Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость работы. В педагогической науке русская народная музыкальная педагогика рассмотрена в контексте возможностей ее внедрения в основные структурные звенья современной системы образования. Педагогически обоснованы концептуальные основы создания этнокультурно-парадигмальной модели музыкально-эстетического воспитания для детского сада, школы и вуза… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты русской народной музыкальной педагогики
    • 1. 1. Понятие, сущность и метапринципы русской народной музыкальной педагогики.11с
    • 1. 2. Музыкально-педагогические идеи в русском устном народном творчестве.26 с
    • 1. 3. Народные педагогические воззрения в контексте иконографии русских музыкальных инструментов.".38с
  • Глава 2. Русские народные музыкальные традиции воспитания
    • 2. 1. Философия народного песенного воспитания
    • 2. 2. Социализация личности в процессе празднично-ритуального общения
    • 2. 3. Процесс овладения русской народной исполнительской музыкальной культурой
  • Глава 3. Развитие идей русской народной музыкальной педагогики в современной системе образования
    • 3. 1. Организация жизнедеятельности дошкольников на традициях русской народной музыкальной педагогики
    • 3. 2. Репрезентация народного опыта музыкального воспитания в практике общеобразовательной школы
    • 3. 3. Народные музыкальные традиции воспитания в подготовке будущего учителя и воспитателя.117с
  • Выводы

Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ш Современная социально-педагогическая ситуация в России, переход к постиндустриальному типу социальности с характерным для нее постмодерном, замена гносеологической парадигмы образования на культуродигму заостряют проблему возрождения русской национальной идеи (В.П.Бездухов [21], В. Г. Белинский [22], Н. А. Бердяев [28], | Н. А. Добролюбов [76], В. А. Кобылянский [103], Б. Т. Лихачев [120, 121],.

Д.С.Лихачев [123,125], Н. О. Лосский [128], «Л. Н. Толстой [204], К. Д. Ушинский [209], и др.) и соответствующей модели воспитания и образования (В'.И. Андреев [9], М. Н. Берулава [34], В. С. Библер [36], Б.М.Бим-Бад [37], Е. В. Бондаревская [39], Г. Б. Корнетов [111], В. А. Сластенин [189], Н. Е. Щуркова [228] и др.).

В этой связи принципиально важной представляется проблема? исторической реконструкции генетически исходных смыслов воспитания и образования. Русский народ, как и любой этнос, внес должную лепту в золотой фонд народной педагогики. Выдающиеся педагоги, общественные деятели и музыканты подчеркивали важность народных музыкальных традиций воспитания (Б.В.Асафьев [15], М. В. Ломоносов [126], А.С.Макаренко[132], В. А. Сухомлинский [201], С.Т. и В. Н. Шацкие [226] и ДР-).

К сожалению, по сей день значение уникальной, отшлифованной и ¦ проверенной веками народной педагогической мудрости осознается явно недостаточно. Пилотажное исследование, проведенное с воспитателями дошкольных учреждений, учителями общеобразовательных школ и студентами Мурманского государственного педагогического института, показало следующее. 75% опрошенных признали, что не имеют полного представления о феномене «народная музыкальная педагогика». 52% будущих учителей не сопрягают будущую педагогическую деятельность с опытом народного музыкального воспитания. 80% родителей не знают о возможностях использования сказок с музыкальной тематикой, пословиц и поговорок в целях нравственного, умственного и эстетического воспитания детей.

А между тем глубинное изучение и использование народной музыкальной педагогики могло бы значительно повысить уровень психолого-педагогической теории и практики, стать неисчерпаемым источником творчества учителей и воспитателей.

Анализ образовательных программ для дошкольников, учащихся и студентов также убеждает в необходимости концептуального пересмотра приобщения детей, школьников и учащейся молодежи к народной художественной культуре средствами народных музыкальных традиций, учета этнопедагогических идей, сформировавшихся в этномузыкальном образовании на протяжении ряда веков.

