Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка умственно отсталых старшеклассников к будущей семейной жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены особенности родительских семей учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида (целостность структуры, нравственно-психологический климат). Получены данные, характеризующие сфор-мированность нравственно-психологических и физиолого-гигиенических знаний и умений, необходимых для создания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Проблема подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни в педагогической теории
    • 1. 2. Анализ теоретических подходов к подготовке будущего семьянина в специальной психолого-педагогаческой литературе
  • ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ СТАРШЕКЛАССНИКАМ
    • 2. 1. Методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Социологическая характеристика родительских семей старшеклассников специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида
    • 2. 3. Сформированность знаний и практических умений, необходимых умственно отсталым старшеклассникам для организации семейной жизни
    • 2. 4. Уровень нравственно-психологической готовности к семейной жизни и сексуальной воспитанности умственно отсталых подростков
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ УШ ВИДА К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
    • 3. 1. Организация экспериментального обучения
    • 3. 2. Содержание опытно-экспериментальной работы на занятиях по социально-бытовой ориентировке
    • 3. 3. Организация внеурочных занятий
    • 3. 4. Педагогическое просвещение родителей
    • 3. 5. Результаты контрольного эксперимента

Подготовка умственно отсталых старшеклассников к будущей семейной жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях коренных преобразований производственной, социальной и духовной сфер общественной жизни, в решении задач по ускорению социально-экономического развития, созданию условий для оптимального развития потенциальных возможностей личности, успешности социальной адаптации выпускников школ решающую роль играет уровень их подготовки к выполнению функций труженика и семьянина. Хотя профессиональному обучению школьников и их подготовке к семейной жизни придается важное значение, на практике большее внимание уделяется решению первой задачи. Вместе с тем, от степени подготовленности юношей и девушек к включению в брачно-семейные отношения во многом зависит судьба молодых семей и будущих поколений.

Существует ряд объективных причин, осложняющих процесс формирования личности семьянина, создание брачных союзов, выполнение супружеских обязанностей. Среди них: социальные недуги, ухудшение нравственно-психологического климата, акселерация молодежи, дефицит полового воспитания и другие.

Оставаясь важным фактором социализации подрастающих поколений, современная семья не всегда и не во всем может сформировать определенные установки и ценностные ориентации семейной жизни. Негативные явления в сфере брачно-семейных отношений (нестабильность брака, рост числа немотивированных разводов и неполных семей) и отрицательные тенденции в молодежной среде, связанные с сексуальным взрывом, культом эротики, фиксацией внимания на закрытой ранее теме межполовых отношений требуют целенаправленной деятельности школы по повышению уровня нравственно-психологической подготовки и сексуальной воспитанности молодежи в вопросах гигиены пола и семейной жизни, преодолению ошибочных взглядов на взаимоотношения полов, брачную жизнь.

Вопросы подготовки молодых людей к семейной жизни давно привлекали внимание общества. Исходные теоретико-методологические позиции для разработки обозначенной выше проблемы сформулировали, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Различные аспекты формирования будущего семьянина стали предметом целого ряда исследований. Описание специфики и структурно-динамические характеристики межличностных отношений в семье, анализ социально-психологических механизмов развития у юношества готовности к полнокровной жизнедеятельности в собственных семьях содержатся в трудах психологов А. А. Бодалева, И. В. Дубровиной, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферевой, П. М. Якобсона и других.

Ориентацию молодежи на целенаправленную и заинтересованную самоподготовку к осмысленной и содержательной семейной жизни философы и социологи рассматривают как существенный фактор рационального управления демографическими процессами в стране. Н.В. Бестужев-Лада, В. В. Бойко, А. Г. Волков, С. И. Голод, И. С. Кон, А. С. Красовский, А. Г. Харчев, З. А. Янкова выделяют воспитание будущего семьянина как один из аспектов социального формирования личности.

Педагогический аспект решения столь важной проблемы продуктивно разрабатывают В. И. Барский, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, А. В. Мудрик, Н. И. Новикова, М. Н. Певзнер, А. Т. Суворова, JI.H. Тимощенко, Т. С. Троцюк, и другие. В их публикациях затрагиваются проблемы осуществления эффективной взаимосвязи нравственного и полового воспитания учащихся, выявляется и характеризуется нравственно развивающий будущего семьянина потенциал учебно-воспитательного процесса в школе.

Значительный интерес для нас представляют работы JI.A. Богданович, Д. В. Колесова, А. П. Краковского, А. Г. Хрипковой и других, где особое место уделяется санитарно-гигиеническому аспекту, в частности, рассматриваются физиологические особенности представителей разных полов, раскрываются вопросы гигиены пола, возрастная динамика полового созревания и значение этого процесса в формировании будущего семьянина.

Проблема подготовки молодежи к высоконравственной и полнокровной семейной жизни является сегодня одной из наиболее актуальных для специальной педагогики, поскольку на фоне высокой личностной значимости сферы семейных отношений (Г.В. Грибанова, Е. М. Маслюкова, А.Г. Московкина) у лиц с отклонениями в развитии отмечаются нарушения процесса социализации в плане освоения роли семьянина (И.А. Иваницкий, В. Ю. Карвялис, Г. Б. Шаумаров), недостаточная подготовленность в вопросах семьи и брака, межполовых отношений (Е.Н. Денисова, Е.А. Морщинина).

При сегодняшнем потоке информации подростка невозможно удержать в неведении. Однако ничто не гарантирует ее научности и достоверности. И как следствие этого, в обществе все острее заявляют о себе такие проблемы, как добрачная беременность, растущее число абортов, увеличение венерических заболеваний среди несовершеннолетних умственно отсталых школьников.

Проведенный анализ научных работ показал, что несмотря на возрастающий интерес к вопросам семейного и полового воспитания учащихся специальных школ, проблема подготовки умственно отсталых старшеклассников к семейной жизни, научное обоснование и выявление путей, условий ее реализации не нашло должного места в исследованиях специальной педагогики. Из-за этого не определено содержание обучения специальной школы, отсутствуют учебные программы и учебно-методические материалы.

