Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совместная работа школы и семьи в формировании у младших подростков культуры межличностного общения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях сложного и противоречивого процесса движения нашего общества на путях к демократии возрастают требования к его гражданам, их взаимоотношениям. Среди множества задач, встающих перед воспитательной системой современного общества, её главнейшими звеньями — школой и семьей — одной из важнейших является формирование у детей, подростков и молодежи культуры межличностного общения, культуры… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
    • 1. Воспитание культуры межличностного общения как одна из сторон целостного воспитательного процесса. Его своеобразие в младшем подростковом возрасте
    • 2. Факторы воспитания у младших подростков культуры межличностного общения и место следи них иткотты и
  • ГЛАВА i. l ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ школы и СЕМЬИ
    • 1. Опыт эмпирического изучения совместной работы школы и семьи в воспитании у младших подростков культуры межличностного общения
    • 2. Педагогические условия эффективности совместной работы школы и семьи в воспитании у младших подростков культуры межличностного общения

Совместная работа школы и семьи в формировании у младших подростков культуры межличностного общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях сложного и противоречивого процесса движения нашего общества на путях к демократии возрастают требования к его гражданам, их взаимоотношениям. Среди множества задач, встающих перед воспитательной системой современного общества, её главнейшими звеньями — школой и семьей — одной из важнейших является формирование у детей, подростков и молодежи культуры межличностного общения, культуры отношений людей друг к другу. Отйошение человека к людям является одной из важнейших нравственных характеристик, оно проявляется и в его отношении к труду и другим социально значимым видам деятельности, к природе, к материальным ценностям и характеризует нравственный облик личности в целом, служит критерием его нравственной воспитанности. Проблемы взаимоотношений людей, их межличностного общения всегда привлекали и привлекают внимание специалистов различных наукфилософии, психологии, педагогики. Они привлекали внимание многих выдающихся мыслителей (К.Маркса, Ф. Энгельса, И. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого и др.) Эти проблемы исследовались в фундаментальных работах психологов (Б.Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, В. Н. Мясищева, A.A. Леонтьева и А. Н. Леонтьева, Я. Л. Коломинского, B.C. Кузина, Б. Д. Парыгина, Г. А. Ковалева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шороховой.).

В настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, исследуют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение, — форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда и быта людей. к.

Не будет преувеличением утверждать, Что длительное время изучение психики человека ми ее развития шло в психологии по преимуществу в направлении все более широкого и глубокого освещения зависимостей «человек — предмет», «человек — орудие». Главные силы этой науки были -.сосредоточены на изучении психических процессов, состояний и свойств человека, когда он взаимодействовал с вещной действительностью, и несравненно меньшее число исследований — на выяснении психологических особенностей взаимодействия «человек — человек», «общностьчеловек», на установлении характеристик отражения их отношения в поведении людей, а также На изучении взаимосвязей между ними, когда они выступают и как объект, и как субъект взаимодейстия не с вещами и предметами, а с другими людьми. И совсем мало было ученых, которые решали бы в своих трудах сложнейшую задачу синтезирования обоих направлений изучения психики, человека. Поэтому заслуживает особого внимания вся совокупность работ, выполненных в течение 60 лет активного труда в области психологии В. Н. Мясищевым, поскольку в них не только формулируется и обосновывается проблема необходимости осуществления такого синтеза, но и предлагается перспективная попытка ее решения.

Настаивая на важности одновременного изучения особенностей проявления и развития психики человека в условиях вещной деятельности и в условиях общения, В. Н. Мясищев внес особенно оригинальный и весомый вклад в разработку большого комплекса вопросов, относящихся к психологии общения.

В своих трудах с большой научной глубиной он проанализировал психологическую сущность этого явления.

Если большинство авторов свое изучение общения ограничивали пределами исследования речевых коммуникаций, устанавливающихся между людьми, то В. Н. Мясищев, освещая главные содержательные и формальные характеристики процесса общения, не уклоняясь .от исследования речевой деятельности общающихся. С никогда не изменявшей ему последовательностью он стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к в другу и воздействующих друг на друга.

Б.Г.Ананьев больше трех десятилетий назад в книге «Психология педагогической оценки» впервые в развернутой форме показал важность учета категории общения среди других детерминант, которые определяют проявление и развитие психики человека. И затем во’всех своих более поздних работах, в «которых он ставил и решал проблемы формирования человека как личности, образования в ней различных структурных блоков, развития человека как субъекта деятельности, воспитания его индивидуальности, он неизменно возвращался к категории ббщения, открывая в нем все новые характеристики и прослеживая их роль во всех перечисленных процессах.

Более детально анализируя все основные составляющие общения как психологического процесса, Б. Г. Ананьев, помимо речевых и неречевых средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторонупознание участниками общения друг друга, их межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей. Он указывает на существование постоянных связей между этими частными по отношению ко всему общению процессами. Имея в виду самые разные ситуации общения, он пишет: «На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношенияхб) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общенияв) преобразование внутреннего мира самой личности» :1.

Далее Б. Г. Ананьев уделяет большое внимание прослеживанию ^ влияния различных ситуаций общения, в которых участвует человек, на его ум, чувства, волю и на последующее развитие как их, так и в целом личности человека. На примерах ситуаций общения, в которых участвуют учителя и школьники, он психологически ярко показывает, как учитель ставит учеников в такие условия, когда интеллект их активизируется, чувства приобретают стенический характер, воля мобилизуется. Ученики с доверием смотрят на окружающих и охотно вступают с ними в общение. Приводит он примеры и других ситуаций, когда. учитель своей воспитательно неумелой инструментовкой ситуации общения на уроке подавляет умственную активность учеников, вызывает у них негативные переживания, деморализует волю, фактически прививает ученикам недоверие к людям и боязнь общения с ними.

Наиболее научно интересно в анализе этих фрагментов из школьного общения, который осуществляет Б. Г. Ананьев, прослеживание им зависимостей между характером психологического воздействия ситуации общения на ученика и успешностью его учебной деятельности и шире, его личностными особенностями. В частности, он показывает зависимость результата воздействия от мотива, который заставляет ученика участвовать в общении. Одновременно он раскрывает 'влияние мотивов, имеющихся у человека, на избирательность общения, объем его, широту, активность. Обо всем.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, с. 315 этом он пишет так: «Самое важное — критерии избирательности в общении, мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объем общительности. В одной ситуации человек оказывается общительным, а в другой — замкнутым. Это целиком определяется мотивами его деятельности» 2.

