Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе перестройки нашего общества на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания гражданина, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих людей и собственную судьбу. И путь к этой цели — не в борьбе с учениками (т.е. против них, когда не проявляется собственная активность воспитуемого, навязывается ему чужая воля), а в побуждении стремления каждого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Состояние проблемы межличностных отношений в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Теоретические подходы к формированию культуры межличностных отношений
    • 1. 3. Прогностический подход к формированию культуры межличностных отношений учителя и ученика
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Организация и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержательно-процессуальные особенности фомирования культуры межличностных отношений
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпритация
  • Выводы по второй главе

Формирование культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве основополагающих принципов государственной политики в области образования в Российской Федерации названы его культурологические и гуманистические ценности: формирование культуры личности в условиях современной действительности составляет одну из важнейших социальных проблем.

Школа — это зеркало общества, поэтому формирование культуры межличностных отношений между учителем и учеником является одновременно и целью, и результатом позитивных изменений в обществе. Кроме того, появление инновационных школ, ориентированных на воспитание деятельностной личности с творческим, гуманистическим отношением к миру, к людям, самой себе, требует новых межличностных отношений между учителем и учеником.

В процессе перестройки нашего общества на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания гражданина, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих людей и собственную судьбу. И путь к этой цели — не в борьбе с учениками (т.е. против них, когда не проявляется собственная активность воспитуемого, навязывается ему чужая воля), а в побуждении стремления каждого к совместной организации школьной жизни, развитию ответственности за себя, свою учёбу, жизнь. Не борьба, а поиск сотрудничества, сотворчества, содружества, пронизанных гуманистическими отношениями, — основа продуктивного общения в школе. Всё начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Современная школа отличается особыми отношениями, которые могут быть определены словами В. А. Сухомлинского как «духовная общность» [145, С. 192]. Две главные фигуры в школе — учитель и ученик. Их отношение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Но даже сейчас, когда повсеместно идут поиски путей демократизации школьной жизни, в частности, развития самоуправления, мы встречаемся с фактами авторитарно-бюрократического или, как говорят, императивного подхода в воспитании личности.

В психологическом словаре «отношения» характеризуются как «объективные и субъективные связи», существующие между людьми в социальных группах [126, С. 74]. Часто межличностные отношения сводят просто к общению. Но «общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [126, С. 65]. Отношения же — это нечто большее, чем обмен информацией. «Межличностные отношения — это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей» [126, С. 31].

В развитии теории отношений имеется целый ряд фундаментальных исследований, которые рассматривают данную проблему с разных сторон. Большое значение в этом плане имеют работы В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, Н. М. Шелованова, Н. Л. Фигурина, М. П. Денисова, Н. И. Касаткина, которые посвящены общей характеристике, структуре и функциям межличностных отношений.

Е.О.Зейлигер, Ш. И. Ганелин, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина раскрывают проблемы, связанные с вопросами отношения к учебной деятельности.

Н.Н.Обозов, Р. М. Грановская посвятили свои исследования классификации межличностных отношений.

Исследования А. А. Бодалева, Н. Н. Богомоловой, Р.Б.Гитель-махер, Е. М. Дубовской, Г. В. Дьяконова посвящены взаимосвязи социальных отношений с общением.

Как известно, потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, а затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, и, наконец, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения между учителем и учеником, какое место займёт он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

Проблема организации взаимоотношений является одной из центральных в учебно-воспитательной работе. И это не случайно: в детском коллективе существуют организованные педагогом отношения и отношения, так называемые, стихийные, требующие особого внимания и усилий.

Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушении динамики речи и, как следствие, проявление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается дискомфортность поведения. В конечном счёте рождается устойчивое негативное отношение к учителю и нередко к предмету. Такая угнетённость предметом — на самом же деле учителем — для некоторых школьников продолжается в течение ряда лет.

Отношения и общение не существуют друг без друга. В зависимости от степени или уровня отношений и складывается определённое общение. Общение — важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования А.А.Бода-лева, Н. В. Кузьминой, В.А.Кан-Калика, А. А. Леонтьева, А.В.Муд-рика, А. И. Щербакова и др. доказали большое значение общения для развития учащихся. Они подтвердили, что педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке, вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (А.А.Леонтьев).

