Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общественно-педагогическая деятельность Т.Д. Юрковой как фактор развития сферы просвещения Калмыкии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются: аксиологический подход (Н.Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.), выступающий в данном исследовании как метод, с помощью которого обеспечивается трансляция ценностей культуры и развитие аксиологической модели «Я» как системы ценностных ориентаций, которая содержит и когнитивные, и эмоционально-чувственные… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой
    • 1. 1. Историко-педагогические основы становления общественно-педагогической деятельности Т.Д.Юрковой
    • 1. 2. Значение общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой для развития просвещения Калмыкии
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Основные направления развития общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в национально-региональной системе образования Калмыкии
    • 2. 1. Основные направления использования наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в национально-региональной системе образования Калмыкии
    • 2. 2. Реализация идей наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в профессиональной подготовке будущего учителя
  • Выводы по II главе

Общественно-педагогическая деятельность Т.Д. Юрковой как фактор развития сферы просвещения Калмыкии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследованияПроцесс реформирования образования в новых исторических условиях, поиск новых образовательных смыслов i и ценностных ориентиров актуализируют интерес исследователей (Б.М. Бим-Бад, A.M. Джуринский, F.M. Корнетов, А. И. Пискунов, В. П. Минакова и др.) к наследию выдающихся теоретиков и практиков прошлого с целью использования научного потенциала, накопленного педагогической мыслью России.

В наши дни система профессиональной подготовки будущего учителя ориентирована на сообщение знаний, развитие интеллекта, культуры учителя-, а не на формирование у будущего учителя стремления к познанию и личностному восприятию ценностей педагогического наследия на основе традиций^ преемственности поколений и их сохранение. Анализ педагогической практики свидетельствует о томчто в традиционной системе профессиональной подготовки будущего учителя недостаточно используется и применяется исторический опыт общественно-педагогической деятельности педагоговноваторов в региональном аспекте.

Обращение к общественно-педагогической деятельности педагога-новатора Т. Д. Юрковой и ее роли в развитии просвещения Калмыкии представляется нам интересным еще и потому, что при всей масштабности её личности в. системе образования Калмыкии долгое' время её имя оставалось неизвестным широкому кругу общественности.

Также проблема изучения значимости общественно-педагогической деятельности Т. Д: Юрковой как фактора развития сферы просвещения Калмыкии в конце XIX — первой половине XX ввв комплексном* виде в истории российской, педагогики не поднималась, что свидетельствует о важности обращения к исследованию данной проблемы в современный период реформирования образования.

Определяющей значимость обращения к изучению названной проблемы является возможность:

•.¦¦ 4 во-первых, обогащения современной образовательной практики проверенным временем наследием ее общественно-педагогической деятельности с 1893 г. до 1943 года, включающей несколько направлений: участие в профессиональной подготовке национальных учительских кадров- '- ' -. организация методической помощи учителям, работа в республиканском Методическом бюро, на учительских курсах;

— подготовка учебников для учащихся начальных национальных школ- -руководство обществом взаимопомощи учителей в решении их социально-бытовых проблемво-вторых, использования наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой для решения задач сложившейся ситуации в современном российском образовании.

Анализ сложившейся ситуации позволяет выявить противоречия:

— между назревшей потребностью общества в изучении общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой, одной из первых русских учителей в истории развития просвещения в Калмыкии, и отсутствием научно-обоснованных подходов к изучению истории ее общественно-педагогической деятельностиактуальностью процесса модернизации национально-региональной системы образования в области сохранения родного языка, национальной культуры и отсутствием^ знания педагогических условий: использования наследия общественно-педагогической, деятельности Т. Д. Юрковой при решении этих вопросов;

— возросшими требованиями. к учителю и недостаточной реализованностью наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в профессиональной подготовке будущих учителейпроцессом реализации профессиональной подготовки будущего учителя в национально-региональной системе образования и важностью учета содержательных и организационных условий реализации наследия общественнопедагогической деятельности Т. Д. Юрковой в профессиональной подготовке будущего учителя;

Выявленные противоречия выступают источником исследовательской проблемы, состоящей в научном осмыслении значения общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой как фактора развития сферы просвещения Калмыкии и его ценности для решения современных задач профессиональной подготовки будущего учителя.

С учетом вышеизложенного сформулирована тема диссертационного исследования «Общественно-педагогическая деятельность Т. Д. Юрковой как фактор развития сферы просвещения Калмыкии «.

Объект исследования — общественно-педагогическая деятельность Т. Д. Юрковой.

Предмет исследования — педагогические взгляды Т. Д. Юрковой на проблемы образования и профессиональную подготовку будущих учителей в Калмыкии в конце XIX — первой половине XX вв.

Цель исследования состоит в систематизации идей общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой по актуальным проблемам просвещения и профессиональной подготовки будущих учителей в Калмыкии в конце XIX — первой половине XX вв.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

1) обосновать основные направления и значение общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой для развития сферы просвещения Калмыкии в конце XIX — первой половине XX вв.;

2) выявить роль Т. Д. Юрковой в развитии сферы просвещения Калмыкии в конце XIX — первой половине XX вв. на основе историко-педагогического анализа феномена общественно-педагогического движения;

3) .уточнить значение общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой и её практическую направленность по обучению детей-калмыков в контексте общественно-педагогического движения рассматриваемого периода;

4) определить значимость педагогических взглядов, идей, практического опыта Т. Д. Юрковой для современной национально-региональной системы образования Республики Калмыкия.

Методологической основой исследования являются: аксиологический подход (Н.Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.), выступающий в данном исследовании как метод, с помощью которого обеспечивается трансляция ценностей культуры и развитие аксиологической модели «Я» как системы ценностных ориентаций, которая содержит и когнитивные, и эмоционально-чувственные, нравственно-волевые компоненты, составляющие воспитательный потенциал наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковойличностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, Т. В. Лаврикова, В. И. Лещинский, В. В. Сериков и др.), предусматривающий методологическую ориентацию учителя в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, педагогических идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, — самостроительства и самореализации личности, перераспределения субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессесистемный подход (И.В. Блауберг, СМ. Годник, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.), который нашел свое отражение в организации, содержании и методике исследования, позволил выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики общественно-педагогической деятельности Юрковой Т. Д., реализующей принцип единства педагогической теории, эксперимента и практикитеория социально-общественной обусловленности образования (Э.Д. Днепров, А. Н. Джуринский, В. П. Минакова, А. И. Пискунов, И. В. Фомичев и др.), рассматривающая педагогическое наследие как терминальную ценность, означающую повышение уровня культуры, удовлетворение потребностей в получении нового знания, самореализации, самоутверждении личности будущих педагогов.

