Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рубиштейн M.M., Соколов П., Шмидт К., Жураковский Г. Е., Богуславский А. В., Корнетов Г. Б. и др.), показывает, что развитие идеи права на образование не стало пока еще предметом самостоятельного исследования. Необходимо заметить, что отдельные стороны этого феномена нашли отражение в трудах историков педагогики: всеобщность обучения (Рубинштейн М.М., Соколов П.) — обязательность обучения (Гессен… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпосылки возникновения теории естественного права как методологической основы решения проблем права на образование
    • 1. 1. Научные подходы к анализу понятия «право на образование» как историко-педагогического явления
    • 1. 2. Теоретические предпосылки возникновения теории естественного права
    • 1. 3. Практические предпосылки возникновения теории естественного права
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Генезис идеи «право на образование» как историко-педагогического явления
    • 2. 1. Взаимосвязь педагогических и правовых идей в творчестве Д. Локка
    • 2. 2. Теория «естественного человека» Ж.-Ж.Руссо и пути его воспитания. «
    • 2. 3. Развитие идеи права на образование в работах французских материалистов
    • 2. 4. Новый этап становления теории прав человека и способов их реализации в рамках идеи культуросообразности
  • Выводы по второй главе

Развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII-XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы развития идеи права на образование на современном этапе общественного развития определяется следующими обстоятельствами:

— все большей ориентацией общества на общечеловеческие ценности, формированием единого мирового и европейского общеобразовательного пространства, усилением образовательных связей;

— более глубоким и всесторонним изучением человека, изменением понимания его природы и сущности;

— изменяющейся социальной ситуацией, препятствующей реализации прав ребенка;

— современной образовательной ситуацией, характеризующейся сменой парадигмальных оснований в педагогической науке и практике, но в которой, тем не менее, право ребенка на образование не реализуется в полной мере.

Принятие ООН Конвенции о правах ребенка и ряда других документов привлекло внимание широких слоев общества к этой проблеме во всем мире.

Изменение политического и экономического курса России резко обострило проблему детства: в стране огромное число беспризорныхоколо 3 млн. детей никогда не посещали школу, резко увеличилось число детейсоциальных сирот. Экономические трудности, которые переживает система образования в целом, слабая социальная защита всех работников образованиятак называемые «платные образовательные услуги» — недоступность для большей части детей обучения в инновационных, как правило, элитарных учебных заведениях привели к тому, что часть детей лишена права на полноценное образование. Поэтому, проблема защиты прав ребенка, обеспечение его права на образование становится все более значимой у нас в стране. Совершенно очевидно, что без создания условий для реализации права на образование невозможно поступательное движение вперед.

Проблема «Человек и права человека» является одной из глобальных проблем современности." Решение её возможно только на основе гуманистических ценностей сегодняшнего мира. Между тем, анализ изученной литературы показывает, что пока мало работ, в которых отдельные права человека были бы осмыслены с учетом современной ситуации, элементов международного глобального и этнического воспитания. Поэтому, возникла необходимость рассмотреть как развивалась идея «права на образование» .

Идея права на образование гуманистична по своей сути. Она, провозглашая равное право каждого на получение образования, формирует отношение к образованию как ценности. Развиваясь в русле теории естественного права, которое воплощает в себе разум и вечную справедливость, педагогическая идея права на образование опосредованно способствовала осознанию того, что все люди — равны, каждый человек — личность, ребеноксущество, требующее специальной заботы и защиты.

Обращение к историко-культурному анализу, видение целостной картины развития идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы позволяет определить научную базу, выделить основные ценностно-смысловые ориентиры: понимание человека в различные эпохи Западной цивилизации, естественно-правовые представления, на которых можно строить защиту. Это необходимо также и для того, чтобы создать условия для реализациии права на образование сегодня.

Историко-культурный анализ показывает, что понятие «право на образование» было в центре внимания философов, правоведов, педагогов (Платон, Аристотель, А. Аврелий, Ф. Аквинский, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Я. А. Коменский, ЖЖРуссо, К. Гельвеций, Ж. А. Кондорсе и др.). Однако нет целостной картины того, как право на образование защищалось в рамках самой педагогической теории того или педагога. Анализ целого ряда работ по истории педагогики, в которых представлен анализ педагогических теорий и систем (Демков МЛ, Веймер Г., Золотарев С. А., Модзалевский К. Н., Монро П.,.