Б.Г.Ананьев придавал общению статус ведущего вида деятельности, наряду с игровой, трудовой и познавательной. В деятельности общения объектом являются люди со своим сознанием, мотивами, эмоциями, установками, ценностями, которые, в конечном счете, определяют и культуру общения. Общительность — черта личности, характеризующая ее культурный уровень. Низкая культура общения приводит нередко к возникновению конфликтных ситуаций. Культура общения есть не что иное, как культура человеческих взаимоотношений.

Если образование трактовать как подготовку к жизни в обществе, оно обязано уделять особое внимание духовному развитию детей, которое, в конечном счете, формирует мировоззрение и социально-этическое поведение молодого человека. Нет сомнений в том, что преобразование сущностных сил каждого человека в отдельности приведет в итоге к духовному прогрессу общества.

Как известно, в. каких бы условиях и организационных формах не протекала деятельность человека, какую бы структуру она не приобретала, её нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Ананьевым Б. Г., Бодалевым A.A., Буевой Л. П., Мясищевым В. Н., Парыгиным Б. Д., Сокольниковым В. Ю. и другими показывается, как отличать общение от коммуникации, и это требует осмысливать общение как. процесс, который, в отличии от коммуникации, носит характер взаимной.

Ананьев Б. Г. Избр. психолог, тр. T.2, С. 65 заинтересованности, а явление коммуникации есть и тогда, когда один субъект другому передает не интересующую его информацию. Общение может выражаться в нормативной, познавательной и других функциях. Общению как фактору формирования личности психологи придают различное значение. Б. Г. Ананьев рассматривает его как основную форму деятельности человека. Это ставит общение в число главных факторов формирования личности. Другие исследователи не выделяют общение в самостоятельный вид деятельности и считают его способом организации деятельности, ее составным компонентом, который способствует ее успешному протеканию.).

Общение стало предметом изучения и в педагогике. Как фактор ^ воспитания подрастающего поколения, его рассматривают в своих трудах А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Г. Н. Волков, Б. З. Вульфов, Б. Т. Лихачев, Л. А. Лиферов, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Ю. П. Сокольников, Э. И. Сокольникова и многие другиеизвестные-специалисты.

В последнее десятилетие целый ряд специальных исследований ^ педагогов посвящены общению, формированию межличностных.

I. отношений. Так, отношения сверстников в классном коллективе исследовал Л. И. Десев, формирование отношений педагогов и учащихся исследовал А. Ю. Гордин, зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого исследовала Т. И. Комиссаренко, С. М. Бажуковым изучалась проблема управления общением подростков в спортивном коллективе, процесс гуманизации отношений в классном коллективе изучала В. Р. Ясницкая, И. Л. Варгаева исследовала становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в общественных объединениях (на примере деятельности российских скаутов). Л. С. Жидковой исследовалось общение с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственного отношения к действительности. Формированию готовности будущих учителей к педагогическому общению с младшими школьниками посвятила диссертационное исследование Л. Н. Климашонок, К. Н. Султанбаева посвятила свое исследование воспитанию культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакассии. Процесс формирования нравственных отношений подростков во внеурочной деятельности на опыте работы школ-интернатов изучала в своем диссертационном исследовании А. И. Ткачева. Формирование отношений доверия между трудновоспитуемыми подростками и их сверстниками в классном коллективе исследовала Г. Н. Тигунцева. Воспитание нравственных привычек у младших подростков в процессе их общения исследовала А. Б. Цыремпилон.

Как показывает анализ литературы в избранной нами фласти, У несмотря на ряд исследований, выполненных в ней, проблема формирования культуры межличностного общения еще не была предметом специального исследования. Вместе с тем, педагоги ощущают потребность в научно обоснованных рекомендациях, помогающих обеспечить эффективность этого процесса в ходе совместной работы школы и семьи.

Выявленное нами противоречие между разработанностью избранной для исследования области педагогической науки и потребностями массовой педагогической практики позволило следующим образом сформулировать проблему настоящего исследования: каковы пути и педагогические условия эффективности совместной работы школы и семьи в воспитании у младших подростков культуры межличностного общения? Решение этой проблемы явилось целью настоящего исследования. Объектом исследования выступает процесс воспитания у младших подростков культуры межличностного ?. общения, предметом — совместная деятельность школы и семьи в воспитании у младших подростков культуры межличностного общения. ю.

Проблема и, соответственно^ предмет исследования предопределили следующие его задачи:

1. Дать характеристику воспитания культуры межличностного общения как одной из сторон целостного воспитательного процесса.

2. Исследовать своеобразие воспитания культуры межличностного общения у младших подростков, обусловленное их возрастными особенностями.

3. Исследовать факторы воспитания у подростков культуры межличностного общения и м^сто среди них семьи и школы. 4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности работы школы и семьи в формировании у младших подростков культуры межличностного общения.

Методологическую основу исследования составляют диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений, концепции межличностных. отношений, системного подхода квоспитаниюосновныешоложекия ¿-теории .морали, и цршдодещод^. воспитанияпсихолого-педагогкческие представления о деятельности, общении и взаимных отношениях людей вообще, детей и, конечно же, подростков.

Для решения выдвинутых задач была разработана программа исследования, в которой было определено использование следующих методов: анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы;

— длительное, систематическое, целенаправленное наблюдение;

— изучение массового и передового педагогического опыта;

— монографическое изучение семей;

I.

— беседы, интервью, анкетирование;

— изучение школьной документации;

— опытно-экспериментальная работа;

— статистические методы.

Исследование проводилось в 4 этапа, .в 1989;1998 гг. в средних общеобразовательных школах. г. Москвы.