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение уровня сформированности культуры межличностных отношений учащихся показали, что высоким уровнем отношений владеет только четвёртая часть обследованных педагогов. Для других характерно монологическое, дистанционное общение. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога с учащимися постоянно в качестве ограничителя фигурирует дистанция. У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот уровень ведёт к педагогическим неудачам. Другими словами, это уровень педагогического общения, а также отношений между учителем и учеником, на котором они оба не готовы к общению-диалогу.

Следовательно, необходима организация специальной работы по формированию культуры межличностных отношений и культуры общения в процессе обучения.

Несоответствие степени разработанности проблемы уровню современных требований жизни, а также противоречие между острой потребностью в личности учителя, обладающего высокой педагогической культурой, и фактическим уровнем основного числа учителей, между индивидуально-творческим характером деятельности учителя и типовой системой его подготовки, между провозглашением приоритетного развития культурологической функции межличностных отношений и действительным состоянием проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика» .

Цель исследования: определение педагогических условий формирования культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: процесс формирования культуры межличностных отношений в учебной деятельности учащихся.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме, опыт работы в школе позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой эффективность процесса формирования культуры межличностных отношений будет протекать более успешно, если педагогический процесс осуществляется на основе:

1) учёта уровня осмысления ценности учебного взаимодействия участниками педагогического процесса;

2) личностно-ориентированного подхода к учащимся;

3) системного подхода к организации учебного взаимодействия;

4) ценностно-мотивированной и эмоционально-насыщенной установки на взаимодействие.

Для достижения цели и проверки условий были поставлены и решались следующие задачи:

1) определить степень разработанности проблемы в теории и практике педагогики;

2) выделить и обосновать комплекс педагогических условий формирования культуры межличностных отношений на уровне взаимодействия учителя и ученика;

3) экспериментально проверить эффективность влияния выявленного комплекса педагогических условий на формирование культуры межличностных отношений;

4) разработать и внедрить педагогические рекомендации по формированию культуры межличностных отношений.

Методологической основой исследования формирования культуры межличностных отношений является учение о ценностной природе культуры, основы которой раскрыты в исследованиях П. С. Гуревича, Р. Ф. Абдеева, Л. Н. Столовича и др.

Теоретической основой исследования проблемы является теория деятельности, основы которой разрабатывали С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К.А.Абдульханова-Славская и др.

На практическом уровне проблему формирования культуры межличностных отношений мы рассматриваем с точки зрения концепции управления. Педагог, как руководитель, должен сделать всё, чтобы межличностные отношения между ним и учениками, а самое главное, между учащимися, строились на взаимодоверии и взаимоуважении. Для этого нужно научить ученика уважать не только себя и учителя, но и всех окружающих. Сделать это можно только управляя такой системой, как «отношения». Итак, межличностные отношения — это сложная система, которая лежит в основе развития личности, познания людьми друг друга, управления педагогическим процессом.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов на базе Магнитогорского лицея РАН, средних школ № 53, 56 г. Магнитогорска. Разными видами эксперимента было охвачено 308 учащихся и 48 учителей.

На первом этапе (1993—1994 гг.) изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая литература в целях разработки основ исследования. Были определены предмет, цель, задачи, сформулирована рабочая гипотеза. Проводился отбор материала, необходимого для постановки эксперимента. Использовались такие методы как анализ, опрос, беседы, моделирование.

На втором этапе (1994;1995 гг.) изучался уровень сформиро-ванности культуры межличностных отношений у учащихся. На основе анализа теоретических источников, данных констатирующего эксперимента, деятельности творчески работающих учителей, требований, предъявляемых обществом к учителю в современных условиях, были определены структура и содержание культуры межличностных отношений, разработаны критерии её сформированности. Использовались такие методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование учителей и студентов, моделирование, изучение продуктов учебной деятельности учащихся (сочинений, творческих заданий).

На третьем этапе (1995;1996 гг.) был проведён формирующий эксперимент, который осуществлялся на двух уровнях: на уровне формирования сознания и на уровне формирования практических умений культуры межличностных отношений, а также проводилась диагностика уровней сформированности культуры межличностных отношений, уточнялась гипотеза. На данном этапе ведущими методами исследования были беседы, тестирование, самооценка, экспертная оценка, преобразующий педагогический эксперимент.

На четвёртом этапе (1997—1998 гг.) была осуществлена проверка выводов и результатов исследования, проведены систематизация и обобщение полученного материала, внедрение результатов исследования в практику работы школы. На данном этапе использовались методы самооценки, экспертной оценки, анкетирования, методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Выяснено, что в педагогике культура межличностных отношений проявляется как интегративное единство на потреб-ностно-мотивационном, духовно-нравственном, интеллектуальном и деятельностно-практическом уровнях развития лич-ности.