Рубиштейн M.M., Соколов П., Шмидт К., Жураковский Г. Е., Богуславский А. В., Корнетов Г. Б. и др.), показывает, что развитие идеи права на образование не стало пока еще предметом самостоятельного исследования. Необходимо заметить, что отдельные стороны этого феномена нашли отражение в трудах историков педагогики: всеобщность обучения (Рубинштейн М.М., Соколов П.) — обязательность обучения (Гессен С.И.) — становление системы юридических норм, обеспечивающих развитие школьного образования (Веймер Г., Паульсен Ф., Салимова К. И., Безрогов В. Г., Джуринский А.Н.) — оценка понимания и осмысления феномена той или иной яркой, неординарной личностью (Рубинштейн М.М., Корнетов Г. Б.). Интерес к проблеме обнаруживает себя в современных исследованиях по истории и праву (М. Н. Лазутова. Права человека в обучении. М, 1993 г.- а также диссертационное исследование М. В. Гршценко «К, Д. Ушинский о воспитательных функциях права». Спб, 1995 г.

Для того, чтобы понять, какими возможностями обладает современная педагогика для выработки механизмов реализации права ребенка на образование, необходимо обратиться к истории этого вопроса и рассмотреть этапы и логику развития понятия «права человека», в том числе и «права на образование», а также оценить те подходы к реализации права на образование, которые вырабатывались великими педагогами.

Наиболее значимым этапом в развитии прав человека является этап становления и развития теории естественного права, в которой впервые был заострен вопрос о праве человека, праве ребенка на образование в связи с особым пониманием его сущности как природного существа. Мы полагаем, что анализ педагогических идей, ориентированных на реализацию естественных прав человека, в том числе и права на образование, может оказаться важным для разработки педагогического аспекта теории прав человека в настоящее время.

Вместе с тем, современное состояние развития общества ориентирует нас на всесторонний анализ социального аспекта права на образование, так как сегодня, социокультурная ситуация в стране не позволяет создать условия для реализации права на образование определенной группы детей. Поэтому, важным для нашего исследования, является и тот этап общественного развития, в котором складывается представление о человеке как культурном, то есть социальном существе (I пол. XIX в.).

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило цель, задачи, объект и предмет исследования.

Тема исследования: развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы XVII — XIX веков.

Объект исследования: идея права на образование в педагогических теориях Западной Европы в V в. до н.э. — ХУШ в.

Предмет исследования: развитие идеи права на образование в педагогических теориях Западной Европы в границах теории естественного права.

Цель исследования: рассмотреть идею, права на образование как исторически развивающееся явление, как одну из значимых идей теории естественного права.

Задачи исследования: раскрыл, сущностные характеристики человека на разных этапах развития Западной цивилиациивыявить зависимости, возникающие между педагогическими и правовыми идеями эпохи и представлениями о человекенайти интегрирующее звено, обозначить связи между этими идеями в педагогических теорияхраскрыть с этих позиций теорию естественного права как методологическую основу решения проблемы права на образование.

Хронологические рамки исследования:

XVII — период становления и развития теории естественного права — I пол. XIX века — период выдвижения гипотез и поиска решений вопросов обязательного образования в различных странах Западной Европы. Но, исследуя предпосылки развития идеи права на образование, мы обращаемся к более ранним периодам истории Западной цивилизации. Поскольку рассматривается несколько общественно-экономических формаций, то возникла необходимость выделить определенные периоды. Они частично совпадают с формациями, но поскольку сама идея может возникать задолго и продолжать существовать после — то границы периода не всегда совпадают с границами формации. Каждый из периодов характеризуется своими представлениями о человеке, педагогическими и правовыми идеями. В каждом из периодов в педагогических теориях предлагается свой механизм реализации права на образование.

Источники исследования:

— историко-философская и общенаучная литература, помогающая шире и глубже раскрыть и понять изучаемую проблему (В.Ф.Асмус, Д. Антисери, В. С. Библер, Б.М.Бим-Бад, А. С. Богомолов, М. В. Богуславский, А. Б. Венгеров, И. Е. Верцман, В. П. Волгин, С. И. Гессен, П. С. Гуревич, А. В. Гулыга, А. Т. Дворцов, Т. Б. Длугач, Г. А. Заиченко, В. Н. Кузнецов, Т. А. Коломиец, И. С. Кон, Т. Кун, В. Б. Миронов, М. Мид, Б. Л. Назаров, П. Наторп, С. Д. Поляков, В. Рабинович, СА. Расчетина, Н. С. Розов, М. А. Силин, В. С. Степин, Г. С. Сухобская и др.);

— труды зарубежных философов и педагогов, в которых отражены историко-культурные представления об этом феномене — связи образования и права (Аристотель, Платон, А. Аврелий, Ф. Аквинский, Э. Ротгердамский,.

Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ж. А. Кондорсе, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, И.Ф.Гербарт);

— работы историков, в которых характеризуется мировоззрение эпохи, анализируются правовые, культурологические, педагогические идеи эпохи (Т.В.Блаватская, М. Блок, М. С. Бобкова, Л. Винничук, П. Гиро, А. Я. Гуревич,.

