 1990.- 413с.
  119. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дис.. докт. пед. наук.- Л., 1991.- 43с.
  120. Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе.-Дисс. канд. фил. наук., Барнаул, 1973.- 266с.
  121. А. А. Коломинскии ЯЛ. Социальная педагогическая психология.- СПб.: Питер Ком, 1999.- 416с.
  122. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся.-М.: Высш. школа, 1990, — 412с.
  123. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.: ВЛАДОС, 1996.- 209с.
  124. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер с англ. М., 1994.- 312с. lf>8.Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем /У Семья и школа.- 1987, — jNoIO.- С. 23−31.
  125. К. Эмпатия // Психология эмоций: Тесты. 2- изд.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- 189с.
  126. И.И. Педагогика сотрудничества: сущность, принципы (Материал в помощь лектору). Мн.: Знание, 1992.- 79с.
  127. Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.- М.: Педагогика, 1995.- 167с.
  128. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1997- 424с.
  129. Н. Социология / Пер с англ., научн. ред., изд. на рус. яз. и авт. предисл. В.АЛдова.- М.: Феникс, 1994.- 687с.
  130. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 511с.
  131. Е.М. Педагогика диалога в Скандинавских странах // Сов. педагогика.- 1990.- № 1.- С. 43−45.
  132. Социальная педагогика: экспресс-учебное пособие/ Отв. ред. РАЛитвак.- Челябинск: ЧГПИ, 1994.- 159с.
  133. Социологический словарь/ Пер. с англ./ Под ред. СА.Ерофеева.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.- 420с.
  134. А.С. Педагогика родителям: (О психологии родительской любви).-М.: Педагогика, 1986.- 168с.
  135. В.И. Адаптация личности: философско-социологический анализ.- Свердловск: У РГПУ, 1983.- 183с.
  136. Сухомлинский В А. Разговор с молодым директором школы.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1982.- 267с.
  137. Теория и методика социальной работы / Учебное пособие в вопросах и ответах/ Под ред. Панова A.M., Холостовой Е.И.- М.: Институт социальной работы, 1997, — 373с.
  138. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер с англ.- М.: Педагогика, 1988.- 213с.
  139. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.- М., 1975.- 165с.
  140. В.П. Личность и общество.- М. 1965.- С. 88−192.
  141. О.В. «О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП». Дефектология.- 1993.-№ 4.-С. 12−20.
  142. Учителю о педагогической технике.- М.: Педагогика, 1987.1. JOC.
  143. М. Движение за педагогическое образование родителей // Помощь в воспитании детей: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1992.- 292с.
  144. Филоеофский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 445с.
  145. М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект).- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.- 192с.
  146. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е. Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер с англ./ Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.- 329с.
  147. С. Хоулт П. Педагогическое просвещение способ предупреждения жесткого отношения к детям // Помощь в воспитании детей: Пер с англ./ Общ. ред. ВЛ.Пилиповского.- М.: Прогресс, 1992.- 268с.
  148. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.158с.
  149. Ф., Банностер Д. Новый метод исследования личности.- М., 1987.- 183с.
  150. Э. Человек для себя. Пер. с англ. и послесл. JI.А.Чернышевой.- Минск: «Коллегиум», 1992.- 166с.
  151. С.Х., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей.- Мн., 1995.- 240с.
  152. А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль. 1979.- 302с.
  153. Дж. Необычная психотерапия (психотерапевтические техники Милтона Эрикосна).- Ч.2./ Пер. с англ.- Канск, 1986.- 260с.
  154. Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 178с.
  155. С.Т. Избранные педагогические произведения.- М: Учпедгиз, 1958.- 430с.
  156. С.Г. «Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении». Дефектология.- 1995.-JVfel.-C.35.
  157. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки.- Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии.-М.-Педагогические общество России. 1998, — 250с.
  158. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии.- Методическое пособие.- М.: Фолнум, 1996.- 218с.
  159. Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ.- М., 1994.- 233с.206Лблоновская Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях начального профессионального обучения: Дисс. канд. пед. наук.- Челябинск., 1997.- 257с.
  160. Ядов В А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.- 237с.
  161. Н.Т. Психологические основы профессиональной речи учителя.- Мн.: Изд-во МГПИИЯ, 1992.- 214с.
Заполнить форму текущей работой