2. Обосновано, что процесс формирования культуры межличностных отношений обеспечивается наличием комплекса педагогических условий, к которым относятся: осмысление ценности учебного взаимодействиясистемный подход к организации учебного взаимодействияличностно-ориентированный подход к учащимсяценностная мотивация на общение в процессе обучения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики диагностики уровня сформированности культуры межличностных отношений в педагогическом процессев обосновании комплекса учебных заданий и упражнений, обеспечивающих поэтапное формирование культуры межличностных отношений.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается применением совокупности взаимодополняющих методов исследования, длительностью опытно-экспериментальной работы, использованием методов, адекватных цели, задачам исследования, применением математических методов обработки полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры межличностных отношений на основе взаимодействия участников педагогического процесса.

2. Специфические особенности формирования межличностных отношений в учебном процессе, проявляющиеся в установке, эмоциональном состоянии и ценностном отношении к общению.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты работы ежегодно докладывались на занятиях методологического семинара в Магнитогорском лицее РАН (1993—1998 гг.), на заседаниях слушателей школы молодого исследователя Урал ГАФК (1995;1997 гг.), Региональных научно-методических конференциях (Челябинск 1996, 1997 гг.).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ межличностных отношений у учащихся, а также росту абсолютной и качественной успеваемости.

Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил исходную гипотезу о необходимости применения комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование культуры межличностных отношений у учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Курс на реформирование современной системы образования, направленность реформ на демократизацию и гуманизацию школы требуют существенных изменений в сфере взаимодействия учителя и учащихся, а также между учащимися в педагогическом процессе.

Противоречие между новым социальным заказом, требующим контактных людей, и сложившейся школьной практикой, не дающей коммуникативных знаний и умений, и определило актуальность настоящего исследования.

Несмотря на то, что в последнее время проблемам межличностных отношений все больше и больше уделяется внимания, остаются неосвещенными многие проблемы. Да и сама проблема межличностных отношений так бесконечно многообразна, что являет собой благодатное поле исследовательской деятельности.

Изучение современного состояния проблемы межличностных отношений, анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в лицее показывает, что подготовка к процессу формирования культуры межличностных отношений в педагогическом процессе крайне необходима. Эта подготовка обусловлена возросшими требованиями к личности и учебной деятельности в целом.

Наше исследование посвящено важной проблеме — формированию культуры межличностных отношений учащихся в процессе взаимодействия учителя и ученика. Выявление педагогических условий, влияющих на процесс формирования культуры межличностных отношений — создание педагогических условий в реальном учебно-воспитательном процессе школы.

В ходе теоретического исследования нами рассмотрены такие взаимосвязанные понятия, как «отношения», «общественные отношения», «психологические отношения», «межличностные отношения», «общение» и «взаимодействие». В ходе работы нами уточнена категория «отношения», которую мы определили как целостную систему индивидуальных, избирательных, осознанных и целенаправленных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории развития человека, выражающую его личный опыт и внутренне определяющую его действия и переживания. Межличностные отношения мы рассматриваем как взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия.

Взаимодействия учителя и ученика в процессе формирования культуры межличностных отношений носит поэтапный характер. Исследование показало, что необходимо выделить 7 этапов взаимодействия: этап постановки цели взаимодействия участниками педагогического процессаэтап планирования взаимодействия учителя и учащихся.

— этап формирования установки на культуру межличностных отношений;

— процессуальный этап, связанный с реализацией установки на формирование культуры межличностных отношений и ее стимулированиеэтап проверки результатов взаимодействия учителя и учащихся по формированию культуры межличностных отношений;

— корректирующий этап взаимодействия, включающий выбор новых методов, средств и исправление недостатков в работе;

138 этап сопоставления результатов взаимодействия с целью формирования культуры межличностных отношений учащихся.

Взаимосвязь культуры межличностных отношений и мотива-ционной сферы была предметом нашего пристального внимания. Мы исходили из того факта, что интерес к учению, возникнув без опоры на прочные умения и навыки, может быстро угаснуть, а успешное выполнение учебной работы за счет владения умениями учиться является сильным мотивирующим фактором. Теоретическое осмысление мотивационной сферы и ее влияния на формирование культуры межличностных отношений привело нас к необходимости заложить мотивацию в качестве важнейшего критерия сформированности межличностных отношений.