A.И.Зайцев, С. Я. Лурье, В. С. Нерсесянц, Н. И. Николаева, НВ. Ревякина, Плутарх, В .И.Шамшурин и другие);

— теоретические труды исследователей по истории педагогики и истории образования (М.И.Демков, Г. Веймер, Б. Л. Вульфсон, Ф. Ге, А. Н. Джуринский,.

B.Ф.Дерюжинский, Г. Е. Жураковский, В. Ф. Залеский, С. А. Золотарев, Г. Б. Корнетов, О. Е. Кошелева, М. Лекиерк, HI. Летурно, М. И. Меньшиков, П. Монро, Ф. Паульсен, М. М. Рубинштейн, К. И. Салимова, П. Соколов, Ф. Хофман и др.);

— ряд критических работ и статей, которые с разных позиций трактуют проблему;

— работы, которые сегодня посвящены правовой идее педагогики (М.Н.Лазутова, М.В.Гршценко).

Методы исследования:

1. Анализ, синтез и историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках.

2. Сравнительно-исторический, позволивший осуществить сравнительный анализ педагогических теорий, в которых рассматривается (прямо или косвенно) идея права на образование, начиная с истоков Западной цивилизации.

3. Сравнительно-педагогический, позволивший выявить общее и особенное в педагогических взглядах и педагогических теориях определенной эпохи, реализующих в той или иной степени право на образование.

Диссертационное исследованиеопирается на идеи: социокультурной обусловленности правовых и педагогических теорий, ориентирующих общество на прогрессивные тенденции развития социума и выступающих как идеал, определяющий будущеезакономерного возникновения и развития теории естественного права, выступающей важной теоретической предпосьшкой для развития педагогических теорийсуществования определенной мыслительной парадигмы эпохи, которая. позволяет в едином ключе исследовать многие идеи, связанные с пониманием.

Щ> человека и его прав, в том числе, права на образование.

Исследование проводилось на основе цившшзацййнного, формаций нного, культурологического подходов к изучению историко^педагогического процесса, совокупность которых обеспечила целостное видение идеи связи образования и права.

На защиту выносятся следующие положения:

Философское понимание сущности человека на разных этапах, развития Западной цивилизации выступало методологической основой, обеспечивающей развитие гуманитарных наук, в том числе5 педагогической и правовой науки,.

Представления о человеке как природном существе, развиваемые в разных гуманитарных науках, являются связующим звеном между педагогической и юридической наукой и создают в себе сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями.

Наиболее полно эта связь представлена в трудах Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, энциклопедистов, развивающих новое представление о человеке и в произведениях которых теория «естественного человека» повлияла на теоретическое обоснование «права на образование». ф — Мы защищаем сам логический путь исследования.

Развитие идеи права на образование в истории Западной цивилизации мы можем проследить через анализ педагогических идей и теорий, формирующихся в границах теории естественного права. Однако в диссертации мы рассматриваем и предыдущий и последующий периоды Западной цивилизации, чтобы просмотреть развитие идеи в цепочке прошлое — настоящее — будущее.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования!

1. Дан теоретико-методологический анализ педагогического феноменасвязи образования и права на образование как историко-культурного явления. ф 2. Охарактеризованы теоретические и практические предпосылки возникновения теории естественного права, как основы развития права на образование.

3. Показано развитие идеи права на образование в историко-педагогическом процессе Западной цивилизации.

4. Раскрыта обусловленность идеи права на образование в педагогических теориях пониманием человека как природного и социального существа.

5. Выявлена обусловленность идеи права на образование существованием нормативной базы, имеющейся в государстве. м Результаты исследования имеют значение лшт понимания закономерности историко=педагогического процесса, для анализа современных педагогических теорий с точки зрения защищенности в них ребенкадяя осмысления возможных путей развития образования в системе общечеловеческих ценностей,.

Практическая значимость исследования связана о возможностью использования его материалов для: обоснования подходов к решению проблем современного образовательного процессалекционной работы, разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам истории образования, сравнительной педагогики.

Апробация результатов исследования осуществлялась на аспирантском семинаре, при чтении лекций на факультете философии человека, факультете коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, на заседаниях проблемной лаборатории при кафедре педагогики. Отдельные материалы обсуждались на научно-практических конференциях Санкт-Петербург (1995, 1997), Новгород.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав (семь параграфов), заключения, списка литературы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рассмотрев генезис идеи «право на образование» как историко-педагогического явления Западной цивилизации XVH — ХУШ веков, мы отмечаем ее последовательное развитие. Оно было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, более высоким уровнем развития социально-экономических отношений.