Основные этапы. исследования теоретико-поисковый (1995;2002 гг.) — изучение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияобоснование актуальности проблемыопределение научного аппарата исследованияисследовательский (2002;2006 гг.) — уточнение исходных теоретических позиций, анализ общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в конце XIX — первой половине XX вв. и в соотношении с современными тенденциями развития педагогического образования в гуманистическом направлении, внедрение в педагогическую практику материалов исследованияподготовка к публикации научных статей;

— завершающий (2006;2010 гг.) — анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, завершение научного обоснования положений исследования, оформление диссертационной работы.

В ходе исследования изучены и проанализированы 64 дела архивных материалов, 56 литературных источников конца XIX— первой половины XX вв.

На теоретико-поисковом этапе применен следующий метод исследования: теоретический анализ научных концепций, позволивший выявить базовые положения для исследования.

На исследовательском этапе проводились систематизация, обобщение архивных материаловпедагогической периодикиисторической, историко-педагогической, педагогической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение историко-педагогического опыта в развитии системы начального школьного образования Калмыкии.

На защиту выносятся следующие положения: г.

I. Наследие общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой включает следующие направления: преподавательское, социально-педагогическое, организационно-управленческое, учебно-методическое, просветительско-педагогическое.

Общественно-педагогическая деятельность Т. Д. Юрковой рассматривается в исследовании как уникальный историко-педагогический и учебно-методический материал, созданный педагогом, выдержавший испытание временем в сложную историческую эпоху, который признается, почитается и изучается в Республике Калмыкия как культурная и материальная ценность в педагогической деятельности учителей-практиков, профессиональной подготовке будущего учителя с целью познания педагогических идей в культуре, истории педагогики и образования Калмыкии, и способствующий преемственности поколений.

Становление общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в педагогической мысли России происходило во временном отрезке с конца XIX в. — до 1943 г. XX в. Социально-экономические, исторические, политические и культурные предпосылки процесса позволили выявить следующие закономерности общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в развитии просвещения Калмыкии:

1) переход ее педагогических идей, опыта и выводов в педагогическую систему;

2) обозначение принципов, ориентированных на своеобразие педагогической деятельности и формирование собственно авторских педагогических позиций в работе учителя;

3) ориентация на будущее в опережении исторического времени в развитии истории педагогики и образования.

II. Общественнопедагогическая деятельность Т. Д. Юрковой в процессе гуманизации педагогической мысли определяется многоплановостью как: педагога-практика, учителя-методиста, учителя-просветителя, организатора руководителя образовательного учреждения, теоретика и практика педагогического образования. I.

Общественно-педагогическая деятельность Т. Д. Юрковой представляет собой целостную педагогическую систему: опыт собственной педагогической деятельностиразработку частных методик развития детской речи, математического образования, экологического воспитания и организации игровой, трудовой деятельностипрактику реализации обучения детей на основе двуязычия и воспитания у них любви к родному языку, народным традициям, национальной культуре, организацию опытной школы при Калмыцком педагогическом техникуме (среднем профессиональном образовательном учреждении), профессиональную подготовку будущих учителей начальных классов.

Основные этапы общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой (декабрь 1872 г. — 9 июня 1957 г.) следующие: I этап — работа учителем начального школьного образования в Калмыкии, в 1889 г. окончила Астраханскую женскую гимназию, в 1889—1893 гг. работала в Астраханской женской ремесленной школе, в 1893—1902 гг. — в школе Эркетеневского улуса. II этап — организатор школьного образования интернатного типа- 1902;1921гг. Манычский улусучительница, заведующая интернатной школойзаведующая Высшим начальным училищем. III этап — организатор-руководитель учебно-методической работой учителей начальных школ- 1921;1923гг. — заведующая училищем I и II ступени в поселке Калмыцкий Базар. IV этап преподавательская и культурно-просветительская деятельность- 1923;1943 гг. заведующая опытной школой и преподаватель русского языка в Калмыцком педагогическом техникуме в г. Астрахань.

III. Общественно-педагогическая деятельность Т. Д. Юрковой вносит определенный вклад в развитие просвещения Калмыкии. Особое значение в наследии общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой имеют приобщение учащихся к национальной культуре, традициям и обычаямвоспитание чувства патриотизма. Реализация основных идей наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в полиэтническом образовании Республики Калмыкия определяются следующими факторами: процесс формирования профессионального менталитета учителяразвитие педагогической направленности организации образовательного процессаруководство научно-методической и практической подготовкой будущего учителяформирование интереса учителя к преподаванию на языке, который является родным для детей в обученииразвитие самостоятельности мышления, творческого, созидательного отношения к человеку, жизниобучение детей ремеслу.

Значение наследия общественно-педагогической Т. Д. Юрковойи ее практической направленности в контексте общественно-педагогического движения определяются:

— участием педагога в организации постоянных педагогических курсов, в работе республиканского Методического бюро- ^.

— разработкой учебных планов для I-II ступеней единой трудовой шко^ы;

— публицистической деятельностью, привлекавшей внимание общественности к проблемам учительства;

— культурно-просветительской и общественной деятельностью в составе различных обществ и объединений.

IV. Профессиональная подготовка будущего учителя, основанная на идеях наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой, на современном этапе включает изучение ее опыта педагогической деятельности молодым поколением, воспитания у учащихся уважения к национальной культурегуманизацию образовательной средыпринятие педагогической деятельности как ценностного личностного и профессионального выбора, совершенствование духовной и профессиональной культуры, формирование профессиональной компетентности, организацию практико-ориентированной направленности педагогического образования.

Общественно — педагогическая деятельность Т. Д. Юрковой в развитии общего и педагогического образования рассматривается как необходимое условие совершенствования духовной и профессиональной культуры личности будущих учителей.

