Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изучение научных основ техники в процессе трудового обучения как средство политехнической подготовки школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшая особенность современного цроизводства — превращение науки в непосредственную производительную силу — проявляется как в стремительном внедрении научных разработок в создание средств труда, так и во включении научных знаний непосредственно в деятельность рабочих — решающего компонента производительных сил общества* Современная научно-техническая революция обусловливает существенные… Читать ещё >

Содержание

  • 7. Стр
  • ВВЕДЕНИЕ. .
  • ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИШ4 В СОДЕРЖАНИИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • I. Особенности содержания современных знаний о технике
    • 2. Общие научные основы техники как составная часть политехнических знаний
    • 3. Пути усиления политехнической направленности содержания основ техники в трудовой подготовке учащихся
  • ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ОСНОВ ТЕХНИКИ В
  • ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
    • I. Дидактическая схема изучения научных осное техники в процессе трудового обучения
    • 2. Формирование знаний о научных основах техники на уроках труда в неполной средней школе

Изучение научных основ техники в процессе трудового обучения как средство политехнической подготовки школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС была подчёркнута решающая роль соединения обучения с производительным трудом школьников как важнейшего средства формирования всесторонне развитой личности и основы коренного совершенствования всех аспектов подготовки молодежи к труду в народном хозяйстве страны. Соединение обучения с производительным, общественно полезным трудом учащихся, органическое сочетание профессионального образования в школе с дальнейшим повышением уровня общеобразовательной подготовки учащихся, усиление политехнической направленности всех звеньев учебно-воспитательного процесса являются основными направлениями осуществляемой реформы общеобразовательной и профессиональной школы /14/.

Важнейшая особенность современного цроизводства — превращение науки в непосредственную производительную силу — проявляется как в стремительном внедрении научных разработок в создание средств труда, так и во включении научных знаний непосредственно в деятельность рабочих — решающего компонента производительных сил общества* Современная научно-техническая революция обусловливает существенные изменения в характере и содержании труда в сфере материального производства, выражающиеся прежде всего в перемещении человека из собственно производственного процесса в сферу разнообразных функций производственного приложения науки. «Все это требует от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, — рабочего, техника, инженера, — самого современного1 образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания научно-технических и экономических основ производства, сознательного, творческого отношения к труду» /14, с.39/* На формированне такого человека нацеливает осуществляемая реформа общеобразовательной и профессиональной школы.

В эпоху стремительного изменения технического базиса производства, характера и содержания труда, места рабочего в производственном процессн одной из актуальных задач педагогической науки и практики является совершенствование политехнического образования молодежи, предусматривающего овладение учащимися в теории и на практике общими научными основами и объектами современного производства, что обеспечивает их профессиональную мобильность — способность к перемене труда.

Основоположники научного коммунизма, обосновавшие решающее значение политехнического образования в формировании всесторонне и гармонически развитой личности" рассматривали его в неразрывной связи с проблемой соединения обучения с производительным трудом. Знание научных основ производства выступает одним из главных педагогических условий включения учащихся в производительный труд, который, в свою очередь, является важнейшим средством их политехнической подготовки. Любой производственный объект, существуя как единство его устройства, лежащих в основе его действия природных явлений и выполняемых им функций, создает предпосылки для эффективной актуализации, систематизации, обобщения и усвоения политехнических. знаний учащимися, формирования умений применять эти знания в конкретных производственных условиях.

Техника является важнейшим компонентом производства, непрерывно претерпевающим коренные изменения* Замещение техникой вое большего числа производственных функций человека, его вытеснение из непосредственного технологического процесса сопровождается в то же время расширением сферы взаимодействия человека и техники, связанного с проникновением технических средств во все стороны жизни общества. Замена человека техникой будет продолжаться всегда, поскольку непрерывно будут возникать все новые технологические функции, однако характер взаимодействия человека с техникой непрерывно меняется, отводя человеку задачи контроля, наладки, оценки работы техники. Усвоение научных основ техники становится органически необходимым для их успешного выполнения, поскольку обеспечивает способность анализировать и сознательно управлять работой техники, оценивать её возможности, достоинства и недостатки, целесообразность и эффективность применения в тех или иных конкретных производственных условиях. Умение соотнести естественнонаучную суть явлений, происходящих в процессе работы техники, с их црактической реализацией в ней позволяет целенаправленно, эффективно находить причины отказов техники и дефектов изделий.

В связи с возрастанием роли и места научных знаний в современном производстве изучение научных основ техники становится важнейшим фактором и средством усиления политехнической направленности трудовой и профессиональной подготовки учащихся.

Основные концептуальные положения изучения научных основ техники в процессе политехнической подготовки учащихся содержатся в трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Ю. К. Васильева, М. А. Жиделева, В. Г. Зубова, А. Г. Калашникова, В. А. Полякова, В. Г. Разумовского, М, Н. Скаткина, П. И. Ставского, С. М. Шабалова, С.Г.Ша-поваленко, А. А. Шибанова, Д. А. Эпштейна.