Весьма существенным моментом в нашей работе явилось определение уровней и критериев сформированности культуры межличностных отношений, каковыми стали: наличие соответствующего мотива, осмысленность процесса формирования культуры межличностных отношений и соответствие содержания информации форме ее подачи.

Проведенное исследование показало, что процесс формирования культуры межличностных отношений успешно реализуется при использовании следующего комплекса педагогических условий: личностно-ориентированного подхода к учащимсяосмысление ценности межличностных отношенийсистемного подхода к организации учебного взаимодействиянеобходимостью мотивированной и эмоционально-насыщенной установки на взаимодействие.

Обобщая результаты экспериментального исследования, можно сделать следующие общие выводы:

1. Проблема формирования культуры межличностных отношений в педагогическом процессе является особенно актуальной в свете современных тенденций и демократизации общества. Переход России к новым формам общественных отношений требует от школы воспитания человека грамотного и открытого для сотрудничества.

2. Формирование культуры межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы осуществляется недостаточно, следовательно, необходима специальная система формирования культуры межличностных отношений, а также условия, обеспечивающие ее эффективное функционирование и развитие.

3. Процесс формирования культуры межличностных отношений требовал рассмотрения таких понятий, как «отношения», «общественные отношения», «психологические отношения», «межличностные отношения», «общение», «взаимодействие» .

4. Успешное формирование культуры межличностных отношений зависит от разработки системы формирования культуры межличностных отношений и выявления педагогических условий ее эффективного функционирования. Система формирования культуры межличностных отношений представляет собой комплекс специальных заданий, позволяющий реализовать ситуационный фактор. Особое значение ситуативного фактора в процессе формирования культуры межличностных отношений заключается в различном характере деятельности (индивидуальной, в подгруппах, в группе).

Совокупность педагогических условий (личностно-ориентиро-ванного подхода к учащимсяосмысление ценности межличностных отношенийсистемного подхода к организации учебного взаимодействиянеобходимость мотивированной и эмоционально-насыщенной установки на взаимодействие) является необходимой и достаточной для успешного процесса формирования культуры межличностных отношений.

5. Критериями сформированности культуры межличностных отношений считаются: наличие положительной активной мотивацииосознанное осмысление процесса формирования культуры межличностых отношений, понимание перспектив владения еюполное соответствие содержания информации форме ее подачи.

6. В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых заключается в том, что разработан комплекс заданий и упражнений, влияющих и обеспечивающих поэтапное формирование культуры межличност ных отношений, и выявлены условия его (комплекса) успешного функционирования.

Проведенное исследование подтверждает, что реализация выявленных педагогических условий способствует эффективности процесса формирования культуры межличностных отношений.