1-й этап — констатирующий (1989;1990 гг.). Включал изучение философской, психодого-педагогической литературы, накопление фактического материала. Особое внимание при этом обращалось на данные, характеризующие взаимодействие в воспитании социальных институтов, в частности, семьи и школы1, раскрывающие роль семьи в формировании личности, своеобразие её роли в воспитании детей в младшем подростковом возрасте. Анализировались современное состояние семьи, условия её функционирования, тенденция развития на основе как использования обобщенных данных, отраженных в литературе, так и изучение семей младших подростков в опытно-экспериментальной работе. Изучался массовый и передовой педагогический опыт использования совместной деятельности школы .и, семьи в формировании., культуры межличностного общения. Осмысление первичного теоретического и эмпирического материала позволило нам определить проблему и другие исходные параметры нашего исследования. .

Н-й этап — поисковый (с 1930;1994 гг.). На этом этапе мы сконцентрировали внимание на изучении опыта учителей по использованию совместной деятельности школы и семьи в формировании культуры межличностного общения. В результате анализа и обобщения полученных на данном этапе исследования данных, нами была сформулирована общая гипотеза исследования. При её разработке мы исходили из того, что целенаправленная работа педагогов и родителей по использованию их совместной деятельности в формировании культуры межличностного общения составляет одну из важнейших их функций, выполнение которой во многом определяет результативность процесса обучения и воспитания. Другим важнейшим положение!/: гипотезы явилась идея о трех иерархически взаимосвязанных группах условий, предопределяющйх эффективность совместной работы школы и семьи в формировании культуры межличностных отношений подростков, среди них: а) общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющего и на эффективность: культуры межличностного общения младших подростковб) частные условия, обеспечивающие координацию школы и семьи в организации целостного учебновоспитательного процесса и в) специфические условия, непосредственно влияющие на результативность совместной работы школы и семьи в воспитании, культуры межличностного общения. В «ходЬ опытной. работы эта гипотеза конкретизировалась, обогащалась, уточнялась, превратившись в ходе исследования в концепцию как главный его итог.

Ш-й этап — экспериментальный (1994;1998 гг.). На этом этапе была организована экспериментальная проверка общей гипотезы исследования в школах №№ 462, 321 г. Москвы. Всего опытной работой было охвачено 12 классов, количество учащихся, обучающихся в экспериментальных классах составило 346 человек. Проведение экспериментальной работы потребовало определенной подготовки. Были разработаны научно-практические рекомендации по использованию воспитательных возможностей совместной деятельности школы и семьи в формировании культуры межличностного общения младших подростков, методики определения и фиксации степени выполнения этих рекомендаций в экспериментальных классах, определения критериев и показателей, которые позволили определить степень эффективности нашей. опытной работы. В качестве таких критериев в нашем исследовании выступали отношение младших подростков друг к другу, уровень развития у них потребности и способности заботиться об окружающих как критериального качества нравственной воспитанности младших подростков.

1У-Й этап (1998;1999 гг.) На данном этапе были завершены обработка материалов опытно-экспериментальной работы, уточнение ее выводов, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически и экспериментально обоснованы совокупность педагогических условий, необходимых и достаточных для эффективного использования совместной деятельности школы и семьи в воспитании культуры межличностного общения младших подростков. В ходе решения этой проблемы исследовано воспитание культуры межличностного общения как одного из аспектов целостного воспитательного процесса, своеобразие и факторы этого процесса в младшем подростковом возрасте.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке научно обоснованных практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности совместной деятельности школы и семьи в формировании культуры межличностного общения младших подростков и повышения на этой основе результативности воспитательной работы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается решением поставленных в диссертации задач с позиции последовательного осуществления системного подхода к воспитанию, применением различных, дополняющих друг друга методов исследования, адекватных этим задачам, тщательным качественным и количественным анализом полученных экспериментальных материалов, длительной экспериментальной работой, проводившейся на базе созданной автором и его соратниками целостного педагогического опыта, и их достаточной репрезентативностью.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе работы с учениками, учителями, родителями в экспериментальных школах. По результатам исследования читались лекции, доклады на семинарах учителей, педагогических советах, на научно-практических конференциях Ассоциации «Воспитание», школе педагога-исследователя при экспериментальных школах, на Международной конференции молодых ученых (Москва, 1999 г.).

На защиту выносятся следующие положения: — характеристика функций семьи и школы в формирований культуры межличностного общения младших подростков;

— научно обоснованные, теоретически разработанные и экспериментально проверенные совокупность педагогических условий, необходимых для эффективного использования в формировании культуры межличностного общения младших подростков.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, формируют его исходные параметры, раскрывается? го методика, этапы. Первая глава посвящена теоретическим основам совместной работы школы и семьи в воспитании у подростков культуры межличностного общения. В ней дается характеристика межличностного общения как социально-психологического феномена и его культуры как интегральной характеристики личности, исследуется процесс воспитания этой культуры как один из аспектов целостного воспитательного процесса, вскрывается его своеобразие в младшем подростковом возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено воспитанию культуры межличностного общения младших подростков. Проблема формирования такой культуры приобретает особое значение в наши дни — усиленной миграции населения, роста населения в городах и, соответственно, увеличение удельного веса многонациональных коллективов в системе образования. Её актуальность обусловлена также и ростом национального самосознания народов нашего Отечества в условиях демократизации нашей общественной жизни и одновременно усиление в ряде его регионов межнациональных противоречий. Эти обстоятельства усиливают потребности в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у подрастающих поколений культуры межличностного общения на всех этапах их возрастного развития. Вместе с тем, избранная нами для исследования область социально-педагогической действительности, ещё недостаточно разработана. В частности, ещё не были предметом.

I. специального исследования педагогические условия эффективности воспитания культуры межличностного общения младших подростков. Изложенное и обусловило тему настоящего диссертационного исследования и. лежащую в основе её проблему.

Для решения проблемы настоящего исследования мы должны были прежде всего обратиться к анализу сущности культуры общения, процесса её воспитания, как одного из аспектов целостного воспитательного процесса. Этот анализ показал, что для воспитания культуры межличностного общения необходимо решение более общих задач — воспитания культуры личности как более широкой и интегральной характеристики личности воспитанного человека. При этом мы исходили из понимания культуры как исторически определенного уровня развития общества и человека. Этот уровень выражается в определенных типах и формах организации жизни и деятельности людей, а такж, е в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер жизни и деятельности (культура труда, быта и т. п.). В узком смысле термин «культура» относится только к сфере духовной жизни людей.