Важнейшее значение для теории и практики политехнического образования имеет установление П. Р. Атутовым функциональной природы политехнических знаний как разнообразных по содержанию знаний, но выполняющих при оцределенных условиях политехническую функцию. Такой подход позволяет рассматривать политехнические знания (в том числе знания об общих научных основах техники) в их динамике, изменении, обусловленными научно-техническим црогрессом. Данная концепция глубже раскрывает роль и место трудового обучения в политехнической подготовке учащихся, которое выступает ее средством при условии «усвоения в процессе труда научных основ техники и технологии производства и овладении на этой базе политехническими уменияш» /19, с.32/.

Содержание и методы изучения различных аспектов техники исследовались в работах П. Н. Андрианова, Н. И. Бабкина, В.П.Бес-па лько, В. Д. Горского, В. А. Кальней, В. И. Качнена, В. С. Леднева, А. А. Полякова, А. Я. Совы, Д. А. Тхоржевского и других ученых.

Возрастание роли и значения техники в жизни общества, ее влияния на природную среду, человека сопровождается возникновением и развитием научно-технических, социально-технических и других научных дисциплин. В этих условиях содержание научных основ техники в обучении школьников должно быть ориентировано на более широкое привлечение современных научных знаний о технике, учет их содержательных особенностей. Кроме технологического применения, лежащих в основе действия техники природных явлений, особенностей ее строения необходимо также рассматривать характер ее взаимодействия с природной средой, субъектом труда, обществом в целом и т. д.

Увеличение общности научно-технических основ, функциональных компонентов современной техники, использование унифицированных конструктивных единиц требуют разработки дидактических основ формирования у учащихся такого подхода к технике, при котором она рассматривается прежде всего со стороны ее функций, а не только конкретных способов их реализации в конструкции объекта на основе использования тех или иных естественных явлений.

Значимостью исследования вопросов изучения научных основ техники для усиления политехнической направленности трудового обучения школьников обусловлен выбор темы исследования*.

Цель исследования — определение путей и способов изучения науиных основ техники в процессе трудового обучения школьников, повышающих эффективность их политехнической подготовки.

Объект исследования — содержание и процесс трудовой подготовки школьников.

Предает исследования — содержание и процесс изучения научных основ техники в трудовом обучении учащихся неполной средней школы, йшотеза. Изучение научных основ техники в процессе трудового обучения может быть эффективным средством политехнической подготовки школьников, если содержание знаний и последовательность их изучения определяются на основе выделения уровней их общности и с учетом особенностей современных научных знаний о технике.

Для проверки гипотезы нами были определены следующие задачи исследования:

— на основе анализа научной литературы выявить особенности содержания научных основ техники в их современном понимании;

— определить структуру и состав научных основ техники в содержании политехнических знаний;

— выявить основные пути усиления политехнической направленности содержания основ техники в трудовой подготовке школьников;

— научно обосновать и экспериментально проверить дидактическую схему изучения научных основ техники и способы ее реализации на уроках труда в неполной средней школе.

Методологической основой исследования являются положения классиков марксизма-ленинизма о политехническом образовании и соединении обучения с производительным трудомрешения КПСС и Советского правительства о народном образованииосновные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школыметодология технических наукконцепция функциональной природы политехнических знаний*.

Методы исследования: изучение и анализ трудов классиков марксизма-ленинизма, постановлений ЦК КПСС и Советского црави-тельства, исследований философов, социологов, педагогов, психологов по вопросам общего и политехнического образования, философских исследований по методологии технических знаний, литературы о научно-технических-проблемах современного производства, теоретико-педагогических и методических работ по вопросам изучения техники в школеизучение и обобщение передового педагогического опытанаблюдение и анализ уроковпедагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

В процессе исследования условно можно выделить три этапа. На первом этапе (1981 — 1982 гг.) проводилось изучение и анализ литературы, констатирующий эксперимент с целью выявления уровня знаний учащихся по научным основам техники, формулировалась теоретическая концепция исследования. На втором этапе (1982 -1983 гг.) осуществлялась разработка теоретических вопросов изучения научных основ техники в процессе политехнического образования школьников, определялись содержание и способы их изучения на уроках труда. На третьем этапе (1982 — 1984 г. г.) проводилась экспериментальная проверка выдвинутых положений, обобщение материалов исследования, формулировались выводы*.