Во-вторых, развитием идей естественного права, которые послужили основой естественно-правовых и договорных теорий. Философы, носители этих идей, занимали несколько разное место в социуме, и, потому, каждый придавал их развитию некое своеобразие. Естественно-правовые и договорные теории были неоднородны и противоречивы. Но каждая их них подчеркивала уважение к человеку, закону, неоспоримость естественных прав граждан.

В-третьих, подчеркнутое внимание к человеку как «естественному существу», повлекло за собой осознание особой природы и особой ценности детства. Это способствовало тому, что философы, политические деятели, педагоги стали говорить не только о правах человека, но и о правах ребенка. Право на образование — важнейшее из прав, функционирование которого обязано обеспечить государство, для защиты права ребенка на жизнь, для становления последнего гражданином, полноценным членом социума.

Эпоха Просвещения вложила в понятие «естества» смысл ценного, разумного, сущности и т. д. и противопоставила естественное как неизменное, исторически возникшему. Идея естественной педагогики настолько вытекала из общего уклада духовной жизни ХУЛ века, что голос ее слышится в педагогических идеях Я. А. Коменского, она проходит через учение Д. Локка, но полное выражение находит у Ж. Ж. Руссо.

И' Локк, и Руссо рассматривали идею свободы. Она была продиктована всей общей гуманистической атмосферой и верой в естество, природу ребенка, которой нужно только дать простор выявиться. Но мысли Локка и Руссо о возбуждении и мягком направлении естественной любознательности ребенка как главном стержне обучения реализуются пока лишь для элиты, для массового образования этим идеям суждено играть рол далеких ориентиров.

Осознание французскими материалистами (Гельвеций, Дидро и другие) огромной социальной значимости государственной постановки образования, сослужило весомую службу для революционной идеологии. Их идеи способствовали все более широкому осознанию необходимости образования для каждого, создавали условия для действительного становления права на образование как законодательно регламентируемого явления в странах Западной Европы в исследуемый период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено изучению развития идеи права на образование в истории Западной цивилизации с XVII в. по XIX в. Цель исследования состояла в том, чтобы рассмотреть идею права на образование как исторически развивающееся явление, как одну из значимых идей теории естественного права.

Определяя планируемый результат исследования как получение нового научного знания по исследуемой проблеме, мы исходили из возможности анализа и сопоставления педагогических теорий, философских и правовых идей зарубежных философов, педагогов, правоведов, в которых отражены прямо или опосредованно историко-культурные представления об идее «право на образование» .

Для реализации поставленной цели. использовались теоретико-методологические основы цивилизационного подхода к изучению историко-педагогического процесса, который позволяет проследить зарождение и развитие идеи «права на образование» в истории Западной цивилизацииформационного подхода, который дает ключ к осмыслению взаимоотношений человека и общества, к пониманию сущности человека в различные исторические эпохикультурологического подхода, который подчеркивает уникальность человека, ценностное к нему отношение.

Идея права на образование развивалась в рамках теории естественного права, окончательное оформление которой происходит в XVH веке. В исследовании выделены и подробно проанализированы группы теоретических и практических предпосылок, сложившихся в предшествующие эпохи и послуживших основой становления теории естественного права.

Наиболее остро проблема человека и его прав обозначает себя в периоды социальных кризисов и потрясений. Новое видение человека, его прав и свобод обусловливает поиск путей воспитания и обучения. Из множества педагогических теорий мы выбрали для более глубокого осмысления теорию воспитания джентльмена Д. Локка, теорию воспитания естественного человека Ж. Ж, Руссо, теорию воспитания к свободе ИХербарта.

Прежде всего, следует отметить, что каждой исторической эпохе Западной цивилизации соответствует своя парадигмальная идея о сущности человека. Эта идея обусловливает развитие всего гуманитарного знания в целом, правовых и педагогических идей в том числе.

Представления о человеке, развиваемые в гуманитарных науках, являются связующим звеном между педагогической и юридической наукой и создают в себе сущностную связь между ними, определяемую этими представлениями.

Мы констатируем, что идея права на образование всегда существовала в теориях педагогов Западной цивилизации прямо или опосредованно. В наиболее острые моменты истории цивилизации идея проявлялась особенно ярко. Качественное своеобразие идеи права на образование было обусловлено социокультурной ситуацией конкретной эпохи. Однако, развитие идеи и, особенно, ее реализация невозможны без определенной нормативной базы государства. К пониманию этого люди приходят не сразу, в течение долгих веков.

В рассмотренных нами педагогических теориях XVTI — XIX веков в явной или опосредованной форме содержится противоречие между индивидуальным и социальным, которое педагоги пытаются решить, с одной стороны, развивая идеи естественного права, а с другой, предлагая обществу найденный ими механизм реализации права на образование.