Характеристика категории «культура общения» предполагает определение самого понятия «общение». Из имеющихся в литературе определений этого понятия нами принимается за исходное в настоящем исследовании определение общения как процесса словесного и несловесного взаимодействия людей, в котором проявляются, закрепляются и развиваются их межличностные отношения. По сути дела, общение есть реальное воплощение межличностных отношений людей.

Как показал анализ литературы, в настоящее время в нашей стране и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. В литературе все более детально характеризуется феномен.

I. общение", классифицируются его виды, исследуются его закономерности, «механизмы», лежащие в их основе.

Межличностное общение людей на различных возрастных этапах их развития неизбежно приобретает свои особенности. Они имеются на этапах взросления человека, его зрелости и старения. Свою специфику межличностное общение приобретает на отдельных, менее продолжительных этапах, в период взросления человека — его младенчества, детства, отрочества и юности.

В исследовании обосновывается важное место младшего подросткового возраста в формировании культуры межличностного общения. Нами показывается, что своеобразие развития межличностного общения в этом возрасте обусловлено, прежде всего, общими возрастными особенностями младших подростков, а также той социальной ситуацией, в которой происходит формирование их личности. Эта ситуация понимается как своеобразное единство тех «внутренних сил», личностных качеств, которые присущи младшему подростку, и объективных условий, в которых протекает их физическое и духовное развитие. Анализ материалов массового изучения культуры межличностного общения младших подростков позволил нам выявить определенные тенденции в развитии этой интегральной характеристики личности на исследовавшемся нами возрастном этапе. Среди них:

1. Расширение и углубление этических и практических знаний младших подростков, приобретение ими все большей адекватности, полноты и осознанности под влиянием обучения, внеучебной деятельности и роста жизненного опыта.

2. Развитие мышления младших подростков, их способности к анализу поведения людей, к сравнению их поступков, умения разбираться в них.

3. Развитие способности к адекватной оценке поведения людей, их поступков и собственной самооценки.

4. Развитие мотивации общения, постепенное приобретение ею устойчивости, деловой и социально-значимой направленности.

5. Развитие способности адекватно откликаться на поведение людей, с которыми младший подросток общается.

6. Развитие умения и стремления выбирать в повседневной жизни способ общения — в соответствии с требованиями гуманистической морали и с учетом индивидуальных особенностей партнеров.

Необходимым шагом в обосновании исходных теоретических, позиций настоящего исследования является анализ сущности процесса воспитания культуры межличностного общения младших подростков и факторов, под воздействием которых протекает этот процесс. В их характеристике мы опирались на концепцию системного понимания воспитания (Ю.П. Сокольников). Согласно этой концепции, воспитание существует и как процесс, и как порождающие его воспитательные системы. С позиции этой концепции, любая семья, класс, школа являются воспитательными системами. Их компонентами являются воспитанники, воспитатели и средства воспитания, а также процессуальный компонент, функционирующий как взаимодействие этих компонентов.

Факторами, обеспечивающими функционирование любой воспитательной системы и порождение ими процесса воспитания являются деятельность воспитанников (игра, ученье, труд, спорт, искусство и т. п.), деятельность воспитателей (преподавание, педагогическое руководство деятельностью воспитанников, их нравственное просвещение). Формой функционирования педагогических систем в демократическом обществе и вместе с тем фактором воспитания является воспитательный коллектив. Под влиянием этих факторов порождается и функционируется и целостный воспитательный процесс, и каждый из его аспектов, в том числе и формирование культуры межличностного общения.

В диссертации, на основе анализа философской, психологической и педагогической литературы, эмпирических материалов настоящего исследования вскрываются возможности каждого из факторов изучавшегося нами процесса. Центральное место в анализе этих возможностей занимает исследование возможности совместной работы школы и семьи в формировании культуры межличностного общения младших подростков.

Изучение целостного педагогического опыта и специальная опытная работа позволили выявить, теоретически и экспериментально обосновать иерархическую совокупность педагогических условий,.

I. необходимую и достаточную для обеспечения эффективности процесса воспитания культуры межличностного общения младших подростков. Исследование позволило в этой иерархической совокупности выделить три группы условий и проследить их влияние на изучавшийся нами процесс.

Первая группа — общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на эффективность совместной работы школы и семьи в формировании культуры межличностного общения младших подростков. В эту группу условий входят: ' а) Систематическая работа по организации и сплочению коллектива младших подростков как формы функционирования педагогической системы, как среды, целенаправленно и благоприятно влияющей на духовное развитие воспитанников, все его стороны. б) Обеспечение высокого уровня учебного процесса как ведущего вида деятельности школьников и фундамента их духовного развития. Создание каждому младшему подростку условий для достижения успеха в ученье, для переживания этого успеха. в) Сочетание ученья младших подростков с разнообразной, интересной, содержательной, социально значимой внеклассной работой — они в своем единстве составляют своеобразную «ткань» жизни ученического коллектива.

Вторая группа — частные условия, обеспечивающие координацию усилий школы и семьи в организации целостного учебно-воспитательного процесса. В эту группу условий входят: а) Систематическое знакомство родителей с задачами, встающими в воспитании детей, совместное обсуждение этих задач, путей и условий их решения — на основе взаимрпомощи друг другу и взаимном доверииб) Вовлечение родителей в совместную деятельность педагогов и учащихся. Сплочение в ходе этой работы их коллектива, развитие в нем самоуправления — на уровне и коллектива подростков, и коллектива родителейв) Развитие культуры межличностного общения педагогов и родителей и использование их взаимоотношений как примера для младших подростков.

Третья группа — специфические условия, непосредственно влияющие на результативность совместной работы школы и семьи в формировании культуры межличностных отношений. Эта группа условий: а) Совместная пропаганда педагогами и родителями идей культуры межличностного общения, уважения друг друга как необходимого.