На защиту выносятся:

— комплексный подход к содержанию изучения научных основ техники в цроцессе политехнического образования школьников;

— классификация знаний о научных основах техники в зависимости от их содержания и уровней общности;

— научно обоснованная, экспериментально проверенная дидактическая схема изучения научных основ техники в процессе трудового обучения школьников.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— обоснованы пути реализации комплексного подхода к содержанию изучения научных основ техники в процессе политехнического образования учащихся, который предполагает междисциплинарное отражение ее функциональных отношений с компонентами материального производства (субъектом труда, технологическим процессом, предметом и продуктом труда, организацией производства), природой, обществомсоответствующих требований к технике, их реализации на основе определенных природных явлений и конструктивного исполнения;

— предложена классификация и метод отбора знаний, о научных основах техники по их месту в описании технических объектов (функциональное, естественнонаучное или конструктивное описание) и по степени его общности (выделены три уровня знаний по каждому из трех видов описания в зависимости от степени их детализации);

— разработана общая дидактическая схема изучения научных основ техники, предусматривающая рассмотрение на доступном учащимся уровне совокупности функциональных свойств техники и установление их связи с устройством техники на основе анализа протекающих в ней естественных явлений (то есть раскрытие принципа действия техники), а также определяющая последовательность изучения знаний о техникевыявлены условия реализации этой схемы в процессе трудового обучения школьников.

Практическая значимость исследования. Разработаны рекомендации по отбору содержания учебного материала дня изучения научных основ техники в цроцессе трудового обучения школьников с целью усиления его политехнической направленности. Работа содержит дидактический материал по изучению научных основ техники на уроках труда в неполной средней школе.

Апробация результатов исследования. Концепция, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на зональном семинаре (г, Пенза, 1982 г.), Всесоюзных шкодах молодых ученых и специалистов (г. Ростов Великий, 1982 г, — г, Звенигород, 1984 г,), научной сессии (1984 г.) и научной конференции (1984 г,) НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР, на заседаниях лабораторий теоретических основ трудовой подготовки учащихся (1982 г,) и политехнической подготовки школьников в цроцессе труда (1983 — 1984 г. г.) ШИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР, Внедрение результатов исследования в практику. Дидактические разработки по изучению научных основ техники в неполной средней школе внедрены в процесс трудового обучения учащихся школы $ 550 г, Москвы, школы И I г, Нововолннска (УССР). Материалы исследования используются в процессе подготовки учителей труда на кафедре i общетехнических дисциплин педагогического института г, Комсомольска-на-Амуре,.

В первой главе диссертации на основе анализа особенностей современных знаний о технике выявляются компоненты и структура содержания научных основ техники как составной части политехнических знаний, обосновываются цути усиления его политехнической направленности в трудовой подготовке учащихся*.

Вторая глава посвящена разработке дидактических условий, определяющих содержание, последовательность и способы изучения научных основ техники в трудовом обучении учащихся неполной средней школы. Определяется дидактическая схема изучения научных основ техники в трудовом обучении, содержательные и процессуальные условия ее реализации на уроках труда, излагаются результаты опытно-экспериментальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная научно-техническая революция приЕвла не только к широкому распространению техники во всех сферах жизни общества, непрерывному внедрению новейших достижений науки в проектируемые на их основе технические средства, но и к стремительному развитию научных знаний о технике, которые представляют сегодня самостоятельную область науки, обладающую специфическими особенностями построения содержания знаний и реализуемых подходов к изучению технических объектов. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенетвоеа-ние содержания и процесса изучения научных основ техники как важнейшего компонента политехнической подготовки школьников.

Анализ знаний учащихся неполной средней школы о научных основах техники показал, что имеющийся в начальных классах интерес школьников к технике к УП-УШ классам утрачивается, круг знаний и представлений их о технике существенно не расширяется, несмотря на изучение основ наук. Многие учащиеся не имеют представления о важнейших функционально-технологических свойствах техники, естественных явлениях, лежащих в основе ее действия, об устройстве техники. Имеющиеся знания формальны, не опираются на начальные научные представления, что препятствует сознательному овладению техникой и обоснованному применению ее в труде, поддержанию интереса учащихся к технике, снижая познавательный уровень трудового обучения.

Научные основы техники в их современном понимании представляют синтез трех взаимосвязанных подходов к ее рассмотрению — функционального, естественнонаучного, конструктивного — и предполагают описание всех аспектов функциональных отношений техники со средой ее действия (материальным производством и его компонентами, обществом, природой), соответствующих требований к технике, их реализации на основе определенных природных явлений и конструктивного исполнения.

Общие научные основы техники как составная часть содержания политехнических знаний имеют уровневую структуру. Возможно выделение двух уровней их общности в зависимости от степени детализации в них каждого из аспектов научного описания техники. В качестве оснований для классификаций уровней общности выступают: для функционального описания — характер оценки функциональных свойств и возможностей объектадля естественнонаучного описания — характер рассмотрения естественных явлений, протекающих в объектедля конструктивного описания — степень детализации структурных компонентов объекта и их взаимосвязей. При отборе содержания политехнических знаний научные основы техники первого уровня общности определяются, в основном, содержанием общеобразовательных предметов, второго уровня общности — содержанием трудового и профессионального обучения школьников.