Научная новизна результатов исследования: впервые выявлено значение общественно-педагогической деятельности Юрковой Т. Д. как фактора развития сферы просвещения Калмыкии в конце XIX — первой половине XX вв. на основе историко-педагогического анализа феномена общественно-педагогического движения;

— введены в научный оборот новые архивные источники, свидетельствующие об общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой, ранее неизвестные широкому кругу педагогов и имеющие практическую ценность при решении проблем профессиональной подготовки будущего учителя в современных условияхвыявлены и обоснованы основные направления и значение общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в решении проблем обучения грамоте детей калмыцкой национальности, не владеющих русским языком;

— конкретизирована значимость педагогических взглядов, идей, практического опыта Т. Д. Юрковой для современной национально-региональной системы образования Республики Калмыкия.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что диссертационное исследование вносит вклад в историю педагогики, заключающийся в выявлении роли Т. Д. Юрковой в развитии сферы просвещения Калмыкии в конце XIX — первой половине XX вв.- дает возможность обосновать основные направления и значение общественно-педагогической деятельности, определить значимость педагогических взглядов, идей, практического опыта Т. Д. Юрковой в профессиональной подготовке будущего учителя в национально-региональной системе образования Республики Калмыкия.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению исследуемой проблемы, соответствующим цели и задачам исследованияапробацией результатов исследования, широким использованием архивных документов и редких литературных источников.

Практическая ценность результатов исследования обеспечивается возможностью использовать: материалы исследования при разработке программ учебных дисциплин по курсу истории образования, а также при создании учебно-методических пособий по педагогике и истории образования в Калмыцком государственном университете, а также исторический опыт Т. Д. Юрковой в развитии сферы просвещения Калмыкии, ее педагогические взгляды, идеи и результаты практической деятельности для решения проблем профессиональной подготовки будущих учителей и повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях. 1.

Апробация результатов исследования осуществлялась на III Международной научно-практической конференции «Одаренные дети: теория и практика» (г. Астана, 28−29 ноября 2007 г.), V Международной научно практической конференции (г. Нижнекамск, 27 апреля 2007 года.), X региональной научно-практической конференции (г. Ставрополь, 22−24 марта 2007 г.), Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 13 декабря 2007 г.), XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт.

Петербург, 19 апреля 2007 г.), XXVIII Международных психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана» (2008г.), VIII Международной научно-практической конференции (г. Нижнекамск, 27 апреля 2010 г.), на педагогических чтениях и научно-практических конференциях, посвященных общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой, в Элистинском педагогическом колледже им. Х. Б. Канукова (2009 — 2010гг.).

Внедрение результатов исследования в практику педагогического образования проводилось в образовательных учреждениях разных типов: в ГОУ СПО «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова», МОУ СШ № 19 «Элистинская многопрофильная гимназия им. В. Хлебникова», ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», базовой школе и школе «Алтн Гасн», ГОУ СПО «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова». Материалы исследования отражены в 12 публикациях.

Объем и структура диссертации. Диссертация, общим объемом 174 е., состоит из введения (10с.), двух глав (гл. 1-я — 75 е., гл. 2-я — 65 е.), заключения (4с.), библиографии (221 наименование) — 16 приложений. В первой главе «Теоретико-методологические подходы к изучению общественно-педагогической деятельности Т.Д. Юрковой» определено понимание общественно-педагогической деятельностираскрыта роль наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой и установлены составные наследия. Вторая глава исследования «Основные направления развития общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в просвещении Калмыкии» посвящена основным направлениям общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой, способствующим профессиональной подготовке, становлению современных учителей.

Заключение

содержит выводы исследования, намечает перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

Выводы по второй главе.

Модернизация российского образования провозглашает компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Цель компетентностного подхода обеспечение качества образования. Педагогическая компетентность — явление, сочетающее элементы профессиональной и общей культуры, педагогического опыта, обогащенного знанием результатов научных исследований и самостоятельных поисков педагогических смыслов и действий, помноженных на профессионально-значимые качества. При подготовке будущих учителей в Элистинском педагогическом колледже выделяются три этапа формирования профессиональной компетентности специалистов к работе в начальных национальных классах в республике.

Начальный этап — совершенствование профессиональной направленности студентов, расширение понимания ими содержания и требований избранной специальности, социального статуса учителя и особенностей его работы в начальных национальных классах.

Второй этап — реализация профессиональной подготовки к педагогической деятельности в начальных национальных классах (2−3 курсы обучения).

Третий этап — закрепление профессиональной готовности к педагогической деятельности в начальных национальных классах (завершающий 4 курс обучения, подготовка к началу самостоятельной профессиональной деятельности).

Одно из центральных мест в подготовке компетентного специалиста в колледже занимает педагогическая практика, которая призвана углубить и закрепить теоретические знания студентов, сформировать основные профессиональные педагогические умения и навыки, развить педагогическое сознание и профессионально значимые качества личности учителя. Для организации педагогической практики студентов имеются базовая школа и школа «Алтн-Гасн», которые являются структурными подразделениями колледжа.

Юркова Татьяна Дмитриевна, назначенная первой заведующей опытно-показательной (базовой) школой в 1922 году, заложила основы организации педагогической практики студентов как органичной части пространства жизнедеятельности студентов, позволяющей совершенствовать их профессиональную готовность к работе в национальной начальной школе.

В Элистинском педагогическом колледже эффективно используются идеи наследия общественно-педагогической деятельности Юрковой Татьяны Дмитриевны, сыгравшей большую роль в развитии просвещения Калмыкии, ставшей примером в воспитании у калмыцкой молодежи^ патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

Эффективность реализации^ наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой впрофессиональной подготовке будущего учителя, в педагогическом колледже может быть обеспечена, если:

— разработаны и реализуются механизмы преемственности идей наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в полиэтническом образовании национально-региональной системы образования;

— осуществляется на основе' аксиологического, гуманистического, цивилизационного, целостного подходов, комплекса принципов (социокультурного детерминанта, внутреннего своеобразия педагогических феноменов и общей логики их саморазвития, полилингвальности и др.), обеспечивающих необходимый уровень сформированное&tradeрегионально-обусловленных профессиональных компетенций и профессиональной подготовленности учителя;

— наблюдается интеграция и единство регионально-профессиональной теоретической и практической подготовки учителей на идеях Татьяны Дмитриевны;

— созданы необходимые условия реализации модели регионализации профессиональной подготовки учителя в педагогическом колледже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях современной российской действительности," когда в жизни общества, в системе образования происходят существенные изменения, обращение к наследию общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой как к историческому опыту педагога-новатора в региональном аспекте в современный период приобретает особое значение.