I. компонента общечеловеческой культуры и жизни цивилизованного общества. Осуществление этой пропаганды на доступном для младшего подросткового возраста уровне с использованием личного примера, художественной литературы и факторов из окружающей подростков жизни. б) Систематическое совместное наблюдение педагогов и родителей за проявлениями подростками культуры межличностного общения в семье, в школе, «на улице». Тактичная совместная коррекция ими — в случае необходимости — характера этого общения путем высказывания советов, анализа тех или иных ситуаций — на фоне постоянного сплочения единого коллектива подростков, родителей, педагогов, организации его богатой духовной жизни.

В диссертации раскрывается значение каждого из выявленных условий, их взаимосвязи и их влияние на исследовавшийся нами процесс, предлагается методика реализации этих условий.

Настоящее исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с воспитанием культуры межличностного общения младших подростков. Требуют изучения проблемы обеспечения преемственности в её воспитании — при переходе учащихся из начальных в младшие подростковые классы и из них в старшие подростковые, формирование культуры межличностного общения в неформальных объединениях воспитанников. Более глубокого и разностороннего изучения ждут проблемы индивидуального подхода в этом важном аспекте воспитательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М. 1981. 19−44 с.
  2. Э.П. Поощрение и наказание в воспитании школьников в семье: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Вильнюс. 1981. -25 с.
  3. Ю.П. Семейная педагогика. -2-е изд.-М.Политиздат. 1985.-238с.
  4. Ю.П. Искусство воспитьтать. М.: Просвещение. 1979. — 355 с.
  5. В. Г. Роль семьи в формировании нового человека В сб.: -Искусство воспитания. — М.: Молодая гвардия. 1981. — 355 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977. -380 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ДГУ. 1968. -338 с.
  8. Т.А. Игра как феномен культур. С.-С.: 1994. — Автореф. дисс. докт. филос. наук. — 39 с.
  9. K.M. Процесс воспитания гуманных чувств, убеждений и привычек поведения у учащихся 5−6 классов: автореф. дисс. канд. пед. наук. Калининград: 1966. — 21 с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. На пути к развивающему вариативному образованию -Сб. «Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей» Вып. 3. М. 1997. 4−6 с.
  11. Н.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства. Воспитание школьников, 1995, № 5, 2−9 с.
  12. Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-218 с.
  13. И.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. Н.Ашукин Н., Ашукина М. Крылатые слова. М., 1987.
  15. Ю.К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростком. М., Знание, 1979, 32 с.
  16. С.М. Управление общением подростков в спортивном коллективе. -В кн.: Проблемы общения и воспитания, ч. Н, Тарту, 1974. 214−221 с.
  17. Базовая культура личности /Сборник научных трудов под ред. О. С. Газмана и Л. И. Романовой/ М!, АПН, 1989.- 149 с. 1. '
  18. A.M. У вопросу о психологической основе формирования моральных навыков и привычек школьников. В кн.: Вопросы нравственного воспитания школьников. — М., 1971. — 3−43 с.
  19. В.В. Воспитание познавательной, творческой и общественной активности подростков во внешкольных учреждениях. Методические рекомендации. Орел, 1998, 20 с.
  20. Р. Развитие. Я концепции и воспитание. — М., 1986, — 361 с.
  21. A.A. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  22. A.A. Общение и формирование личности. В кн.: Социальная психология личности. — М.: Наука, 1979, 25−34 с.
  23. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.464 с.
  24. Л. И. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979.-39 с.
  25. Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  26. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1 /Под ред. А. В. Петровского/. -М.: Педагогика, 1979, 304 с.
  27. Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М., Педагогика, 1979. 224 с.
  28. Л. П. Проблема общения в психологии. М., 1981. 17−36с.
  29. Л. П. Общественное отношение и общение. В сб. Проблемы общения и воспитание. Тарту. 1974., 4:1, 10−35 с.
  30. Л. П, Проблемы нравственной культуры и развитие детей России// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. -М.-Тула, 1993, 4.1. 82−83 с.
  31. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.,: Мысль, 1978. 215 с.
  32. И.А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в общественных объединениях (на примере деятельности российских скаутов). Автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 1994. 18 с.
  33. Л. Ц. Развитие взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся (1917−1945 гг.). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987. 18 с.
  34. М.А. формирование гуманных отношений в коллективе учащиеся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Москва, 1987.23 с.
  35. Л .А. Проблемы формирования познавательных потребностей. М., 1980.-21−46 с.
  36. В. И. Формирование общественной направленности личности младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974, 24 с.
  37. В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. -М.: Знание, 1993.-124 с.
  38. Т.В. Учитель и семья. М.: Просвещение, 1980. -127с.
  39. К.Н. О времени, детях и о семье. М.: Знание, 1971. — 96 с.
  40. Т.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания Чебоксары, 1993. -88с. !
  41. Г. Н. Нравственное воспитание учащихся 4−8 классов сельской национальной школы. -М., 1986. 78 с.
  42. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. — 359 с.
  43. Воспитание нравственных привычек у младших подростков в процессе их общения. Автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 1980. 16 с.
  44. Воспитательная система школы: Сб. ст. (Отв. ред. Д. И. Новикова). М., 1991.- 132 с.
  45. Воспитание у детей этики межнационального общения. Изд. Ассоциации профессионального образования при Российской академии образования. -М., 1985.- 112 с.
  46. .З., Иванов В. Д., Основы педагогики в ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАОА 1997, — 288 с.
  47. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Содержание и методика деятельности. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М., 1983. 172 с.
  48. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-95 с. 1.
  49. Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Издательство АПН РСФСР. 1956. — 568 с.
  50. О. С. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы. М.: Новая школа, 1989.-114 с.
  51. О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации.-М., 1992.-113 с.
  52. О. С. Об основании новых целей, задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Опыт разработки концепции воспитания. Часть I. Ростов-на-Дону. — Мин-во обр. 1993.- 13−63 с.