Актуальность проблемы объясняется и ее недостаточной разработанностью в научной литературе. Несмотря на широкий диапазон этнопедагогических исследований, характерных для 80−90-х гг. XX в., менее всего изучена проблема целостного включения форм, методов и средств народной музыкальной педагогики в логику учебно-воспитательного процесса детского сада, школы и вуза. Не получили. должного освещения вопросы русской народной музыкальной педагогики.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества к возрождению народных педагогических традиций и реальным состоянием данного вопроса в системе образования.

С учетом рассмотренных факторов сделан выбор темы диссертационного исследования: «Русская народная музыкальная / педагогика в современной системе образования».

Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке этнокультурно-парадигмальной модели.

§ воспитания дошкольников, школьников и студентов средствами русской народной музыкальной педагогики. Щ Объект исследования — русская народная музыкальная педагогика как система, закрепленная в знаниях и практической деятельности этноса по формированию идеала личности.

Предмет исследования — процесс приобщения дошкольников, школьников и студентов к русской народной художественной культуре средствами народных музыкальных традиций воспитания.

Гипотезой исследования является следующее предположение. Внедрение идей русской народной музыкальной педагогики в учебно-воспитательный процесс детского сада, школы и вуза будет эффективным, если:

— разработана этнокультурно-парадигмальная модель-программа, приоритетом которой является процесс освоения, усвоения и присвоения народной музыкальной культуры ребенком, школьником, студентомтрадиции народной музыкальной педагогики системно включены в логику учебно-воспитательного процесса детского сада, школы и вуза;

— в содержание музыкально-эстетического воспитания включен праздник как событие-интегрант, формирующий чувство соборности, адекватное русским педагогическим идеям.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность и особенности русской народной музыкальной педагогики.

2. Определить возможности использования русской народной музыкальной педагогики в условиях детского сада, школы и вуза.

3. Разработать теоретически и экспериментально проверить модель-программу развития идей русской народной музыкальной педагогики в f условиях детского сада, общеобразовательной школы и педагогического вуза.

Ф Методологическую основу исследования составляют: историкоцивилизационный подход к педагогическим явлениям и процессам (Б.Г.Корнетов [110 ] и др.) — идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили [6]), Т. И. Бакланова [17], М. Н. Берулава [34] и др.) — сущность феномена «народная музыкальная педагогика» в * контексте культурологии (А.И.Арнольдов [13], М. М. Бахтин [20],.

М.С.Каган [94], Н. И. Киященко [100], Л. Н. Столович [195] и др.) — антропологии (Т.А.Бернштам [32], А. О. Бороноев [41], Ю. В. Бромлей [43], Л. В. Воронкова [57] и др.) — аксиологии (. Н. А. Бердяев [29], Е. В. Бондаревская [39], В. Франки [212] и др.) — герменевтики (А.А.Брудный [44], А. Ф. Лосев [127] и др.) — этномузыкологии (Э.Е.Алексеев [3], Б. В. Асафьев [16], И. И. Земцовский [86], А. С. Фаминцын [210] и др.).

В ходе работы были использованы следующие методы: историко сравнительный и причинно-следственный анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературыизучение и анализ государственных и альтернативных программ для детского сада, общеобразовательной школы и вузаопытно-экспериментальная работа, включающая в себя пилотажное исследование, моделирование, анкетирование учащихся, родителей, учителей, студентов, 1 формирующий экспериментописание собственного семилетнего музыкально-педагогического опыта.

В качестве первоисточников исследовались устное народное творчество — сказки, пословицы, поговорки, загадки с музыкальной Ф тематикойиконография русских народных музыкальных инструментов, представленная в рукописных памятниках Древней Руси, словарях, произведениях художественной литературы и изобразительного i l искусства, в которых отразились специфика музыкального мышления русского народа, его ментальность и педагогические воззрения. Особая g, роль отводилась музыкальному фольклору — песням, народной инструментальной музыке, а также системе праздников и обрядов как событиям-интегр антам.

Опытно-экспериментальная база исследования — ясли-сад № 75 г. Мурманска, детский дом № 5 г. Мурманска, СШ № 3 г. Мурманска, § Мурманский государственный педагогический институт. Исследованием было охвачено около 400 дошкольников, учеников, студентов, учителей, воспитателей и родителей.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап — поисково-теоретический (1994;1996 гг.) характеризуется выявлением современного состояния проблемы, разработкой теоретико-методологической основы исследования. ^ Второй этап — опытно-экспериментальный (1996;1998 гг.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент.