Так, Локк, рассматривая человека не только как природное существо, но и как существо, которое целиком зависит от системы воспитания, направленной на развитие всех сторон личности, выдвигает целый ряд педагогических и правовых идей. Он, концептуально оформив естественно-правовые идеи эпохи, одним из первых осмыслил право как естественное. Локк предложил путь реализации естественного права человека на жизнь, здоровье, свободу и собственность на основе разработанного им варианта воспитания юного джентльмена. В этом варианте предлагается формирование особого характера, обладая которым человек сможет пользоваться данными ему от природы «естественными правами».

Руссо углубляет парадигмальную идею эпохи, называя природу человека естественной и связывая её со свободой. Идея свободы разрабатывается им широко, многоаспектно. Выделение новой грани человека — человек — свободное существо — вносит новое содержание в представления о правах человекаправо на образование начинает рассматриваться им как право на свободный поиск истины. Идея свободы выступает главным механизмом связи юридической и педагогической идей и определяющим условием формирования «естественного человека».

Французские материалисты углубляют и развивают представление о человеке как природном существе. Они обогащают идею природного равенства людей, обуславливая им требования политического и юридического равноправия, особо подчеркивая при этом, право каждого человека на образование. Они предлагают целый ряд вариантов реализации права на образование в практике жизни. Их идеи нашли отражение в документах Французской революции, провозгласившей право на образование «естественнымправом человека».

Развитие представлений о человеке в немецкой классической философии II пол. ХУШ — 1пол. Х1Х века обусловливает формирование новой мыслительной парадигмы эпохи — человек — культурное существо. Идея культуры в понимании человека оказала влияние на пересмотр понятий «право» и «образование». Право начинает рассматриваться как некая нравственная ценность, как справедливостьнравственная идея становится ведущей идеей образования, теорий различных педагогов. Наиболее яркое выражение идеи немецкой классической философии получили в педагогической теории И.Гербарта. Его работы можно рассматривать как вариант поиска механизма универсального нравственного закона. Он предлагает организовать самостоятельный поиск категорического императива, так как только это способствует саморазвитию, самовоспитанию, само детерминации человека.