Исследование данной проблемы, на наш взгляд, имеет важные теоретические и практические перспективы. В дальнейшей разработке нуждаются вопросы, связанные с психолого-дидактическими основами формирования культуры межличностных отношений. Остается малоисследованной проблема соотношения процесса формирования культуры межличностных отношений с формированием других учебных умений. Изучение этих проблем имеет большое значение, так как связано с процессами дальнейшей демократизации и гуманизации образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. 208 с.
  2. O.A. О формировании педагогических умений // Сов. педагогика, 1972. № 11. -С. 93−103.
  3. Абдульханова-Славатская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. H.H. Понятие идентификации и ее применение к проблеме понимания человека человеком //Теоретические и прикладные проблемы понимания людьми друг друга. — Краснодар: Изд-во Краснодар, ун-та, 1975. С. 45−43.
  5. А.Г. О креативной педагогике //Вестник высшей школы, 1989. № 12. — С. 29−34.
  6. И. С. Рефлексия и ее понимание в науке //Проблемы рефлексии в научном познании. — Куйбышев: Изд-во Куйбаш. ун-та, 1883. С. 41−45.
  7. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. 91 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.
  10. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  11. Д. Роза мира. М., Иной мир, 1992. — 575 с.142
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
  13. Е.В. О влиянии коммуникативных свойств личности учителя на отношения с учащимися //Психологические вопросы формирования личности будущего учителя: Межвузовский сб. научных трудов. — М., 1986. — С. 46−69.
  14. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. — М.: Изд-во Моск. ин-та культуры, 1992. — 237 с.
  15. В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Наука, 1981. 432 с.
  16. Г. П. Общение как основа формирования способностей студентов к педагогической деятельности : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 18 с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  19. И.С. Культура невербального общения на уроке немецкого языка //Иностранные языки в школе, 1996. № 2. — С. 17−19.
  20. В.В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 203 с.
  21. Ф.Ф., Ануфриева Н. М. Культура общение структурный элемент духовного мира личности. //Проблемы философии, 1986. — Вып. 68. — 109 с.
  22. Э.А. Культура, творчество, человек. /Сб. статей. Сое. Э. А. Баллер, Н. С. Злобин. М.: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
  23. .Х. Комуникативное поведение и культура // Советская этнография, 1978. № 5. — С. 3−6.
  24. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  25. Е.С. Взаимоотношение учителя и учащихся в учебном процессе //Психологическая наука, учитель, ученик /под ред. В. И. Войтко. Киев, 1979. — С. 33−44.
  26. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1983. — 175 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  28. B.C. Мышление как творчество /Введение в логику мыслительного диалога. — М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  29. B.C. Школа диалога культур: Основы программы / Под общ. ред. B.C. Библера. Кемерово: Алеф, 1992. — 93 с.
  30. В.П. Психологические аспекты взаимоотношений учителя и учащихся. Автореф. дис. канд. псих. наук. — Москва, 1970. 16 с.
  31. И.В., Юдин Э. К. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  32. A.A., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоления //Педагогика, 1992. N° 5−6. — С. 65−70.
  33. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983 — 271 с.
  34. A.A. О коммуникативном ядре личности //Сов. педагогика, 1990. № 5. — С. 81 — 87.
  35. A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Советская педагогика, 1990. № 3. — С. 65−71.
  36. A.A. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 188 с.
  37. A.A. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева //Вопросы психологии, 1993. № 2. — С. 86−91.
  38. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  39. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1979. № 4. — С. 23−24.
  40. Большая советская энциклопедия /Под ред. А. М. Прохорова. М.: Изд-во Советская инциклопедия, 1974. — Т. 12. — 624 с.
  41. Л.П. Человек, деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. 63 с.
  42. Е.Б. Формирование умений педагогического общения у студентов младших курсов педвуза: Дисс. канд. пед. наук.- Челябинск, 1992. 222 с.
  43. Введение в современную политологию: Учебн. пособие / Под ред. Л. Н. Когана. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. — 220 с.
  44. Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Педагогика, 1956. 519 с.
  45. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примат. Ребенок. — М.: Педагогика — Пресс, 1993. -224 с.
  46. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  47. П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
  48. П.Я., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Возрастная и педагогическая психология. -М., 1992. С. 230−242.
  49. Гез H.H. Формирование коммуникативной компетентности как объект зарубежных методических исследований. //Иностранные языки в школе, 1985. № 2. — С. 18 — 23.
  50. B.C. Культура педагогического общения. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  51. В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: Дис. канд. пед наук. Ростов-на-Дону, 1994. — 236 с.
  52. А.Г. Избранные труды: Теоретич. и эксперим. исследования. — М.: Медицина, 1977. 351 с.
  53. K.M., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  54. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979. 263 с.
  55. A.A., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М., Педагогика, 1991. — 224 с.