Усиление политехнической направленности содержания основ техники в трудовой подготовке школьников требует реализации комплексного подхода к содержанию научных основ техники, предполагающему учет совокупности функциональных свойств техники и соответствующих требований к ней, их процессной и конструктивной реализацииобеспечения взаимосвязи содержания политехнических и профессиональных знаний учащихся как единства трех уровней знаний о научных основах техники (профессиональные знания рассматриваются как знания третьего давня) — осуществления подхода к изучению техники, при котором она рассматривается прежде всего со стороны ее функциональных свойств, а не только конкретных способов их осуществления.

Современному уровню развития техники и научного знания о ней соответствует дидактическая схема ее изучения, предполагающая :

— обязательное обоснование учащимися на доступном им уровне связи функциональных свойств и строения техники на основе анализа происходящих в ней естественных явлений;

— всестороннее рассмотрение основных функциональных свойств техники, взаимосвязи природных (экологических), социальных, экономических, организационно-технических, эргономических, технологических и других аспектов ее действия;

— учет двух уровней общности научных основ техники, что позволяет обоснованно разделить политехническое содержание основ наук и трудового обучения, установить связи между ниш, а также обеспечить в процессе обучения последовательный переход от более к менее обобщенным политехническим знаниям и от них — к профессиональным знаниям;

— преимущественную направленность изучения техники в процессе трудового обучения от ее функциональных свойств к их воплощению на основе тех или иных природных явлений в соответствующем конструктивном исполнении (в отличие от основ наук, где ее реализация направлена от естественных явлений к их применению в различных технических устройствах ддя осуществления соответствующих функций).

Ддя реализации этой дидактической схемы изучения научных основ техники в содержание трудового обучения учащихся неполной средней школы необходимо включать знания о технологических процессах, осуществляемых с помощью соответствующих технических средств (ручных инструментов, металлорежущих станков и других), их характеристиках и требованиях к техникео ее технико-экономических показателях (качестве, производительности, затратах труда и других) — о характере воздействия техники на природную среду и использования в процессе ее работы природных материалов, способах повышения эко-логичности техникио соответствии устройства техники особенностям человеческого организма и способах его улучшения.

Для ознакомления учащихся 1У-У классов с научными основами техники необходимо пропедевтическое формирование простейших представлений о ряде естественных явлений, лежащих в основе действия изучаемых орудий труда, и свойствах материалов.

Как показала опытно-экспериментальная работа в школах, для эффективного усвоения научных основ техники в процессе трудового обучения необходимо включать учащихся в самостоятельное осуществление таких функций трудовой деятельности с использованием техники, как: уяснение научных основ действия и устройства используемых технических объектов, совершенствование знаний о техникевыбор технических объектов и режимов их работы, подготовка техники к работедиагностика неисправностей техники и дефектов изделийпоиск путей и разработка способов совершенствования техники, повышения качества продукции.

Результаты экспериментальной работы подтвердили правильность наших теоретических выводов. Учащиеся тех классов, где изучение научных основ техники осуществлялось в соответствии с предложенной наш дидактической схемой и условиями ее реализации на уроках труда, продемонстрировали более высокое качество политехнических знаний, чем учащиеся контрольных классов. Разработки и дидактические материалы вызвали интерес и получили одобрение учителей школ, где эти материалы использовались в процессе экспериментальной работы.