Третий этап — обобщающий (с 1998 г. по настоящее время). Систематизированы и обобщены результаты, скорректированы и уточнены теоретические и методические положения, проверены выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. В педагогической науке русская народная музыкальная педагогика рассмотрена в контексте возможностей ее внедрения в основные структурные звенья современной системы образования. Педагогически обоснованы концептуальные основы создания этнокультурно-парадигмальной модели музыкально-эстетического воспитания для детского сада, школы и вуза. Этнокультурно-па^радигмальная модель воспитания подрастающего поколения на традициях народной музыкальной педагогики разработана на основе культуротворческой функции детства, идеи репрезентации образцов народного творчества как этнокультурного развития школьника, междисциплинарного синтеза, культурологических, психолого-педагогических, и художественно-эстетических дисциплин на метанаучном уровне. Доказано, что ядром народной музыкальной педагогики является праздник как механизм обеспечения культурной целостности жизни через вертикальную трансляцию социально-значимых ценностей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности организации жизнедеятельности дошкольников на традициях народной музыкальной педагогики, согласно представленной программе «Круглый год», апробированной в реальной практике дошкольного образовательного учрежденияв репрезентации народного опыта музыкального воспитания в практике общеобразовательной школы через программу «Русь изначальная" — в целостной технологичной модели подготовки будущих учителей и воспитателей к музыкально» эстетическому воспитанию детей на традициях русской народной музыкальной педагогики. Спецкурс «Русская народная музыкальная педагогика», разработанный по результатам исследования, используется в подготовке студентов Мурманского государственного педагогического института.

Теоретические выводы и практические материалы исследования могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров по этнопедагогике, этнопсихологии, народной музыкальной педагогике, этномузыкологиидля подготовки разделов учебных пособий по теории и истории педагогики, методики музыкального воспитания, написания курсовых и квалификационных работ. Предложенная модель-программа может быть применена в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки объектов и субъектов исследования (около 400 респондентов), единством философских, психолого-педагогических и искусствоведческих приоритетов при разработке концептуальных основ исследования, адекватных предмету, цели и задачам работы, семилетним музыкально-педагогическим опытом соискателя в качестве руководителя оркестра и ансамбля русских народных инструментов и ассистента кафедры музыкального образования Мурманского государственного педагогического института.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовные приоритеты русской народной музыкальной педагогики могут быть определены как соборность, самобытность, стремление к высшим формам опыта музыкального воспитания.

2. Сущность русской народной музыкальной педагогики выражают идеи целеполагания: воспитание совершенной личностиосвоение, усвоение и присвоение народного музыкального опыта социализации личности.

3. Культуротворческая функция детства, идея репрезентации образцов народного творчества как этнокультурного развития школьников, междисциплинарный синтез культурологических, психолого-педагогических и художественно-эстетических дисциплин являются концептуальными основаниями этнокультурно-парадигмальной модели воспитания дошкольников, школьников и студентов средствами народной музыкальной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, в докладах на научно-практических конференциях: Всероссийской межвузовской научно Ф практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 1999) — на ф конференциях МГПИ — «Повышение роли психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (1995), «Вопросы музыкального образования» (1996), на юбилейной конференции, посвященной 60-летию МГПИ (1999), на областной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина f (1999). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях, из которых научных статей — 3, тезисов научных докладов — 1. I Ш.

выводы.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Духовные приоритеты русской народной музыкальной педагогики делают ее эффективным средством музыкально-эстетического воспитания. В контексте культурологического, антропологического, аксиологического, герменевтического и этномузыкологического метапринципов народная музыкальная педагогика понимается как единство и взаимосвязь музыкально-педагогических идей и опыта народного музыкального воспитания, содержащихся в этнокультурных традициях, устном народном творчестве и музыкальном фольклоре, формах празднично-ритуального общения.