Актуальность проблемы подготовки умственно отсталых учащихся старших классов к созданию личной семьи и вместе с тем ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Подготовка умственно отсталых старшеклассников к будущей семейной жизни».

Проблема исследования заключается в том, чтобы установить особенности и возможности овладения умственно отсталыми старшеклассниками необходимыми умениями и знаниями о будущей семейной жизни и разработать научно обоснованную систему формирования этих знаний и умений. Решение выдвинутой проблемы составило цель нашего исследования.

В качестве объекта исследования рассматривается подготовка к будущей семейной жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Предметом исследования является процесс формирования нравственно-психологических и физиолого-гигиенических знаний и умений у умственно отсталых старшеклассников.

Гипотеза исследования. Эффективность подготовки умственно отсталых старшеклассников к самостоятельной семейной жизни достигается, если:

— коррекционно-педагогическая работа по формированию будущего семьянина носит комплексный характер;

— учебно-воспитательный процесс осуществляется через систему урочных и внеурочных занятий;

— содержание учебных программ включает разделы, отражающие вопросы семейной жизни;

— реализуется педагогическое взаимодействие с семьей;

— происходит динамика учащихся в овладении соответствующими знаниями и умениями.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить особенности родительских семей учащихся специальных (коррекци-онных) школ VIII вида (целостность структуры, нравственно-психологический климат).

2. Выявить сформированность знаний и умений, необходимых умственно отсталым подросткам для вступления в брак и создания семьи и на основе этого определить уровень нравственно-психологической подготовленности и сексуальной воспитанности учащихся в сфере семейной жизни.

3. Разработать содержание обучения и воспитания умственно отсталых старшеклассников в процессе учебных и внеучебных занятий, в работе с семьей.

4. Определить формы и методы комплексной педагогической работы по формированию будущих семьянинов.

5. Выявить продвижение учащихся в овладении нравственно-психологическими и физиолого-гигиеническими знаниями и умениями.

Методологическую основу исследования составили: принципы диалектико-материалистического подхода к анализу явлений, единства теории с практикойучение о всестороннем развитии личности и ведущей роли воспитания в ее становлении, о значимости каждого возрастного периода для формирования личностио взаимосвязи и взаимообусловленности общественной и семейной жизни, о сущности брач-но-семейных отношений, их особенностях и тенденциях развития. В процессе исследования были использованы различные методы:

— теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы;

— диагностические методы (анкетирование, индивидуальные беседы, интервьюирование);

— педагогический эксперимент;

— сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены особенности родительских семей учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида (целостность структуры, нравственно-психологический климат). Получены данные, характеризующие сфор-мированность нравственно-психологических и физиолого-гигиенических знаний и умений, необходимых для создания личной семьи. Установлены различные уровни нравственно-психологической подготовленности и сексуальной воспитанности учащихся в сфере семейной жизни. Научно обоснованы содержание, формы и методы комплексной педагогической работы, направленной на подготовку школьников к брачно-семейным отношениям. Доказана возможность динамики учащихся в овладении соответствующими знаниями и умениями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в результате исследования данные о нравственно-психологических и физиолого-гигиенических знаниях и умениях учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида позволили определить приоритетные направления коррек-ционно-педагогической работы. Предложенные методические рекомендации способствуют совершенствованию формирования будущих семьянинов. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы учителями указанного типа школ в осуществлении подготовки старшеклассников к созданию семьи на уроках социально-бытовой ориентировки, во внеурочной деятельности, в процессе педагогического всеобуча родителейв преподавании учебного курса «Олигофренопедагогика» на дефектологических факультетах педагогических институтовна курсах переподготовки и повышения квалификации учителейпри создании методических пособий, адресованных специалистам, работающим с подростками, имеющими нарушение интеллекта.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций о взаимосвязи и взаимообусловленности общественной и семейной жизни, о сущности брачно-семейных отношений, их особенностях и тенденциях развития, проверенных в научном поиске отечественной педагогики и психологииопорой на достижения в области специальной психологии и педагогикииспользованием комплекса современных научных методов, адекватных цели, задачам и гипотезе исследованияпролонгированным характером опытно-экспериментальной работы, позволившей собрать ценный фактический и статистический материал, произвести его научный количественно-качественный анализрепрезентативностью исследуемого контингента.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры олигофренопедагогики Московского педагогического государственного университета, на научных конференциях молодых ученых в МШ У (г. Москва, 1998, 2000 гг.), на Региональной научно-практической конференции в Мордовском государственном пединституте (г. Саранск, 1999 г.), на заседаниях педагогических советов специальных (коррекционных) образовательных школ и школ-интернатов. Результаты исследования внедрены в практику работы специальной (коррекционной) школы-интерната г. Нурлат Республики Татарстан.

Организация исследования. Экспериментальной базой служили специальная (коррекционная) школа VIII вида г. Саранска Республики Мордовия и школаинтернат г. Нурлат Республики Татарстан. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1997;1998 гг.) был связан с изучением и анализом философской, социологической, психолого-педагогической литературыопределением цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследованияпроведением констатирующей части исследования.

Второй этап (1998;1999 гт.) включал разработку программы обучающего эксперимента и проверку ее эффективности.

На заключительном этапе (1999;2000 гг.) осуществлялся контрольный эксперимент, анализ, систематизация и обобщение полученных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Низкий уровень нравственно-психологической подготовленности к созданию собственной семьи и сексуальной юспитанности умственно отсталых старшеклассников объясняется недостаточным вниманием к проблеме формирования будущего семьянина в условиях школы и семьи.

2. Специально организованный учебно-воспитательный процесс комплексного педагогического воздействия через систему урочных и внеурочных занятий, а также работы с семьей позволит сформировать у умственно отсталых подростков определенные знания и умения, необходимые для организации самостоятельной семейной жизни.

3. Включение в учебную программу социально-бытовой ориентировки специальных тем, раскрывающих нравственно-психологический и физиолого-гигиенический аспекты семейной жизни повысит качество подготовки выпускников к самостоятельной жизни в семейном коллективе.

Выводы по третьей главе.