Изучение развития идеи права на образование позволяет глубже понять современный процесс формирования и осознания в нашей стране общечеловеческих ценностей в области образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Д. Джон Локк о физическом и нравственном воспитании // Традиции образования и воспитания в Европе X1.- XVII веков. Сб. статей и материалов. Отв. ред. Н. В. Ревякина. — Иваново, 1995. — 204 с.
  2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов пед. вузов. — В 2 ч. / Под ред. М. Н. Певзнера и С.АРасчетиной. Новгород, 1994. — 302 с.
  3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах // Сост. В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — т.1 — 400 е.- т.2 -352с.
  4. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. М.: Мысль, 1975. — т.1. — 550 е., т.2 -687с., т. З — 613 е., т.4 — 830 с.
  5. П.Ф. Призрение бедных в Англии. — Спб, 1901. 616 с.
  6. В.Ф. Жан-Жак Руссо. М.: знание, 1962. — 47 с.
  7. В.Ф. Избранные философские труды. М.: МГУ. 1969.
  8. B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. -Кемерово: «Алеф», 1993. 170 с.
  9. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1988. -1375 с.ю. Бим-Бад Б. М. Щит и оборона детства. М., 1995. — 70 с.и. Бим-Бад Б. М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994. — 48 с.
  10. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации -7 Педагогика. 1996. — № 1. — с.3 — 5.
  11. В.И. Общественное призрение за границей и в России. СПб, 1898.-58 с.
  12. Т.В. К вопросу об источниках по судебным реалиям афинской демократии // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.: Наука, 1988. — 210 с.
  13. М. Апология истории. М.: Наука, 1986.
  14. М.С. Жизнь и деятельность Жана Бодена в контексте культурных, религиозных и правовых течений во Франции XVI // Возрождение: гуманизм, образование, искусство // сб.науч.тр./ отв. ред. Н. В. Ревякина. Иваново, 1994. -139 с.
  15. А.С. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 368 с.
  16. М.В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т. 1. —М., 1994. с. 113 — 137.
  17. Большая Советская Энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская Энциклопедия, 1970. — т. 37.
  18. П.Б. «Русская идея» в философском образовании // Философские исследования. 1993. — № 2. — с. 50 — 58.
  19. М.М. Ведущие тенденции развития школы в странах Западной Европы в ХШ XIV веках // Западно-европейская средневековая школа и педагогическая мысль: Сб.науч.тр. — Вып.1 — ч.1 / Под ред. Салимовой К. И., Безрогова В. Г. -М., 1989. — 136 с.
  20. М.М. Педагогические идеи в культуре Западной Европы Х1П -XIV веков // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. Сб.науч.тр./Под ред. К. И. Салимовой В.Г.Безоргова. -М., 1990.-с. 5−21.
  21. JI.M. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. — 254 с.
  22. А.П. Региональные проблемы с позиций философии образования // Образование средство развития региона: сб.ст./под ред. В. М. Егорова. — М., 1994.-153 с.
  23. В., Борисова О. А. Философия ХЕК века. Теоретический курс авторизованного изложения. -М.: Изд. МЭГУ, 1994. 270 с.
  24. Г. История педагогики. СПб, 1913.-135 с.
  25. А.Б. Теория государства и права: ч.П. Теория права, — М.: Юристъ, 1996.-168 с.
  26. И.Е. Жан-Жак Руссо. М.: Худож.лит., 1976. 310 с.
  27. Вильман Отто. Дидактика, как теория образования. Т.2. -М., 1908, — 670 с.
  28. Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. М.: Высшая школа, 1988. — 420 с.
  29. В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М.: Наука, 1977. — 370 с.
  30. .Л. Великая французская революция и народное образование // Советская педагогика. -1989.-№ 6.-с.135—141.
  31. Ш. И., Голанг Е. Я. История педагогики. М., 1940. — 407 с.
  32. П.Г. Охрана детства в Англии. Пг, 1916. — 163 с.
  33. Ге Ф. История образования и воспитания. М, 1912. — 657 с.
  34. К. А. Сочинения: В 2-х тт. М., 1974.
  35. И.Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / под ред. Г. П. Вейсберга. М.: Учпедгиз, 1940, — т. 1 — 292 с.
  36. С.И. Основы педагогики / введение в прикладную философию /. — М.: Школа Пресс, 1995. — 447 с.
  37. П. Частная и общественная жизнь греков. Репринт с изд. 1913 1914 гг. -М.: Ладомир, 1994. 470 с.
  38. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы, — СПб, 1995. -104с. .
  39. А.Х. Филосифия эпохи Возрождения. М, 1980.
  40. Греки / пер. с англ. -М.: «Росмэн», 1994. 95 с.
  41. М.В. К.Д.Ушинский о воспитательных функциях права. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. С-Пб, 1995. — 23 с.
  42. Гроций Гуго. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994.
  43. А.В. Шеллинг. М: Соратник, 1994. — 220 с.
  44. Гуманитарная сфера и права человека / Сборник документов // сост. В. А. Корнилов. М.: Просвещение, 1992. — с. 18 — 69.
  45. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.-М.: Искусство, 1989.
  46. А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. -М.: Искусство, 1990.
  47. П.С. Философская антропология: Учебное пособие. -М.- Вестник, 1997.-448 с.
  48. Л. О воспитании. М.: изд-во «Школы и жизни», 1911,-172 с.
  49. А.Т. Жан Жак Руссо. М.: Наука, 1980. — 112 с.
  50. М.И. История западно-европейской педагогики. М., 1912.- 497 с.
  51. М.И. Курс педагогики. Ч. П.- М., 1918. 366 с.
  52. В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.
  53. В.Ф. Призрение бедных в Англии.- СПб, 1906. 49 с.
  54. А.Н. Зарубежная школа: история и современность / Учеб.пособие. М., 1992. — 177 с.
  55. А. Избранные педагогические сочинения / под ред. Е. Н. Медьшского.- М.: Учпедгиз, 1956. 373 с.
  56. Т.Б. Дени Дидро. М.: Мысль, 1986. — 190 с.
  57. Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности. -М.: Наука, 1995. 221 с.