2. Русская народная музыкальная педагогика ориентирована на все возрастные категории — от раннего детства до глубокой старости. Методами педагогического воздействия в опыте народного воспитания являются пример родителей, вслушивание в музыкальное произведение, подлаживание, перенимание, самостоятельное музицирование, непосредственное педагогическое общение. Процесс овладения народной музыкальной культурой продолжается всю жизнь. На каждом возрастном этапе социализации личности народные музыкальные традиции получают более глубокое и полное осмысление в контексте музыкального и жизненного опыта.

3. Этнокультурно-парадигмальная модель-программа воспитания подрастающего поколения на традициях народной музыкальной педагогики разработана на основе культуротворческой функции детства, идеи репрезентации образцов народного творчества как этнокультурного развития школьника, междисциплинарного синтеза культурологических, психолого-педагогических и художественно-эстетических дисциплин на метанаучном уровне. Праздник обеспечивает культурную целостность жизни этноса через вертикальную трансляцию социально-значимых ценностей. Активное участие детей, школьников и студентов в событиях-интегрантах являет народную педагогику сотрудничества.

4. Русская народная музыкальная педагогика опосредует готовность личности будущего учителя и воспитателя к музыкально-эстетическому воспитанию детей при системном и целостном включении в содержание вузовской подготовки этнокультурно-парадигмальной модели воспитания.

5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенной модели-программы в условиях детского сада, общеобразовательной школы и вуза.