Опытно — педагогическая работа, проведенная на базе специальной (коррекционной) школы-интерната г. Нурлат Республики Татарстан, позволила исследовать процесс формирования нравственно-психологических и физиолого-гигиенических знаний и умений у умственно отсталых старшеклассников, важных для вступления в брак, обуславливающих жизнедеятельность основных функций семьи. Исследуемая нами проблема требовала экспериментального обоснования разработанной системы обучения, основу которой составляли уроки по социально-бытовой ориентировке в 8−9 классах, организованные с учетом дополнений к существующей программе по темам «Личная гагиена», «Медицинская помощь», «Культура поведения», «Семья». Нами постоянно изучались и учитывались показатели, характеризующие изменения в позитивную сторону уровня подготовленности учащихся к будущей семейной жизни.

Формирующий этап был насыщен систематической педагогической деятельностью по воспитанию будущих семьянинов в изучаемых классах. Планомерный, целенаправленный и обязательный для посещения цикл занятий, включенных в школьное расписание (уроки социально-бытовой ориентировки) сочетался с внеурочной деятельностью учащихся и целенаправленным просвещением родителей, также позволяющим повысить эффективность исследуемого процесса и достичь желаемых результатов.

Применение различных педагогических методов исследования на протяжении всего периода опытно-экспериментальной работы позволило не только качественно, но и количественно охарактеризовать положительную динамику уровней нравственнопсихологической готовности и сексуальной воспитанности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. В результате сравнения объективных показателей мы пришли к выводу, что наличие коррекционно-развивающего эффекта предложенной системы обучения дает основание для включения ее в программу обучения и воспитания умственно отсталых старшеклассников, для практического ее применения в коррекционной работе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

В процессе опытно-экспериментальной работы определились следующие педагогические требования, обеспечивающие эффективность воспитательного воздействия применявшихся форм и методов работы по подготовке умственно отсталых школьников к жизни в семейном коллективе:

1) наличие единой системы воздействия на учащихся, складывающейся из нескольких звеньев: специальные занятия по социально-бытовой ориентировкесоответствующее направление работы во внеурочное времяцеленаправленное просвещение родителей;

2) учет особенностей психофизического развития умственно отсталых учащихся и новообразований подросткового возраста;

3) учет особенностей родительских семей;

4) подбор адекватных методов и форм работы в зависимости от аспекта изучаемой проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное общество заинтересовано в прочной и нравственно здоровой семье. В связи с этим первостепенное значение приобретает совершенствование нравственно-полового воспитания, неотъемлемой частью которого становится формирование личности будущего семьянина.

Проведенное исследование посвящено изучению сформированности знаний и умений у старшеклассников специальных (коррекционных) школ VIII вида, необходимых им для создания собственной семьи, а также совершенствованию разработки содержания и системы учебно-воспитательной работы, направленной на семейно-бытовую адаптацию данной категории школьников.

Исходя из объективной логики развития семьи и ее функций, мы выделили две основные группы требований к качествам семьянина: нравственно-психологическая готовность и сексуальная воспитанность. Для выявления нравственно-психологической готовности учащихся к семейной жизни мы предлагаем следующие критерии: представления учащихся о роли семьи в обществе и ее значении для развития личностиоценка себя как будущего семьяниназнания о нравственно-психологических основах семейной жизнинравственное поведение, определяющее характер взаимоотношений с родителями и представителями противоположного пола.

Сексуальная воспитанность предполагает наличие у старшеклассников знаний об интимных отношениях в жизни людей, отношение к предупреждению беременности, профилактике венерических заболеваний, умение практически применять знания санитарно-гигиенических норм.

Констатирующая часть исследования позволила выявить состояние знаний и умений учащихся выпускных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, необходимых для жизни в семейном коллективе. Кроме того, анализ школьной документации, беседы с учителями, воспитателями, классными руководителями позволили изучить состав родительских семей старшеклассников (целостность структуры, психологический климат).

Социологическое исследование семей умственно отсталых учащихся старших классов подтвердило, что они умеют ряд неблагоприятных для развития и формирования личности ребенка особенностей. Основными проявлениями неблагополучия в этих семьях являются: алкоголизация родителей, их асоциальный образ жизни, аморальное поведение матерей, бытовое хулиганство. Установлено процентное соотношение типов родительских семей учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VHI вида:

По целостности структуры семьи:

1) полная семья — 46,2%;

2) неполная семья — 53,8%.

По качеству отношений и атмосфере в семье:

1) благополучная семья — 47,7%;

2) социально-неблагополучная семья — 52,3%.

В диссертационном исследовании выявлена зависимость формируемых знаний и умений от особенностей родительской семьи. Так, ответственность за создание семьи более отчетливо проявляется у учащихся из благополучных семей. Эти юноши и девушки благоприятнее оценивают взаимную помощь и понимание в семейной жизни, большее значение придают любви супругов, как основы счастливого брака. У подростков из семей с неблагоприятным психологическим климатом более идеализирован образ будущего супруга, в результате негативного жизненного опыта. Разница по таким важным показателям как умение ладить со старшим поколением, ведению домашнего хозяйства — весьма существенна. В то же время ориентации на справедливое разделение труда, культуру быта, досуга в семье у учащихся из семей с высоким уровнем нравственных отношений выражены сильнее. Они более адекватно оценивают роль семейного воспитания в формировании личности.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что учащиеся старших классов слабо не имеют точных и достоверных знаний о брачно-семейных отношениях, которыми должны обладать представители обоих полов к моменту окончания школы. У них недостаточно сформированы умения, помогающие людям строить правильные взаимоотношения в семье. В соответствии с полученными данными определены три уровня сформированности нравственно-психологической готовности подростков к семейной жизни — высокий, средний, низкий.

Высокий уровень, характеризующийся достаточно полными знаниями о роли семьи в жизни человека и общества, о нормах взаимоотношений между полами и членами семейного коллектива, реальными представлениями об идеале семьи, брачном партнере, а также умениями применять приобретенные знания в практической деятельности, зафиксирован у 5,4% учащихся старших классов специальной (кор-рекционной) школы VIII вида.