  53. О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Новые ценности образования. Вып.6. — М., 1996.- 10−38 с.
  54. В.А., Шитикова Л. И. «Проведение праздников в школе. М., 1981.-140 с. 1
  55. И.Я. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов,-СПБ., 1873.-214 с.
  56. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. И: Наука, 1984.-136 с.
  57. И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание, 1976.- 40с.
  58. И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.-176 с
  59. . С. Философия образования для ХХЗ века. -М.: Совершенство, 1998.-607с.
  60. E.B. Воспитание эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 1987.- 15с.
  61. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика.-1989.-157 с.
  62. Л.Д., Завельский Ю. В., Пикалова Г. В. Организация воспитательной работы в школе. И., Педагогический поиск, 1996. -79 с.
  63. П.З. Совместная деятельность школы и семьи по предупреждению неуспеваемости учащихся IV V классов. Автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 1991. — 18 с.
  64. Л.Е. Формирование семьи. М.: Статистика, 1972. -208с.
  65. Н.Е. Воспитание у старших подростков осознанного отношения к нравственному поведению. Автореф. дисс. канд. пед. наук., М. Л 986.-21 с.
  66. ДесевЛ.Н. Особенности отношения подростков к-сверстникам в классно коллективе. Автореф. диссс. канд. пед. наук.-Л., 1965.-25 с.
  67. А. И. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
  68. Л. С. Воспитание ответственности старшеклассников в семье. Автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 1989. 19 с.
  69. А.Н. Взаимоотношения родителей и детей как условие воспитанности подростков.: Автореф. диссс. канд. пед. наук., -Д., 1986.-17 с.
  70. С.В. Программа воспитания юных москвичей „Я Москвич“ (в соавторстве). Спутник организатора воспитания юных москвичей. М., 1996, -4−25 с.
  71. С. В. Московское образование: страницы истории (Спутник организатора). М., 1996. 8−21 с.
  72. И.О. Семья и подрастающее поколение. Казань: Татар.кн.изд-во.1988.-103с.
  73. Елизаров В. В. Перспективы исследования семьи. -М.: Мысль, 1987.-173 с.
  74. H.A., Маслова Г. Г. „Математика в восьмилетней школе“. М., 1976.-21−34 с.
  75. С.А. Формирование эстетического отношения к труду как средство предупреждения педагогической запущенности подростков. Автор, дисс. канд. пед. наук. М., 1989.- 17 с.
  76. Д.С. Общение учитеЬ! с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.-15 с.
  77. В.И. Межличностное общение в коллективе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1970.-18с.
  78. Ильин B.C.Формирование личности школьника.-М.?Педагогика. 1984.-144 с.
  79. E.H. Путь к ученику. М., 1988. — 121 с.
  80. М. В. Педагогика мира. М., 1989. — 20−41 с.
  81. В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского Педагогического Университета. 1994.-124 с.
  82. Кан-Калик В. А. Семейная i педагогика: Педагогические раздумья о проблемах воспитания детей в семье, 2-е изд. Грозный: Чечено -Ингушское кн. изд-во, 1987. — 84 с.
  83. П. К. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1915.-385 с.
  84. В. А. Воспитание гражданина: (Записки директора школы). М., 1987.-3−29 с.
  85. В. А. Воспитание в обществе социальных перемен //Мир образования.-1995.- № 2.- 24 25 с.
  86. В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования // Серия „Авторские школы Москвы“.-М.1996.-14 -21с.
  87. В. А. Стать человеком. М., 1993. — 17−40 с.
  88. С. Э. Проблемы семейного воспитания. М.: Сов. Россия, 1983.207 с.
  89. Д. Ш. Пути преодоления сложных семейных педагогических ситуаций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1966. — 28 с.
  90. А. В. Воспитательные возможности различных коллективов. Сб. статей: „Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения“, М., 1970.-170 с.
  91. О. В. Разу Л. М. Деловые игры. М.: Знание, 1978.
  92. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
  93. Л.И. Предупреждение отрицательного отношения к труду у младших подростков. Автореф. канд. пед. наук., М., 1983.- 18 с.
  94. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1970.-391 с.
  95. Я. Л. Психология общения. М., 1978. -20−39 с.
  96. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-350 с.
  97. И. А., Барышников Е. Н., Нагавкина Л. С., Япкевич С. П. Программа воспитания (петербургская концепция). -СПб., 1993.-53 с.
  98. Ю.М. Поисковые задачи по математике. М., 1979. 24−38 с.
  99. В.И. Формирование готовности будущих учителей к педагогическому общению с младшими школьниками. Автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 1996.- 18 с. 1
  100. Т. Н. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1979.-16 с.
  101. В.Н. Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании младшего школьника. Автореф. дисс. канд. дед. наук. М. 1988.-20 с.
  102. Т.Е. Проблемы воспитания подростков. М.: Знание., 1972.32 с.
  103. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. дисс. докт.пед.наук.-JI., 1970.-57 с.
  104. КоротовВ.М. Самоуправление школьников, 3-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1981.-208 с.
  105. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. -М.: Педагогика, 1974.-280 с.
  106. В.И. Нравственное воспитание подростков из неполных семей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.-1987. 19 с.
  107. Ю.Г. Русские обрядовые песни. -М.: Высшая школа. 1989.-320 с.
  108. Т.В. формирование у младших школьников коллективистических взаимоотношений в процессе трудового обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1980.-16 с.
  109. Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1978.
  110. В. А. Психология обучения и воспитания. Книга для учителя и классных руководителей. М.: просвещение, 1976, -300с.
  111. Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. -М.: Просвещение, 1988. 223 р.
  112. Л.В. Программно-целевой подход к решению проблем детства России //Государство и дети: реальности России.-М., 1995.-147−150с.
  113. Культура семейных отношений. М.: Знание, 1985. — 112 с.
  114. Г. И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.-1993. 18 с.
  115. М.Т. Развитие мотивов отношения к трудовой деятельности на разных стадиях подросткового возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990.-16 с.
  116. С. Д. Семья и духовное развитие личности. Минск. Беларусь., 1977.-126 с.
  117. Н.Д. Психологические особенности подростков. М.: АПИ РСФСР, 1954.-52 с.
  118. Ю. Я. Формирование познавательных интересов подростков в процессе воспитательной работы классного руководителя.-Л., 1968. 4−12 с.
  119. И.Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике. 1991−1997 г. г. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.-20 с.
  120. А. А. Педагогическое общение. М., 1979. — 47 с.