Учитывая в современных условиях возрастающий интерес к истории регионального образования, исследование истории становления общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой является все более актуальным. Именно национально-региональная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие культуры, традиций, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего края.

Как показало проведенное исследование, сформированная система обучения и воспитания в общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой в Калмыкии оказала большое влияние на формирование педагогической направленности подготовки современных будущих учителей начальных национальных классов.

Проведенное нами исследование открывает перспективы для дальнейшей научной работы по изучению истории развития педагогического образования в других регионах Российской Федерации. Полученные в ходе исследования данные и сделанные на их основе выводы по организации и развитию образования в Калмыкии «создают предпосылки для совершенствования концепции и практики современной педагогической школы.

Современное положение российского образования, задача его существенного обновления выявили важность изучения и осмысления тех движений, теорий, концепций в истории отечественного образования, жизненная сила которых подтвердилась течением времени.

Анализ результатов исследования показал, что в современных условиях передовой опыт должен вырастать из добротной и благодатной почвы, подготовленной всем предшествующим историческим развитием науки и практики, историко-педагогические исследования призваны способствовать научно обоснованному, взвешенному использованию опыта прошлого при решении насущных проблем современного образования. В связи с этим наш педагогический поиск был обращен в сторону возрождения национальных традиций воспитания и образования, развития идей гуманизма, культуросообразности, использования родного языка и родной культуры как средства воспитания гражданина, патриота.

В нашем исследовании затронута не только общепедагогическая проблема, но и изучено творчество отдельных педагогов и методистов, внесших весомый вклад в развитие педагогического образования в Российской Федерации.

Конец XIX — первая половина XX вв. для России — время интенсивных социально-экономических, политических преобразований в государстве, которые охватили все стороны общественной жизни, в том числе народное образование.

Все это доказывает, что уже в конце XIX — первой половине XX вв. усовершенствование образования педагогических кадров в регионе стало масштабным явлением. Педагогический опыт и творчество Т. Д. Юрковой всегда представляли и продолжают представлять на сегодня немалый интерес для исследователей.

Т.Д. Юркова занимает существенное место среди известных педагогов Калмыкии. Будучи теоретиком и практиком начального обучения, она следовала взглядам К. Д. Ушинского. Однако, как отмечают современники Т. Д. Юрковой, многое в ее общественно-педагогической деятельности, педагогической системе было плодом собственного опыта и долголетних наблюдений за работой учителей, деятельность которых проходила в условиях сельской школы.

Понимая под педагогическим наследием то ценное в трудах педагога, что не утратило своего значения до наших дней (М.Р. Львов), мы обратились к анализу наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой, ориентируясь не только на актуализацию проблем воспитывающего и развивающего обучения под влиянием запросов современной педагогической теории и практики, но и на задачи нового осмысления уже известных фактов с использованием новых подходов и способов их интерпретации. Попытки анализа наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой как фактора развития сферы просвещения Калмыкии в конце XIX — первой половине XX вв. сделаны с позиций аксиологического, гуманистического, цивилизационного и целостного подходов. В центре внимания при исследовании наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой оказались преимущественно отдельные компоненты трактуемой произвольно системы, а не их существенные связи и отношения, которые должны полагаться в основу структурирования изучаемого объекта.

Анализ результатов исследования показал, что объективность оценки наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой была достигнута:

— во-первых, за счет применения аксиологического, гуманистического, цивилизационного и целостного подходов в качестве инструмента его анализа, позволяющего рассмотреть совокупность ее педагогических идей как целостную общепедагогическую и научно-методическую систему в существенных связях и отношениях, раскрывающих ее педагогическое наследиево-вторых, раскрытия сущности категориального аппарата «педагогическое наследие», «традиция», «преемственность», профессиональная подготовка", «профессиональная компетентность» в соответствии с положениями современной теории педагогических систем применительно к анализу историко-педагогических явлений;

— в-третьих, проанализированы современные подходы к анализу историко-педагогических явлений и определены преимущества целостного и личностного подходов к анализу системных объектов как наиболее объективного для осуществления историко-педагогического исследованиябыла дана оценка педагогической и учебно-методической деятельности Т. Д. Юрковойрассмотрен процесс профессиональной подготовки будущего учителя в Элистинском педагогическом колледже, основанный на идеях наследия общественно-педагогической деятельности Т. Д. Юрковой.

К числу основных социо-культурных факторов, оказавших влияние на становление Т. Д. Юрковой как педагога-гуманиста, учителя-предметника, учителя-методиста, организатора, педагога-просветителя, педагога исследователя, представителя народной педагогики, в исследовании отнесены следующие: а) объективные (внешние) факторы — социально-политический, общественно-педагогическийб) субъективные (личностные) — учительская деятельность, опосредованные и непосредственные контакты с педагогами, просветительская деятельность в качестве руководителя учительскими объединениями и курсами.