Средний уровень, показывающий не полное осознание значения семьи для развития личности и функционирования общества, фрагментарные, мало осознанные знания о нравственных основах семейной жизни, не точные представления об идеале семьи, будущем брачном партнере, недостаточные умения актуализировать имеющиеся знания, использовать их в решении практических ситуаций, отмечен у 54,6% старшеклассников.

Низкий уровень, которому свойственны искаженные знания о роли семьи в жизнедеятельности общества и ее значении для развития личности, поверхностные, примитивные знания о нравственных основах семейной жизни, неадекватные представления об идеале семьи, будущем брачном партнере, не сформированные практические умения по рассматриваемым вопросам, выявлен у 40% умственно отсталых подростков.

При изучении уровня сексуальной воспитанности умственно отсталых школьников условно выделено три группы учащихся.

В группу с высоким уровнем сформированости данного качества мы отнесли 4% учащихся, имеющих достаточно полные знания в этой области жизни и сформированные умения в вопросах гигиены пола.

К среднему уровню были отнесены 43% подростков, которые затрудняются однозначно высказаться о многих явлениях интимной жизни: аборт, противозачаточные средства, венерические заболевания. Нерегулярно соблюдают санитарно-гигиенические нормы. Они осознают вред и последствия ранней половой жизни, но на практике этого не придерживаются.

Для группы испытуемых с низким уровнем сформированности сексуальной воспитанности (53%) свойственны искаженные знания об интимных межличностных отношениях, отсутствие умений санитарно-гигиенического самообслуживания.

Полученные данные показали, что низкий уровень нравственно-психологической готовности к созданию семьи и сексуальной воспитанности умственно отсталых старшеклассников объясняется тем, что при обучении учащихся не уделяется должного внимания организации их будущей семейной жизни.

Результаты констатирующего эксперимента, анализ литературных источников, программы по социально-бытовой ориентировке позволили разработать и апробировать в обучающем эксперименте программно-методические рекомендации, способствующие успешной семейно-бытовой адаптации учащихся в дальнейшей самостоятельной жизни.

Прежде всего, мы пытались усовершенствовать программу по СБО путем введения дополнительного теоретического и практического материала, раскрывающего специфику вопросов семейной жизни.

В ходе формирующего эксперимента нам было важно:

1) создать у умственно отсталых учащихся образ семьи;

2) сформировать нравственные понятия, отражающие явления семейной жизни;

3) сформировать адекватное половое поведение и ответственное отношение к лицам противоположного пола;

4) выработать правильную установку на брак и готовность к созданию семьи;

5) предупредить раннее начало половой жизни;

6) привить старшеклассникам чувство ответственности за рождение, развитие и воспитание детей;

7) повысить уровень педагогической культуры родителей воспитанников.

Определяя содержание знаний об основах семьи и отношении полов, мы исходили из того, что оно должно строиться на современных исследованиях развития и воспитания детей с нарушением интеллектаучении о браке и семьевключать научно обоснованный материал по данным вопросамсоответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям развития учащихсяучитывать содержание знаний и умений, полученных на уроках социально-бытовой ориентировки.

По разделу «Личная гигиена» в 8 классе проводилось знакомство с сущностью, признаками полового созревания юношей и девушек, правилами гигиены подросткового возраста, сообщались сведения о половой жизни и вреде ранних половых связей. В 9 классе изучались темы, раскрывающие вред пагубных привычек (курение, алкоголь, наркомания, онанизм) на здоровье растущего организма и их преодоление, влияние образа жизни родителей на здоровье будущих детей.

Изучая раздел «Медицинская помощь» в 8 классе особое внимание обращалось на темы, связанные с профилактикой венерических заболеваний, мерами предупреждения беременности. В 9 классе учащиеся получали представление о негативных последствиях искусственного прерывания беременности для женского организма, сведения о родах, источниках заражения СПИДом и его влиянии на потомство.

Раздел «Культура поведения» в 8 классе дополнялся сведениями о психологических особенностях юношей и девушек в подростковом возрасте, сущности товарищества и дружбы. В 9 классе старшеклассники получили представление о любви как высшем человеческом чувстве, нравственно-этических основах вступления в брак, культуре брачных отношений.

Изучение раздела «Семья» в 8 классе началось с раскрытия роли семьи в жизни общества, проявления основных ее функций. Были рассмотрены особенности молодой семьи. В 9 классе учащихся знакомили с основами семейного воспитания. Нововведением стало изучение основных причин, вызывающих нарушение семейных отношений.

В соответствии с дополнениями была предложена система работы, основное место в которой занимали уроки по социально-бытовой ориентировке, различные мероприятия, проводимые воспитателем во внеурочное время, целенаправленное просвещение родителей, способствующие подготовке к восприятию нового, закреплению изученного, обогащению жизненного опыта детей.

В основе экспериментального обучения лежала система специально разработанных заданий, связанных со спецификой брачно-семейных отношенийшироко использовалось моделирование реальных ситуаций, решение проблемных заданий, отражающих жизнь в семье, которые сочетались в различных вариантах. Мы не ставили цели изменить традиционную структуру занятий по социально-бытовой ориентировке, а вносили в них коррективы, связанные со спецификой нашего исследования.

При формировании знаний особое внимание обращалось на актуализацию имеющегося опыта. В соответствии с тем, с какими знаниями подошли подростки к усвоению новой темы, строился процесс обучения. Так, представлялось чрезвычайно важным дать те сведения, по которым подростки имели наименьший объем знаний.

Чтобы воспитать у умственно отсталых старшеклассников качества будущего семьянина, недостаточно дать им знания. В работе с учащимися обращалось внимание на выработку у них умений применять знания на практике, анализировать жизненные ситуации, «ситуации нравственного выбора» и находить правильное решение.

При формировании умений выполнять практические задания школьников обучали ориентироваться в его условии, анализировать объект деятельности, планировать ход предстоящей работы с помощью инструкций. Так, применялись рассказы с опорой на предметную или символическую наглядность, беседа с последующей постановкой учебной проблемы и ее поэтапное разрешение с использованием наводящих вопросов, беседа на основе разыгрывания реальных ситуаций.