  121. А. А. Деятельность, сознание, язык. Вопросы философии. 1977., № 2, 66−68 с.
  122. A.A. Психология общения. Тарту, изд-во ТГУ, 1974.-219 с.
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  124. А. Н. Понятие общения и воспитание. В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. ч. 1, 60−67 с.
  125. М. Н. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М. 1974.-35 с.
  126. . Т. К вопросу о личностных отношениях и закономерностях воспитания.- Советская педагогика, 1966, № 10. 70−76 с.
  127. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. И.: Просвещение.-1979.-167 с. '
  128. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: 1984. 134 с.
  129. Личность и труд./Под ред. К. К. Платонова. М.: Мысль, 1968. — 856 с.
  130. Т.В. Воспитание самостоятельности у подростков в семье. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1983. 17 с.
  131. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976, 64−93 с.
  132. П.В. формирование эстетического отношения к действительности у старшеклассников как условие активизации учебно-познавательной деятельности (на историко-краеведческом материале) Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1981.-23 с.
  133. А.Н. Как вести за собой. М., 1986. — 117с.
  134. А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. -М., 1988.-129 с.
  135. A.C. Книга для родителей. Пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, т.4, 11−373 с.
  136. A.C. Лекции о воспитании детей.-М.: Учпедгиз, 1953.-91с.
  137. Маке дон И. И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996.-18 с.
  138. А.И. Проблема единства поведения и нравственных знаний в процессе воспитания подростка. Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1965. -19 с.
  139. Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1977. -64 с.
  140. К. и Энгельс Ф. Соч., т. З,
  141. А.К. Психология обучения подростка. М., 1975. 26−39 с.
  142. И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе. Автореф. докт. пед. наук. М., 1970. — 70 с.
  143. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1980. 183 с.
  144. И.С. Нравственное становление личности школьника М.: Педагогика, 1985. — ПОЗ с.
  145. М.И. Проблемное обучение. М.: 1975 367 с.
  146. Минкин Е.М.: От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1992. 184 с.
  147. В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975. 162 с.
  148. Н.И. Теоретические и методические основы изучения воспитанности учащихся средних общеобразовательных школ. -Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1983. — 31 с.
  149. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика.- М.: Педагогика, 1981.- 144 с.
  150. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М.: АПН РСФСР. 1961.-26−41 с.
  151. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: 1984. -186 с.
  152. A.B. Общение как объект педагогического исследования. В кн.: Проблема общения и воспитания. Тарту, 1974, 4.1, 36−59 с.
  153. A.B. Общение в коллективе школьников. Советская педагогика. 1978, № 9, 56−61 с.
  154. А. В. О подготовке школьников к общению. В кн.: Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979, 9−17 с.
  155. Ф.А. Взаимодействие трудовых коллективов и семьи в воспитании школьников по месту жительства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1986.-17 с.
  156. М. И. Гуманистическая традиция и новаторство в педагогическом опыте В. А. Сухомлинского: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени докт.пед.наук. М., 1995.-68 с.
  157. В. Н. Основное проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. -М.: Изд-во АПН РСФСР, Т.2,1960, 110−125 с.
  158. Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. М., 1984.-3−40 с.
  159. .П. Развивающие игры.- М. 1985. 194 с.
  160. Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.-193 с.
  161. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. -М.: Знание, 1968.-78 с.
  162. Л. И. Школа и среда. М.: Знание, 1985.-79 с.
  163. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Автореф. докт. пед. наук.-Л., 1977.-48 с.
  164. Образование и воспитание в меняющемся мире. 1997.-174с.
  165. Образование родителей и школа. Пособие для учителя.-Под ред. Л. Т. Петрявской. С. — Петерубрг: Ин-т образования взрослых, 1997.- 132 с.
  166. Общение школьников как предмет педагогических исследований.-М., 1980.-40 с.
  167. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Тезисы. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1973.-200 с.
  168. Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. Автореф. дисс. канд.пед.наук.М.-1985.-17с.
  169. К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1998.-21 с.
  170. Остапец-Свешников A.A. Могучее средство развития личности. М.: 1994.-212 с.
  171. Организация нравственного воспитания школьников: Методические рекомендапии для работников школы под ред. Н. Е. Щурковой В.И.Шныревой. -М.: 1989.-72с.
  172. М.О. Игротерапия общения. -М., 1995. 17−36 с.
  173. .Д. Основы социально-психологической теории.М., 1971.4−17с.
  174. Д.И. Педагогические основы совместной деятельности школы, семьи и общественности по нравственному воспитанию учащихся. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982. 18с.
  175. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М. Политиздат, 1982.-255 с.
  176. A.B. Общая психология. М.: Просвещение, 1970. -5432 с.
  177. Петракова Т. И Духовные основы нравственного воспитания. -М.: ИМПЭТО, 1997.- 94с.
  178. JI.A. Воспитание общительности и преодоление замкнутости подростков в первичном коллективе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974.-22 с.
  179. В.В. Общение во внеучебной деятельности как средство идейно-нравственного воспитания младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1977.-17с.
  180. M. М. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.3−16 с.
  181. Предки о воспитании юных (Сост. Г. П. Веселов, З. Я. Прошина, Л.А.Тростенцова). М., 1994. -61 с.
  182. Проблемы формирования познавательных способностей. Под ред. Венгера Л. А. М. 1980. 17−31 с.
  183. З.И. Стимулирование как фактор формирования личности в коллективе подростков. В кн.: Ребенок в системе коллективных отношений. М.: Педобщество РСФСР, 1972, 34−37 с.
  184. К.Д. Воспитательные функции общения в коллективе В сб.: Проблемы единства и воспитания. XXI Герценовские чтения. — Л., 1978, 21−24 с.
  185. М. Помощь трудным детям: пер. с англ. М., 1967.-424 с.
  186. Рубинштейн. Основы общей психологии. М. 1946. 704 с.
  187. С. Л. Принципы и пути развития психики. М., 1959.-354 с.
  188. М.Б. Воспитание гуманных качеств у подростков в семье:-Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1979.-17 с.
  189. Я. Как учиться. Книга для учащихся. Перевод с польского. -М.: Просвещение, 1992. 6−24 с.
  190. H.H. Психологические условия развития социально ответственного поведения. -Автореф. дисс.канд.психол.наук.-М.Д990. -16 с.