Таким образом, в исследовании идей наследия общественно- -педагогической деятельности Т. Д. Юрковой отразилась созданная ею методическая система, которой присущи характеристики системного объекта (наличие компонентов и связей между ними, целостность, функциональность, возможность совершенствования) — характеристики педагогической системы (дидактическая и предметная направленность, персонифицированность) — а также особенности как целостного объекта — культуросообразность (национально-культурная ориентированность), сообразность природе ребенка (гуманистическая направленность).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы / Ю. П. Азаров. М., 1993., 608 с.
  2. , В.А. Положение национальных меньшинств в послевоенной Европе. М^, 1933., с. 179−180
  3. , П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. 2001. — № 2., с. 25−32
  4. , K.M. Калмыцкие улусные училища в учебно-воспитательном отношении. Астрахань, 1898.
  5. Амур-Санан, А. М: Положение в калмыцкой степи // Жизнь национальностей. 1919 г., 1 июня.
  6. , Г. Г. О некоторых проблемах национальных инновационных учреждений / Г. Г. Ахмадеева // Инноватика образования в Республике Башкортостан. Материалы респ. научн.-практ.конф. — Вып.2. — Уфа: Изд. БИРО, 1999., 126 с.
  7. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика. 1982., 180 с.
  8. , Ц.Д. Этнопедагогическая подготовка учителя // Материалы международной научно-практической, конференции, посвященной 75-летию Мукаевой О. Д. Элиста: АПП «Джангар», 2001., с. 44−46
  9. , A.B. Роль Зая-Пандитьгв истории духовной калмыцкого народа/ А. В. Бадмаев. Элиста, 1968, 209 с.
  10. , О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук / О. Б. Бадмаева. — Улан Удэ, 1999., 21 с.
  11. , А.Ц. Этнокультурное образование будущего специалиста- в педколледже. // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста: АПП «Джангар», 1997., с. 131−134
  12. , Э.В., Тряпицына, А.П. Старшеклассники в поле профессионального выбора: Педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей. СПб.: Каро, 2005., 96 с.
  13. , Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер М.:Наука, 1969., 292 с.
  14. , Т.Г. Проблемы сохранения традиционной культуры калмыков / Т. Г. Басангова // Теегин герл. 1998.- № 1., с. 9−10
  15. , В.К. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии: о пробл.нац.образов, политики / В. К. Бацын, М. Н. Кузьмин // Народное образование. — 1994.-№ 4., с. 4−8
  16. , В.К. Национальные проблемы образования в Российской Федерации / В. К. Барын, М. Н. Кузьмин М., 1994., 176 с.
  17. , Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже XIX—XX вв..в. / Л. Н. Беленчук // Педагогика.- 1999. № 5., с. 89−95
  18. , Е.П. О национально-государственном образовании в России / Е. П. Белозерцев // Педагогика.- 1998.-№ 3., с. 30−35
  19. , В.Ш. Ойраты. Ойрат-калмыки. Калмыки (история, культура, расселение, общественный строй до образования Калмыкии. Ханство в Поволжье и Предкавказье) / В. Ш. Бембеев.-Элиста.: АПП «Джангар»., 483 с.
  20. , Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся начальной школы / Н. Ц. Биткеев // Нач. школа 1999, № 11., с. 48 — 52
  21. , В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2002. — № 7-с. 8−14
  22. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика 1999., № 3- с. 37−43
  23. Борликов, Г. М: Калмыцкий образовательный округ // Высшее образование в России. № 7. 2004., с. 11−14
  24. , Г. М. Миссия- классического университета в полиэтническом-регионе// Гегэрлт «Просвещение». Элиста.: НПП «Джангар», 2009- - № 1 (36), С 8−18
  25. , Ю.К. Педагогическое управление: Теоретико-методологический аспект / Ю. К. Васильев. // Советская педагогика.- 1982., № 11., с.56−63
  26. , В .И. Избранные педагогические сочинения — Ml: Педагогика, 1958., 474 с.
  27. , Г. Н. Педагогика жизни. / Г. Н. Волков, Чебоксары: Чувашское издательство, 1989-, 335 с.
  28. , Г. Н. Педагогика национального спасения. / Избранные этнопедагогические сочинения. Элиста: АПП «Джангар», 2003., 437с:
  29. Волков, Г. Н: Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Академия, 2003., 126 с.. •
  30. , Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогичесьсие сочинения: в 2 т. т.1. / Г. Н-Волков. — Издательство: Дом Магистр-Пресс, 2002., 455с.
  31. Волков, — Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. Национальная- школа: концепция и технология, развития-/ Г. Н. Волков.М.:Просвещение, 1993., с. 45−51
  32. , Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания / Г. Н. Волков // Мир образования-1997., № 2- с. 66−71
  33. , Г. Н. История образования и педагогической мысли: ученое пособие для’студентов высших учебных заведений / Г. Н. Волков, А. Б. Панькин М: ООО «Большая медведица», Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2005., 247с.
  34. , Г. Н. Этнопедагогика, Изд. Центр «Academia», Москва, 1999. 166с.
  35. , Г. Н., Петрова Т. Н., Панькин А. Б. Введение в этнопедагогику. М.: ООО «Большая Медведица», 2006., 366 с.
  36. , Г. Н. Этнопедагогическая пансофия: Монография' / Под научной редакцией Г. М. Борликова. Элиста: Калмыцкий государственный университет.- 2009., 576 с.
  37. , О.С. Национальное отношение и воспитание культуры межнационального общения / О.С.Газман- 3: Т. Гасанов // Педагогика -1996.- № 6- 51-е.
  38. , Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России / Б.С.Гершунский// Педагогика — 1996, № 5- с.46−65
  39. Государственная программа развития" калмыцкого языка и других национальных языков в Калмыцкой ССР на период до 2000' года // Национальные культуры в Российской Федерации: Вып.1., М., 1993., 56 с.
  40. , А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // А. Я. Данилюк // Педагогика 1997.,№ 1- с.68−71
  41. , Н.Г. Ценностный аспект этнопедагогической деятельности учителя //Материалы, международной научно-практической' конференции- посвященной 75-летию Мукаевой О.Д.- Элиста: AlШ «Джангар», 2001., с.94−97
  42. , Т.Н. Воспитание девочки-калмычки в народной педагогике: монография / Т. Н. Джамбинова.- Чебоксары, 2004., 156 с.46: Джангар. Калмыцкий народный эпос / Под ред. В. Теленгидовой. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1989, 361 с.
  43. , Р.Б. Развитие национально-регионального образования Республики Калмыкия (организационно-управленческие аспекты). Элиста: Изд-во КГУ. 2005., 246 с.
  44. , Р.Б. Становление и развитие национально-регионального образования в Республике Калмыкия: Автореферат дисс.. докт. пед. наук. Майкоп, 2006., 45 с.