В дальнейшем нам представляется необходимой разработка таких сторон рассматриваемой проблемы, как определение конкретного содержания и методики изучения научных основ техники для всех ступеней школьного обучениядетальное изучение путей и способов взаимосвязи политехнических и профессиональных знаний учащихсяисследование вопросов изучения научных основ техники как условия и средства соединения обучения с производительным трудом и всестороннего развития личности школьника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, т.1. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.5−907.
  2. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16, с.194−203.
  3. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. П, с.3−521.
  4. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.322−339.
  5. Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1965. -358 с.
  6. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.1−381.
  7. В.И. Материалы по пересмотру партийной программы. -Полн. собр. соч., т.32, с.135−162.
  8. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн. собр. соч., т.29, с.77−218.
  9. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
  10. В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. Полн. собр. соч., т.42, с.228−230.
  11. Н.К. О политехническом образовании. Педагогические соч. в 6-ти т. Т.4. М., Педагогика, 1979, с.32−37.
  12. Материалы ХХУI съезда КПСС. м.: Политиздат, 1981. -223 с.
  13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  14. О реформе общеобразовательной и профессиональной школе: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. -112 с.
  15. Ю.Г. Эргономика наука рабочая. — М.: Моск. рабочий, 1977. — 176 с.
  16. Н.Т. Интегративные тенденции в современной науке и техническое знание. Б кн.: Философские вопросы технического знания, — ГЛ.: Наука, 1984, с.85−98.
  17. П.Р. Основоположники марксизма-лленинизма о политехническом образовании. Советская педагогика, 1983, Я 4, с.12−17.
  18. П.Р. Политехнические знания и пути их усвоения в школе. В сб.: Политехническое образование в школе на современном этапе. — М.: НИИ ОП АПН СССР, 1981, с.25−51.
  19. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  20. П.Р. Политехническое образование и подготовка школьников к труду. В сб.: Политехническое образованиев школе на современном этапе. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1981, с.1−24.
  21. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  22. П.Р., Зверев И. Д. Современные проблемы политехнического образования учащихся. Советская педагогика, 1981, В 3, с. II-18.
  23. П.Р., Качнев В. И. Осуществление на практике политехнического образования в процессе трудового обучения школьников: Метод, рекомендации. М.: НИИ ТОиПО АПН1. СССР, 1984. 18 с.
  24. П.P., Поляков В. А. Исследования современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения. Советская педагогика, 1983, J* 6, с.64−71.
  25. С.Я. Некоторые проблемы политехнического образования. -В сб.: Вопросы теории и практики политехнического образования в свете решений ХХУТ съезда КПСС. М.: Изд. АПН СССР, 1982, с.14−26.
  26. С.Я. Профессионально-политехническая подготовка учащихся ключевая проблема педагогической науки. -Советская педагогика, 1984, В 4, с.11−18.
  27. С.Я. Теоретические основы подготовки рабочих высокой квалификации. Советская педагогика, 1977, В 8, с.68−76.
  28. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  29. В.И., Сазонов Я. В. Философские проблемы развития технических наук. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. — 144 с.
  30. В.П., Гельбурт Б. Е., Чудновский Н. С. Вопросы общей методики изучения машин в средней школе. М.: АПН РСФСР, 1962. — 228 с.
  31. А.Н. Математика и технические науки. Вопросы философии, 1980, R 2, с.81−91.
  32. М.Н. О специфике технического знания. Философские науки, 1981, J? 3, с.24−33.
  33. А.А. Подготовка кадров в машиностроении. М.: Машиностроение, 1970. — 240 с.
  34. А.А., Шибанов А. А. О единстве и взаимосвязи политехнического и профессионального образования. Школаи производство, 1974, 9, с.12−15.
  35. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. — 175 с.
  36. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  37. Введение в эргономику. /Под ред. В. П. Зинченко. М.: Сов. радио, 1974. — 352 с.
  38. Взаимосвязь естественных и технических наук. /Под ред. С. В. Шухардина. М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1976. — 320 с.
  39. Взаимосвязь технических и общественных наук. /Под ред. Ю. С. Мелешенко. Л.: Ин-т истории естествознания и техники, 1972. — 323 с.
  40. А.И. Эргономика на уроках труда. Школа и производство, 1980, $ 10, с.29−31.
  41. М.А. Формирование некоторых первоначальных физических представлений на уроках труда в пятом классе. В сб.: Проблемы политехнического обучения. -СЕердаовск- 1971, с.124−145.
  42. Н.И. Формирование системы понятий об элементах техники в процессе трудового обучения е восьмилетней общеобразовательной школе: Автореф. Дис. ."• канд. пед. наук.-М., 1971. 28 с.
  43. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки. В кн.: Философия, естествознание, современность. — М.: Мысль, 1982, с.151−167.
  44. В.Г. Методологический анализ развития научнотехнических дисциплин (на примере теоретической радиолокации). Б кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1983. -М.: Наука, 1983, с.307−332.