  191. H.H. Формирование эстетической культуры младшего школьника в процессе совместной работы школы и семьи. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. -1988. -19 с.
  192. П.Л. Основные особенности отношений в классном коллективе подростков. В кт Классный коллектив как объект и субъект воспитания. М., 1979,48−68 е.
  193. Семья как воспитательный коллектив. М., 1975.-52 с.
  194. Н.С. Формирование гуманных взаимоотношений в детском коллективе. Чебоксары, 1965, 20 с.
  195. Спутник организатора воспитания юных москвичей. М.: Московский департамент образования. — М.: 1996- 84 с.
  196. В. И. Общение как фактор формирования личности. -Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Киев, 1973.-21с.
  197. В. А. Формирование коллективных отношений в процессе учебной деятельности школьников-подростков. Дисс. канд. пед. наук. Л., 1969.-475 с.
  198. Система работы классного руководителя (классного воспитателя). Псд ред. О. С. Газмана.М., 1991. 14−38 с.
  199. А. В. Воспитание гуманных отношений в коллективе подростков. Автореф. Дисс. канд. пед. наук., Л., 1971.-16 с.
  200. В. И Воспитание у подростков в семье интереса к общественно-политической ж^зни. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,-1984.-17 с.
  201. Современная школа: Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей //Международная научно-практическая конференция/ Тезисы докладов и выступлений. М.: ИТПиМИО РАС, 1993.4.1. 145 е., 4.2.-146 с.
  202. В. И. О природе человеческого общения. Фрунзе, Мектеп, 1974.-145с.
  203. В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
  204. Э.И. Семья как царство любви и добра. Хрестоматия для старшеклассников. М.: 1996. 98 с.
  205. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1997. 358 с.
  206. Ю.П. Логика и планирование деятельности шкблы // Методические материалы к опытной работе.-М., 1992.- 78с.
  207. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993.- 134 с.
  208. Ю.П. Общая педагогическая теория (Системное понимание педагогической действительности. -М.: Ассоциация"Воспитание», 1997.-97с.
  209. А. Д. Патриотизм основа духовно-нравственного воспитания. Монография. — М.: МГОПУ, 1998.-142с.
  210. Социокультурные реалии столичного образования. Материалы социоопросов учителей, учащихся и родителей в рамках Международного проекта «Метрополис». М., 1992. 97 с.
  211. Спутник организатора воспитания юных москвичей. М.: Московский департамент образования. 1996. — 84 с.
  212. К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. 17 с.
  213. В.А. О воспитании. И., 1988. — 24 -42 с.
  214. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. — 241 с.
  215. В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. 239 с.
  216. Г. М. Моральные нормы, традиции и воспитание. Якутск, 1981.-99 с.
  217. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. Книга для учителя.-М., 1982.- 187 с.
  218. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань, 1991.-22 с.
  219. H.H. Формирование гуманных отношений в классном коллективе младших подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969. -21 с.
  220. Тен Н. М. Формирование ответственного отношения младших подростков к общественно полезной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Д., 1975.- 209 с.
  221. В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.352 с.
  222. Г. Н. Формирование отношений доверия между трудновоспитуемыми подростками и их сверстниками в .классном коллективе. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1987,17 с.
  223. А.И. Формирование нравственных отношений подростков во внеурочной деятельности (на опыте работы школ-интернатов). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1980.- 20 с.
  224. JI.H. Педагогические сочинения. М., 1953. — 412 с.
  225. А.Д. Ошибки родителей. М., 1984. — 148 с.
  226. Умом и сердцем. Мысли о воспитании. М., 1980. — 17−46 с.
  227. Устав города Москвы, принятый Городской Думой 28.06.1995 г. М. 1995.-58 с.
  228. Учимся учиться (под ред. А. М. Зимичева). JL: Лениздат, 1990. -6−94 с.
  229. К.Д. Собрание сочинений в 10 тт. M.-JL, 194−8-49гг., Т.9.-501с. |
  230. Ушинский К. Д Собрание с6чинений.-Т.2.-М.:Изд-во АПН РСФСР.-656 с.
  231. К.Д. Избранные педагогические сочинения. -Т.1.-М.: Педагогика, 1974.-584 с.
  232. Философский энциклопедический словарь, М., 1983.
  233. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.
  234. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  235. И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений и детских общественных организаций // Государство и дети: реальности России. М., 1995. — 253−255 с.
  236. И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях. Автореф. дисс. .канд. под. наук. -Казань, 1992. — 16 с.
  237. А.Г. Семья, школа|. общественность. М.: Знание. 1976. — 40 с.
  238. В.Г. Влияние внутриколлективных отношений на формирование волевых качеств школьников-подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук., М., 1967. 24 с?
  239. А.Б., Зависимость положения ученика в системе личных взаимоотношений в классе от некоторых особенностей его личности и поведения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1967. 19 с.
  240. Ю. В. Синергетика творческой личности. Изд-во М., МГЛУ, И.1997. 350 с.
  241. С.Т. Избранные педагогические произведения в 2-х томах. М., 1980.-Т. I.-602 с. Т.2.-522 с.
  242. С.Т. Пед. соч. в 4-х томах /под ред. И. А. Каирова, JI. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Просвещение, 1966.
  243. М. И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика 1982.- 103 с.
  244. Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам (старший дошкольный возраст) Автореф. дисс. канд. под. наук. М.: 1992., 16 с.
  245. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. -240 с.
  246. Н.Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. — 43 с.
  247. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М. 1997. -77 с.
  248. Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. 45 с.
  249. Д.С., Ягафарова М. Д. Учет национальных и региональных особенностей в социальной работе с детьми // Государство и дети: реальности России. М., 1995. -.271−272 с.
  250. Е.А. Единое образовательное пространство. //Народное образование. 1994. № 1, 27−32 с.
  251. E.H. Школа для всех. М., 1996. — 432 с.
  252. С.Т., Буадзе К. Ф. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей/Вопросы психологии. 1968. № 6., 86−92 с.
  253. З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. -148с.
  254. Ясницкая В. Р Гуманизация отношений в классном коллективе// Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: тезисы докладов и выступлений на Международной научно-практической конференции. М., 1993. — 91−92 с.
Заполнить форму текущей работой