6. Проведенное исследование не исчерпывает решения проблемы, а указывает перспективы для ее дальнейшего изучения. Богатый духовный потенциал русской народной музыкальной педагогики должен стать предметом инновационных культурологических, историко-этнографических, педагогических и методических исследований. 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 18 с.
  2. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Сов. композитор, 1988. — 237 с.
  3. Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. — Воронеж: НПО «Мод ЭК», 1998. — 350 с.
  4. Е.К. О рациональном преподавании пения и музыки в школах // Педагогический сборник. СПб., 1870. — Кн. IX (ноябрь).
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 494 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.1. / Сост. В. П. Лисенкова. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  7. А. Мир тропы. Очерки русской этнопсихологии. СПб: Тропа Троянова, 1998.-254 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.-567 с.
  9. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV XVII вв / сост. С. Д. Бабишин и др. М.: Педагогика, 1985. — 367 с.
  10. В.В. Специфика региональной культуры (на материале культуры русского Севера): Дисс. канд. философ, наук. М., 1995. — 133с.
  11. А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. -М.-МГИК, 1992.-240 с.
  12. С.А. Народы и культуры. Развитие и’взаимодействие. М.: Наука, 1989.-243 с.
  13. .В. О русской песенности. М.: АН СССР, 1955.-439 с.
  14. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. M.-JL: Музыка, 1973. — 144 с.
  15. Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовка кадров. М., 1994. -С.90−94.
  16. С.С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С. 126−236.
  17. Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М: А.П.О., 1995. — 72 с.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -Щ 444 с.
  19. В.П. И.В.Киреевский., А. С. Хомяков: цринцип соборности в воспитании // Педагогика. 1988. — № 5. — С.78−81.
  20. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: t Педагогика, 1982.-287 с.
  21. В.И. Лад: очерки о народной эстетике. М.: Молод. Гвардия, 1989.-420 с.
  22. Ф 24. Белозерцев Е. П. Подготовка учителей в условиях перестройки. М:1. Педагогика, 1989. -205 с.
  23. JT.С. Саамская этнопедагогика. Учебное пособие к спецкурсу. -Мурманск: МГПИ, 1991. 69 с.
  24. Н.А. Смысл истории. Воля к жизни и воля к культуре. М.: Мысль, 1990.- 175 с.
  25. Н.А. Человек и макрокосм // Феномен человека: Антология / -Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. -М.: Высшая школа, 1993. С.25−38.
  26. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Сост. ш
  27. Г. Иауменко. М: Дет. Лит., 1980. — 63 с.
  28. Т.А. Девушка-невеста и предсвадебная обрядность в Поморье в XIX начале XX в. // Русский народный свадебный обряд. -Л.: Наука, 1978.-С.48−71.
  29. Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX в. Этнографические очерки. — Л.: Наука, 1983. — 233 с.
  30. Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -# начале XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л.:1. Наука, 1988.-274 с.
  31. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы. // Педагогика. 1996. — № 4. — С.23−27.
  32. Ф 35. Бернштейн Б. М. Традиция и социокультурные структуры // Советскаяэтнография. 1981,-№ 2.-С. 107−109.
  33. B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 -с.
  34. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  35. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. — 544 с.
  36. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  37. Л.И. Принцип народности в практике обучения и воспитания средствами искусства // Формирование эстетического отношения к искусству. Т.2. — М., 1991. — С. 122−126.
  38. А.О., Смирнов П. И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Издательство Университета, 1995, с. 170 178.
  39. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  40. Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. — М.: Мысль, 1990.-391 с.
  41. А.А. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
  42. А.И. Эстетическая сущность искусства. М: Искусство, 1956. — 292 с.
  43. Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. 1989. -№ 7.-С. 111−116.
  44. Былины. Русский музыкальный эпос / Сост. Б. М. Добровольский и др. -М.: Сов. композитор, 1981. 614 с.
  45. З.П. Мудрые заповеди народной., педагогики: Заметки ясурналиста. Хабаровск, 1989. — 144 с.
  46. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. — 197 с. ф 52. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей //
  47. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — С.22−36.
  48. Г. С. Народная педагогика. Иркутск: Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества, 1926. — 30 с.
  49. Возрождение народной культуры и художественное воспитание в социальной среде. Научно-методический бюллетень. М, — Новосибирск:
  50. АПН СССР, 1991. Вып.7,-218 с.
  51. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966. — 341 е.
  52. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. — 376 с.
  53. Л.П. Культурная антропология как наука. Учебное пособие. М.: Диалог МГУ, 1997. — 60 с.
  54. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и i речь. Проблемы психического развития ребенка. / Под ред. А. Н. Леонтьева и
  55. А.Р.Лурия. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  56. Р. Б. Коротко о зарождении и развитии русского музыкального этиоинструментоведения. // Народные музыкальные инструменты иf инструментальная музыка. / Под общ. ред. Е. В. Гиппиуса. 4.1. М.: Сов. композитор, 1987, с.216−229.