  45. , Р.Б. Этнические традиции воспитания детей у калмыков //Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Мукаевой О. Д. -Элиста:АПП"Джангар", 1997., с. 34−37
  46. Егоров, С. Ф, Ушинский, К. Д: Книга для учащихся. М., Издательство «Просвещение», 1977., 143 с.
  47. , В.Ф. Очерки по истории школьного образования в Калмыкии: Автореферат дисс.. канд. пед. наук.-Л., 1970., 18 с.
  48. , В.Ф. Народные школы в Калмыкии в конце XIX — начале ХХвв. Развитие науки в Калмыцкой АССР. Ч. З. Элиста. — 1969., 209 с.53: Жирков, Е. П. Как возродить национальную школу: Идеи и новые подходы / Е. П. Жирков.- М.:Просвещение. 1992., 196 с.
  49. , Е.П. Как возродить национальную школу: Шаги республики Саха (Якутия) / Жирков Е. П М: Просвещение. — 1992., 10 с. .
  50. , И. А. Региональные образовательные системы: Учебное пособие / И. А. Журавлева. Иркутск, 2008., 284 с.
  51. Журнал «Вестник воспитания», М., 191 Г.,№ 5 -с.145.
  52. , В.П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика 1997., № 5- с. 3−16
  53. Илюмжинов, В-Н. Сохранить язык сохранить народ: Народы Калмыкии: перспективы социо-культурного и этнического • развития: сб.научн. ст. Элиста:АПП"Джангар". — 2000., с. 145−150
  54. , В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Новая школа, 1992., 125 с.
  55. Кекеева, 3.0. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: автореферат дис.. канд.пед.наук /З.О. Кекеева.- Санкт-Петербург, 1997., 18 с.
  56. , В.У. Становление школьного образования в Калмыкии / В. Ч. Килганов.- Элиста, ККИ, 1968., 66 с.
  57. , Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955., 650 с.
  58. , Я.А. Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо. И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Просвещение, 1988., 288 с.
  59. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М: АПКиПРО, 2002., 24 с.
  60. , М.Р. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: основы теории и практики реализации / М. Р. Кудаев, З. К. Дахужева. Майкоп, 2004., 56 с.
  61. , C.B. Национальное образование России: история и современность, монография. Волгоград.: «Перемена». 2004., 294 с.
  62. , C.B. Единое образовательное пространство области (обоснование синергетической разработки). Воронеж, 1998″, 30 с.
  63. , C.B. Педагогика самоорганизации: феномен воспитания. Воронеж, 2000., 36 с.
  64. , П. Запретный плод. -М.: Гнозис, 1993., 160 с.
  65. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / Леднев B.C.- М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  66. , А.П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия : монография / А. П. Лиферов.- М., 1997., 226 с.
  67. , Д.С. Культура как целостная среда / Д. С. Лихачев Новый мир. 1994.,№ 8 с.4−8
  68. Личностно ориентированная парадигма развития системы образования Республики Калмыкия //Сборник научных трудов.-Элиста: AI 111"Джангар", 1999., 275 с.
  69. , H.H. Духовные ценности народной педагогической культуры / Н. Н. Макарцева. //Педагогика 1998., № 1 — 81с.
  70. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999., 478 с.
  71. , Е.И. История русской педагогию! / Е. И. Медынский.-М., 1938. 422 с.
  72. Модернизация российского образования. Документы и материалы. М. :Школа-Пресс, 2002., 350 с.
  73. , Л.Н. Учебные заведения нового типа в национальной! системе образования Республики Калмыкия: учебное пособие / Л. Н. Мукаева.- Элиста: Изд. Ботхн, 1995., 56 с.
  74. Мукаева, Л.Н.1 Школа в Калмыкии: проблемы и перспективы.Л. Н. Мукаева // Педагогика 1997.,№ 1- с. 75−84
  75. , Л.Н. Школа в Калмыкии: проблемы и перспективы Л. Н. Мукаева // Педагогика, 1997, № 2 с. 76−78.
  76. , О.Д. «Джангар» и этнопедагогика калмыков / О. Д. Мукаева //
  77. Народная педагогика и современные проблемы воспитания, часть 1. Чебоксары, 1994., с. 76−85
  78. , О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики.- Элиста: АПП"Джангар", 1995., 280 с.
  79. , О.Д. Нравственно-этические устои буддизма и проблемы воспитания и самовоспитания / О. Д. Мукаева // Народное образование Якутии. 1993., № 2 с.72−74
  80. , О.Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию /О.Д.Мукаева // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Т.1. /Под,. ред. С. Н. Бегидовой. Майкоп: Изд. АГУ.-2004., с. 185−192
  81. , О.Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей /О.Д.Мукаева // Советская педагогика.- 1987., № 1 с. 77−80
  82. , О.Д. Этнопедагогика калмыков: в 3 ч. ч.1 История и современность / О. Д. Мукаева.- Элиста: АПП «Джангар», 1999., 256 с.
  83. , О.Д. Этнопедагогика калмыков: в 3 ч., ч.2−3 История и современность / О. Д. Мукаева. Элиста: АПП «Джангар». 2003., 388 с.
  84. , С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика/С.Д.Намсараев.- Улан-Уде: Бэлиг, 1996., 240 с.
  85. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессианальное образование.- М., 2000., № 11- с. 4−13
  86. Национальная школа: социально-педагогические проблемы /под ред. С. Г. Вершловского.- СПб: 1997., 87 с.
  87. , И.С. Народная учительница. Биогр. очерк о Т. Д. Юрковой / И. С. Немичев, Элиста, 1978., 38 с.
  88. , Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998.,№ 6-с. 3−6
  89. , В.А. Этнопедагогическая подготовка учителей- русской национальной школы / В.А.Николаев- под ред. В. А. Сластенина.- Москва-Орел, 1998. 178 с.
  90. Номинханов, Д. Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого^ народа? /Д.Ц. Д. Номинханов. Элиста. 1969., 111 с.
  91. Образование в эпоху перемен: сб. науч. ст. / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, С. Гашич-Павишич, С.Максича. — Волгоград Белград.: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007., 296 с.
  92. , А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы). / Панькин А. Б. под ред. В. В-Сёрикова.-Элиста|Л997., 256 е. ,
  93. Панькин- А. Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / А. Б. Панькин. — М.: ООО «Большая медведица», Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2004., 270 с.
  94. Педагогика. Педагогические теории. Системы, технологии. Учеб. для высш. и ередн. учебн.завед.- М^:Академия, 1999., 510 с.
  95. Педагогическая теория Яна Амоса Коменского / Под редакцией Н. К. Гончарова. М.: Изд. Академия педагогических наук РСФСР, 1963., с. 2126
  96. Педагогический колледж им. Х. Б. Канукова: История: факты, воспоминания. // Сб. статей, Элиста, 1995., 96 с.
  97. , A.M. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии, СПб., 1989., 80 с.