Эффективным в обучении оказалось моделирование реальных ситуаций. Ролевая игра в нашем исследовании — это в определенном смысле репетиция семейной жизни человека, в ней как бы в миниатюре воссоздавалась семейная практика, реальные ситуации семейной жизни. Такие игры имеют широкие возможности, так как, во-первых, они включают в работу практически весь класс, во-вторых, дают возможность пробовать себя в разных ролях, в-третьих, могут быть перенесены на другой урок, проведены в присутствии родителей.

Закрепление знаний и умений осуществлялось через прямое, непрямое и обобщенное их применение. Так, в одних случаях, сразу после получения новых сведений, подростки опирались на них при выполнении упражнений, индивидуальных заданий, решении проблемных ситуаций. В других — закрепление материала было отсрочено по времени, проводилось воспитателем после уроков. Например, и во внеурочное время мы продолжали следить за выполнением подростками правил личной гигиены, культуры общения и норм поведения.

Обобщенное применение организовывалось в условиях принципиально отличных от тех, в которых они были получены, отдаленно по времени. Например, в домашних условиях под контролем родителей осуществлялось закрепление изученного материала.

В ходе экспериментального обучения учитывались такие факторы как систематическое и последовательное повторение материала, его доступность детям с отклонениями психического развития, использование приемов и методов, позволяющих, в частности, переносить обучение в реальные условия.

Педагогическое руководство подготовкой учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы УШ вида к семейной жизни в условиях семьи осуществлялось нами посредством дальнейшего изучения нравственных отношений в семье, ее воспитательного потенциала, через педагогическое просвещение, направленное на повышение уровня педагогических и психологических знаний родителей, с помощью выработки у них навыков и умений применять теоретические знания в практике семейного воспитания.

В работе с родителями были намечены следующие задачи: помочь разобраться в сложившихся сложных семейных отношениях, осознать значимость полноценных нравственных отношений в жизни семьи, их роль в воспитании детей, вызвать интерес к приобретению знаний, необходимых в подготовке детей к вступлению в брак и созданию собственной семьи, сформировать умения и навыки применять полученные знания в практике семейной жизни.

Исходя из поставленных задач, в экспериментальных классах были организованы родительские семинары. Работа семинаров осуществлялась по следующим направлениям:

1. Физиологические и психологические особенности умственно отсталых подростков.

2. Этика семейных отношений.

3. Воспитание сыновей и дочерей в плане подготовки к будущей семейной жизни.

Данная часть опытно-экспериментальной работы показала, что целенаправленная деятельность по подготовке старшеклассников к семейной жизни должна подкрепляться педагогической работой с родителями школьников, в основе которой лежит выделение групп семей с различным уровнем нравственных отношений и работа с ними. Задачи, содержание работы классного руководителя с родителями, методы и формы ее организации определяются особенностями каждой условной группы родительских семей, различающихся исходным уровнем развития нравственных взаимоотношений в семье. Работа с выделенными группами родителей осуществляется посредством педагогического воздействия, реализуется с помощью различных форм нравственного просвещения родителей, их включения в подготовку и проведение воспитательных дел совместно со старшеклассниками. Активная позиция самих родителей обеспечивается через обращение к конкретному опыту семейного воспитания, выполнение определенных поручений.

Экспериментальное исследование позволило установить, что участие родителей в подготовке и проведении конкретной работы со старшеклассниками способствует расширению их знаний в области педагогики, психологии, медицины, приобретению навыков общения с взрослеющими детьми.

Таким образом, в деле подготовки умственно отсталых подростков к выполнению функций будущего семьянина были объединены и скоординированы усилия учителей СБО, воспитателей и родителей. Педагогическая пропаганда среди родителей побудила последних не только к упорядочению домашней жизни, но помогла им лучше осознать задачи семейного воспитания, овладеть конкретными приемами вовлечения подростков в хозяйственно-бытовые дела. Целенаправленное просвещение родителей и их взаимодействие с подростками позволили получить желаемые результаты. Если в начале учебного года задания педагога выполняли 35% родителей, то к концу экспериментального обучения их количество возросло до 80%. Сопоставление результатов, полученных в экспериментальных и контрольных классах, свидетельствуют об эффективности обучения.

Старшеклассники, обучавшиеся по экспериментальной системе в течение года, достигли определенных успехов. Занятия по социально-бытовой ориентировке с включением специально разработанных разделов о семейной жизни значительно обогатили знания воспитанников о семье. Улучшилась их осведомленность о нормах взаимоотношений с представителями противоположного пола, членами семьи, произошел большой сдвиг в овладении умениями в вопросах гигиены пола.

При анализе различных ситуаций, нравственно-бытовых проблем школьники опирались в своих рассуждениях и решениях на приобретенные знания и умения, что свидетельствует о действенности последних.

По признанию старшеклассников и их родителей, в половине семей нормализовались отношения между членами семейного коллектива, улучшился нравственно-психологический климат в семье.

Среди учащихся экспериментальных классов в конце обучения почти не встречались лица с иждивенческими взглядами на семейную жизнь, беспомощные в решении проблем. Даже самые слабые из них не отказывались отвечать на вопросы, выполнять практические задания, а пытались при участии педагога найти ответ, решение.

Качественные улучшения в знаниях и умениях умственно отсталых старшеклассников, которые произошли под влиянием длительного целенаправленного комплексного обучения и воспитания, подтверждают доступность и методическую целесообразность предложенной нами системы работы по подготовке к будущей семейной жизни учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII виВ заключении отметим, что проблема подготовки умственно отсталых старшеклассников к созданию собственной семьи в рамках данного диссертационного исследования получила конкретное практическое решение, далеко, однако, не исчерпывающее многообразие составляющих ее аспектов.