  57. Г. Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. — 448 с. i
  58. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995.-447 с.
  59. JI.B. Пение как состояние души // Искусство в школе. М., 1994. — № 2. — С.30−36.
  60. B.JI. У истоков народной музыки славян. М.: Сов. композитор, 1971. — 304 с.
  61. В.М. Народные игры и традиции в России.-М.: ГРДНТ, 1994.-233с.
  62. К.С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности. Дисс. канд. филос. наук. М., 1991. 134 с.
  63. М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М.: Наука, 1986. — 274 с.
  64. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. — 319 с.
  65. Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 23 с.
  66. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.3−18.
  67. В.И. Пословицы русского народа. Том 1. СПБ.: ТОО «Диамант», 1996.-480 с.
  68. В.И. Пословицы русского народа. Том 2. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.-480 с.
  69. В.И. Пословицы русского народа. Том 3. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.-480 с.
  70. С.И. Географическое распространение русских былин. По материалам конца XIX начала XX в. — М.: Наука, 1975. — 113 с.
  71. С.И. Фольклор и народное искусство русских европейского Севера. М: Наука, 1988. — 240 с.
  72. Э.Д. Советская историография дореволюционной отечественнойшколы и педагогики. 1918 1977. Проблемы, тенденции, перспективы. — М: АПН СССР, НИИ ОП, 1981. — 90 с. 1. Ч|
  73. Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. — 346 с.
  74. В.А. Русская народная песня в музыкальной работе с детьми в школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1950. 26 с.
  75. . Неукротимость духа // Курьер ЮНЕСКО, 1990. Февраль.
  76. Г. И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. -Ростов н/д.: Рост, университет, 1978. 187 с.
  77. В.И. Ритуал и фольклор. Д.: Наука, 1991. -206 с.
  78. Г. Л. Искусство как творчество.- М.: Искусство, 1972.-184 с.
  79. .Б. Северные байки. Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей. М.: Сов. композитор, 1977. — 80 с.
  80. М.М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия ипоэзия / Собрано М. Забелиным. В 4-х частях. Ростов-на Дону: Феникс, 1996. — 606 е.
  81. И.Д. Музыкальные инструменты' в мифологических представлениях восточных славян. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1998.-23 с.
  82. И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор.
  83. Ц Л.: Наука, 1974,-С.147−154.
  84. А.Н. Народные игры с пением. Учебное пособие. Иваново: ИПКИППК, 1985.-36 с.$
  85. А.Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4ф- 7 лет. Практикум для педагогов. М.: «Гном-Пресс», 1998. — 32 с.
  86. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. -% № 5.-С.3−16.
  87. В.В., Топоров В. Н. Славянская мифология // Мифы народов мира. В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1988. — Т2. — с.450−456.
  88. И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — С. 134−288.
  89. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
  90. М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. -М.: Музыка, 1987.- 185 с.
  91. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  92. А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. / Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. -320 с.
  93. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  94. А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.-512 с.
  95. Н.П. Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора (на примере первого класса четырехлетней начальной национальной школы). Автореф. дисс. канд. пед, наук. М., 1996. -23 с.
  96. Л.М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1996. 17 с.
  97. Н.И. Культурный плюрализм и современное гуманитарное образование // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научнопрактической конференции работников образования. 4.1. -М., 1994. с. 1416.
  98. М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998. — № 1. — С.34−39.
  99. О.А. Обрядность как разновидность культурной жизни общества (на примере исторической традиции свадебного обряда Российских царей XVI XVII столетий): Автореф. дисс. канд. искусствоведения. — М., 1997.- 16 с.
  100. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. — № 5. — С.52−58.
  101. Н.П. Русская народная бытовая песня. M.-JL: АН СССР, 1962. 284 с.
  102. Г. Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1997. -17 с.
  103. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество- М.: Педгогика, 1990.-142 с.
  104. Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М: Педагогика, 1982.-656с.
  105. Кон И. С. Этнография детства. -М.: Наука, 1983. С.3−8.
  106. Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986. — 141 с.
  107. Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. — № 3. — С.23−29.
  108. Г. Б. Историко-педагогаческое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. М. -Владимир: ВГПУ, 1998. — 47 с.
  109. Н.И. Русские нравы: Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Чарли, 1995. — 651 с.
  110. Н.И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М.:
  111. Высшая школа, 1977. 375 с.
  112. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М:1.1. Педагогика, 1977. 264 с.
  113. В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1998. — № 1. — С.76−84.