  58. Европейская педагогика от Античности до Нового времени // Исследования и материалы: сб.науч.тр./ Под ред. В. Г. Безрогова и Л. В. Мошковой. ч.1.- М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 245 с.
  59. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики- М.Д963,-510с.
  60. ЗаиченкоГЛ. Джон Локк. М.: Мысль, 1988, — 199 с.
  61. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIET V вв. до н.э. — Л.: ЛГУ, 1985.-208 с.
  62. В.Ф. Системы призрения бедных в законодательстве и практике главнейших западно-европейских государств. Казань, 1912. — 310 с.
  63. С.А. Очерки истории педагогии на Западе и в России. СПб, 1910,-287 с.
  64. Информация о ходе выполнения Федеральной программы развития образования в части дошкольного, общего и начального профессионального образования//Педагогика.-1997. № 1.- с. З -6.
  65. Н.Н. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии. -1991, — № 6. -сЛ7 -36.
  66. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией чл.-кор. РАН В.СЛерсесянца. -М.Д995. 700 с.
  67. Н.В. Путь познания, или дорогу осилит идущий // Вопросы философии. 1996. — № 5, — с. З — 20.
  68. Кей Э. Век ребенка. СПб, 1905. — 293 с.
  69. А. Социальная система и законы ею управляющие. Пер. с фр. СПб, 1866.-313 с.
  70. А.Г. Что такое зтнопедагогика. Что такое народная педагогика // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Выпуск II. СПб.: Образование, 1995. — с.9 — 23.
  71. И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995.- № 6. — с.84 — 89.
  72. Т.А. Концепция человека во французском материализме XVIII века.-Киев, 1978.- 136 с.
  73. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.
  74. Я.А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. «Педагогическое наследие». -М.: Педагогика, 1987.
  75. Кон Й. С. Ребенок и общество. М., 1983.
  76. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика.- 1991.- № 10. с. З -18.
  77. Конвенция о правах ребенка (справочные материалы). Сост. Трухачева Т.В.-С-Пб, 1994.-63 с.
  78. .А. Доклад об общей организации народного образования // Хрестоматия по истории педагогики: Учеб. пособие / сост.А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  79. Г. Б. Мудрость Сократа//Магистр. 1992.- № 1 — с.44−48.
  80. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: ИТПИМПО, 1993. 135 с.
  81. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса.- М.: ИТПИМПО, 1994. 265 с.
  82. Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. — № 3. — с. 23 — 29.
  83. О.Е. История детства: опыт зарубежной историографии // Педагогика. 1996.-№ 3. — с.81 — 87.
  84. B.C., Расчетина С. А. Региональная программа развития образования, — СПб, 1994.-31 с.
  85. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994, — 567 с.
  86. JI.T. Проблема государства и общества в домарсистской мысли. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 214 с.
  87. В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981. -303с.
  88. В.Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западно европейская философия XVHI века. — М.: Высшая школа, 1986. — 400 с.
  89. В.Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988. — 210 с.
  90. М.И. Мир на пороге XXI столетия: Учеб. пособие: НовГУ. -Новгород, 1995. 159 с.
  91. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977. 298 с.
  92. М.Н. Права человека в обучении (педагогический аспект).- М., 1993.-95 с.
  93. М.Н. История формирования и развития прав личности в сфере образования. Автор. докт.ист.наук. -М., 1993.-42 с. i
  94. П. Этика Канта и современность. Рига: Авотс, 1989.- 225 с.
  95. М. Воспитание и общество в Англии. СПб, 1899. -341 с.
  96. А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. — 623 с.юо. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. СПб, 1900.-499 с.
  97. Локк Джон. Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк. -СПб, 1892.-77 с.
  98. Д. Избранные философские произведения в 2-х томах. М., 1960. юз. Локк Дж. Сочинения: В 3-х тт./ Пер. с англ. и лат. -М.: Мысль, 1988.
  99. Локк Джон. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. — 315 с.
  100. С.Я. История Греции.- СПб: Изд-во СПУ, 1993. 320 с.
  101. A.M. История педагогики: Учеб. пособие / Екатеринбург, 1994,368 с.
  102. А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.: Мысль, 1989.-432 с.
  103. В.М. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Автор. докт.пед.наук, — М., 1996.- 32 с.
  104. В.М. К.Д.Ушинский и русская школа. М., 1994. — 96 с. но. Миронов В. Б. Век образования. -М., 1990. — 175 с.ш. Мир философии: Книга для чтения. М.: Политиздат, 1991. — ч.1 — 672с., 4.2−624 с.
  105. К.Н. Очерк воспитания и обучения с древнейших времен. 4.2.-СПб, 1877.-346 с.пз. Момджян Х. Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. М.: Мысль, 1983.-447 с.
  106. П. История педагогики: в 2-х частях / Пер. с англ. М., 1911.- 1ч.-325 е., 2 ч.- 372 с.
  107. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия. М.: Правда, 1989.
  108. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 436 с.
  109. А.Ф. Иоганн Фридрих Гербарт и его школа // Очерки по истории педагогических учений. М.: Польза, 1911. — с. 146 — 170.lis. Назаров Б. Л. Права человека. Уч.пособие. М., 1994. — 232 с.
  110. П. Философия как основа педагогики. М., 1910. — 106 с.
  111. П. Социальная педагогика. СПб, 1911. — 360 с.
  112. B.C. История идей правовой государственности. М., 1993.
  113. А.Ф. Педагогика прав человека-М.: МП «Новая школа», 1993,-120с
  114. Н.Н. Гуманистическая школа Внтторино да Фелтре // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала Нового времени // сб.науч.тр. под ред. Салимовой К. И., Безрогова В.Г.- М., 1990. с. 48 — 58.