  45. В.Г. Мнтодологический анализ системотехники* -М.: Радио и связь, 1982. 160 с.
  46. В.Г. Проблема формирования теории в технической науке. В кн.: Методологические проблемы взаимодействия общественных, -естественных и технических наук. — ГЛ.: 1981, с.288−305.
  47. В.Г. Проблемы построения современной технической теории. Вопросы философии, 1980, Л 12, с.118−128.
  48. В.Г. Системотехника и управление. ГЛ.: Знание, 1979. — 64 с.
  49. В.Г. Современные комплексные научно-технические дисциплины. Вопросы философии, 1982, Л 7, с.133−141.
  50. В.Г., Розин В. М. К воцросу о специфике технических наук в системе научного знания. Вопросы философии, 1978, J? 9, с.72−82.
  51. В.Д. Изучение электронно-вычислительной техники как средство политехнической подготовки школьников. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 20 с.
  52. В.П. Техника и природа. Социологические и методологические проблемы комплексности материально-технического развития. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. 123 с.
  53. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы. /Под ред. П. Н. Андрианова. М.: АПН СССР, 1976. — 188 с.
  54. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вып. I. М.: Машиностроение, 1973. — 352 с.
  55. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Принцип активного оператора и распределение функций между человеком и автоматом. Вопросы психологии, 1971, Л 3, с.3−12.
  56. А.И. Школа и проблемы охраны природы (содержание природоохранительного образования). -М.: Педагогика, 1981. 184 с.
  57. В.П., Мунипов В. М. Человеческий фактор в современной технике. Вопросы философии, 1972, № II, с.43−55.
  58. В.Г. Политехническое образование в современных условиях. Советская педагогика, 1975, I 3, с.4−11.
  59. .И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1977. — 264 с.
  60. Н.И. Соотношение и взаимосвязь природных и социальных сторон техники. В сб.: Наука и образование в условиях развитого социализма. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1983, с.116−127.
  61. С.М. Человек среди автоматов. М.: Знание, 1982.240 с.
  62. Изменение «идеалов» организации научного знания в современной технической науке. Вопросы философии, 1983, № 9, с.49−58.
  63. В.М. Учителю о новой технике в машиностроении. -М.: Машиностроение, 1977. 128 с.
  64. В.А. Политехническая подготовка школьников в процессе обучения их радиоэлектронным специальностям. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 18 с.
  65. В.И. Обучение конструированию на уроках труда.
  66. М.: Просвещение, 1976. 158 с.
  67. В.И. Теория и практика формирования и развития у школьников конструкторских знаний и умений. Автореф. Дис.. докт. пед. наук. М., 1982. — 35 с.
  68. КедроЕ Б. М. Изменение связи между естествознанием и техникой. ГЛ.: Ин-т истории естествознания и техники, 1968. — 16 с.
  69. И.Д. Подготовка рабочих широкого профиля е средних профтехучилищах. М.: Педагогика, 1979. — 190 с.
  70. В.И., Сергеев В. А., Сопонин Ю. Н. Методологические аспекты истории формирования технических наук. Вопросы философии, 1982, Л II, с.109−115.
  71. А.В. Охрана окружающей среды от промышленных загрязнений. М.: Акад. народного хозяйства, 1982. — 108 с.
  72. В.Д. Специфика предмета технических наук. В кн.: Научно-техническая революция и некоторые методологические проблемы технических наук. — Л.: Инг истории естествознания и техники. Ленингр. отд., 1970, с.34−50.
  73. В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. Л.: Изд-eo Ленигр. ун-та, 1977. — 104 с.
  74. Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  75. А.А. К.Маркс и проблемы техники. М.: Наука, 1968. — 112 с.
  76. Леднев В. С, Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  77. B.C., Сова А. Я., Кузнецов А. А. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ произЕодства. М.: Высшая школа, 1977. — 159 с.
  78. А.А., Волков Ю. С. Теория размерного формообразования. Физика и химия обработки материалов, 1974, J? I, с.13−22.
  79. .Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. М.: Сов. радио, 1966. — 464 с.
  80. В.А. Тенденции «экологизации» современного научного знания. В кн.: Наука. Организация и управление. — Новосибирск: Наука, 1979, с.199−223.
  81. Ю.М. Обучение учащихся работе на металлорежущих станках. К.: Рад. школа, 1978. — 53 с.
  82. Н.М. Экологическая проблема и проблема управления научно-техническим прогрессом. Вопросы философии, 1982, В II, с .116−121.
  83. Н.М. Экологическая проблема и технические науки. -Вопросы философии, 1980, Я 5, c. III-120.
  84. Н.М. Экологическая проблема и технические науки (Философско-методологические аспекты). Баку: Элм, 1982. — 213 с.
  85. Г. Научно-технический прогресс основа интенсификации общественного производства. — Коммунист, 1983, П 4, с. 61−72.
  86. В.А., Степанов Б, А. Роль и место человека в процессе исследования сложных технических систем. Вопросы философии, 1983, Я 3, с.77−83.
  87. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  88. Ю.С. Техника и закономерности ее развития.
  89. Л.: Лениздат, 1970. 246 с.
  90. Ю.С., Шухардин С.В. В.И.Ленин и научно-технический прогресс. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1969. — 324а