  114. С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и ф пословицы. М.: Высшая школа, 1990. — 237 с.
  115. Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен. Учебное пособие по чтению для 2 (3) класса. В 2-х книгах. -М: ЦТО, 1995. Кн.1. 158 е., Кн.2.188 с.
  116. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985, 536 с.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с. 1120. Лихачев Б. Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. 1994.-№ 2.-С.35−40.
  118. .Т. Национальная Идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. —1999. № 4. — С. 10−15.
  119. Д.С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.-293 с.
  120. Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. -М.: Сов. Россия, 1988. 142 с.
  121. Д.С. Экология культуры // Узорочье жизни. М.: Молод.1. Гвардия, 1989.-С.124−136.
  122. Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. — 407 с. Ц 126. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. — М: Педагогика, 1991.339 с.
  123. А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — С.21−186.
  124. Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра.- М.: Библиотека этической мысли, 1991. 368 с.
  125. Н.О. Россия и русский народ // Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. — 432 с.
  126. А.В. О народном образовании (статьи и речи за период 1917- 1929 г.) М: АПН РСФСР, 1958. — 559 с.
  127. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы: Педагогика. — 1999.- № 4. С.3−10.
  128. А.С. Некоторые соображения о школе и наших детях // Педагогические сочинения в трех томах. Киев: Радяньска школа, 1985. -Т.З. — С.97−101.
  129. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. — № 1. — С.81−86.
  130. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -415 с.
  131. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. — № 2. — С.78−96.
  132. И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М.: Советский композитор, 1987. — 4.1. — С.6−39.
  133. Методические рекомендации к практическим занятиям по курсу
  134. Этнопедагогика" / Сост. О. Д. Полонская. СПб.: РГГТУ им. А. И. Герцена, 1998, — 14 с.
  135. И.А. Женитьба добра молодца. Происхоясдение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы"ц («лсенитьбы»), М.: Лабиринт, 1998. — 352 с.
  136. Музыка-кудесница. Сказки о музыке. М.: Музыка, 1987. 92 с.
  137. Музыкальная эстетика России XI XVIII веков / Сост. А. И. Рогов. — М.: Музыка, 1972.-244 с.
  138. Н.А.Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы. / Под ред С. Л. Гинзбурга. Л.: Музгиз, 1959. — 327 с.
  139. М.А. Использование народной музыки в системе музыкально-^ педагогического образования. Автореф дисс. канд. пед. наук. Душанбе, 1994, — 16с.
  140. Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты / Сост. П.Кузьменко. М.: Букмэн, 1996. 378 с.
  141. Г. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М.: Academia, 1996. — 133 с.
  142. М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 313 с.
  143. В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1998. 405 с.
  144. М.Ю. Человек и природа в народной культуре // Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение». М.: Центр Планетариум, 1994. — 26 с.
  145. М.Ю. Родная земля. Учебник к факультативному курсу «Введение в народоведение» //Начальная школа. 1998. — № 8. — С.98−101.
  146. В.Н. Использование народной педагогики кочевых ненцев в работе школ-интернатов Ямала. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996, -19 с.
  147. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. — № 7. — С.106−111.
  148. JI.T. С любовью к родному краю. Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1988.- 120 с.
  149. Л.Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага. -Мурманск: МГПИ, 1994. 118 с.
  150. P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. М.: АКД, 1972. — 18 с.
  151. Песни кольских поморов / Сост. И. В. Дубовская. Мурманск, 1996. — 119 с. ¦
  152. Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1996. — № 3. — С.29−36.
  153. Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М.: АПН СССР, 1991.-С.6−19.ф 163. Поздеев ИЯ. Народная педагогика удмуртов // Просвещение
  154. Вотобласти. Ижевск. — 1929. — № 4−5 (X). — Вып. 1.
  155. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. М: ОЛМА-Пресс, 1998. — Т.2. — 688 с.
  156. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1987. -368 с.
  157. Праздники для детей и взрослых: В 2-х кн. Кн.Д. / Автор-составитель ш Н. В. Чудакова. М: Издательство ACT, 1999. — 528 с.
  158. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1987.- 191 с.
  159. Программы педагогических институтов. Открытый и вариативный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций. Шуя: ШГПИ, 1995. — 159 с.
  160. Программа. Музыка 1−8 классы. / Сост. Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, L Е. В. Николаева и др. М: Просвещение, 1993. 49 с.
  161. В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976. — 325 с.
  162. Путилов Б. Н Русская фольклористика у врат свободы // Живая старина. 1994. — № 1. — С.4−6.
  163. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика, — 1998. № 5. — С. 17−22.
  164. С.И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании * и использовании их в современной школьной практике. Казань, АКД, 1973.-21с.
  165. Л.А. «Четвертая мудрость». О музыке в культуре Древней Руси. М.: Музыка, 1997. — 181 с.