  98. , A.M. Исторический очерк развития русских школ у калмыков. СПб., 1905.
  99. , Г. С. Этнопедагогическая система традиционного семейно бытового воспитания якутских детей: автореф. дис.. канд. пед. наук /Г.С.Попова. — Якутск, 1998., 21 с.
  100. Примерные программы по русскому языку и арифметике для улусных и аймачных школ Калмыцкой степи. — Астрахань, 1915.
  101. Профессиональная педагогическая деятельность: содержание и организация: Учебное пособие / Под ред. А. В. Беляева. — М.: Илекса, Ставрополь.: Сервисшкола, 2005., 312 с.
  102. , Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: Монография. -Волгоград: Перемена, 2004., 333 с.
  103. , Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: Монография. Волгоград: Перемена, 2003., 259 с.
  104. Сборник распоряжений по Министерству просвещения, СПб- 1874. 835 с.
  105. Сборник документов и статей по вопросу образования восточных инородцев. СПб- 1874.
  106. , Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы: метод.реком. / Г. К. Селевко. — Ярославль, 1997., 112 с.
  107. , B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учебн. пособие для высш. пед.уч.завед. М.: Академия, 2000., 336 с.
  108. , H.K. Непрерывное педагогическое образование: концепции и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография. СПб-Волгоград: Перемена, 1997. 165 с.
  109. Сергеев- Н: К. Целостный процесс- в педагогическом исследовании, / Н. К. Сергеев // Целостный? учебно-воспитательный процесс: исследование: продолжается: материалы методолог, семинара памяти B.C. Ильина: Волгоград.: Перемена, 2001.-Вып. 5. 17−22 с.
  110. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 271 с.
  111. , В.В. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М.: ИНП «Издательство Магистр». -1997. 223с. :
  112. , В.И. Основы проектирования развивающегося образования / В. И. Слободчиков. // Материалы научно-практической конференции, Петрозаводск, 1996. ч. 24−29 с.
  113. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов.энцикл. 1984. 160 с.
  114. , H.A. Очерки школьного образования у калмыков / Н. А. Спасский. СПб. — 1907. 43 с.
  115. , В.Я. Избранные педагогические сочинения / АПН СССР М.:Педагогика, 1991. 367 с.
  116. , П. Н. Наш эмчи. Биографический очерк о С. Р. Залкинде. Элиста, Калмиздат, 1978. 22 с.
  117. , И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.-М.: Политиздат, 1976. 216 с.
  118. , В.А. Сердце отдаю детям. М.: Прогресс, 1983. 327 с.
  119. , В.А. Разговор с молодым директором / O.A. Сухомлинский. -Киев: Рад. Школа, 1988. 282 с.
  120. , М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся / М. Г. Тайчинов. М.: 1992. 152 с.
  121. , М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе / М. Г. Тайчинов. // Педагогика. 1999. — № 2. 31 -36 с.
  122. , Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР / Н. Ш. Ташнинов. Элиста, 1969. 150 с.
  123. , Н.Ш. «Из истории культуры дореволюционной Калмыкии», Волгоград, 1967.
  124. , JI.H. О народном образовании / Л. Н. Толстой // Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX века / сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. 89−94 с.
  125. , В.Н. Пространство культуры и встречи в нем. / В. Н. Топоров. // Восток — Запад: исследования — перспективы — публикации: сб.научн.ст. М.: Наука, 1989. 175 с.
  126. Традиции в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. -М.: Наука, 1990. 167 с.
  127. , А.П. Инновационные процессы в образовании: в 2 ч. 4.1. Инновационные процессы в образовании / А. Н. Тряпицина. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. 85 с.
  128. , Ю.С. Об исходных моделях проектирования национального образования / Ю. С. Тюников // Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования: тезисы, докл. междунар.конф. Казань, 1994. 6−8 с.
  129. , Ю.С. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования / Ю. С. Тюников, Г. Ф. Хасанов, Ф. Ф. Харисов. Казань, 1994. 132 с.
  130. Ушинский, К. Д. Избр.пед.соч. М.:1954.
  131. , К.Д. Собр.соч.в 8 т. М.: 1951.
  132. Ушинский, К. Д. Сочинения / АПН РСФСР. М.: 1948−1951.
  133. , К.Д. Собр.пед.соч. 5-е изд. СПб., 1916.
  134. , К.Д. Пед.соч.: в 6 т. М.: 1988.
  135. Федеральная программа развития образования России. / Под.научн.ред. академика РАО Б. С. Гершунского. М. 1993. 120 с.
  136. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2002 годы) // Народное образование 2002. — № 1. 255−261 с.
  137. , Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 174 с.
  138. , Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе нац.школы / Я. И. Ханбиков // Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. — Казань, 1976. — Вып.2. 153−190 с.
  139. , Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе / Харисов Ф. Ф. // Педагогика. 1999. — № 2. 51 — 55 с.
  140. , М.Г. Краткий словарь по этнопедагогике й этнопсихологии / М. Г. Харитонов. -М.: Народная педагогика, 1996. 128 с.
  141. , М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов / М. Г. Харитонов. — М.: Народная педагогика, 1994. 110 с.
  142. , Е.Н. Педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 24 с.
  143. , С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Саха: автореф.дис.. .канд.пед.наук / С. Н. Шадрина. Якутск, 1997. 19 с.
  144. , С.М. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. М. Шакарян. Ставрополь, 1998. 20 с.
  145. , В.М. 50 лет под знаменем Октября. Элиста, 1967 г. 172 с.
  146. , У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки./ У. Э. Эрдниев. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во. — 1980. 284 с.
  147. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: изд. фирмы „Сентябрь“, 1996. 96 с.
  148. , Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. -2001. № 1.3−10 с.
  149. , Е.А. Школа на путй к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: Пер СЭ, 2000. 351 с.
  150. , В.А. Образовательная программа как основной механизм включения учащихся в традиционную культуру // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. — Элиста: Al 111 „Джангар“, 1997. 116−121 с.
  151. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.8.
  152. Грамота Президиума ВЦИК о присвоении и награждении званием Героя труда Юркову Татьяну Дмитриевну от 10 декабря 1933 года № 20.
  153. ГУ „ПА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.4.
  154. Почетная грамота Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР от 1 ноября 1940 года за № 164 о присвоении звания Заслуженного учителя школ Калмыцкой АССР Юрковой Татьяне Дмитриевне.