  91. Механическая обработка материалов /А.М.Дальский, В. С. Гаврилюк, и.Н.Бухаркин и др. М.: Машиностроение, 1981. 263 с.
  92. А.Е. Пути реализации политехнического принципа в процессе обучения сельскохозяйственной технике в общеобразовательной школе. Автореф. Дне.. канд. пед. наук. -М., 1974. 20 с.
  93. Наука и образование в условиях развитого социализма. /Под общ. ред. Л. А. Горбунова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1983. — 212 с.
  94. Научно-техническая революция и общество. /Под ред. Н. И. Дряхлова, Б.М.КедроЕа, С. В. Шухардина и др. М.: Мысль, 1973. — 480 с.
  95. Научно-техническая революция и проблемы инженерного образования. /Под ред. Ю. М. Соломенцева и др. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980. — 130 с.
  96. Ф.Е. Утилизация и очистка промышленных отходов. -Л.: Судостроение, 1980. 231 с.
  97. В.В. Элементы физики е начальных классах. Автореф. Дис.. канд. пед. наук.,-М., 1967. 21 с.
  98. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? М.: Политиздат, 1976. — 287 с.
  99. НоводЕорский Б. Е. Формирование политехнических знаний и умений по машиновежениго на занятиях по техническому труду в 1У-УШ классах. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. -Челябинстк, 1980. 19 с.
  100. .И. Обучение учащихся-токарей умению логическимыслить. М.: Высшая школа, 1975. — 127 с.
  101. Общество и природная среда. М.: Знание, 1980. — 240 с.
  102. Е.В. Экологический аспект политехнического принципа преподавания физики в школе: Авторе®-. Дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 18 с.
  103. П.Г. Современное производство и окружающая среда. -Новосибирск: Наука, 1979. 191 с.
  104. Ю.М. Обучение младших школьников энергетическим основам техники (на примере 4 класса). Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 30 с.
  105. Г. Н. О задачах и подготовке инженеров-системотехников. В кн.: Проблемы больших систем. — М.: Знание, 1974, с.16−23.
  106. Политехнический принцип в обучении основам наук в средней школе. /Под ред. Д. А. Эпштейна. М.: Просвещение, 1979. — 151 с.
  107. А.А. Элементы механизации труда на занятиях в слесарно-механической мастерской (У-УТН классы). Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1963. — 23 с.
  108. В.А. Политехнический принцип я трудовом обучении школьников. /Под ред. А. А. Шиоанова. М.: Просвещение, 1977. — 80 с.
  109. В.А. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся средних общеобразовательных школ. Автореф. Дис.. докт. пед. наук. М., 1979. -31 с.
  110. Л.Я. Электрофизическая и электрохимическая обработка материалов. М.: Машиностроение, 1982. — 400 с.
  111. ПО. Попов Е. В. Технический объект и предмет текническихнаук. В кн.: Философские вопросы технического знания.-М.: Наука, 1984, с.22−39.
  112. Проблемы единого уровня общеобразовательной подготовки учащихся в средних учебных заведениях (на примере дисциплин естественно-математического цикла). /Под ред. В. М. Монахова. М.: Педагогика, 1983. — 144 с.
  113. Программы восьмилетней и средней школы. Физика. Астрономия. М.: Просвещение, 1982. — 48 с.
  114. Программы восьмилетней школы. Трудовое обучение I7−7III классы городских школ РСФСР. М.: Просвещение, 1982. -112 с.
  115. Программы восьмилетней и средней школы. Химия. М.: Просвещение, 1982. — 33 с.
  116. Программы восьмилетней и средней школы. География. -М.: Просвещение, 1982. 94 с.
  117. В.М. Системные представления в системотехнике, «традиционном» проектировании и дизайне. В кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1983. — М.: Наука, 1983, с.345−360.
  118. Я.В. Философские проблемы технических наук. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 88 с.
  119. А.В. Изучение элементов физики в младших классах (3−5 классы). Автореф. Дис.. канд. пед. наук. -К., 1969. 22 с.
  120. Д.Д. Особенности строения технических наук. -В кн.: Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1967, с.182−189.
  121. В.И. Взаимосвязь наук в процессе создания новой техники. В кн.: Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. -М.: Наука, 1981, с.256−269.
  122. М.Н., Ставский П. И. Проблемы теории политехнического обучения на современном этапе. Советская педагогика, 1973, J? 2, с.95−103.
  123. М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
  124. С.Н. Условия и основания синтеза биологических и технических знаний. В кн. Философские вопросы технического знания. -М.: Наука, 1984, с.235−252.
  125. Г. Л. Концепция взаимодействия человека и машины: истоки, развитие, значение, Вопросы философии, 1978, Я 4, с.115−129.
  126. А.Я. Содержание и структура курса «Основы техники» для классов с углубленным изучением отдельных предметов по выбору учащихся. Авторе®-. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1974. 23 с.
  127. Социально-экологические проблемы современности и новая НТР. /Под ред, В. Г. Марахова. Л.: Изд-ео Легашгр. унта, 1981. — 104 с.
  128. Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук. /Под ред. М. А. Парнюка. К.: Науко-Еа думка, 1978. — 347 с.
  129. Специфика технических наук. /Под ред. 10. С. Me леще нк о и др. М.: Ин-т истории естествознания и техники, 1974. -334 с.
  130. П.И. Теоретико-методологические основы построения содержания политехнического образования в общеобразовательной школе. Автореф. Дис.. докт. пед. наук.-М., 1979. 37 с.