  166. Ml 175. Рождественская Р. Л. Патриотическое воспитание младших школьниковв контексте древнерусской педагогики // Начальная школа. 1998. — № 1. -С.31−35.
  167. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с. — Т.1.
  168. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с. — Т.2.
  169. Ю.А. Методологические, теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект): Дисс. Канд. пед. наук. -М., 1979.- 159 с.
  170. Т.К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1995. 177 с.
  171. Русские песни и романсы / В ступ. ст. и сост. В.Гусев. М.: Худ. лит-ра, 1989.-542 с.
  172. Русский народный свадебный обряд / Ред. К. В. Чистов и Т. А. Бернштам. -Л.: Наука, 1978.-280 с.
  173. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под ред. А. В. Орловой. Владимир: ВОИУУ, 1995. — 184-с.
  174. .А. Язычество древних славян.-М.: Наука 1994, — 608.
  175. Д.А. Традиции народной музыкальной культуры в организации детского музыкального досуга.-Автореф. дисс. канд. пед. наук.-СПб, 1995.-17с.
  176. В. Новая парадигма в отечественном культурознании // Высшее образование в России. —1998. № 3. — С.83−88.
  177. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь?. ~ СПб., 1994.-С.168−171.
  178. Северные предания (Беломорско-Обонежский регион) / Сост. Н. А. Криничная. Л: Наука, 1978. — 254 с.
  179. Э.Г. Традиции чувашского народного искусства в художественном образовании младших школьников, Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 17с.
  180. В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997. -221 с.
  181. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С 82−88.
  182. Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1997.- 16 с.
  183. С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.Ш. Т.5−6. История России с древнейших времен / Отв. Ред. Н. А. Иванов / - М.: Голос, 1993. — 768 с. 226.
  184. А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. — С.5−15.
  185. М.И. Народная педагогика. Киев: Радяньска школа, 1985.-312 с.
  186. JI.H. Красота. Добро. Истина. -М.: Республика, 1994. -463 с.
  187. В.Я. О разработке истории педагогики Киевской Руси // Советская педагогика. 1938. — № 5. — С. 119−129.
  188. В.Я. Педагогика Киевской Руси как предмет исторического изучения // Учен. зап. гос. НИИ школ НКП РСФСР. Т.З. -Вып.1. — М., 1940. — С.79−119.
  189. В.Я. К.Д.Ушинский й его педагогическое наследство // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1945. — С.3−31. .
  190. И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. -1999. -№ 1. С.36−43.
  191. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. — 216 с.
  192. В.А. Рождение гражданина. М.: Молод. Гвардия, 1971. -344 с.
  193. Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История итеория развития от истоков до современности. СПб., 1997. — 168 с. ф^ 203. Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч.1.-М.: Русская книга, 1997.-288с.
  194. JI.H. Педагогические сочинения. М: Учпедгиз, 1953. — 444 с.
  195. Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций. Дисс. канд. пед. ф наук. Мурманск, 1998. — 167 с.
  196. А.З. Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Майкоп, 1997. -19 с.
  197. А.П. Русское народное творчество детскому саду. М.: Просвещение, 1972. — 78 с.
  198. И.Ф. Избранные произведения в 3-х т.: Историко-краеведческие U^ исследования. Мурманск: Кн. изд-во, 1997. — Т.1: Кольская земля. — 648 с.
  199. К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч: В 6-ти т. М.: Просвещение, 1968. — Т.1. — С.245−249.
  200. А.С. Скоморохи на Руси. СПб.: Алетейя, 1995. — 535 с.
  201. П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: МИФРИЛ: рус. кн., 1993. — 365 с.
  202. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 366 с.
  203. Х.Х. К вопросу о предмете и источниках этнопедагогики * осетин // Известия Северо-Осетинского НИИ. Т.28.Орджоникидзе, 1971.- С.361−370.
  204. Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Дисс.
  205. Ш канд. пед. наук. Казань, 1995. — 191 с.
  206. Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань, 1967.-232 с.
  207. З.Б. Афоризм как этнопедагогический феномен // Педагогика. 1998. № 7.-С.62−65.
  208. А. Музыкальная этнография. Методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983.-190 с.
  209. К.В. Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов русского Севера // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. -Л.: Наука, 1974. С.9−18.
  210. К.В. Причитания у славянских и финно-угорских народов // Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. — G101−114.
  211. К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. Л.: Наука, 1986.-304 с.
  212. В.А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях XIX XX вв // Обряды и обрядовый фольклор. -М.: Наука, 1982. — С.114−127.
  213. В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI XIX веков. — М: Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Труды. Новая серия, т.40, 1957. -231 с.
  214. М.Ф. К вопросу об изучении истории народной педагогики // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т.498, 1971.
  215. Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: НИИ культуры, 1990. — С. 135−154.
  216. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1997. 36 с.
  217. С.Т. Бодрая жизнь. М.: Просвещение, 1962. -328 с.
  218. ШпетГ.Г. Введение в этническую психологию. М. 1927.
  219. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педаг. об-во России, 1998.-48 с. i
Заполнить форму текущей работой