  155. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.5. Грамота Калмыцкого педагогического техникума.
  156. ГУ „НАРК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.8.
  157. Грамота Областного Исполнительного комитета автономной Калмыцкой области.
  158. ГУ „НАРК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.11.
  159. Выписка из протокола № 46 заседания Президиума ВЦИК Совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов от 5 марта 1928 года о присвоении звания Героя труда учительнице Юрковой Татьяне Дмитриевне.
  160. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.11.
  161. Копия выписки, нотариально заверенная 29 июля 1929 года за № 19 329., Калмыцкого облисполкома, представительства и облпрофсовета.
  162. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.11.
  163. Выписка из протокола № 46 заседания Президиума-ВЦИК от 5 марта 1928 год о присвоении звания Героя Труда учительнице Юрковой Т.Д.
  164. ГУ „НАРК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.17.
  165. Выписка из протокола торжественного заседания Калмыцкого областного Облпрофсовета с Облотделами Союзов и членами профсоюзов по случаю десятилетия Юбилея ВЦСПС 17 января 1928 года.
  166. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.14.
  167. Копия Постановления Совета Народных Комиссаров Калмыцкой АССР № 285 от 5 февраля 1936 года о назначении Юрковой Татьяне Дмитриевне персональной пенсии республиканского значения (2 экземпляра).
  168. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.8.
  169. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.З.
  170. Автобиография, характеристика и производственная карточка Юрковой Татьяны Дмитриевны.
  171. ГУ „НАРК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.2. Акт и сдаточная опись.
  172. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.9:
  173. Медсправки и документы по пенсии (инвалидность I группы — по зрению).
  174. ГУ „НАРК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.5.1. Переписка.
  175. ГУ „НАРК“, ф.р.- 150, оп.1, д. 1, л-.5. Вырезки из газет, мандат, пропуск, делегатский билет. 184'. ГУ „НА РК“, ф.р. — 150, оп.1, д. 1, л. 14.
  176. ГУ „НА РК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, ?13.
  177. Документы об общественной и научно-методической работе Юрковой Т.Д.
  178. ГУ „НАРК“, ф.р. 150, оп.1, д. 1, л. 1.•'» ¦. ' 170. ¦ ' ,
  179. Удостоверение Управления Калмыцким народом 23 мая 1911 года за № 3322.
  180. ГУ «НА PK», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.1., .' .
  181. На память дорогой учительнице Т. Д. Юрковой от ученика Б. Сангаджиева (рисунок).
  182. ГУ «НА PK», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.1.
  183. Приветствие от студентов: студент медик (две подписи), студент — восточник (три подписи), студенты (две подписи) — надзиратель Калмыцкого училища (подпись).
  184. ГУ «НА PK», ф.р. 150, on. 1, д. 1, л.2. Фотокарточки Т. Д. Юрковой.
  185. ГУ «НА PK», ф.р. 150- oml, д. 1, л. 12'.'
  186. Информация и доклад о деятельности опытной школы за 1922−1923гг.
  187. ГУ «НА PK», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.13.
  188. Информация и доклад о деятельности опытной школы за 1923−1924гг.
  189. ГУ «I IA PK», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л. 15. ' ^ ' Циркуляры и распоряжение в 1923—1924)уч: гг, присланные к руководству.
  190. ГУ «НА PK», ф.р. 150, on. 1, д. 1, л.71. — / : — '. ! Протоколы заседаний Совета опытной школы при Калмпедтехникуме, 71с.
  191. ГУ «НА PK», ф.р. 150, оп.1, д. 1,л.162. Записи уроков и ученические тетради.
  192. ГУ «НА PK», ф.р. 150, он. 1, д. 1, л.21. v Информация, доклад о деятельности опытной школы за 1927 — 1928 уч. г.
  193. ГУ «НА PK», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.48.
  194. План воспитательной? работы опытной школы и сведения об организации методической работы в Калмыцкой области (5/IX- 1927 г. по 28/VI 1928 г.).
  195. ГУ «НА PK», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.53. Учебно-производственный план для V группы на 1928−29 уч. г. 199: ГУ «НА PK», ф.р.-150, оп.1, д. 1, л. 134
  196. Планы работы занятий с уч-ся опытной школы 1928 г.
  197. ГУ «НА РК», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.114.
  198. Инструкции и распоряжения по планированию и учету работы опытной школя на 1928−1929 уч. г.
  199. ГУ «НА РК», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.54.
  200. Журнал регистрации работы по воспитательной части за 1928−1929 уч.г.
  201. ГУ «НА РК», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л.60. Протокол заседаний Совета опытной школы.
  202. ГУ «НА РК», ф.р. 150, оп.1, д. 1, л. 10.
  203. О воспитательной работе среди учащихся опытной школы.
  204. ГУ «НА РК», ф.р. — 150, оп.1, д. 1, л.69. Личное дело учительницы Героя Труда Юрковой Т.Д.
  205. ГУ «НА РК», ф.р. 9, оп.1, д. 615, л.235. О службе врача при Управлении Калмыцким народом С. Р. Залкинда школьным санитарным врачом от 12 апреля 1918 года.
  206. ГУ «НА РК», ф.р. 9, оп.1, д. 615, л.242 О службе врача при Управлении Калмыцким народом С. Р. Залкинда преподавателем фельдшерской школы.
  207. ГУ «НА РК», ф.р. 9, оп.1, д. 615, л.245 Отказ от звания члена Исполкома и должности Заведующим отделом народного образования (октябрь 1918 года)
  208. ГУ «НА РК», ф.р.-9, оп.1, д. 512, л.117 Учебные программы по русскому языку для 1,2,3 и 4 годов обучения трудовой национальной школы 1 ступени Автономной Калмыцкой области.
  209. ГУ «НА РК» Ф.Р.-112 Отчет Президиума облисполкома КалмыцкогоIтрудового народа о своей деятельности за время с 1.11.28 по 1.01.30.- Элиста, 1930.
  210. НА АО — Национальный архив Астраханской области.Ф.Р.2661 Комплексные программы для трудовой национальной школы 1 ступени Автономной Калмыцкой области (1:2:3 года обучения). Астрахань 1928.
  211. ГУ «НА РК» ф.р.-122. Комплексные программы для единой трудовой школы 1 ступени Автономной Калмыцкой области на 1926−1927гг.-Элиста, 1927.
  212. ГУ «НА РК», Ф.Р.-122 — Калмыцкий педагогический техникум (1924 1943гг).
  213. Научный архив АПН, ф.14, л. 68.
  214. Научный архив АПН, ф.14, л.111.
  215. Научный архив АПН, ф.14, д. 42, с. 147.
  216. РГИА, ф. 381, оп. 12, д. 282, 3 6 л., 87.
  217. РГИА, ф. 381, д. 7149, л. 228, л. 342.
  218. РГИА, ф. 1278, оп. 2, д. 3514, 75 л.
  219. РГИА, ф. 1291, оп. 84, д. 39, л. 4.
  220. РГИА, ф. 1291, д. 358, 3 4 л., л. 15, л. 24, л. 26, л. 60.173
Заполнить форму текущей работой