  131. В.Я. Труд е условиях развитого социализма: Социально-философские вопросы. Л.: Наука. Ленинградок, отд., 1976. — 150 с.
  132. Теоретические основы общего среднего образования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  133. Р.З. Политехническая подготовка учащихся средних школ в условиях реализации межпредметных связей основ наук и трудового обучения. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1982. — 18 с.
  134. Тогулева М. И, Развитие политехнического кругозора у учащихся начальных клэссое е процессе трудового обучения, АЕТореф. Д^с.. канд. пед. наук. М., 1970. -26 с.
  135. Д.А. Изучение машин на примере токарного станка как один из важнейших элементов политехнического обучения в восьмилетней школе. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1962. — 16 с.
  136. Д.А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда. К.: Рад. школа, 1980. — 152 с.
  137. Н.И. Соревнуются рационализаторы. М.: Моск. рабочий, 1982. — 61 с.
  138. В.М. Дидактические вопросы переноса трудовых умений школьников (на примере механической обработки металлов резанием в У11-У1П классах). Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1977. — 22 с.
  139. Л.И. Научный прогресс и разработка технических средств: Эволюция и современное состояние. М.: Наука, 1973. — 272 с.
  140. В.К., Новик И. Б. Проблемы взаимодействия человека с природной средой. Вопросы философии, 1972,1. Я 12, с.46−58.
  141. П.Н. Философия и интеграция познания. Вопросы философии, 1978, JS 7, 6.16−30.
  142. В.М. Техническое знание: Особенности возникновения и функционирования. Новосибирск- Наука, 1979. -192 с.
  143. В.М. Формирование общего техникознания. -В кн.: Наука. Организация и управление. Новосибирск: Наука, 1979, с.151−162.
  144. В.М. Формирование общей теории техники. -Вопросы философии, 1981, Я 8, с.130−137.
  145. Философские вопросы технического знания. /Под ред. Н. Т. Абрамовой и др. М.: Наука, 1984. — 296 с.
  146. К.В. Машиностроение: пути совершенствования техники и технологии. В кн.: Будущее науки. Вып. 14.
  147. М.: Знание, 1981, с.18−31.
  148. Е.Р. Политехнический аспект межпредметных связей (на материале курса физики и математики 9−10 классов средних школ). Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 18 с.
  149. В.В. Особенности развития технических наук. Вопросы философии, 1981, Л 8, с.120−129.
  150. В.В. Специфика технического знания. Вопросы философии, 1979, № 4, с.59−67.
  151. В.В. Становление и структура технического знания. Автореф. Дис.. докт. философ, наук. Новосибирск, 1979. — 39 с.
  152. В.В. Технические знания и взаимосвязь естественных, общественных и технических наук. В кн.: Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук, — М.: Наука, 1981, с.269−287.
  153. Чешев В. В, Техническое знание как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981. — / 194 с.
  154. А.В. Токарь профессия знатная. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд., 1974. — 152 с.
  155. С.М. Политехническое обучение. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 728 с.
  156. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  157. С.А. Политехнические и технические знания. -Советская педагогика, 1982, Л 8, с.78−82.
  158. Г. И. Материалистическая диалектика и технические науки. В кн.: Материалистическая диалектика — методология естественных, общественных и технических наук. — М.: Наука, 1983, с.259−275.
  159. Г. И. Методологические вопросы технического знания, Вопросы философии, 1976, JS II, с.55−62.
  160. Г. И. Некоторые проблемы возникновения и развития технических наук. В кн.: Философские вопросы технического знания. — М.: Наука, 1984, с.58−66.
  161. Г. И. Природа, специфика, функции технических наук. (Социальные и методологические проблемы). Автореф.
  162. Дис.. докт. филос. наук. М., 1972. — 30 с.
  163. Г. И. Философия и технические науки. М.: Высшая школа, 1979. — 120 с.
  164. А.А. Элементы эргономики в трудовом политехническом обучении. Школа и производство, 1980, Ш 10, с.27−29.
  165. А.А. Политехническое трудовое обучение и всестороннее развитие личности. В кн.: Единство воспитанияи обучения в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащейся молодежи. М.: Высшая школа, 1982, с.12−17.
  166. С.В. Основы истории техники: Опыт разработки теоретических и методологических проблем. М.: Изд-во АН СССР, 196I. — 278 с.
  167. Д.А. О содержании трудового политехнического обучения в средней школе. Советская педагогика, 1965, Л 8* с.10−16.
  168. Э.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  169. .Г. Взаимосвязь общественных, естественных и технических наук: Научно-аналитический обзор. М.:Ин-т науч. информ. по обществ, наукам, 1980. — 56 с.
  170. В.Н. Изучение элементов механизмов и машин в процессе трудового обучения в восьмилетней школе. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 16 с.
  171. Туд Г. Х., Макол Р. Э. Системотехника: Введение в проектирование больших систем. М.: Сов, радио, 1962. — 550 с.
  172. Справочник по системотехнике. /Под ред. Р.ГЛакола. -М.: Сов. радио, 1970. 688 с.
  173. А. Опыт методологии для системотехники. М.: Мир, 1975. — 447 с.
  174. Эргономика: Проблемы приспособления условий труда к человеку. /Под ред. В. Ф. Венда. Мир, 1971. — 424 с.
Заполнить форму текущей работой