  56. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  57. М.Е. Педагогические основы научно-атеистического воспитания учащихся молодежи. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. — 174 с.
  58. B.K. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
  59. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991. 191 с.
  60. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компентентности в общении. — М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  61. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  62. Закон Российской Федерации об образовании //Вестник образования, 1992. № 11. — С. 2−33.
  63. A.A. Научно-техническая революция и человек. Сб. статей. М.: Наука, 1977. — 293 с.
  64. A.C. Проблемы психологии общения. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979. — 146 с.
  65. И.А. Основы педагогического мастерства. М., Просвещение, 1989. 302 с.
  66. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений //Результаты новых исследований в педагогике /под ред. Н. М. Шахмаева. — М.: Педагогика, 1977. -С. 3−18.
  67. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  68. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.- 386 с.
  69. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятеьность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога. — Грозный: Изд-во Чеч-Инг.ун-та, 1976. 286 с.
  70. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 190 с.
  71. Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей : Пер. с анг. Киев: Наук, думка, 1989. — 221 с.
  72. А.С. Развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1989. — 22 с.
  73. А.Г., Лабунская В. А., Яценко Г. С. Проблемы психологии общения //Вопр. психологии, 1983. № 4. — С. 171 — 172.
  74. А.Г. Об активном обучении педагогическому общению //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: Сб. науч. трудов. М., 1983. — С. 6 — 20.
  75. Г. Ф. Формирование умений культуры педагогического общения у будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1984. 180 с.
  76. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. — М.: Знание, 1981. 63 с.
  77. Я.Л. Беседы о тайнах психики. — Минск: Юнаутва, 1990. 191 с.
  78. Я.Л. Психология личности в детском коллективе. Минск: Юнаутва, 1969. — 160 с.
  79. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре: Пособие для учителя /Под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. — М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
  80. П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973 — 464 с.
  81. Краткий психологический словарь /сост. JI.A. Карпенко, под ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошеского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  82. Краткий словарь по социологии /Под ред. Д. М. Гвишиали, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. — 478 с.
  83. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 312 с.
  84. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
  85. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. — 183 с.
  86. Т.А. Особенности работы по развитию связной устной речи //Основы методики русского языка в 4−8 классах. М.: Рус. яз., 1983. — С. 274−277.
  87. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. Международная пед. академия, 1996. — 366 с.
  88. В. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991. — 254 с.
  89. K.M. Культура педагогического общения. — Иркутск: Изд-во Иркутс. ун та, 1985. — 104 с.
  90. A.A. Деятельность и общение //Вопросы философии, 1979. № 1. — С. 121−132.
  91. A.A. Мир человека и мир языка. — М.: Дет. лит. 1984. 126 с.
  92. A.A. Основы теории речевой деятельности. — М. Наука, 1974. 368 с.
  93. A.A. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1976. 47 с.
  94. A.A. Психолингвистика. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. 118 с.
  95. A.A. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общественной теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
  96. A.A. Язык, речь, деятельность. — М.: Просвещение, 1969. 214 с.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  98. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
  99. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980. 96 с.
  100. Х.Й. Проблемы общения и воспитания. 4.1 -Тарту, 1974. С. 60−67.
  101. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  102. .Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. — 389 с.
  103. М.В. Методика преподавания иностранных языков. — М.: Просвещение, 1981. 144 с.
  104. A.C. Педагогические сочинения. /Сост. М. Д. Виноградова, A.A. Фролов. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 400 с.
  105. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия: Учеб. пособие. М., 1993. — 81 с.
  106. Э.С. О генезисе человеческой деятельности икультуры. — Ереван: Изд-во АНАрм. ССР, 1973 — 146 с.
  107. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. — 228 с.
  108. А.К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  109. A.B. Коммуникативная культура личности /Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. трудов /АПН СССР. М., 1989. — 284 с.
  110. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. 317 с.
  111. В.Н. Социальная психология личности. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 356 с.
  112. М.Н. Психология общения и бизнес. М.: Профиздат, 1995. — 192 с.
  113. H.H. Межличностные отношения. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 151 с.
  114. H.H. Психологическая культура взаимоотношений.- М.: Знание, 1986. 47 с.
  115. H.H. Психология межличностных отношений. -Киев: Лыбидь, 1990. 191 с.
  116. С.Н. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1952.- 385 с.
  117. В.Б. Межличностные отношения. //Социальная психология. М.: Наука, 1975. — с. 196—240.