Исследование затронуло основные звенья обучения умственно отсталых, ограничив свои задачи формированием подготовленности к брачно-семейным отношениям уроками СБО, внеурочной деятельностью, педагогической работой с родителями. Вопросы подготовки учеников к созданию собственной семьи с использованием межпредметных связей по разработке системы поэтапного формирования будущего семьянина для разных возрастных групп, по дальнейшему совершенствованию содержания внеурочной воспитательной работы в школе с акцентом на решение данной проблемы открывают перспективные линии для новых научных поисков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Н. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дис.. .д-ра псих. наук. — М., 1989. — 34 с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.-607 с.
  3. Азбука семейной жизни: беседы о любви, браке, семье / Н. С. Абдулов, Г. П. Маева и др. Ростов-на Дону: Кн. Изд-во, 1983. — 64 с.
  4. Д.И. Половое воспитание и просвещение детей и подростков в школе. -М., 1928.-40 с.
  5. ЭЛ. Психолого-педагогическая характеристика нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976.-21 с.
  6. Н.Г. Семья настоящая и предстоящая // Узы брака, узы свободы / Сост. Т.Разумовская. М., 1990.- 222 с.
  7. А.З., АрслановаМ.М. Секс в вопросах и ответах. Уфа, 1990. — 55с.
  8. А.Г. Катамнез детей, окончивших 30-ю вспомогательную школу Москвы в 1955—1960 учебных годах // Специальная школа. 1963. — Вып. 4. (108). — С.70−79.
  9. А.Г. Катамнез детей с ЗПР // Специальная школа. 1967. — Вып. 1. (12). -С.60−64.
  10. Т.М. Семья: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  11. П.Ахвердов А. Г., Марьясис Е. Д. Уроки семейной жизни. Ставрополь, 1987.-268 с.
  12. В.И. Нравственная подготовка старшеклассников к личной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966. — 24 с.
  13. И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987. — 95 с.
  14. И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1995. — № 1. — С.37−41.
  15. И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта// Дефектология. -1995. № 3. — С.30−38.
  16. А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1997. — 110 с.
  17. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра.- М.: Знание, 1979. 96 с.
  18. П.П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. М., 1979. — Т. 1. — 344 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1994. № 4. — С.23−24.
  21. А.И. Медико-психологическое обследование семей больных алкоголизмом: Автореф. дисканд. псих. наук. Л., 1979. — 18 с.
  22. Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании. О подготовке подростка к браку и формированию семьи. М.: Педагогика, 1979. — 17 с.
  23. Н.М. Формирование моральной оценки поступков людей у учащихся вспомогательной школы. М., 1983. — 21 с.
  24. Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Алма-Ата: Мектеп, 1988. — 86 с.
  25. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  26. Л.М. Половое воспитание детей. М., 1924. — 85 с.
  27. Н.С. Нравственная подготовка учащейся молодежи к семейной жизни. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1986. — 200 с.
  28. В мире подростка / Бодалев А. А. М., 1980. — 295 с.
  29. Д.И. Нравственное становление личности школьника: Метод, пособие. Минск: МГТТУ 1984. -107 с.
  30. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под. ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967. — 360 с.
  31. Вопросы полового воспитания: Сб. статей. Саратов, 1991. — 136 с.
  32. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под. ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.- 416 с.
  33. Выготский J1.C. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936. — 78 с.
  34. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М. -1983. — Т.5. — 368 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. — 534 с.
  36. В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971.-17 с.
  37. АД. Плоды запретов: Подростки и секс. М.: Просвещение, 1991.- 78 с.
  38. М. Любовь, секс и СПИД. Твоя первая книга об этом. Вильнюс: Полина- Москва: Полина. М., 1996. — 128 с.
  39. Гигиеническое воспитание и подготовка молодежи к семейной жизни. М., 1984. -65 с.
  40. Гигиеническое и половое воспитание с элементами сексологии / ДВ. Колесов, А. Г. Максева, Л. П. Николаева и др.- под. ред. Колесова Д. В. М., 1987. — 80 с.
  41. С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты / Под. ред. Г. М. Ромашенковой.- Л.: Наука, 1984. 134 с.
  42. С. И. Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. СПб., 1994. -42 с.
  43. А.Н. Вспомогательная школа (школа для умственно отсталых детей). -Л., 1925.-41 с.
  44. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М.: Учпедгиз, 1961. -196 с.
  45. И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
  46. Г. В. Некоторые психологические механизмы социальной дезадаптации подростков при семейном алкоголизме // Дефектология. 1990. — № 5.- С. 15−23.
  47. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. — 395 с.
  48. Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 162 с.
  49. Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией / Методические рекомендации для врачей и педагогов спец. школ / Сост. К. С. Лебединская. М., 1981. — 26 с.
  50. Е.С. Аномалии полового чувства у девочек. М., 1898. — 57 с.
  51. Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения. В кн. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. / Под ред. Г. М. Дульнева. — М.: Педагогика, 1971. — С. 3−10.
  52. Г. М. Основы трудового воспитания во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1969. — 215 с.
  53. И.Г. Олигофренопедагогика. Киев: Выща школа, 1989. — 325 с.
  54. Н. Объяснение полового вопроса детям. С. Петербург, 1905. — 64 с.
  55. С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. М.: Педагогика-пресс, 1993. — 47 с
  56. Л.В. Психология умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для пединститутов. М., 1939. — 64 с.
  57. Г. Г. Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1986. — 17 с.
  58. А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — с.59−68.
  59. Л.А. Опасный враг юности. М., 1906. — 88 с.
  60. Л.А. Этика брака. М., 1898. — 116 с.
  61. В.Н. Дидактические основы взаимодействия учебно-воспитательных учреждений и семьи по подготовке подрастающего поколения к семейной жизни: Автореф. дисканд. наук. М., 1996. — 25 с.
  62. А.И. Некоторые аспекты социализации выпускников специальных школ Молдавской ССР // Дефектология. 1986. — № 4. — С.14−18
  63. Г. Переутомление и сексуальный вопрос в школе. М., 1907. — 36 с.
  64. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Д., 1988. — 155 с.
  65. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. — 255 с.
  66. В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков. Л., 1990. — 63 с.
  67. Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание в школе. Чебоксары, 1993. -145 с.