  115. Образование средство развития региона: сб. статей под ред. В. М. Егорова, — М., 1994. — 125 с.
  116. О человеческом в человеке / под ред. И. Т. Фролова.- М., 1991. 543 с.
  117. Очерки по истории педагогики / под ред. Н. А. Константинова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. — 754 с.
  118. Ф. Образование. Пер. с нем. -М., 1900. 41 с.
  119. Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908.-333 с.
  120. Педагогическая энциклопедия в 4-х т., под ред. Каирова И. А. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 столб.
  121. С.Д. Психопедагогика воспитания. -М.: Новая школа, 1996.-160 с.
  122. Плутарх. Избранные жизнеописания. Минск, 1995. — 543 с.
  123. А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVDI начала XIX века. — М.: АПН, 1960. — 200 с.
  124. Платон. Диалоги. -М., 1986. -437 с.
  125. Права человека. История, теория, практика: Учеб. пособие / отв.ред. Б. Л. Назаров. М.: Русслит, 1995. — 300 с.
  126. Проблема человека в западной философии М.: Прогресс, 1988.
  127. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли.: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
  128. В. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. -М.:Книга, 1991.-437 о.
  129. Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. -М., 1981. 560 с.
  130. К.Д. Методологические основы педагогики // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып.П.- СПб: Образование, 1995. — с. 111 —119. .
  131. С.А. Современная социокультурная ситуация и стандарт образования // Образовательные стандарты. Материалы Международного семинара, — СПб: Образование, 1995, — с. 65 71.
  132. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. -ТОО ТК «Петрополис», 1994−1997.- т.1 336 е., т.2 — 368 е., т. З — 736 с.
  133. Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме Ппол.ХГУ -Ьгол.ХУ в. М, 1977. — 272 с.
  134. Н.В. Гуманистическая культура Падуи и университет в XV в. // Традиции образования и воспитания в Европе XI -XVII веков. Иваново, 1995.-с.56−67.
  135. Л.Н. Цивилизации и способ общения. М.: Наука, 1993. — 308 с.
  136. Г. М. Этнография детства. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып.П. СПб: Образование, 1995, — с. 65 — 82.
  137. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992, — 154 с.
  138. Н.С. Философия гуманитарного образования. -М., 1993. 194 с.
  139. Ф. Движение общественной мысли во Франции в ХУШ веке, 1715 1789 гг. СПб, 1902. — 340 с.
  140. М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. -М., 1916.-380 с.
  141. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993, т. 1. — 607 с.
  142. .Ж. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1981. 656 с.
  143. .Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969ю — 703 с.
  144. К.И., Безрогов В. Г. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. В 3-х частях. -М.: НЙИОП, 1988.
  145. Е.К. Сравнение педагогики Локка с педагогиками Аристотеля и Руссо // Вопросы Педагогики, № 1 / Под ред. Боброва Е. А. Варшава, 1912.
  146. М.А. Кол Адриан Гельвеций выдающийся французский материалист XVIII века. — М., 1958.-96 с.
  147. П. А. История педагогических систем. СПб, 1913. — 612 с.
  148. Социально философские проблемы образования. — М., 1992. — 200 с.
  149. B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. — № 10. — с. 3 — 18.
  150. Г. С. Современная гуманистическая психология и школа. Метод, рекомендации. СПб, 1995. — 49 с.
  151. Т.Н. Европейская художественная культура и проблема гуманизации педагогики. СПб: Знание, 1995. — 103 с.
  152. А.Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. — 730 с.
  153. Традиции и революции в истории науки. М.: Наука, 1991. — 264 с.
  154. В.И. «Последний римлянин» Боэций. — М., 1987. 60 с.
  155. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. М&bdquo-: Наука, 1994. — 720 с.
  156. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  157. А.А. Возникновение средневековой школы // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль: Сб.науч.тр. Вып I. — М.: Изд. АПН СССР, 1990. — 143 с.
  158. Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1979. -160 с.
  159. Хрестоматия по истории Древней Греции. М.: Мысль, 1964, — 437 с.
  160. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984.
  161. Цели образования и право на образование. Сб.материалов. М.: Мирос, 1993.-90 с.
  162. А.Н. Аристотель. -М.: Мысль, 1981. 200 с.
  163. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. / Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  164. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. / Редкол.: И. Т. Фролов (отв.ред.) и др. М.: Республика, 1995. — 528 с.
  165. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
  166. В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии. 1990. — № 6. — с. 132 — 140.
  167. К.А. и др. Воспитание: новые подходы к вечной теме: философия и этика воспитания. -М.: Луч, 1993. 120 с.
  168. .Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 230 с.
  169. К. История педагогики, изложенная во всемирно- историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов. Соч. в 4-х т. -М&bdquo- 1879−1881.
  170. Эволюция образовательных систем и управления процессом обучения. -Псков, 1995.-112 с.
  171. Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1987. — 349 с.
  172. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб 1898.-тт. 25, 26, 48.
  173. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
  174. А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII -XIX вв.). СПб, 1996,-163 с.
  175. А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учеб. Пособие. -М., 1995. 416 с.
Заполнить форму текущей работой