  118. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  119. В.И. Структура межличностных отношений. -Киев: Наук. Думка, 1975. 125 с.
  120. A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избр. труды. — М.: Педагогика, 1984. 272 с.
  121. . Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — 660 с.
  122. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
  123. К.К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972.- 216 с.
  124. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1983. 447 с.
  125. Психолого-педагогические проблемы общения /Под ред. А. А. Бодалева. НИИ общей педагогики АПН СССР: М., 1979. -161 с.
  126. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб. научных трудов /АПН СССР, НИИ общ. педагогики /Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Лядис. М.: НИИОП, 1980.- 159 с.
  127. Психология. Словарь под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 496 с.
  128. Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х. И. Лийметс.- Таллин, 1979. 107 с.
  129. К.З. Искусство экрана: проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982. — 28 с.
  130. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования //Вестник образования. М., 1992. -№ 10. — С. 2−32.
  131. A.A. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс., 1996. 536 с.
  132. Г. В. Методика обучения английскому языку. Л.: Изд-во Ленингр. пед. ин-та, 1975. — 226 с.
  133. П.Н. Категория взаимодействия и ее методологическое значение в научном познаниии. Автореферат. канд. философских наук. — М., 1980. 23 с.
  134. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. — 147 с.
  135. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  136. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  137. Л.И. Формирование продуктивноого общения как фактор развития творческой активности школьников: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 164 с.
  138. И.Л. Комммуникативно-эстетические функции культуры. — М.: Наука, 1979. 231 с.
  139. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам как специальности: Дис. канд. пед. наук. — М., 1994. 216 с.
  140. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. -228 с.
  141. B.C. Сочинение: в 2-х т. — 2-е изд. М.: Мысль, 1990.
  142. В.А. Воспитание чувств. Наука и религия, 1964, — № 9—10. — С. 18 — 26.
  143. В.А. Разговор с молодым директором школы. — М.: Просвещение. 1973. — 208 с.
  144. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  145. Н. Язык, межкультуризм и права человека // Перспективы: вопросы образования, 1993. — № 4. С. 107 — 133.
  146. К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. — М.: Педагогика, 1990. — Т. 5. — 528 с.
  147. Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 5 /Под ред. Ф. Н. Константинова. — М.: Сов. энцикл., 1970. 740 с.
  148. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. 813 с.
  149. B.C. Взаимодействие классного руководителя и семьи в формировании идейно-нравственных качеств личности подростка. Диссерт.. канд пед наук. Красноярск, 1985. — 180 с.
  150. Фрейд 3. Психонализ и русская мысль /Сост. и автор, вступ. ст. В. М. Лейбин. — М.: Республика, 1994. — 384 с.
  151. А. Психология Я и защитные механизмы: пер. с анг. — М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  152. Хрестоматия по педагогической психологии. /Сост.: канд. псих, наук Красило А. И., Новгородцева А. П. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 413 с.
  153. М.А. Культура общения. JI.: Знание, 1983. -32 с.
  154. JI.B. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языке. //Языковая система и речевая деятельность. JI.: Наука, Ленинград, отд-ние, 1974. — 428 с.
  155. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  156. С.К. Общение как метод перевоспитания: Автореф.дисс.. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 1991. — 18 с.
  157. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. Челябинск, 1992. — 37 с.
  158. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1977. — 192 с.
  159. Brumfit S., Jonson D. The Communicative Approach to Language Teaching. Oxford, 1981. — 234 p.
  160. Dreke M., Lind W. Wechselspiel. Langenscheidt, 1993. — 160 p.
  161. Fragespiele fuer den Unterricht zur Foerderung der spontanen muendlichen Ausdrucksfalhigkeit. — Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 1987. 112 p.
  162. Friedrich T. Lernspielkartei: Spiele und Aktivitaeten fuer einen kommunikativen Sprachunterricht. Max Hueber Verlag, 1991. — 148 s.
  163. Goldschmidt В., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education //Higher Education, 1972. N2. — P. 15−32.
  164. Hadfield J. Advanced Communication Games. — Thomas Nelson, 1987. 115 p.
  165. Hills R. Teaching, Learning and Education. — London: Groom Helm 1986. 108 p.
  166. Hoelscher P. Interkulturelles Lernen: Projekte und Materialien fuer die Sekundarstufe 1. Frankfurt am Main: Cornelsen Scriptor 1994. — 190 p.
  167. Kobler H. P. Neue Lehrer braucht das Land. Kommunikation und Lernen. Kiepenheuer & Witsch, 1995. — 340 s.
  168. Lohfert W. Kommunikakative Spiele fuer Deutsch als Fremdsprache. Muenchen: Max Hulber Verlag, 1993. — 158 p.
  169. Maslyko E. A. Communicative English for Intensive Learning. Minsk, 1989. — 240 p.
  170. Russel J.D. Modular Instrucyion //A Guide to the Design, Selection, Utilisation and Evalution of Modular Materials, 1974. -164 p.
  171. Sanders B. Der Verlust der Sprachkultur. Fischer, 1995. -350 p.
  172. Strauss D. Didartik und Methodik Deutsch als Fremdsprache: Eine Einfuehrung. Langenscheidt, 1994. — 157 p.
  173. Tischer B. Die vokale Kommunikation von Gefuehlen. -Psychologie Verlags Union, 1995. 343 p.
  174. Toffer A. The Third Wave. N.Y.: Harper and Row, 1978.
  175. Widdowson H.G. Teaching Language as Communication. -Oxford, 1976. 273 p.
Заполнить форму текущей работой