  68. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие): Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. -171 с.
  69. В.Ю. О семьях бывших воспитанников специальных школ для аномальных детей // Дефектология. 1975. — № 4. — С. 28−34.
  70. В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ (На материале литовской ССР): Дисд-ра пед. наук. Шауляй, 1988. — 272 с.
  71. С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». М.: Просвещение, 1988.-208 с.
  72. С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры / Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. -143 с.
  73. Ч.Б. О возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 36 — 39.
  74. Д.В. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. доп. — М.: Педагогика, 1986. — 160с.
  75. Д.В., Сельверова Н. В. Физиолого-педагогические основы полового созревания. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  76. Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рад. школа, 1978г87 с.
  77. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. — 320 с.
  78. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  79. С.Ю. Воспитание готовности хозяйственно-бытовому труду учащихся вспомогательных школ: (на материале СБО): Дис. канд. пед. наук. Киев, 1991.-175 с.
  80. Н.П. Развитие содержания обучения в советской школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., -1988. -18 с.
  81. А.И. Педагогические основы полового воспитания // Педагогика. 1988. -Вып.29.-С.3−18.
  82. А.С. Влияние нравственно-психологического климата родительской семьи на подготовку детей к будущей семейной жизни // Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. Могилев, 1986. — С.570−575.
  83. Куц В. А. Воспитание детей в неполной семье / Пер. с чешского. М., 1980. -196 с.
  84. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. — 230 с.
  85. С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. М., 1990. -47 с.
  86. Т.В. Некоторые аспекты проблемы социализации умственно отсталых детей // Особый ребенок и его окружение (медицинские, социальные и психологические аспекты). М., 1994. — 56 с.
  87. К.С. Психические нарушения детей с патологией темпа полового созревания. М., 1969. -108 с.
  88. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. — 167 с.
  89. А.Е. Патологические нарушения у подростков / Патохарактерологический диагностический опросник. Л., 1973. — С.5−15.
  90. О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье. М., 1990. — 32 с.
  91. Г. JI. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. — 363 с.
  92. М. Половое воспитание. М., 1908.-122 с.
  93. А.С. Избранные педагогические сочинения в двух томах. М., 1977. -Т.2.-319 с.
  94. А.С. Сочинения. М., 1951. — Т.4. — с 38 с.
  95. Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991.-160 с.
  96. Е.М., Грибанова Г. В., Московкина А. Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989. -77 с.
  97. Г. Н. Выполнение практических заданий учащимися вспомогательных школ. Киев: Рад. школа, 1985. — 81 с.
  98. Методические указания к занятиям по СБО во вспомогательной школе / Сост. Н. П. Илащук, Г. Н. Мерсиянова. Киев, 1987. — 64 с.
  99. Е.А. Представление о семье у старшеклассников школ для детей с ЗПР: Дисканд. псих. наук. М., 1992. -166 с.
  100. А.Г., Сагдуллаев А. А. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростков с легкими формами умственной отсталости // Дефектология. -1991.-№ 3.-С. 11−17.
  101. А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. для кл. рук. М.: Просвещение, 1981.-154 с.
  102. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. М.: Воронеж, 1995. -356 с.
  103. В.В. Сексуальное воспитание. Сытывкар: СГУ, 1991. — 37 с.
  104. .И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. Алма-Ата: Каз ПИ, 1985. — 71 с.
  105. Некоторые аспекты этики и психологии семейной жизни. Анапа, 1988. — 53 с.
  106. Нравственно гигиеническое и половое воспитание подростков. Минск, 1991. -15 с.
  107. Н.Н. Межличностные отношения. Д.: ЛГУ, 1979.- 151с.
  108. Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. Иркутск, 1989.- 151 с.
  109. Организация работы вспомогательной школы с родителями / Сост. А. И. Раку.-Минск: РИУУ, 1981- 34 с. 1100 половом воспитании девочек. Санкт-Петербург, 1993. — 40 с.
  110. Ю.М. Половое развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1993. -237 с.
  111. Основные направления работы классного руководителя с родителями по организации нравственного воспитания детей в семье. / Сост. В. О. Иванова.-Л., 1982. -18 с.
  112. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ /Под ред. Ж. И. Шиф.- М., 1965.-343 с.
  113. Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1997.- 17 с.
  114. Н.П. Организация и методика проведения занятий по СБО. // Дефектология.- 1985.- № 4.- С. 40 45.
  115. Н.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по СБО // Дефектология." 1987.- № 2.- С. 26−33
  116. Н.П. Система СБО учащихся вспомогательной школы // Дефектология.- 1991.-Xol.-C.53- 58.
  117. В.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967 — 244 с.
  118. М. С. Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963.-223 с.
  119. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968.- 158 с.
  120. .И. Психологические особенности деятельности учащихся вспомогательных школ. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 252 с.
  121. Н.И. Начало общей военно-полевой хирургии. М., 4.1. -1941.-180 с.
  122. Подготовка школьников к семейной жизни. Минск, 1982. — 37 с.
  123. Подготовка школьников к семейной жизни. Рига, 1983. — 57 с.
  124. Подросток в неблагополучной семье, ошибки семейного воспитания / Сост. А. Г. Акопов. Куйбышев, 1985. — 21 с.
  125. Половая социализация ребенка в семье и школе / Сост. Л. Г. Татарникова.- С. Петербург, ч. 11 992.- 48 с.
  126. Т.Н. Работа воспитателя во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1984.-176 с.
  127. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  128. Проблемы социологического изучения семьи. М., 1976.-196 с.
  129. Программы вспомогательных школ. М., — 1990.- 320 с.
  130. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.- 236 с.
  131. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной.- М.: Педагогика, 1980.-176 с.
  132. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовка молодежи к семейной жизни / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1980. — 164 с.
  133. Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. Могилев, ч.4.-1985.- 85 с.
  134. .П. Правовое обучение и воспитание учащихся в старших классах вспомогательной школы: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1980. — 17с.
  135. Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.- 17 с.
  136. А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. Кишинев, 1982. -143 с.
  137. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
  138. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Педагогика, 1979.- 192 с.
  139. Н.В. Формирование социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых учащихся, проживающих в сельской местности: Дис. канд. пед. наук. -М, 1994.-199 с.
  140. Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников, Л.В. Ковинь-ко. М.: Полит.-издат., 1990.- 313 с.
  141. Семейное воспитание и подготовка молодежи к семейной жизни / Отв. ред. М. Н. Петров. Барнаул, Ч.2.-1989 -118 с.
  142. Семья и общество. М.: Наука, 1982.- 128 с.
  143. А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Минск: Нар. асвета, 1989.-112 с.
  144. И.С. Половой вопрос в жизни и школе. М., 1926. — 74 с.
  145. В.Н. Проблема понимания и личностное развитие учащихся вспомогательных школ /В кн.: Изучение личности аномального ребенка. М.: НИИ деф-и АПН СССР, 1977.-С. 105−106
  146. А.М. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1982.-104 с.
  147. Совершенствование организационных форм социальной адаптации умственно отсталых детей в домах интернатах. — М.: ЦИЭТИН, 1984.- 33 с.
  148. М. Подготовка старшеклассников республики Польша к самостоятельной семейной жизни: Автореф. дисс— канд. пед. наук. М., 1991.- 16 с.
  149. Современная семья и подготовка молодого поколения к семейной жизни. Уфа, 1986.-30 с.
  150. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., 1966.- 230 с.
  151. Н.Я. О мужском и женском достоинстве // Культура семейных отношений. М.: Знание, 1985. — с. 51−59
  152. Л.Я. Половое воспитание детей. М., 1926. — 120 с.
  153. Т.Н. Формирование экономико-бьгговых знаний и умений у старшеклассников вспомогательных школ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988.-16 с.
  154. А.Г. Проблема подготовки молодежи к самостоятельной семейной жизни // Социологические проблемы образования и воспитания. М.: Педагогика, 1973.-С. 182−207
  155. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста /клиника олигофрений/. М., 1965.- Т.З.- 335 с.
  156. В.А. Как воспитать настоящего человека Киев: Рад. школа, 1975.-236 с.
  157. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-192 с.
  158. А.Ю. Влияние родительской семьи на благополучие брака детей // Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. Могилев, ч.1.- 1985 — с. 562−566.
  159. Н.В., Капустин А. И. Особенности усвоения нравственных норм учащимися вспомогательной школы // Исследование познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: НИИД, 1980. — С. 64−72
  160. Л.Ф. Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни. Фрунзе: Мектеп, 1982. — 80 с.
  161. Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983. -144 с.
  162. Титаренко В Л. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. — 352 с.
  163. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Гном-Пресс, 1999. — 63 с.
  164. Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.- С. 111−122
  165. JI.В. Сочетание эстетического и этического в воспитании старшеклассниц в плане подготовки их к личной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ереван, 1987.- 16 с.
  166. Т.С. Нравственное воспитание девочек-подростков в плане подготовки их к будущей семейной жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1990.22 с.
  167. О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.- 208с.
  168. Учащиеся вспомогательной школы: Клинико-психологическое изучение / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской М., 1979.- 230 с.
  169. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой и ВГ.Петровой. М., 1981.- 176 с.
  170. Р.Р. Научно-педагогические основы подготовки старшеклассников к формированию семьи: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1993.- 17 с.
  171. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988.- № 6.- С. 7 -14.
  172. Д.И. Личность семья — общество, взаимодействие. — М., 1991. -98 с.
  173. Г. Н., Черенкова С. В. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. -1993.- № 1. С. 33−38
  174. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986.- 581 с.
  175. Ю.В. Психологический анализ формирования взглядов на дружбу и любовь у старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1967.19 с.
  176. Формирование здорового образа жизни молодежи /медико-социальные аспекты / Сост. А. В. Мартыненко, ЮВ. Валетик, В. А. Полесский и др. М.: Медицина, 1988.- 192 с.
  177. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 182 с.
  178. И.В., Кобзарь Б. С. Нерешенные проблемы семейного воспитания // Советская педагогика. -1990.- № 1. С. 18−23
  179. А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе JL: Знание, 1968.- 40 с.
  180. А.Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание М.: Политиздат, 1977.- 142 с.
  181. А.Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. -240 с.
  182. М.Г. Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1995.- 21с.
  183. В.В. Сексуальное поведение подростков в России // Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства детей и подростков. М., 1995.- 112 с.
  184. Г. Б. Социально-психологические проблемы молодой семьи выпускников специальной школы для детей с задержкой психического развития: Дис. д-ра псих. наук. М., 1990. — 516 с.
  185. В.Ф. Катамнестическое изучение олигофренов // Дефектология. -1970.-№ 4.-С. 26−32
  186. Н.Д. Семья как общественное явление: опыт социально-философского анализа. Воронеж, 1989.-190 с.
  187. А. Об интересном. М.: Олимп, 1997. — 240 с.
  188. Е. Молодым людям и матерям для дочерей М., -1912.-115 с.
  189. Е. Молодым людям и отцам для сыновой М., 1908.- 98 с.
  190. В.И. Культура брачных отношений. М.: Знание, — 1990.- 16 с.
  191. JI.M. Сексология и проблемы полового воспитания // Воспитание будущего семьянина в учебно-воспитательной работе школы. Ташкент. — 1987. -16−21 с.
  192. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1986. — 31 с.
  193. Этика и психология семейной жизни / Под ред. И. В .Гребенникова. 2-е изд. пе-рераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
  194. Этика и психология семейной жизни. Куйбышев, 1988. — 210 с.
  195. И.Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. Киев: Выща школа, 1990. — 239 с.
  196. В.М. Отклонения в развитии детей из семей хронических алкоголиков // Дефектология. -1973. № 5. — С.29−33.
  197. З.А. Городская семья. М., 1979. -151 с.
  198. З.А. Формирование личности в быту // Социальные исследования. -1971.-Вып.7.-С. 16−34.
  199. Baundisch, Brose, Samsky Einfiihrangin die hilfsshull padagogik. Berlin: Volk und Wissen. — 1982. -191 c.
  200. Kinscy A.C., Pomeroy W.B., Martin C.E. Sexual Behavior in the Human Male. W.B.Saunders, Phiadelfia, 1953.
  201. Kreutner A.K. Sexuality, Fertility, and the problem of Menstruation in Mentally Retarded Adolescents. Pediatric Clinic of Nourth America. Vol.28, № 2,1981.
  202. Judi Hall. Sexual Behavior. g.Wortised. Mental Retardation. Vol.6. New Yoik, 1974.
Заполнить форму текущей работой